2010.02.024. ДОЛГОВ А.Ю.1 П.А. СОРОКИН И АМЕРИКАНСКОЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО: ВЗГЛЯД ЧЕРЕЗ ПЕРЕПИСКУ.
Одной из знаменательных дат ушедшего года для научного сообщества стало празднование 120-летия со дня рождения величайшего русско-американского социолога Питирима Александровича Сорокина. Множество мероприятий, посвященных этому событию, вновь показали важность фигуры Сорокина для российской и мировой социологии, а визит в Республику Коми и Санкт-Петербург сына Питирима Сорокина Сергея и республиканская поддержка празднования юбилея позволили говорить о постепенном возвращении в Россию «сорокинианы» - творческого наследия ученого, хранящегося в различных зарубежных коллекциях и малодоступного российским исследователям. Определенного успеха в этом направлении удалось добиться благодаря созданию в Сыктывкаре Центра имени Питирима Сорокина. Руководителем Центра стал П.П. Кротов, проделавший огромную работу по популяризации сорокинского наследия и установлению контакта между семьей Сорокиных и Россией.
Несколько уже реализованных проектов Центра, среди которых создание и наполнение сайта2, учебно-методическая работа в Сыктывкарском государственном университете, а также публикация ранее неизвестной переписки П. А. Сорокина с известными учеными, политиками и общественными деятелями, проходили в сотрудничестве с Сергеем Сорокиным, а также с американскими сорокиноведами - Э. Тириакьяном, В. Джеффрисом и Л. Николь-сом. Однако наиболее значимым проектом 2009 г. стала публикация книги «Питирим Сорокин: Избранная переписка»3, в которую вошла ранее неизвестная переписка П.А. Сорокина, открывшая новые грани творчества ученого и прояснившая многие, малоизвестные ранее факты из его биографии. Среди «маленьких открытий», опубликованных в книге, можно выделить письма бывшего председателя Временного правительства А.Ф. Керенского, физика
1 Сотрудник Центра им. Питирима Сорокина, Республика Коми, Сыктывкар. E-mail: [email protected]
2 Режим доступа: www.pitirimsorokin.org
3 Питирим Сорокин: Избранная переписка / Под ред. П.П. Кротова. - Вологда: Древности Севера, 2009.
А. Эйнштейна, изобретателя И.И. Сикорского, политика Г. Гувера, советского разведчика А.С. Феклисова и многие другие. Множество других писем позволили охарактеризовать профессиональный круг знакомств влиятельного социолога (переписка с Р. Мертоном, А. Маслоу, А. Тойнби, Н.О. Лосским, Н.С. Тимашевым и другими).
Одним из малоизученных фактов из жизни Питирима Сорокина, свет на который проливает опубликованная коллекция писем, является его участие и победа в кампании по избранию президента Американской социологической ассоциации в 1963 г.1 Уникальность ситуации состояла в том, что выдвижение Сорокина произошло не традиционным путем - по решению специального комитета, а по сути «революционным» - путём вписания в официально заявленный список имени другого, альтернативного кандидата. Этим альтернативным кандидатом благодаря стараниям коллег стал Питирим Сорокин, имя которого после победы Флориана Зна-нецкого в 1952 г. ни разу не попадало в список кандидатов. Именно эту несправедливость в 1963 г. решила исправить неформальная группа - «комитет по переписке», организаторами которого стали социологи и ученики Сорокина: О.Д. Дункан, Р. Мертон, А. Андерсон, У. Файери, Ч. Лумис, У. Сьюэлл и Л. Смитт.
Должность президента АСА, учитывая неоспоримое первенство американской социологии, была не просто почетной, но и влиятельной. Вероятно, именно поэтому достаточно забюрократизированная система выдвижения кандидатов препятствовала избранию на этот пост «бунтаря» Питирима Сорокина. Однако беспрецедентная кампания 1963 г. показала, что вклад Сорокина в социологию и желание отметить его оказались превыше любых субъективных оценок его творчества - в поддержку Сорокина выступили сотни социологов со всего мира, что обеспечило его триумфальную победу.
Цель приведенной ниже переписки - показать отношение к Сорокину со стороны нескольких влиятельнейших социологов. Во-первых, переписка с Флорианом Знанецким показывает достаточно уважительные отношения между коллегами как до выборов, так и после победы Знанецкого. Далее приведена переписка одного из
1 Подробнее об этом см.: Кротов П.П., Долгов А.Ю. Выборы президента АСА: Десять процентов, которые потрясли социологию // Питирим Сорокин: Избранная переписка. - Указ. соч. - С. 166-173.
инициаторов «сорокинской кампании» Отиса Дадли Дункана1 с тогдашним секретарем АСА Толкоттом Парсонсом. И наконец, письма Парсонса Сорокину свидетельствуют о том, что, несмотря на конфликт2 между ними, Парсонс всегда уважительно относился к Сорокину и находил общие моменты «в столь многих аспектах» их научных теорий.
В связи с этим стоит отметить, что место Сорокина в мировой социологии, его роль и влияние на социологическую традицию еще не до конца осмыслены. Возможно, отмеченное в письмах позитивное отношение к нему современников, поможет, по словам Парсонса, взяться за «анализ основ» и изучить «белые пятна» биографии великого социолога.
Переписка с Флорианом Знанецким
Ф.В. Знанецкий - П.А. Сорокину Шампейн, Иллинойс, Вест Уайт Стрит, 810 12 апреля 1952
Профессору Питириму Сорокину
Исследовательский центр альтруистической интеграции и творчества
Эмерсон Холл
Кембридж, Массачусетс
Уважаемый профессор Сорокин!
Я с удивлением узнал, что мы с Вами оказались конкурентами в ходе выборов президента Американской социологической ассоциации. В конце концов положительным исходом, независимо от того, я или Вы будем избраны на этот пост, является то, что прези-
1 Отис Дадли Дункан (1921-2004) - один из выдающихся американских социологов второй половины XX в., внесший значительный вклад в развитие количественных методов социологического исследования. В 1968 г. его книга «Структура занятости в Америке» (1967), написанная совместно с Питером Блау, получила Сорокинскую премию АСА как наиболее выдающееся социологическое произведение. См.: Blau P., Duncan O.D. The American occupational structure. -N.Y.: Wiley, 1967.
2
См.: Джонстон Б. Сорокин и Парсонс в Гарварде: Институтский конфликт и происхождение ведущей традиции // Вестник МГУ. Серия 18: Социология и политология. - М., 1995. - № 2. - С. 106-117; № 3. - С. 117-127.
дентом станет иностранец. Я Вас хочу заверить, что был бы рад видеть Вас избранным, поскольку даже мысль о количестве деловых тонкостей, с которыми придется иметь дело на этом посту, меня не вдохновляет. Я также надеюсь, что в случае моего избрания, Вы ничего не будете иметь против. Помните, что я номинирован уже третий раз!!!
Посылаю Вам пасхальные поздравления. Искренне Ваш, Флориан Знанецкий.
П. А. Сорокин - Ф.В. Знанецкому 15 апреля 1952 Профессору Флориану Знанецкому 810 Вест Вест Уайт Стрит Шампейн, Иллинойс
Дорогой Знанецкий!
Если бы я заранее знал, что вторым претендентом на президентство являетесь Вы, то я, конечно же, снял бы свою кандидатуру, поскольку Вы имеете полное на это право, и этот пост должен был быть Вашим уже 25 лет назад. Но, не зная о Вашей номинации, я согласился включить свое имя в бюллетень. Сейчас уже поздно снимать свою кандидатуру, но я буду глубоко удовлетворен, если в этом необычном соревновании Вы будете претендентом, за которого проголосует большинство.
С наилучшими пожеланиями Вам быть избранным и с наилучшими пожеланиями вообще, искренне Ваш, Питирим А. Сорокин.
П.А. Сорокин - Ф.В. Знанецкому 4 ноября 1952 Профессору Флориану Знанецкому Польский институт искусств и наук в Америке 145 Ист 53-я Стрит Нью-Йорк, Нью-Йорк
Уважаемый профессор Знанецкий!
Не имея возможности принять участие в ужине, я хотел бы выразить мое глубокое уважение и восхищение Вашими творческими достижениями в области общественных и культурных наук. В послеполуденный период своей жизни Вы должны чувствовать удовлетворение Вашими творческими свершениями.
Мы, Ваши друзья и коллеги, находимся в великом долгу перед Вами за раскрытие многих загадок социальных и культурных явлений и за Ваше лидерство в нелегкой ноше по их изучению.
С самой глубокой признательностью я желаю Вам всего самого хорошего и продолжения Вашей научной работы на многие и многие годы.
Искренне Ваш, Питирим А. Сорокин.
Переписка Т. Парсонса с О.Д. Дунканом
Т. Парсонс - О.Д. Дункану Кембридж, Массачусетс, Гарвардский университет, департамент социальных отношений, Эмерсон Холл 1 марта 1963 Профессору Отису Дункану Департамент социологии Мичиганский университет Энн-Арбор, Мичиган
Уважаемый профессор Дункан!
Прошу извинить меня за медлительность с ответом на Ваше письмо с предложением о «вписании» кандидатуры профессора Сорокина на пост президента АСА. Вы и Ваша группа, конечно же, находитесь в рамках конституционных положений, выдвигая такое предложение, и действуете вполне корректно - в соответствии с Уставом. Представляется, что мне лично в статусе секретаря Ассоциации будет неэтично принять участие в Вашем проекте.
Есть определенные причины, по которым я не смогу присоединиться, и считаю в какой-то мере неудачным, что все это происходит в текущем году. Возможно, до Вас дошли некоторые из этих соображений. Но это, однако, не главное. За границей создается
впечатление, будто бы имя Питирима Сорокина систематически не допускалось в избирательные бюллетени. Конечно же, лично я не могу свидетельствовать за каждый год. Однако я знаю, что процедуры строго соблюдались Комитетом по выдвижению кандидатов на протяжении почти двадцати лет. Могу Вас заверить, что все было сделано для того, чтобы соблюсти строгую одинаковость процедуры. Каждая кандидатура, предложенная любым членом Комитета, баллотировалась всеми остальными, и финальная пара, включенная в бюллетень, была результатом строгой системы преимущественного баллотирования в Комитете. Если в Комитете появляется группа, предлагающая какое-либо имя, то это имя рассматривается с полным вниманием. Мне кажется, что единственным источником дискриминации может быть избирательность при назначении в Комитет. Как Вы знаете, Комитет назначается президентом каждый год без обсуждения с Советом, но я считаю весьма маловероятным наличие каких-либо существенных дискриминационных отклонений за многие годы этих назначений.
С уважением,
Толкотт Парсонс.
О.Д. Дункан - Т. Парсонсу 13 марта 1963
Уважаемый профессор Парсонс!
Я получил Ваше письмо от 1 марта и должен выразить Вам признательность за то, что поделились своими мыслями по поводу выдвижения кандидатуры профессора Сорокина.
Ваша позиция как секретаря АСА, накладывающая определенные правила публичных выступлений, вполне понятна. Мы получили выражение личной поддержки от многих, кто аналогично желает Вам воздержаться от публичного участия.
Мне кажется, что Вы неправы, говоря о том, что не прослеживается умышленных попыток держать имя профессора Сорокина вне избирательных бюллетеней. Я не могу отвечать за все комитеты, но по крайней мере в тех, в которых я участвовал в этом году, нет свидетельств, что такое практиковалось. Тем не менее факты говорят сами за себя, Сорокин был выдвинут кандидатом на пост президента только один раз, более десяти лет назад. Даже это за-
ставляет усомниться в правильности процедур прямой номинации Комитетом. Если проследить практику почтовых выборов, то можно увидеть, что каждый из проигравших получал на следующих выборах второй шанс. Таким образом были избраны многие достойные социологи. Сорокин же никогда не был выдвинут повторно.
Исторические детали выборов тоже могут иметь большое значение. Насколько я понимаю, результаты голосования за Зна-нецкого и Сорокина были настолько близки, что окончательный итог мог быть определен только с помощью жребия. Если эта информация верна, то тем более удивительно, почему Сорокину не был предоставлен второй шанс. Во-вторых, меня информировали, что претенденты, оказавшиеся в списке, распространяемом Комитетом по выдвижению кандидатов, в числе пары набравших наибольшее число голосов, могут решать, хотят они или нет участвовать в выборах против определенного кандидата, и Комитет организует подбор кандидатов, удовлетворяющий участников финальной пары. Если такая процедура применялась, а до меня доходили сведения, что да, и неоднократно, то мы имеем нечто, что никак не связано с публичностью, нормативностью и является внеконституционным, как и вся процедура деятельности Комитета по выдвижению кандидатов.
Как бы то ни было, несмотря на нашу осведомленность о том, что Комитет по выдвижению кандидатов в этом году решил игнорировать представление значительной части членов Ассоциации к выдвижению кандидатуры Сорокина, мы решили, не вмешиваясь и не оспаривая решения нынешнего Комитета по выдвижению кандидатов, начать действовать на основании простого исторического факта, что Сорокин был обойден их предшественниками.
В целом я знаком с процедурами Комитета, призванными обеспечить равноправие применяемых к претендентам на президентство критериев (ведь я сам был членом Комитета, который выдвинул претендентами Знанецкого и Сорокина). Проблема, на мой взгляд, помимо закрытости процедур после определения двух кандидатов, заключается не в том, насколько равнозначно применяются критерии, а в содержании самих критериев. Насколько я могу судить, у нас нет конституционного закрепления критериев, как и нет единого неформального соглашения о том, какими они должны быть. До сих пор единственный критерий, которому соответствуют
решения Комитета при отборе кандидатов, - это представление о том, что претендент должен быть добропорядочным «человеком организации». Поэтому, если какие-либо отклонения и просачивались в систему отбора кандидатов, то именно на основании этого критерия.
Теперь же некоторые из нас считают, что пост президента подразумевает выполнение ряда явных и скрытых функций. К ним прежде всего относится воплощение имиджа профессии, того, что составляет понятие высочайших достижений в нашей дисциплине. Безусловно, данное качество может находиться в противоречии с административными качествами и политическими функциями. Проблема и в том, как их ранжировать по степени значимости. По моему личному мнению, «представительская» функция является наиболее важной. Мне кажется, что процесс институализации и организационного укрепления АСА привел к власти когорту «охранников», которые готовы пожертвовать рядом функций ради воплощения «высшей цели» сохранения организации. В этом контексте меня мало беспокоит «несвоевременность», на которую Вы ссылаетесь в первом предложении второго параграфа, причем таким образом, что она становится не совсем ясной для меня.
Как бы то ни было, Вы сейчас являетесь свидетелем беспокойства общественности, отраженной в деятельности группы по выдвижению Сорокина в кандидаты на президентство, и я надеюсь, что Вы заверите каждого, кто выскажет обеспокоенность на этот счет, в том, что мы не стремимся подорвать чей-то личный авторитет.
Возможно, Вам будет интересно узнать, что нас поддержало огромное количество членов Ассоциации, значительно превышающее наши ожидания. Большинство из нас убеждены, что Сорокин наберет десять процентов голосов, необходимых для его номинации, и мы не исключаем плюрализма голосующих на первом туре выборов.
С уважением,
Отис Дадли Дункан.
Письма Толкотта Парсонса
Т. Парсонс - П.А. Сорокину Гарвардский университет, департамент социальных отношений, Эмерсон Холл 27 ноября 1951 Профессору Питириму А. Сорокину Эмерсон 210
Уважаемый господин Сорокин!
Благодарю Вас за мимеографическую копию работы об отношении между Вашей теоретической работой и той, которую я и мои коллеги делали в последние несколько лет. Мне очень приятно узнать, что мы близки в столь многих аспектах. Я уже давно считаю, что в по-настоящему важной теории в нашей области значительно больше сходств, чем различий, если мы возьмем на себя труд взяться за анализ основ. Это правда, что я находился больше под влиянием работ других авторов, а не Вас, поэтому степень сходства с Вами является результатом конвергенции, что делает ее даже более значимой. Я также осознаю, как и Вы, что мы будем расходиться по большому количеству конкретных вопросов.
Тем не менее я думаю, что это очень хороший знак, поскольку то, что обычно считалось противоборствующими школами мысли, оказалось, в сущности, имеет значительно больше общего, чем лежит на поверхности. Я надеюсь вскоре перечитать некоторые из Ваших фундаментальных работ, с тем чтобы более точно определить места наших сходств и разногласий для собственной же пользы. Искренне Ваш Толкотт Парсонс.
Т. Парсонс - П.А. Сорокину Вашингтон, округ Колумбия, Американская социологическая ассоциация, Массачусетс авеню, 1755 20 апреля 1965 Профессору Питириму А.Сорокину 8 Клифф Стрит Винчестер, Массачусетс
Уважаемый Питирим!
Несколько дней назад мне представился случай говорить с Джорджем Фишером1 о планах проведения чикагской сессии, посвященной социологии в Советском Союзе2. Сейчас уже поздно, чтобы даже говорить о посещении Советского Союза до начала сессии, на что он надеялся. Поэтому он чувствует, что ему не хватает нового материала для обоснования основного доклада. В последнее время появлялось несколько публикаций по этой теме, которые Вы, вероятно, знаете, и на которые он мог бы сослаться.
Он предлагает несколько иной план. Вместо одного основного доклада организовать публичную дискуссию и если б Вы не возражали присоединиться к нему и ко мне в качестве основных докладчиков. Мы оба считаем, что это было бы правильно, поскольку Вы могли бы представить отношения и связь между нынешней ситуацией и старой русской социологической школой, о которой мы оба ничего не знаем. Он сказал, что был бы рад выслать любые последние советские публикации, если Вы смогли бы их получить. Я же, безусловно, в более тяжелом положении, чем вы оба. Я смог бы опереться на мой опыт прошлогодней поездки, к тому же мой ассистент работает над изучением последних публикаций. В основном же я планирую действовать как председатель секции, полагаясь на Вас и Фишера как основных участников.
Помните также, что от лица АСА я обратился к Советской социологической ассоциации. Только вчера я получил ответ. В нем говорилось, что в отсутствие профессора Францева отвечает исследователь А.А. Зворыкин. Он собирается в течение нескольких недель поставить об этом в известность совет Ассоциации. Я очень сомневаюсь, что они успеют прислать делегата к началу конферен-
1 Работа Джорджа Фишера «Новая социология в Советском Союзе», опубликованная Центром международных исследований Корнельского университета, долгое время оставалась чуть ли не единственным англоязычным исследованием, посвященным советской социологии. В ней содержался аналитический обзор советских публикаций в области социологии и личные впечатления автора. См.: Fischer G. Science and politics: The new sociology in the Soviet Union. - Ithaca: Cornell univ. press, 1964.
2 Толкотт Парсонс был приглашен Академией наук СССР на период с 5 по 22 мая 1964 г. Визит состоялся в рамках советско-американской программы культурного обмена. См.: Parsons Т. An American impression о£ sociology in the Soviet Union // American sociological rev. - Wash., 1965. - Vol. 30, N 1. - P. 121-125.
ции в Чикаго. Но, все равно, еще остается шанс. В этом случае, мы, конечно же, включим его в состав участников дискуссии. Сердечно Ваш, Толкотт Парсонс.
Пер. с англ. П.П. Кротова