Научная статья на тему 'Переписка 1908-1911 гг. Между А. В. Ельчаниновым и П. А. Флоренским. (письма. Продолжение)'

Переписка 1908-1911 гг. Между А. В. Ельчаниновым и П. А. Флоренским. (письма. Продолжение) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
291
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
П. А. ФЛОРЕНСКИЙ / А. В. ЕЛЬЧАНИНОВ / P. A. FLORENSKY / A. V. ELCHANINOV

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы —

В данной публикация представленытексты писем Александра Ельчанинова Павлу Флоренскому 1908-1911 хх. В ней содержится важный материал для реконструкции ранних этапов духовного и интеллектуального становления выдающихся представителей русской мысли и православной духовности конца XIX начала XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Here the reader may find the collected texts of the letters of A. Elchaninov to P. Florensky written between 1908 and 1911. These letters afford the researcher significant first hand source material to aid in the reconstruction of the early years of the spiritual and intellectual formation of these two eminent representatives of Russian thought and Orthodox spirituality of the time spanning the nineteenth and twentieth centuries.

Текст научной работы на тему «Переписка 1908-1911 гг. Между А. В. Ельчаниновым и П. А. Флоренским. (письма. Продолжение)»

Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия

2011. Вып. 2 (34). С. 77-96

Переписка 1908—1911 гг. между А. В. Ельчаниновым и П. А. Флоренским (Письма. Продолжение)1

В данной публикация представлены тексты писем Александра Ельчанинова Павлу Флоренскому 1908—1911 гг. В ней содержится важный материал для реконструкции ранних этапов духовного и интеллектуального становления выдающихся представителей русской мысли и православной духовности конца XIX — начала XX в.

Тифлис 20 августа 19092.

Открытое письмо от Е. Ельчаниновой. Сергиев Посад (Москов[ской] губ[ернии]). Петропавловская ул[ица], д[ом] Ивоилова. Павлу Александровичу Флоренскому.

Дорогой Павел Александрович! Вы знаете должно быть, что Брихничев3 покушался на самоубийство. Вчера получила от него письмо; пишет, что он с семьей голодает, что ничего не мог до сих пор найти, как ни хлопотал, не нашел работы. Семья из 4-х чел[овек] детей; положение ужасное. Будьте так добры, Павел Александрович, соберите для семьи среди Ваших сослуживцев. Просит выслать скорее, если можно, то теперь же. Я у Жени в Абастумани; теперь ничего не могу для него устроить, потому что уже почти никого здесь нет, а поехать в Тифлис скоро не могу, Женю нельзя оставить.

Уважающая Вас Е. Ельчанинова. Абастумани, дача Анановой.

Москва 11 ноября 1909.

Открытое письмо. Сергиев Посад. Моск[овской] губ[ернии], Петропавловская ул[ица] д[ом] Ивоилова. П. А. Флоренскому.

Дорогой Павлуша! Отвечаю на те пункты твоего письма, на которые могу ответить.

1 Продолжение публикации переписки, начатой в предыдущих номерах Вестника ПСТГУ I: 2010. Вып. 1 (29). С. 97-128; 2010. Вып. 2 (30). С. 81-98; 2010. Вып. 3 (31). С. 77-96;

2010. Вып. 4 (32). С. 91—115; 2011. Вып. 1 (33). С. 87-107. Текст набран в соответствии с современными орфографическими правилами.

2 Письма 20 августа, 11 ноября и 14 ноября находятся в конвертах с соответствующими датами, однако данные их содержания указывают на более раннее написание — 1906 г., поэтому тексты этих писем расположены в начале текущей публикации. — Ред.

3 См.: Переписка... Вестник ПСТГУ I: 20п. Вып. 1 (33). С. 99. Сн. 42. О хлопотах друзей

об отце Ионе и его семействе см. также: Взыскующие града. Хроника частной жизни русских религиозных философов в письмах и дневниках / В. И. Кейдан, сост., вступ. ст., коммент. М., 1997. С. 142-143.

1. Образцы обложки Сер[гея] Семеновича] не пригодились; они сделаны не в том формате, в котором мы издаемся, и мало заметны — понимаешь, надо, чтобы бросалось в глаза, выделять среди других обложек.

2. Для Петровского4 и вообще никаких переводов нет, т. к. Ефимов больше печатать ничего пока не хочет. Если бы и был перевод, мы бы взяли его сами, ибо совсем обеднели. По совести скажу, что, не мечтая уже о такой роскоши, как целые ботинки, галоши, пальто, мы давно уже не можем купить даже копеечной брошюры; денег едва хватает на еду, да и то не всегда, так что мы сами жаждем переводов.

3. Напиши сейчас же, не можешь ли ты, Павлуша, прочесть реферат о Церкви в закрытом собрании в ближайшее воскресенье (17-е, кажется).

4. Семенова5 мы записали в члены ... (неразборчиво. — Ред.)

5. На Наумова6 обратили внимание.

6. Тарееву7 повестки посылать будем.

7. Если не приедешь в это воскресенье — ничего, лишь бы хоть на публичные заседания приезжал.

Прощай. Поклон Сер[гею] Сем[еновичу]. Саша 10 / XI.

Москва 14 ноября 1909.

Сергиев Посад. Духовная академия. П. А. Флоренскому.

Дорогой Павлуша! Вся наша компания просила довести до твоего сведения следующее:

1. 1-го декабря выходит наш еженедельник «Христианство и социализм»8. Нам удалось после долгих трудов найти издателя.

2. Размер брошюр средней величины широкого формата, 3 листа очень убористого шрифта (40 строк). При таком объеме статьи предполагаются не более чем в 6—10 страниц, ц. 15 к. ... (неразборчиво. — Ред.).

4 См.: Вестник ПСТГУ I: 2011. Вып. 1 (33). С. 96. Сн. 28.

5 Павел Васильевич Семенов (епископ Михаил) (1873—1916) — один из ярких и характерных деятелей эпохи Серебряного века, ученик митрополита Антония (Храповицкого). В 1902-1906 гг. доцент, экстраординарный профессор канонического права СПбДА, активный участник Религиозно-философских собраний и Религиозно-философских обществ в Санкт-Петербурге и Москве (далее — СПбРФО и МРФО). Во время революции 1905 г. идейно близок к Христианскому братству борьбы (далее — ХББ). В 1906 г. уволен из Академии за политическую активность. В 1907 г. перешел в старообрядчество, в 1908 г. хиротонисан во епископа. Вместе со Свенцицким и отцом Ионой (Брихничевым) — один из основателей и теоретиков движения «голгофских христиан». В 1916 г. трагически погиб. Стенограмму заседания СПбРФО, посвященного его памяти см.: Религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге (Петрограде). История в материалах и документах. М., 2009. Т. 3. С. 441-475.

6 Видимо, студент МДА. Упоминается в Дневнике А. Е. (сочинение о Дионисе, которое рецензировал П. Ф.) за 1909 г. (см.: Взыскующие града. С. 208).

7 Михаил Михайлович Тареев (1867-1934) — русский богослов и философ. Профессор кафедры нравственного богословия МДА. Тареев сочувствовал начинаниям участников ХББ и движениям за обновление Церкви. Он не делал докладов в МРФО, однако читал лекции в Вольном богословском институте при нем.

8 О попытке издания журнала см. в переписке Булгакова с А. С. Глинкой (Взыскующие града. С. 113-114), а также: Колеров М. А. Не мир, но меч. Русская религиозно-философская печать от «Проблем идеализма» до «Вех». СПб., 1996. С. 244.

3. Наша усердная к тебе просьба присылать побольше всего самого разного. Подробности — при личном свидании.

4. Извести при первой возможности, как ты думаешь, можно ли у Елова через Наумова и пр[очих] устроить продажу номеров у вас, и какое колич[ество] может пройти. Я видел сегодня Наумова, но утром, а вопрос о журнале решили вечером.

5. Не знаешь ли ты лиц, особенно священников, которые могли бы писать корреспонденцию для отдела «Церк[овных] хроник», которую мы хотим поставить очень полно.

Ну вот и все. Особенно важно — твои статьи и точные цифры нужного для Лавры колич[ества] экземпляров. В это воскресенье у нас опять будет закрытое заседание — Эрн прочтет о «das Wesen des Christentums» Натаск’а9. Тареева мы записали в члены — скажи ему об этом, как о предложении. Может быть, он есть профессор, который не отказался бы быть членом?

Воскресенье вечер — реферат Галанина старшего — прошел очень живо. Реферат сам был неимоверно плох, но краток — единственное его достоинство. Зато прочие были очень оживленны и интересны10. Пока все.

Прощай. Саша. 1909 14 / XI Москва

Келломеки 27 июня 1908.

Ст[анция] Яковлевское, Костромской г[убернии] Нерехтского у[езда]. Село Толпыгино. П. А. Флоренскому11

Спасибо тебе, Павлуша, за твое письмо. Не знаю, как это ты так написал его: оно обрадовало меня, и я принял из него как будто действительное благословение. Конечно, это благодаря тому, что письмо твое напоено именем, которое я не смею произносить и которое для меня дороже всякого имени на земле и на небе. И такие подробности! Как странно, что С. (я с нею не виделся около года, мы разошлись (она ушла), кажется, навсегда) любит именно те цветы — розовые ноготки, про которые ты пишешь12. И за тебя я так рад, за твое состояние «несказанной беспечности», за мир и радость в твоей душе, за то, что ты опять с Сер[геем] Семеновичем]. Какой ты счастливый, что имеешь и родину, и друга, и, судя по твоим частушкам, некую Софьюшку, в небесном происхождении которой я, впрочем, не сомневаюсь, но от души желаю тебе встретить ее отсвет

9 Впоследствии Эрн читал его в качестве лекции в Вольном богословском институте при МРФО. Опубликован: Эрн В. Ф. Методы исторического исследования и «Сущность христианства» А. Гарнака // Гарнак А. Сущность христианства. М., 1907. С. 1-30. См. также: Взыскующие града. С. 135-137. Об участии Эрна в деятельности МРФО см.: Ермишин О. Т. Православные идеалы в московском Религиозно-философском обществе // Вестник ПСТГУ I: 2007. Вып. 2 (18). С. 57-68 (здесь: С. 65-66).

10 Дмитрий Дмитриевич Галанин (старший) (1857-1929) (о нем см: Вестник ПСТГУ I:

2011. Вып. 1 (33). С. 105. Сн. 65). Речь идет, видимо, о его докладе «Мое религиозное мировоззрение». Аналогичен отзыв С. Н. Булгакова в письме А. С. Глинке: «На Галанинском реферате были оживленные разговоры» (Взыскующие града. С. 113).

11 См.: Вестник ПСТГУ I: 2011. Вып. 1 (33). С. 99. Сн. 41.

12 Тема отношения Александра Ельчанинова к природе, детской и девичьей душе представлена особенно сильно в большой рецензии к книге Л. Д. Зиновьевой-Аннибал «Трагический зверинец» (1907): (см.: ЕльчаниновА. Трагический зверинец // Живая жизнь. 1908. Т. 1).

и между земными девами. Я постараюсь достать здесь лекции по философии (древней); таковые имеются только, кажется, у Введенского13, и я не думаю, чтобы этот авторитет «по столице» очень помог тебе. Я имею к тебе два вопроса. Не утруждай себя и отвечай покороче и первое, что придет в голову (я уверен, что ответы у тебя уже готовы). I. В чем главном ты полагаешь разницу между духом католичества и православия? II. Я страшно затруднен (я пишу сейчас об этом), как оценивать явления хлыстовства. Затрудняют меня два факта: а) люди молятся нашим образам, осеняют себя крестным знамением, непрерывно призывают имя Божие, имя Христа (Рим 10. 13), всею душой жаждут очищения, святости, спасения; в) по своему нравственно-религиозному самочувствию не имеют никаких признаков одержимости демонами; именно: они кротки, незлобивы, светлы лицом, радостны; они постоянно говорят, что ищут и получают «радость, сладость и умиление неизреченное», как результат наитие Духа Святого. Да, еще, к пункту а) — обычное упражнение хлыстов: молитва Иисусова. Затруднение мое в том, что я не могу по этим признакам (да! они постоянно причащаются (!!!) в православных церквах, и не из лицемерия, а считая это тоже спасительным делом, но даже если б из лицемерия, то все же, если кликуш и одержимых корчит при виде Чаши, то как хлысты могут подходить к ней?). Так вот я и не могу по всем этим признакам считать их одержимыми бесами. Но ведь тогда что же это? Я не могу допустить чисто физиологических состояний, безразличных в религиозном отношении, потому что явление духовного подъема, говоренье стихами, иногда обладание огромными сверхчеловеческими силами у «пророков», даром предвидения и т. д. — явно выводят эти явления из категории чисто физических феноменов. Но ведь не Дух же Святой в самом деле действует в них, потому что в них имеются элементы нелепого, узкого и даже богохульного характера (богородицы, христа и т. д.). Если ответишь или укажешь, где найти ответ, то много обяжешь. Православные «обличители», прости меня, просто идиоты; я ничего не мог найти у них. Самый толковый из них, Добротворский, говорит, что хлыстовство потому ересь, что его адепты не повинуются предержащей власти. Это не анекдот — см.: Добротворского «Люди Божии», стр. 94 и 9514. Вообще же — полное и злостное непонимание и нежелание понять, формальная точка зрения, правительственно-полицейская точка зрения и т. д. Изучать предмет по этим бездарным и злостным «исследователям» просто мука, а других нет.

13 Об А. И. Введенском см.: Вестник ПСТГУ I: 2010. Вып. 3 (31). С. 81. Сн. 13.

14 Имеется в виду: Добротворский И. М. Люди Божьи. Русская секта так называемых духовных христиан. Казань, 1869. Речь, вероятно идет о следующем отрывке на с. 94-95: «.истинная преданность воле Божией никогда не откажется от повиновения не только церковным заповедям, но и властям гражданским: она знает, что не только в постановлениях церковных. выражается воля Божия, но что и цари по воле Бога царствуют и законодатели пишут правду под его же водительством (Притч 8. 15). Итак, истинная преданность, ищущая действительной воли Божией, предает себя прежде всего водительству слова Божия и властей, духовных и гражданских.» Очевидная предвзятость А. Е. к цитируемому автору представляется важной с точки зрения реконструкции его и П. Ф. духовной биографии: она носит не только политический, но и методологический характер, что особенно очевидно из следующего дальше хвалебного отзыва о «Столпе». Ср. с чуть более поздним аналогичным отзывом Эрна: «.своей книгой он (Флоренский. — К. А.) совершенно опрокидывает академическую науку» (Флоренский П. А. Сочинения: В 4 т. М., 1996. Т. 2. С. 744).

Я прочел твой «Столп»15 и утвердился в своем мнении, что это очень важная вещь, самая значительная из того, что ты писал. С нее начнется твоя известность в широкой публике, особенно, если ты (что прямо необходимо) издашь эту вещь книгой. Ее прочел Аскольдов16. Его очень взволновала эта вещь, он о ней очень высокого мнения (о языке и идеях), но в корне не согласен с тобой в главном. Он большой рационалист, верит в разум и даже рассудок беззаветно, ненавидит Канта за разделение трансцендентного от «этого» мира, не любит катастроф, антиномий, вообще никаких драм и трагедий, и в жизни, и в гносеологии. Я же наоборот, многое из твоей книги принял в свою душу, как свое. Правда, у меня есть вопросы кое о чем, но о них после. Пока прощай, всего тебе светлого.

Твой Саша Е. 1908 VII / 13 Келломеки. Д[ом] Макеева.

Келломеки 12 августа 1908.

Открытое письмо. Сергиев Посад Московской губернии. Духовная Академия. П. А. Флоренскому.

Спасибо тебе, Павлуша, за обстоятельный ответ на мои вопросы. Частично они меня удовлетворили — о прочем при встрече. Я думаю быть в Лавре около 8-го августа, но не связываю себя этим сроком окончательно. Мне, конечно, очень приятно и важно было бы жить с тобой, как ты предлагаешь, но это зависит от того, какая у тебя будет квартира: я не хотел бы лишать тебя, если у тебя не будет лишней комнаты, тем более, что у меня будут деньги для отдельной комнаты. Если тебе интересно, то знай, что Эрн будет в Москве 15-го августа.

Всего тебе светлого. Саша Е.

Келломеки 20 августа 1908.

Открытое письмо. Сергиев Посад Московск[ой] губ[ернии.] Петропавловская ул[ица,] д[ом] Ивоилова. П. А. Флоренскому.

Дорогой Павлуша! Я задержался здесь по случаю денег; я должен получить их 11-го числа, и тогда выеду. 12-го буду в Питере, 13-го в Москве и вечером того же числа буду у тебя. Теперь вопрос о лампе: я ее куплю тебе с удовольствием, но ты уведомь меня сюда же к 11-му числу о том 1) что ты ее еще не купил сам — т. к. ты ведь ждал меня 9-го, 2) в какую цену. Я помню твою лампу, которая была у тебя, когда ты жил по Остоженке в доме Егорова, она еще болталась у тебя и стояла нетвердо. У этих ламп тот недостаток, что у них железный абажур, который очень нагревается. Ведь ты говорил о лампе такого фасона: (Рисунок). Если не получу письма, то лампу куплю все равно: она стоит около 3-4 р.

Прощай. С. 1908 VIII / 9.

15 Речь идет о публикации первых семи писем из знаменитой книги: Флоренский П. Столп и Утверждение Истины // Вопросы религии. М., 1908. Вып. 2. С. 223-384.

16 См.: Вестник ПСТГУ I: 2011. Вып. 1 (33). С. 106. Сн. 67. Аскольдов активно участвовал в ряде издательских проектов ХББ («Век», «Живая жизнь»), находился в дружеских отношениях с А. Е., П. Ф., Эрном, Свенцицким, впоследствии был близок кружку М. А. Новоселова.

Санкт-Петербург 24 сентября 1908.

Открытое письмо. Сергиев Посад Московск[ой] губ[ернии.] Петропавловская ул[ица,] д[ом] Ивоилова. Профессору Дух[овной] Ак[адемии] П. А. Флоренскому.

Милый Павлуша! Заседание совета назначено на 30-е сент[ября]. Т. ч. я раньше 1-го окт[ября] не приеду. Елен[а] Мих[айловна]17 была очень тронута твоими брошюрами. Она же сообщила мне одну олонецкую частушку, которую я и пишу тебе порадовать (мне она очень понравилась своей экспрессией):

Как мой милый18 окосел,

Не к той девушке подсел:

Я недолго думала —

Подошла да плюнула!

Желаю тебе всякого утешения; мой почтительнейший поклон Дарье Александровне.

Саша Е. 1908 IX / 24.

Санкт-Петербург 01 октября 1908.

Сергиев Посад Московской губернии. Петропавловская [улица], д[ом] Ивоилова. П. А. Флоренскому.

Дорогой Павлуша!

Я был у Ламанского19. Относительно рисунка он сказал, что он его не напечатал, потому что обращался к сведущим людям (он упомянул, кажется, Кондакова), и они сказали, что «это едва ли так». Добиться от него более определенных объяснений я не мог, т. к. он плохо слышит и еще хуже понимает. Рисунок не у него сейчас, а в редакции, откуда я его достану. Относительно других материалов, он просит присылать, но, судя по тому, как он это говорит, я чувствую, что материалы эти могут пролежать в редакции год и два, и больше. Лучше уж я поговорю с практическим редактором «Ж. С.»20, неким Виноградовым, у которого буду сегодня. Я выеду отсюда 3-го, буду в Москве 4-го, а у тебя 5-го, т. ч. писем ты мне не присылай уже — впрочем, я ничего и не получал до сих пор. Заседание совета только сегодня, 30-го, а с паспортом еще медленнее.

Прощай, всякой тебе радости.

Саша Е. 1908 IX / 30. СПб. Подрезова, 24.

17 Личность не установлена.

18 В тексте открытки стоит «миленький», однако в целях сохранения стихотворной рифмы сокращаем количество слогов до «милый». — Ред.

19 Имеется в виду Владимир Иванович Ламанский (1833-1914) — русский историк, географ, славист, основатель школы в славяноведении, развивавшей идеи старых славянофилов. Общение с продолжателями традиций славянофильства в русской мысли имело большое значение в духовном становлении П. Ф.

20 «Живая старина» — журнал отделения этнографии Русского географического общества, издававшийся в 1890-1916 гг. под редакцией В. И. Ламанского и Н. Виноградова.

П. Флоренскому.

Милый Павлуша, вот дело какое, Пав[ел] Ник[олаевич]21 говорит, что ты будешь в воскресенье на гипнотич[еском] сеансе у Каптерева22, а на это же воскресенье Булгаков23 усиленно приглашает меня и тебя (узнав, что ты в воскресенье собираешься в Москву — я нечаянно сказал громко это Володе в толпе, а Булгаков услышал). Мне, разумеется, очень хочется видеть тебя, и я поэтому пойду на сеанс, а не к Булг[акову], но если тебя там не будет? Или можно ли нам с сеанса часам к 10-ти отправиться к С[ергею] Н[иколаеви]чу? Ты все это имей в виду. У С[ергея] Н[иколаевича] будут: Волжский, Рачинский, Белый и Эрн. Всего тебе светлого.

Саша. 1908 Х / 1.

Санкт-Петербург 04 октября 1908.

Открытое письмо. Сергиев Посад Московской губернии. Петропавловская [улица], д[ом] Ивоилова. П. А. Флоренскому.

Милый Павлуша! Я не могу еще выехать из Питера, т. к. 4-го здесь будет еще одно заседание совета, на котором меня очень просили быть. Т. к. мне нечего делать в Москве, то я и согласился. Я сообщу тебе только день и час своего прибытия в Посад. Вижу часто Мережковских; расскажу тебе о них, когда приеду. Они очень переменились душами.

Прощай. Саша. Я прошу тебя опять прочитывать на всякий случай те письма, которые придут на мое имя. 1908 Х / 3.

Санкт-Петербург 11 октября 1908.

Открытое письмо. Сергиев Посад Московской губернии. Петропавловская [улица], д[ом] Ивоилова. П. А. Флоренскому.

Я буду в Москве 14-го октября в 8 ч. 30 м. утра. У меня там много дел, и поэтому я прошу тебя, не можешь ли ты, милый Павлуша, переслать Эрну те письма, которые могли получиться на мое имя. Одно из них должно быть очень важным, от мамы.

До скорого свидания. Саша. 1908 Х / 11.

21 Не установлено.

22 Имеется в виду педагог П. Ф. Каптерев, об участии П. Ф. в его гипнотических опытах см. выдержки из дневника А. Е.: Взыскующие града. С.191.

23 Знакомство А. Е. и Булгакова состоялось, конечно, гораздо раньше. В эмиграции отец Сергий был духовником А. Е. и именно он предложил ему стать священником. Его Слово на отпевании А. Е. и краткую биографическую статью см.: Памяти отца Александра Ельчанино-ва. Париж, 1991. С. 10-15, 60-64.

Москва 22 октября 1908.

Открытое письмо. Сергиев Посад (Моск[овской] губ[ернии]). Петропавловская ул[ица], д[ом] Ивоилова. П. А. Флоренскому.

Милый Павлуша! Мы с тобой неверно рассчитали будто о совпадении диспута Коновалова24 с лекцией Сер[гея] Ник[олаевича.]25 Ведь диспуты в эту пятницу, а лекция — в ту — 31-го. С[ергей] Н[иколаевич] сказал мне, что очень бы хотел, чтобы ты был. Сейчас я от него.

Всего тебе светлого. Саша. 1908 Х / 22.

Москва 26 октября 1908.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сергиев Посад Моск[овской] губ[ернии]. Петропавловская ул[ица], д[ом] Ивоилова. П. А. Флоренскому.

Милый Павлуша! Володя обещал переслать твои оттиски через Елова в понед[ельник] или вторник (этот). Счет я препровождаю тебе; ты не пугайся — он не хочет сразу получить всех денег и готов рассрочить на три срока, как тебе будет угодно. Он вообще к тебе благорасположен, вероятно, через Елова, и весьма разумно и благожелательно рассуждая, что ты теперь стал профессором, и потому для тебя нужно было обзаводиться обстановкой, т. ч. понятно, если ты не можешь сразу заплатить. О Ветухове26 я спрашивал у Карбасникова и Вольфа — у них нет; но и ... (неразборчиво. — Ред.) они не могут, пока я не сообщу им издательства: напиши мне, пожалуйста, точно и название книги, и издательства и пр. Все.

Затем, моя книга27 выходит через 3 недели, т. ч. через 7-10 дней надо сдать «православие», уж будь любезен, прогляди его и черкни без милосердия, исправляй и т. д. — я даю тебе сим документом все права, только кончай скорей. Я писал тебе по просьбе С[ергея] Н[иколаевича], чтобы ты приехал на его лекцию, но я знаю, что это тебе почти невозможно — я так и Булгакову сказал — ты уж прости.

Прощай. Твой Саша. 1908 Х / 26.

24 Речь идет о защите магистерской диссертации Д. Г. Коновалова «Религиозный экстаз в русском мистическом сектантстве». Ч. 1. Вып. 1: «Физические явления в картине сектантского экстаза» (1908). Несмотря на единогласное решение Совета Академии, Синод не утвердил степень Коновалова по отзыву архиепископа Волынского Антония (Храповицкого). Интерес А. Е. обусловлен его собственными изысканиями в этой области в связи с работой над «Историей религии» (см.: Сухова Н. Ю. Система научно-богословской аттестации в России в XIX - начале XX века. М., 2009. С. 374).

25 О какой лекции С. Н. Булгакова идет речь, установить не удалось.

26 Речь идет о А. В. Ветухове (1869-1942), филологе, литературоведе, философе, ученике Потебни. Здесь и далее имеется в виду его книга: Ветухов А. В. Заговоры, заклинания, обереги и другие виды народного врачевания, основанные на вере в силу слова. Варшава, 1907. Затрагивающая тему, актуальную для мысли и искусства Серебряного века, она, по всей видимости, послужила одним из важных источников для «Общечеловеческих корней идеализма» П. Ф. и для «Поэзии заговоров и заклинаний» А. Блока.

27 Ельчанинов А., Флоренский П., Эрн В. История религий. М., 1909. Приложение: Булгаков С. Н. О противоречивости современного безрелигиозного мировоззрения (Интеллигенция и религия).

Москва 03 ноября 1908.

Открытое письмо. Сергиев Посад. Петропавловская ул[ица], д[ом] Ивоило-ва. П. А. Флолренскому.

Милый Павлуша, книга моя отпечатана почти вся; не ускоришь ли ты присылку Православия? Турбин28 меня терзает — если б не он, я не стал бы тебя мучить. Прости. Я приеду к тебе, вероятно, в среду; если не трудно, оставь ключ у Дарьи на этот день. Всего тебе хорошего.

Прости. Твой Саша XI / 3.

Москва 15 ноября 1908.

Открытое письмо. Сергиев Посад. Петропавловская ул[ица,] что в Кукуевке, д[ом] Ивоилова. П. А. Флоренскому.

Милый Павлуша, я посылаю тебе одновременно с сим 3 вып[уска] Даля, которые мне удалось достать у Валент[ина] Свенц[ицкого]. На днях буду у Вольфа и получу еще часть, уплатив ему твой рубль и еще сколько смогу.

Здесь густые психические и флюидные туманы, т. ч. дышать трудно; все портит воздух «он же»29. Часть твоих оттисков передали, часть нет. У Лопатина не был.

Прощай, голубчик. Дарье поклон. Саша.

Обрати внимание на стильный адрес.

Москва 25 ноября 1908.

Сергиев Посад. Петропавловская ул[ица], д[ом] Ивоилова. П. А. Флоренскому.

Милый Павлуша, с большим утешением прочел я оба твои письма (ко мне и Валентину). Тем с ббльшим, что все уже кончено и на всем деле поставлена большая точка, такая большая, что твое письмо, которое привело бы Валентина в состояние умоисступления, уже нельзя ему передать. Изложу тебе схематически все дело. Оговорюсь сначала. Я порывался писать тебе давно обо всем этом и не писал сознательно: я не хотел и не считал нужным заносить всю эту тревогу и грязь в вашу обитель. Т. к. ты просишь, и я вижу сам, что тебе надо знать, чтобы отвечать вопрошающим, то пишу. 12-го в среду открылось, что у Вал[ентина] есть двое детей от Оли и Нади30; немного спустя поступила в совет жалоба на Вал[ентина] от матери одной гимназистки, а потом открылся целый ряд фактов той же категории + шантажные денежные дела. Общество постановило исключить Вал[ентина]: Вал[ентин], чувствуя грозу, принял меры и разослал циркуляры по знакомым (экз[емпляр] ты получил). 17-го братья Оли отправились к Вал[ентину] и поставили ему ультиматум: или пусть он отпустит девиц и немедленно выедет из Москвы, или он будет подвергнут физическому

28 Имеется в виду В. М. Турбин — редактор издательства «Польза», в котором вышла «История религий».

29 Речь идет об истории с В. И. Свенцицким, подробности которой А. Е. излагает в следующем письме.

30 Ольга Владимировна Шер (Галанина) (1888-1963), Надежда Сергеевна Багатурова (Шер) (1890-1976).

воздействию. Тогда Антихрист капитулировал и принял все условия, а на другой день прислал Володе признание во всех своих гнусностях, даже таких, о которых мы не знали. В этом письме он всецело предавался на волю победителей и только умолял помочь ему поступить в монастырь. Все же временно мы удалили его из Москвы, девиц перевезли к Шерам31, а судьбу Вал[ентина] в смысле монастыря повергли на благовоззрение преосвященного Антония. (Я пишу крупно, жалея твои глаза и потому, что линейки соответствуют.) Если тебе надо, я пришлю тебе покаянное письмо Св-го. Эти дни мы переживали очень тяжело, главное потому, что жалко девиц с ребятами (две славных девчонки 4-х и 7-ми месяцев), а потом мы не думали, что все так хорошо кончится. Я ездил к преосвященному и все ему изложил; в пятницу он примет Рачинского и даст ему ответ, что делать с Валентином. Девицы первые дни были совсем безумные от горя. Теперь они тихие, приняли все как должное, не хотят его больше видеть и только боятся за его душу. Больше писать не буду, т. к. не знаю, надо ли тебе; если что спросишь, отвечу с удовольствием. Если б ты приехал сюда. А если приедешь, захвати письмо Розанова. Мы все (Володя, Женя и я) много смеялись, читая твое письмо к Вал[ентину]. На Рождество я, вероятно, поеду к маме, если устроится экскурсия. Пока прощай. Сегодня опять я был у Владыки32 и он был хорош, как я никогда его не видел. Такой радостный, сильный, ласковый. Я возил к нему (с его разрешения) Наташу Карпович.

Прощай, милый, я очень рад, что ты пребываешь в своем безмятежном настроении. Твой Саша. Поклон Воинову и Добротворскову33, а также, конечно, Дарье. 1908 XI / 23.

Москва 17 декабря 1908.

Открытое письмо. Сергиев Посад. Петропавловская ул[ица], д[ом] Ивоило-ва. П. А. Флоренскому.

31 Шеры — одно из наиболее характерных культурных семейств в Москве конца XIX — начала XX в. Владимир Дмитриевич Шер (1850—?) — двоюродный брат Ф. М. Достоевского, домовладелец. Его супруга Вера Васильевна Шер (Марецкая), по воспоминаниям Марка Вишняка, «была начитанной дамой, интересовавшейся разными вопросами и с исключительным вниманием и радушием относившейся к друзьям ее Васи, Мити, Оли и Веры». Василий Вл. Шер ((1883-?), член РСДРП, меньшевик, деятель Февральской революции, в 1931 г. арестован и осужден по обвинению в контрреволюционной деятельности. Дмитрий Вл. Шер (Чмич) (1885-1941), друг А. Е., Эрна, Свенцицкого, активный деятель ХББ, умер в эвакуации. Представители младшего поколения семьи Шеров принимали активное участие в деятельности Христианского братства борьбы, МРФО, Вольного богословского института. В доме Шера в 1-м Зачатьевском переулке располагалась канцелярия МРФО. О роли Шеров в культурной жизни Москвы см.: Вишняк М. Дань прошлому. Нью-Йорк, 1954. С. 28-29. О Свенцицком и его роли с точки зрения близкого, но «стороннего» наблюдателя см.: Там же. С. 30-32, 166-170.

32 Имеется в виду: Преосвященный Антоний (Флоренсов) (1847-1918), епископ Вологодский и Тотемский, о нем см.: Ельчанинов А. Епископ-старец // Путь. 1926. Т. 4. С. 157-165; Андроник (Трубачев), иеродиак. Епископ Антоний (Флоренсов) // Журнал Московской Патриархии. 1981. № 9.

33 Воинов и Добротворцев — студенты МДА в 1904-1909 годах (см.: Андроник (Трубачев), игум. Примечания // Флоренский П., свящ. Философия культа. М., 2004. С. 618).

Милый Павлуша, неожиданно, по чужому делу, я выезжаю в Тифлис 17-го дек[абря]. Вернусь скоро. Ужасно жалею, что не повидаюсь с тобой. «Ист[ория] рел[игий]» вышла и я посылаю тебе 3 экз[емпляра].

Всего тебе самого светлого. Твой Саша. 1908 XII / 17.

Тифлис 02 января 1909.

Сергиев Посад Моск[овской] губ[ернии]. Петропавловская ул[ица], д[ом] Ивоилова. П. А. Флоренскому.

Милый Павлуша, как приехал сюда, я все собирался писать тебе; меня очень обрадовала твоя открытка и то, что ты интересуешься моими делами. Сначала отвечу на открытку. У меня оказалось дело и в Тифлисе, и назначено оно на 9-е февраля (если вспомнишь, помяни меня у Преподобного), т. ч. раньше этого числа не приеду. Как только отбуду это дело (оно не тяжелое и, вероятно, сведется к штрафу), то поеду в Москву. Относительно книг; я поручил Борису послать тебе 3 экз[емпляра] моей книги (История религий. — Ред.); больше ничего не посылал. Ты говоришь еще о своих тетрадях — я о них ничего не помню, так как будто ничего и не было в этом роде; напомни, ради Бога. Все мое имущество у Эрнов в мезонине, и там можно рыться сколько угодно. О книгах (которые должны быть посланы заказом) я послал уже запрос Борису.

Я веду здесь самую безбожную жизнь: много ем, не соблюдаю постов (в Москве я выдержал весь Рожд[ественский] пост), много болтаю и болтаюсь, вижусь с девицами (т. е. вру — с одной Наташей); правда, — что в церковь все же хожу аккуратно. Меня очень и очень огорчает, что мне не удалось съездить в Зосимову пустынь. Здесь я буду причащаться на второй или третьей неделе (если не уеду), но здесь это очень трудно. У ваших я был раза три. С[ергей] С[еменович] очень изменился в своих отношениях ко мне: различает меня от других, имеет ко мне специальные чувства и легко говорит (без моего побуждения) о себе и своем самом важном (не обо всем, конечно). Ольгу П[авловну] я видел всего раз. Она выглядит здоровой и крепкой; Андрюшка все растет. Здесь у меня одно, очень меня радующее знакомство. Это некий Левандовский34, в школе которого Андрюша. Он меня очень любит, а я ему отвечаю тем же; мы с ним решительно ни в чем не сходимся, почти всю его программу и образ действий я горячо отрицаю, а вместе мне очень легко с ним говорить, так он мил, любвеобилен, внимателен и лишен всякого фанатизма. Его дети и школа на меня всегда производят ошеломляющее впечатление. Такая масса детей, и все такие красивые, веселые, что я ухожу оттуда во что-то влюбленным, с каким-то обновленным телом, с чувством необычной для меня легкости и счастья. Когда я уезжал из Москвы, вышла большая (624 стр.) книга Блока «Половая жизнь нашего времени и ее отношение к современной] культуре»: я ее прочел. Книга написана плоско и глупо, но

34 Владимир Антонович Левандовский (1873-1946) — офицер, участник Японской и Первой мировой войн, в 1911-1916 гг. начальник штаба Кавказской кавалерийской дивизии, с 1921 г. в эмиграции. Вместе с супругой Верой Семеновной основал прогимназию и частное учебное заведение в Тифлисе (гимназия Левандовского) с совместным обучением мальчиков и девочек, с исключительно высоким уровнем преподавания. С 1912 г. А. Е. преподавал в ней историю, с 1914 — был директором. В 1916 г. А. Е. женился на дочери генерала Левандовско-го — Тамаре.

поражает богатством материала и, главное, огромной библиографией35. Я тебе советую взглянуть на нее (стоит 3 р. 50 к.). У меня она есть, и я привезу ее в Москву. За недостатком книг читаю спиритическую и теософическую литературу. Попадаются интересные материалы. Видал ли ты книги Трайна36 и как к ним относишься? (У Джемса в последнем его труде о Трайне целая глава — «mind cure» (англ.: духовное врачевание. — Ред.).

Здесь тепло и хорошо, ясно, хотя снег кругом на горах. Через месяц будут первые цветы — крокусы и подснежники, рождественские розы. Мне, пожалуй, не захочется уезжать.

Прощай пока. Твой Саша. 1909 I / 20.

Я тебе не задаю никаких (почти) вопросов, хотя много их имею, потому что ты не скоро соберешься отвечать. Даже открыткам твоим я буду очень рад.

Москва 18 февраля 1909.

Открытое письмо. Сергиев Посад Моск[овской] губ[ернии], Петропавловская ул[ица] д[ом] Ивоилова. Павлу Александровичу Флоренскому.

Милый Павлуша, я приехал 17-го в Москву, т. к. 24-го мое дело. Очень хочу видеть тебя и постараюсь приехать до суда, о чем дам телеграмму. Тифлиский суд кончился благополучно — 5 р. штрафу. Сер[гей] Сем[енович] прислал тебе вина, а Ольга Павл[овна] — варенье. Все это сейчас у Эрнов.

Пока прощай. Саша. 1909 II / 18. Москва, д. Боме.

Москва 20 февраля 1909.

Открытое письмо. Сергиев Посад Моск[овской] губ[ернии]. Петропавловская ул[ица], д[ом] Ивоилова. П. А. Флоренскому.

Милый Павлуша, до 24 я не приеду к тебе, т. к. дело оказалось более сложным, чем я думал. Приеду, вероятно, в день суда (после него), или последующие дни], т. к. дело, наверное, опять будет отложено за неявкой Свенц[ицкого].

Прощай, всего тебе светлого. Саша. Сегодня я получаю деньги, а завтра поеду за твоим делом к Вольфу. 1909 II / 19.

24 февраля 1909.

Телеграмма. Сергиево. П. А. Флоренскому.

Приеду среду вечером.

Саша.

35 Имеется в виду: Блок И. Половая жизнь нашего времени и ее отношение к современной культуре. СПб., 1909. Задуманная как своего рода антропологическая энциклопедия, книга, несмотря на свою «плоскость» и специально-научный характер, выдержала не менее шести изданий в Германии и четыре в России. Ее выход совпал с пиком интереса к «половому вопросу». С большой вероятностью можно говорить о ее влиянии на В. В. Розанова (прежде всего, в связи с концепцией «Людей лунного света»), о ее значении для ассимиляции идей психоанализа в России.

36 Ральф Уолдо Трайн (1866—1958) — американский психолог и религиозный писатель. Один из авторов популярной в Америке конца XIX — начала XX в. концепции «духовного врачевания», возникшей на пересечении идей американского протестантского ревайвелизма, идей Эмерсона, Беркли и спиритизма. Разбор этой концепции в книге Джемса см.: Джемс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1993. С. 80—104.

Кострома 13 марта 1909.

Сергиев Посад Моск[овской] губ[ернии]. Петропавловская ул[ица], д[ом] Ивоилова. П. А. Флоренскому.

Произошла некоторая неожиданность, милый Павлуша; именно — оказалось, что о. Алексей37 исповедует в субботу в 2 часа. Поэтому я остаюсь. В воскресенье буду приобщаться (если Бог даст), Литургия кончается в 11, и я двинусь в Посад с первым же товарным поездом. Может быть, застану вас на вокзале, а может быть приеду в Москву, после вас, во всяком случае по... (неразборчиво. — Ред.) буду. Все же ключ ты оставь Дусе. Посылаю на всякий случай твой билет. Твой Саша. 1909 III / 13.

Зосимова Пустынь.

Москва 18 марта 1909.

Открытое письмо. Сергиев Посад Моск[овской] губ[ернии]. Петропавловская ул[ица], д[ом] Ивоилова. П. А. Флоренскому.

Дорогой Павлуша, поведаю тебе о своей судьбе и положении: я нанял комнату в Москве и уже живу там. Буду жить до июня и искать занятий. Был у Антония. Он велел передать тебе, что будет у вас в Сергиеве на Святой. Говорил, что давно уже хочет многое обсудить вместе с тобой «по-братски», как и выразился. На днях я опять буду у него. Дарье поклон. Я приехал бы 19-го, если бы не то, что 20-го провожаю жену брата в Тифлис. Всего хорошего.

Саша. 1909 III / 18.

Москва 21 апреля 1909.

Открытое письмо. Сергиев Посад Моск[овской] губ[ернии]. Петропавловская ул[ица], д[ом] Ивоилова. П. А. Флоренскому.

Милый Павлуша, т. к. (за недостатком денег) я раньше как через неделю у тебя не буду, то не будешь ли ты так добр прислать мне 3 экз[емпляра] твоей брошюры («Общеч[еловеческие] корни [идеализма]»)38 — она нужна мне до зарезу. Очень прошу тебя об этом. Второе, Наде дали писать о заговбрах. Она нигде не может достать Ветухова; не прислал ли бы эту книгу ей на неделю, за сохранность я ручаюсь. Я не прошу особенно об этом, но девица действительно (далее фраза зачеркнута. — Ред.).

Пока прощай. Саша. 1909 IV / 21. Москва. Это зачеркнула Надя.

37 Имеется в виду прп. Алексий Зосимовский (1846—1928), священник Феодор Соловьев, впоследствии иеросхимонах, старец смоленской Зосимовой пустыни, один из наиболее известных русских старцев. 5 ноября 1918 г. в храме Христа Спасителя вынул жребий, определивший избрание свт. Тихона патриархом. Регулярные поездки в Зосимову пустынь совершали в то время многие православные интеллигенты, особенно из круга М. А. Новоселова, к которому А. Е. был близок через П. Ф. О духовном перерождении, наступившем в результате общения со старцем, см.: Булгаков С., прот. Биографические заметки. Париж, 1946. С. 78. Неудачный опыт см.: Бердяев Н. А. Самопознание. М., 1991. С. 187—188.

38 Флоренский П. А. Общечеловеческие корни идеализма (Пробная лекция pro venia legendi, читанная в Московской духовной академии 17 сентября 1908 г.). Сергиев Посад. 1909.

Москва 7 мая 1909.

Открытое письмо. Сергиев Посад Моск[овской] губ[ернии]. Петропавловская ул[ица], д[ом] Ивоилова. П. А. Флоренскому.

Милый Павел, по принятии обильного количества (прости за безвкусное выражение!) праздников пакостный переплетчик не брался сделать переплет раньше чем к 15-у. Поэтому раньше не жди ни меня, ни Даля, ни граммофона (т. е. валиков для фонографа). Завтра (7-го, день Иоанна Зедазнийского) крестят Эрновскую Ирину. Володя все болеет, Женя тоже опять слегла — а то было гуляла. Все остальное нормально. Всего тебе хорошего. Поклон Д. А.

Саша Е. 1909 V / 6.

Москва 13 мая 1909.

Открытое письмо. Сергиев Посад Моск[овской] губ[ернии]. Петропавловская ул[ица], д[ом] Ивоилова. П. А. Флоренскому.

Милый Павлуша, я переехал к Володе, т. ч. мой адрес снова совпал с его. Деньги твои я растратил, т. ч. у Патэ не был еще. Получу 13-го и тогда пойду. 15-го же возьму Даля из переплета. Володя уже дома, живет хорошо, Женя все больна. Из Посада приехал ко мне студент Академии, но меня дома не застал — не от тебя ли. Я чувствую себя не очень хорошо — какая-то сонливость (по видимому, результат плотоугодия, а ты запрещаешь мне голодать!), тревога о деньгах (не за себя, мне деньги не нужны), большая неудовлетворенность своим душевным состоянием: хотел бы, чтобы Антоний меня хорошенько побранил, а то он ко мне очень снисходителен. Тоже, как и ты, о посте говорит в духе апостола Павла; тебе-то ничего, ты сам Павел, а ведь он же Антоний! Всего тебе светлого.

Саша. 1909 V / 12.

Москва 29 мая 1909.

Открытое письмо. Сергиев Посад Моск[овской] губ[ернии]. Петропавловская ул[ица], д[ом] Ивоилова. П. А. Флоренскому.

Дорогой Павел, суд мой кончен благополучно — 100 р. штрафа или две недели ареста. Володя уехал 27-го, на меня осталась его мебель, которую надо перевезти к Шерам. 2-го провожу Надю, и 2-го же поеду к тебе на два дня.

Всего тебе самого хорошего. Поклон Бор[ису] П[.] и Ник[олаю] Дм[итриевичу], если увидишь, а также Гиацинтову39. Твой Саша Е. 1909 V / 29.

Тифлис 21 августа 1909.

Открытое письмо. Сергиев Посад Моск[овской] губ[ернии]. Петропавловская ул[ица], д[ом] Ивоилова. П. А. Флоренскому.

Дорогой Павел! Я выезжаю в Посад 1-го сентября, т. к. еду с экспрессом — денег совсем нет. Буду в Посаде 7-го. Если случится подходящая квартира или ком-

39 Т. е. Воинову и Добротворцеву; Василий Михайлович Гиацинтов (1885-1951) — друг П. Ф. 25 августа 1910 г. П. Ф. женился на его сестре, Анне Михайловне (см.: Взыскующие града. С. 212; Андроник (Трубачев), игум. Обо мне не печальтесь. Жизнеописание священника Павла Флоренского. М., 2007. С. 51-53).

ната, займи ее, но не трать времени на поиски. К сожалению, я не смогу платить больше 7-8 р., т. ч. мечты о собственной обстановке и т. д. придется оставить. Вообще мне бы дешевле, а там все равно. Потом, когда разбогатею, смогу переехать.

Пока прощай, поклон Василию Михайловичу. Твой Саша. 1909 VIII / 21. Тифлис. Документы и прошение я давно послал40. Великопы, 55.

Москва 26 октября 1909.

Открытое письмо. Сергиев Посад Моск[овской] губ[ернии]. Петропавловская ул[ица], д[ом] Ивоилова. П. А. Флоренскому.

Милый Павел! Меня оправдали, но я здесь задержусь до получения залога. Сообщи это Матроне Яковлевне, чтоб не беспокоилась. Приеду во вторник, в среду или четверг.

Саша.

Москва 18 декабря 1909.

Сергиев Посад Моск[овской] губ[ернии]. Петропавловская ул[ица], д[ом] Ивоилова. Профессору философии, магии и каббалистики П. А. Флоренскому.

Дорогой Павлуша! Был я у Владыки 17-го41. Он меня встретил очень хорошо; недавно у них умер настоятель, и на его похоронах первым служил Антоний по настоянию Трифона и Иоаникия; он же произнес и речь, которую он мне показывал, — мне она очень понравилась; она будет напечатана в Моск[овских] епархиальных ведомостях. Очевидно, все это Владыке очень лестно. В Питер он не ездил и не поедет. Спрашивал о тебе и говорил о тебе как и всегда с любовью и вниманием. Вот я тебя о чем попрошу. Владыка очень хочет иметь 2-й вып[уск] «Вопр[осов] религии» и не может его купить в Москве; я знаю, что он у Елова есть; не пошлешь ли ты его Владыке, когда получишь свое жалованье.

Прощай пока, большой поклон Василию Михайловичу; привет Дарье Александровне. Саша. Мой адрес ты знаешь: СПб. Пет[роградская] Сторона, Подре-зова 24, кв[артира] С. А. Алексеева. 1909. XII / 18.

Санкт-Петербург 10 января 1910.

Сергиев Посад Моск[овской] губ[ернии]. Петропавловская ул[ица], д[ом] Ивоилова. П. А. Флоренскому.

Милый Павлуша! Пишу тебе на всякий случай, что я, как и можно было ожидать, задержался в Питере: наша экскурсия расстроилась, и на этом основании меня отсюда не пускают. Все же надеюсь выехать отсюда 14-15-го, 16-го прибыть в Москву и 17-го быть в Посаде. Я не буду писать тебе о здешних людях, которых я видал, а расскажу при свидании. Нашел я Карпова 6-й том за 2 р. 50 к. Может быть, купить для тебя, т. к. там очень важные диалоги (Парменида, Сократа и т. д.)42.

Пока. Всего тебе самого светлого. Саша. СПб. 1910 I / 10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

40 Речь идет о поступлении А. Е. в МДА. — Ред.

41 «Я посещал Владыку особенно часто в 1909-10 годах», — замечает А. Е. в статье «Епископ-старец». — Ред.

42 Имеется в виду: Сочинения Платона / В. Н. Карпов, пер. СПб., 1879. Т. 6.

Тифлис 3 апреля 1911.

Сергиев Посад. Петропавловская, д[ом] Ивоилова. Профессору Дух[овной] академии П. А. Флоренскому.

Дорогой Павлуша, я думаю, тебя не удивляет и не огорчает мое молчание; кроме всего прочего, я теперь совсем оставил всякую переписку и считаю ее вздором, кроме деловой; и сейчас пишу тебе по делу (о нем в конце). Правда, иногда меня брала тревога, что ты понимаешь мое молчание как выражение моих злых против тебя чувств, но и тогда я не мог приняться за письмо: и сегодня я очень утомлен (была стрельба), но вечер все же свободный. Я изредка имею о тебе сведения и от Володи, и Фед[оровича] Константиновича] А43 и очень радуюсь твоему благополучию (так выходит из их писем). Очень может быть, что это письмо ты получишь к празднику — тогда поздравляю тебя и Анну Михайловну, а если Вас[илий] Мих[айлович] с вами, то и его с Христовой Пасхой. О себе писать много не буду. Прослужил половину срока и осталось еще 6 месяцев (до 1-го октября): что буду делать дальше, совсем не знаю. Живу в общем сносно, хотя вяло и без удовольствия — этого не было бы, если бы немного поменьше делал (кроме военной службы у меня 3 частных урока и гимназия). Ничего не читаю и ничего не думаю давно уже; даже сны вижу применительно к своему положению: то, что я не стал во фронт галерам, то, что потерял свою винтовку и т. д. Может быть, такая «элементаризация» моей жизни мне небесполезна. Большая моя радость — мои восьмиклассники, но эти занятия кончились, остались экзамены. Наши все здоровы и благополучны, кроме Бориса, который кончил университет, но бродит без дела (он в Баку). Мария Сем[еновна] процветает, ее дети тоже. Пока все. Ты чувствуешь, что писать мне очень трудно — пишу, а сам думаю: выспаться бы! Если будешь писать (а я знаю твою занятость и твои привычки и писем не жду), то напиши, как ты смотришь на мое будущее. Мама тебе очень кланяется. Мое дело таково: не можешь ли ты прислать мне оттиск 3-го своего письма о дружбе + один «Столп» — теперь ты не должен скупиться, т. к. печатаешь «издание 8-е, исправленное и дополненное». Если что еще появилось твоего, то очень прошу — пришли и это. Желаю тебе всего самого светлого и всему твоему дому.

Саша. 1911 IV / 2.

Тифлис 8 мая 1911.

Сергиев Посад. Духовная Академия. Священнику Павлу Александровичу Флоренскому44.

Дорогой Павлуша, прежде всего поздравляю тебя с началом новой деятельности: как хорошо все у тебя выходит: одно к одному; у тебя действительно удивительное чутье к своей судьбе; кроме готовности идти к ней навстречу.

43 Скорее всего, это Феодор Константинович Андреев (1888-1929) — ученый, богослов, ученик П. Ф., близкий кругу М. А. Новоселова. Автор работ по истории славянофильства. С 1913 г. — доцент кафедры философии МДА, с 1922 г. — священник. Один из активных деятелей и теоретиков церковной оппозиции митрополиту Сергию.

44 Письмо по поводу принятия П. Ф. таинства священства 23 апреля 1911 г. (см.: Андроник (Трубачев), игумен. Обо мне не печальтесь... С. 55-57).

Твое письмо для меня было очень необходимо, хотя ничего нового по содержанию там для меня не было: я давно знал уже, вероятно, под твоим влиянием, осудил себя за свои скитания и решил во что бы то ни стало определиться житейски в этом же году. Но в твоем письме на меня пахнули какие-то мистические дуновенья, которое поддержит меня в моем решении. Для этого решения у меня не хватает одной данной, жены; без нее очень трудно решать, но я не стану ее дожидаться, так как ее может и вовсе не быть. Кроме твоего предложения (оно для меня самое заманчивое из всех) у меня есть еще три пути: 1) Недавно я получил письмо от незнакомой мне дамы Гриневич45, которая, по рекомендации Эрна, Новоселова, Бердяева и Агеева, предлагает мне стать во главе основываемой ею школы (в Крыму или под Москвой); школа должна быть христианской по духу. Я согласился бы на это, если бы не последнее условие: у меня, конечно, не хватит наглости быть основателем христианской педагогики (ибо таковой еще нет, если не считать монастыри)46. Второе — казенные гимназии, которые усиленно тащат меня к себе и 3) школа Левандовского. Выбор я должен произвести в течение двух-трех недель.

Если соберешься писать на этих днях, то напиши несколько слов о твоей школе — есть ли там учитель, это, во-первых, не придется ли его гнать, если я захочу преподавать в этой школе; от кого школа зависит, возможно ли будет выходить из программы или менять ее, вводить учебники, неуказанные в программе и т. д. ... Жить около Преподобного и работать вместе с тобой для меня представляется верхом благополучия душевного, но во-первых, я очень боюсь именно этих препятствий, а, во-вторых, мои родные очень не хотят меня пускать отсюда (брат, Маруся, мама, Женя). Они уверяют, что я им нужен здесь, и я сам вижу, что нужен.

Насчет Зверовны47 и агБ ашапШ (лат.: искусство любви. — Ред.) ты все врешь и путаешь (прости, пожалуйста). Я не давал никаких поводов к сценам ревности, и даже не знаю, между кем они могут быть — между Елиз[аветой] Егоровной и детьми? Ты прав только в том, что я не взял на себя перед ними долг на всю жизнь; я, правда, и боялся этого сделать, и не знал, в чем этот долг. Может быть, ты намекаешь на девочек Толстых? Но к ним я все время был маловнимателен и холоден. Ну да Бог с ними. Даже и то, что ты написал мне о зверятах, было мне очень полезно и важно. Я виноват перед ними, что бросил их на этот год, что вообще ничего не решил относительно моих к ним отношений. И тут — мое про-

45 Имеется в виду В. С. Гриневич, поэтесса, переводчик, библиограф, дочь коменданта Судакской крепости (отсюда Крым, как возможное место школы), знакомая Н. А. Бердяева, М. А. Волошина, Е. и А. Герцык. В своем доме организовала школу им. Вл. Соловьева. См. о ней: Взыскующие града (1913); Рапп Е. Ю. Мои воспоминания // Бердяев Н. А. Самопознание. М., 1991. С. 372—373; Волошин М. А. История моей души // Волошин М. А. Автобиографическая проза. Дневники. М., 1991. С. 273. Приводимый далее в письме П. Ф. отзыв М. А. Новоселова верно передает смысл расхождений в среде религиозной интеллигенции того времени.

46 А. Е. принадлежат две статьи по педагогике в сборнике «Очерки по истории Педагогических учений»: Ельчанинов А. В. Христианство и средневековая педагогика // Очерки по истории Педагогических учений / В. В. Успенский, В. Н. Ивановский, А. В. Ельчанинов, сост., А. П. Нечаев, ред. М., 1911. С. 35-48; Он же. Ян Амос Коменский // Там же. С. 72-84. — Ред.

47 Возможно, речь идет о Зверевых, знакомых Эрнов и Флоренских (см.: Взыскующие града... С. 296).

клятое гастролерство. Осенью, после 1-го октября (конец моей службы), постараюсь приехать в Посад. Очень хочу поклониться Преподобному, увидеть тебя и Зверовных. Пока кончаю. Всего светлого всем вам, а тебе, кроме того, здоровья. Помолись обо мне.

Твой Саша. 1911 V / 8. Тифлис.

Какая мне сейчас пришла в голову идея! Нельзя ли соединить твое предложение мне устроить свою школу около тебя с предложением Гриневич? Она, наверное, знает о тебе и согласится. У нас есть деньги, ты бы помог советами, и вблизи Преподобного и около твоей церковки может дело и вышло бы. Отвечай.

Сергиев Посад 6 июня 1911.

Письмо Павла Флоренского, которое, очевидно, так и не было отправлено и пролежало среди писем А. Е.

Дорогой Саша! Пишу тебе наскоро, т. к. весьма занят. Прежде всего относительно М-те Гриневич. Ее несколько знает М. А. Новоселов и, хотя он рекомендует тебя ей, но не особенно рекомендует ее тебе. Il pense, que cette dame est une seconde Madame la comtesse Bobrinsky, on simplement une femme avec prétentions et capriœs. Elle ne veut pas construire une école religieuse orthodoxe, elle ne veut pas avoire affaire avec Église, mais ses vues — c’est une école (фр.: Он считает, что эта дама — вторая мадам графиня Бобринская, она просто женщина с претензиями и капризами. Она не хочет устраивать религиозную православную школу, она не хочет иметь дело с Церковью, ее цель — просто школа. — Ред.) «вообще христианская». Она предполагает иметь дело с аристократическими или по крайней мере с богатыми детьми и все прочее. Главное же — она вовсе не намерена видеть в тебе руководителя, а лишь исполнителя своих предначертаний. Нет сомнения, что ты с ней не споешься, и она «прогонит», как прогнала Баринская Рачинско-го. Эрн и Новоселов указывают тебе еще одно предложение, но удобно ли оно тебе — суди сам. В Пехре (неразб. — Ред.) имеется учительская Семинария, директор ее, знакомый Новоселова, поклонник Рачинского (педагога). Теперь он себя чувствует старым и хотел бы иметь себе помощника и заместителя, именно в лице инспектора. М. А. Новоселов и предлагает тебе это инспекторство, т. е. не столько предлагает, сколько доводит до твоего сведения.

Ты спрашиваешь о программах и проч[ее] школы в Благовещенском. Но ведь сейчас она церковно-приходская, и, след[овательно,] программы известны, хотя они очень общие. Что же касается до всего прочего, то это будет зависеть от тебя: дополнительные занятия, организация другой школы и т. д. Детишек во всей школе сейчас — 10, а было 20, но их разогнал местный священник-учитель.

За это время у нас тут случилось довольно много событий. Во-первых, меньше чем в один месяц я дважды стал отцом, сперва духовно, а потом — плотским.

25 апреля меня посвятили в сан иерея, а 26 мая у меня родился сын; назвали его Василием. По ассоциации сообщаю и то, что Вас[илий] Мих[айлович] кончил курс. Дитенку я читаю каждый день по немного Одиссею.

Тифлис 5 августа 1911.

Сергиев Посад. Духовная Академия. Священнику П. Флоренскому.

Дорогой Павлуша! Поздравляю с рождением у тебя сына, о котором узнал от Зверят только на днях; вот видишь, какой ты счастливый — исполнились все твои желания. 1-го октября кончается моя служба и я постараюсь, как бы ни устроилась моя судьба, приехать посмотреть на тебя. Кроме того, я очень скучаю без России и особенно без Сергиева Посада. Кажется, ни в одном месте я не чувствовал себя так легко, радостно и счастливо, как под кровом Преподобного.

О себе сейчас почти ничего не могу написать: служу, даю уроки, занимаюсь английским. Служба немного начинает утомлять: здесь очень жарко. Мои все на Манглисе и все благополучны, кроме Жени (она в Абастумане), у которой муж в очень опасном положении. Твои тоже на Манглисе (ты, кажется, знаешь это) и все здоровы, включая и Люсину девочку. Передай, пожалуйста, Василию Михайловичу и Ольге Ивановне мое поздравление и пожелание им всего радостного. Пока все: писать лень — сейчас придет ученик, а у меня в голове кроме Карлов и Иаковов английских ничего нет.

Всего тебе светлого. С. 1911 VIII / 4.

Тифлис 13 ноября 1911.

Заказное письмо (№ 130). Сергиев Посад Моск[овской] г[убернии.] Моск[овская] духовная академия. О[тцу] Павлу Флоренскому.

Милый Павел! В сборнике в память Сергея Семеновича редакция думает напечатать кусок из «О типах возрастания»48. Если есть у тебя время, напиши, в каком виде ты хочешь, чтобы этот отрывок был напечатан (письмо). Только поторопись: со времени получения этого письма дается тебе 4 дня на размышление. Иначе будет поздно. Прислать можешь мне. Сколько сборников прислать тебе? Выйдет к Рождеству. Всего тебе светлого.

Любящий тебя. С. 1911 XI / 12. Тифлис.

Р. 8.: Стихи твои забраковали.

Тифлис 19 декабря 1911.

Сергиев Посад (Моск[овской] губ[ернии]). Штатная-Сергиевская ул[ица], д[ом] Озерова. Священнику о[тцу] Павлу Флоренскому.

Дорогой Павел! Если ты думаешь, что содержание сборника зависит от меня, то очень ошибаешься. Я только один из членов группы, заведающей этим делом. Сам я к сборнику равнодушен вполне (хотя и не равнодушен к памяти С[ергея] С[еменовича]); я передал им твое настойчивое желание; Бабутов49 и др[угие] выслушали его с негодованием и, кажется, напечатают одну выдержку из «Типов», предоставляя тебе преследовать их судом за перепечатку. Я постараюсь все же сделать так, как ты хочешь: часть корректуры пройдет через мои руки, и я могу просто выкинуть «твое»; у нас большая неразбериха, а может быть, это удастся сделать. На Рождество я не приеду в Россию — мало времени. Спасибо тебе за

48 Отрывок из статьи «О типах возрастания» все же был напечатан в сборнике: Сборник, посвященный памяти С. С. Троицкого. Тифлис, 1912. С. 91-95.

49 Личность установить не удалось.

письмо. Очень бы хотел поглядеть и тебя, и твоего сына, о котором мы так много с тобой говорили еще до его рождения. Прости за краткость — нет времени. Любящий тебя Саша Е. Большой поклон Анне Михайловне.

Ключевые слова: П. А. Флоренский, А. В. Ельчанинов.

Correspondence 1908—1911

BETWEEN A. V. ELCHANINOV AND P. A. FLORENSKY

Here the reader may find the collected texts of the letters of A. Elchaninov to P. Florensky written between 1908 and 1911. These letters afford the researcher significant first hand source material to aid in the reconstruction of the early years of the spiritual and intellectual formation of these two eminent representatives of Russian thought and Orthodox spirituality of the time spanning the nineteenth and twentieth centuries.

Keywords: P. A. Florensky, A. V. Elchaninov.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.