Научная статья на тему 'Переписка 1903-1908 гг. Между А. В. Ельчаниновым и П. А. Флоренским (письма. Продолжение)'

Переписка 1903-1908 гг. Между А. В. Ельчаниновым и П. А. Флоренским (письма. Продолжение) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
172
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЛОРЕНСКИЙ / ЕЛЬЧАНИНОВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы —

Публикация содержит тексты писем Александра Ельчанинова Павлу Флоренскому 1902-1903 годов. В ней содержится важный материал для реконструкции ранних этапов духовного и интеллектуального становления выдающихся представителей русской мысли и православной духовности конца XIX начала XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Переписка 1903-1908 гг. Между А. В. Ельчаниновым и П. А. Флоренским (письма. Продолжение)»

Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия

2011. Вып. 1 (33). С. 87-107

Переписка 1903—1908 гг. между А. В. Ельчаниновым и П. А. Флоренским (Письма. Продолжение)1

Публикация содержит тексты писем Александра Ельчанинова Павлу Флоренскому 1902—1903 годов. В ней содержится важный материал для реконструкции ранних этапов духовного и интеллектуального становления выдающихся представителей русской мысли и православной духовности конца XIX — начала XX в.

30 декабря 1903. Без конверта

Может быть, ты найдешь, дорогой Павлуша, что-н[и]б[удь] новое для себя (в смысле библиографии) в этой заметке. Предыдущую из № 9490 я достать не мог, но если она тебе окажется нужной, то я постараюсь сделать2.

Я очень жалел, что не мог побыть дольше у вас, мне нужно было о многом тебя спросить, что в письме сделать трудно.

А. Е. 1903 XII / 30

Санкт-Петербург. 19 января 1904

Москва. Остоженка д. Егорова к. 40. П. А. Флоренскому Дорогой Павлуша!

Пишу тебе о том, что давно уже должен был написать тебе, но не мог по обстоятельствам, от редакции не зависящим. Только что пришел из редакционного собрания. Твоя статья очень понравилась Дм[итрию] С[ергеевичу] и Философо-ву и пойдет в марте3. Вообще Дм[итрий] С[ергеевич] рассчитывает на тебя. Он очень просил, чтобы ты непременно написал к марту рецензию на 2-е издание Розанова «В мире неясности и т. д.»4, оно совсем переработано. Познакомился с Розановым и говорил с ним, но больше слушал. Он довольно много говорил,

1 Продолжение публикации переписки, начатой в предыдущих номерах Вестника. Вып. 1 (29). С. 97-128; Вып. 2 (30). С. 81-98; Вып. 3 (31). С. 77-96; Вып. 4 (32). С. 91-115. Текст набран в соответствии с современной орфографией.

2 К сожалению, определить, о какой заметке идет речь, не удалось.

3 Речь идет, по-видимому, о статье «Спиритизм, как антихристианство», опубликованной в № 3 журнала «Новый путь» (с. 149-167). О «Новом пути» см.: Переписка 1902-1903 гг. между А. В. Ельчаниновым и П. А. Флоренским // Вестник ПСТГУ I. Богословие. Философия. 2010. Вып. 4 (32). С. 91. Сн. 3.

4 Речь идет о: Розанов В. В. В мире неясного и нерешенного. СПб., 19 0 42. Рецензию на эту работу Розанова П. Ф. не написал. Однако первый обмен дружескими письмами между ним и Розановым произошел еще в сентябре 1903 г. (Розанов В. В. Литературные изгнанники. М., 2010. Кн. 2. С. 9-11, 194).

и насколько я понял, настаивал на том, что не видит реальности христианства («одни колонки, колонки — а продувает»). Пределами рецензии не стесняйся — хоть целую статью. Я очень рад, что мне удалось настоять, чтобы твою статью читал Д[митрий] С[ергеевич]; благодаря этому она, кажется, не будет изуродована5. Он очень просил, чтобы я дал им для напечатания в отделе частной переписки твои письма с моими вопросами. Ответь скорее, сейчас же открыткой — согласен ли ты; если да, то пришли мои письма, которые имеют смысл и освящают твои ответы. Разумеется, я немного их подправлю в смысле стиля (и твои и мои).

Ну, пока прощай. Твой С. СПб 1904 I / 18

Р. 8. Печатание отчетов религиозно-фил[ософского] собрания прекращено секретным распоряжением Синода6.

Р. Р. 8. Сегодня я первый раз видел все собрание сотрудников (Минский, Философов, Розанов, Мережковские, Успенский, Тернавцев и др.)7. Все они настроены ужасно радикально. Некоторые из студентов сотрудников — наоборот толкуют о священной особе царя, о помазаннике и т. д. И забавляются теоретизированием до того, что Философов назвал их баранами: правда, они ловко вывернулись, сказав, что и Хр[истос] был агнец, ввиду чего Философов счел нужным умолкнуть. Сам Дм[итрий] С[ергеевич] сказал громовую речь.

А. Е.

Санкт-Петербург 25 января 1904. Москва 26. 01. 1904

Открытое письмо. Москва, Остоженка д. Егорова кв. 40.

Дорогой Павлуша! Разумеется, я ни в каком отношении не могу и не сержусь на тебя. Я молчал, т. к. хотел написать тебе, когда получу ответ от... (неразборчиво. — В. Г.) крайнего. Ответа этого я еще не получил, т. к. не был у них последнее время, мое мнение о твоей статье такое: содержание тем интересное, важное, хотя некоторые пункты мало доказательны (может быть, самые главные); но изложение и язык. неудобочитаемые. Ты, вероятно, писал прямо набело, иначе таких фраз, как «не фактов не признают», не было бы. Я исправил кое-где неудачные выражения, но не все, т. к. не считаю себя вполне компетентным и в этом. З[инаида] Н[иколаевна] приняла эту вещь, (Дм[итрия] С[ергеевича] не было дома!) и сказала, что она пойдет, если в ней не будет чего-нибудь декадентского (дура!). Я ее всячески убеждал внимательнее отнестись к твоей статье, хотя чувствовал, что это бесполезно (т. е. убеждать ее). Когда узнаю об участи твоей статьи, то напишу подробнее.

Твой А. Е. СПб 1904 I / 25

5 Тем не менее, см.: Флоренский П., свящ. Собрание сочинений. М., 1994. Т. 1. С. 714. Примечания.

6 Историю прекращения Религиозно-философских собраний и печатания их протоколов см.: Половинкин С. М. На изломе веков. О Религиозно-философских собраниях 1901— 1903 гг. // Записки петербургских Религиозно-философских собраний 1901-1903 гг. М., 2005. С. 506-509.

7 Речь идет, по-видимому, не о собрании сотрудников редакции «Нового пути», а о собрании членов-учредителей Религиозно-философских собраний.

29 января 1904

Москва. Б. Козихинский пер. д. Фроловой кв. 9. Е. В. Ельчаниновой

Дорогой Павлуша!

Твое письмо было вдвойне приятно для меня как свидетельство твоего дружеского расположения ко мне и по своему содержанию. Впрочем, когда я писал это и когда вообще думаю о подобном, я помню твои слова о Хбуо^’е устроителе, которые приемлю как истину.

Прежде всего, спешу подтвердить твое предположение о моих словах насчет счастья — это, конечно, описка. Я не хотел в этом своем письме протестовать против оформливания хаоса, я высказался только против тех способов, которыми упорядочивается все «непорядочное»; во мне каждая жилка протестует против такого способа, который практикуется теперь, и лучшее доказательство которого его полная бесплодность.

Несмотря на твой аргумент (о людоедстве), я все же плохо верю в прогресс — я думаю, людоедство есть теперь, потому, что омар, устрица и т. д. представляются гораздо более привлекательными, а людей едят еще в больших количествах, только не гастрономы и не из желудочных побуждений.

Почему ты, Павлуша, называешь бегство в лес, в пустыню бегством от работы? Я представляю себе свое житье в лесу не иначе, как сопровождаемое непрерывной работой, размышлением, подготовкой, после которой только и можно идти к людям.

Ты, конечно, верно поймал кое-какие гедонистические и бесовские нотки в моем настроении. Действительно, иногда (но очень редко!) я рисую себе свою жизнь где-н[и]б[удь] на острове Тихого океана, среди животных и цветов, без костюма, под горячими лучами солнца. Тогда мне ужасно близок Киплинг и Гамсун: («Пан»), хотя я знаю, что это — падение. Вопрос о природе, о моем к ней отношении, по-моему, дьявольски труден. Возьмем, напр[имер], такую гамму настроений: чувства умиления перед внешними формами, чувство своего родства, желание потонуть в ней — затем раствориться в природе, желание лечь на траву, стать на четвереньки, заблеять козлом, обратиться в фавна, гоняться за нимфами и т. д. Где тут служение хаосу и где синтезирующее начало? Я не могу здесь где-нибудь поставить границу. Я буду тебе крайне благодарен, если ты мне напишешь хоть на открытке, как ты справляешься с этими вопросами. Если возможно, держись сферы конкретного, т. к. Я довольно слабо мыслю абстракциями.

Еще раз благодарен тебе за твою отзывчивость.

1904 I / 29. СПб. Твой А. Е.

Собственно, все это вопросы Мережковского8, но во мне они живут вполне самостоятельно.

8 Ср.: Письмо от 11 ноября 1902 г. (Вестник ПСТГУ I. Богословие. Философия. 2010. № 4 (32). С. 92-93). В данном случае А. Е., похоже, истолковывает оппозицию духа и плоти у Мережковского как оппозицию культуры и природы, что, однако, вряд ли можно счесть адекватной интерпретацией.

01 марта 1904.

Москва. Остоженка д. Егорова кв. 40. П. А. Флоренскому

Отвечаю тебе, дорогой Павлуша, как только получил интересующие тебя сведения. Дм[итрий] С[ергеевич] говорит, что ты ему писал о своей статье9, как мало доступной публике. У него лично большое желание напечатать ее, но он боится Перцова и других. Поэтому он советует тебе сократить ее и отдать в «Весы»10. Я удивляюсь, Павлуша, почему ты не устроишь ее в целом виде в «Вопросах фил[ософии] и псих[ологии]»11 — по-моему, ей как раз там место: а протекция у тебя для нее найдется и там12: этот журнал имеет и солидный круг солидных читателей и не стесняется полной научностью и серьезностью. Рецензию о Розанове присылай к апрельской книжке. Кстати, в № 3 будет коллективная статья о Розанове, которая будет тебе полезна.

Ну, это все, т[ак] ск[азать], официальный отдел. Теперь часть неофициальная. Да! еще немного — Мережковский усиленно расспрашивает о Свенциц-ком: что он? собирается ли присылать свой рассказ? Напиши о нем Дм[итрию] С-[ергееви]чу; он будет очень рад. Скоро Мер-[ежковск]ие будут в Москве и надеются с тобой увидаться.

Твое сообщение о дальнейших твоих намерениях меня очень поразило. Монастырь? Но почему именно он? Я понимаю это только как желание устроить себе подходящую обстановку для размышлений, но никак не больше. Впрочем, прости, ты ведь обещал со мной говорить об этом летом. Я, разумеется, весь к твоим услугам. Меня только одно смущает (впрочем, не «только одно»), зачем тебе экзамены и диплом? Я это спрашиваю, потому что сам очень сомневаюсь сейчас насчет этого пункта — к чему делать одну лишнюю если не глупость, то бессмысленность? (на экзамены я иначе смотреть не могу). Я даже не начинал

9 Речь, очевидно, идет уже о другой статье Флоренского, скорее всего, это статья «Об одной предпосылке мировоззрения», действительно опубликованная в «Весах» (1904. № 9), или «О символах бесконечности», которая все же попала в «Новый путь» (1904. № 9).

10 «Весы» — символистский журнал, выходивший в Москве под редакцией С. А. Полякова и при фактическом руководстве В. Брюсова в 1904-1909 гг. Журнал был задуман во многом как оппозиция «Новому пути», несмотря на то, что фактически круг сотрудников обоих журналов был идентичен (см.: Махонина С. Я. История русской журналистики начала XX века. М., 2004).

11 «Вопросы философии и психологии» — главный русский философский журнал, выходивший под редакцией Н. Я. Грота, кн. С. Н. Трубецкого, Л. М. Лопатина в 1889-1918 гг. В его организации решающую роль сыграл «московский идеалистический кружок», возглавлявшийся Вл. Соловьевым (см.: Закутняя О. В. Журнал «Вопросы философии и психологии»: первые годы издания. Автореферат дисс.М., 2008).

12 А. Е. намекает на участие П. Ф. В семинарах кн. С. Н. Трубецкого и Л. М. Лопатина. Вместе с другими участниками этих семинаров (а также семинаров П. И. Новгородцева и С. А. Котляревского) — В. П. Свенцицким и В. Ф. Эрном — С. Н. Булгаков, А. Е. И П. Ф. приняли впоследствии участие в «Христианском братстве борьбы» и ряде других инициатив 1905-1907 гг., в которых пытались совместить проповедь аскетических идеалов православия и революционную социалистическую агитацию (Колеров М. А. Не мир, но меч. Русская религиозно-философская печать от «Проблем идеализма» до «Вех». СПб., 1996. С. 225-279; Он же. Сборник «Проблемы идеализма» (1902) // История и контекст. М., 2002. С. 150-152).

еще готовиться, т. к. не хочу проделывать никому не нужных фокусов. Твой ответ я приму как руководство для себя.

Тороплюсь отослать письмо, и так я опоздал с сообщением насчет твоей статьи.

Твой А. Е. 1904 III / 1. СПб.

04 марта 1904

Москва. Остоженка д. Егорова кв. 40. П. А. Флоренскому

Дорогой Павлуша! Ты писал как-то на днях, а еще раньше и говорил мне о целесообразности «института послушания» (прости за канцелярское выражение). Я не верю, что чужую душу можно делать такой или иной по произволу руководителя, и потому ничего не имею против этого принципа ни в теории, ни на практике. Я думаю, что руководитель, как бы силен он ни был, не может вложить в душу чего-либо существенно нового; он может только вызвать к жизни, поддержать, воспитать то, что есть. Впрочем — это все не то! Я хотел, Павлуша, чтобы ты немного помог мне разобраться в том хаосе, который господствует у меня в голове. Многое ты уже сделал своими письмами и разговорами, но во всем этом ты был слишком деликатно-отвлеченным, кроме твоего последнего рассуждения «о пользе университетского диплома»13. Я знаю, не буду скромен, что если бы я мог сосредоточиться на одной цели, то кое-что я мог бы сделать; но целей слишком много, и каждая сомнительна: 1) я имею возможность остаться при ун-[иверсите]те (этого я не сделаю ввиду полной неспособности к чистой науке)14;

2) быть учителем; 3) остаться здесь при образующемся здесь весьма интересном деле, «Педагогическом институте», куда меня тянут изо всех сил. Кажется второй путь самый лучший.

Меня ужасно радует, Павлуша, твое настроение. Сестра мне пишет, что ты последнее время совсем неузнаваем, редко ехидничаешь и придираешься15.

Напрасно ты не послал Дм[итрию] С-[ергеевич]у того письма, которое ты приготовил ему16. Ведь З[инаиде] Н-[иколаевн]е послал же? Или это такая хитрость на посрамление дьяволу, «богопремудростное коварство»? Ведь пишешь ты мне об этом, почему бы не написать и М-[ережковском]у. Правда, это может повести к маленькой ссоре, как это было у меня с ним в прошлом году, когда я ему прислал критику первого номера на 4-х страницах.

Подробнее отвечу на твои письма (за которые я тебе очень благодарен) позже. Теперь зубрю всякую дрянь.

Твой А. Е.

13 Твое рассуждение это (прости, пожалуйста) сильно напомнило мне почтенного отца Сокол, советовавшего смело шагать через грязные лужи, надев предварительно «нравственные калоши» (Примеч. А. Е.).

14 На полях карандашом, вероятно, рукой П. Ф.: «это и ко мне». — В. Г.

15 На полях карандашом, вероятно, рукой П. Ф.: «едва ли когда-то с нею я был таков». — В. Г.

16 Сохранившиеся письма П. Ф. к Мережковским, в том числе и письмо о «Новом пути», см.: Переписка с Мережковскими // Павел Флоренский и символисты. Опыты литературные. Статьи. Переписка / Е. В. Иванова, сост., комм. СПб., 2004. С. 508-517.

Твое последнее письмо мне лично (почти все) разъяснило в твоих будущих намерениях17, но все же с огромным нетерпением жду лета, чтобы поговорить с тобой как следует. Между прочим, прими к сведению, что я буду спрашивать тебя по след[ующим] пунктам: 1) какая твоя гносеология, где у тебя критерий истины; 2) смысл страдания в мире.

1904 III / 4

Санкт-Петербург. 10 мая 1904

Москва. Петровский парк. Старо-Разумовское шоссе, дача д-ра Коппе № 3.

В. И. Звереву. Передать П. Флоренскому18

Прости, дорогой Павлуша, что я тебе давно не пишу. Писать какой-н[и]б[удь] вздор не хочется, а серьезного и более или менее достойного занесения на лист почтовой бумаги — ничего нет. Все же, чтобы ты чего не подумал, постараюсь поводить пером по бумаге, хотя оно у меня валится из рук. Дело в том, что экзамены подлые одолели. Было уже полдюжины, и осталось их столько же — я в середине безотрадной пустыни, наполненной сотнями выученных и невыученных еще страниц, за которыми я еле разбираю события внешнего мира (и внутреннего, если от него что-н[и]б[удь] осталось). Пока идет так себе; есть даже четыре «весьма», но все же я ужасно жалею, что стал держать. К несчастью, экзамен, на котором я собираюсь провалиться (древ[ний] яз[ык]) в самом конце — 26-го мая, т. ч. все глупое напряжение сил может пропасть даром.

Ты меня прости, Павлуша, но, находясь постоянно в положении человека, читающего в час по 40 страниц глупого текста, я не мог найти в себе сил пойти к Мережковским и доказывать им, что они глупы и непорядочны19, тем более, что не был у них 3 месяца, несмотря на их неоднократные приглашения и упреки.

Как справляется с экзаменами Эрн? Было ли у тебя уже что-н[и]б[удь]? Как сошло у девиц? Женя ничего мне не писала. Если это будет тянуться еще — я совсем поглупею и окончательно.

Твой Саша. 1904 V / 10 СПб

Если ты кончаешь тоже к 26—30, то едем, конечно, вместе, как ты, кажется, и говорил мне. Если же не имеете ничего против, то вместе с вашим проектом ехать по Волге предлагаю на рассмотрение и такой: Москва — Севастополь — Ялта, пешком до Алушты, а затем на пароходе в Сухум и пешком по побережью — Ба-тум — Тифлис.

А. Е.

Открытое письмо 23 мая 1904

Москва. Петровский парк. Старо-Разумовское шоссе, дача д-ра Коппе № 3.

В. И. Звереву. Для студента П. А. Флоренского

Дорогой Павлуша! Последний мой экзамен 26-го, 28-го я думаю ехать, и именно через Крым и Батум, т. к. Я уже обещал своим детям20 заехать к ним по

17 Речь, видимо, идет о планах П. Ф. по поступлению в Московскую Духовную академию.

18 Простым карандашом на конверте надпись: «не целиком». — В. Г.

19 Очевидно, речь идет об изменении названия и искажении редакцией статьи «Спиритизм как антихристианство», что вызвало «возмущение» П. Ф. (Флоренский. Цит. соч. С. 714. Примечания).

20 По всей видимости, ученики А. Е. из младших классов 2-й Тифлисской гимназии (Пере-

пути (они едут на лето в Крым, около Феодосии — Судак). До Феодосии тебе будет стоить 10 р. 20 к. От Феодосии до Батума от 6-и до 3-х рублей, смотря по тому, на какой пароход попадешь; и от Батума до Тифлиса 4 р.; итого — 17-20 р. В Судаке я не задержусь долго; не больше суток. Они люди простые и тебе нечего стесняться. Если ты согласен на это, то напиши поскорее. Тогда я приеду к тебе 29-го, а числа 30-го поедем, а то 31-го. Лучше бы поскорее. К своим детям я еще, может быть, не заеду, если не буду знать точного их адреса.

Открытое письмо. 26 мая 1904

Пока я соберусь писать большое письмо, дорогой Павлуша, спешу уверить тебя, что я не только не был недоволен твоим советом, но вообще твое письмо было для меня одним из самых интересных и практически важных. Мне даже отвечать на него было нечего, т. к. В принципе я с тобой сразу согласился, да и практически был почти удовлетворен, особенно твои советы обратиться к педагогике меня окончательно укрепили в моем старом решении21. Мне есть что писать тебе и много, но сейчас как-то нет желания вообще браться за перо — зубрю, хотя пока не особенно свирепо. Как только меня потянет к перу, сейчас же напишу тебе большое письмо. К тому же сейчас мешает девчонка — она расстраивает обеими руками мою прическу, несмотря на мои протесты.

Прощай. Твой А.Е. СПб

Письмо без конверта и числа (Примеч. ред.).

Дорогой Павлуша! Начиная это письмо, я не знаю еще, к каким заключениям я приду в конце: передо мной ряд фактов: 1) я не взял с собой постели; 2) мне ужасно хочется поскорее домой; 3) поезд мой идет в 6 часов; 4) я могу переночевать в гостинице; 5) ты будешь меня ругать, если я уеду сегодня; 6) я устал как собака и т. д. Что из всего этого можно вывести?22 Я всегда говорил, что ни один человеческий поступок не может быть разумным, т. к. не в наших силах определить, больше ли «за» или «против» совершения его. В таком положении и я. Осел Буридана был глубоко прав, если ездок между двумя связками: собственно говоря, если он без порядочной логики, то он должен был сдохнуть, даже если бы одна связка была больше и вообще привлекательнее. Я за логику в таких случаях не держусь (ты меня упрекал в этом случае в самодурстве и бестолковости). Но ведь иначе и нельзя. Да! забыл самое главное: ты ведь, кажется, и завтра не хотел ехать и чуть ли не послезавтра, а я не могу! Клянусь честью, клянусь моей печенью, моим дипломом второй степени, моим университетским значком, который мне подарил дядя, — я поехал бы прямо в экспрессе, будь у меня денег в обрез

писка 1899—1900-х годов между А. В. Ельчаниновым и П. А. Флоренским // Вестник ПСТГУ I. Богословие. Философия. 2010. Вып. 1 (29). С. 130. Сн. 46; Шутова Т. А. Священник Александр Ельчанинов: Тифлисский период биографии // Сретенский сборник. М., 2010. Вып. 1. (http:// www.pravoslavie.ru/sm/35473.htm (дата обращения: 14.12.2010); Карпович М. Юношеские годы отца Александра // Памяти отца Александра Ельчанинова. Париж, 1991. С. 25—31).

21 На педагогический дар А. Е. указывали практически все, о нем писавшие. См., например: Булгаков С., прот. Отец Александр Ельчанинов // Памяти отца... С. 60—64; Мария (Скоб-цова), мон. Отец Александр как духовник // Памяти отца... С. 56—59.

22 А. Е. пародирует научную методологию.

на него. Итак? Вот скотина! Вот бесстыдник! Если бы ты знал, Павлуша, сколько милых, бесконечно дорогих мне душ ждет меня в Тифлисе, считают каждый час до моего приезда, ты бы не сердился на меня.

Сейчас «просматривал» Белого23 — что за немецкие обороты и «речения»: паук мохнатый, светолепный? Недоставало еще паука длинноногомохнато-чер-нобурого или темнозолотокраснозеленопахучий! Неужели нельзя писать этих элементов отдельно: я подозреваю, что у него мамаша — немецкого вида или поблизости (по виду похожа).

Сейчас я прочел твое письмо (оно — со мной). Там ты ждешь меня 29-го, затем 30 собирался к Андрею и в Академию, да еще документы. Эдак ты освободишься числа 31-го, а я что буду делать 3-4 дня? Я сам виноват, что рано приехал, жаль, но мне и в Петербурге нечего было делать! Ты, пожалуйста, не сердись.

Твой С.

Я у тебя с 12-и. Удивительно у тебя хорошо! Я шел много пешком; по-моему, на Кавказе никогда так хорошо не бывает. Особенно эта светлая зелень и яркобелые стволы берез.

Открытое письмо. 26 июля 1904

Тифлис. Николаевская, 62. П. А. Флоренскому

Дорогой Павлуша, спасибо за сообщение об Орлове и Сыроежкове. Не обещаю быть непременно в Тифлисе к этому времени, но, может быть, буду. У вас ведь такая тропическая жара, что философское заседание возможно разве при непременном условии, чтобы оратора и оппонентов окатывали холодной водой через известные промежутки времени, а так как моя стыдливость не позволяет мне выступать перед публикой в соответственном виде, то я не тороплюсь обещать, да и к тому же, что я могу и представить, кроме ряда вопросительных знаков, которых, думается, у вас самих довольно. 18-20 мы все едем в Тифлис.

Твой С. 1904 VII / 25 Манглис

21 сентября 1904

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Москва. Сергиев Посад. Студенту Духовной академии. П. А. Флоренскому

Дорогой Павлуша! Мне хочется с тобой посоветоваться по одному важному для меня вопросу. Ты знаешь мои намерения на эту зиму: в университете я слушаю английский язык, методологию филос[офских] наук, индийскую философию, у Блуменау и Нечаева24 работаю по теме об устойчивости внимания и слушаю некот[орые] курсы, с моими детьми тоже много самой интересной работы. Но... Ты знаешь, что во всяком деле у меня всегда было это «но», что все мои

23 Возможно, речь идет о только что вышедшей тогда «Северной симфонии», хотя выражение «мохнатый паук» встречается в более ранней «Симфонии 2-й, драматической». Об отношениях П. Ф. И Андрея Белого см.: Из наследия П. А. Флоренского. К истории отношений с Андреем Белым // Контекст. М., 1991. С. 3-99; Переписка с Андреем Белым // Павел Флоренский и символисты. С. 433-498.

24 Леонид Васильевич Блуменау (1862-1931) — невропатолог и психиатр; А. П. Нечаев — психолог (см.: Вестник ПСТГУ I. 2010. Вып. 3 (31). С. 81. Сн. 17). Впоследствии А. Е. участвовал в изданной под редакцией Нечаева коллективной монографии «Очерки по истории педагогических учений» (1911).

занятия казались мне бессмысленными, и руки опускались; теперь то же самое и в такой степени, что прямо невмоготу; мне надо полного одиночества, отказа от всех занятий, чтобы найти, наконец, то, что мне надо, что дало бы смысл моим поступкам. Вчера моя Соня сказала мне: «Ты гонишь от себя свои мысли, ты боишься их». Она, конечно, права, это всегда было, я всегда шел по линии наименьшего сопротивления, и это мне надоело25. Мой план такой: я попрошу у мамы разрешения и, посоветовавшись с тобой, поеду на Черноморское побережье к тамошним пустынникам, если они меня примут: там, около Адлера, есть несколько групп монахов, ушедших с Афона и живущих в глубине страны. Теперь я жду от тебя ответов на след[ующие] вопросы: 1) Надеешься ли ты, что я вообще когда-нибудь приду к Христу? 2) Какие, по-твоему, условия нужны для этого? 3) Не надо ли мне пройти какие-н[и]б[удь] подготовительные стадии?

Жду с нетерпением ответа. Жене ничего не говори.

Твой С.

Москва. Сергиев Посад. Духовная академия студенту П. А. Флоренскому

Дорогой Павлуша! Мне очень было приятно получить от тебя известия через этого студента и писать мне хотелось тебе, но писать, когда погружен в самые глупые, обыденные переживания, к тому же писать тебе — прямо не могу.

Эти ужасы, которые происходили здесь, немного встряхнули меня. Я не хочу жаловаться, но, чтобы ты знал, скажу тебе, что работаю я мало и без всякого увлечения не от того, что у меня нет сил, нет интересов, а от того, что я не вижу окончательного смысла всех тех дел, которые я мну делать. Я люблю и увлекаюсь всяким делом, за какое берусь, все равно, столярное ли это ремесло, метафизика, пропаганда, и пока я не думаю, я живу этим, но стоит мне оглядеться, и руки опускаются. Не думай, что я ною, жалуюсь; у меня есть надежда, но мне до слез жаль моих сил, которые, я уверен, росли бы в работе, а теперь гибнут без пользы. Конечно, виноват и я, недостаток устойчивого внимания, воли, энергии и мысли. Напиши мне что-н[и]б[удь] утешительное, докажи мне, что всякий ищущий находит. Ну, довольно о себе. Пиши мне, когда найдешь время, как ты живешь; так приятно и утешительно смотреть на человека, нашедшего, что искал: это дает надежду и другим. Я ничего не знаю об Эрне. Мне не хочется затруднять тебя, но все сведения о твоих друзьях для меня драгоценны. Не приедешь ли ты в Питер? Мне так бы хотелось, чтобы ты увидал моих детей.

Ну прощай. Твой С.

Ты знаешь, что мое безделье так мне надоело, что я готов нырнуть в «поли-тику»26, как выражается Маня, которая, кстати, здесь и чувствует себя, как рыба в воде; даже помолодела.

1905 I / 13 Е.

25 Интересно, что описание А. Е. своего состояния почти дословно совпадает с описанием аналогичных состояний в «Войне и мире» и «Анне Карениной» Л. Н. Толстого. Срв., например, состояние Пьера в Т. 2. Ч. 5.1. «Войны и мира».

26 Письмо написано через пять дней после Кровавого воскресенья. Как раз в начале 1905 г. возникает Христианское братство борьбы (далее — ХББ), и А. Е. оказывается вовлечен в религиозно-политические предприятия Эрна и Свенцицкого.

Открытое письмо. 13 мая 1905

Сергиев Посад. Духовная академия. Студенту П. А. Флоренскому

Милый Павлуша! Ведь я так-таки и забыл сообщить вам адрес Эрна и Свенциц-кого. Вот он: Пречистенка, уг[ол] Еропкинского пер[еулка], д. Сорокиной кв. 15. Вход с Пречистенки через писчебумажный магазин. Сегодня еду дальше. Поклонись, пожалуйста, Троицкому27 и особенно Петровскому28, которого я никогда не забуду. Прощай и прости за то, что я огорчил тебя по глупости своего характера.

Твой Саша. 1905 3 / 13

Открытое письмо. 4 октября 1905

Сергиев Посад. Духовная академия. Студенту П. А. Флоренскому

Дорогой Павлуша! Прости, что не еду до сих пор — ты знаешь, как трудно прерывать занятия (а в Питер небось уехал, каналья, думаешь ты). Все же надеюсь быть у тебя дней через 5—7, т. к. хочется. Помнишь, ты предлагал мне поместить куда-то моего Сперанского? Обстоятельства мои, и гл[авным] образом семейные, таковы, что за гонорарий (какой угодно), я готов отдать мою работу опять-таки куда угодно, тем более, что ты почти убедил меня в прошлый раз, что вреда от помещения этой работы в дух[овном] журнале не будет29.

Ну, прощай, надеюсь скоро увидеть.

Твой С. 1905 X / 3. Москва

Открытое письмо. 10 ноября 1905

Сергиев Посад. Духовная академия. Студенту П. А. Флоренскому

Дорогой Павлуша! Сейчас я был в «Весах». Полякова30 не было, была девица. Она сообщила, что рукописи твои у Полякова на просмотре, что задержка произошла от необходимости всунуть туда чертеж (или рисунок), что она сообщит Полякову о твоем желании или видеть статью напечатанной сейчас же, или получить ее обратно31; твой адрес они знают. Помнишь ли ты о твоем обещании

27 С. С. Троицкий (1881-1910) — ближайший друг П. Ф. по учебе в МДА, муж его сестры Ольги. Прототип образа «друга» из книги «Столп и утверждение Истины». См. О нем: Сборник, посвященный памяти С. С. Троицкого. Тифлис, 1912; Флоренский П. В., Шутова Т. Три тысячи верст и четверть века пролегли между нами. О. А. Флоренская и ее корреспонденты // Наше наследие. 2006. № 79-80 (http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/7917.php (дата обращения: 18.12.2010)).

28 Алексей Сергеевич Петровский (1881-1958) — активный участник круга младших символистов. На год раньше Флоренского по окончании физико-математического факультета МГУ поступил в МДА. Духовный сын епископа Антония (Флоренсова). Впоследствии отошел от Церкви (см.: Письма А. С. Петровского // Флоренский и символисты. С . 573-595; Белый А. На рубеже двух столетий).

29 Речь идет о публикации статьи «Мистицизм Сперанского» в Богословском вестнике, вышедшей с предисловием П. Ф. (см.: Ельчанинов А. Мистицизм М. М. Сперанского // Богословский вестник. 1906. № 1. С. 90-123).

30 Сергей Александрович Поляков (1874-1943) — меценат, переводчик, поэт, владелец издательства «Скорпион», издатель символистского журнала «Весы», в котором П. Ф. напечатал ряд своих ранних статей.

31 С большой вероятностью, речь идет о статье «Гамлет», предназначавшейся для «Весов», но не увидевшей свет (Флоренский. Цит. соч. С. 722. Примечания).

и моей просьбе — полеские монастыри Ефимовска. Недавно проглядел три не-плюевских тома и не одобрил32.

А. Е. 1905 XI / 8

Открытое письмо. 17 декабря 1905

Сергиев Посад. Духовная академия. Студенту П. А Флоренскому

Дорогой Павлуша!

1. Немудрено, что мы не откликались на твои письма — мы не получали их, т. к. была забастовка, сначала почтовая, потом ж[елезно]-д[орожная] — всего месяц.

2. То же относится к «Весам», в которых я был (я писал об этом) по твоему делу.

3. Деньги мне нужны, т. к. мы с Эрном собираемся домой, пришли, если можешь и если надеешься скоро получить.

4. О «кризисах в детском развитии» в научной литературе нет ничего: что есть, то только в беллетристике, романах и т. д.; впрочем, если под кризисом разуметь переход[ный] возраст, то об этом есть много экспериментальных] работ, библиография и материал о котором смотри у Stanley Hall’a и Adolescentia (отрочество — Ред.)33.

5. С пожаром сытинской типографии дело с газетой становится неопределенным вполне.

6. «Вообще» мы пишем, было два заседания религ[иозно]-филос[офского] общества34, приходят попы, завязываются связи.

7. Мы получили «монадологию», за которую и благодарим; Лопатину его экземпляр будет доставлен сегодня35.

8. О «Критике отвл[еченных] н[ачал]» я скажу Валентину, как увижу36.

32 Речь идет о собрании сочинений Николая Николаевича Неплюева (1851-1908) — помещика, основателя и блюстителя Крестовоздвиженского православного трудового братства, — которое выходило в 1901-1908 гг. Интерес к идеям Неплюева, очевидно, связан с увлечением социалистическими идеями, однако революционный пафос Христианского братства борьбы плохо увязывался с идеей трудового братства (Сомин Н. В. Н. Н. Неплюев как социальный мыслитель // http://chri-soc.narod.ru/Nerluev_kak_socialnii_mislitel.htm (дата обращения: 18.12.2010)).

33 Стенли Холл (1846-1920) — американский психолог, один из основателей педологии и возрастной психологии, популяризатор психоанализа в США. Речь, видимо, идет о его работе: Hall S. Adolescence. N. Y., 1904. Знакомство с этой книгой свидетельствует о профессиональном интересе А. Е. к литературе по возрастной психологии.

34 Речь идет о Религиозно-философском обществе памяти Вл. Соловьева, созданном в 1905 г. при активном участии ХББ. С самого начала А. Е. был бессменным секретарем РФО. Обзор деятельности общества см.: Ермишин О. Т. Православные идеалы в московском Религиозно-философском обществе // Вестник ПСТГУ I. Богословие. Философия. 2007. Вып. 2 (18). С. 57-68. О роли А. Е. В русской интеллектуальной жизни того времени см.: Булгаков. Цит. соч. С. 61-62.

35 Речь идет о выполненном П. Ф. переводе «Физической монадологии» И. Канта, опубликованном с предисловием переводчика в «Богословском вестнике» (1905. № 9. С. 95-127). См.: Флоренский. Цит. соч. С. 756-757. Примечания.

36 Возможно, упоминание «Критики отвлеченных начал» в связи со Свенцицким связано с существованием студенческого кружка по ее изучению, возникшего в сентябре 1904 г.

9. Перевод Sohm’а37 идет и будет напечатан немедленно по окончании перевода. Опубликовано о нем будет в следующей же нашей брошюре. К тебе собирается Петровский, который расскажет подробности.

Твой Саша Е.

Открытое письмо. 14 февраля 1906

Сергиев Посад. Духовная академия. П. А. Флоренскому

Дорогой Павлуша! Ты спрашиваешь, что тебе делать с деньгами, которые ты получишь за мою статью. Я думаю, самое лучшее будет выслать их нам, удержавши что следует переписчику, корректору и на все прочие расходы. Оттиски я получил, за что очень тебе благодарен. В. П. И Эрн постараются к четвергу выполнить твои поручения.

Прощай, твой Е.

Москва 1906 П/13

23 мая 1906 Сергиев Посад

Москва. Сергиев Посад. Духовная академия. П. А. Флоренскому

Дорогой и милый Павлуша! Последнее время много думаю о разных вещах, гл[авным] обр[азом] о любви и символическом познании. Я думаю, что если буду упорно думать, то выясню все, но, знаешь, мешает мысль, что ты уже знаешь все это, и просто забирает ужасное желание поскорее узнать, поскорее взять выводы. Я многое здесь чувствую и, думаю, правильно, но мне страшно хочется, чтобы знали об этом люди. Скажи, думаешь ли ты писать об этом, и скоро? Я был бы неимоверно счастлив, если бы ты в виде сжатого конспекта изложил бы мне о символическом познании — это было бы тем маленьким кристаллом, который кристаллизует раствор. Впрочем, я знаю, что время у тебя мало, и только сильнейшее желание позаимствоваться из сокровища, которое лежит готовым, заставляет меня просить тебя. И ведь я имею некоторое право на твои сокровища; я, во-первых, люблю тебя, во-вт[орых], сам думаю и думаю, в-третьих, я глубоко уверен, что истина одна, что она лежит где-то под землей, как драгоценный камень, и надо только ударами кирки явить ее миру. Вы только благовестники истины, которой вы удостоены за свои качества, но и мы хотим увидеть, чтобы работать потом с вами, потому что нет муки сильнее, чем видеть жаждущего и не иметь, что дать ему. В смысле нравственной подготовки к принятию истины я делаю все. Нет! Не все, но стараюсь делать все, что могу, и клянусь тебе в самом серьезном отношении к тому, что ты скажешь, как всегда это было. Прости за бестолковость — ты ничего, должно быть, не понял.

Я думаю, что символическое познание — это даже не совсем то; познания здесь мало, т. к. дело идет о таком же специфическом свойстве, как музыкальное творчество и т. д. Не познание, а восприятие мира символически. Тут масса вопросов: отношение этого к мистике, музыке, поэзии; символы неточные и фаль-

И ставшего своего рода зародышем будущего РФО памяти Соловьева (Переписка с Андреем Белым // Павел Флоренский и символисты. С. 441).

37 Речь идет о книге: Зом Р. Церковный строй в первые века христианства / А. Петровский, П. Флоренский, пер. М., 1906.

шивые и т. д., отношение к математике. Суть символического] позн[ания] я понимаю как такое состояние психики, когда весь видимый мир и каждые отдельные предметы перестают быть ограниченными, темными, начинают просвечивать, по выражению Белого, и открывают бесконечные перспективы, вплоть до мира умопостигаемого, собственно, платоновская мысль, но я не знаю, говорил ли Платон о восприятии мира как отражения идей — пожалуй, говорил в 2'ицлоо£оу,е38 . Все это пишу, чтобы ты увидел, как я понимаю это и понимаю ли что-н[и]б[удь]. Ну, прости, ради Бога, если трудно, не отвечай, но я хочу, чтобы ты ответил; может быть, ты найдешь более полезным для меня дать несколько пояснений, чтобы легче мне было думать самому.

Твой Саша. Поклон Сергею Сем[еновичу]39. 1906 V / 9. Зедазени Мон[астырь]

Мой адрес: Великое, 40

Открытое письмо. 13 июня 1906

Ст[анция] Яковлевское, Костром[ская] губ[ерния], Нерехт[ский] уез[д]. Село Толпыгино40. Студ[енту] П. А. Флоренскому

Дорогой Павлуша!

1. Выслали тебе 100 экземпляров] на твое полное распоряжение41.

2. «Вопр[осы] рел[игии]»42 еще не вышли, и, конечно, будут высланы тебе немедля по выходе.

38 Ещяооюу (греч.) — диалог Платона «Пир». Наиболее близко к рассуждению А. Е. В нем подходит известная речь Диотимы: 208с—212Ь, содержащая описание «лестницы красоты». В целом, данное размышление подчеркивает описанное Булгаковым своеобразное положение А. Е. В культуре Серебряного века как своего рода «Эккермана», идеального слушателя. Принципиально претендуя не на производство идей, а на их восприятие, А. Е. провоцирует П. Ф. на высказывание, довольно жестко очерчивая при этом его контекст, отсылая и к «Смыслу любви» Соловьева, и к «Символизму как миропониманию» Белого, и к формулируемым примерно в то же время идеям Вяч. Иванова о реалистическом символизме как восхождении а геаИЬш ad геаНога и вместе с тем предлагая ему развить идеи, высказанные в диалоге «Эмпирия и Эмпирея» (1904). Своеобразным откликом со стороны П. Ф. стала онтология познания и любви, разработанная в «Столпе», в частности в главе «София».

39 С. С. Троицкому.

40 В храме Воскресения Христова села Толпыгино настоятельствовал отец С. С. Троицкого, протоиерей Симеон. П. Ф. И Троицкий проводили там каникулы, активно участвуя в церковной жизни села (см.: Сборник, посвященный памяти С. С. Троицкого. Тифлис, 1912. С. 17; Андроник (Трубачев), игумен. Обо мне не печальтесь. Жизнеописание священника Павла Флоренского. М., 2007. С. 42).

41 Речь идет о радикальной газете «Встань спящий», издававшейся ХББ в Тифлисе под редакцией священника Ионы Брихничева (в 1906 г. арестован за противоправительственную деятельность, в 1907 г. лишен сана, вместе с В. П. Свенцицким один из создателей движения «голгофских христиан», после революции один из создателей Союза воинствующих безбожников) и при активном участии А. Е. (Колеров. Цит. соч. С. 237-238).

42 «Вопросы религии» — сборники (1906. Вып. 1; 1908. Вып. 2.), выпускавшиеся Свенцицким и Эрном, под редакцией А. Е. В них принимали участие также П. Ф., С. Н. Булгаков, А. С. Глинка (Волжский), Н. А. Бердяев. В первом выпуске П. Ф. поместил статью об отце Серапионе (Машкине) (Флоренский П. А. К почести вышнего звания (Черты характера архим. Серапиона Машкина) // Вопросы религии. М., 1906. С. 143-173; Флоренский. Цит. соч. С. 720. Примечания; Колеров. Цит. соч. С. 227-234).

3. По поводу человека, которого ты хотел устроить при редакции, скажу, что мы сидим без денег и пока не можем ничего.

4. Спасибо за Исаева: он очень пригодился; Глаголеву напишу.

5. Напиши, когда уехал в Костр[ому].

6. Очень ждем статей, стихов, всего.

7. Нашу литературу мы Исаеву дали.

8. Получил ли ты моего Франциска; если нет, пришлю заказным.

9. Мне будет очень жаль, если ты уедешь, не заехав к нам.

10. О 2-м вып[уске] «Вопр[осов] рел[игии]» говорить рано.

11. Сюда приезжает 13-го Булгаков навсегда43.

12. С Сенаторовым44 вступили в прямое сношение.

Твой Саша. 1906 VII / 12

Открытое письмо. 7 июля 1906

Сергиев Посад. Духовная академия. Студ[енту] П. А. Флоренскому

Милый Павлуша! Я пошлю тебе 100 экз. первого номера45. Ты с ними поступай след[ующим] образом. Часть можешь раздать даром и разослать, что можешь, продай, очень будет хорошо, если штук 50 ты отдашь в тот книжный магазин, который предлагал тебе издать твой «Вопль»46, можешь уступить ему по 3 И коп. Вот и все. Я получил письмо Сенаторова — должно быть воспользуемся для 2-го номера, а оригинал, конечно, вернем. Твоих статей очень ждем. Если напишешь о впечатлении от номера, мне будет очень важно.

Прощай, твой Саша. 1906 VII / 5 Москва

Открытое письмо. 17 июля 1906

Костромс[кая] губ[ерния], ст[анция] Яковлевское (Нерехтск[ого] у[езда]), село Толпыгино. П. А. Флоренскому

Дорогой Павлуша! Мы посылаем тебе, как ты просил, II номер, конечно, даром, если ты так хочешь. Только очень прошу тебя, дай сейчас же знать открыткой, что получил, т. к. И II номер под запретом. Познакомился я с Еловым47, II номера он взял 100 экз.

43 Речь идет о переезде С. Н. Булгакова в Москву, где он сразу смог включиться в политическую и издательскую деятельность ХББ и в работу Религиозно-философского общества. См. письма С. Н. Булгакова А. С. Глинке от 1.07.1906 и 25.07.1906 и письмо Эрна А. Е. от 9.07.1906: Взыскующие града. Хроника частной жизни русских религиозных философов в письмах и дневниках / В. И. Кейдан, сост., вступ., комм. М., 1997. С. 106-109.

44 Установить не удалось (Колеров. Цит. соч. С. 275-276).

45 В этом и последующих письмах речь идет о продолжении тифлисской газеты «Встань спящий» — московской газете «Стойте в свободе» — единственном успешном «газетном опыте» ХББ. А. Е. выступал как ее официальный редактор-издатель. Статьи в газете были без подписи, но, по предположению М. А. Колерова, часть их может принадлежать П. Ф. (Колеров. Цит. соч. С. 241-242).

46 «Вопль крови» — проповедь П. Ф., сказанная им в Крестопоклонную неделю 1906 г., содержавшая протест против смертной казни в связи с делом лейтенанта Шмидта. После ее произнесения П. Ф. был арестован, но вскоре освобожден. Опубликована отдельным изданием в 1906 г.

47 Установить не удалось.

Ждем твоих статей. ... (неразборчиво. — В. Г.) идет хорошо, особенно в провинции. Печатаем 30 т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прощай, поклон Сергею Сем[еновичу]. Саша. 1906 VII / 17

Открытое письмо. 24 июля 1906

Костромская губ[ерния]. Ст[анция] Яковлевское (Нерехтского у[езда]). Село Толпыгино. П. А. Флоренскому

Дорогой Павлуша! Дм[итрий] С[ергеевич] Мережковский очень просил передать тебе просьбу его — прислать что-н[и]б[удь] в его трехязычный сборник «Меч»48. Он не обратился лично, т. к. не знает твоего адреса. Чтобы ты знал «что» и «кто», то вот что я знаю о сборнике. Участвуют: Мер-[ежсковск]ие, Философов, Успенский, Карташев, Белый, Булгаков, Волжский, Розанов, Бердяев. Статьи приблизительно] следующие: Отделение Церкви от государства], Теософия (Философов), Христианство и материализм (Мер[ежковский]), Любовь по Розанову и Соловьеву (Гиппиус), Теократия и марксизм, Хр[истос] и Антихр[ист] в социализме (Булгаков) и прочее. Срок присылки материала 15-го августа. Оповещение так запоздало, потому что Мер[ежковский] просил Булгакова еще в мае дать тебе знать, но он почему-то не сделал этого49. Вчера только он передал мне эту просьбу, и я пишу тебе. Мы живы и здоровы (Валентин не. (неразборчиво. — В. Г.)). Ждем ареста, но 3-й номер выпустим все же 31-го июля50 (спустя неделю).

Все. Саша. VII / 21

28 июля 1906

Почта с[танции] Яковлевское (Костромской г[убернии]), С[ело] Толпыгино. П. А. Флоренскому

Дорогой Павлуша, я купил «Вопросы религии»51, начал читать твою статью и пришел в негодование: в типографии, оказывается, не сделали многих правок, которые были указаны в корректуре сверстанных листов. Я это мог проверить, потому что некоторые листы правил я. Спасибо тебе за справки. Поклонись от меня маме, Вале и поцелуй Андрюшу.

Саша.

Открытое письмо. 3 августа 1906 Москва

Ст[анция] Яковлевское, Костромск[ой] г[убернии], Нерехтский уезд, село Толпыгино. П. А. Флоренскому

48 Сборник, издание которого планировалось Д. С. Мережковским и З. Н. Гиппиус совместно с С. Н. Булгаковым и Н. А. Бердяевым. Издание не было осуществлено, статья Д. С. Мережковского «Меч» вышла в авторском сборнике статей «Не мир, но меч. К будущей критике христианства» в 1908 году (см.: Колеров. Цит. соч. С. 194-195).

49 В действительности, Булгаков обращался к П. Ф. через Глинку (Волжского) (письмо № 39 от 10.06.1906). См.: Взыскующие града... С. 111.

50 Третий номер, судя по всему, так и не вышел: «2 августа 1906 г. Московский комитет по делам печати возбудил дело против “Стойте в свободе”...больше успешных газетных опытов ХББ не знало» (Колеров. Цит. соч. С. 242).

51 Флоренский П. А. К почести вышнего звания (Черты характера архим. Серапиона Машкина) // Вопросы религии. М., 1906. С. 143-173. См.: сн. 51.

Дорогой Павлуша!

1. № 3 газеты52 не вышел и долго еще не выйдет за полным недостатком редакторов.

2. Приехал Володя Эрн.

3. Нужно ли тебе что-н[и]б[удь] из наших брошюр для распространения и посылал ли я тебе своего «Франциска»53? Я пришлю всего экземпляра по три. Можно ли посылать к вам заказным?

4. Недавно здесь была Маня — поехала домой.

5. Получили «о Типах»54, спасибо большое, много хочу написать тебе об этом.

6. Я очень жалею, что не знаю адрес Мережковского, а то ты мог бы снестись прямо с ним.

7. У нас большие дела. Завязали связи с штундистами, «свободн[ой] христ[ианской] мыслью», толстовцами; собеседования, прения и т. д.55 Есть серьезные намерения открыть магазин. Очень часто вспоминаем тебя: ты часто бываешь необходим; напр[имер], в разговорах с сектантами, приходится говорить о таинствах, а этот вопрос теоретически не совсем ясен Вале и Володе56. Когда ты приедешь? Ну вот все. Очень кланяйся С[ергею] Сем-[енович]у. Ты знаешь, конечно, что на днях сюда приезжают Люся и Лиля57. Наши тоже скоро приедут.

Твой С. 1906 VIII / 3

2 ноября 1906. Москва

Сергиев Посад. Духовная академия. П. А. Флоренскому

Дорогой Павлуша!

В воскресенье, ты это узнал, должно быть, из газет, у нас было учредительное собрание. В след[ующее] воскресенье, т. е. 5-го, будет публичное заседание — Булгаков прочтет реферат: «Дост[оевский] и современность»58. Ужасно бы хотелось, чтобы был ты с Серг[еем] Семеновичем], но уж если не можете, то известите других студентов и профессоров — начало в 7 ч. вечера, М. Знаменский пер., д. Мазинга. Володя уже приехал из Берлина, сегодня. Получил ли ты нашу газету? Я послал тебе 100. Сколько собираюсь к тебе и все не еду; уж ты прости.

52 См.: сн. 49.

53 ЕльчаниновА. В. Житие святого Франциска Ассизского. М., 1906.

54 Флоренский. О типах возрастания // Он же. Цит. соч. С. 281-317, 725.

55 Речь идет о деятельности, подготовительной к официальному открытию московского РФО. Интерес к сектантству был характерен для русской радикальной интеллигенции, видевшей в них своих естественных союзников в борьбе с самодержавием. Переход радикалов на религиозные позиции явным образом усиливал этот интерес. Отнюдь не случайно в этом смысле внимание, уделявшееся русской маргинальной религиозности в более поздней работе А. Е., где ей уделена специальная глава: Ельчанинов А. В., Эрн В. Ф., Флоренский П. А. История религии. М., 1909. С. 188-211. См. также: Мережковский Д. С. Революция и религия // Он же. Грядущий хам. М., 2004. С. 172-212, здесь: с. 208. См. также: ЭткиндА. М. Хлыст. М., 1998.

56 Валя — В. П. Свенцицкий, Володя — В. Ф. Эрн.

57 Юлия Александровна Флоренская и Елизавета Александровна Флоренская — сестры П. Ф.

58 См.: Ермишин. Цит. соч. С. 59.

У нас несколько новых затей, увидимся, расскажу. Все наши ужасно хотят тебя видеть. Ты как-то писал, что у тебя есть статья. Не согласился бы ты прочесть ее в закрытом или публичном собрании, и если да, то когда. Если скажешь точно, то мы разошлем уже повестки.

Ну прощай, ужасно хочу видеть тебя. Твой Саша. 1906 XI / 1 Москва.

Нет ли у тебя возможности походатайствовать даровую присылку нам в общество «Богосл[овского] Вестн[ика]» и всего что возможно? Адрес общества: Остоженка, 1-й Зачатьевский [переулок], д. 6, кв. 1.

Открытое письмо. 8 ноября 1906 Москва.

Сергиев Посад. Духовная академия. Студенту П. А. Флоренскому.

Милый Павлуша! Очень прошу тебя, обрати внимание на Валю Петрова59, который должен был приехать в Посад 7-го вечером. История обычная, ищет Бога; недели две назад он был в полном отчаянии, а сейчас морит себя свирепым аскетизмом, не спит, не ест. Я знаю, что у тебя в этом большой опыт — помоги ему как можешь или направь к кому-н[и]б[удь]. Если он был уже у тебя, то ты знаешь его намерение: не есть до воскресенья и абсолютно молчать. Ну вот и все, прости.

Саша. XI / 7 Москва

Открытое письмо. 9 декабря 1906 Москва

Сергиев Посад. Духовная академия. П. А. Флоренскому

Павлуша, пожалуйста, извести кого сможешь и прими сам к сведению, что реферат Бердяева60 (11-й день) запрещен. Тарееву мы пишем отдельно.

Саша. Е 1906 XII / 9. Москва.

Штамп: Религиозно-философское общество памяти Вл. С. Соловьева

27 декабря 1906 Москва

Сергиево. Духовная академия. П. А. Флоренскому с братией

В понедельник 4-го декабря состоится публичное заседание в помещении Технического] Об-[ще]ства (Рождественка, д. Хлудова, кв. 60).

В. П. Свенцицкий прочтет реферат на тему: «Ценность человеческой жизни в связи с идеей бессмертия»61.

Начало в 7 И час. веч[ера].

Штамп: Религиозно-философское общество памяти Вл. С. Соловьева

59 Личность не установлена.

60 По-видимому, речь идет о докладе Н. А. Бердяева «Великий инквизитор Достоевского», который был запрещен в связи со скандалом, разразившимся из-за реферата В. П. Свен-цицкого, и был прочитан им позже, в январе 1907 г. Опубликован: Бердяев Н. А. Великий инквизитор Достоевского // Вопросы философии и психологии. 1907. Т. 86. С. 1-36 (Другое предположение: доклад «Анархизм» (Русская мысль. 1907. № 1. С. 26-45)) (см.: Взыскующие града. С. 120, 123-124, 126).

61 Обсуждение этого реферата под названием «Террор и бессмертие» см. В переписке Булгакова и Глинки (Волжского): Взыскующие града. С. 118-120. Текст его был в дальнейшем опубликован: Свенцицкий В. П. Террор и бессмертие // Вопросы религии. 1908. Вып. 2. С. 3-28.

Отрезной купон. 7 ноября 1906 Москва.

175 руб. (сумма перевода). От. А. Ельчанинова. Остоженка, Молочный пер[еулок], д. Долинского, кв. 8.

Дорогой Павел

Тебе следовало 325 р. Из них 150 мы у тебя заимообразно удержали, т. к. разорили на газету — надо было покрыть важный долг. Как разбогатею — вышлю.

Саша. 11 / 5

Открытое письмо. 3 марта 190862 Тифлис

Сергиев Посад Московской губ[ернии] Духовная академия. П. А. Флоренскому

Твое письмо, милый Павлуша, не было для меня неожиданностью, т.к. с тех пор как я здесь, я постоянно думаю о тебе (может быть, отчасти от того, что вижусь с твоими). Но по теме оно было неожиданностью. Во-первых, по плохо-мыслию своему, я совершенно забыл, о чем таком я писал Володе, а во-вторых, право же я признаю в дружбе ее трагическую и жертвенную сторону, очень даже признаю и, не сочти это за наглость, считаю себя способным к этой стороне. Я, правда, понял это недавно и, может быть, как раз под твоим влиянием (ты кое-что говорил в этом смысле о любви), но только я не принимаю преобладания креста над радостью. Но все это не так важно; меня обрадовало твое письмо, потому что ты, значит, помнишь меня; я-то знал это, но всегда по слабости ищешь фактических] доказательств и радуешься им по маловерию. Я выезжаю отсюда 5-го в Питер с остановкою в Москве. Я очень хочу видеть тебя (не для определенного вопроса, а так), и ты мне напиши в Москву по адресу Володи, можно ли к тебе приехать. Пока всего тебе хорошего.

Твой Саша. III / 3 1908

Открытое письмо. 14 апреля 1908 Москва

Сергиев Посад. Духовная академия. Ст[уденту] П. А. Флоренскому

Милый Павлуша! Присылай лучше свою статью, т. к. Я не могу отсюда уехать: каждый день я трезвоню по телефону, хожу сам к Ефимову63 и каждый раз получаю ответ — завтра, т. ч. должен ждать. Кроме того, я ужасно здесь засиделся, прямо тошно до неимоверности, готов плакать от отчаяния. Ефимову о твоих условиях скажу — они вполне выполнимы. Мне бы очень хотелось к вам, но не могу сейчас, а когда освобожусь от корректуры, страшно хочется сейчас же домой. Ну прощай, поклон Сер[гею] Сем[еновичу].

Твой Саша.

1908 IV / 14 Москва

62 Перерыв в переписке объясняется тем, что в 1907 г. А. Е. вслед за П. Ф. поступил в Московскую Духовную академию (в которой, однако, проучился недолго), и друзья получили возможность постоянного личного общения.

63 Дмитрий Панфилович Ефимов — московский издатель и книгопродавец, с 1906 г. издававший, в частности, «Религиозно-общественную библиотеку». О его отношениях с участниками ХББ см.: Колеров. Цит. соч. С. 228 и сл.

Открытое письмо. 15 апреля 1908 Москва

Сергиев Посад. Духовная академия. Ст[уденту] П. А. Флоренскому

Дорогой Павлуша!

Я почти уже уехал; во всяком случае после 12 ч. 50 мин. 15-го апреля меня уже не будет в Москве.

1) Все дела передал Дм[итрию] Дм[итриевичу] Галанину64.

2) Главная квартира остается там же — Нащек[инский] пер., д. Яковл[ева] кв. 16, куда и пиши и прис[ылай].

3) Мой адрес отныне: Тифлис, Великони, 40.

4) В «Весах» я не был, в чем искренне каюсь.

Ну, прощай, твой Саша. 1908 IV / 15

Открытое письмо. 10 мая 1908

Сергиев Посад. Духовная академия. Ст[уденту] П. А. Флоренскому

Милый Павлуша, хочу написать тебе, чтобы ты знал, следующее: то, что я был у тебя в Лавре, очень для меня важное; и самое важное не то, что я помолился Преподобному (хотя и это важно очень), а то, что я открыл в своей душе, что душою люблю тебя. Это так радостно и хорошо: знать уже наверное, что любишь хоть одного человека. Насчет всех почти других (всех, кроме матери) сомневаюсь, а насчет тебя — ясно, ясно.

Сергиево. Ярос[лавская] Ж[елезная] Д[орога] 12 мая 1908 Москва

Духовная академия. Ст[уденту] П. А. Флоренскому

Дорогой Павлуша, я взял на лето ту работу, о которой я говорил тебе65. Я получаю 100 р. авансу и т. о. становлюсь свободным в смысле избрания местожительства.

Я думал об этом и остановился на следующем: мне нужно уехать в какой-н[и]б[удь] по возможности глухой монастырь, где бы я мог и работать, и входить в ту жизнь, которую я так живо чувствовал у тебя в Лавре. Собственно говоря, идеалом для меня было бы поселиться в Сергиевом Посаде, в отдельной комнате: я был бы и близок к вашим святыням, и к тебе, хотя и не все время. Ты не думай только, что я ожидаю от тебя какой-н[и]б[удь] активности по отношению ко мне. Я думаю, что ты не выделяешь меня из среды других людей, но я и этому радуюсь; большего мне не то что не надо, а не заслужил я большего. Ну так вот. Мне все же важно твое мнение насчет всего этого, которое ты сообщи мне

64 Дмитрий Дмитриевич Галанин — в рассматриваемый период — активный член ХББ и Московского РФО на ранних этапах его существования. Предположительно есть основания отождествить его с Д. Д. Галаниным (младшим) (1886-1978), сыном Д. Д. Галанина (старшего) (1857-1929) — преподавателя математики Первой мужской гимназии в Москве, историка математики, и отцом известного советского физика М. Д. Галанина (1915-2008). После революции Д. Д. Галанин — педагог, физик, член-кор. АПН РСФСР (см.: Чижикова З. А. Сведения о родственниках Михаила Дмитриевича Галанина // К истории ФИАН. Серия «Портреты». М., 2004. Вып. 3. С. 15-17).

65 Здесь (и в последующих письмах) речь идет, по-видимому, о работе над «Историей религии».

хотя бы открыткой по след[ующему] адресу: Финляндия, Келломеки, д. Макеева, С. А. Алексееву66, для Саши.

Прощай милый.

Саша. V / 11

Открытое письмо. 19 мая 1908

Сергиево, Моск[овская] губ[ерния]. Духовная академия. П. А. Флоренскому

Спасибо тебе за обстоятельный ответ. Я приеду жить в Посад непременно, но не знаю когда: мне очень жаль огорчать Аскольдовых. Здесь мне очень не нравится, все какое-то мертвое — песок и в него как будто натыкано — сухие сосны, коричневый вереск и высохший мох. Я достал много книг и уже занимаюсь. Ты меня не жди — может быть, приеду к июню, а может быть, позже, когда тебя уже не будет.

Всего хорошего тебе. Саша. V / 17

9 июня 1908

Сергиев Посад. Московск[ая] губ[ерния]. Духовная академия. П. А. Флоренскому

Милый Павлуша, вот цифры, которые я знаю:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

набор листа от 16 р. до 22 р.

печать 1000 листов — 2-3 р.

бумага стопа (480 л.) 6-9 р. (я беру простую книжную бумагу)

бумага для обложки стопа (480 л.) 12-24 р.

Так что, если ты хочешь, примером, печатать книгу в 20 печ[атных] л[истов] (320 стр.) в 2-х экз[емплярях], то это обойдется: набор 20 л. 320-440, печать 20 л. 80-120, бумага 80 стоп 480-720, бумага на обложку 60-120, брошюровка 20-30.

Итого вся книга — от 960 р. до 1430.

Я приеду или теперь же, до твоего уезда (15-го июня?), или уж когда ты приедешь, т. е. к концу июля.

Пока прощай, милый; я часто думаю о тебе. Если можешь, молись за меня.

Саша. V / 26 1908. Келломеки

Р. 8.: Я живу хорошо и почти спокойно: много пишу и читаю по своей работе.

66 Сергей Алексеевич Алексеев (Аскольдов) (1871-1945) — русский философ-персоналист, сторонник неолейбницеанского спиритуализма, сын философа А. А. Козлова. Один из учредителей и первый председатель СПб РФО (1907). А. Е. познакомился с ним скорее всего через Н. О. Лосского. Это тесное общение представителей Петербургского и Московского обществ характерно для первого периода их существования.

Открытое письмо. 3 июня 1908

Ст[анция] Сергиево Яросл[авской] ж[елезной] д[ороги] (Московской губ[ернии]). Духовная академия. П. А. Флоренскому

Дорогой Павлуша, я приеду в Сергиево, когда ты вернешься туда с Кавказа, поэтому ты извести меня об этом (а равно о твоем кавказском адресе). Сейчас мне хорошо пишется, и я не хочу перебивать работу переездом. Сообщи мне, если можешь, откуда взял Достоевский тот рассказ о Богородице и Матери Сырой Земле, который в «Бесах», и есть ли еще (и где) параллели к такому отождествлению. Пока прощай; будешь у своих, поцелуй от меня Андрюшу и очень поклонись Вале. Пока все.

Твой Саша. VI / 1

Открытое письмо. 5 июля 1908

Ст[анция] Яковлевское Костромск[ой] губ[ернии] Нерехтского уезда село Толпыгино. П. А. Флоренскому

Дорогой Павлуша, как раз в тот день, когда я получил от тебя открытку из села Середа, я послал тебе открытку же в Тифлис. Содержание ее служило сообщение о том, что опечатки в «Вопр[осах] рел[игии]» прошли по подлости типографии, которая не сделала тех исправлений, которые были отмечены во второй корректуре. Но от этого тебе не легче, конечно. Кроме этого, я благодарен тебе за справки о культе Земной Матери и т. д.67 Моя работа идет быстро и гладко, к концу июля я ее кончу всю. Прочитываю очень интересные материалы, но больно только одно, что вместо монографического изучения нужно писать компиляцию, да еще очень поспешно. Пока все, прощай.

Твой Саша Е. 1908 VI / 22 Келломеки.

Ключевые слова: Флоренский, Ельчанинов.

Correspondence 1900—1902

BETWEEN A. V. ELCHANINOV AND P. A. FLORENSKY (Letters. Continuation)

Here the reader may find the collected texts of the letters of A. Elchaninov to P. Florensky written between 1900 and 1902. These letters afford the researcher significant first hand source material to aid in the reconstruction of the early years of the spiritual and intellectual formation of these two eminent representatives of Russian thought and Orthodox spirituality of the time spanning the nineteenth and twentieth centuries.

Keywords: Florensky, Elchaninov.

67 См.: История религии. С. 18, 178-179.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.