Научная статья на тему 'Переосмысление идеи virtu в политической философии Н. Макиавелли'

Переосмысление идеи virtu в политической философии Н. Макиавелли Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1642
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
VIRTU / Н. МАКИАВЕЛЛИ / ГУМАНИЗМ / ДОБЛЕСТЬ / ДОБРОДЕТЕЛИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сорокин Александр Сергеевич

В данной статье рассматривается распространенная с античных времен политико-философская концепция virtu в интерпретации Н. Макиавелли, который заново переосмысляет ее в идейном ключе позднего гуманизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Переосмысление идеи virtu в политической философии Н. Макиавелли»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ИДЕИ VIRTU В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ Н. МАКИАВЕЛЛИ

Сорокин А.С.

Сорокин Александр Сергеевич - студент, факультет политологии, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в данной статье рассматривается распространенная с античных времен политико-философская концепция virtu в интерпретации Н. Макиавелли, который заново переосмысляет ее в идейном ключе позднего гуманизма.

Ключевые слова: virtu, Н. Макиавелли, гуманизм, доблесть, добродетели.

Н. Макиавелли, мыслитель периода идейной дифференциации гуманизма и начала спада гуманистического движения [3, с. 28], так же, как и его идейные предшественники треченто и кватроченто, в своих трудах активно задействовал идею virtu. В основном это проявлялось в его ставших классическими трудах «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» и «Государь».

Укоренившийся в творчестве гуманистов Ренессанса мотив противопоставления человека и Фортуны нашел свое отражение во многих главах «Рассуждений...». Макиавелли пишет, что судьба может показывать свою власть лишь в тех случаях, когда virtu становится слишком мала. Многочисленные примеры великих деятелей античности лишь служат тому подтверждением, ведь фортуна не имела над ними влияния, поскольку они умели сохранять твердость духа, мужество и доблесть в любых перипетиях судьбы. И мыслитель призывает поэтому ни в каких ситуациях не опускать руки, что бы ни происходило в жизни человека, а полагаться на свою доблесть и притягивающуюся к ней удачу [4, с. 316].

Немецкий историк Ганс-Йоахим Дизнер также пишет, что доктрина Макиавелли построена, в первую очередь, вокруг идей virtu и фортуны, последовательно вытекающих из этого естественных способностей правителя или гражданина, что может вызвать даже собой незаслуженное счастье и успехи, происходящие из синтеза этих двух концепций [5, с. 425].

Исходя из вышесказанного, значимый образ государя руководствуется широкими задачами, а в некоторых случаях предусматривает незначительные ошибки и преступления, без которых не может быть достигнут успех. Тем самым правитель не обязательно должен быть непогрешимым и всегда действовать правильно - он, как и все смертные, имеет право на ошибку. Однако свойственные ему задачи и успехи Макиавелли измеряет, прежде всего, в «масштабной исторической взаимосвязи» [5, с. 427]. Из этого следует, что сомнительные поступки легитимируются не только эгоистическими целями государя, но и государственными интересами и общественным благом.

Правитель должен быть культовой личностью, но при этом оставаться человечным. Ганнибал, Сципион Африканский и другие великие мужи отличались не просто доблестью, но имели безоговорочную власть над подчиненными, хотя при этом безмерно импонировали толпе. Даже когда они достигали высшей ступени добродетели в душе и теле, которое требовало истинное virtu, им не могло в полной мере хватить этого, чтобы окончательно перекрыть свои пороки, которые имманентны любому великому политическому деятелю [5, с. 429].

Для Макиавелли ключевое значение имела проблема армии в итальянских городах и их роль в политике. В «Государе» мыслитель противопоставляет свою точку зрения гуманистам, выразившуюся в отрицании возможности достижения государем славы, почета и популярности путем следования добродетели. Взамен последнего он предлагает куда более, по его мнению, эффективный инструмент -применение военной силы, подкрепляющей искусство убеждения политика.

Более того, ряд ученых, как отмечает К. Скиннер [4, с. 222], утверждают, что Макиавелли смог «переопределить» понятие virtu. По их мнению, теперь оно имеет оттенок доблести, которую следует проявлять скорее в «военно-полевых условиях», тем самым делается акцент на большей воинской доблести правителя, нежели гражданско-общественной, как это рассматривалось гуманистами ранее.

Предыдущая гуманистическая традиция в политической жизни интерпретировала идею virtu преимущественно в двух векторах: во-первых, как качество, позволяющее государю или гражданину достигать благородных и достойных целей. Во-вторых, virtu в качестве совокупности нескольких добродетелей, которыми одновременно обладает человек.

Следовательно, согласно данному мнению, правителю сперва необходимо развить в себе в полной мере христианские, а затем и моральные добродетели, чтобы укрепить и продлить свою власть, снискав при этом славу и почет. В свою очередь Макиавелли признает конечную цель, но отнюдь не казавшимися непререкаемыми средства ее достижения [4, с. 224]. Он использует понятие virtu как набор тех качеств, которыми государь сам захочет и способен обладать, чтобы удерживать свою власть и воплощать великие замыслы. Тем самым абсолютно разрушается синонимичность, формировавшаяся еще с античных времен, при которой между virtu и обладанием традиционными добродетелями ставился знак равенства.

Однако такой разрыв не означает приравнивания virtu и порочности, хотя теперь государь и может являться таковым. Истинный государь должен быть гибким в своей политике и способным менять ее направление в границах от добра ко злу и обратно в зависимости от складывающихся обстоятельств, навеянных фортуной.

Именно в таком определении кроется коренное отличие концепции добродетельного правителя, обладающего virtu, у Макиавелли и всей предшествующей гуманистической традиции, за что впоследствии макиавеллизм будет характеризоваться отдельными исследователями как

«суровое детище изжившего себя Ренессанса» [1, с. 563], подчеркивая оторванность и порой противоположную направленность идей мыслителя всей теории гуманизма, разрабатывавшейся на протяжении двух столетий ранее.

Список литературы

1. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1982. 623 с.

2. Макьявелли Н. Сочинения исторические и политические. Сочинения художественные. Письма / Сборник. М.: АСТ, 2004. 821 с.

3. Рутенбург В.И. (ред.) Типология и периодизация культуры Возрождения. М.: Наука, 1978. 280 с.

4. Скиннер К. Истоки современной политической мысли: в 2 т. Т. 1. Эпоха Ренессанса / пер. с англ. А.А. Олейникова; под науч. ред. В.В. Софронова. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018. 464 с.

5. Diesner H-J. Die virtu der Principi bei Machiavelli. [Электронный ресурс] / Zeitschrift für Historische Forschung. Published by: Duncker & Humblot GmbH. Vol. 12. № 4 (1985). Pp. 385-428. Режим доступа: https://www.jstor.org/stable/43567397/ (дата обращения: 19.07.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.