Таможенное регулирование
ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ТОВАРОВ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ: ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (МИРОВОЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ)
Т.В. скщалова,
кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры таможенных платежей
и валютного контроля Российской таможенной академии
Современный мир невозможно представить без международных поездок физических лиц, совершаемых с разными целями. Как правило, такие поездки предполагают перемещение гражданами через границы государств товаров, предназначенных для личного пользования или связанных с коммерческой деятельностью. Как известно, контроль за ввозом и вывозом таких товаров входит в компетенцию таможенных органов.
Мировой опыт таможенного регулирования перемещения физическими лицами товаров отличается разнообразием и зависит от назначения товаров и сроков пребывания физического лица в иностранном государстве. Как правило, устанавливаются количественные ограничения на ввоз табачных изделий, алкоголя, парфюмерии, кофе и чая. Бельгия, Египет, Греция, Турция, Италия, Таиланд ограничивают ввоз фотоаппаратов, радиоприемников, пишущих машинок и видеокамер, Финляндия — ввоз рыбы, икры, молочных и морепродуктов, Греция и Италия — спортинвентаря, причем в Италию нельзя взять с собой теннисные ракетки. Помимо регламентации ввоза, могут быть запрещены к вывозу отдельные товары, например, цветочные луковицы (Нидерланды), камни с археологических раскопок (Греция), золотые слитки, изображения Будды (Таиланд).
В нашей стране система таможенного регулирования перемещения товаров физическими лицами прошла длинный и сложный путь развития: от жесткого ограничения ввоза и вывоза товаров народного потребления и продуктов питания до применения экономических методов регулирования. Современная экономическая наука, изучая проблемы таможенного дела, основное внимание
уделяет внешнеторговому обороту, в то время как неторговый оборот при своей кажущейся малозначительности оказывает заметное влияние на развитие национальной экономики и обеспечение экономической безопасности.
Изменение механизмов и принципов таможенного регулирования перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу РФ началось в 1990-е гг. вместе с экономическими и политическими реформами и тесно связано с развитием челночного бизнеса. До сих пор исследователи спорят о его сущности, называя то особым видом международной торговли [1], то «аномальным явлением в рамках международного товарообмена» [2], то «диким импортом», то «скорее не экономическим, а общественным феноменом, в котором участвуют десятки тысяч человек из обоих государств» [3]. Тем не менее «челночный» бизнес хорошо известен не только в Европе, но и в Америке и Азии. Считается, что этот вид бизнеса исторически присущ, скажем, китайским предпринимателям и широко распространен под названием «народная торговля».
В обиходе «челноком» называют физическое лицо, регулярно перемещающее через таможенную границу страны небольшие партии грузов (в основном потребительских товаров), которые декларируются для личного потребления, но фактически предназначены для коммерческого использования (для продажи в розницу или мелким оптом на внутреннем рынке). За счет частных поездок за рубеж, сокращения затрат на растаможивание грузов из-за предоставленных таможенных льгот и более высокой степени деловой активности «челноки» образца 1990-х гг. обеспечивали до 1/3 импортных закупок страны.
Государство сознательно шло на развитие челночного бизнеса, на существенное недополучение таможенных платежей — по оценкам, в эти годы до 60 % аудио- и видеоаппаратуры и до 100 % трикотажных, кожаных изделий ввозилось с неуплатой таможенных платежей [4], чтобы за короткий срок насытить внутренний рынок потребительскими товарами по приемлемым ценам, используя деловую, предпринимательскую активность определенной части населения. В челночный бизнес в его лучшие годы было вовлечено 10 — 30 млн человек, сейчас 3 — 4 млн человек.
До сих пор отечественная статистика, в том числе таможенная, не может дать точный ответ об объемах, структуре челночного бизнеса, количестве занятых в нем, что в целом влияет на общую оценку процесса интеграции России в мировую экономику. До 1995 г. использовались экспертные данные об общем числе челночных поездок в наиболее посещаемые челноками страны и о средней величине импорта/на один челночный рейс. В 1996 г. Минэкономразвития России рассчитывало объем челночного бизнеса как число туристов по данным погранслужбы, умноженное на 1 000 долл. США и некий «коэффициент эффективности», равный 1,8. Затем расчет челночного бизнеса стали производить на основе товарооборота импортных товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках по группам стран: СНГ и вне СНГ. Сейчас объем неорганизованного импорта принимается равным общей стоимости импортной продукции, реализованной на рынках [1]. Надо отметить, что проблема недостоверного учета объемов челночной торговли существует и в других странах СНГ. Например, в Казахстане объем челночной торговли с Китаем (1,8 млрд долл.) в 2004 г. вычислили путем сопоставления данных таможенной статистики этих двух стран, приняв существующее расхождение за реальный объем [5].
В Таможенном кодексе РФ 1993 г. впервые было установлено, что физические лица могут в упрощенном, льготном порядке перемещать товары, не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности. Это положение было сохранено (правда, в чуть измененной формулировке) в новом Таможенном кодексе РФ, вступившем в силу с 01.01.2004 г. В развитие норм таможенного законодательства РФ в период с 1993 г. по настоящее время были изданы пять последовательно сменявших друг друга (за исключением ныне действующих 4-го и 5-го) постановлений Правительства РФ, связанных с установлением
порядка перемещения товаров через таможенную границу РФ физическими лицами:
1) от 23.12.1993 № 1322 «О порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности»;
2) от 18.07.1996 № 808 «О порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности»;
3) от 10.07.1999 № 783 «Об утверждении Положения о перемещении товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации»;
4) от 27.11.2003 № 715 «Об утверждении Положения о порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования»;
5) от 29.11.2003 № 718 «Об утверждении Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования».
Первым постановлением (от 23.12.1993 № 1322) были установлены нормы беспошлинного ввоза товаров для личного пользования: до 2 000 долл. США, в международных почтовых отправлениях — до 200 долл. США. При превышении стоимостных норм большинство товаров облагалось 30 %-ным платежом. В 1995 г. был определен перечень товаров, которые пропускались в Россию при условии уплаты платежей по единой ставке, установленной в ЭКЮ за килограмм или штуку. Например, за ввоз цветного телевизора в зависимости от размера электронно-лучевой трубки надо было заплатить от 25 до 100 ЭКЮ, обуви, текстиля и трикотажа - 4 ЭКЮ за кг.
Вторым постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 № 808 норма беспошлинного ввоза товаров физическими лицами снижена до 1000 долл. США, введено весовое ограничение беспошлинного ввоза - до 50 кг, установлены разные ставки таможенных платежей в зависимости от способа перемещения товаров (в сопровождаемом или несопровождаемом багаже), предоставлены различные льготы при ввозе транспортных средств в зависимости от характера труда (моряки, рыбаки, летчики) или количества времени, проведенного
за рубежом. Это было сделано в целях пополнения федерального бюджета за счет увеличения таможенных платежей, взимаемых с «челноков», и наведения порядка в налогообложении лиц, осуществляющих в упрощенном, льготном режиме ввоз товаров, предназначенных для коммерческой деятельности.
Следующим постановлением Правительства РФ от 10.07.1999 № 783 были внесены коррективы в порядок перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу РФ, а именно:
1) введены единые ставки таможенных платежей для сопровождаемого и несопровождаемого багажа;
2) определяющим для начисления и взимания таможенных платежей при перемещении транспортных средств стало само транспортное средство, а не лицо, его перемещающее;
3) установлены единые для всех категорий граждан, проживающих в России, правила ввоза автотранспортных средств; сохранены льготы только для лиц, получивших статус беженца или вынужденного переселенца, при ввозе российского автомобиля и только один раз при переезде на постоянное место жительства (ПМЖ) в Россию;
4) существенно снижен размер таможенных платежей за автомобили.
После введения в действие новых правил перемещения товаров физическими лицами, ликвидацией большинства категорий льготников, реальным снижением пошлин на подержанные автомобили среднего класса наметился определенный прогресс в борьбе с незаконным ввозом автомобилей: общее количество правонарушений, связанных с ввозом автомобилей, снизилось почти в 2 раза.
В 2003 г. был принят новый Таможенный кодекс РФ, положения которого направлены на максимальное упрощение таможенного контроля. Количественные и стоимостные ограничения на ввоз товаров для личного пользования с полным освобождением от уплаты таможенных платежей теперь устанавливает Правительство РФ, а не Таможенный Комитет и Минфин России, как это было ранее. Таможенным кодексом РФ четко определены положения, регламентирующие порядок перемещения товаров физическими лицами. Идеология Таможенного кодекса РФ заключается в применении «зеленого» и «красного» коридоров в соответствии с мировой практикой и национальными интересами России, снижении экономического ущерба от ввоза товаров для коммерческого пользования под видом личных товаров.
В настоящее время порядок таможенного оформления товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу РФ, регламентируется гл. 23 Таможенного кодекса РФ, постановлениями Правительства РФ от 27.11.2003 № 715 и от 29.11.2003 № 718 [6, 7], нормативными актами Федеральной таможенной службы. Действующий порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу РФ товаров для личного пользования включает льготы в виде: полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов; применения единых ставок таможенных пошлин, налогов; взимания таможенных платежей в виде совокупного таможенного платежа (СТП); упрощенного порядка таможенного оформления; неприменения к товарам (во всех вышеуказанных случаях) запретов и ограничений экономического характера и обязательного подтверждения соответствия товаров. Порядок перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу РФ представлен в таблице. Для целей налогообложения упомянутая в таблице таможенная стоимость товаров заявляется физическим лицом в упрощенном порядке, на основании имеющихся у него документов (чеков, счетов, квитанций) (см. таблицу).
В международных почтовых отправлениях беспошлинно могут пересылаться товары в адрес физических лиц, находящихся в России, если стоимость таких товаров, пересылаемых в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 10 тыс. руб. В остальных случаях в части превышения 10 тыс. руб. применяется единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере 30 % таможенной стоимости товаров.
Несмотря на то, что система таможенного регулирования перемещения физическими лицами товаров постоянно совершенствуется, сохраняются или вновь возникают проблемные вопросы, требующие решения. Остановимся на некоторых из них.
Действующая система таможенного регулирования перемещения товаров физическими лицами направлена на пресечение беспошлинного ввоза коммерческих партий товаров под видом товаров, предназначенных для личного пользования. Однако какие бы стоимостные и количественные ограничения на ввоз товаров не устанавливались, все равно остаются схемы, позволяющие минимизировать таможенные платежи. Рассмотрим одну из них, активно применяемую на российско-китайской границе из-за непосредственной близости на китайской стороне крупных оптовых рынков.
Порядок перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации
Таможенные пошлины и налоги не взимаются
Таможенные пошлины, налоги взимаются по единой ставке 30% таможенной стоимости, но не менее 4 евро/кг + таможенные сборы за таможенное оформление (250 руб.)
Таможенные пошлины, налоги взимаются в виде СТП в соответствии с общим порядком и условиями тарифного регулирования и налогообложения, предусмотренными для участников внешнеэкономической деятельности + таможенные сборы за таможенное оформление (250 руб.)
1
2
3
4
Ввоз в течение месяца товаров в сопровождаемом и несопровождаемом багаже при следовании лица через таможенную границу РФ
Часть стоимости товаров — до 65 тыс. руб. и/или часть веса от 35 до 200 кг, в том числе с соблюдением установленных норм (на одно лицо с 17 лет): алкогольные напитки — до 2 л;
табачные изделия: до 50 сигар, 100 сигарилл, 200 сигарет, 0,25 кг табака1
Часть стоимости — от 65 до 650 тыс. руб. и/или часть веса от 35 до 200 кг
Часть стоимости — свыше 650 тыс. руб.
и/или часть веса свыше 200 кг, а также алкогольные напитки — от 2 до 10 л (на одно лицо с 17 лет)
Ввоз физическими лицами, постоянно проживающими в РФ, срок временного непрерывного пребывания которых в иностранных государствах составляет более 6 мес., товаров в сопровождаемом и несопровождаемом багаже
Часть стоимости товаров — до 65 тыс. руб.
Часть стоимости — от 65 до 650 тыс. руб.
Часть стоимости — свыше 650 тыс. руб.
Культурные ценности, перемещаемые в сопровождаемом и несопровождаемом багаже только при следовании физического лица через таможенную границу РФ, при условии письменного декларирования и специальной регистрации, предусмотренной законодательством РФ о вывозе и ввозе культурных ценностей
Независимо от стоимостных и количественных ограничений
Ввоз лицами, переселяющимися на ПМЖ в РФ из иностранных государств, а также физическими лицами, признанными в установленном порядке беженцами и вынужденными переселенцами, товаров (кроме автомобилей), бывших в употреблении и приобретенных этими лицами до момента первого въезда в РФ
Независимо от стоимостных и количественных ограничений
Физическое лицо более одного раза в месяц пересекает таможенную границу РФ
Независимо от стоимостных и количественных ограничений
Товары (за исключением товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях) пересылаются в адрес физического лица, не следующего через таможенную границу РФ
То же
Товары, перемещаемые физическим лицом, не предназначены для личного пользования или заявляются как не предназначенные для личного пользования
1 В случае ввоза табачных изделий только одного вида допускается ввоз 100 сигар, 200 сигарилл, 400 сигарет, 0,5 кг табака.
« -
Окончание
1 2 3 4
Товары для личного пользования, временно ввозимые в РФ иностранными физическими лицами на период их временного пребывания в РФ Стоимостные и количественные ограничения не установлены, но товары должны соответствовать перечню товаров, предназначенных для личного пользования2. Обязательно должен быть осуществлен обратный вывоз товаров
Товары для личного пользования, временно вывозимые из РФ российскими физическими лицами на период их временного пребывания за пределами РФ То же
Вывоз физическими лицами товаров Стоимостные и количественные ограничения не установлены
Наш «челнок» делает в Китае заказ на формирование в установленный срок коммерческой партии товара, а в России через туристическую фирму за свой счет организует выезд большой группы россиян в Китай. Здесь уже подготовленная коммерческая партия товара разбивается на более мелкие партии (в пределах норм беспошлинного ввоза), которые распределяются между участниками туристической группы для их ввоза в Россию под видом товаров, предназначенных для личного пользования, с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов. После ввоза в Россию товары вновь формируются в единую коммерческую партию для их последующей реализации. Затраты «челнока» связаны только с приобретением путевок для физических лиц — перевозчиков, оформлением новых загранпаспортов, неофициальными платежами на таможне, чтобы перемещаемые товары не досматривались. До внесения поправок об ограничении срока ввоза (один раз в месяц одним физическим лицом) эта схема могла применяться по несколько раз в день с использованием одних и тех же лиц. Сейчас эта схема усложнилась и стала дороже: для каждой поездки надо искать новых физических лиц и увеличивать их численность в группе из-за снижения весового ограничения для беспошлинного ввоза с 50 до 35 кг. Чаще всего подобные схемы применяются при ввозе одежды,
2 См. постановление Правительства РФ от 16.08.2000 г. № 599 «О Перечне товаров, временно ввозимых (вывозимых) с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов» (в ред. от 11.03.03).
обуви, других потребительских товаров, что наносит серьезный ущерб российским производителям аналогичной продукции.
По неофициальным данным, от 10 до 70 % «челноков» для снижения своих таможенных издержек используют методы неформального урегулирования отношений с таможенными органами, оформление грузов с занижением таможенной стоимости, заявление иного кода товара по ТН ВЭД России, искажение данных о номенклатуре ввозимых товаров [1]. В результате доля российских товаров легкой промышленности на внутреннем рынке составляет менее 1/4. При этом на официально импортируемые товары приходится 13 %, а оставшаяся доля — это серый импорт и теневое производство. В приграничных с Китаем российских городах дешевые китайские продукты вытесняют аналогичную российскую продукцию, особенно ту часть, которую надо завозить из других регионов РФ [8], что может нанести ущерб продовольственной безопасности России. Аналогичная проблема существует на Украине и в Белоруссии, где из-за действий «челноков» по ввозу дешевых мясопродуктов из Польши была фактически утрачена собственная мясная промышленность. Прямую угрозу национальной безопасности страны несут десятки случаев вербовки российских «челноков» иностранными спецслужбами для сбора экономической и промышленной информации [9].
По мнению представителей крупного и среднего бизнеса, Правительство РФ неоперативно реагирует на проблемы во внешнеэкономической сфере: больше года потребовалось на то, чтобы
принять решение по «челнокам» в ответ на обращения представителей российской легкой промышленности.
Следующая проблема связана с количественными ограничениями на ввоз алкогольных и табачных изделий физическими лицами. Если в отношении ввозимых алкогольных напитков возможны два варианта: беспошлинный ввоз или ввоз с уплатой совокупного таможенного платежа (см. таблицу), то в отношении табачных изделий действует только правило беспошлинного ввоза. При ввозе физическими лицами алкогольных и табачных изделий с незначительным превышением установленных норм (свыше 10 л и 400 шт.) наши таможенники задерживают «сверхнормативные» товары и, как правило, помещают их под режим уничтожения. Это вызывает нарекания со стороны физических лиц, которые ввозят данные товары для личного пользования и готовы уплачивать таможенные пошлины и налоги за незначительное превышение. Возможно, по опыту Евросоюза, где одному лицу разрешено ввозить беспошлинно до 2 л пива и до 90 л с уплатой пошлины, следовало бы повысить максимальные нормы ввоза подобных товаров для личных целей и ввести прогрессивную шкалу их налогообложения.
Для перемещения алкогольных и табачных изделий контрабандно «челноки» (и польские, и российские, и украинские, и белорусские) используют недорогие подержанные, но основательно модернизированные и приспособленные под грузовые перевозки автомобили. У этих транспортных средств увеличен объем бензобака, сняты задние сиденья, установлены багажники на крыше, оборудованы специальные тайники (в т. ч. в запасном колесе), иногда дополнительно имеется прицеп. Конфискация подобного транспортного средства воспринимается «челноком» как издержки производства, не приятные, но и не обременительные.
В последние годы из-за отсутствия таможенной границы между Россией и Белоруссией неожиданно возросла роль последней в «челночном» бизнесе. Эта страна стала перевалочной базой для европейских и турецких товаров. Внешняя таможенная граница Белоруссии прозрачна для европейского «серого» импорта, который затем беспрепятственно направляется в Россию. Подобную роль для рынка Западной Сибири играют Узбекистан и Киргизия в отношении китайского «серого» импорта.
Существует ряд предложений по решению проблем беспошлинного ввоза коммерческих партий товаров под видом товаров для личного поль-
зования физических лиц, например, дальнейшее снижение стоимостных и весовых ограничений для полного освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов и с применением единой ставки; установление достаточно низкой стоимостной нормы ввоза товаров без уплаты таможенных пошлин, налогов для физических лиц, срок временного пребывания которых в иностранных государствах составляет менее календарных суток.
По мнению автора, при выработке рекомендаций следует обратиться к опыту других стран по разрешению подобных проблем таможенного регулирования. Это важно еще и потому, что, как показала практика, положения нашего таможенного законодательства в отношении физических лиц оказывают прямое влияние на развитие экономик иностранных государств.
Постоянный и стабильный экспорт «челноками» товаров из Турции обеспечивает этой стране устойчивый экономической рост в условиях хрони -ческой инфляции. В Стамбуле создан региональный центр челночной торговли, в Чобанчешме для этих же целей организована свободная торговая зона. На любые шаги по ужесточению действующего в России порядка таможенного регулирования перемещения товаров физическими лицами Турция реагирует установлением дополнительных льгот и компенсаций для российских граждан.
Китай развивает челночный бизнес, ориентируясь не только на Россию, но и на другие страны СНГ. Челночный бизнес дает значительные валютные поступления в китайскую экономику, а следовательно, в модернизацию и расширение производства, стимулирует рост деловой активности и ускоренные темпы развития, прежде всего приграничных городов Китая. Безвизовая форма приграничного туризма способствовала росту в десятки раз количества гостиниц в Китае.
Гражданам СНГ в Китае созданы благоприятные условия ведения бизнеса. Приграничные города и территории Китая получили статусы «открытых городов и районов», комплексных свободных экономических зон и субзон провинциального уровня, а вместе с ними дополнительные льготы и преференции. Создан мощный комплекс для обслуживания челночного бизнеса стран СНГ, в который входит сеть оптовых баз, где концентрируются товары со всего Китая. Открыты и благоустроены пограничные пункты пропуска на российско-китайской границе. Вопросы обслуживания «челноков» решаются специализированными экспортно-импортными фирмами комплексно, начиная от предоставления
товара, его доставки, продажи, декларирования и заканчивая доставкой на территорию России. Тем самым обеспечивается достоверность таможенной статистики Китая, связанной с челночным бизнесом. В 2005 г. была достигнута договоренность между Почтовым бюро Китая и Почтой России о готовности создать специальное место международного почтового обмена, где предприниматели смогут сдавать товар для передачи его в Россию в короткие сроки в качестве альтернативы перемещению челночных товаров автобусами и поездами. В Китае действует Комитет по содействию международной торговле, который проводит консультации с таможенниками, специалистами государственного управления по карантину и техническому регулированию, а также представителями государственных органов сопредельных государств по упорядочению челночного бизнеса.
Борясь с экспортом низкокачественных товаров, Китай вводил в 1990-е гг. визовый режим с изъятиями для однодневных взаимных посещений в рамках челночной торговли, сокращал пограничные пункты пропуска, где оформлялись «челноки». В 1994 г. Госсовет Китая принял «Уведомление по вопросам приграничной торговли», в котором было предусмотрено ужесточение таможенного контроля за качеством вывозимых китайских товаров.
Снижение в 2006 г. российским правительством весовой нормы беспошлинного ввоза товаров физическими лицами вызвало крайнее недовольство китайских властей в связи с резким падением товарооборота в челночном секторе. При этом руководители китайских территорий, непосредственно граничащих с Россией, были готовы для исправления ситуации даже оказать давление на российских таможенников. Например, в мае 2006 г. китайцы предлагали провести совместную акцию «Учиться друг у друга» с участием сотрудников таможенных, транспортных, пограничных служб, работающих на погранпереходах «Маньчжурия» и «Забайкальск». В случае дальнейшего ужесточения Россией условий перемещения товаров физическими лицами Китай намерен активно развивать пограничные переходы на границе с Казахстаном.
В Казахстане сначала попытались пресечь деятельность «челноков» путем введения высоких ввозных таможенных пошлин на ряд потребительских товаров, однако эти непопулярные меры с учетом слабости национальной экономики были отменены. Сейчас страной взят курс на легализацию челночной торговли, формирование системы государственно-частного партнерства. Решить эту
задачу в Казахстане намерены с обязательным привлечением таможенных и налоговых служб.
Украина также считает целесообразным проведение взаимных консультаций с участием представителей таможенной, пограничной служб и местных властей сопредельных государств для решения накопившихся проблем челночного бизнеса.
Начиная с 1990-х гг., поступления от неорганизованной торговли способствуют выравниванию платежного баланса Польши, формированию его положительного сальдо. Однако в отличие от России польские граждане использовали челночный бизнес как этап формирования первоначального капитала для развития производств на своей территории.
Польша проводит диаметрально противоположную политику по отношению к челночному бизнесу, в котором участвуют собственные граждане и представители стран СНГ. Сейчас практически все приграничные с Польшей города Калининградской области, Белоруссии, Литвы, Украины живут челночным бизнесом, прежде всего контрабандой подакцизных товаров (водки и табачных изделий).
С 1 октября 2003 г. Польшей был введен визовый режим въезда для россиян, ровно через год эти требования были распространены на украинских граждан. С 1 апреля 2005 г. визовый режим дополнен требованием оформления миграционной карты с фиксацией даты въезда и выезда, установлены ограничения на провоз сигарет и спиртного (1 бутылка спиртного или один блок сигарет на человека в течение месяца), усилен таможенный контроль. Польская таможня требует у физических лиц заполнения таможенных деклараций для внесения данных в компьютерный реестр. Если таможня находит у физического лица табачные и алкогольные изделия сверх установленной нормы, то до 2005 г. ограничивалась лишь конфискацией излишнего товара и штрафами, а с 2005 г. физическое лицо стали лишать визы и включать в «черный список» лиц, которым запрещен въезд в Польшу и страны Евросоюза.
Наличие у въезжающего в Польшу гражданина сопредельного государства заграничного паспорта с многочисленными отметками погранслужб о пересечении границ уже становится «черной меткой» и является основанием для запрета въезда в Польшу.
В польской таможне остро стоит проблема коррупции. Неофициальные платежи с физических лиц за ввоз табачных и алкогольных изделий свыше установленной нормы составляют 10-50 долл. США. Те смены таможенников, которые не
идут на подобные сделки, «челноки» между собой называют «черными».
Таможенные правила для самих поляков не ужесточаются, чем они активно пользуются на приграничных территориях на Украине, в России, скупая для перепродажи сигареты, спиртные напитки, пиратские диски, бензин и т. д. Но со стороны российских таможенников и пограничной службы ответных «драконовских» мер не предпринималось.
В последнее время поляки для перевозки контрабанды из России стали использовать маломерные морские суда и яхты. При этом, протестуя против российского таможенного и пограничного досмотра, они пытаются добиться предоставления безвизового прохода в российскую зону Калининградского (Вислинского) залива своих и зарубежных туристических яхт и других маломерных судов, угрожают, что в противном случае пророют канал в южной оконечности Балтийской косы для безвизового пропуска яхт, поскольку соглашение между Москвой и Варшавой о судоходстве в этом районе не подписано до сих пор.
Челночный бизнес, если рассматривать его в проекции межгосударственных отношений, очень ярко выявляет «эффект домино», или цепную реакцию на своеобразную «дискриминацию» граждан тех или иных стран методами таможенного регулирования. Например, если Польша вводит ограничения для украинских граждан, то Украина в свою очередь принимает адекватные меры в отношении поляков.
Челночный бизнес позволяет поддерживать приемлемый уровень жизни в приграничных районах Белоруссии. Введение Польшей, Литвой и Латвией с 01.01.2003 визового режима въезда граждан Белоруссии на свои территории было воспринято руководством Белоруссии очень негативно, напомнив времена «холодной войны» и «железного занавеса». Но в том же 2003 г. был подписан указ Президента РБ об ужесточении таможенного контроля, введено ограничение на беспошлинный ввоз товаров физическими лицами (до 50 кг на человека), установлена ставка платежа (2 евро за кг) за превышение весовой нормы. Для защиты пищевой промышленности в таможенном законодательстве Белоруссии содержится норма о ввозе из стран, не входящих в СНГ, продуктов питания в количестве 5 кг на человека.
Таким образом, анализ мирового опыта таможенного регулирования перемещения товаров физическими лицами показывает, что в основе этой системы должны лежать ограничительные и стимулирующие меры, сбалансированные с учетом
текущих и стратегических задач развития национальной экономики.
Литература
1. Легальный легпром испытывает трудности из-за нечестной конкуренции // Промышленный еженедельник. — 2005. — 13 июня. — № 20. http://www. emirates. su/chelnoki. shtml.
2. Мельниченко Т., Болонини А, Заватта Р. Российский челночный бизнес. Общая характеристика и взаимосвязь с итальянским рынком (проблемные исследования). ECONOMISTI ASSOCIATI (1997) / http://www. nisse. ru/ analitics. html?id=chelnoki.
3. Польша в ЕС — новые возможности для Украины // Галицкие контракты. — 2003. — 27 декабря. http://www. mdoffice. com. ua/pls/ MDOffice/all_news. html?a2=27122003
4. Горбович К. Китайцы в Москве //http://gazeta. ru/society/28-02-1999_kitaj. htm.
5. Раченков Е. Миллиарды, которые можно освоить самим: беседа с президентом Торгово-промышленной палаты РК Абылаем Мырзахмето-вым. //http://info. risp. ru/reviews/?id=33604.
6. Постановление Правительства РФ от 27.11.2003 № 715 «Об утверждении Положения о порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования» // Собрание законодательства РФ. - 2003. - 1 декабря. - № 48. - Ст. 4683.
7. Постановление Правительства РФ от 29.11.2003 № 718 «Об утверждении Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования» (в ред. от 19.09.2006) // Собрание законодательства РФ. - 2003. - 8 декабря. -№ 49. - Ст. 4772. Собрание законодательства РФ. - 2006. - 30 января. - № 5. - Ст. 550. Собрание законодательства РФ. - 2006. - 25 сентября. - № 39. - Ст. 4079.
8. Российско-китайская граница / Под. ред. Л.Б. Вардомского и С.В. Голунова // http://www. fhthf. com/news_facts/newsroom/other_news/ news_12826_2.cfm 24 мая 2005 года.
9. Столяров Н. Активизация деятельности иностранных спецслужб. Совершенствование системы защиты государственной тайны в РФ / http://www. infsec. ru/stat-st11.php.