Научная статья на тему 'Перемены в вузовской системе повышения квалификации: предварительные итоги'

Перемены в вузовской системе повышения квалификации: предварительные итоги Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перемены в вузовской системе повышения квалификации: предварительные итоги»

Дополнительное образование____________127

анкетирования, которое мы проводим после прохождения преподавателями курсов в других вузах. С нашей точки зрения, прошло достаточно времени, чтобы базовым вузам работать не только на реализацию количественного показателя (предоставление широкого набора программ), но и на совершенствование их качества. Ведь основная цель Рособразования при разработке модели эффективной системы повышения

квалификации ППС по приоритетным направлениям - развитие кадрового потенциала вузов, способного обеспечить современное содержание образовательного процесса, работать, используя современные образовательные технологии, а значит, развивать инновационные компетенции выпускников и в перспективе - создавать условия для повышения их конкурентоспособности на рынке труда.

Ю. ГОЛУБ, директор ИДПО Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

После интенсивных обсуждений в сообществе руководителей вузовских структур ДПО возобладало понимание необходимости серьезных перемен в сложившейся практике повышения квалификации преподавателей. Суть этих перемен, инициированных соответствующим отделом Рособразования, можно свести к нескольким ключевым позициям.

Первое. Изначально сложившаяся система повышения квалификации в вузах, предполагавшая переподготовку как профессорско-преподавательского состава, так и работников образования, была с 2007 г. целиком переориентирована на повышение квалификации вузовских преподавателей.

Второе. Был изменен не только контингент слушателей, но и предложен обоснованный алгоритм расчета его количества в каждом высшем учебном заведении, имеющем структуры ДПО.

Третье. По настоянию Федерального агентства по образованию были предприняты шаги по пересмотру направлений повышения квалификации в плане их большего соответствия задачам модернизации высшей школы.

Четвертое (и главное). В сочетании с ранее начатым Рособразованием проектом

Перемены в вузовской системе повышения квалификации: предварительные итоги

повышения квалификации ППС вузов по приоритетным направлениям стала формироваться новая целостная система повышения квалификации, состоящая из двух элементов: внутривузовское повышение квалификации своих преподавателей и направление небольшой части преподавателей из «линейных» вузов на повышение квалификации в «базовые » вузы.

Прошел почти год. Попытаемся на примере Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского подвести предварительные итоги. С нашей точки зрения, СГУ для этого вполне репрезентативен. Это один из старейших и в то же время динамично развивающихся вузов страны, который располагает всем необходимым для обеспечения качественного повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по широкой номенклатуре специальностей. В свою очередь, руководство СГУ, понимая важность деятельности по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава, принимает меры к ее успешной реализации.

С 2007 г. сложившийся на базе Института дополнительного профессионального образования механизм повышения квали-

128

Высшее образование в России • № 1, 2008

фикации был скорректирован с учетом рекомендаций Федерального агентства. Были уточнены направления подготовки слушателей. При сохранении предметной направленности в деятельности ИДПО была усилена проблемно-тематическая составляющая. Разработаны и начали реализовываться новые программы: «Гуманитарные проблемы современности » (с модульным наполнением по философии, социологии, политологии, истории, экономике) и «Проблемы качества преподавания естественно-научных дисциплин» (с модульным наполнением по математике, информатике, физике, химии, биологии).

Реализуются и другие новые программы для преподавателей вузов: «Современные педагогические технологии», «Социокультурные проблемы образования», «Эффективные технологии управления в системе образования».

Накопленный опыт по организации повышения квалификации преподавателей, мощная интеллектуальная и учебно-материальная база университета позволили СГУ расширить свою деятельность в рамках осуществляющейся модернизации системы ДПО. Как известно, в соответствии с приказами Федерального агентства по образованию введена новая форма повышения квалификации профессорско-преподавательского состава учреждений высшего профессионального образования по приоритетным направлениям. Это обосновано тем, что действовавшая система повышения квалификации на основе структурных подразделений дополнительного профессионального образования подведомственных вузов была в основном ориентирована на предметное повышение квалификации. По мнению руководства Рособразования, подобная система переподготовки и повышения квалификации не позволяла в полной мере осуществлять развитие кадрового потенциала, способного обеспечить современное содержание образовательного процесса, и работать, используя современные образовательные технологии.

Думается, что эта оценка не лишена оснований, поскольку система повышения квалификации ППС не может представлять собой жесткую систему. Напротив, ее отличительной особенностью должны быть гибкость и учет индивидуальных потребностей слушателей, широкий выбор программ и меняющаяся система обучения. Основу повышения квалификации должны составлять не стандартные программы, а внутренне подвижные программные модули, взаимодействующие друг с другом и вытекающие один из другого. Именно в интегрированных гибких программных проектах находят отражение различные модели обучения, проблемность обучения, исследовательские подходы, междисциплинарность, столь востребованные в настоящее время, а также новые образовательные технологии.

Предложенная новая схема повышения квалификации профессорско-преподавательского состава позволила сориентировать вузы прежде всего на направлениях повышения квалификации, важных для развития российского образования. Она также способствует росту ответственности вузов за конечный результат работы по повышению квалификации, обеспечивает мобильность преподавателей региональных вузов и активизирует межвузовские обмены. Тем самым создаются условия для распространения передового опыта ведущих вузов России. Не менее существенно и то, что реализуемый на практике принцип академической мобильности предоставляет преподавателям право широкого выбора программ, форм и методов обучения.

С 2007 г. Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского включен в число базовых вузов. И это закономерно. В настоящее время СГУ представляет собой многопрофильный университетский комплекс, в состав которого входят разнообразные факультеты, колледжи, институты, научно-исследовательские и иные подразделения, крупнейшая в Поволжье научная библиотека. Университет ведет подготовку по 35 специальностям

Дополнительное образование____________129

среднего профессионального образования, 100 специальностям высшего профессионального образования, 81 специальности послевузовского профессионального образования. У нас обучаются 30 тысяч студентов и аспирантов, работают свыше 300 докторов наук, профессоров, почти 1000 кандидатов наук, доцентов. Удельный вес преподавателей, имеющих ученые степени и звания, составляет около 70%, ученую степень доктора наук и звание профессора -почти 20%.

В Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского разработана и реализуется целостная система обеспечения качества образования, включающая в себя внедрение новых педагогических и информационных технологий, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава. Неудивительно, что СГУ вошел в число вузов - победителей конкурсного отбора, проводимого в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Иными словами, университет располагает всем необходимым, чтобы обеспечивать повышение квалификации профессорско-преподавательского состава вузов Приволжского федерального округа по приоритетным направлениям. В качестве таковых в 2007 г. определены информационно-коммуникационные технологии, гуманитарные проблемы современности, русский язык.

Выбор этих направлений повышения квалификации определяется сложившимся потенциалом Саратовского госунивер-ситета. В СГУ имеется Поволжский региональный центр новых информационных технологий и факультет компьютерных наук и информационных технологий. О высоком уровне подготовки в сфере информационно-коммуникационных технологий убедительно свидетельствуют и достижения наших студентов и аспирантов. Коман-

да СГУ неоднократно занимала второе место на студенческом чемпионате мира по программированию, а в 2006 г. стала чемпионом мира.

Университет располагает большими возможностями и по другим предлагаемым направлениям повышения квалификации. Научные достижения филологического факультета СГУ позволили еще в 1970 г. открыть на его базе головной совет по филологии Минвуза, координировавший работу всех университетских литературоведов и лингвистов. С 1997 г. в СГУ работает Институт русского языка и литературы. У нас сложились авторитетные научные школы и по другим гуманитарным и социальным наукам: истории, философии, социологии, политологии. Успешно функционируют шесть докторских диссертационных советов по 14 социально-гуманитарным специальностям. Научная деятельность университетских гуманитариев с 2001 г. координируется действующим на базе СГУ Саратовским межрегиональным институтом общественных наук. Все это позволило в 2007 г. на должном уровне провести повышение квалификации коллег из многих вузов России.

Вместе с тем мы в полной мере отдаем себе отчет в том, что в деятельности по повышению квалификации преподавателей немало нерешенных вопросов. Представляется, к примеру, что обозначившийся курс на краткосрочное повышение квалификации преподавателей уместно сочетать с переходом от пятилетнего интервала между повышением квалификации к двух- или трехлетнему. Понятно, что это потребует соответствующих новаций в законодательстве и перераспределения финансовых ресурсов. А по большому счету нужна одновременная структурная, институциональная и содержательная модернизация дополнительного образования, которая только и сможет дать системный эффект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.