Научная статья на тему 'Переливание крови на фронтах Великой отечественной войны (к 70-летию Великой победы)'

Переливание крови на фронтах Великой отечественной войны (к 70-летию Великой победы) Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
2657
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гематология и трансфузиология
WOS
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — Кнопов Михаил Шмулевич, Тарануха В.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Переливание крови на фронтах Великой отечественной войны (к 70-летию Великой победы)»

ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ

О КНОПОВ М.Ш., ТАРАНУХА В.К., 2015 УДК 615.38:355«1941-1945»

ПЕРЕЛИВАНИЕ КРОВИ НА ФРОНТАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (К 70-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ)

Кнопов М.Ш., Тарануха В.К.

ГБОУ ДПО Российская медицинская академия последипломного образования Минздрава России, 125993, г. Москва Для цитирования: Гематология и трансфузиология. 2015; 60 (2): 53-56. Citation: Gematologiya i transfuziologiya. 2015; 60 (2): 53-56.

Неумолимые законы времени все дальше и дальше отодвигают от нас события и факты, имена и образы выдающихся деятелей медицины, тяжелые уроки и опыт, добытые дорогой ценой. Это опыт по оказанию медицинской помощи и лечению раненых и больных в годы Великой Отечественной войны (ВОВ). Он стал уже историей, но историей незабываемой. Этот опыт до сих пор привлекает пристальное внимание организаторов здравоохранения, врачей-клиницистов, врачей санитарного профиля, историков медицины, медиков-участников ВОВ. 1418 дней и ночей полыхала эта война на нашей земле. Миллионы погибших, миллионы раненых, миллионы вдов, сирот и инвалидов. За всем этим бездна человеческого горя. По данным Института военной истории Минобороны России, мы потеряли в этой войне около 27 млн человек. Это так называемые безвозвратные потери Красной Армии и гражданского населения. Это те, кто погибли на поле боя, умерли от ран в медсанбатах и полевых госпиталях, закончили свой жизненный путь в концентрационных лагерях и на каторжных работах, угнанные в фашистскую Германию.

В Великом подвиге советского народа в годы минувшей войны достойное место занимает беззаветный и благородный труд огромной армии медицинских работников. Они по долгу своей профессии и по зову сердца приняли на свои плечи всю тяжесть борьбы за спасение жизни раненых и больных, восстановление их боеспособности и трудоспособности. Высокие моральные и нравственные качества наших медиков, их гуманизм, подлинное благородство раскрывались в повседневной работе, в тяжелых буднях военного времени - на поле боя, у операционного стола, у постели раненого и больного. Не жалея сил, они вели героическую борьбу со смертью, витавшей на полях сражений, в батальонных и полковых медицинских пунктах, в медико-санитарных батальонах и госпиталях. Особенно ярко проявлялись эти качества в исключительных ситуациях, нередко требовавших от них героизма и самопожертвования. Своим беззаветным трудом, умело осуществляя медицинское обеспечение боевых действий фронтов и флотов, медики внесли достойный вклад в Великую Победу советского народа в самой жестокой и кровопролитной войне в истории человечества.

В системе лечения раненых в годы ВОВ большое значение придавалось ранней трансфузионной терапии, переливаниям консервированной крови, ее компонентов и препаратов, а также кровезамещающих жидкостей. Гемотрансфузионная терапия занимала и занимает одно из центральных мест при оказании помощи раненым и больным. Важнейшим мероприятием, направленным на восполнение острой кровопотери при ранениях сосудов в период минувшей войны, являлось переливание крови и кровезамещающих жидкостей. Опыт ВОВ свидетельствует об огромной роли переливания крови в лечении раненых. Проблемы заготовки крови и массового донорства, бесперебойного обеспечения медицинских учреждений фронтов кровью и ее

Для корреспонденции:

Кнопов Михаил Шмулевич, доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры медицины катастроф ГБОУ ДПО Российская медицинская академия последипломного образования Минздрава России.

Адрес: 123995, Москва, ул. Баррикадная, д. 2/1. Телефон: +7(495)946-05-23. E-mail: tarval41@yandex.ru.

Corresponding author:

KnopovMikhail, MD, PhD, DSc, prof. (tarval41@yandex.ru).

заменителями, разработки и производства последних, научное обоснование доз и показаний к переливанию крови и заменителей при различных патологических состояниях - эти и многие другие вопросы привлекли в ходе войны внимание многих научных коллективов и лечебных учреждений.

Переливание крови в период войны применялось на всех этапах медицинской эвакуации. Основными показаниями к переливанию крови на войсковых этапах медицинской эвакуации (полковые медицинские пункты, дивизионные медицинские пункты) являлись травматический шок и кровопотеря. Широкое применение переливания крови в большей степени способствовало успеху борьбы с шоком. В деятельности госпитальных учреждений (госпитальные базы армий, госпитальные базы фронтов, госпитальные базы тыла страны) не меньшее значение принадлежало переливанию крови в борьбе с септическими осложнениями ранений, в ликвидации последствий вторичных кровотечений, лечении анемий и нарушений питания.

Непрерывно возраставшие в ходе войны значение и масштабы переливания крови как одного из эффективных методов оказания медицинской помощи раненым и больным обусловили необходимость научной разработки и проведения ряда организационных мероприятий в системе гражданского и военного здравоохранения, что в итоге обеспечило становление и успешное функционирование так называемой службы крови.

Высокий уровень развития отечественной трансфузиологии в наши дни во многом обеспечен широко развернувшимися еще в предвоенные годы, во время ВОВ и послевоенный период исследованиями проблем переливания крови. В годы Великой Отечественной войны много и продуктивно работали такие отечественные трансфузиологи, как А.А. Багдасаров, О.К. Гаврилов, Н.Н. Еланский, Н.Г. Карташевский, И.С. Колесников, И.Р. Петров, П.Л. Сельцовский, А.Н. Филатов, В.Н. Шамов, С.С. Юдин и многие другие. Усилиями Центрального и Ленинградского институтов гематологии и переливания крови в предвоенные годы были решены проблемы консервирования крови, донорства, организации службы крови, массовой заготовки крови в стерильных условиях, проблемы эффективных кровезаменителей, показаний к переливанию крови и др. В результате хорошей предвоенной подготовки службы крови лечебные учреждения в годы войны смогли провести миллионы трансфузий крови раненым воинам и спасти миллионы человеческих жизней.

В основу организации службы крови в период ВОВ был положен принцип централизованного снабжения консервированной кровью действующей армии из институтов и станций переливания крови тыла страны. В условиях бесперебойной до-

Частота переливаний крови на этапах медицинской эвакуации по годам Великой Отечественной войны (в % к числу лечившихся)

Этапы медицинской эвакуации

Год войны полковой и дивизионный медицинские пункты госпитальная база Армии госпитальная база фронта

1941 0,7 3,16 4,95

1942 3,5 4,8 6,2

1943 5,2 4,8 2,5

1944 7 7 5,5

1945 7,1 7,2 13

.77 •б #

Сельцовский П.Л.

Еланский Н.Н.

Шамов В.Н.

ставки крови в действующую армию лечение раненых переливаниями крови получило широкое распространение как на войсковых этапах медицинской эвакуации, так и в военных госпиталях.

При анализе опыта службы крови по документальным материалам ВОВ особый интерес представляют данные о клинических аспектах переливания крови в условиях боевой обстановки. Из общего числа раненых и больных только 53% получили однократное переливание трансфузионных жидкостей, остальным 47% раненых и больных кровь переливали от 2 до 10 раз и более. По два переливания крови получили 21%, три переливания - 12%, четыре - 7%, пять - 3%, шесть - 1,5%, семь -0,6%, восемь - 0,3%, девять - 0,6%, десять - 0,15%, более десяти - 0,85% раненых и больных. В среднем на каждого раненого и больного, которым осуществляли переливание крови, приходилось два переливания.

Частота переливаний крови варьировала как по этапам медицинской эвакуации, так и по времени. На полковых медицинских пунктах частота переливаний крови колебалась от 2,7 до 7% к общему числу раненых и больных, поступивших на этот медицинский пункт. Минимальная частота переливаний крови в медсанбатах составляла 1-1,5%, а максимальная достигала 15%. По архивным материалам Военно-медицинского музея Минобороны России, частота переливания крови в медсанбатах колебалась от 0,56% к числу лечившихся раненых в 1941 г. до 29% - в 1945 г.

Столь же неоднородны и разнообразны данные о частоте переливаний крови в госпитальных базах армий и фронтов. В одной из армий 2-го Украинского фронта доля переливания крови в мае 1942 г. равнялась 2,2%, в июле 1943 г. - 6,1%, а в сентябре

1943 г. - 12%. По 1-му Прибалтийскому фронту в январе 1944 г. частота переливаний крови достигала 24%. Общий показатель частоты переливаний крови за весь период ВОВ составил около 10% к числу санитарных потерь. Показатель частоты переливаний крови раненным в бою был равен 14-15%, а частота переливания крови больным составляла 1,5%.

Следует подчеркнуть, что в ходе войны частота переливаний крови на этапах медицинской эвакуации из года в год возрастала. Наиболее широкое применение переливание крови получило на заключительном этапе ВОВ, о чем свидетельствует нижеследующая таблица.

В период войны применяли в основном консервированную кровь, реже - плазму и эритроцитную массу, довольно часто -свежецитратную кровь. В качестве кровезамещающих жидкостей использовали кристаллоидные растворы - раствор 0,9% хлорида натрия, жидкость П.Л. Сельцовского, раствор Рингера-Локка и др. В 1943—1945 гг. широкое применение нашли комбинированные растворы - жидкости И.Р. Петрова и В.И. Попова. В основном применяли метод внутривенной инфузии, реже -внутриартериальной и прямые переливания.

В одной из важнейших составных частей военной медицины - военно-полевой хирургии - принято сопоставлять характер ранений с этиологическими факторами и прежде всего с видами ранящего оружия. Этот аспект позволяет прогнозировать структуру санитарных потерь в конкретных боевых операциях и производить расчет потребности в силах и средствах для проведения тех или иных лечебных мероприятий, а также общего комплекса лечебно-эвакуационного обеспечения войск. Из общего числа

Багдасаров А.А.

Юдин С.С.

Колесников И.С.

Филатов А.Н.

раненых в годы войны переливания крови в связи с пулевыми ранениями получили 34% бойцов, в связи с ранением осколками мин - 30%, осколками авиабомб - 1%, осколками снарядов -12%, осколками гранат - 1,5%, осколками неизвестного происхождения - 20%, в связи с ранением холодным оружием - 0,5%, прочими видами оружия - 1% (по О.К. Гаврилову). Таким образом, свыше 65% раненых, получивших переливание крови, имели осколочные ранения, главным образом осколками мин. Это объясняется тем, что осколочные ранения чаще сопровождались тяжелыми осложнениями, в том числе кровопотерей и шоком. В многотомном труде «Опыт советской медицины в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» отмечено, что осколочные ранения в период войны составляли от 52 до 61%, причем тяжесть этих ранений из года в год увеличивалась.

Из общего числа раненых, получивших переливания крови, проникающие ранения черепа составили 2,5%, проникающие ранения груди - 11%, проникающие ранения живота, таза, позвоночника - 17% и ранения мягких тканей - 10%. Обращает внимание относительно высокий удельный вес переливаний крови (около 1/3), произведенных в связи с проникающими ранениями груди, живота, позвоночника и таза. В то же время известно, что удельный вес проникающих ранений живота, позвоночника, груди и таза составлял в годы войны всего около 8%, тогда как 50% всех ранений приходились на ранения мягких тканей. Среди лиц, получивших переливания крови, число раненых с повреждением мягких тканей не превышало 10%.

Удельный вес переливаний крови раненым и больным за весь период ВОВ в связи с показаниями распределился следующим образом: при острых кровопотерях - 14,8%, при шоке - 17,7%, при вторичной анемии - 12,5%, при подготовке к операции - 10%, при сепсисе и анаэробной инфекции - 39,8%, при продолжающемся кровотечении с целью гемостаза - 1,2%, при различных заболеваниях - 4%. По данным архивных документов, показаниями для второго переливания крови были: кро-вопотеря - 10% раненых, шок - 8%, вторичная анемия - 15%, подготовка к операции - 10,5%, инфекция раны (включая сепсис и анаэробную инфекцию) - 50%, различные заболевания - 5,5%, паренхиматозные кровотечения - 1%. Сравнивая распределение раненых, получивших первое и второе переливания крови в зависимости от показаний, можно убедиться в уменьшении при втором переливании удельного веса трансфузий крови в связи с кровотечением и шоком и увеличением этого показателя в связи с раневой инфекцией.

Из общего числа раненых и больных за весь период ВОВ в полковых медицинских пунктах проведено 2% переливаний крови, в дивизионных медицинских пунктах - 25%, в полевых подвижных госпиталях - 22%, в госпиталях легкораненых -0,8%, в эвакуационных госпиталях - 46,2%, в прочих госпиталях тыла - 4%. Почти половине раненых переливания крови были проведены в эвакуационных госпиталях госпитальных баз армий, фронтов и тыла страны. Следовательно, первичные показания к переливанию крови у этих раненых возникали не сразу после ранения, а являлись результатом осложнений ранений или заболеваний. В войсковом районе получила переливания крови почти треть всех раненых и больных, что свидетель-

Попов В.И.

ствует о значительной потребности в трансфузиях в первые часы после ранения.

Переливания кровезаменителей по отношению к трансфузиям крови в 1943 г. составляли 33,3%, в 1945 г - 60,5%. При этом потребность лечебных учреждений войсковых районов в кровезаменителях в период активных боевых действий была в два раза выше, чем в консервированной крови, а в период затишья военных действий она уменьшилась в 2 раза.

При определении необходимого количества переливаемой крови или кровезамещающих жидкостей, способов их введения в годы войны учитывали величину кровопотери и степень ее возмещения на предыдущих этапах медицинской эвакуации, что устанавливали по цвету кожных покровов и видимых слизистых оболочек, пульсу, артериальному давлению, гематокритно-му числу, содержанию гемоглобина и количеству эритроцитов, а также по степени травматичности оперативного вмешательства. Однако объем и содержание трансфузионной терапии во многом зависели от конкретно складывающейся обстановки на этапах медицинской эвакуации. Во всех случаях перед переливаниями крови и плазмы в полевых медицинских учреждениях проверяли их доброкачественность, устанавливали групповую принадлежность донора и реципиента, проводили пробы на индивидуальную и групповую совместимость.

Представляют интерес цифры, характеризующие расход консервированной крови на одного раненого, получавшего в ходе лечения переливания крови, в зависимости от локализации ранения. Раненый с проникающим ранением в голову, которому было проведено переливание крови, за весь период лечения получил 450 мл крови, с проникающим ранением груди - 600 мл, с проникающим ранением живота, позвоночника, таза - 620 мл, раненный в конечности с повреждением костей - 612 мл, раненный в мягкие ткани - 470 мл. Как видно из этих показателей, средний расход консервированной крови на одного раненного в грудь, живот, позвоночник, таз и конечности с повреждением костей оказался почти одинаковым; значительно ниже был расход при ранениях черепа и мягких тканей.

Средние дозировки на одно переливание крови с различными показаниями к трансфузии выглядят следующим образом: при острой кровопотере и шоке - 400 мл, анаэробной инфекции -350 мл, сепсисе - 311-348 мл, вторичной анемии - 310 мл, при кровотечении (с целью гемостаза) - 85 мл, при авитаминозах -300 мл, при дистрофиях и других показаниях - 310 мл.

Опыт отечественной трансфузиологии, накопленный в ходе ВОВ, не теряет своей актуальности до настоящего времени. По материалам А.А. Багдасарова, в годы ВОВ действующая армия получила свыше 1,7 млн л консервированной крови, в тылу страны активное участие в донорстве приняло более 5,5 млн человек, в лечебных учреждениях Красной Армии было проведено около 7 млн гемотрансфузий.

В заключение следует особо подчеркнуть громадный труд большого отряда советских медицинских работников, обеспечивших массовое применение переливания крови в лечебных учреждениях в годы Великой Отечественной войны. Все годы войны медицинские работники шли в одном строю с солдатами и офицерами Армии и Флота, выполнив до конца свой долг перед Родиной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.