Переход России к мобилизационной экономике: возможность и целесообразность
Бекренев Юрий Владимирович
кандидат экономических наук, доцент,
ФГБОУ ВО «Ярославский государственный технический университет», г. Ярославль, Россия. E-mail: [email protected]
Крылова Виктория Андреевна
магистрант,
ФГБОУ ВО «Ярославский государственный технический университет», г. Ярославль, Россия. E-mail: [email protected]
Аннотация. Проведен анализ складывающейся экономической и военно-политической ситуации вокруг России в связи с недружественными действиями США и стран Евросоюза, связанными с про-ведением РФ военной защиты республик Донбасса и своей безопасности на Украине. Показано, что экономические санкции и угрозы военной безопасности России, вынуждают её прибегнуть к политике мобилизационной экономики. Рассмотрены её основные характеристики, опыт применения в России и других стран. Сделан вывод о целесообразности реализации мобилиза-ционной экономики для предотвращения экзистенциальных военных и экономических угроз, созданных вокруг России.
Ключевые слова: санкционное давление, мобилизационная экономика, экзистенциальные угрозы, администра-тивное регулирование, импортозамещение, национальная безопасность, передельное производ-ство, антикризисный план, роль государства в экономикее.
JEL codes: E61, E65, H56
Для цитирования: Бекренев , Ю.В. Переход России к мобилизационной экономике: возможность и целесообразность / Ю.В. Бекренев , В.А. Крылова. - DOI 10.52957/22213260_2022_6_63. - Текст : электронный // Теоретическая экономика. -2022 - №6. - С.61-71. - URL: http://www.theoreticaleconomy.ru (Дата публикации: 30.06.2022)
DOI: 10.52957/22213260_2022_6_63
Введение
Россия сегодня находится в режиме серьёзного международного санкционного давления как давно запланированной акции со стороны Евросоюза и США, которые использовали украинский военно-политический кризис как предлог для беспрецедентного подавления российской самостоятельности посредством реализации экономических санкций. Такое положение стало возможным в силу вовлеченности Российской Федерации в ВТО, многолетнего её участия в реализации западной политики международного разделения труда и занятия недостойного для нашей страны места страны-поставщика ресурсов странам «золотого миллиарда».
Отказ от развития собственного высокопередельного производства, политики всемерно-го доверия западным экономистам и построение национальной экономики по западным лека-лам «свободного рынка», проводимых в течение всех 90-х годов 20-го века и начала 2000-х годов текущего столетия, отбросили самостоятельность страны на много позиций назад отно-сительно её положения, которое занимал в конце 80-х годов 20-го века СССР.
Осознание своего экономического и промышленного падения страна осознала фактиче-ски только в начале второго десятилетия 21 века и начала проводить активную политику про-мышленного строительства, драйвером которого стало развитие ВПК и связанных с ним про-изводств. Это позволило стране модернизировать свою силовую составляющую и, прежде всего, Вооруженные
© Бекренев Ю.В., Крылова В.А., 2022
силы, значительно поднять научно-технический и промышленный потен-циал, начать проводить независимую международную политику в условиях нарастающего давления со стороны стран Западной Европы и США, сужающих возможности России проти-водействия наступлению НАТО на Восток. Это в итоге привело к возникновению экзистенци-альных угроз самого существования России как единой страны и вынудило страну решиться на превентивные меры военно-политических действий для предотвращения надвигающейся эко-номической и политической катастрофы.
Всё это приводит к быстроразвивающемуся социально-экономическому кризису, кото-рый не способствует не только развитию страны, но и представляется как серьёзная внутрен-няя угроза её полноценному существованию. Эти обстоятельства поставили в экономических и политических научных кругах в полный рост вопрос об экономической модели дальнейшего движения и развития страны, ведь наложенное санкционное давление, которое явно будет иметь долговременный характер. Одной из таких моделей рассматривается модель мобилиза-ционной экономики, позволяющей концентрировать не только властные полномочия, но и экономические ресурсы в едином центре, позволяя их направлять на нужды страны в соответ-ствие с разработанным долгосрочном планом её развития. Эти вопросы сегодня являются ак-тивно обсуждаемыми и актуальными на различных экономических и политических дискусси-онных площадках. Эти проблемы затронуты и в данной статье.
Основная часть
Мобилизационная экономика, её инструменты и признаки.
Мобилизационная экономика — это экономика средства которой сконцентрированы в государственных институтах власти и применяются с целью противодействия угрозам жизни государства и этноса равно как целостной системы.
Условиями применения мобилизационной экономики являются [1]:
1) наличие угрозы существованию общества как целостной системы и её осознание руководителями государства;
2) постановка руководителями государства цели, заключающейся в устранении этой угрозы или противодействии ей;
3) разработка государственного плана или программы достижения поставленной цели;
4) организация соответствующими государственными органами действий по моби-лизации ресурсов страны, необходимых для выполнения плана или программы.
Условиями, позволяющими реализовать мобилизационную экономику, выступают [2]:
1) страна должна иметь ресурсно-сырьевой потенциал, достаточный для формиро-вания высокопроизводительной мобилизационной производственной системы [3];
2) в государстве должен быть высокий уровень развития производительных сил, способных реализовать экономический прорыв;
3) страна должна быть обеспечена новейшими достижениями научно-технического прогресса в ключевых отраслях промышленности;
4) ресурсная мобилизация должна направляться на формирование внутреннего рынка, так как государство не может считаться международным конкурентом при внутренней неэффективности экономики.
Принципы, на которых строится реализация мобилизационной экономики [1]:
1) принцип главного звена, который подразумевает сосредоточение ресурсов в том звене экономической системы, в которой находится успех противодействия нависшей над си-стемой опасности при переливе необходимых ресурсов из других сфер экономической систе-мы, которые обладают меньшей важностью;
2) принцип командности, предполагающий то, что все субъекты экономики представ-ляют собой единую команду, совместно решающую общую задачу;
3) принцип сознательности, определяющий необходимость понимания и принятия большей частью общества определённых жертв в виде ухудшения качества жизни ради проти-водействия нависшей над системой угрозе;
4) принцип дискретности, предполагающий, что состояние мобилизации не может длиться постоянно или долговременно, так как это приведет к ослаблению уже достигнутых результатов, ибо общество не может долгое время находиться в состоянии социально-экономического напряжения. Поэтому политика мобилизационной экономики должна прово-диться в ограниченные сроки.
Существуют различные инструменты мобилизации, чтобы регулировать отдельные сфе-ры управления экономикой государства [4]:
1) в денежной политике - это заключается в централизованное регулирование денеж-ных потоков для максимизации использования сбережений в качестве инвестиций в развитие производства. Инструменты централизованного регулирования денежных потоков могут быть самые разные, начиная с административного контроля за процентными ставками и заканчивая установлением нормативов использования ресурсов банков в целях обеспечения приоритета притока капитала в производственные мощности;
2) в инвестиционной политике мобилизационная экономика практически всегда вклю-чает в себя в том или ином виде институты развития - банки развития, корпорации развития, которые контролируются государством и основывают свою работу на механизмах государ-ственных гарантий и государственной поддержки притока ресурсов в эти инвестиционные ка-налы;
3) валютное регулирование и контроль направлены на недопущение вывоза капитала из страны. Поэтому жесткий валютный контроль, направленный на недопущение вывоза капи-тала, тоже является неотъемлемым элементом мобилизационной экономики;
4) мобилизационная экономика включает обычно управление спросом, которое, мо-жет быть более или менее жестким. Если мобилизационная экономика реализуется в условиях военного времени, то это обычно жесткое управление спросом в целях максимально полного использования имеющихся ресурсов для наращивания оборонной мощи. В условиях, когда мобилизационная экономика направлена на преодоление социальной дифференциации, бедно-сти и голода, поэтому управление спросом идет в пользу больших масс населения, а не отдель-ных его представителей;
5) в том или ином виде мобилизационная экономика предполагает также регулирова-ние ценовых пропорций, для того чтобы поддерживать прибыльность (если мобилизационная экономика реализуется в рамках рыночной системы) производственной деятельности в тех секторах, которые считаются приоритетными.
Исторический опыт реализации политики мобилизационной экономики разными странами.
В качестве примера мобилизационной экономики можно привести индустриализацию, проводимую в СССР в 1930-х годах. Тогда СССР, по словам Сталина, нужно было за десять лет преодолеть тот путь, который западные страны прошли за 50-100 лет [5]. Государство для этого использовало все доступные на тот момент ресурсы ради форсированного наращивания промышленного потенциала, в том числе бесплатный труд заключённых [6].
Другой опыт военных мобилизационных экономик России и Германии в период Первой и Второй мировых войн говорит о том, что государство, реализуя политику мобилизационной экономики, в первую очередь берёт под свой полный контроль сырьевую базу, обеспечиваю-щую промышленность, и налаживает координацию промышленности с военными ведомствами [7].
Ярким примером неэффективной мобилизационной экономики является политика так называемого «Большого китайского скачка» [8].
В середине XX века в Китае приступили к претворению в жизнь новой экономической и политической кампании под названием «Большой скачок». Кампания была нацелена на укреп-ление индустриальной базы, а ее планируемым итогом должен был стать резкий подъем эко-номики страны.
Однако все сложилось иначе. Кампания продолжалась с 1958 по 1960 год и обернулась социальной катастрофой: следствием «Большого скачка» стала смерть порядка 45 млн человек.
«Большой скачок» вылился в ряд серьёзных социально-экономических перегибов в виде массовых всекитайских кампаний, таких как «Битва за сталь», «Народная коммуна», борьба с крысами, мухами, комарами и воробьями, пожирающими, как считалось урожай. К этим кампаниям привлекалось практически всё население, насчитывавшее тогда почти миллиард чело-век. В январе 1961 года состоявшийся IX пленум ЦК КПК, который решил приостановить по-литику «Большого скачка», а потом политическое руководство Китая и вовсе от неё отказа-лось из-за плачевного состояния экономики страны и нахождения её на пороге индустриально-го коллапса и продовольственного голода. Новое руководство КПК, пришедшее на смену Мао Дзедуну, в лице Ден Сяопина провели значительную деколлективизацию и осуществили ча-стичный возврат к «капиталистическим» методам управления (за что впоследствии подверг-лись репрессиям) [8].
Поэтому мобилизационная экономика Китая и рассматривается как отрицательный пример её результативности. Это говорит о том, что непродуманная и не обеспеченная ресурсами мобилизационная экономика приводит к противоположным результатам относительно предполагаемых.
Мобилизационная экономика может иметь не только директивные или административ-ные черты. Существует много примеров мобилизационной экономики рыночного типа. При-мером тому многие эксперты называют современную экономику современного Китая [9]. Од-нако наиболее яркие и драматические события мобилизации ресурсов в нынешнем столетии связаны именно с советским периодом, когда за счет централизованных механизмов админи-стративного регулирования удавалось очень быстро мобилизовать максимум ресурсов для расширения производства тех или иных видов продукции.
К мобилизационным экономикам рыночного типа следует отнести, очевидно, и экономи-ку Германии начала-середины XX столетия, то есть экономику, ориентированную на военный комплекс. Так, например, в ходе Первой Мировой войны в Германии был создан военно-сырьевой отдел, контролировавший сырьевую промышленность страны [10].
Принятая так называемая «программа Гинденбурга» предусматривала принудительный перевод рабочих из невоенных отраслей промышленности в распоряжение военной индустрии, введение трудовой повинности для женщин, увеличение продолжительности рабочего дня и т.п. Из-за растущей нехватки продовольствия в Германии было введено нормированное рас-пределение главных продуктов [11].
Другим примером мобилизационной экономики рыночного типа является экономическая политика, реализуемая руководством современной Индии. В экономике Индии, рыночной по своему формату, используется достаточно жесткая система централизованного контроля за денежными потоками, работают и другие механизмы мобилизационной экономики. Индия имеет стройную систему валютного регулирования и контроля, которая гарантирует защиту экономики от набегов спекулятивного капитала и от вывоза капитала, осуществляется центра-лизованное регулирование макроэкономических пропорций [12].
Перспектива перехода к мобилизационной экономике России в условиях эконо-мического и военно-политического кризиса.
В ответ на проведение Российской Федерацией с февраля 2022 г. спецоперации по оказанию военной помощи признанным Россией республикам Донбасса и демилитаризации и денацификации Украины с целью предотвращения военной угрозы нападения на Россию коллек-тивный Запад во главе с США начал вводить беспрецедентные санкции в отношении России, которые становятся тотальными и все более жесткими. Удар уже пришелся по ведущим рос-сийским банкам, стратегическим отраслям российской экономики, которым блокируется до-ступ к ключевым для России технологиям и рынкам.
Европейские производители и банки теперь не могут сотрудничать с компаниями нашей страны, производящими продукцию двойного назначения. Запрещена продажа российским авиакомпаниям самолетов европейского производства, оборудования и запчастей к ним, автопроизводители отказались поставлять машины в РФ. Запрещено поставлять в Россию полупроводники, микроэлектронику, сенсоры, лазеры, оборудование для производства микросхем и другие товары, которые могут применяться в оборонной промышленности, поставлять това-ры и оборудование, которое применяется при нефтепереработке. Под рестрикции попали опе-рации с российским суверенным долгом и проект «Северный поток-2». О заморозке активов Банка России и о запрете российским предпринимателям использовать свои активы на рынках сообщества приняли решение Евросоюз, США, Канада и Великобритания.
Введение жестких санкций для отечественной экономики в целом - это угроза нарастания научно-технологического отставания, риски выхода из строя важнейших технологических си-стем, остановка сотен предприятий. Жесткие международные санкции для населения - это сужение доступного ассортимента товаров и услуг, обвал рубля, рост цен, новый виток инфля-ции, обесценение накоплений, рост безработицы и дальнейшее обнищание людей.
В условиях глобальных санкций против России Правительство РФ объявило о дополнительных мерах поддержки экономики, стабилизации финансово-экономической ситуации - но-вый антикризисный план. Речь идет о налоговых льготах для компаний, занимающихся науч-ными и технологическими разработками, грантах аграриям и масштабной амнистии капиталов. Эти, в принципе, верные шаги, и упомянутый третий антикризисный план Правительства РФ, в целом верны для мирного времени, но слабо повлияют на преодоление последствий сложив-шегося в стране чрезвычайного положения во многом импортозависимой экономики нашей страны.
В условиях современных глобальных военно-политических и экономических вызовов перед страной встает важнейшая задача укрепления национальной безопасности и всех ее со-ставляющих: в идеологической, внешнеполитической, оборонной и особенно в экономической сферах. Другими словами, в новых условиях необходимо найти особые пути увеличения наци-ональной безопасности единого народно-хозяйственного комплекса. И такие пути мировая практика и отечественная экономическая история выработала. Это, прежде всего, мобилизаци-онная модель развития экономики, но с присутствием элементов рыночных механизмов в мас-совом потребительском секторе.
В нынешних сложных для России условиях начинать процесс построения новой модели социально-экономического и политического развития - формирования мобилизационной экономики - придется достаточно жестко. Прежде все-го, необходимо более активно развернуть экономическую политику от сырьевой ее направленности в сторону восстановления отечественного производства, ускоренного роста производительности общественного труда на осно-ве стимулирования отечественного научно-технического прогресса, концентрации материаль-ных, финансовых и кадровых ресурсов на ключевых направлениях национальной экономики, активной поддержки этого направления институционально и идеологически, формирования кадровой составляющей.
Первоочередные качественные составляющие мобилизационной экономики, по нашему мнению, могут включать в себя следующие шаги [13]:
1) повышение роли государства в экономической политике при оптимальном сохране-нии рыночных механизмов в массовом потребительском секторе;
2) создание национальной независимой от доллара финансовой системы с учетом пе-рекрытия каналов вывоза капиталов из страны;
3) возрождение отечественной науки и на этой основе формирование отечественной инновационной экономики нового типа;
4) развитие отечественного крупного и среднего передельного производства на новой
научно-технической и технологической основе с концентрацией материальных и финансовых ресурсов на приоритетных отраслях отечественной экономики и увеличением доли государственных производственных предприятий, особенно в сфере производства средств производ-ства и отечественного станкостроения;
5) восстановление системы планирования, причем не только краткосрочного (пяти-летнего), но также и среднесрочного- и долгосрочного прогнозирования с помощью современ-ных автоматизированных систем управления, основанных на отечественных цифровых техно-логиях;
6) формирование бюджета развития, значительное увеличение нормы накопления, объема инвестиций в наращивание основного капитала;
7) обеспечения максимальной защиты от внешних факторов экономического давления через проведение реальной деофшоризации экономики;
8) усиление диверсификации экспортных рынков путем продвижения российских то-варов и услуг на рынки Китая, Латинской Америки, стран Африки и Ближнего Востока;
9) восстановление системы государственного воспроизводства и распределения кад-рового резерва;
10) создание действенной системы государственного контроля на всех уровнях испол-нительной власти и хозяйственной сферы как важнейшего условия укрепления исполнитель-ской дисциплины на всех уровнях управления и народно-хозяйственного комплекса.
Выводы
Таким образом можно резюмировать, что для обеспечения экономической стабильности и развития страны в условиях жестких экономических санкций и по-сути экономической бло-кады с резким появлением внутренних и внешних угроз, вводят мобилизационную экономику, которая по своей сущности имеет командно-административный вид.
Поэтому в ближайшем будущем в России, скорее всего, будет реализовано несколько вещей:
1. Введён режим мобилизационной экономики. Она будет включать в себя жесткое ва-лютное регулирование, монополию на большинство видов экспорта. Создание нового типа госкорпораций со стопроцентным государственным участием, которые будут обеспечивать импортозамещение в условиях фактической блокады поставок комплектующих полуфабрика-тов и обрабатывающего высокотехнологичного оборудования. Произойдёт изменение струк-туры потребления - она упростится, будет осуществлено вытеснение транснациональных ком-паний почти из всех сфер экономической жизни, и в первую очередь из наиболее доходных - производство товаров массового потребления, таких как продукты питания, продукция легкой промышленности и т.п. Это должно поспособствовать видимому снижению дифференциации общества по имущественному и доходному принципу.
2. Произойдёт необходимое ужесточение внутренней политики. В условиях настоящего противостояния с Западом государству потребуется лояльность себе со стороны всех сколько-нибудь значительных акторов, включая чиновничество, бизнес, культуру, медиасреду. Госу-дарству потребуется создать пропагандистко-идеологический каркас, который будут поддер-живать необходимый уровень консолидации общества вместо той имитации патриотизма, ко-торая есть в России сегодня в некоторых псевдопатриотических кругах нашего общества.
3. Россию, скорее всего, ждет целая череда войн. Военная риторика США, Польши, стран Балтии, активность и непрекращающиеся учения НАТО вблизи границ России - недвусмыс-ленно об этом свидетельствуют и должны получать «современный и эффективный» ответ. По-этому необходимо значимое увеличение численности ВС РФ с сегодняшних 1 млн. человек до 1,5-2 млн. Первоначально ВС будут иметь характер смешанного типа последующим постепен-ным смещением её структуры в сторону профессиональной составляющей. Россия больше не станет стесняться в применении силы для решения вопросов ликвидации экзистенциальных угроз и провокаций в отношении своей безопасности. Это потребует значительного увеличения гособоронзаказа, проведения
национализации оборонных и крупных промышленных предпри-ятий, ужесточение контроля за расходованием средств, выделяемых на оборону, включая пуб-личный характер наказаний против выявленных коррупционеров и откровенных расхитителей государственных средств.
Однако, чтобы получить желаемый результат, государство должно иметь возможности мобилизовать силы и ресурсы для решения проблемных экономических ниш, обеспечивая устойчивость страны и её, по сути, выживание. Россия, как показывает анализ её современного развития такими возможностями обладает, а складывающаяся нездоровая внешнеэкономиче-ская и откровенно враждебная политическая обстановка говорят о необходимости быстрых и эффективных внутриполитических и экономических преобразований. Таким образом, именно мобилизационная модель, как свидетельствует мировой и отечественный опыт, позволит Рос-сии не только резко сократить последствия санкционного давления на экономику, но и обеспе-чит их преодоление и необходимую экономическую и военную безопасность страны [14].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баканов С.А. Мобилизационная модель развития советского общества: пробле-мы теории и историографии // Вестник Челябинского госуниверситета. 2013. № 18 (309). Исто-рия. Вып. 56. С. 8792, с. 89
2. Филин С.А., Якушев А.Ж. Формирование условий и стратегического инструмен-тария мобилизации экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. № 9, 2016, с 61-74.
3. Матвеева В.М. Мобилизационные цели и риски российской экономики / В. М. Матвеева // Инновационное развитие социально-экономических систем: условия, результаты и возможности: материалы VI международной научно-практической конференции, Орехово-Зуево, 05 июня 2018 года / Государственный гуманитарно-технологический университет. - Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2018. - С. 163-168
4. В. Дайнега. Мобилизационная экономика России. Ч.2. - Международная пло-щадка по строительству индустриальных, социальных и инфраструктурных проектов. 10.06.2020 г.
5. Сталин И.В. «О задачах хозяйственников». Речь на Первой Всесоюзной конфе-ренции работников социалистической промышленности 4 февраля 1931 г., Сталин И.В. Сочи-нения. - Т.13. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1951. С. 29-42.
6. Седов В.В. Мобилизационная экономика: от практики к теории // Мобилизаци-онная модель экономики: исторический опыт России XX века: сборник материалов всероссий-ской научной конференции. Челябинск, 28-29 ноября 2009 г. / Под ред. Г.А. Гончарова, С.А. Баканова. Челябинск: Энциклопедия, 2009.
7. И. Тараненко. СССР и Германия: битва экономик // Правда. - Интернет-выпуск, 08-10.05. 2020 г.
8. Яременко Ю.В. «Большой скачок» и народные коммуны в Китае. - М.: Полит-издат, 1968 г.
143 с.
9. Седов В.В. Мобилизационная экономика: советская модель / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2003. 177 с.
10. Гончаров Г.А., Баканов С.А., Гришина Н.В., Пасс А.А., Фокин А.А. Мобилиза-ционная модель развития российского общества в ХХ веке: монография. - Челябинск: Энцик-лопедия, 2013. - С. 18-19
11. Цикличность развития экономики и управление конкурентными преимущества-ми / Под ред. Градова А.П. - С.-Пб.: Полторак, 2011, с. 99-107.
12. Розанова Н.М. Национальная экономика. Часть 1.: Учебник для бакалавриата и магистратуры. - М.: Изд-во Юрайт, 2016., с. 161. - 323 с.
13. Ю. Воронин. Пришло время вводить мобилизационную экономику / Москов-ский комсомолец // иЯЬ: https://www.mk.ru/economics/2022/03/03/prishlo-vremya-vvodit-mobilizacionnuyu-ekonomiku.html / (дата обращения: 27.03.2022).
14. Воронин Ю. Мобилизационная экономика как выход из санкционных вызовов коллективного Запада / Аргументы недели URL: https://argumenti.ru/ opinion/ 2022/03/761817 / (дата обращения: 27.03.2022).
Russia's transition to a mobilization economy: possibility and expediency
Bekrenev Yury Vladimirovich
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Yaroslavl State Technical University, Yaroslavl, Russia. E-mail: [email protected]
Krylova Victoria Andreevna
Candidate of Economic Sciences, master's student, Yaroslavl State Technical University, Yaroslavl, Russia. E-mail: [email protected]
Annotation. An analysis of the emerging economic and military-political situation around Russia in connection with the unfriendly actions of the United States and the EU countries related to the military defense of the republics of Donbass by the Russian Federation and its security in Ukraine is carried out. It is shown that economic sanctions and threats to Russia's military security force it to resort to the policy of mobilization economy. Its main characteristics, experience of application in Russia and other coun-tries are considered. It is concluded that it is expedient to implement a mobilization economy to pre-vent existential military and economic threats created around Russia.
Keywords: sanctions pressure, mobilization economy, existential threats, administrative regulation, import substi-tution, national security, redistribution production, anti-crisis plan, the role of the state in the economy