Научная статья на тему 'Переход к уровневой системе преподавания социологии в российских вузах'

Переход к уровневой системе преподавания социологии в российских вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВНИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ / БАКАЛАВР / МАГИСТР / КОМПЕТЕНЦИИ / ЗАЧЕТНЫЕ ЕДИНИЦЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дыльнов Геннадий Васильевич

В статье рассматриваются проблемы внедрения уровневой системы подготовки специалистов по социологии в вузах современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Переход к уровневой системе преподавания социологии в российских вузах»

СОЦИОЛОГИЯ

УДК 316 (072.8)

ПЕРЕХОД К УРОВНЕВОЙ СИСТЕМЕ ПРЕПОДАВАНИЯ СОЦИОЛОГИИ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ

Г. В. Дыльнов

Саратовский государственный университет E-mail: DylnovGV@info.sgu.ru

В статье рассматриваются проблемы внедрения уровневой системы подготовки специалистов по социологии в вузах современной России.

Ключевые слова: уровни подготовки специалистов, бакалавр, магистр, компетенции, зачетные единицы.

Transfer to a Two-level System of Teaching Sociology in Russian Educational Establishments G. V. Dylnov

The paper treats problems of the introduction of a two-level system of training sociology specialists in the higher education establishments of the modern Russia.

Key words: specialist training levels, bachelor, magister, competence, academic units.

Отечественные вузы с 2011 г. перешли в основном на уровневую систему подготовки специалистов, в том числе и по социологии. Конечно, уже имелся определенный опыт работы в этом направлении, ведь согласно Государственному образовательному стандарту второго поколения предусматривалось два направления подготовки: специалист и бакалавр/магистр. Но большая часть отечественных вузов более 20 лет работала по первому направлению. Ныне речь идет о повсеместном, массовом переходе к подготовке бакалавров и магистров, о необходимости перестройки работы вузов, всех преподавателей в этом плане. Думается, что этот переход неизбежно займет определенное время: надо будет избавиться от старых стереотипов, не только освоить новые государственные стандарты, образовательные программы и учебные планы, но и изменить подход преподавателей к учебному процессу, их стратегию и тактику образовательной деятельности.

Важнейшая проблема, с которой сталкиваются все преподаватели-социологи, - сокращение срока подготовки специалиста на один год и, следовательно, уменьшение объема учебного материала, сокращение числа изучаемых дисциплин и тем по социологии.

Естественно, речь не должна идти о механическом, произвольном сокращении количества тем и часов, ведь необходимо сохранить целостность и содержательность курса социологии как особой учебной дисциплины и науки. При этом следует видеть принципиальные различия при преподавании социологии в вузах технического, естественнонаучного профиля и в вузах, ведущих профессиональную подготовку социологов.

Как известно, введенный второй Государственный образовательный стандарт лишил социологию статуса обязательной базовой дисциплины для студентов всех специальностей, что повлияло на содержание и формы социологического образования в стране.

В ходе реализации второго ГОСТа выявилось неоднозначное отношение к преподаванию социологии со стороны руководства

© Дыльнов Г. В., 2012

Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. Социология. Политология, вып. 1

технических вузов, что привело к формированию так называемой просветительской модели социологического образования. Этому способствовала также переориентация социологического образования на потребности российского рынка труда, породившая проблему искусственной подстройки образовательных программ (особенно в негосударственных вузах) под интересы рынка, нередко за счет качества подготовки социологов.

Тем не менее преподаватели социологии в этих вузах стремились совершенствовать свою работу, находить пути решения возникающих проблем. Они создавали авторские лекционные курсы, разнообразные виды коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров, поэтому просветительская модель социологического образования здесь реализовывалась в кратком варианте, в варианте с акцентом на изучение отдельных составных частей образовательного минимума и т. д. Представляется, что подобный опыт будет использован и при реализации ФГОСа третьего поколения в подготовке бакалавров.

Профессиональная подготовка специалистов-социологов начинается в современной России с 1989 г. с созданием первых социологических факультетов в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете. Затем возникли сотни социологических кафедр и факультетов, были подготовлены тысячи со-циологов-специалистов.

Значительных успехов в преподавании социологии добились социологические факультеты МГУ, СПГУ, РГГУ, РУДН, государственный университет - Высшая школа экономики, РГСУ и ряд других вузов страны1.

В этот период появились учебники и учебные пособия Ю. Г. Волкова, И. В. Мостовой, Г. В. Зборовского, В. И. Добренькова, А. И. Кравченко, Ж. Т. Тощенко, В. Н. Лавриненко, Г. В. Осипова, С. С. Фролова и др. Затем они получили новое переиздание и появились учебники более ориентированные на профиль вуза (С. И. Григорьев, Ю. В. Растов, Ю. Г. Вишневский, Г. И. Козырев,

О. Н. Козлова). Примером учебного пособия «нового типа» может быть «Тезаурус социологии» под редакцией Ж. Т. Тощенко. В стране издается ряд социологических журналов, регулярно проводятся российские социологические конгрессы, которые уделяют проблемам социологического образования особое внимание.

Все сделанное за последние два десятилетия и создало прочную основу для решения проблем перехода повсеместно к новому направлению подготовки социологов - «бакалавр-магистр». На это направлены творческие усилия вузовских коллективов, отдельных социологов. Подобная работа началась и на социологическом факультете Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского.

В течение 2010/2011 учебного года были разработаны основные образовательные программы в соответствии с ФГОС третьего поколения. Их создано около 50 - по всем основным темам и проблемам подготовки социолога по направлениям «бакалавр» и «магистр», а также по специальностям аспирантуры. Обратим внимание прежде всего на программу по общей социологии для бакалавров.

В соответствии с ФГОСом рабочая программа содержит 7 разделов, которые разбиты на 34 лекции. В программе все они названы вместе с вопросами плана. Кроме того, здесь приводятся планы семинарских занятий, темы рефератов, докладов, тестовые задания, тематика эссе, список литературы, темы курсовых работ, вопросы к зачету и экзамену, интернет-ресурсы.

Даже беглый обзор представленной программы позволяет констатировать, что для ее реализации будут вполне пригодны имеющиеся учебники и учебно-методические пособия, которые лежали в основе подготовки социологов-специалистов. Вместе с тем мы глубоко убеждены в необходимости создания специальных пособий по социологии для бакалавров и магистров.

При самом первом, предварительном подходе к этой проблеме вполне очевидно, что в будущем учебнике для бакалавров через весь текст должна пройти идея компетенций - общекультурных, профессиональных и т. д., - что позволит соединить бакалавру содержание каждой отдельной темы, книги в целом с теми требованиями, которые к нему предъявляются и учебной программой, и ФГОСом в целом.

Учебник должен быть построен так, чтобы ориентировать на активизацию самостоятельной работы, на поиск тех ресурсов, которые не только заложены в учебнике, но и имеются на практических занятиях, в работе над дополнительной литературой и т. д. Другими словами, самостоятельная работа бакалавра становится одним из решающих факторов образования. Более широко в учебнике должны быть представлены тестовые задания, примерные темы эссе и рефератов, интернет-ресурсы и т. д.

А это, в свою очередь, предполагает существенное повышение уровня работы кафедр как по учебно-методическому обеспечению учебного процесса, так и по организации самостоятельной работы студентов и осуществлению четкого и последовательного контроля всего учебного процесса и работы преподавателей, учебно- вспомогательного персонала и студентов, в том числе и их практики. Бакалавры имеют, согласно ФГОСу, три вида практики - ознакомительную, профессиональную и педагогическую, - которая тоже должна занимать приоритетное положение в работе кафедры.

Думается, что в содержании учебника должны найти отражение все инновационные технологии учебного процесса с учетом имеющегося отечественного и зарубежного опыта.

4

Научный отдел

В СГУ начали реализовываться и магистерские программы. В 2011/2012 учебном году магистранты социологического факультета работают по трем программам:

1. Социология политики и международных отношений.

2. Социология регионального развития.

3. Современные методы и ЭРБЭ-технологии в изучении социальных проблем общества.

Большое место в магистерских программах занимает научно-исследовательский семинар.

При этом следует учитывать то обстоятельство, что в магистратуру по социологии принимаются не только специалисты и бакалавры-социологи, но и выпускники других факультетов вузов города и региона, что предполагает необходимость особой социологической подготовки этой группы магистров через цель и задачи магистерской программы.

Завершая разговор о переходе на уровневую систему подготовки социологов, отметим все возрастающую роль личности преподавателя в данном процессе. Неслучайно повысилось внимание кафедр, факультетов к профессиональной подготовке преподавателей. В СГУ имеется

Институт дополнительного профессионального образования, в рамках которого функционирует факультет повышения квалификации. Ежегодно здесь обучаются 8-10 преподавателей социологического факультета СГУ, независимо от возраста, стажа работы, наличия ученой степени. Преподаватели-социологи не только слушают систематические курсы лекций, посещают практические занятия, но обязательно принимают активное участие в учебно-методических конференциях, готовят квалификационную работу и т. д.

Все, о чем шла речь выше, по нашему глубокому убеждению, лишь начало большой, трудоемкой и долговременной работы по успешному внедрению в отечественную высшую школу уровневой системы подготовки студентов.

Примечания

1 См. об этом подробнее: Добренькое В. И. Ценностные ориентиры современной социологии // Социс. 2009. № 8 ; Булгакова М. Б. Историческая реконструкция и перспективы социологического образования в России : автореф. дис. ... д-ра социол. наук. М., 2011.

УДК 316.334

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПОЛЕ МИГРАЦИИ

Т. В. Черевичко

Саратовский государственный университет E-mail: cherevichko@inbox.ru

В статье представлен категориальный анализ миграции как социально-экономического феномена. Миграция населения рассматривается и как система отношений, и как процесс развития. Показана взаимосвязь процесса миграции и человеческого капитала. Отмечается, что в процессе миграции перемещаются не просто «человеческие ресурсы», а «информационно-интеллектуальный ресурс».

Ключевые слова: миграция, система отношений, субъект миграции, человеческий капитал.

Conceptual Sphere of Migration T. V. Cherevichko

It is presented in this article a categorial analysis of migration as socio-economic phenomenon. Migration of population is examined and as a system of relations, and as a development. It is showed the intercommunication of migration and a human capital. It is pointed that not only «manpower resources» move in the course of the migration, but «information and intellectual resource».

Key words: migration, system of relations, subject of migration, human capital.

В понимании миграции как социального и экономического феномена огромную роль сыгра-

ли антропология, социология, экономика и психология. Именно эти науки во многом определили основной дискурс в описании и исследовании миграции, предложили собственные концептуальные модели и способы интерпретации.

«Социально-экономический феномен миграции» - этот термин выбран не случайно. По крайней мере, можно назвать три причины:

- миграция существует в природе и жизни как реальный факт, к которому приложимы в определенной мере требования и методы социологической и экономической науки;

- из всех социально-экономических фактов мало имеется таких неоднозначных, как миграция;

- желание рассмотреть миграцию рабочей силы как развертывающееся целое.

Терминология в области миграции относится к числу «неустоявшихся». При анализе миграции трудоспособного населения очень часто употребляются понятия «мобильность», «подвижность», «перемещение». В определенной степени данный понятийный аппарат несколько устарел, что связано с социально-демографической экспансией на экономическую сферу. Это проявляется:

© Черевичко Т. В., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.