Научная статья на тему 'Переход к пенсионному статусу в контексте социальных трансформаций'

Переход к пенсионному статусу в контексте социальных трансформаций Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
115
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Елютина М. Э., Смолькин А. А., Темаев Т. В., Латышев Д. В.

Анализируется специфика перехода к статусу пенсионера в современ-ном российском обществе. На сегодняшний день существует проблема не-соответствия типичных стратегий в ситуации перехода реальным по-требностям людей, приобретающим статус пенсионера. Предполагается, что практики пенсионного планирования могут уменьшить макроуровневые воздействия среды на адаптацию к пенсионному статусу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSITION TO THE PENSION STATUS IN THE CONTEXT OF SOCIAL TRANSFORMATIONS

The article comprises the analysis of specific features of transition to the status of the pensioner in a modern Russian society. Today there is a problem of discrepancy of typical strategy in a situation of transition to real needs of people getting the status of the pensioner. It is supposed, that practice of pension planning can reduce macro levels influences of environment to the pension status’ adaptation.

Текст научной работы на тему «Переход к пенсионному статусу в контексте социальных трансформаций»

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

УДК 316.346.32-053.9

М.Э. Елютина, А.А. Смолькин, Т.В. Темаев, Д.В. Латышев

ПЕРЕХОД К ПЕНСИОННОМУ СТАТУСУ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

Анализируется специфика перехода к статусу пенсионера в современном российском обществе. На сегодняшний день существует проблема несоответствия типичных стратегий в ситуации перехода реальным потребностям людей, приобретающим статус пенсионера. Предполагается, что практики пенсионного планирования могут уменьшить макроуровневые воздействия среды на адаптацию к пенсионному статусу.

M.E. Elutina, A.A. Smolkin, T.V. Temaev, D.V. Latishev

TRANSITION TO THE PENSION STATUS IN THE CONTEXT OF SOCIAL TRANSFORMATIONS

The article comprises the analysis of specific features of transition to the status of the pensioner in a modern Russian society. Today there is a problem of discrepancy of typical strategy in a situation of transition to real needs of people getting the status of the pensioner. It is supposed, that practice of pension planning can reduce macro levels influences of environment to the pension status' adaptation.

Актуальность исследования перехода к пенсионному статусу обусловлена наличием в современных условиях ряда важнейших проблем, разрешение которых имеет принципиальное значение для обеспечения устойчивого развития российского общества. Это может быть конкретизировано общемировой тенденцией постарения населения, превращением старости в длительный и значительный этап индивидуального развития, оформлением новых областей социологической рефлексии, а также множеством проблем, с которыми сталкивается человек в ситуации перехода при отсутствии специального института, призванного оказывать помощь в данный период.

С точки зрения традиционного взгляда старость воспринимается как неизбежно трагичный этап жизненного пути. Она выражается в органически обусловленном возрастном перерождении, надломе творческих сил, переходе к переработке уже использованного опытом материала. Старость рассматривается как симптом отмирания, угасания. В перспективе сложившегося

«экономического» представления о старости социальные проблемы пожилых понимаются в контексте «бремени», «зависимости», «стоимости для нации», с точки зрения вреда, оказываемого стареющим обществом. Сегодня бесперспективность такой парадигмы стала очевидна. Старость - не просто органическое умирание, конец, это - качественно новая жизнь значительной длительности, которая по-своему экспансивно разворачивается, полна новых противоречий. Когда человек уходит на пенсию, он не обязательно перестает быть продуктивным членом общества, он может продолжить профессиональную деятельность и тем самым в известной степени компенсировать увеличивающееся число нетрудоспособного населения; может быть задействован в сфере нетрадиционных услуг, жизненно необходимых обществу - уход за детьми, помощь нуждающимся на дому, обмен трудовым опытом с молодежью. К сожалению, несмотря на очевидную ценность такой работы, пожилые люди часто остаются невостребованными. Более того, увеличивается число случаев психологического давления окружающих и оскорблений пенсионеров на рабочем месте. В современном стареющем мире отношение к представителям позднего возраста является мерилом цивилизованности общества.

В период системных трансформаций переход к статусу пенсионера, который ассоциируется с началом старости, идентифицируется как ситуация риска, практически не имеющая альтернатив, фиксирующая векторное направление перемещения человека вниз по социальной лестнице с неизбежным падением качества жизни. Конструируется ситуация, когда возникает многосторонняя интерференция между специфическими геронтологическими рисками и рисками, связанными с трансформационными процессами в российском обществе. Все это неблагоприятно отражается на пожилых людях, записываемых обществом в группу социальных аутсайдеров.

Вместе с тем общемировая тенденция постарения населения заставила не только обратить внимание на гуманистический характер отношения к пожилым людям, но и задуматься о предоставляемых данным этапом жизненного пути утилитарных преимуществах. Дис-курсивно-логический путь анализа старости привел к тому, что искомый концепт начинает обретать рельефность и достигает определенности. Люди предпенсионного и раннего пенсионного возраста представляют ценный человеческий потенциал. Как временные, так и продолжительные дезориентации, связанные с переходом к статусу пенсионера, влекут за собой уменьшение трудоспособности и сокращение рабочего времени в перспективе, предопределяя нарушения карьерного роста, отказ от выполнения работы определенного типа и ограничение возможностей роста заработной платы, иначе говоря, приводят к ощутимым экономическим потерям как для экономики страны, так и для самого работника. Это означает и ухудшение социального самочувствия, возможность социального исключения, искривления индивидуальных жизненных траекторий. Существующие барьеры на рынке труда, в сфере охраны здоровья, неустойчивое материальное положение существенно ограничивают возможности полноценного участия пожилых людей в общественной жизни.

Переход обусловлен совокупностью структурных изменений в жизни пожилого человека, которые затрагивают как внешние, так и внутренние изменения. Практики пенсионного планирования могут катализировать или уменьшить макроуровневые воздействия среды на адаптацию к статусу пенсионера. На сегодняшний день существует серьезная проблема несоответствия типичных стратегий в ситуации перехода потребностям современных людей, приобретающих статус пенсионера. В связи с отсутствием научно обоснованных механизмов снятия напряженностей, вызванных ситуацией перехода к статусу пенсионера, наблюдаются такие факты, как нерациональное использование имеющихся ресурсов и стимулов, аберрация функциональной составляющей статуса пенсионера, что на практике приводит к снижению качества жизни людей пожилого возраста.

Наиболее перспективной на современном этапе осмысления феномена перехода к статусу пенсионера является концепция интегрированной старости, позволяющая выйти за рамки медикалистского понимания проблем старости и рассмотреть в ней общегуманитарную

проблему равенства прав и возможностей, равного достоинства индивидов, независимо от их возраста. Данная концепция акцентирует внимание на возможности и необходимости включения представителей третьего возраста во все сферы социальной жизни - трудовую деятельность, политическое участие, образование, пенсионное обеспечение, культуру в целом. Особая роль при этом принадлежит новым социальным технологиям, основанным на включении самих пожилых людей в решение своих проблем.

Смысловое пространство «социального перехода к статусу пенсионера» включает следующие содержательные аспекты анализа: как ситуацию, включающую совокупность объективных обстоятельств; как процесс, фиксирующий определенные стадии социальных структурных изменений, степень адаптированности к ним представителей третьего возраста; как состояние, определяющееся рефлексией, интерпретациями ситуации, самоидентификацией, связанной с индивидуальным прочтением обстоятельств жизни, собственным позиционированием в отношении социальных изменений.

Под социальным процессом перехода понимается социальное явление, взятое в развитии, где под воздействием внутренних и внешних факторов происходит постепенная смена его состояний, его изменение. Процесс выхода на пенсию включает следующие этапы: этап социальной дезадаптации, резкое нарастание изменений, когда происходит разлад с самим собой; этап стабилизации, характеризующийся приспособлением к изменениям, формированием новых стратегий поведения. В современной России ситуация осложняется тем, что общие трансформационные риски усиливаются специфическими геронтологическими рисками, связанными с объективными трудностями геронтологической группы, с ограниченностью ее социальных ресурсов. Состояние перехода - когда бытие рассматривается как нечто претерпевающее. Речь идет об определенном состоянии, которое отличается от предыдущих и последующих состояний некоторым набором свойств и отношений. Это позволяет отметить содержательное своеобразие данного этапа и выявить его общность, связь с историей жизни субъекта.

Переход к статусу пенсионера - многомерное понятие, в его состав входят различные структурные составляющие. Структурная особенность перехода определяется функциональной изоморфностью, особой социокультурной ролью пенсионеров, жесткой связью с духовной жизнью людей, приобретающих статус пенсионера: системой ценностей и потребностей, социальными установками и интересами.

При изменениях характера поведения, распространенности различных видов активности в разные исторические периоды, «ядром» организации жизни в данный период выступает свободное время. Свободное время, помимо инструментального предназначения, обладает конструирующей сущностью, определяющей способ сознательной заботы о самом себе, опирающийся на ценности и приоритеты индивида и реализующийся в его поведении. Несмотря на то, что большая часть людей пенсионного возраста осознает личную и социальную ценность свободного времени, тем не менее, она воспринимается как абстрактная ценность, которая имеет надличностный характер. Она векторна: оценивается в целом позитивно, но не является предметно-достижимой. Доминирует отношение к свободному времени как абстрактному ресурсу эффективности деятельности, который не идентифицируется с жизненными стратегиями, с нормами повседневного поведения, что нередко оборачивается феноменом обманутого ожидания - вместо чувства активного распоряжения временем, владения им, без которого не бывает и его планирования - пассивное подчинение, чувство бесплодной потери или замешательства перед непонятным и пугающим ходом дней, загруженность, приработки, домашняя работа.

Структурные изменения жизни в связи с выходом на пенсию включают: 1) нормативные изменения, относящиеся к нормам, ценностям и институтам, характерным для геронтологиче-ской группы: процедура оформления пенсий, статус пенсионера, изменение образца занятости и профессиональной карьеры, изменение гендерно-специфических жизненных решений в отношении профессии и семьи; 2) изменение структуры и широты охвата социальных сетей, социальных связей и коммуникаций; 3) эмоциональные изменения: культивируются определенные

эмоциональные состояния, аффекты, определенные шаблоны переживаний, эмоциональная оценка жизненных перспектив (оптимизм-пессимизм), общая фрустрированность; 4) изменения ценностных приоритетов и жизненных стратегий. Человек попадает в ситуацию, когда ему надо осваивать новые роли, соблюдать новые нормы и ценности, использовать интеракционные опции, воплощать в изменившихся социальных условиях свои убеждения и реализовывать свои интересы. Зачастую человек не может справиться с возникшими трудностями. Тревожными симптомами стали тенденции роста уровня стресса людей старших возрастных групп, а также увеличение числа самоубийств пенсионеров. Очевидно, наиболее суицидоопасен не только определенный, пусть низкий статус, сколько его изменение, социальное падение, утрата положения, занимаемого в обществе («комплекс короля Лира»). Во многом это реакция на неэффективные формирующие стимулы, механизмы саморегуляции поведения: практическое отсутствие институциональной базы перехода, этический и правовой цинизм, культурный климат вседозволенности, культ нетрудового обогащения, корыстной наживы, коммерциализация инфраструктуры отдыха, отсутствие превентивных практик предпенсионного планирования.

В ситуации перехода кристаллизуется драма «традиции-инновации»: унаследованные формы, методы организации перехода не соответствуют потребностям современных людей, приобретающих статус пенсионера. Акцентирование особенностей представителей третьего возраста как гетерогенной, внутренне дифференцированной общности со всеми присущими ей полнотой и разнообразием способов и стилей жизнедеятельности, обусловливает необходимость плюрализма форм и стратегий перехода. На данный момент в ситуации перехода имеет место примат стандартизации над культурой и правом выбора.

В контексте перехода важную роль играет гендерная специфика. Женщина оказывается в замкнутом круге: вынужденная работа по дому и сидение с детьми препятствуют карьерному росту, что в итоге дает маленькую пенсию, так как женщина проводит много времени вне официальной системы занятости. После смерти мужа, который обычно получает более высокую пенсию, пожилая женщина становится зависимой от других членов своей семьи. Ситуация, когда женщина остается одна, вследствие развода или вдовства, представляет собой «зону риска» - на психологические проблемы накладываются социальные ограничители в виде действующих практик исключения по возрасту и полу, сводящие дальнейшие жизненные перспективы к нулевому варианту. Все это возвращает женщин к исходным позициям и может служить причиной суицидального поведения.

Процесс перехода настолько переполнен всеми видами тревог, что в результате формируется скорее «негативная адаптация» к предстоящим изменениям, ощущение «лишения опоры в жизни». По разряду содержания выделяются наиболее тревожащие события перехода к пенсионному статусу: снижение жизненного уровня, обнищание, безработица, давление со стороны администрации, уменьшение влияния в семье, напряженные супружеские отношения, перераспределение семейных обязанностей в направлении делегирования рутинной деятельности по дому, изменения внешнего вида, возможная физическая и психическая деградация, предстоящие хлопоты оформления пенсионного статуса, возможность различных проявлений беззакония, нарушения гражданских прав.

Переход от одной социальной ситуации существования к другой не может быть чисто формальным, когда внешние события (выход на пенсию, отделение от детей, смена работы, изменение культурной среды) никак не подготовили изменений внутреннего мира личности, тем самым создав почву для возникновения проблем социальной адаптации и личностных кризисов. Человек часто застревает на этапе дезадаптации со всеми вытекающими из этого последствиями, фиксирующимися как разрыв, разлад, надлом.

Наиболее распространенными стратегиями в ситуации перехода к пенсионному статусу являются: «эффект улитки» - уход людей в приватную жизнь, в рамки насущных забот с характерным сужением основного круга социального самоопределения и самореализации до первичных групп, возможным усилением идентификации с людьми того же поколения,

возраста; «показная активность», когда официальные заявления расходятся с практиками пассивного принятия негативной реальности; «критически ориентированная модель действия», инициирующая поиск обеспечения достойного существования, предполагающая активные стратегии, успешность реализации которых не одинакова.

Переход к статусу пенсионера должен быть постепенным, включающим целый ряд подготовительных этапов, содержание которых конкретизируется практиками пенсионного планирования: обсуждение финансовых проблем, вопросов здоровья, возможности работы, обучения, постановка личных задач. Пенсионное планирование может осуществляться в самых разных формах: пенсионные курсы, включающие лекции, беседы, работу в группах и индивидуальные консультации; семинары, охватывающие вопросы стиля жизни, коммуникативных практик, специфические стороны пенсионной жизни, а также вопросы, касающиеся льгот, налогов и инвестиций; путеводители, в которых сформулированы основы предварительного планирования пенсии; игровая имитация стандартизированных поведенческих ситуаций. Институциональным механизмом реализации пенсионного планирования может стать школа пенсионного планирования, организованная по принципу групп взаимопомощи, представляя собой небольшую, привязанную к определенному месту группу людей, собирающихся вместе для взаимной поддержки и обмена информацией о наиболее адекватных способах решения проблем перехода к пенсионному статусу.

Представляется, что исследование механизмов включения людей, выходящих на пенсию по возрасту, в контекст полноценной жизни, соотнесенности их представлений с существующими социальными нормами, их адаптированности к структурным переменам, происходящим в жизни в связи с переходом к статусу пенсионера, существенно продвинет разработку единой концепции государственной социальной политики в отношении данной категории граждан. Необходима социологическая рефлексия источников и факторов снятия на-пряженностей, поиск более эффективных путей, форм, средств, методов достижения приемлемого уровня жизни при переходе к статусу пенсионера.

Елютина Марина Эдуардовна -

доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой «Социология» Саратовского государственного технического университета

Смолькин Антон Александрович -

кандидат социологических наук, доцент кафедры «Социология» Саратовского государственного технического университета

Темаев Тимур Вадудович -

кандидат социологических наук, доцент кафедры «Социология» Саратовского государственного технического университета

Латышев Дмитрий Владимирович -

аспирант кафедры «Социология»

Саратовского государственного технического университета

УДК 331.5

Е.И. Пашинина СТРАТИФИКАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ЗАНЯТОСТИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.