Научная статья на тему 'Переход к новой модели организационной структуры органов местного самоуправления: преимущества и недостатки'

Переход к новой модели организационной структуры органов местного самоуправления: преимущества и недостатки Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
709
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Баженова А.К.

В данной статье рассматривается новая модель организационной структуры органов местного самоуправления «сити-менеджер». Раскрыто понятие и содержание института сити-менеджера. Анализируются преимуществах и недостатках внедрения данной модели. Делаются выводы относительно перспектив развития местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Переход к новой модели организационной структуры органов местного самоуправления: преимущества и недостатки»

развития, и, пока она уверена в своих силах, иностранные инвесторы верят в надёжность американской экономики и будут продолжать вкладывать свои средства в казначейские бумаги США предпочитая надёжность доходности. Быть может, поставив перед собой цель, состоящую в решении проблемы государственного внешнего долга, Америка найдёт способ достичь и этой цели. Однако для нас важнее другое: как проблема американского внешнего

долга может отразиться на экономическом развитии России? При этом

181

необходимо учитывать ряд факторов , в том числе, значительную, даже чрезмерную степень открытости нашей экономики, степень ее долларизации, то обстоятельство, что значительную часть своих средств своих средств, в том числе, резервные фонды, Россия вложила в доллары и американские облигации.

УДК 323 Баженова А.К.

ЮРИУ РАНХиГС

ПЕРЕХОД К НОВОЙ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

В данной статье рассматривается новая модель организационной структуры органов местного самоуправления - «сити-менеджер». Раскрыто понятие и содержание института сити-менеджера. Анализируются преимуществах и недостатках внедрения данной модели. Делаются выводы относительно перспектив развития местного самоуправления.

181 Игнатова Т.В., Черкасова Т.П. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГОРОСТА И ИХ МОДЕРНИЗАЦИИ // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2011. № 2. С. 66.

В настоящее время особую актуальность при осуществлении местного самоуправления получили проблемы организации муниципального управления.

В Российской Федерации, со вступлением в силу Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» появился институт сити-менеджера.

В России под термином «сити-менеджер» имеют в виду лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования [1].

Сити - менеджер обеспечивает осуществление полномочий по решению вопросов местного значения, т.е руководит администрацией и её структурными подразделениями, назначает и увольняет сотрудников, разрешает вопросы, связанные с развитием хозяйственной части муниципалитета в сфере ЖКХ, инфраструктуры, социального обеспечения. Осноная цель внедрения модели сити-менеджера - повышение эффективности управления муниципальным образованием посредством привлечения к нему профессионалов [2]. Предполагается, что пришедший на политическую арену местного самоуправления сити-менеджер сможет предложить местному сообществу наиболее эффективные технологии решения тех приоритетных задач, которые на данный период предусмотрены программой социально-экономического развития территории [3].

В конце 2014 года в Ростовской области был принят областной закон, полностью меняющий систему формирования органов месного самоуправления [4]. Данный закон отменил прямые выборы депутатов представительных органов муниципальных районов, глав муниципальных

районов, глав поселений. Так, например, если ранее глава муниципалитета являлся одновременно и главой администрации муниципального образования избирался на должность путем всеобщих муниципальных выборов, то в связи с переходом на новую систему формирования органом местного самоуправления глава муниципального образования избирается из числа депутатов преставительного органа муниципального образования и становится председателем данного органа, тогда как на должность главы администрации назначается сити-менеджер, замещающий свою должность по контракту по итогам конкурса. Разработчики закона в лице областного правительства отметили, что переход на новую модель организационной структуры повлечет за собой ряд преимуществ. К ним можно отнести:

- новая система позволит оперативнее и эффективнее решать вопросы местного значения, так как хозяйством в городе будет занимается профессионал-управленец, способный работать под любым солнцем на политическом небосклоне;

- назначение глав администраций по контракту позволит «деполитизировать» управление муниципалитетом, исключая партийные распри и пустые предвыборные обещания. Народ устал от муниципальных выборов, явка на которые снижается год от года.

- на выборы не придется тратить бюджетные деньги;

- за неэффективность нанятого на работу по контракту главу администрации легко лишить должности и назначить нового грамотного управленца.

- отмена выборов главы муниципалитета никаким образом не лишает местное население участвововать в решении вопросов местного значения. Глава администрации будет избираться по конкурсу, а значит, лица желающие реализовать свои управленческие и организаторские амбиции, получают эту возможность.

Вместе с тем, за все время существования политического института сити-менеджера в нашей стране (более 10 лет) возникло немало проблем, связанных с его практическим воплощением.

Противники этого института усматривают в данном интитуте следующие недостатки:

1. Усиление вертикали власти (огосударствление местного самоуправления) нарушает принципы местного самоуправления. По существу муниципальный «сити-менеджер» в российской версии по становится проводником политики органов власти субъектов РФ.

2. В условиях функционирования данной системы вощникает конфликт между мэром и сити-менеджером. Так, глава муниципалитета может обещать населению золотые горы, но если исполнительная власть в лице сити-менеджера откажет в реализации данных планов, ссылаясь, например, на дефицит местного бюджета.

3. Недемократичность, теряется смысл местного самоуправления как самоуправления жителей, так как отсутствуют механизмы обратной связи (например, отзыв сити-менеджера);

4. Низкий уровень открытости и прозрачности принятия политических решений сити-менеджера;

5. Сити-менеджер не несет ответственности перед гражданами муниципального образования. Он подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования. Жители муниципального образования не могут никак влиять на работу сити-менеджера;

6. Отсутствие правовой регламентации критериев оценки эффективности деятельности института сити-менеджера.

Можно констатировать, что институт сити-менеджера, который была опробирован в разных регионах РФ, на сегодняшний день показывает свою

несостоятельность. Ещё в 2011 году Министерство регионального развития признало неэффективность института [5]. Уровень управления в регионах резко снизился после отмены прямых выборов. Более того, те крупные города, где были сохранены прямые выборы, развивались более динамично.

Внедрение института сити-менеджера привело к противостоянию парламентских политических партий. В декабре 2013 г. депутатом от партии «Справедливая Россия в Государственную Думу РФ» был внесён законопроект об отмене института сити-менеджера, который, по мнению лидеров партий, порождает не эффективность управления, а проблему «политического отчуждения» населения. Вариант выхода из сложившийся ситуации видится в ликвидидации в Российской Федерации институт сити-менеджера, т.е. главы местной администрации назначаемого по контракту.

Важно отметить, что местное население многих муниципалитетов встретило новую реформу довольно критично, да и у многих депутатов переход на новую систему сити-менеджеров вызывает стойкое сопротивление .

Суммируя все вышеизложенное, сделаем ряд выводов.

Современная действительность показывает, что идеальных моделей организации местного самоуправления нет и быть не может. Жизнь показывает, что избиратели могут ошибаться, избрав некомпетентного управленца, который ещё будучи кандидатов толкал с трибуны красивые речи, но оказался непригодным у штурвала корабля. Могут «обжечься» и депутаты, назначив из своего состава некомпетентного сити-менеджера. Риск ошибки всегда имеет место быть.

Очевидно другое. Настойчивее предлагая модель института сити-менеджера в органах муниципальной власти, общество лишается конституционного права свободного определения, выбора структуры местного самоуправления.

Введение данного института, на наш взгляд, вступает в противоречие с конституционными нормами, гарантирующими самостоятельность местного самоуправления и избираемость его органов.

Сегодня большинство россиян, проживающих в муниципальных образованиях, имеют крайне смутное представление и о федерализме, и о местном самоуправлении, т.е. об институтах, определяющих общественно-политическую систему [6]. Решение этого вопроса видится нами, в первую очередь, в создании образовательных программ, направленных на формирование ответственных, понимающих свои интересы, знающих свою власть и свои полномочия местных сообществ поселений, которым необходимо направлять свои стремления к повышению политической активности в решении вопросов местного значения.

Список использованной литературы

1. Постатейный справочник с комментариями к Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / Под ред. И.В. Бабичева. - М., 2008.

2. Шустов В.Г. Роль политического института сити-менеджера в муниципальной реформе. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2014. № 4. С. 173-178.

3. Рудой В.В. Местное самоуправление в современной России: проблемы и перспективы. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2011. №2. С. 7-17

4. Областной закон № 255-ЗС «О представительных органах и главах муниципальных районов и главах поселений в Ростовской области» от 21.11.2014 года. Источник: http://www.donland.ru. (Дата посещения: 12.04.2015).

5. Минрегион признал неэффективность сити-менеджеров и выступил против отмены выборов мэров городов [Электронный ресурс] // «Новый регион». - Режим доступа: http://www.nr2.ru/policy/340584.html (дата обращения: 25.02.2014).

6. Овакимян М.А. Местное самоуправление в современной России: модернизационные и инновационные решения. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2011. № 3. С. 18-26.

УДК 658.3.07 Голова В.С.

ЮРИУ РАНХиГС

МОТИВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

Аннотация: В статье рассматривается построение системы мотивации персонала в условиях экономического кризиса. Раскрыты основные принципы и методы использования материального и нематериального стимулирования. Представлены статистические данные мотивационных механизмов персонала и использование их в практике управления организацией.

Ключевые слова: Мотивационные механизмы, антикризисное управление персоналом, материальное стимулирование, нематериальная мотивация.

В периоды экономических кризисов предприятия рискуют не только финансовыми ресурсами, но и, что не менее важно, потерей квалифицированного персонала, без наличия которого невозможно удержание конкурентных позиций на рынке и выхода из кризиса. Проблема удержания и правильной мотивации эффективных кадров становится необходимостью в антикризисном управлении компанией. На практике большинство руководителей российских организаций делают акцент на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.