Научная статья на тему 'Перегонный аппарат'

Перегонный аппарат Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес-журнал
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дмитрий Киров

За танцами вокруг пошлин на ввоз подержанных иномарок в страны — участницы Таможенного союза с предельным вниманием следят и перегонщики, и официальные дилеры, и действующие в России автопроизводители.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перегонный аппарат»

Дмитрий Киров

Перегонный аппарат

¿91 №

и

*

* ш ■' ^ а

Вступивший в силу Таможенный союз смешал все карты белорусским торговцам подержанными машинами: вместо доходов перегонщики фиксируют сплошные убытки.

За танцами вокруг пошлин на ввоз подержанных иномарок в страны — участницы Таможенного союза с предельным вниманием следят и перегонщики, и официальные дилеры, и действующие в России автопроизводители.

У белорусских перегонщиков и российских автолюбителей траур. Несмотря на то, что Таможенный союз (ТС) вступил в силу, схема, благодаря которой первые могли с минимальными издержками завозить в нашу страну подержанные иномарки, а вторые - приобретать их в обход нынешних запретительных пошлин, так и не сложилась. Более того, ТС,

по сути, закрепил повышенные ввозные пошлины. Зато действующие в России автодилеры и автопроизводители, переведя дух, начали подсчитывать будущие прибыли. Ведь уже действующие механизмы в рамках Таможенного союза открывают перед ними самые широкие возможности для экспансии на привлекательные рынки Белоруссии и Казахстана.

Враг народа

Была бы возможность, экс-владелец небольшого автосалона «Автоград» в Минске Сергей Оста-шенко с удовольствием прикрепил бы на дверях кабинета главного опе-

куна российского автопрома Виктора Христенко табличку «Враг народа». Пусть даже бдительная охрана и скрутила бы за такие вольности через несколько секунд.

Чем так насолил московский чиновник белорусскому предпринимателю? Сначала глава российского Минпромторга, реализующего принятую стратегию развития российского автопрома, добился того, что с 1 января 2010 года в рамках формирования Таможенного союза пошлины на ввоз в Россию, Белоруссию и Казахстан иномарок юридическими лицами были приведены к единому знаменателю. А проще говоря, повы-

шены до уровня российских: 30% от стоимости автомобиля, но не менее 1,45 евро за «кубик».

— На деле для меня пошлина выросла примерно в два с половиной раза, — говорит Сергей Осташенко. — Импорт новых легковушек после этого полностью остановился, покупать машины стало невыгодно. Поэтому после распродажи запасов своих «немцев» мне пришлось выйти из бизнеса.

Осташенко надеялся «отыграться» летом, однако Христенко нанес второй «удар». В июне на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге представитель Минпром-торга сообщил: входящие в Таможенный союз страны еще как минимум в течение года сохранят существующие ныне пошлины на ввоз подержанных автомобилей физлицами.

— Мы все рассчитывали хорошо заработать на Таможенном союзе, — жалуется Осташенко. — Теперь же у нас не бизнес, а сплошные расходы.

Предприниматель раскрывает незамысловатую схему. Несмотря на то что единые пошлины для юрлиц, зарегистрированных в России, Белоруссии и Казахстане, вступили в действие с 1 января 2010 года, пошлины для «физиков» должны были быть унифицированы отдельным соглашением до 1 июля 2010 года. Сергей вместе с бывшим партнером по бизнесу взял кредиты в банках и как частное лицо вывез весной из Германии шесть подержанных Audi и BMW. А после 1 июля 2010 года, когда внутренняя граница Белоруссии и России должна была стать историей, предприниматель планировал реализовать эти машины в Москве.

— Все дело в разнице пошлин, — поясняет Осташенко. — Например, для того чтобы ввезти в Белоруссию трехлитровый BMW X5 2003 года, я заплатил 1 800 евро. А ввезя машину в Россию, отдал бы 12 тысяч. Чувствуете разницу? Десятку тысяч «енотов» можно было бы только за пару дней сделать!

Теперь предприимчивый белорус о таких доходах даже и не мечтает. Наоборот — думает, как свести к минимуму убытки.

— Далеко не я один оказался таким «умным», — с некоторым злорадством говорит он. — Тут половина Белоруссии по две-три машины привезла. Все дворы ими в Минске забиты. Думали, в России продадут.

Ага, как же, продали! Пылятся теперь, и продать их можно только с убытком в 20-30%. Да и то — если повезет. А ведь есть еще и расходы на страховку, стоянку... Вот тебе и «братский» Таможенный союз!

Белорусское нашествие

На самом деле братский российский народ (а вернее, его полномочные представители в лице ФТС — Федеральной таможенной службы) — давно готовился к возможному «автонашествию» со стороны Белоруссии. «Существует очень много рисков, связанных с формированием Таможенного союза, — говорил в конце мая на своей пресс-конференции глава ФТС Андрей Бельянинов. — Вот завезли несколько десятков тысяч автомобилей на территорию Белоруссии, с которых пошлина не берется, и все ждут, когда наступит 1 июля. Тогда они смогут проникнуть на рынок России без уплаты таможенной пошлины».

Такой логики придерживался не только Бельянинов. «За январь-май 2010 года граждане Белоруссии могут ввезти почти 100 тысяч иномарок, чтобы после отмены границ переправить их в Россию», — пугал в ходе конференции «Автомобильный бизнес» директор по стратегическому развитию компании «Атлант-М» Алексей Терещенко (один из крупнейших автодилеров России и Белоруссии). А по данным компании «Подборавто» (брокер на рынке машин с пробегом), в 2009 году в Белоруссию было ввезено 168 тысяч автомобилей, из которых около 10% предназначались для реэкспорта в Россию. С начала же 2010-го, по мнению экспертов «Подборавто», не менее 30% от ввозимых физлицами в Белоруссию автомобилей (только в январе таковых оказалось 7 067 единиц) приобретались для последующей перегонки в Москву и регионы.

«Ввоз подержанных автомобилей в Белоруссию физическими лицами в этом году был гигантским, — не скрывает председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Михневич. — Люди покупали машины впрок, а после июля намеревались продать их в России, что обещало быть очень выгодным. Посмотрите на разницу в пошлинах — и поймете сами».

Половина Белоруссии по две-три машины привезла. Все дворы ими в Минске забиты. Думали, в России продадут. Ага, как же, продали! Пылятся теперь, и продать их можно только с убытком в 20-30%. Да и то — если повезет

Посмотреть действительно есть на что. Стоимость «растаможки» автомобилей в Белоруссии для физлиц в среднем в 6-8 раз ниже, чем в России (0,35-0,7 евро за «кубик» по сравнению с 2,5-5,8 евро за 1 куб. см). При этом наиболее показательна разница с таможенным оформлением пяти-семилетних автомобилей премиум-класса. В Белоруссии делать это в 10-12 раз выгоднее, чем в России. К примеру, пошлина на Audi A4 (2,0 л, 2001) в России составляет 9 600 евро, а в Белоруссии — всего 800. Комментарии излишни.

Дилеры наносят ответный удар

Почему же, несмотря на огромное значение, которое придают развитию

1100 тыс.]

автомобилем

с пробегом, приобретенных гражданами Белоруссии в Европе, готовы были отправиться в Россию. Но глава ФТС Андрей Бельянинов решил иначе

Заградительные пошлины оберегают новые Toyota Camry и Volkswagen Passat российской сборки от конкуренции с двух- трехлетними Audi A6 и Mercedes E-класса, импортируемыми из Белоруссии

Таможенного союза наши политические лидеры, столь долгожданная для рядовых россиян (рискнем предположить, что число желающих приобрести трехлетнюю BMW 3-й серии по цене новой Mazda 3 исчислялось бы тысячами) унификация пошлин на подержанные авто для физлиц так и не произошла? «С одной стороны, сыграли роль постоянные конфликты с Белоруссией — сначала в части пошлин на нефть, а потом по поводу цен на газ, — комментирует директор Российско-Белорусского института экономических исследований Игорь

Просветов. — Однако существенной причиной переноса приведения пошлин к общему знаменателю я бы назвал активный лоббизм, так сказать, заинтересованных сторон».

Какие «заинтересованные стороны» имеет в виду эксперт? В первую очередь, конечно, российских официальных автодилеров, для которых недопущение на рынок дешевых «белорусских» конкурентов было, без преувеличения, вопросом жизни и смерти.

«Дело в том, что буквально за пару месяцев из Белоруссии в Россию попал бы такой объем автомобилей, который сделал бы российских дилеров абсолютно неконкурентоспособными, — полагает Алексей Терещенко. — С новыми автомобилями российской сборки Toyota Camry и Volkswagen Passat стоимостью около 900 тысяч рублей конкурировали бы в той же ценовой категории двух- трехлетние Audi A6 и Mercedes E-класса из Белоруссии, которые сейчас в России на вторичном рынке стоят 1,6 млн рублей. Не нужно быть провидцем, чтобы догадаться, кто победил бы в этой борьбе».

Еще более жесткую картину рисует руководитель портала Autodiler.Ru Олег Дацкив: «Для официальных дилеров и российских производителей резкое снижение пошлин на авто в рамках ТС было бы катастрофой. АвтоВАЗ в таком случае просто «встал» бы, так как любая иномарка средней ценовой категории в возрасте от 3 до 6 лет из Белоруссии была бы дешевле новых «Лад». Никто ничего не стал бы покупать у официальных дилеров, получив возможность приобрести «трехлетку» премиум-класса по цене нового «эконома».

Элементарный подсчет показывает: буквально несколько месяцев назад российские дилеры находились на грани настоящего апокалипсиса. По данным «АСМ-Холдинга», за первые 5 месяцев 2010 года объем продаж легковых автомобилей в России составил 568 100 машин, то есть в среднем 113 500 в месяц. Учитывая, что, как отмечалось выше, в Белоруссии было «накоплено» не менее 100 тысяч предназначенных для перепродажи в Россию автомобилей (в случае отмены пошлин они бы оказались в

Питере, Москве и регионах не позднее чем через месяц-полтора), рынок грозил обрушиться.

«Пострадали бы все — и продавцы Lada, и те, кто торгует Infinity, — уверяет Игорь Просветов. — Экспансия со стороны Белоруссии не только практически сводила к нулю официальные продажи, но и «выметала» копивших на приличные иномарки покупателей, оставив российский рынок без обеспеченных клиентов еще как минимум на год».

...При помощи автопроизводителей

Не менее (а может быть, и более), чем дилеры, в сохранении нынешнего статус-кво в части таможенных пошлин заинтересованы российские автопроизводители. В том числе — зарубежные компании, уже запустившие или только собирающиеся открыть локальные сборочные производства. Тем более что нынешнее развитие событий позволит им не только планомерно наращивать объемы выпуска, но и начать экспансию на привлекательные рынки Белоруссии и Казахстана.

«Смотрите: сегодня в этих странах пошлины на иномарки существенно ниже, чем в России, — объясняет директор практики по оказанию услуг компаниям автопрома

PricewaterhouseCoopers Андрей Комаров. — С начала действия Таможенного союза эти пошлины для машин из стран, не входящих в Союз, увеличатся до российского уровня. Ввозить машины из-за рубежа Белоруссии и Казахстану станет накладно, а собственного производства у них нет. Соответственно, в этих условиях АвтоВАЗу и иностранным компаниям, имеющим заводы в России, будет более чем выгодно производить в России машины для рынков стран — участниц Таможенного союза. Создание ТС направлено на расширение рынков сбыта автомобильных заводов России, это несомненно». Об этом же, к слову, еще в ноябре 2010 года говорил и руководитель ФТС Андрей Бельянинов, заявивший, что создание ТС позволит иностранным автоконцернам, имеющим в России заводы, беспошлинно экспортировать свою продукцию в рамках Союза трех стран.

Автопроизводители уже потирают руки в предвкушении будущих прибылей. «Ситуацию, когда поставки произведенных в России автомобилей Ford в Белоруссию и Казахстан станут более выгодными, мы считаем для себя очень интересной и исследуем возможность для ее скорейшей реализации», — говорит вице-президент Ford Russia Сергей Богданов. «Мы готовы изучать воз-

можность экспорта автомобилей петербургской сборки в Белоруссию и Казахстан в рамках ТС», — вторит официальный представитель Nissan в России Татьяна Натарова. О своем интересе к белорусскому рынку уже заявили и в российском офисе Toyota. Здесь выражают надежду, что петербургские Camry заменят состоятельным жителям этой страны резко подорожавшие BMW. Потенциал для этого есть. К примеру, в Белоруссии на тысячу жителей приходится 270 автомобилей, в Казахстане — 150, в то время как аналитики считают показателем насыщения рынка 400 машин.

При этом, по мнению Андрея Комарова, наиболее привлекателен для российских автопроизводителей именно Казахстан: помимо низкого

С вступлением в силу Таможенного союза ввозить машины из-за рубежа Белоруссии и Казахстану станет накладно. В результате выиграют автопроизводители, имеющие сборочные производства в России

Пресечь «серый» импорт иномарок из Белоруссии помогла технология штрихового кодирования, заработавшая 10 июня 2010 года

уровня насыщения рынка, в стране весьма платежеспособное население. Кроме того, по его мнению, в настоящее время в Казахстане половину продаж автомобилей составляют сделки на «сером» вторичном рынке, с чем активно борется правительство страны. А поскольку ТС вступил в силу, можно говорить о появлении дополнительного простора для поставщиков новых авто из России.

Интерес крупных автопроизводителей к экспансии в рамках Таможенного союза еще более очевиден на фоне существенной недозагрузки их мощностей. По данным «АСМ-Холдинга», в 2009 году в целом по России было произведено 587 тысяч легковых автомашин — на 60% меньше, чем годом ранее. При этом выпуск автомобилей иностранных брендов сократился на 52,7%, до 271 тысячи единиц. Отечественных — почти на 64%, до 317 тысяч. По данным петербургского Комитета по экономическому развитию, местные автогиганты в лице Toyota, GM, Nissan и Ford выпустили лишь 21,3% из 285 тысяч, составляющих расчетную мощность

сборочных конвейеров. Легко догадаться, что крупные автопроизводители даже на фоне нынешнего роста производства были бы не против «компенсировать» простаивающие мощности за счет Белоруссии и Казахстана, а возможно (кто знает!), и Украины, о вхождении которой в ТС сегодня говорят все чаще.

Штрихкодом по «серости»

Впрочем, большинству россиян на амбициозные планы автопроизводителей пока наплевать с высокой колокольни. Для многих из них решение Кремля продлить еще как минимум на год существующие ныне пошлины на российско-белорусской границе стало огромным разочарованием. «У меня отложено 300 тысяч рублей, на эти деньги в Белоруссии можно купить четырех- пятилетнюю BMW с полным «фаршем» только что из Германии, — возмущается Андрей, замдиректора по связям с общественностью крупной инвесткомпании. — В России же на эту сумму я даже «Приору» новую не куплю, хотя эти машины не то что из разных лиг — из разных вселенных».

Казалось бы, налицо классическая ситуация: в России есть спрос, в Белоруссии — предложение. Да, существуют пошлины, но разве это

130%

могла бы достигать маржа продавцов подержанных иномарок при условии сохранения либеральных правил импорта

баку съевших на изобретении всевозможных «серых» схем по провозу в Россию различной техники? Как выясняется — остановит. «После того как пошлины на российско-белорусской границе сохранились, я сначала думал: а не рискнуть ли перевезти машины по «серым» временным схемам? — откровенничает Сергей Осташенко. — Однако в последний момент решил подождать и посмотреть, как это у моих знакомых получится. И не прогадал. Нутром чуял, что россияне нам очередную «подлянку» готовят.

«Подлянка», по словам Сергея, заключалась в следующем. Когда его знакомый перевозил через границу свои иномарки, представитель ФТС ввел в компьютерную программу таможенного оформления «информацию о типе и модели автотранспортного средства», а также сведения о владельце. Затем таможенник распечатал специальную наклейку размером 2,5 на 10 см с двумерным штриховым кодом и наклеил ее на все сопроводительные документы. В том числе на «въездные» декларации машин. «С таким «ярлыком», — говорит Осташенко, — никто у моего знакомого авто не покупал. Уж точно — по той цене, на которую он рассчитывал. Поэтому ему пришлось ни с чем вернуться в Минск. Только деньги потерял».

«Технология штрихового кодирования для временно ввозимых и вывозимых из России автомобилей начала работать с 10 июня и за время функционирования уже успела доказать свою эффективность, — не скрывает положительных эмоций руководитель ФТС Андрей Белья-нинов. — Фактически эта мера во многом позволила нам пресечь «серый» импорт иномарок из Белоруссии».

Разменная монета

Как будет развиваться ситуация с Таможенным союзом и унификацией пошлин на иномарки через год? По мнению большинства опрошенных «Бизнес-журналом» экспертов, прогноз на 70% будет зависеть от общего контек-остановит предпринимателей, со- ста российско-белорусских отношений

г

и лишь на 30% — от непосредственных переговоров между заинтересованными бизнес-сторонами. «В июне страны вели между собой «газовую» войну, к тому же никак не могли договориться по поводу пошлин на нефть, — комментирует Игорь Просветов. — И в том и в другом случае «цена вопроса»» для Белоруссии — сотни миллионов долларов. Поэтому тема пошлин на автомобили может стать своеобразной «разменной монетой»» в этом конфликте».

Подобную точку зрения разделяет и аналитик компании «Развитие бизнес-систем» Максим Тищенко. «Белоруссия хочет получить прибыль от Таможенного союза «здесь и сейчас», через тот же льготный режим прокачки нефти, — объясняет эксперт. — Если Россия пойдет на уступки, Минск с готовностью поднимет пошлины на ввоз в страну иномарок для физических лиц». Известно, что отношения России с Белоруссией развиваются весьма неторопливо. Однако эксперты не сомневаются: не позднее чем через год проблема пошлин будет урегулирована. И тогда главным вопросом станет совсем другой: насколько оперативно и с каким опережением информация о точной дате перехода на новые правила игры просочится в бизнес-сообщество России и Белоруссии.

«Если о грядущем повышении станет известно хотя бы за месяц, я не сомневаюсь, что белорусы совершат еще одну массовую вылазку в Германию за дешевыми машинами для дальнейшего перегона в Россию, — уверен Игорь Просветов. — Поэтому Москва наверняка будет требовать от Минска немедленных действий. Грубо говоря, вечером подписать дополнения к закону о пошлинах, а с утра ввести их в действие». Впрочем, эксперт сомневается, что Минску при всем желании удастся удержать вопрос о пошлинах в тайне. «Наверняка какая-то информация просочится, в полной мере скрыть ее нереально, — полагает Просветов. — Думаю, у белорусских перегонщиков будет около полутора-двух недель, чтобы приобрести на Западе дешевые авто и перегнать их через границу. За это время в Белоруссии может оказаться 30-40 тысяч машин, более 80% которых затем перепродадут в Россию».

Сергей Осташенко из Минска называет подобный вариант развития событий «шоколадным». «У нас в Белоруссии, — говорит он, — не сомневаются: как только Таможенный союз начнет действовать в полную силу и границы будут сняты, нас ждет настоящее нашествие русских. Многие боятся, что москвичи с их ресурсом попросту выкинут их из бизнеса. Конкуренция уж точно обострится на порядок. Поэтому я не вижу ничего плохого, если напоследок мы с ребятами немного заработаем на машинах. Тем более что с вашим АвтоВАЗом ничего не сделается: если что, правительство на его поддержку еще денег даст». Сам Сергей уже все подсчитал: в случае открытия границ продажа в Москве четырех Audi и двух BMW принесет ему около 40

Тема пошлин на импортируемые автомобили может стать своеобразной «разменной монетой» в непростом диалоге между Москвой и Минском

тысяч евро «чистыми» (доходность — 60-130% в зависимости от марки).

Время покажет, насколько расчеты белорусского перегонщика близки к реальности. Но придется подождать. Судя по информации, поступающей из Минэкономразвития и Минпром-торга, ранее 2012 года пошлины не изменятся. ■

www.peugeot.ru/professional

Юбилей^С^^^^ Peugeot

ОСОБЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ОСОБЕННЫЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ НА ГАММУ КОММЕРЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА

PEUGEOT 308 3 ГОДА ГАРАНТИИ

ФИ КСИ РО ВАН НАЯ стой мость то / лизинг

КРЕДИТОВАНИЕ*/СЕРВИСНЫЙ КОНТРАКТ

ГАММА PEUGEOT PARTNER

от 367.500руб.**

МОДИФИКАЦИИ PEUGEOT BOXER

платформы и фургоны / передвижной магазин маршрутное такси / инкассация / скорая помощь автомобиль технической помощи/ и многое другое!

Горячая линия Peugeot (Звонок по России бесплотный)

8 800 555 53 35

* Кредит предоставляется ООО «Банк ПСАФинанс РУС», лицензия № 3481 и (или)000«Русфинанс Банк», лицензия № 1792.

** Цена действительна для версии Peugeot Partner Origin "VU 800 TOLE" (грузовой, цельнометаллический) 1,4 л, M КПП, бенз., 75 л.с, 2010 г. в. с учетом скидки 80.000 руб. Прайс-лист от 02.08.10. Предложение действительно с 1 августа по 30 Сентября 2010 года и ограничено количеством автомобилей на складе. Подробности в салонах официальных дилеров. Эмоции в движении. Реклама.

2010 год стал годом Франции в России и годом запуска первого производства Peugeot в Калужской области. Но это далеко не все знаковые события для легендарной львиной марки. В 2010 году Peugeot отмечает знаменательную дату - 200-летие Бренда. Более двух веков назад компания начала свой удивительный путь и сегодня Peugeot неустанно движется вперед, к новым свершениям. Приглашаем отметить это событие вместе и воспользоваться специальными предложениями в салонах дилерской сети с 1 августа по 30 сентября.

PEUGEOT

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.