Научная статья на тему 'Переформатирование итальянской внешней политики в XXI веке: выход из китайской инициативы «Один пояс – один путь» и присоединение к IMEC'

Переформатирование итальянской внешней политики в XXI веке: выход из китайской инициативы «Один пояс – один путь» и присоединение к IMEC Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Итало-китайские отношения / итало-американские отношения / итальянская внешняя политика / меморандум о взаимопонимании / G20 / Italian-Chinese relations / Italian-American relations / Italian foreign policy / memorandum of understanding / G20

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Пьянникова Дарья Евгеньевна

В современном мире возрастает роль международных экономических объединений, которые часто становятся средством борьбы за политическое влияние на мировой арене. Следовательно, необходимо понимать, как различные государства используют экономические отношения в конкуренции за мировое господство. В статье рассматриваются китайская инициатив BRI1 и американо-индийская инициатива IMEC2 и их взаимодействие с другими странами, на примере Италии. В ходе работы были рассмотрены итало-китайские отношения в рамках китайской инициативы "Один пояс – один путь", выявлены причины выхода Италии из BRI. Предложена краткая сравнительная характеристика между данными инициативами, а также проанализированы итало-американские и итало-индийские отношения и их взаимодействие в рамках IMEC. В результате были сделаны выводы: американо-индийская инициатива в будущем может стать противовесом Китайской инициативе «Один пояс – один путь»; Италия руководствуется не экономическими, а политическими реалиями, следуя стратегии западных соседей. Позиция Италии по реализации нового проекта IMEC, каковы экономическая и стратегическая роль на текущий момент остается предметом обсуждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reformatting the Italian Foreign Policy in the XXI Century: Withdrawal from the Chinese Initiative (BRI) and Joining IMEC

The modern world is witnessing an increasing role of international economic associations, which often become a means of fighting for political influence on the world stage. Consequently, it is necessary to realize how different states use the economic relations in rivalry for world domination. The article examines the Chinese BRI initiative and the American-Indian IMEC initiative and their interaction with other countries, using the example of Italy. The paper examined Italian-Chinese relations under China's "One Belt, One Road” Initiative, and revealed the reasons for Italy's withdrawal from BRI. A brief comparative profile between these initiatives is offered, and the Italian-American and Italian-Indian relations and their interaction within IMEC are analyzed. As a result, the following conclusions were drawn: the American-Indian initiative in future may become a counterweight to the Chinese initiative "One Belt, One Road". Italy is guided by political rather than economic realities, pursuing the strategy of its Western neighbors. Italy's stance on implementation of the IMEC new project, its economic and strategic role at the moment is currently under discussion.

Текст научной работы на тему «Переформатирование итальянской внешней политики в XXI веке: выход из китайской инициативы «Один пояс – один путь» и присоединение к IMEC»

ЕВРАЗИИСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ EURASION INTEGRATION

научная статья УДК: 327.57

DOI: 10.48612/RG/RGW.27.1.7

Переформатирование итальянской внешней политики в XXI веке: выход из китайской инициативы «Один пояс - один путь» и присоединение к IMEC

Пьянникова Дарья Евгеньевна н Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина,

Екатеринбург, Россия н pyannikova_daria@mail.ru

Аннотация. В современном мире возрастает роль международных экономических объединений, которые часто становятся средством борьбы за политическое влияние на мировой арене. Следовательно, необходимо понимать, как различные государства используют экономические отношения в конкуренции за мировое господство. В статье рассматриваются китайская инициатив BRI1 и американо-индийская инициатива IMEC2 и их взаимодействие с другими странами, на примере Италии. В ходе работы были рассмотрены итало-китайские отношения в рамках китайской инициативы "Один пояс -один путь", выявлены причины выхода Италии из BRI. Предложена краткая сравнительная характеристика между данными инициативами, а также проанализированы итало-американские и итало-индийские отношения и их взаимодействие в рамках IMEC. В результате были сделаны выводы: американо-индийская инициатива в будущем может стать противовесом Китайской инициативе «Один пояс - один путь»; Италия руководствуется не экономическими, а политическими реалиями, следуя стратегии западных соседей. Позиция Италии по реализации нового проекта IMEC, каковы экономическая и стратегическая роль на текущий момент остается предметом обсуждения.

Ключевые слова: Итало-китайские отношения; итало-американские отношения; итальянская внешняя политика; меморандум о взаимопонимании; G20

Для цитирования: Пьянникова Д.Е. Переформатирование итальянской внешней политики в XXI веке: выход из китайской инициативы «Один пояс - один путь» и

1 Belt and Road Initiative

2 India-Middle East Europe Economic Corridor

присоединение к IMEC // Россия в глобальном мире. 2024. Т. 27. Вып. 1. C. 108-122. DOI: 10.48612/rg/RGW.27.1.7

© Пьянникова Д.Е., 2024. Издатель: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.

research article UDC: 327.57

DOI: 10.48612/RG/RGW.27.1.7

Reformatting the Italian Foreign Policy in the XXI Century: Withdrawal from the Chinese Initiative (BRI) and Joining IMEC

Daria E. Pyannikova H

Ural Federal University named after first president of Russia B.N. Yeltsin,

Ekaterinburg, Russia H pyannikova_daria@mail.ru

Abstract. The modern world is witnessing an increasing role of international economic associations, which often become a means offighting for political influence on the world stage. Consequently, it is necessary to realize how different states use the economic relations in rivalry for world domination. The article examines the Chinese BRI initiative and the American-Indian IMEC initiative and their interaction with other countries, using the example of Italy. The paper examined Italian-Chinese relations under China's "One Belt, One Road" Initiative, and revealed the reasons for Italy's withdrawal from BRI. A brief comparative profile between these initiatives is offered, and the Italian-American and Italian-Indian relations and their interaction within IMEC are analyzed. As a result, the following conclusions were drawn: the American-Indian initiative in future may become a counterweight to the Chinese initiative "One Belt, One Road". Italy is guided by political rather than economic realities, pursuing the strategy of its Western neighbors. Italy's stance on implementation of the IMEC new project, its economic and strategic role at the moment is currently under discussion.

Keywords: Italian-Chinese relations; Italian-American relations; Italian foreign policy; memorandum of understanding; G20

For citation: Pyannikova, D.E. Reformatting the Italian foreign policy in the XXI century: Withdrawal from the Chinese initiative (BRI) and joining IMEC. Russia in the Global World. 2024. Vol. 27. Iss. 1. P. 108-122. DOI: 10.48612/rg/RGW.27.1.7

© Pyannikova, D.E., 2024. Published by Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University.

Введение

В 2010-х годах председателем КНР Си Цзиньпином была выдвинута инициатива Belt and Road Initiative (BRI), которая предусматривала объединение проектов «Экономического пояса Шёлкового пути» и

«Морского Шёлкового пути XXI века». Инициатива направлена на создание и реализацию транспортных, логистических, торговых проектов.

Нарастающее противостояние между Китаем и США становится все более заметным, борьба за сферы влияния побуждает государства активно сотрудничать со странами АСЕАН, находить новых союзников и партнеров.

В сентябре 2023 г. в Индии прошел саммит G20, на котором была выдвинута инициатива «Хлопкового пути». Инициатива India-Middle East Europe Economic Corridor (IMEC) представляет собой инфраструктурный проект «Экономический коридор», который соединит Индию с Ближним Востоком и Европой. Потенциально подорвать китайский Шелковый путь (известный как инициатива «Пояс и путь»). Новый проект является частью Партнерства для глобальной инфраструктуры (PGII).

Меморандум подписали США, Индия, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Германия, Франция, Италия и Евросоюз. Италия некоторое время являлась участницей BRI, а в настоящее время присоединилась к новообразованной инициативе IMEC.

Материалы, результаты исследования и их обсуждение

Роль Италии в китайской инициативе «Один пояс - один путь»

В 2019 г. председатель Госкомитета КНР по развитию и реформам Хэ Лифэн и вице-премьер Италии Луиджи Ди Майо подписали меморандум [1] о взаимопонимании в рамках китайской инициативы «Один пояс - один путь». Италия стала первой страной Большой семерки (G7), которая присоединилась к китайскому проекту.

Было подписано 29 соглашений, среди которых одним из самых важных являлся договор о сотрудничестве между Китайской компанией коммуникаций и строительства (англ. сокр. CCCC) и морскими портами городов Триест и Генуя. Данные порты стратегически важны, т.к. они предоставляют возможность сотрудничества со странами Европы (Австрия, Венгрия, Швейцария, Чехия и т.д.), которые не имеют выхода к Средиземному морю.

Меморандум о взаимопонимании предусматривал сотрудничество в строительстве и развитии портов, в банковской и инвестиционной сферах, развитие экспорта сельскохозяйственной продукции, сотрудничество в рамках средств массовой информации и др.

В рамках инициативы правительство Китая стремилось войти на рынки таких европейских стран, как Австрия, Венгрия, Чешская Республика, Словакия и Сербия. Выход на рынки западных стран позволил бы расширить торгово-экономические отношения и укрепиться в Средиземном море. Другие соглашения охватывали электронную торговлю, сельское хозяйство, средства массовой информации, банковское дело и др. Обе стороны также договорились о сотрудничестве в области инноваций и науки, о расширении двусторонней торговли.

В рамках инициативы «Один пояс - один путь» правительство Китая намеревался создать глобальную инфраструктуру, связывающую КНР с основными партнерами в Евразии. Китай обычно договаривается с позиции экономического превосходства. В 2018 г. на саммите FOCAC в Пекине к проекту «Нового шелкового пути» присоединились 28 африканских стран [2]. Что касается Европы, то после Италии заключить соответствующий договор с Китаем намеревалась Греция.

Меморандум о взаимопонимании был в значительной степени символическим жестом по укреплению глобального имиджа Китая как поставщика общественных благ. В Италии считали, что соглашение расширит экспортные возможности Италии, а также произойдет значительное увеличение китайских инвестиций в экономику Италии. Как и все меморандумы о взаимопонимании, подписанные Китаем с другими странами, это соглашение не было структурировано как экономическое или торговое соглашение, а скорее заявляло об общей готовности сотрудничать в рамках BRI [3].

Часть политической элиты считала, что это позволит Китаю получить контроль над чувствительными технологиями и инфраструктурой, поэтому впоследствии и Италия предприняла ряд шагов, чтобы наложить вето на поглощения или ограничить влияние китайских компаний на их итальянских коллег.

Позиция правительства Италии

Правительство премьер-министра Джузеппе Конте (2019) надеялось извлечь выгоду из быстро растущих международных инвестиций Китая и растущего внутреннего рынка. Правительство Италии считало, что

3 Forum on China-Africa Cooperation

двусторонние соглашения с Китаем обеспечат итальянским компаниям более широкий доступ на внутренний рынок КНР, а итальянские порты Триест и Генуя станут важнейшими точками в торговле с Востоком. Благодаря своему стратегическому положению итальянские порты чрезвычайно важны для доставки китайских товаров в Европу через Индийский океан и Суэцкий канал.

Укрепление внешних экономических связей с Китаем было связано с назревающим итальянским экономическим кризисом и экономической рецессией. Премьер-министр Италии Джузеппе Конте надеялся, что сделка придаст импульс отстающей экономике Италии, но за последние четыре года она принесла мало пользы.

Из-за давления со стороны ЕС и США Италия исключила ряд соглашений из первоначального проекта, например, соглашение об обмене данными и о развитии телекоммуникационных сетей 5G.

Вице-премьер Италии и один из лидеров Лиги Севера Маттео Сальвини, критикуя инициативу заключения соглашения с Китаем, говорил, что необходимо контролировать, кто приходит с инвестициями в Италию, куда вкладываются денежные средства и не затрагивают ли они стратегические сектора: «ключи от дома должны оставаться в руках итальянцев» [4].

Позиция Евросоюза и США в отношении меморандума о взаимопонимании Италия-КНР

Подписание меморандума итальянским правительством вызвало глубокие опасения в Евросоюзе и США. Правительство США опасалось, что Италия станет «колонией Китая» и будет ключом китайских торговых интересов в Европе. Активное торгово-экономическое вмешательство КНР могло бы стать основанием распространения его гегемонии на территорию Евросоюза. В Вашингтоне официально предупредили, что участие Италии в китайском проекте подвергнет серьезному испытанию американо-итальянские отношения.Гаррет Маркиз, представитель советника по национальной безопасности США Джона Р. Болтона, резко раскритиковал сделку4.

4 Horowitz, J. A Forgotten Italian Port Could Become a Chinese Gateway to Europe. 18.03.2019. The New York Times. Available at https://www.nytimes.com/2019/03/18/world/europe/italy-trieste-china-belt-road.html (accessed: 23.12.2023).

Еврокомиссия высказала аналогичные сомнения в отношении характера торгово-экономических отношений Италии с Пекином. Еврокомиссия пыталась разработать программу в отношении Китая, чтобы снизить вмешательство китайской экономики в Европу и устранить барьеры, которые Китай выстраивает перед европейскими компаниями на своем внутреннем рынке.

Еще одним камнем преткновения между Италией и Евросоюзом являлось то, что финансирование «Нового шелкового пути» в Италии будет осуществлять «Азиатский банк инфраструктурных инвестиций», который рассматривается как китайская альтернатива «Всемирному банку» и другим западным кредитным институтам.

Итальянская сделка откроет двери для китайских инвестиций в инфраструктуру итальянских портов, одновременно помогая Пекину обрести влияние и торговать товарами в Западной Европе. Европейские страны открыто критиковали китайскую инвестиционную активность в Италии, т.к. опасались, что порты могут быть использованы в качестве стратегически важных объектов для развертывания военных сил КНР.

Выход Италии из BRI

В рамках форума G20 (9-10 сентября 2023 г.) премьер-министр Италии Джорджия Мелони объявила о выходе Италии из BRI премьеру Государственного совета Ли Цяну. Активное давление со стороны правительства США заставило Италию выйти из данной инициативы. 27-28 июля 2023 г. состоялся официальный визит премьер-министра Джорджа Мелони в США [5]. Для Мелони переговоры с Байденом явились возможностью упрочить свое положение в кругу руководителей ведущих стран западного мира. В совместной итоговой декларации Мелони и Байден «подтвердили нерушимый союз, стратегическое партнерство и глубокую дружбу между Соединенными штатами и Италией». На встрече также обсуждалось продолжение сотрудничества с Китаем в инициативе «Один пояс - один путь». Джорджи Мелони заверила, что сотрудничество с Китаем в 2024 г. не будет продлено.

7 декабря 2023 г. правительство Италии официально вышло из китайской инициативы «Один пояс - один путь». Джорджо Мелони заявила, что проект не принес ожидаемых результатов, но КНР и Италия должны продолжать улучшать торгово-экономические отношения.

Официальный представитель МИД Китая Ван Вэнь-Пин официально не прокомментировал данную ситуацию.

Стоит отметить, что внешняя политика Италии согласуется с планами Брюсселя, который придерживается осторожной политики в отношении КНР. Кроме этого, в последние несколько лет американо-китайские отношения являются враждебными: Китай стремится стать мировой державой, а США удержать данный статус. В связи с Украинским кризисом ЕС ввели торговые санкции в отношении России, которая является стратегическим и торговым партнером КНР. Торговые санкции стали инструментом серьезного геополитического соперничества между США и ЕС с одной стороны и Россией и Китаем с другой. Эти обстоятельства подтолкнули Италию пересмотреть Меморандума о взаимопонимании.

Не стоит отрицать, что Китай является страной с мировой экономикой и важным торгово-экономическим партнером. По информации агентства CNN, в 2022 г. объем экспорта товаров из Китая в Италию составил 50,5 млрд долл. США в сравнении с 33,5 млрд в 2019 г. (+51 %). При этом импорт в Китай итальянских товаров увеличился до 26,9 млрд долл. США с 21,4 млрд в 2019 г. (+26 %)5.

Согласно информации Corriere della Sera [6], нота о выходе Италии из инициативы «Один пояс - один путь» была подготовлена «после недель конфиденциальных переговоров». Corriere della Sera отмечает, что за время участия в китайском проекте Италия «не получила крупной экономической выгоды, а, наоборот, столкнулась с нежелательными политическими последствиями».

Во внешнеторговых отношениях с Китаем у Италии большой торговый дефицит. Одной из целей, лежащих в основе Меморандума о взаимопонимании, было восстановление баланса в торговых отношениях, но по прошествии 4 лет почти ничего не изменилось.

Тем не менее, данные показывают, что у Италии не сложилось привилегированного партнерства с КНР после подписания BRI. Китайские инвестиции в Европе остаются высококонцентрированными: Германия, Франция и страны Бенилюкса, не являющиеся членами BRI, являются

5 McCarthy. S. Italy Quits Belt and Road Plan as Europe Rethinks China Relations. 08.12.2023. Available at https://edition.cnn.com/2023/12/08/china/italy-belt-and-road-eu-china-summit-intl-hnk/index.html (accessed: 21.12.2023).

ведущими направлениями для китайских прямых иностранных инвестиций в регионе.

В 2019 г. Италия рассматривала ОПОП6 как возможность увеличить экспорт итальянских товаров в Китай, и все же экспорт Италии в Китай остается очень небольшой долей в общем объеме итальянского экспорта по сравнению с другими крупными европейскими экономиками, такими как Германия и Франция [7].

Решение Италии выйти из соглашения еще больше ослабит доводы Китая о том, что инициатива пользуется широкой глобальной поддержкой, и подчеркнет ее растущие проблемы.

Китайские СМИ подчеркивают роль Соединенных Штатов в подталкивании Италии к расторжению соглашения, недооценивая напряженные политические дебаты, разыгравшиеся внутри страны.

Другой риск заключается в том, что растущая консолидация китайских финансовых субъектов в Италии, потенциально усиленная Меморандумами о взаимопонимании, может способствовать китайским инвестициям в чувствительные / стратегические активы в стране, что позволит КНР получить определенную степень контроля над такими активами. Тем не менее, как в качестве члена ЕС, так и самостоятельно, Италия имеет правовую базу, которая снижает такие риски. Национальная дисциплина, регулирующая иностранные слияния и поглощения в стратегических секторах, дает итальянскому правительству большую свободу действий для блокирования "нежелательных" шагов иностранных компаний. Механизм проверки инвестиций в стране на самом деле является одним из самых строгих в ЕС7.

Стремясь сохранить стратегические связи, министр иностранных дел Италии Антонио Таяни посетил Пекин в сентябре, а президент Италии Серджо Маттарелла должен посетить Китай на каком-то этапе в следующем году [7].

Выход Италии добавил еще одну серьезную брешь в прогноз Си Цзиньпина о том, что ОПОП является беспроигрышным для стран-

6 Один пояс - один путь.

7 Bilotta, N. China's Belt and Road Initiative in Italy: An Analysis of Financial Cooperation. 13.12.2021. Available at https://research.hktdc.com/en/article/ODQ3ODc2Nzkx (accessed: 21.12.2023).

партнеров. Даже экономически небольшие страны пересматривают проекты в рамках ОПОП [8].

Саммит 020, создание 1МЕС

9-10 сентября 2023 г. в Нью-Дели прошел саммит G20, на котором было принято несколько важных стратегических договоров. В рамках форума была выдвинута инициатива «Хлопкового пути».

Инициатива представляет собой инфраструктурный проект «Экономический коридор», который соединит Индию с Ближним Востоком и Европой. Этот проект является семенем нового экономического альянса, целью которого является уничтожить БРИКС, маргинализировать Суэцкий канал как глобальный торговый маршрут между Востоком и Западом и потенциально подорвать китайский Шелковый путь (известный как инициатива «Пояс и путь»). Новый проект

о

является частью Партнерства для глобальной инфраструктуры (PGП) . Меморандум подписали США, Индия, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Германия, Франция, Италия и Евросоюз.

В меморандуме о взаимопонимании 1МЕС говорится: "Участники намерены, что коридор повысит эффективность, сократит затраты, укрепит экономическое единство, создаст рабочие места и снизит выбросы парниковых газов, что приведет к преобразующей интеграции Азии, Европы и Ближнего Востока".

Рис. Экономический коридор Индия-Ближний Восток-Европа [9]

8 Partnership for Global Infrastructure and Investment

В частности, в рамках проекта будет реализовано несколько направлений: интеграция железнодорожных линий и портовых соединений из Индии в Европу, через ОАЭ, Саудовскою Аравию, Иорданию и Израиль, что приведет к более быстрому транзиту грузов; развитие энергетической инфраструктуры и обеспечения производства и транспортировки зеленого водорода для всех партнеров; укрепление телекоммуникации и передачи данных. "Он будет включать железную дорогу, которая после завершения строительства обеспечит надежную и экономически эффективную трансграничную сеть морских и железнодорожных перевозок в дополнение к существующим морским и автомобильным транспортным маршрутам, что позволит осуществлять транзит товаров и услуг в Индию, ОАЭ, Саудовскую Аравию, Иорданию, Израиль и Европу, из них и между ними", - говорится в документе.

Стоит отметить, что проект поддержала Индия, которая в этом году обогнала Китай как самую густонаселенную страну мира9. Премьер-министр Индии Нарендра Моди сравнил IMEC с древним торговым путем, который вдохновил BRI. "Сотни лет назад Шелковый путь дал толчок мировой торговле", - сказал он на недавнем саммите Global Maritime India в Мумбаи. "Теперь этот исторический коридор [IMEC] также изменит картину региональной и глобальной торговли" [10]

Роль Италии в IMEC

По мнению премьер-министра, Италия и ее компании смогут играть ведущую роль в разработке проектов инфраструктуры и цифровых связей. По словам премьер-министра, эта инициатива «позволит нам раскрыть огромный потенциал для нашей торговли и нашего бизнеса» в рамках «значительного итальянского протагонизма в сети энергетических, физических и цифровых связей, над которыми мы работаем 10 ». Итальянские компании активно принимают участие в важных стратегических программах: в частности, компания Italfer выполняет важные инфраструктурные работы, и компания Webuild, которая в Мумбаи строит подвесной мост и третью линию метро.

9 World Population Review (2024). Available at https://worldpopulationreview.com/ (accessed: 10.01.2024).

10 Victor De Crunari. Corridoio economico India Medio Oriente Europa, Italia protagonist. 11.09.2023. Available at https://www.economymagazine.it/corridoio-Economico-india-medio-oriente-europa/ (accessed: 21.12.2023).

Среди проектов, упомянутых премьер-министром, также Blue-Raman, волоконно-оптическая кабельная система связи, которая соединит Италию и Индию (проходя через Оман, Иорданию и Израиль).

Лигурийская инфраструктура может принимать крупнейшие грузовые суда, обеспечивая при этом удобное железнодорожное сообщение.

Винчеццо Де Лука (посол Италии в Индии и Непале) утверждает, что Италия стремится играть заметную роль в Индо-Тихоокеанском регионе и играть ключевую роль в экономическом коридоре Индия-Ближний Восток-Европа (IMEC)11.

BRI и IMEC

Если проводить сравнительную характеристику между данными инициативами, то можно говорить о начале противостояния блоков между США и Китаем. Проекты похожи по целям, и по способу реализации. Оба проекта планируют объединить рынки Азии, Европы и т.д. Нацелены на реализацию инфраструктурных проектов по всему маршруту.

Китайская инициатива охватывает Европу, Ближний Восток, страны Африканского континента, Азию, в то время как IMEC сосредотачивается на Европе - Ближнем Востоке - Индии, тем самым ограничивая региональных игроков. IMEC исключает участие геополитических противников США - Китая, Ирана и России [11].

Данные транспортные коридоры имеют свои интересы и перспективы, но их общая цель - это развитие рынков сбыта, налаживание коммуникаций между востоком и западом.

BRI имеет более прочную основу, т.к. действует в течение 10 лет, включает в свою инициативу более 150 стран, охватывая при этом многие регионы.

Следует отметить, что IMEC становится главным конкурентом китайской инициативы BRI. С геополитической точки зрения оба проекта представляют собой два конкурирующих видения глобального развития XXI века. IMEC и BRI представляют собой не только экономические

11 Vincenzo De Luca. Italian Ambassador Writes: India, a Partner in an Uncertain World. 07.12.2023 The Indian Express. Available at https://indianexpress.com/article/opinion/columns/italian-ambassador-writes-india-a-partner-in-an-uncertain-world-9057487/ (accessed: 23.12.2023).

проекты, но также политические и стратегические, отражающие устремления и ценности их партнеров.

Если рассматривать данные маршруты с учетом меняющихся геополитических тенденций, то следует рассмотреть влияние войны на Ближнем Востоке на BRI и IMEC.

Касательно инициативы IMEC израильский порт Хайфа рассматривается как связующее звено между восточным маршрутом IMEC из Индии в Персидский залив и северным маршрутом в Европу [12].

Кроме того, есть опасения, что разрастающаяся по спирали смертоносная война на Ближнем Востоке может подорвать нормализацию отношений между Израилем и другим участником IMEC, Саудовской Аравией, которая считается ключевым шагом для того, чтобы соглашение заработало.

И наоборот, IMEC все еще находится на концептуальной стадии, не

имея обязательных финансовых обязательств. IMEC амбициозен; его

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12

маршрут превосходит CPEC , включая страны Персидского залива и Израиль. У этого включения есть множество плюсов и минусов. Размещение еврейского государства в эпицентре транзитного коридора дает ряд преимуществ, включая поддержку западных стран. Однако сохраняющаяся напряженность в регионе и обострение израильско-палестинского конфликта являются серьезными недостатками [13].

Возобновившийся конфликт в Газе уже оказывает влияние на IMEC. В плане действий был установлен двухмесячный срок для выполнения Меморандума о взаимопонимании, крайний срок, который уже был пропущен.

Рассматривая ситуацию с точки зрения безопасности, нынешняя эскалация в Газе и на оккупированных территориях является фактором риска, влияющим на перспективы IMEC. Риск распространения конфликта на весь регион вызывает реальную озабоченность.

Таким образом, оба коридора предоставляют стратегические возможности для достижения множества целей. В конечном счете, любой затяжной конфликт на Ближнем Востоке нанесет ущерб перспективам как BRI, так и IMEC и, как следствие, интересам их участников.

12 China-Pakistan Economic Corridor.

Заключение

Италия руководствуется не экономическими, а политическими реалиями. Историческими союзниками Италии являются США и Евросоюз, поэтому она обязана выстраивать внешнюю политику не в соответствии со своими национальными интересами, а с интересами союзников. Пока непонятно, как будет реализовываться новый проект IMEC и какую экономическую и стратегическую роль займет в нем Италия.

В целом, выход Италии из BRI посылает символический сигнал Китаю и G7 в период высокой геополитической напряженности. Это решение подтверждает приверженность Италии трансатлантической позиции в отношении Китая и продвигает некоторые ключевые цели повестки дня правительства. Это укрепляет более широкие аргументы Вашингтона в области экономической безопасности, одновременно бросая вызов имиджу BRI на мировой арене. Теперь итальянскому правительству необходимо перестроить свои отношения с Китаем.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Memorandum of Understanding Between the Government of the Italian Republic and the Government of the People's Republic of China on Cooperation Within the Framework of The Silk Road Economic Belt and the 21st Century Maritime Silk Road Initiative // Официальный сайт правительства Итальянской Республики Governo.it. [сайт]. URL: http://www.governo.it/sites/governo.it/files/Memorandum_ItaliaCina_EN.pdf?fbclid=IwAR1lxtB4 gkPpSoKfrcghm5zBuTNXrb91 vAN6pBYNbG83 s7DeW5bnQ71 QKTc (accessed: 20.12.2023).

2. Дейч Т.Л. Саммит Форума китайско-африканского сотрудничества (FOCAC) в Пекине 3-4 сентября 2018 г. [эл. доступ]. URL: https://www.imemo.ru/files/File/ru/comment/2018/Africa/24102018.pdf (дата обращения: 20.12.2023).

3. Mazzoccoand, I., Palazzi, A.L. Italy Withdraws from China's Belt and Road Initiative. 14.12.2023. Center for Strategic and International Studies (CSIS). Available at https://www.csis.org/analysis/italy-withdraws-chinas-belt-and-road-initiative (accessed: 20.12.2023).

4. Salvini: Le chiavi di casa agli Italiani e non ai Cinesi. Ma Di Maio e sorpreso dalla Lega. 16.03.2019. La notizi. Available at https://www.la-notizia.net/2019/03/16/salvini-le-chiavi-di-casa-agli-italiani/ (accessed: 20.12.2023).

5. Joint Statement from President Biden and Prime Minister Meloni. 27.07.2023. The White House. Available at https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2023/07/27/joint-statement-from-president-biden-and-prime-minister-meloni/ (accessed: 20.12.2023).

6. Galluzzo, M. L'ltalia e uscita dalla Via della Seta: la nota d'addio consegnata a Pechino. Corriere della sera. Available at https://www.corriere.it/politica/23_dicembre_06/italia-uscita-via-seta-caed5644-9423-11 ee-bf17-27011 c9bfd8d. shtml (accessed: 21.12.2023).

7. Tondo, L. Italy to withdraw from China's belt and road initiative, say sources. 06.12.2023. The Guardian. Available at https://www.theguardian.com/world/2023/dec/06/italy-to-withdraw-from-chinas-belt-and-road-initiative-say-sources (accessed: 21.12.2023).

8. Singh, G. Italy exits China's BRI. Is it advantage India? 11.12.2023. Deccan Herald (DH). Available at https://www.deccanherald.com/opinion/italy-exits-chinas-bri-is-it-advantage-india-2805466 (accessed: 21.12.2023).

9. Bhatt, Ya., Roychoudhury J. India-Middle East Europe Economic Corridor (IMEC): Bridging Economic and Digital Aspirations. 02.10.2023. King Abdullah Petroleum Studies and Research Center (KAPSARC). Available at https://www.kapsarc.org/wp-content/uploads/2023/10/KS-2023-II11-India-Middle-East-Europe-Economic-Corridor-IMEC-Bridging-Economic-and-Digital-Aspirations.pdf (accessed: 25.12.2023).

10. English rendering of PM's address at the Global Maritime India Summit 2023. 17.10.2023. Press Information Bureau. Government of India. Available at https://pib.gov.in/PressReleseDetailm.aspx?PRID=1968335 (accessed: 21.12.2023).

11. Левашенко А. С одной целью: будут ли конкурировать транспортный коридор IMEC и «Один пояс - один путь». 22.09.2023 // Информационное агентство ТАСС: [сайт]. URL: https://tass.ru/opinions/18817749 (дата обращения: 23.12.2023).

12. Italy's Belt and Road Blues Highlight Hopes for Rival India-Europe Corridor. New Route Runs into Questions over China's Port Footholds and Middle East War. 31.10.2023. Nikkei Asia. Available at https://asia.nikkei.com/Spotlight/Asia-Insight/Italy-s-Belt-and-Road-blues-highlight-hopes-for-India-Europe-corridor (accessed: 23.12.2023).

13. Elmali, B. Unrest in the Middle East Is Bad for Both CPEC and IMEC. As Uncertainties Deepen, what Lies Ahead for these Dueling Connectivity Projects? 24.11.2023. The Diplomat. Available at https://thediplomat.com/2023/11/unrest-in-the-middle-east-is-bad-for-both-cpec-and-imec/ (accessed: 25.12.2023).

REFERENCES

1. Memorandum of Understanding Between the Government of The Italian Republic and The Government of The People's Republic of China on Cooperation Within the Framework of The Silk Road Economic Belt and the 21st Century Maritime Silk Road Initiative. Ofitsialnyy sayt pravitelstva Italyanskoy Respubliki Governo.it. Available at http://www.governo.it/sites/governo.it/files/Memorandum_ItaliaCina_EN.pdf?fbclid=IwAR1lxtB4 gkPpSoKfrcghm5zBuTNXrb91 vAN6pBYNbG83 s7DeW5bnQ71 QKTc (accessed: 20.12.2023).

2. Deych T.L. Sammit Foruma kitaysko-afrikanskogo sotrudnichestva (FOCAC) v Pekine 3-4 sentyabrya 2018 g. [Summit of the Forum on China-Africa Cooperation (FOCAC) in Beijing on September 3-4, 2018.]. Available at https://www.imemo.ru/files/File/ru/comment/2018/Africa/24102018.pdf (accessed: 20.12.2023). (In Russian).

3. Mazzoccoand, I., Palazzi, A.L. Italy Withdraws from China's Belt and Road Initiative. 14.12.2023. Center for Strategic and International Studies (CSIS). Available at https://www.csis.org/analysis/italy-withdraws-chinas-belt-and-road-initiative (accessed: 20.12.2023).

4. Salvini M. Le chiavi di casa agli Italiani e non ai Cinesi. Ma Di Maio e sorpreso dalla Lega [The Keys to the House to the Italians and not to the Chinese. But Di Maio is Surprised by the LEAGUE]. 16.03.2019. La notizi. Available at https://www.la-notizia.net/2019/03/16/salvini-le-chiavi-di-casa-agli-italiani/ (accessed: 20.12.2023). (In Italian).

5. Joint Statement from President Biden and Prime Minister Meloni. 27.07.2023. The White House. Available at https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2023/07/27/joint-statement-from-president-biden-and-prime-minister-meloni/ (accessed: 20.12.2023).

6. Galluzzo, M. L'Italia e uscita dalla Via della Seta: la nota d'addio consegnata a Pechino [Italy has Left the Silk Road: the Farewell note delivered to Beijing]. Corriere della sera. Available at https://www.corriere.it/politica/23_dicembre_06/italia-uscita-via-seta-caed5644-9423-11ee-bf17-27011c9bfd8d.shtml (accessed: 21.12.2023). (In Italian).

7. Tondo, L. Italy to withdraw from China's belt and road initiative, say sources. 06.12.2023. The Guardian. Available at https://www.theguardian.com/world/2023/dec/06/italy-to-withdraw-from-chinas-belt-and-road-initiative-say-sources (accessed: 21.12.2023).

8. Singh, G. Italy exits China's BRI. Is it advantage India? 11.12.2023. Deccan Herald (DH). Available at https://www.deccanherald.com/opinion/italy-exits-chinas-bri-is-it-advantage-india-2805466 (accessed: 21.12.2023).

9. Bhatt, Ya., Roychoudhury J. India-Middle East Europe Economic Corridor (IMEC): Bridging Economic and Digital Aspirations. 02.10.2023. King Abdullah Petroleum Studies and Research Center (KAPSARC). Available at https://www.kapsarc.org/wp-content/uploads/2023/10/KS-2023-II11-India-Middle-East-Europe-Economic-Corridor-IMEC-Bridging-Economic-and-Digital-Aspirations.pdf (accessed: 25.12.2023).

10. English rendering of PM's address at the Global Maritime India Summit 2023. 17.10.2023. Press Information Bureau. Government of India. Available at https://pib.gov.in/PressReleseDetailm.aspx?PRID=1968335 (accessed: 21.12.2023).

11. Levashenko A. S odnoy tselyu: budut li konkurirovat transportnyy koridor IMEC i "Odin poyas - odin put". [With One Goal: will the IMEC Transport Corridor and the "ONE Belt, One Road" Compete]. 22.09.2023. Informacionnoe agentstvo TASS. Available at https://tass.ru/opinions/18817749 (accessed: 23.12.2023). (In Russian).

12. Italy's Belt and Road Blues Highlight Hopes for Rival India-Europe Corridor. New Route Runs into Questions over China's Port Footholds and Middle East War. 31.10.2023. Nikkei Asia. Available at https://asia.nikkei.com/Spotlight/Asia-Insight/Italy-s-Belt-and-Road-blues-highlight-hopes-for-India-Europe-corridor (accessed: 23.12.2023).

13. Elmali, B. Unrest in the Middle East Is Bad for Both CPEC and IMEC. As Uncertainties Deepen, what Lies Ahead for these Dueling Connectivity Projects? 24.11.2023. The Diplomat. Available at https://thediplomat.com/2023/11/unrest-in-the-middle-east-is-bad-for-both-cpec-and-imec/ (accessed: 25.12.2023).

Сведения об авторах / Information about authors

Пьянникова Дарья Евгеньевна - студент Кафедры теории и истории международных отношений, Уральский Федеральный Университет. E-mail: pyannikova_daria@mail.ru

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Pyannikova Daria E. - student, Department of Theory and History of International Relations,

Ural Federal University.

E-mail: pyannikova_daria@mail.ru

The author declares no conflict of interests.

Статья поступила в редакцию 16.01.2024. Одобрена после рецензирования 01.02.2024. Принята 01.02.2024. Received 16.01.2024. Approved after reviewing 01.02.2024. Accepted 01.02.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.