Социодинамика
Правильная ссылка на статью:
Сиротина Т.В., Чуканова Т.В., Антонович И.В., Калинина Ю.А., Мазайлова Т.А. — Передышка как технология социального обслуживания семей с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития // Социодинамика. - 2022. - № 5. DOI: 10.25136/2409-7144.2022.5.37997 URL: https;//nbpublish.com'Hbrary_read_article.php?id=37997
Передышка как технология социального обслуживания семей с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Сиротина Татьяна Викторовна
ORCID: 0000-0002-8569-9310 кандидат социологических наук
доцент, кафедра социальной и молодежной политики, ФГБОУ ВО "Алтайский государственный
656099, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Димитрова, 66, оф. 505
И tatjanasirotina@gmail.com Чуканова Татьяна Викторовна
кандидат социологических наук
доцент, кафедра социальной и молодежной политики, ФГБОУ ВО "Алтайский государственный
656099, Россия, Алтайский Край область, г. Барнаул, ул. Димитрова, 66, оф. 505
И chukanova.64@mail.ru Антонович Ирина Владимировна
ORCID: 0000-0002-3353-8523 кандидат социологических наук
доцент, кафедра социальной и молодежной политики, ФГБОУ ВО "Алтайский государственный
656099, Россия, Алтайский Край область, г. Барнаул, ул. Димитрова, 66, оф. 505
И irina.antonovich2504@yandex.ru Калинина Юлия Александровна ORCID: 0000-0001-9256-6543 кандидат социологических наук
доцент, кафедра социальной и молодежной политики, ФГБОУ ВО "Алтайский государственный
656099, Россия, Алтайский область, г. Барнаул, ул. Димитрова, 66, оф. 505
И jul.kalinina@gmail.com
Мазайлова Татьяна Александровна
кандидат социологических наук
доцент, кафедра социальной и молодежной политики, ФГБОУ ВО ""Алтайский государственный
656099, Россия, Алтайский Край область, г. Барнаул, ул. Димитрова, 66, оф. 505
И bakulinat@mail.ru
Статья из рубрики "Семья и общество"
DOI:
10.25136/2409-7144.2022.5.37997
Дата направления статьи в редакцию:
04-05-2022
Аннотация: Статья посвящена исследованию технологии социального обслуживания семей, воспитывающих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, -«Передышке». Реализация технологии направлена на предоставление законным представителям детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития возможности перерыва от исполнения своих обязанностей, заботы о ребенке. Предметом проведенного исследования являются возможности и трудности реализации «Передышки» как инновационной технологии социального обслуживания семей, воспитывающих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, в Алтайском крае. Реализация технологии анализируется в контексте экосистемой модели социальной работы и теории нормализации, уделяющие особое внимание обеспечению достойных условий жизни семей людей с инвалидностью. Авторами представлены результаты проведенного эмпирического социологического исследования, основным эмпирическим методом которого стало анкетирование специалистов организаций социального обслуживания, некоммерческих организаций и волонтеров Алтайского края. В статье рассматривается определение технологии «Передышка», ее содержание, авторы анализируют статистические данные о детской инвалидности в Алтайском крае. На основе результатов исследования определены как возможности, так и сложности реализации «Передышки» как инновационной технологии социального обслуживания семей, воспитывающих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, в регионе, а именно: обучение специалистов реализации технологии; развитие методической и консультационной поддержки специалистов; включение технологии в государственный перечень социальных услуг.
Ключевые слова: передышка, тяжелые множественные нарушения, инвалидность, дети с инвалидностью, семьи детей инвалидов, социальное обслуживание, технологии социального обслуживания, краткосрочный присмотр, социальные услуги, обслуживание на дому
Анализ статистических данных из открытых источников свидетельствуют о том, что количество детей с инвалидностью растет в Алтайском крае. Согласно социальному паспорту региона на 1 января 2022 г. в крае проживало 11 253 ребенка-инвалида, что составило 2,59% от общей численности детей в регионе. На 1 января 2021 г. проживало 10 963 ребенка-инвалида, что составило 2,49% от общей численности детей в Алтайском крае. На 1 января 2020 г. в крае проживало 10 779 ребенка-инвалида, что составило 2,42% от общей численности детей в регионе (Социальный паспорт Алтайского края на 01.01.2022, Социальный паспорт Алтайского края на 01.01.2021, Социальный паспорт
Алтайского края на 01.01.2020).
Семья ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития ничем значительно не отличается от любой другой семьи. Но появление такого ребенка - сложнейшее испытание, при котором семья нуждается в объективной информации, поддержке значимых людей, социальных ресурсах и квалифицированной помощи специалистов. Исследователи отмечают, что особое значение для нормализации жизни семьи ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития имеют количество и качество доступных ресурсов помощи и поддержки
Под тяжелыми и множественными нарушениями развития мы понимаем врожденные или приобретенные в раннем возрасте сочетания нарушений различных функций организма. Возникновение тяжелых и множественных нарушений развития обуславливается наличием органических поражений центральной нервной системы, генетических
аномалий, нарушениями обмена веществ и другими факторами
Каждый ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития уникален, в т.ч. вследствие различных по количеству, характеру, выраженности первичных и последующих нарушений в развитии, специфики их сочетания. Чаще всего у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития встречаются следующие проблемы. Интеллектуальные нарушения характерны для большинства таких детей, также часто встречаются двигательные нарушения. Нередко наблюдаются нарушения зрения или слуха, а иногда и их сочетание. У многих детей диагностируется эпилепсия, могут присутствовать расстройства аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы.
Отечественные и зарубежные исследователи (Т.А. Басилова, А.Л. Битова, О.С. Бояршинова, М. Брамбинг, Р.Б. Дарлинг, Дж.Д. МакЛеннан, И.В. Моисеева, Н.И. Отева А.М. Пайкова, Дж. Робертсон, М. Селигман, А.Ю. Хохлова и др.) отмечают, что особенности функционирования семей, воспитывающих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, проявляются на различных уровнях, в т.ч. психологическом, соматическом, социальном и др. Законные представители испытывают большой уровень нагрузок, что приводит к различным соматическим заболеваниям; часто переживают чувство изолированности, подавленности и беспомощности, в семьях отмечается негативное психоэмоциональное состояние родителей; социальные контакты
семей ограничены 4; 5; 6; 7; 8; 9; 101.
При сопровождении семей, воспитывающих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, реализуются разные модели: дефицитарная, детоцентрированная, семье-центрированная и др. В настоящее время все большее внимание уделяется семье-центрированному подходу, где семья рассматривается как реабилитационная структура, обладающая благоприятными условиями для развития
ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития [6].
Теоретической основой исследования стала экосистемная модель социальной работы (У. Бренфенбреннер, А. Пинкус, А. Минахан, М. Селигман, Б. Дарлинг и др.), позволяющая исследовать взаимодействие между семьей и другими социальными структурами, выявить условия реализации технологии социального обслуживания «Передышка» в регионе
11—В основу исследования также легли положения теории нормализации В. Вольфенсбергера с ее акцентом на исследование механизмов улучшения жизни людей с инвалидностью и их семей.
«Передышка» как инновационная социальная технология для семей, воспитывающих
детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, направлена на предоставление законным представителям перерыва от исполнения своих обязанностей - заботы о ребенке с инвалидностью, и предоставление ребенку возможностей получить новый опыт с широким кругом людей. Передышка может включать в себя множество вариаций, которые зависят от сочетания разных условий, как то:
локация - это может быть родной дом ребенка; дом человека, который реализует «Передышку»; специальное учреждение; какое-либо другое учреждение;
длительность - несколько часов, ночевка, несколько дней с ночевкой, более длительный период;
время - будние дни, выходные, вечера, ночи;
кто предоставляет - местные власти, службы здравоохранения, некоммерческие организации, услуги которых могут оплачиваться как из государственного бюджета, так и из личных средств
Согласно исследованиям «Передышка» может положительно влиять не только на благополучие лиц, осуществляющих уход, но также детей, получающих данную услугу, и
семьи в целом [8; 9; 10; 13]. Джанет Робертсон с коллегами проанализировали результаты более 60 исследований о влиянии реализации технологии «Передышка» на семьи,
воспитывающие детей с инвалидностью Наиболее позитивные результаты,
отмеченные в отношении благополучия законных представителей - это уменьшение стресса; отдых; чувство облегчения; свобода что-то делать для себя, например, чтение книги или социальная активность.
Исследования, сравнивающие клиентов «Передышки» и тех, кто ее не получал, выявили меньший уровень стресса у первых, ощущение большей социальной поддержки и более высокий моральный уровень.
По мнению законных представителей, реализация технологии «Передышка» позволяет лучше взаимодействовать с ребенком с инвалидностью; семье справляться самостоятельно; уменьшает семейный стресс; позволяет членам семьи без инвалидности проводить время вместе; позволяет семье делать то, что ранее было недоступно.
Одним из позитивных эффектов «Передышки» является возможность семье быть обычной, делать то, что было бы невозможно с ребенком с инвалидностью, например, посетить те места, куда невозможно попасть на кресле коляске. Реализация технологии «Передышка» позволяет проводить больше времени с другими детьми и супругом/супругой.
Как правило, родители считают «Передышку» благом для своих детей с инвалидностью, а именно: это возможность освоить новые социальные навыки; ощутить ребенку себя независимым от родителей; получить новый опыт и больше внимания от временного
«родителя», у которого больше времени на ребенка и др.
Отечественный опыт реализации технологии «Передышка» представлен несколькими организациями, в числе которых БАНО «Ресурсный центр поддержки людей с мультисенсорными нарушениями и членов их семей «Ясенева поляна». Совместно с Сообществом семей слепоглухих данная организация с 2016 года реализует инновационную технологию социального обслуживания «Передышка» в нескольких регионах РФ. Каждая семья, воспитывающая ребенка с сочетанным нарушением слуха и
зрения, располагает 360 часами «Передышки» в год (в течение 360 дней). Предоставленный объем услуг может быть использован в любом формате по желанию родителей. Специалисты отмечают большую востребованность услуг в рамках данной технологии, особенно семьями, воспитывающими детей с тяжелыми и множественными нарушениями ИЗ!.
Процесс реализации технологии «Передышка» разделен на несколько этапов: знакомство с семьёй, подбор специалиста, начало непосредственной работы с ребенком. В знакомстве принимают участие семья ребёнка, специалисты организации. Целью первичного выхода в семью является сбор информации о состоянии ребёнка, потребностях семьи, ожиданиях родителей от услуги. Сотрудники знакомят семью ребёнка с юридическими аспектами оказания услуги, отвечают на вопросы. По результатам визита семьи составляется протокол посещения, заполняется личное дело, к которому прикладываются необходимые документы о семье.
Специалисты, осуществляющие «Передышку», в различных организациях разные и называются по разному. Это могут быть социальные няни, временные «родители», специалисты по социальной работе и пр. Подбор специалиста проводится на основе анализа анкет специалистов, потребностей и пожеланий семьи, воспитывающей ребенка с особыми потребностями. Далее следует личное знакомство семьи со специалистом, который будет осуществлять «Передышку».
На следующей стадии подписывается трехсторонний договор между семьей ребенка, специалистом и руководителем организации. После подписания договора начинается оказание услуг. Раз в месяц по факту отработанных часов составляется акт выполненных работ, после подписания которого всеми тремя сторонами осуществляется оплата услуг специалиста.
Административные работники организации отслеживают соблюдение условий договора всеми сторонами и осуществляют плановый и внеплановый контроль. Контроль необходим для поддержания качества предоставляемой технологии «Передышка» на должном уровне.
На данный момент в Российской Федерации технология «Передышка» для семей, воспитывающих детей с инвалидностью, в т.ч. с тяжелыми и множественными нарушениями развития, не входит в гарантированный государством перечень
социальных услуг —Жители ряда регионов Российской Федерации могут воспользоваться услугой краткосрочного присмотра за ребенком только в формате размещения ребенка в возрасте до 18 лет в центрах социальной помощи и поддержки семей с детьми на несколько часов. Выезд специалиста на территорию проживания ребенка (в привычную для него среду), как правило, невозможен. Это делает недоступной услугу для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, транспортировка которых требует значительных физических усилий и использования специального оборудования. Кроме того, работа с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития требует квалифицированной подготовки в сфере ухода, кормления, осуществлении гигиенических процедур и пр., которой далеко не всегда обладают специалисты центров социальной помощи и поддержки семей с детьми.
В 2021 г. в Алтайском крае было проведено эмпирическое социологическое исследование с целью анализа возможностей и трудностей реализации «Передышки» как инновационной технологии социального обслуживания семей, воспитывающих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, в Алтайском крае.
В исследовании приняли участие 102 человека. 62,3% респондентов составили специалисты организаций социального обслуживания Алтайского края (реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями здоровья, комплексных центров социального обслуживания населения); 37,7% - сотрудники некоммерческих организаций и волонтеры края.
84,2% опрошенных имели опыт взаимодействия с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития и их семьями. Чуть менее половины респондентов (46,5%) оказывали услуги семьям с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития на дому.
По мнению респондентов, они обладают знаниями и навыками в следующих областях, значимых для реализации технологии «Передышка»: игровая деятельность с ребенком с тяжелыми и множественными нарушениями развития (72% ответивших), присмотр за таким ребенком (68% ответивших), прогулка с ребенком (36% ответивших), кормление ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития - только 16% респондентов.
Респонденты так же выделили группы детей по имеющимся нарушениям, взаимодействие с которыми вызывает наибольшие трудности в работе. В основном, это дети с психическими и интеллектальными нарушениями (40%), дети с расстройствами аутистического спектра (40%), 36% опрошенных испытывают сложности в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями слуха и 34% - с детьми с тяжёлыми нарушениями зрения. 28% респондентов отметили трудности в работе с детьми с тяжёлыми двигательными нарушениями. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости дополнительного обучения специалистов работе с данными детьми. При этом 14% ответивших не испытывают сложности в работе ни с одной из данных категорий детей.
При ответе на вопрос «Какие сложности возникают (могут возникнуть) у Вас при работе с законными представителями детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития при реализации технологии "Передышка"?» респонденты выделили следующие сложности: страх не оправдать надежды родителей («Страх не достигнуть взаимопонимания с ними или не оправдать ожиданий»), разные взгляды на цели и методы работы с ребенком, недоверие со стороны родителей, наличие гиперопеки над ребенком. «Иногда сложно подобрать слова, не знаешь, что может обидеть»; «Разница в ожиданиях от работы у меня и у родителя».
В качестве основных сложностей, которые могут возникнуть при реализации технологии на дому детям с тяжелыми и множественными нарушениями развития, респонденты отметили: отсутствие контакта с ребенком; отсутствие обратной связи; недостаточно методических рекомендаций и пособий по работе с детьми с такими нарушениями развития; страх навредить ребенку. Опрошенные также отметили недостаток опыта работы с такими детьми и предоставления услуг в форме обслуживания на дому.
Респонденты также выразили свое мнение о том, кем должна реализовываться технология «Передышка» для семей, воспитывающих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Большинство респондентов указали Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (75%), также немалая часть респондентов отметили Комплексные центры социального обслуживания населения (65,9%) как основных поставщиков данных услуг.
Некоммерческие организации (29,5%) и волонтёры (22,7%) так же были определены как те, кто мог бы реализовывать технологию «Передышка». 4,6% выбрали вариант ответа «всеми представленными организациями», так как считают, что данная социальная технология должна быть мобильна и может предоставляться на базе разных организаций.
По мнению респондентов, технология «Передышка» должна включать в себя преимущественно социально-педагогические услуги. Так, 88,6% опрошенных выбрали игровую деятельность с ребенком среди других вариантов деятельности. Также лидирующие позиции занимает непосредственно сам присмотр за ребенком, его выбрал 65,9% опрошенных.
Около половины опрошеных выбрала такие виды деятельности как: прогулка; обучение навыкам самообслуживания. Меньше половины опрошенных выбрали «кормление», «приём медикаментов». Это объясняется, вероятно, тем, что данные виды деятельности требуют от специалистов дополнительных знаний и навыков в работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Респонденты выделили следующие виды поддержки, которые им необходимы при реализации технологии «Передышка», а именно: консультации специалистов и коллег (87,9%); регулярное повышение квалификации (72,7%); методическая помощь (60,6%); регулярные супервизии (54,5%). Менее половины опрошенных считает для себя важным дополнительную плату за реализацию технологии, волонтёрскую помощь, юридическую поддержку, касающуюся составления договора с семьёй, и организационную поддержку.
Подавляющее большинство респондентов считают, что предоставление «Передышки» семьям с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития должно оплачиваться средствами из государственного бюджета (97,7%). Половина опрошенных (51,2%) отметили грантовую поддержку реализации технологии и лишь 22% считают, что оплата не требуется, так как технологию реализуют волонтёры или НКО. При всём этом хочется отметить, что вариант ответа «реализация технологии должна оплачиваться семьями, воспитывающими детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития» не выбрал ни один из участников исследования.
Респонденты отметили следующие знания и навыки, которых им недостаточно на данный момент для реализации технологии: 38,8% опрошенных не имеют достаточных навыков для оказания доврачебной неотложной медицинской помощи, что очень важно при работе с такими детьми; 36,7% респондентов отметили у себя нехватку навыков перемещения и позиционирования, в том числе вертикализации детей; 34,7% опрошенных не имеют достаточных навыков для взаимодействия с детьми с сенсорными нрушениями (нарушения слуха и зрения).
Одинаковый процент респондентов (30,6%) не имеют достаточных знаний в области взаимодействия с детьми с расстройствами аутистического спектра и с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Треть опрошенных не умеет проводить гигиенические процедуры. Около четверти опрошенных (26,5%) нуждаются в дополнительных знаниях в области кормления, взаимодействия с детьми с нарушениями интеллектуального развития (24,5%) и столько же в области развивающего ухода за ребенком.
Некоторые специалисты отметили, что в первую очередь, необходмо понимать запросы и желания самой семьи: «Мне кажется, здесь важно не столько знать способы организации досуга для ребёнка, сколько найти точку взаимодействия - чтобы было
комфортно находиться рядом. Можно и просто за руку в тишине посидеть, эффект все равно будет».
Большинство опрошенных (3/4) хотели бы пройти курсы повышения квалификации по оказанию услуги «Передышка» семьям с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Таким образом, благодаря проведенному социологическому иследованию удалось выявить основные сложности, которые возникают и/или могут возникнуть при реализации технологии «Передышка» семьям, воспитывающим детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Специалисты испытывают страх не оправдать ожидания родителей и получить их неадекватную реакцию на свои действия по отношению к ребенку. Также возможно непонимание, недоверие и излишний контроль со стороны законных представителей детей. При всём этом родители и специалисы могут преследовать разные цели при предоставлении услуги, иметь различные представления о технологии и ее содержании.
Во многом данные сложности решаются посредством заключения трёхстороннего договора между законным представителем ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития, специалистом и посредником (координатором, организацией социального обслуживания, некоммерческой организации).
Наиболее выраженными барьерами у специалистов в работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития являются: сложности нахождения контакта с такими детьми, недостаток знаний, навыков и опыта работы с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития, наличие страха ошибиться и причинить вред ребенку своими действиями.
К возможностям реализации технологии «Передышка» в регионе на сонове результатов исследования следует отнести готовность многих специалистов оказывать данные услуги, проходить обучение, осознание значимости реализации технологии, имеющиеся знания и навыки работы с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития у опрошенных специалистов. Включение технологии «Передышка» в государственный перечень социальных услуг позволило бы данной технологии развиваться более системно, обеспечив получение данных услуг семьями, воспитывающими детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Библиография
1. Селигман М., Дарлинг Р.Б. Обычные семьи, особые дети. Системный подход к помощи детям с нарушениями развития / Под ред. Т.В. Ратынской, М.С. Дименштейн. М.: Теревинф, 2018. 368 с.
2. Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития: Информационно-методический сборник для специалистов / Под ред. А.Л. Битовой, О.С. Бояршиновой. М.: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2017. 118 с.
3. Басилова Т.А. Слепоглухие дети / Под ред. В.И. Лубовского. М.: Academia, 2009. 407 с.
4. Брамбринг М. Ребенок с врожденной слепотой в семье. Ранняя помощь и развитие в первые годы жизни / Под ред. А.М. Пайковой. М.: Теревинф, 2019. 200 с.
5. Верещага И.В., Моисеева И.В., Пайкова А.М. Психолого-педагогическая диагностика детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития,
включающими нарушения зрения и слуха. М.: Теревинф, 2017. 134 с.
6. Отева Н.И., Малярчук Н.Н., Криницына Г.М., Пащенко Е.В. Проблемы и ресурсы семей, воспитывающих детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии // Вестник Мининского университета. 2019. Т.№2. С. 8.
7. Никитина Ю.В., Хохлова А.Ю. Особенности детско-родительского взаимодействия в семьях воспитывающих детей с нарушениями слуха // Клиническая и специальная психология. 2015. Том 4. № 2. С. 67-83.
8. McLennan John D., Doig J., Rasmussen C., Hutcheon E., & Urichuk L. Stress and Relief: Parents Attending a Respite Program // Journal of the Canadian Academy of Child and Adolescent Psychiatry. 21(4). November, 2012. P. 261-269.
9. Robertson J., Hatton C., Wells E., Collins M., Langer S., Welch V., & Emerson, E. The Impacts of Short Break Provision on Families with a Disabled Child: an International Literature Review // Health & Social Care in the Community. December, 2010. P. 337371.
10. Strunk J.A. Respite Care for Families of Special Needs Children: A Systematic Review // Journal of Developmental and Physical Disabilities. 2010. 22(6). P. 615-630.
11. Пинкус А., Минахан А. Практика социальной работы: Форма и методы. М.: Союз, 1993. 223 с.
12. Brenfenbrenner, U. The Ecology of Human Development: Experiments by Nature and Design. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1979. 352 p.
13. Кудинова Н.А., Бусева М.М, Федина А.С. Методическое пособие по услуге «Передышка». М.: БФ «Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение»», МБОО «Сообщество семей слепоглухих», 2019. 13 с.
14. Сиротина Т.В., Дубровина Я.Ю. «Передышка» для семей, воспитывающих детей с ТМНР, в Алтайском крае: нормативно-правовое регулирование // DbI Review Russia. № 6. М.: Академия «Со-единение», 2021. С. 51-53.
15. Сиротина Т.В. Организация социального обслуживания семей с детьми с нарушениями слуха и зрения в Алтайском крае // Отечественный журнал социальной работы. 2019. №4. С. 88-93.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
В рецензируемой статье «Передышка как технология социального обслуживания семей с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития» предмет исследования -это оказание помощи и поддержки семьи ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Цель данной работы исследовать взаимодействие между семьей и другими социальными структурами, выявить условия реализации технологии социального обслуживания «Передышка» на региональном уровне.
Методология исследования построена на семье-центрированном подходе, где семья рассматривается как реабилитационная структура, обладающая благоприятными условиями для развития ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития. При этом теоретической основой исследования стала экосистемная модель социальной работы, которая позволяет исследовать взаимодействие между семьей и другими социальными структурами, выявить условия реализации технологии социального обслуживания «Передышка» в регионе. Эмпирическим базисом исследования стал
социологический опрос о возможностях и трудностях реализации социальной технологии «Передышки» среди специалистов организаций социального обслуживания и сотрудников некоммерческих организаций и волонтеров Алтайского края. Актуальность исследования определяется особым значением для нормализации жизни семьи ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями оказываемой им помощи и поддержки со стороны государства и общества. В этом случае предоставление законным представителям перерыва от исполнения своих обязанностей (заботы о ребенке с инвалидностью)является крайне важной социальной технологией.
Научная новизна работы связана с демонстрацией возможностей, положительных эффектов и опыта реализации социальной технологии «Передышка» для семей, воспитывающих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Благодаря проведенному социологическому опросу удалось выявить основные сложности, которые возникают и/или могут возникнуть при реализации технологии «Передышка» семьям, воспитывающим детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Данное исследование характеризуется общей последовательностью, чёткостью формулировок и наличием выводов. Рецензируемая работа отличается логичностью и грамотностью изложения материала, глубиной проработанности материала, который научно интерпретирован и обобщён. Работа обладает научно-практической значимостью. Библиография работы включает 15 публикацию отечественных и зарубежных авторов по проблематике работы с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития и социальной поддержки их семьи. В итоге апелляция к основным оппонентам присутствует в должной мере.
Работа будет представлять интерес для социологов и социальных работников, интересующихся социальными технологиями работы с детьми, имеющие тяжелые и множественные нарушения развития, а также социальной поддержки их семьи. Следует обратить внимание на рекомендацию по включению технологии «Передышка» в государственный перечень социальных услуг, что позволит данной технологии развиваться более системно, обеспечив государственную поддержку семьям, воспитывающими детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Статья «Передышка как технология социального обслуживания семей с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития» может быть опубликована.