Социодинамика
Правильная ссылка на статью:
Сиротина Т.В., Нагих А.Ю., Дубровина Я.Ю., Щербинина А.О. — Доступность услуг для инвалидов в стационарных организациях социального обслуживания Алтайского края: сравнительный анализ // Социодинамика. - 2020. - № 12. - С. 86 - 95. DOI: 10.25136/2409-7144.2020.12.34538 URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=34538
Доступность услуг для инвалидов в стационарных организациях социального обслуживания Алтайского края: сравнительный анализ
Сиротина Татьяна Викторовна
кандидат социологических наук доцент, кафедра социальной работы, Алтайский государственный университет 656099, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Димитрова, 66, оф. 505
И tatjanasirotina@gmail.com
Нагих Алина Юрьевна
специалист по социальной работе, АКЖОО «Отклик» 656000, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Сую-Батора, 20
El aiinanagikh98@mail.ru Дубровина Яна Юрьевна
специалист по социальной работе, Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными
возможностями здоровья 'Журавлики"
656002, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Профинтерна, 57
Н yana.dub.1997@maii.ru
Щербинина Алина Олеговна
специалист по социальной работе, АКЖОО «Отклик» 656061, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Сую-Батора, 20
ЕЗ scherbininaiina@yandex.ru Статья из рубрики "Социальные исследования и мониторинг"
DOI:
10.25136/2409-7144.2020.12.34538
Дата направления статьи в редакцию:
06-12-2020
Дата публикации:
31-12-2020 Аннотация.
Объектом исследования является доступность услуг для инвалидов в стационарных учреждениях социального обслуживания. Доступность социальных услуг для инвалидов является одной из важных составляющих нормализации их жизни. Независимая оценка качества условий предоставления услуг организациями социального обслуживания включает в себя оценку доступности услуг для инвалидов в качестве одного из пяти критериев. Предметом исследования является сравнительный анализ доступности услуг для инвалидов в различных стационарных учреждениях социального обслуживания Алтайского края. Авторы принимали активное участие в проведении независимой оценки качества условий предоставления услуг организациями социального обслуживания -эмпирическом социологическом исследовании, основными методами которого являлись анкетирование получателей услуг и экспертное наблюдение. В статье рассматривается понятие доступности, его закрепление, определение целей реализации в нормативных документах международного и федерального уровня. На основе анализа данных, полученных в процессе независимой оценки доступности услуг для инвалидов в домах-интернатах для престарелых и инвалидов общего типа, психоневрологических интернатах, домах-интернатах малой вместимости для пожилых граждан и инвалидов, делаются выводы о соответствии условий доступности предъявляемым требованиям. Сравнительный анализ полученных данных позволил также определить наиболее проблемные зоны обеспечения доступности услуг для инвалидов в стационарных организациях социального обслуживания Алтайского края.
Ключевые слова: доступность, инвалидность, социальное обслуживание, независимая оценка качества, д о м-инте р н ат, психоневрологический интернат, организация социального обслуживания, пожилые, недоступность, стационарное обслуживание
На 1 января 2019 года в Алтайском крае было зарегистрировано 185800 людей с инвалидностью, что составляло 8% всего населения края.
Создание доступной среды для людей с инвалидностью является одной из важных задач российского государства в области социальной политики. С этой целью в стране реализуется государственная программа «Доступная среда», направленная на повышение уровня доступности объектов и услуг для людей с инвалидностью в таких приоритетных сферах жизнедеятельности как: здравоохранение, образование, социальная защита, культура, спорт, информация и связь, транспортная и пешеходная инфраструктура
Доступность услуг для инвалидов стала одним из пяти критериев независимой оценки качества условий предоставления услуг организациями социального обслуживания. Основными целями реализации независимой оценки являются повышение качества и доступности социальных услуг, улучшение информированности населения о качестве работы организаций социального обслуживания.
Проблема независимой оценки доступности услуг для инвалидов, предоставляемых организациями социального обслуживания населения, достаточно актуальна в настоящее время. Отдельные аспекты данной проблемы исследуются в работах Л. Доминелли, Д. Завиржек, Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова, Э.К. Наберушкиной и
др. [2-5], а именно: исследование процесса конструирования социальной политики в отношении лиц с инвалидностью, особенностей социального обслуживания инвалидов. Выявлению критериев оценки эффективности деятельности учреждений системы социального обслуживания населения посвящены работы Л.Г. Гусляковой, М.Б. Лиги,
Ю.А. Калининой и др. 7].
Организация Объединенных Наций проявляет особое внимание к проблемам людей с инвалидностью. 20 декабря 1993 года Генеральной Ассамблеей ООН был принят важный международный документ - «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» (далее - Правила). Данные Правила опираются на такие документы как: Билль о правах человека, Пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция о правах ребенка, Всемирная программа действий в отношении инвалидов.
Конвенция о правах инвалидов (далее - Конвенция) - международный правовой документ, принятый Генеральной Ассамблеей ООН в 2006 г. и ратифицированный Российской Федерацией 3 мая 2012 года. В Конвенции рассматриваются различные аспекты доступности как необходимой предпосылки для реализации прав и основных свобод людей с инвалидностью: «... важна доступность физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, а также информации и связи, поскольку она позволяет инвалидам в полной мере пользоваться
всеми правами человека и основными свободами» Решение Российской Федерации следовать положениям Конвенции полностью согласуется со ст. 7 Конституции Российской Федерации, где говориться о том, что в России обеспечивается государственная поддержка лиц с инвалидностью, устанавливаются государственные пособия, пенсии и иные гарантии социальной защиты, а также развивается система
социальных служб
Согласно Конвенции о правах инвалидов лица с инвалидностью должны иметь равные возможности для реализации прав и свобод во всех сферах жизнедеятельности, в том числе равное право на получение необходимых социальных услуг. Для людей с физическими, интеллектуальными, психическими и сенсорными нарушениями барьеры окружающей среды являются серьезными препятствиями, мешающими их полноценному включению в жизнь общества.
В Федеральном законе №181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определены полномочия и ответственность органов власти и организаций по обеспечению доступности объектов и предоставляемых в них услуг для людей с инвалидностью и других маломобильных групп населения с оказанием, при необходимости, помощи со стороны сотрудников ПШ.
Согласно Федеральному закону №442-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» социальное обслуживание - это деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам. Основными формами социального обслуживания являются социальное обслуживание на дому, полустационарная и стационарная формы. Главным результатом предоставления социальных услуг является
улучшение качества жизни получателя социальных услуг
Основные требования к обеспечению доступности при предоставлении социальных услуг в стационарных организациях социального обслуживания включают в себя: (1) сопровождение получателя социальных услуг при его перемещении, а также
возможность для его самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа, выхода, передвижения внутри организации (в т. ч. на креслах- колясках); (2) доступное размещение оборудования и носителей информации; (3) дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, а также ознакомление с надписями, знаками и другой текстовой и графической информацией на территории организации; (4) наличие тифлосурдопереводчика и сурдопереводчика в организации социального обслуживания; (5) допуск собак-проводников (при наличии получателей социальных услуг с нарушениями слуха и (или) зрения); (6) дублирование голосовой информации текстовой инфо рма цие й, на дпис я ми и (или) с в е то в ыми с иг на л а ми; (7) инфо рмиров а ние о предоставляемых социальных услугах с использованием русского жестового языка (сурдоперевода).
Независимая оценка качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания в 2018 г. была реализована на основании Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 289 от 28 апреля 2018 г. «Об организации деятельности по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-
социальной экспертизы» Ц^!, Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №317н от 23 мая 2018 г. «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-
социальной экспертизы»
Всю информацию, собранную в результате проведения независимой оценки, о качестве условий оказания услуг в регионе можно найти в сети Интернет, на официальном сайте Министерства социальной защиты Алтайского края I14!.
На территории Алтайского края в 2018 г. было проведено исследование, в рамках которого оценивалась доступность услуг в стационарных организациях социального обслуживания. Вопрос обеспечения доступности исследовался в таких учреждениях как: дома-интернаты для престарелых и инвалидов общего типа; дома-интернаты малой вместимости для пожилых граждан и инвалидов; психоневрологические интернаты. Основными методами исследования стали наблюдение экспертов и опрос получателей услуг.
Дом-интернат для престарелых и инвалидов - это социально-медицинское учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до 6 месяцев) и пятидневного в неделю проживания престарелых граждан, инвалидов I и II групп (старше 18 лет), полностью или частично утративших способность к самообслуживанию, которые нуждаются в постоянном уходе и создании соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, а так же в проведении различных мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питании и уходе, досуге и
отдыхе, а также организации посильной трудовой деятельности
В Алтайском крае расположено 9 домов-интернатов для престарелых и инвалидов общего типа.
В каждом учреждении было опрошено 40% получателей услуг, всего - 562 человека. Оценка доступности услуг для инвалидов происходила по следующим критериям: (1) оборудование территории, прилегающей к организации и её помещениям, согласно
требованиям доступности; (2) обеспечение в организации условий доступности; (3) доля получателей услуг, удовлетворенных доступностью услуг для инвалидов.
Результаты независимой оценки доступности услуг для инвалидов в домах-интернатах для престарелых и инвалидов общего типа в Алтайском крае по каждому их показателей следующие:
1 ) дверной проем входной зоны без порогов и перепадов высоты (соответствие требованиям в 89% организаций); лестница входной зоны дублирована пандусом (89%); наличие стоянки для личных автомобильных средств инвалидов (78%);
2) наличие расширенных внутренних дверных проемов без порогов и перепадов высоты (100%); наличие поручней по всей длине внутренних лестниц и пандусов (89%); наличие работающего пассажирского лифта или работающей подъемной платформы (22%); соответствие числа кресел - колясок в организации числу потребителей услуг и наличие дополнительных кресел - колясок в организации (100%); наличие специально оборудованных кабин уборной (56%); наличие специально оборудованных душевых кабин (88%); наличие информирующих тактильных табличек для людей с нарушениями зрения (33%); число сотрудников, прошедших обучение по сопровождению инвалидов в помещениях организации и на прилегающей территории (78%); наличие возможности приглашения сурдопереводчика (0%); наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для инвалидов по зрению (100 %); наличие возможности получения услуги в дистанционном режиме или на дому (67%);
3) доля получателей услуг, удовлетворенных доступностью услуг (89%).
На основании проведенного анализа были выделены следующие аспекты доступности, требующие особого внимания в домах-интернатах для престарелых и инвалидов общего типа :
■ в большинстве организаций отсутствуют пассажирские лифты или работающие подъемные платформы;
■ недостаточное количество специально оборудованных санитарно-гигиенических комнат либо их несоответствие требованиям доступности (мало места, нет поручней);
■ в большей части организаций социального обслуживания отсутствуют информирующие таблички для людей с нарушениями зрения, выполненные с использованием рельефных знаков и символов, что затрудняет ориентирование и процесс передвижения для слабовидящих получателей услуг;
■ во всех организациях социального обслуживания отсутствует возможность приглашения сурдопереводчика (тифлосурдопереводчика), учитывая, что 19% проживающих имеют проблемы со слухом и 24% - нарушения зрения;
■ недостаточное количество сотрудников, прошедших обучение по вопросам сопровождения инвалидов. Во многих учреждениях удостоверения о такого рода повышении квалификации имеют только руководители, которые по своему статусу не сопровождают получателей услуг;
■ не все дома-интернаты для престарелых и инвалидов общего типа имеют возможность предоставлять социальные услуги в дистанционном режиме или на дому.
Опираясь на результаты проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что в
большинстве организаций созданы условия для комфортного передвижения внутри учреждений.
85% респондентов удовлетворены условиями передвижения на территории интернатов, 15% проживающих - нет. В качестве основных сложностей были отмечены трудности самостоятельного передвижения зимой, так как территории недостаточно очищены от снега. Также респонденты выделили следующие проблемы для передвижения: недостаток персонала для оказания помощи, отсутствие лавочек, узкие дверные проемы для прохода кресел-колясок.
Исследование доступности услуг для инвалидов также проводилось в психоневрологических интернатах (далее ПНИ). ПНИ - это стационарное учреждение социального обслуживания, которое осуществляет оказание социальных услуг людям с психическими и хроническими расстройствами, нуждающимся в постоянном уходе. Основные задачи психоневрологического интерната - это создание условий жизни, приближенных к домашним, оказание медицинской помощи, предоставление ухода, питания, проведение культурно-массовой работы, осуществление социально-трудовой
реабилитации В Алтайском крае расположено 10 психоневрологических интернатов.
В процессе исследования было опрошено 1160 респондентов, что составляет 40% проживающих в ПНИ.
По результатам независимой оценки качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания доступность услуг для инвалидов в ПНИ наиболее соответствуют требованиям по следующим критериям: лестница входной зоны дублирована пандусом (90%); наличие расширенных внутренних дверных проемов без порогов и перепадов высоты (90%); наличие поручней по всей длине внутренних лестниц и пандусов (80% организаций); наличие специально оборудованных кабин в уборной (80%); наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети Интернет для инвалидов по зрению (версия для слабовидящих) (100%).
К аспектам, требующим особого внимания в области обеспечения доступности в ПНИ, необходимо отнести следующие.
■ Работающий пассажирский лифт/ работающая подъемная платформа. Ни в одном из 10 ПНИ нет работающего лифта, подъемной платформы, что затрудняет жизнедеятельность проживающих в данных интернатах.
■ Наличие специально оборудованных душевых кабин. Специально оборудованные душевые кабины имеются всего лишь в 20% интернатов, следовательно, у проживающих в ПНИ существуют трудности при посещении санитарно-гигиенических комнат, бань, требуется помощь сотрудников. Бани в данных интернатах не оборудованы и не соответствуют требованиям доступности.
■ Наличие информирующих тактильных табличек для людей с нарушением зрения. 40% интернатов не оборудованы тактильными табличками с использованием рельефно-точечных знаков. В данных интернатах проживающие испытывают трудности с передвижением внутри учреждения, в связи с чем сотрудники ПНИ вынуждены сопровождать проживающих.
■ Наличие сотрудников организации, прошедших обучение по сопровождению инвалидов.
При этом большинство проживающих в ПН И высоко оценивают доступность услуг для
инвалидов в данных организациях.
Третьим видом стационарных организаций социального обслуживания в регионе, в которых было проведено исследование доступности услуг для инвалидов, были дома-интернаты малой вместимости для пожилых граждан и инвалидов. Основное различие домов-интернатов для престарелых и инвалидов общего типа от домов-интернатов малой вместимости для пожилых граждан и инвалидов заключается в количестве проживающих.
В Алтайском крае расположено 13 домов-интернатов малой вместимости для престарелых и инвалидов. Для оценки доступности услуг в ходе исследования было опрошено 139 респондентов.
Респонденты отметили, что они имеют следующие нарушения: 38,8% опрошенных -различные соматические заболевания; более трети респондентов (35,9%) имеют нарушения опорно-двигательного аппарата (передвигаются самостоятельно - 27,3%, передвигаются с помощью кресел-колясок - 8,6%); треть респондентов (33,8%) имеет нарушения зрения и 30,9% респондентов - нарушения слуха; 12,9% - нарушения интеллекта.
Таким образом, проживающие в домах-интернатах малой вместимости для престарелых и инвалидов Алтайского края имеют различные нарушения здоровья, которые требуют создания условий, соответствующих критериям доступности.
По результатам независимой оценки качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания доступность услуг для инвалидов в домах-интернатах малой вместимости для престарелых и инвалидов в Алтайском крае наиболее соответствуют требованиям по следующим критериям: лестница входной зоны дублирована пандусом (92%); наличие расширенных внутренних дверных проемов без порогов и перепадов высоты (92,3%); наличие поручней по всей длине внутренних лестниц и пандусов (92%); наличие специально оборудованных кабин в уборной (84,6%); наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети Интернет для инвалидов по зрению (версия для слабовидящих) (100%).
Проблемными зонами большинства домов-интернатов малой вместимости для престарелых и инвалидов в области обеспечения доступности услуг по результатам исследования стали следующие:
■ отсутствие лифта, рабочей подъемной платформы в организации, что создает серьезные ограничения для самостоятельного передвижения проживающих в стенах инте рна та ;
■ отсутствие информирующих тактильных табличек для людей с нарушениями зрения, благодаря которым проживающие с нарушениями зрения могли бы самостоятельно передвигаться по организации. В ходе опроса респонденты (34% опрошенных) отметили, что в первые дни проживания из-за проблем со зрением не могли полноценно ориентироваться в интернате.
■ малое число специалистов, имеющих удостоверение о прохождении обучения по сопровождению инвалидов;
■ отсутствие возможности приглашения сурдопереводчика (тифлосурдопереводчика) для предоставления услуг инвалидам по слуху и зрению.
Большинство проживающих высоко оценивают доступность услуг для инвалидов в домах-интернатах малой вместимости в регионе.
Подводя итоги сравнительного анализа оценки доступности услуг для людей с инвалидностью в стационарных организациях социального обслуживания, можно сказать о том, что в учреждениях предпринимаются усилия для обеспечения доступности услуг для людей с инвалидностью. В то же время во всех трех типах организаций были выявлены похожие проблемные зоны. (1) Не во всех организациях обеспечено безбарьерное перемещение проживающих с этажа на этаж, что является серьезным ограничением в возможности самостоятельного передвижения в стенах учреждений получателей социальных услуг. (2) Также не везде присутствуют информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения, в связи с чем проживающие испытывают трудности при адаптации и ориентировке в учреждениях. (3) В части учреждений недостаточно специально оборудованных санитарно-гигиенических комнат.
Помимо сложностей в материально-техническом оснащении учреждений были выявлены проблемы обучения достаточного количества специалистов организаций социального обслуживания в сфере сопровождения людей с инвалидностью, а так же трудности приглашения сурдопереводчика или тифлосурдопереводчика для предоставления необходимых услуг проживающим в учреждениях.
Тем не менее, большинство проживающих высоко оценивают доступность услуг для инвалидов во всех стационарных организациях социального обслуживания региона. Таким образом, большая часть стационарных организаций социального обслуживания в Алтайском крае доступна для людей с инвалидностью, однако, в учреждениях имеются проблемные зоны, устранению которых следует уделить больше внимания.
Библиография
1. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»: Постановление Правительства Рос. Федерации №363 от 29 марта 2019 г. URL: http://docs.cntd.ru/document/554102819 (дата обращения - 04.12.2020)
2. The Routledge Handbook of Green Social Work / Ed. by L. Dominelli. New York: The Routledge, 2018.
3. Zavirzek, D. Social Work with Adults with Disabilities: An International Perspective // British Journal of Social Work, 2009, Vol. 39, No. 7, pp. 1393-1405.
4. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Политика инвалидности: социальное гражданство инвалидов в современной России. М.: Научная книга, 2006. 260 с.
5. Наберушкина Э.К. Инвалиды в большом городе: проблемы социального гражданства. М.: «Вариант», 2012. 344 с.
6. Гуслякова Л.Г., Калинина Ю.А. Исследование стандартизации социального обслуживания: проблемы, перспективы реализации на региональном уровне // Журнал исследований социальной политики. 2006. Т. 4. № 3. С. 349-366.
7. Сиротина Т.В., Калинина Ю.А., Чудова С.Г., Антонович И.В., Чуканова Т.В. Услуги для инвалидов в стационарных учреждениях социального обслуживания Алтайского края: доступность vs недоступность // Отечественный журнал социальной работы. 2019. № 4 (79). С. 68-73.
8. Конвенция о правах инвалидов: принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 г. URL:
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (дата обращения - 04.12.2020)
9. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федер. закон №392-Ф3 от 5 декабря 2017 г. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_284137/ (дата обращения -04.12.2020)
10. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации №181-ФЗ от 24 ноября 1995. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (дата обращения -04.12.2020)
11. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации №442-ФЗ от 28 декабря 2013 г. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/ (дата обращения -04.12.2020)
12. Об организации деятельности по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы: Приказ Министерства труда и социальной защиты России №289 от 28 апреля 2018 г. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/1306 (дата обращения - 04.12.2020)
13. Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы: Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №317н от 23 мая 2018 г. URL: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/1305 (дата обращения - 04.12.2020)
14. Независимая оценка качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания // Министерство социальной защиты Алтайского края: официальный сайт. URL: http://www.aksp.ru/work/ocenkachestva/ (дата обращения - 04.12.2020)
15. Управления и учреждения системы социальной защиты населения Алтайского края // Министерство социальной защиты Алтайского края: официальный сайт. URL: https://www.aksp.ru/otrasl/ (дата обращения - 04.12.2020
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
В представленной работе акцент сделан на исследовании проблемы доступности услуг для инвалидов в стационарных организациях социального обслуживания; локусом исследования определен Алтайского края, а выбранный аспект - сравнительный анализ. Важным моментом как раз является локус исследования - конкретный регион, который конечно же отличается определенной спецификой, но в то же время в этом случае всегда имеются возможности для экстраполяции полученных данных в масштабе всей страны. Кроме того, следует отметить важность исследования данной проблемы в социологическом плане: она заключается в том, что имеет выраженный практикоориентированный характер, а значит, полученные результаты гарантированно могут быть востребованы в сфере социальной поддержки инвалидов. В этой связи выбор автора вполне оправдан и с точки зрения рациональности результатов, и в проекции на актуальную социальную проблематику, в которой вопросы, связанные с социальной
защитой или поддержкой, всегда остаются первостепенными. Надо сказать, что и в научном пространстве круг проблем, соотнесенный с социальной сферой, по-прежнему востребован и широко представлен в широком срезе различных научных дисциплин. Между тем автор статьи опирается на имеющее принципиальное значение для раскрытия темы концепцию создания доступной среды, являющейся одной из целей государственной политики в области социальной защиты инвалидов. Вполне резонно по этой причине автор акцентирует внимание на анализе соответствующей государственной программы «Доступная среда», направленной на повышение уровня доступности объектов и услуг для людей с инвалидностью «в таких приоритетных сферах жизнедеятельности как здравоохранение, образование, социальная защита, культура, спорт, информация и связь, транспортная и пешеходная инфраструктура». Достаточная теоретическая проработка проблемы обеспечила автору логический переход к эмпирической части работы. Но также сильной стороной статьи следует признать то обстоятельство, что в ней основательно проанализированы нормативно-правовые акты (в том числе и международного характера), которые регламентируют деятельность по социальной поддержке инвалидов. Но автору важно было не просто обобщить итоги такой регламентации, но и обосновать их использование в формировании и развитии политики в данной сфере. Представляется, что данная логика исследования вполне оправдывает себя, поскольку при оценке доступности услуг для инвалидов в стационарных организациях социального обслуживания, чему, собственно, и посвящена рецензируемая статья, с одной стороны, необходим анализ нормативной базы, а с другой стороны, ее соотношение с эффективностью реализации соответствующей политики. Важное значение для цели всей статьи имеет характер социологического исследования, построенного на соответствующей эмпирической базе. Так, автор указывает, что на территории Алтайского края было проведено исследование, в рамках которого оценивалась доступность услуг в стационарных организациях социального обслуживания в Алтайском крае. Границы исследования при этом определялись следующим образом: дома-интернаты для престарелых и инвалидов общего типа, дома-интернаты малой вместимости для пожилых граждан и инвалидов, психоневрологические интернаты. Основными методами исследования стали наблюдение экспертов и опрос получателей услуг. Полагаю, что выбор данных методов вполне может обеспечить результативность и верифицируемость полученных данных, а значит, и в целом обеспечит достоверность полученных итоговых результатов исследования. Требования при проведении эмпирического исследования были в полной мере соблюдены, о чем свидетельствует тот факт, что «в каждом учреждении было опрошено 40% получателей услуг, всего - 562 человека. Оценка доступности услуг для инвалидов происходила по следующим критериям: (1) оборудование территории, прилегающей к организации и её помещениям, согласно требованиям доступности; (2) обеспечение в организации условий доступности; (3) доля получателей услуг, удовлетворенных доступностью услуг для инвалидов». Инструментарий исследования не вызывает возражений, поэтому в целом методика обеспечила должную результативность всей работы. Охват мест, в которых проводилась оценка доступности услуг, а также должная интерпретация результатов эмпирического исследования позволили получить эвристические результаты, имеющие ценность и для науки, и для практической деятельности. В целом работа, ставшая основой для подготовки статьи, оценивается достаточно высоко, а уровень рефлексии в рецензируемом материале позволяет констатировать, что в нем имеется авторская концепция, к которой серьезных концептуальных претензий не имеется. Таким образом, работа может представлять интерес для читателей и рекомендуется к публикации.