10. DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10765
Н.Л. Гончарова - Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, [email protected],
N.L. Goncharova - Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University.
О СОСТОЯНИИ СТАЦИОНАРНОЙ ФОРМЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ СТАРШЕ ТРУДОСПОСОБНОГО ВОЗРАСТА ON THE STATE OF THE STATIONARY FORM OF SERVICE FOR THE POPULATION OVER WORKING AGE
Аннотация. Целью работы является выяснение состояния организации работы по оказанию социальных услуг, поиск путей повышения их качества и доступности для большинства лиц пожилого нетрудоспособного возраста, нуждающихся в них. Для этого были проанализированы статистические данные по сети организаций, оказывающих социальные услуги. Было выявлено наличие проблем относительно финансирования, выражающегося в неудовлетворительном обеспечении домами-интернатами стационарного обслуживания по их мощности, при опережающих темпах роста лиц пожилого возраста в структуре населения России; повышенная опасность возникновения пожаров домов престарелых; наличие старых, ветхих, аварийных помещений, занятых организациями, оказывающими социальные услуги. Было также определено, что новые частные структуры, которые планируют войти в состав системы социального обслуживания населения, имеют высокий уровень рисков, связанных со сложностью включения их в реестр поставщиков и проведения процедуры лицензирования. Проблемы данного характера решаются чрезвычайно медленно и требуют принципиально новых подходов. Такими подходами может стать широкая диверсификация финансовых потоков, которые направляются на обеспечение достойных условий жизни для лиц старше трудоспособного возраста, в том числе проживающих в домах- интернатах; активное участие в формировании средств, как самими гражданами, так и путем страхования и формирования фондов на принципах Гарантированного Пенсионного Плана финансирования членов семей лиц старше трудоспособного возраста, не способных к самостоятельной жизни и требующей стационарного обслуживания на достойном уровне оказания социальных услуг.
Abstract. The aim of the work is to clarify the state of the organization of work on the provision of social services, to find ways to improve their quality and accessibility for the majority of elderly disabled people who need them. For this, statistics were analyzed on the network of organizations providing social services. The presence of problems with respect to financing was revealed, expressed in the unsatisfactory provision of inpatient care by boarding houses in terms of their capacity, with outstripping growth rates of elderly people in the structure of the population of Russia; increased risk of fires in nursing homes; the presence of old, dilapidated, emergency rooms occupied by organizations that provide social services. It was also determined that new private structures that plan to become part of the social services system for the population have a high level of risks associated with the complexity of their inclusion in the register of suppliers and the licensing procedure. Problems of this nature are being solved extremely slowly and require fundamentally new approaches. Such approaches can be a wide diversification of financial flows, which are aimed at ensuring decent living conditions for people over working age, including those living in boarding houses; active participation in the formation of funds, both by citizens themselves and through insurance and the formation of funds on the principles of the Guaranteed Pension Plan for financing family members of persons over working age who are not able to live independently and require hospital services at a decent level of social services.
Ключевые слова. Доступность социальных услуг, качество, организация, финансирование, стационарная форма обслуживания, пенсионеры.
Keywords. Availability of social services, quality, organization, financing, stationary service, pensioners.
Введение
На начало 2020 г. в РФ функционировали более 40001249 организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан, относящихся к категории населения «старше трудоспособного возраста» и инвалидов.
Из таблицы 1 видно, что динамика числа проживающих в стационарных организациях имеет незначительную тенденцию к увеличению по годам. Однако, для помещения в учреждения для взрослых состояло на 1 января 2020 года на очереди 3577 человек, то есть, на 1,5 порядка больше имеющихся мест.
Таблица 1 - Стационарные организации социального обслуживания для граждан пожилого возраста
и инвалидов (на конец года)
2000г. 2005г. 2014г. 2015г. 2016г. 2017г. 2018г 2019г
Число организаций для граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых) 1132 1390 1354 1293 1277 1307 1280 1249
в них:
мест, тыс. 232 242 252 254 256 263 263 261
проживающих, тыс. человек 212 235 248 246 253 254 281 281
Источник: [7]
В 2019 г. на постоянном постельном режиме находилось 18% проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов.
Статистика не позволяет выделить отдельное количество услуг, оказанных именно к данной категории, но в целом, в течение 2019 года данные организации оказали более 420 млн. услуг гражданам, нуждающимся в них, включая лиц старше трудоспособного возраста (см. табл. 2). Такие услуги преимущественно оказываются в нестационарной и полустационарной формах. Их структура показана в таблице 2.
Таблица 2 - Структура услуг, оказанных нуждающимся в них гражданам, включая лиц старше
трудоспособного возраста, в нестационарных и полустационарных формах, в 2019 году
Вид услуг Количество млн.ед. Удельный вес, %
Социально-бытовые 74,8 47,37%
Социально-медицинские 43,2 27,36%
Социально-психологические 16,7 10,58%
Социально-правовые 3,5 2,22%
Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг 10,3 6,52%
Срочные 9,4 5,95%
Итого 157,9 100,00%
Составлено по данным: [7]
Численность населения старше трудоспособного возраста за 2019 год составила 37989 тыс. чел., следовательно, в год одному гражданину данной возрастной категории было оказано в среднем 4 услуги (см. табл. 2). Оценка очень грубая, как и всякая средняя, в частности, не учитывает тот факт, что так называемые «молодые» пенсионеры, только что достигшие пенсионного возраста, как правило, не пользуются услугами центров социального обслуживания населения. В целом в городах и в городских поселения услуги в нестационарной и полустационарных формах в рамках деятельности данных центров развиты широко и оказываются всем желающим. Однако ситуация в удаленных населенных пунктах, в малочисленных поселениях существенно сложнее.
Слабо развита в нашей Российской Федерации система стационарных организаций социального обслуживания (таблица 3).
Таблица 3 - Стационарные организации социального обслуживания, включая оказание услуг для лиц,
старше трудоспособного возраста (на 01.01.2020 г.)
Наименование Количество организаций, ед. Количество проживающих, тыс. чел.
Дома-интернаты для престарелых и 544 78,5
инвалидов
Психоневрологические интернаты 517 157,5
Дома милосердия 9 748
Геронтологические центры 32 8,2
Специальные дома для граждан пожи- 48 5,4
лого возраста
Дома малой вместимости 138 5,8
Итого 1288 277,6
В настоящее время в России не существует системы мониторинга, позволяющей объективно оценивать потребности в услугах различной степени стационарности, следовательно, невозможно достаточно обоснованно сделать выводы о недостаточности объемов и доступности такого рода услуг.
Поэтому, целью работы является как выяснение состояния в оказании социальных слуг, так и поиск путей повышения их качества и доступности большинству лиц пожилого нетрудоспособного возраста, нуждающихся в них.
Вместе с тем, имеются работы, в которых содержатся такого рода оценки. Так, например, Н.В.Горошко, К.В. Емельянова считают, что такого рода потребность есть не менее, чем у 630 тыс. человек [3]. Если обратиться к сравнению данных о численности граждан старше трудоспособного возраста и вводе в действие мощностей и объектов здравоохранения и социальной защиты, то можно увидеть противоположные динамики этих показателей (таблица 4, рисунки 1 и 2): постоянный рост численности граждан старше трудоспособного возраста сопровождается нисходящим трендом вновь вводимых мест в стационарных учреждениях.
За период 2005-2019г.г. мощность стационарных объектов социальной защиты и здравоохранения увеличилась суммарно на 19,6 тыс. мест, а численность лиц старше трудоспособного возраста за этот же период увеличивалась в среднем на 626,8 тыс. чел. ежегодно. Поэтому потенциал спроса на услуги подобных организаций велик и, с учетом тенденции старения населения, с высокой степенью вероятности будет увеличиваться.
Таблица 4 - Сравнение численности граждан старше трудоспособного возраста и вводом
в действие мощностей и объектов здравоохранения и социальной защиты [10]
2005 2010 2015 2016 2017 2018 2019
Дома-интернаты для престарелых, инвалидов (взрослых и детей), тыс. мест 1,4 2 0,7 0,7 1 0,8 1,3
Численность граждан старше трудоспособного возраста, тыс. чел. 29353 31186,1 35163,4 35986,3 36685,1 37362,6 37989
Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной
»К \К '\К \К '\К "\К »К \К '\К \К \К
ЛУ .о* .о* .о* .о* .о* .о* ЛУ .о* .о* .о* .О* Л* .о*
^ ^ \Л ^ ^ \Л ^ ^ ^ \Л ^ ^ \Л ^ ^
-А* „<гг ^
чО чО чО Хг чО чО .О .О .О чО чО Х> Хг .о .о ЛО Г>С (V ЛО г^О (V ^ ЛО [<■ ЛО сЧ4 (V
ос о° о° о° о° о° о° ос о° о° о° о° о° о° ос
Рисунок 1 - Динамика численности граждан РФ, старше трудоспособного возраста (тыс. чел.)
йййййййййййййй оооооооооооооо нннннннннннннн вввввввввввввв оооооооооооооо нннннннннннннн сссссссссссссс ОООООООООООООО
Рисунок 2 - Динамика введенных в действие домов-интернатов для престарелых, инвалидов (тыс.мест)
Уровень обслуживания в государственных стационарных организациях определяется весьма низким уровнем расходов на предоставление услуг. Так, в 2019 г. расходы на обслуживание лиц старше трудоспособного возраста в домах-интернатах составили 35 085, 52 руб./чел. в день, что составляет около 1170 руб. в день на человека (включая оплату услуг проживания, питания, медицинского обслуживания, предметы гигиены). Такое финансирование, безусловно, не может обеспечить комфортное проживание, качественное обслуживание, включая необходимую медицинскую помощь. Несмотря на низкую оценку качества обслуживания в государственных стационарных организациях, до сих пор сохраняется, как это указано выше, очередь на размещение в них в количестве 3577 человек по состоянию на 01.01.2020.
Кроме того, даже официальные документы, в частности, доклад Министерства труда и социальной защиты, констатируют изношенность материально-технической базы стационарных организаций: аварийными признаны 49 зданий (3,8%). Низок и уровень безопасности проживающих в зданиях стационарных организаций, причем угрозы существенно усиливаются в негосударственных организациях: по оценкам специалистов, наличие дома престарелых в муниципальном образовании является фактором пожарной опасности наряду с продажами алкоголя и больными алкоголизмом [8]. Эта проблема находится под контролем государства достаточно давно. Так, еще в 2009 году на совещании в Министерстве чрезвычайных ситуаций по вопросу безопасности объектов социального обслуживания были подчеркнуто неудовлетворительные результаты проверок домов престарелых, выявивших десятки тысяч нарушений [9]. По результатам совещания были поставлены задачи:
- оборудовать учреждения здравоохранения и социальной защиты современными системами противопожарной защиты, обеспечивающими обнаружение признаков пожара на ранней стадии;
- обеспечить расселение людей с ограниченными возможностями из зданий с низкой пожарной устойчивостью (деревянных, со сгораемыми перекрытиями и перегородками) в здания с более высокой пожарной устойчивостью;
- увеличить численность обслуживающего персонала на объектах социальной защиты населения с круглосуточным пребыванием людей;
- обеспечить создание и размещение добровольных пожарных формирований вблизи объектов социальной защиты населения;
- исключить эксплуатацию домов престарелых с неисправной пожарной сигнализаций и отсутствующей системой оповещения;
- повысить уровень подготовки персонала и руководителей к действиям в чрезвычайных ситуациях;
- расширить контроль за состоянием домов престарелых со стороны общественных организаций.
За прошедшие пятнадцать лет ситуация принципиально не изменилась. За первые четыре месяца сотрудники МЧС РФ проверили противопожарную безопасность в одной тысяче домов -интернатов для престарелых и инвалидов, нарушения выявлены в 165 из проверенных объектов (16,5%). Статистика пожаров приведена в таблице 5.
Таблица 5 - Статистика пожаров с человеческими жертвами в домах престарелых
Субъект РФ Дата пожара Количество погиб- Форма собственности
ших, чел. дома престарелых
1 2 3 4
Республика Башкортостан 15.12.2020 г. 11 Частная
Московская область 11.05.2020 г. 9 Частная
г. Москва 08.04.2020 г. 5 Частная
г. Иркутск 18.10.2017 г. 3 Частная
г. Красноярск 27.08.2017 г. 3 Частная
Костромская область 09.10.2011 г. 4 Нет данных
Тверская область 30.08.2020 г. 9 Нет данных
Источник [11]
Данные графы 4 таблицы 5 по форме собственности свидетельствуют о том, что основная зона риска на большинстве территорий России - это негосударственные стационарные организации. Федеральный закон от 28.12.2013 н. № 443-Ф3 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» предоставил право предоставление социальных услуг, кроме организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ, также негосударственным (коммерческим и некоммерческим) организациям социального обслуживания, в том числе социально ориентированным некоммерческим организациям, предоставляющим социальные услуги [1]. Серьезным пробелом в действующем законодательстве является отсутствие требования об обязательном лицензировании, а регистрация в реестре поставщиков социальных услуг является добровольной (в соответствии со ст. 25 указанного закона). Преимущества включения в реестр для частных организаций заключаются в следующем:
- возможность сотрудничества с органами социальной защиты и за этот счет формирование контингента проживающих престарелых граждан;
- при направлении клиентов органами социальной защиты - право получения оплаты за услуги в размере 75% пенсии проживающих;
- возможность получения государственной субсидии на одного проживающего в размере, аналогичном размеру субсидии государственным стационарным организациям для лиц старше трудоспособного возраста.
Но, поскольку, как показано выше, потенциал спроса на услуги домов престарелых высок, то предприниматели не часто регистрируются в реестре из-за сложности самой процедуры и ее последствий: «Процедура непростая, доплата не очень высокая, а проверок будет очень много. Тут-то уж рассмотрят и пожарные выходы, и сигнализацию, и санитарные правила на кухне. А спрос на места и без того высокий... Одно из условий включения в реестр поставщиков социальных услуг во многих регионах - работа учреждения в течение трех лет и более. Даже если захочешь «легализоваться» - первые годы обречен работать в серой зоне» [6].
Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 №2 99 -ФЗ» требует обязательного лицензирования образовательных и медицинских услуг, и если частный дом престарелых не декларирует такие услуги, то формально он функционирует как пансионат [2]. Однако практически все граждане в возрасте старше трудоспособного страдают хроническими заболеваниями, и отсутствие медицинского обслуживания в перечне услуг, предлагаемых частными пансионатами, медицинского пансионата в составе их работников, является индикатором несоответствия фактического качества оказываемых услуг жизненно необходимым потребностям проживающих.
Точное количество негосударственных домов престарелых и заведений с аналогичными функциями установить невозможно. Министерство труда и социальной защиты РФ проводит мониторинг мероприятий, которые осуществляют субъекты РФ, обеспечивающих привлечение негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей для оказания социальных услуг. По данным последнего опубликованного мониторинга, в 2019 г. на рынке социальных услуг в сфере социального обслуживания функционировало более 1 300 негосударственных организаций, из них более 900 социально ориентированных некоммерческих организаций, 229 коммерческих организаций и 155 индивидуальных предпринимателей (количество государственных организаций за тот же период составило 4 467). Таким образом, доля негосударственных организаций социального обслуживания в общем количестве организаций социального обслуживания всех форм собственности, составила 22,5% в 2019 г.. Поэтому можно констатировать, что более чем одна пятая часть организаций социального обслуживания находится вне зоны действенного и регламентированного контроля качества услуг, оказываемых гражданам старше трудоспособного возраста.
Недостаточность объемов вновь вводимых мощностей стационарных организаций социального обслуживания, отмеченная выше, усугубляется отсталостью технических решений и норм строительства. Как отмечают специалисты, условия проживания обеспечиваются на уровне минимальных потребностей, а требования нормативных актов, регламентирующих строительство, не современному техническому уровню, сопоставимому с европейским [4].
Заключение
Проведенный анализ позволил выявить следующие проблемы:
- потребности населения старше трудоспособного возраста в стационарном обслуживании в домах-интернатах не удовлетворяются и не могут быть обеспечены имеющимися мощностями;
- темпы роста количества и мощностей вновь вводимых в действие объектов существенно отстают от темпа роста населения, нуждающихся в услугах домов престарелых;
- высока вероятность нарушения правил безопасности оказания услуг, оказываемых частными домами престарелых, не внесенных в реестр поставщиков социальных услуг;
- процедура вхождения в реестр поставщиков социальных услуг возможна только через три года после начала деятельности, что обусловливает высокие риски для вновь выходящих на рынок игроков рынка услуг лицам старше трудоспособного возраста;
- до настоящего времени эксплуатируются дома престарелых, размещающихся в ветхих и аварийных
зданиях;
- на протяжении длительного периода времени сохраняется высокая вероятность возникновения пожаров в домах престарелых с большими человеческими жертвами;
- технические решения и нормативная база строительства домов-интернатов для лиц старше трудоспособного возраста и инвалидов не соответствуют требованиям современной мировой практики возведения подобного рода сооружения и современному уровню комфорта.
Эти проблемы воспринимаются и органами исполнительной власти, и предпринимателями, и общественностью. Однако тот факт, что их решение происходит чрезвычайно медленно, требует принципиально новых подходов к их решению, основанных на широкой диверсификации финансовых потоков, которые направляются на обеспечение достойных условий жизни для лиц старше трудоспособного возраста, в том числе проживающих в домах- интернатах, включая активное участие в формировании средств, как самими гражданами, которые были ранее молодыми и не были обременены возрастом, путем страхования и формирования фондов, на принципах Гарантированного Пенсионного Плана [5] финансирования членов семей лиц, старше трудоспособного возраста, не способных к самостоятельной жизни и требующей стационарного обслуживания на достойном уровне оказания социальных услуг.
Источники:
1. Федеральный закон от 28.12.2013 н. № 443-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской
Федерации».
2. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ».
3. Горошко Н. В., Емельянова Е. К. СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ КАК ИНДИКАТОР РЫНКА ГЕРИАТРИЧЕСКИХ УСЛУГ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2019. № 2.
4. Швец А. Е., Шеина С. Г. Исследование нормативной базы строительства домов для инвалидов и престарелых в РФ // Инженерный вестник Дона. 2020. № 5 (65).
5. В ЦБ сообщили подробности новой схемы пенсионных выплат [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/12/01/2020/5e1 abe6a9a7947cbb4e02c00 .
6. Возраст согласия: нужно ли лицензирование частным домам престарелых [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/1083758/aleksandra-iushkiavichiute/vozrast-soglasiia-nuzhno-li-litcenzirovanie-chastnym-domam-prestarelykh.
7. Доклад о результатах комплексного мониторинга социально-экономического положения пожилых людей в 2019 году [Электронный ресурс]. URL: https://mintrud.gov.ru/social/270.
8. Материалы совещания по вопросу состояния безопасности объектов социального обслуживания [Электронный ресурс]. URL: https://www.mchs.gov.ru/deyatelnost/press-centr/novosti/1442878.
9. МЧС нашло нарушения пожарной безопасности в более 150 домах престарелых [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5ebe05279a794758c68e0aaa.
10. Стационарные организации социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов. Росстат [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13964.
11. Хронология пожаров в домах престарелых в России, которые привели к жертвам [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/info/8442815.
References:
1. Federal law of 28.12.2013 n. No. 443-FZ "On the basics of social services for citizens in the Russian Federation."
2. Federal Law "On Licensing Certain Types of Activities" dated 04.05.2011 No. 99-FZ ".
3. Goroshko NV, Emelyanova EK SOCIO-DEMOGRAPHIC PROCESSES OF MODERN RUSSIA AS AN INDICATOR OF THE MARKET OF GERIATRIC SERVICES AND SOCIAL SUPPORT OF ELDERLY AGED CITIZENS // Bulletin of Perm University. Philosophy. Psychology. Sociology. 2019. No. 2.
4. Shvets AE, Sheina SG Research of the regulatory framework for the construction of houses for the disabled and the elderly in the Russian Federation // Engineering Bulletin of the Don. 2020. No. 5 (65).
5. The Central Bank reported details of the new scheme of pension payments [Electronic resource]. URL: https://www.rbc.ru/economics/12/01/2020/5e1 abe6a9a7947cbb4e02c00.
6. Age of consent: is it necessary to license private homes for the elderly [Electronic resource]. URL: https://iz.ru/1083758/ale-ksandra-iushkiavichiute/vozrast-soglasiia-nuzhno-li-litcenzirovanie-chastnym-domam-prestarelykh.
7. Report on the results of comprehensive monitoring of the socio-economic situation of older people in 2019 [Electronic resource]. URL: https://mintrud.gov.ru/social/270.
8. Materials of the meeting on the state of safety of social service facilities [Electronic resource]. URL: https://www.mchs.gov.ru/deyatelnost/press-centr/novosti/1442878.
9. The Ministry of Emergency Situations found violations of fire safety in more than 150 nursing homes [Electronic resource]. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5ebe05279a794758c68e0aaa.
10. Stationary social service organizations for elderly citizens and disabled people. Rosstat [Electronic resource]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13964.
11. Chronology of fires in nursing homes in Russia, which led to victims [Electronic resource]. URL: https://tass.ru/info/8442815.
DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10766
М.С. Гордиенко - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента РЭУ имени Г.В. Плеханова, [email protected],
M.S. Gordienko - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Financial Management of the Plekhanov Russian University of Economics.
ЗНАЧЕНИЕ ФИСКАЛЬНЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СЕКТОРА ДЛЯ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ THE IMPORTANCE OF FISCAL RECEIPTS OF THE ENERGY SECTOR FOR THE BUDGET AND TAX SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION
Аннотация. Доходы любого государства формируются за счет фискальных поступлений разного рода: налоговых и неналоговых источников. В РФ исторически сложилась структура доходов со значительной долей экспортных доходов от энергетического сектора, составляющей в разные периоды до 50-60 % от всего объема поступлений в бюджет. В последнее десятилетие предпринимаются меры по модернизации экономики и им-портозамещению, направленные на повышение стабильных и предсказуемые налоговых и снижение неналоговых (нефтегазовых) доходов бюджета. Представлено современное состояние энергетического сектора, инструментарий продвижения стратегического импортируемого отечественного сырья (нефти), а также влияющие на этот товар факторы. Анализируются параметры исполнения бюджета на 9 месяцев 2020 г. с позиции способов минимизация зависимости российской экономики и финансовой сферы от мировых цен на нефть.