20. Utkina AN Influence of the educational services market on the development of the economy and the efficiency of the labor
market functioning // Concept. 2013. No. 1 (17).
21. Federal project "Older generation".
22. Frolova VB Franchising as a basis for long-term business development // Concept. 2013. No. 11 (27).
23. Hodgson D. What are institutions? // Economic Issues. 2007. No. 8. P. 28-48.
24. Shiryaeva T. Yu. Development of local domestic markets in the context of globalization of market space // PRE-REVOLU-
TIONARY EDITIONS OF THE RSDLP PROGRAM. 2014. P. 186.
25. Eggertson T. Economic behavior and institutions 2001.
DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10701
Н.Л. Гончарова - кандидат экономических наук, доцент, Высшая инженерно-экономическая школа, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ), [email protected],
N.L. Goncharova - PhD in Economics, Associate Professor, Higher School of Engineering and Economics, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University (SPbPU).
СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
ПЕНСИОНЕРОВ ПО СТАРОСТИ В РФ THE STATE AND DIRECTIONS OF IMPROVING THE FINANCING OF SOCIAL SERVICES FOR OLD-AGE PENSIONERS
IN THE RUSSIAN FEDERATION
Аннотация. Значительные темпы роста численности пожилых людей и продолжительности жизни, при уменьшении общей численности трудоспособного населения, которая платит налоги и формирует социальные фонды, включая пенсионный, медицинского и социального страхования, приводит к возникновению дополнительных государственных расходов на финансирование социальных обязательств, связанных социальным обслуживанием пожилых людей. Поиск источников обеспечения финансовой деятельности поставщиков услуг и доступности к социальным услугам пожилых людей подтверждает актуальность проблемы. Автором предложены меры по совершенствованию социального обслуживания пенсионеров на дому, которое позволяет уравнять конкурентные позиции, связанные с условиями финансирования и формирования затрат на оказание социальных услуг у государственной, муниципальной систем и у социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО); поднять качество социальных услуг за счёт внедрения средств механизации и автоматизации домашнего труда в процессе социального обслуживания и др.
Abstract. Significant growth rates in the number of elderly people and life expectancy, with a decrease in the total number of the working-age population, which pays taxes and forms social funds, including pension, medical and social insurance, leads to the emergence of additional government spending on financing social obligations associated with social services for the elderly. The search for sources of financial support for service providers and the availability of social services for older people confirms the urgency of the problem. The author proposes measures to improve social services for pensioners at home, which allows to equalize the competitive positions associated with the terms of financing and the formation of costs for the provision of social services in the state, municipal systems and in socially oriented nonprofit organizations (SO NPO); to raise the quality of social services by introducing means of mechanization and automation of domestic work in the process of social services, etc.
Ключевые слова. Социальное обслуживание, пенсионеры, совершенствование финансирования, бюджет, источники финансирования
Keywords. Social services, retirees, improving financing, budget, funding sources
Введение.
Актуальность и существующие проблемы.
Официальные данные Росстата свидетельствуют об устойчивом приросте численности граждан пожилого возраста по сравнению с незначительным ростом общей численности населения Российской Федерации. Так, общий абсолютный прирост численности населения составил с 2015 года по 2018 год 0,6 млн. чел., а нетрудоспособного возраста по старой системе, свыше 55 лет женщин и 60 лет мужчин, составили 2,2 млн. чел. [19]
Такое быстрое увеличение количества пожилых людей, при уменьшении общей численности трудоспособного населения, которое платит налоги, включая отчисления в пенсионный фонд, фонды медицинского и социального страхования, а также и увеличение продолжительности жизни населения страны, приводит к увеличению государственных расходов на финансирование социальных обязательств по пенсионному, социальному, медицинскому страхованию и социальному обслуживанию пожилых людей, а также к «росту потребительского спроса на товары и услуги, связанные с обеспечением качественной жизнедеятельности пожилых людей» [17]. Таким образом, поиск источников средств и совершенствование социального обслуживания являются актуальной задачей.
Эта тенденция увеличения продолжительности жизни обусловлена значительным улучшением качества питания, социального обслуживания, лекарственного и медицинского обеспечения, внедрением инноваций в систему здравоохранения, позволяющих своевременно выявлять и предупреждать развитие многих заболеваний, повышать продолжительность жизни, продлевать активную жизнь пожилых людей [11].
Одним из важнейших способов обеспечения достойного уровня жизни пожилых людей и создания для них благоприятных жилищно-бытовых условий является организация социального обслуживания, в том числе в форме обслуживания на дому, что позволяет «персонифицировать социальные услуги в привычном для пенсионеров укладе жизни» [18].
Основная часть.
1.Постановка и описание задачи:
Для выявления возможных направлений совершенствования организации и финансирования социального обслуживания пенсионеров по старости в РФ необходимо проанализировать:
- существующую систему нормативно-правового обеспечения предоставления социальных услуг физическим лицам-получателям пенсии по старости;
- статистические данные и данные обследований, подтверждающих или опровергающих достижение задач по обеспечению доступности пожилых людей к социальным услугам;
- состояние организации и функционирования системы социального обслуживания, включающей работу государственной, муниципальной службы и социально-ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО);
- систему финансирования и формирования затрат на оказание социальных услуг.
2.Методика исследования включает изучение существующих нормативно-правовых актов Российской Федерации и её субъектов, анализ статистических данных и обследований в динамике, структуре, абсолютных и удельных показателях социального обслуживания и численности пенсионеров в региональном разрезе, обзор литературных источников и предложений учёных, изложенных на конференциях, в монографиях и статьях по проблеме финансирования социального обслуживания пенсионеров в свете наступающего мирового экономического кризиса и существующих санкций западных стран.
3.Изложение и обсуждение основных результатов;
Система нормативно-правового обеспечения предоставления социальных услуг физическим лицам-получателям пенсии по старости представляет собой совокупность регулирующих положений федерального и регионального уровней, направленных на создание комплексной процедуры социальной поддержки. Основополагающими нормативными актами, конкретизирующими реализацию Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"442-ФЗ [2], являются региональные законы «О регулировании социального обслуживания граждан» [3, 4], разрабатываемые на уровне субъектов Российской Федерации. В развитии данной законодательной нормы органами регионального власти принимаются региональные Законы, Постановления и Приказы, регулирующие следующие аспекты предоставления социальных услуг пенсионерам-получателям социальных услуг:
- организация перевозок различными видами транспорта;
- требования, условия и процедура признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании;
- порядок определения индивидуальной потребности граждан в социальных услугах и социальном сопровождении;
- определение форм оказания социальных услуг на дому гражданам, частично или полностью потерявшим способность передвигаться, а также осуществлять самообслуживание и обеспечение основных жизненных потребностей в связи с полученными травмами, а также в силу возраста и (или) состояния здоровья;
Анализ данных Росстата за период с 2011 по 2016 гг. (см. Табл. 1) показывает, что удельный вес пожилых граждан и инвалидов по обслуживанию на дому имеет тенденцию к снижению к общей численности населения, старше трудоспособного с 3,7 % до 3,3 %, при практически стабильной общей численности получающих социальное обслуживание на дому 1178,6 тыс. чел.. Эти данные свидетельствуют об определённой стабильности в охвате по абсолютной величине пожилых людей, но отсутствии какой либо тенденции к её расширению, а в 2017 году даже абсолютному снижению этого показателя на 1,9 тыс. чел. при росте численности пожилых людей и инвалидов.
Таблица 1 - Удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов,
_получающих социальное обслуживание на дому, в российской федерации [19]
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Граждане пожилого возраста и инвалиды, пользующиеся всеми видами социального обслуживания на дому1', тыс.че-ловек 1178,7 1172,2 1171,1 1159,7 1209,0 1178,6 1176,7
Удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов, получающих социальное обслуживание на дому,в процентах от численности населения старше трудоспособного возраста 3,7 3,6 3,5 3,4 3,4 3,3
Механизм организации деятельности по предоставлению социальных услуг в различных формах регламентируется приказами Министерства труда Российской Федерации:
- правила организации деятельности учреждений социального обслуживания и их структурных подразделений - Приказом Министерства труда РФ от 24.11.2014 № 940н [5];
- порядок предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому - Приказом Министерства труда РФ от 24.11.2014 № 939н [6];
- порядок предоставления социальных услуг в полустационарной форме обслуживания - Приказом Министерства труда РФ от 24.11.2014 № 938н [7];
- порядок предоставления социальных услуг в стационарной форме обслуживания - Приказом Министерства труда РФ от 24.11.2014 № 935н [8].
Анализ динамики и количественных характеристик статистических данных организации работы специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому пожилых людей и инвалидов с 2011 по 2017 гг. (см. Таблицу 2) показывает, что число отделений сократилось почти в 3 раза, численность занятых в них социальных работников почти в 2,5 раза, при сокращении общей численности обслуживаемых с 89,8 тыс. чел. до 38,6 тыс. чел. т.е. более чем в 2 раза, при росте нагрузке на одного социального работника с 5,6 чел. до 6,3 чел. результатом этого положения может быть и ухудшение качества социального обслуживания, так как затраты на механизацию и автоматизацию процесса социального обслуживания ограничены дефицитом бюджетных средств.
Таблица 2 -Специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому _1) граждан пожилого возраста и инвалидов в Российской Федерации [19]._
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Число отделений 1619 1542 1436 1276 844 632 588
Численность социальных работников, фактически работающих, человек 16784 16147 14855 13321 13321 6645 6220
Численность граждан пожилого возраста и инвалидов, зарегистрированных для надомного обслуживания, человек 93631 88015 83122 73272 58791 40640 38878
Численность обслуживаемых граждан пожилого возраста и инвалидов:
всего, человек 89773 85385 80960 71334 57709 39558 38640
в процентах от общей численности зарегистрированных 95,9 97,0 97,4 97,4 98,2 97,3 99,4
Численность граждан пожилого возраста и инвалидов, состоящих на учете и ожидающих своей очереди для принятия на надомное обслуживание, человек 3858 2630 2162 1938 1082 400 238
Нагрузка на одного социального работника, человек 5,6 5,5 5,6 5,5 6,6 6,1 6,3
Анализ динамики и абсолютных показателей работы центров и отделений социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов с 2011 по 2017 гг., показывает ухудшение положения пожилых людей. Так, число цпентров сократилось более чем на 15%, в том числе временного проживания на 18%, а дневного пребывания на 12%, а численность обслуженных соответственно на 30% и 22%. При этом, численность социальных работников уменьшилась на 20%, а нагрузка увеличилась на с 6,5 чел. до 8,4 чел., хотя численность зарегистрированных для надомного обслуживания граждан увеличилась на 27 тыс. чел.
Согласно статье 30 Части 2 № 442-ФЗ, финансовое обеспечение деятельности организаций социального обслуживания осуществляется за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату [2].
Анализ охвата пожилых людей и инвалидов по причинам и видам финансирования предоставления социальных услуг по результатам обследования за 2017 год, показывает, что преобладающим (46,2%) являются условия частичной оплаты за счет собственных средств (с включением гарантированного бесплатного и дополнительного платного перечня услуг). На втором месте (37,0%) стоит полностью бесплатное оказание услуг (с включением гарантированного бесплатного перечня услуг). По всем условиям предоставления преобладает группа инвалидов, не испытывает никаких ограничений в осуществлении обычной деятельности.
Порядок финансирования мероприятий по социальному обслуживанию определяется положениями бюджетного законодательства.
Необходимо отметить, что с 2015 года в качестве субъектов, предоставляющих социальные услуги и осуществляющих социальное обслуживание, кроме федеральных и региональных субъектов организаций социального обслуживания, действие федерального законодательства о социальном обслуживании распространилось на:
-негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в т.ч. социально ориентированные некоммерческие осуществляющих социальное обслуживание организации, По мнению Гамопольского П.Ю., некоммерческие организации могут одинаково эффективно привлекать средства из четырех источников: зарубежного донорства, российских негосударственных дарителей (фондов, а также частных и юридических лиц), государственных бюджетов и активной предпринимательской деятельности [20].
- индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание.
Существуют определённые проблемы по развитию российских источников финансирования СО НКО, в том числе, как указывает в своём исследовании Муравьёва [22]: «создание дополнительных стимулов для частных лиц и компаний, сохранение Программы поддержки СО НКО, оптимизация расходования средств «президентских» грантов, оценка целесообразности трат значительных ресурсов на проверки, разработка подходов к концепции развития некоммерческого сектора экономики (межсекторность и междисциплинарность, консолидация ресурсов и координация усилий, исследования потребности, мониторинги эффективности и управление по результатам».
Наряду с этими мерами, источниками средств таких поставщиков социальных услуг, как СО НКО, могут быть [13]:
1. Федеральные органы власти и органы власти субъектов федерации - софинансирование и получение грантов.
2. Муниципальные и территориальные органы власти и управления софинансирование.
3. Бизнес-структуры - пожертвования и, особенно, спонсорство, которое является одним из основных источников их дохода.
3. Частные лица - пожертвования в виде имущества, а также безвозмездное оказание услуг или осуществление работ (волонтерство).
Источниками внутреннего финансирования, являются взносы членов СО НКО и доходы от продажи какой-либо продукции. [6 Губерман].
В работе Константиновой [15] говорится, что у СО НКО появился новый инструмент финансирования -фандрайзинг, который способствует им в обеспечении своей финансовой устойчивости при преимущественно благотворительном характере деятельности. Вместе с тем, данный финансовый инструмент используется крайне мало, так как существует как недостаточная заинтересованность государственных и муниципальных органов власти, так и низким уровнем жизни большинства граждан, недоверием к благотворительной деятельности.
Фандрайзинг СО НКО представляет собой вид делового сотрудничества между некоммерческим сектором и реальными и потенциальными донорами: коммерческим бизнесом, спонсорами, благотворителями, контролирующими государственный бюджет административными органами.
Органы власти могут использовать этот механизм финансирования в форме государственного фанд-райзинга, который заключается в привлечении и «аккумулировании государственными органами (непосредственно или через СО НКО), средств из различных источников (в основном средств хозяйствующих субъектов) на социально значимые цели, основанное на социальном партнерстве и предполагающее добровольное и взаимовыгодное сотрудничество» [15].
Вместе с тем, существуют, как утверждают Крайнова О. С. и Ширяева И. С., следующие факторы, влияющие на развитие фандрайзинга [16]:
1) маркетинговые и PR-активности в продвижении и популяризации различных видов благотворительности;
2) разнообразие способов осуществления перевода средств в качестве пожертвований;
3) рост доли частных пожертвований, а с точки зрения формирования финансовых ресурсов НКО - рост числа частных источников пожертвований;
4) тенденция роста корпоративных фондов;
5) социальная ответственность бизнеса, другими словами, ориентация коммерческих предприятий на поддержание социальных проектов и позиционирование компаний в качестве социально активных;
6) государственно-частное партнерство в привлечении средств НКО;
7) повышение гражданской ответственности населения, в т. ч. экономически активного.
Поставщик социальных услуг может быть включен перечень рекомендуемых для конкретного гражданина поставщиков, который является составной частью индивидуальной программы предоставления социальных услуг.
Каждый поставщик социальных услуг обязан иметь официальный сайт, а также информационный стенд в местах предоставления услуг. Закон «Об основах социального обслуживания в РФ» обязывает размещать на официальном сайте и на информационных стендах информацию, перечень которой утвержден Законом. Также поставщики обязаны по запросам получателей социальных услуг или их законных представителей предоставлять бесплатно в доступной форме информацию об их правах и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг либо о возможности получать их бесплатно.
В настоящее время субъекты, осуществляющие социальное обслуживание граждан, вправе временно, до 2020 года, применять нулевую ставку по налогу на прибыль организаций, если в течение налогового периода они удовлетворяют следующим условиям:
- организация включена в реестр поставщиков социальных услуг субъекта РФ;
- в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;
- доходы организации за налоговый период от деятельности по предоставлению гражданам социальных услуг составляют не менее 90% ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с главой 25 НК РФ, либо организация за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с главой 25 НК РФ [1];
- организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок (ФИСС), в том числе фьючерсными, опционными и форвардными контрактами (п. 1 ст. 301 НК) [1].
Как видно из приведённых налоговых ограничений, организация не может найти достаточных источников для своей, в общем то, благотворительной деятельности. Для повышения качества услуг необходимо разрешить им любую деятельность, приносящую гарантированный доход для использования его, например, для повышения квалификации сотрудников. Это могут быть доходы от приобретённых, например, облигаций федеральных займов, как это имеет место при налогообложении физических лиц и другие виды хозяйственной деятельности [1].
Вопросы методологии адресной поддержки предприятий в региональной экономической системе, включая случаи привлечения оказания социальных услуг лицам предпенсионного и пенсионного возраста подробно рассмотрены в работе Degteгeva, ^А., Zaborovskaia, О.^, Sharafanova, Е.Е. [21], их использование позволит повысить эффективность и качество работы поставщиков социальных услуг.
Необходимо отметить, что по результатам обследования качества социального обслуживания пожилых людей и инвалидов в 2017 году они оценили оказание услуг как очень высокое качество 31,5%. Это говорит о большой лояльности получающих услуг к работникам социальной службы. Вместе с тем, 24,6% лежачих инвалидов указали оказание социальных услуг, как среднее качество,
Одновременно, необходимо учесть, что можно получить компенсацию за оказание социальных услуг и поставщику, не участвующему в выполнении государственного задания (заказа). Компенсация выплачивается за оказанные услуг гражданину в рамках индивидуальной программы, на основании договора, при условии документального подтверждения поставщиком понесенных расходов. Порядок выплаты компенсации определяется нормативно правовым актом, который принимается в субъекте РФ. Размер компенсации определяется согласно утвержденным тарифам на социальные услуги, рассчитанным на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг.
Подушевые нормативы финансирования устанавливаются в расчете на одного получателя и утверждаются для социальных услуг, которые включены в региональный перечень социальных услуг. Они могут устанавливаться дифференцированно для городской и сельской местности в зависимости от форм социального обслуживания.
Расчет подушевых нормативов производится в соответствии с Методическими рекомендациями по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2014 N 1285"О расчете подушевых нормативов финансирования социальных услуг" [9].
Необходимо отметить, что нормативы социально-бытовых услуг не всегда соответствуют условиям проживания их получателя, а излишняя как отмечает Горина Е.А., детализация, зачастую, необоснованными дополнительными требованиями и ограничениями в социальной поддержке, усложняет психологическую и нравственную составляющую социальной услуги [12].
В качестве примера существующих пробелов в расчётах можно рассмотреть услугу по уборке помещений (см. Табл. 3). В Комментариях указываются на отдельные недостатки нормативов уборки помещений.
Таблица 3 - Форма социального обслуживания - социальное обслуживание на дому.
Вид социальных услуг - социально бытовые услуги. Уборка помещений
Уборка жилых помещений Комментарий*
Описание социальной услуги, в том числе ее объем Уборка жилых помещений; помощь получателям социальных услуг в мытье и утеплении окон (сезонно, 2 раза в год); помощь во влажной уборке квартиры (с учетом состояния здоровья обслуживаемого, но не менее 1 раза в месяц в благоустроенной квартире, 2 раза в месяц - в квартире с печным отоплением; площадь уборки: не более 33 кв. метров - для одного проживающего, не более 42 кв. метров - для двоих) Пенсионеры и инвалиды, живущие в коммунальных квартирах не могут убирать места общего пользования, т.к. их площадь значительно больше указанной в нормативах (ло 33 кв.м.), при средней общей площади на одного члена домохозяйства пенсионеров 36,38 кв.м.. Площадь только комнат, в коммунальных квартирах, бывает и более 33 кв.м., при средней по РФ жилой площади на одного члена домохозяйства пенсионеров 24,56 кв.м.*см.
Сроки предо- ставле- ния услуги 30-90 минут Уложиться в отведённое время (90 мин.) в коммунальной квартире, тем более заставленной с большой кухней и коридором с должным качеством трудно без средств механизации
*Составлено автором.
Одновременно, необходимо обратить внимание, что в России почти 2,4 млн. семей состоят на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, но в целом решены проблемы с жильём семей инвалидов и участников ВОВ, проживающих в коммунальных квартирах. Оценка пенсионерами состояния занимаемого ими жилого помещения , показывает преобладание хорошей (42,8%) и удовлетворительной (46,9%) характеристики при наличии существенных проблем с шумоизоляцией (20,7%), особенно в Санкт-Петербурге (30,8%).
Анализ расходов расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в 2018 году свидетельствуют, что указанные выше льготы во многом реализуются, но только в крупных регионах - Москве и Санкт-Петербурге. Остальные регионы, особенно депрессивные имею минимальные возможности помочь пенсионерам и инвалидам. Это подтверждают и исследования Жиляевой И.А. и Родионова Д.Г., что регионы таких возможностей предоставления социальных льгот за счёт своих бюджетов не имеют[14]. Однако, как справедливо замечают Бородина О.Д., и Савченко В.В., использование инновационныз форм социального обслуживания, позволит уменьшить этот дисбаланс [10].
4.Заключение
Быстрое увеличение количества пожилых людей, при уменьшении об-щей численности трудоспособного населения, которое платит налоги и фор-мирует пенсионный фонд, фонды медицинского и социального страхования, а также и увеличение продолжительности жизни населения страны, приводит к увеличению государственных расходов на финансирование социальных обязательств, связанных социальным обслуживанием пожилых людей.
Предложения:
- организация социального обслуживания, в том числе в форме обслуживания на дому, позволяет персонифицировать социальные услуги в привычном для них укладе жизни и его необходимо всемерно развивать;.
- предусмотреть равные условия финансирования и формирования затрат на оказание социальных услуг как государственной, муниципальной систем, так и у СО НКО, что уравняет их в конкуренции между собой за клиента;
- поднять качество социальных услуг за счёт внедрения средств механизации и автоматизации домашнего труда в процессе социального обслуживания;
- шире использовать в СО НКО и государственно-муниципальной системе, форму государственно-частного партнёрства, фандрайзинг, который способствует обеспечению их финансовой устойчивости при преимущественно благотворительном характере деятельности.
- продлить для субъектов, осуществляющих социальное обслуживание граждан применение нулевой ставки по налогу на прибыль организаций и после 2019 года, а также для повышения качества услуг необходимо разрешить им любую деятельность, приносящую гарантированный доход для использования его, например, для повышения квалификации сотрудников, в том числе доходы от приобретённых, например, облигаций федеральных займов, как это имеет место при налогообложении физических лиц и другие виды хозяйственной деятельности;
-предусмотреть авансовые платежи поставщикам услуг, с зачётом, при выплате компенсации, выплачиваемой за оказанные услуг гражданину в рамках индивидуальной программы, на основании договора, при условии документального подтверждения поставщиком понесенных расходов.
- снять излишнюю, детализацию, зачастую, необоснованными дополнительными требованиями и ограничениями в социальной поддержке, что усложняет психологическую и нравственную составляющую социальной услуги.
Источники:
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации.
2. Федеральный закон № 442-ФЗ от 28.12.2013 (в ред. от 07.03.2018) «Об основах социаль-ного обслуживания граждан
в Российской Федерации».
3. Закон Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» (редакция, действующая с 20 июля 2019 года).
4. Закон Калининградской области от 11 ноября 2014 года N 358 О регулировании соци-ального обслуживания граждан в Калининградской области.
5. Приказ Министерства Труда РФ от 24.11.2014 № 940н.
6. Приказ Министерства Труда РФ от 24.11.2014 № 939н.
7. Приказ Министерства Труда РФ от 24.11.2014 № 938н.
8. Приказ Министерства Труда РФ от 24.11.2014 № 935н.
9. Методические рекомендациями по расчету подушевых нормативов финансирования со-циальных услуг, утв. Пост.Пра-вительства РФ от 01.12.2014 N 1285"О расчете подуше-вых нормативов финансирования социальных услуг".
10. Бородина О.Д., Савченко В.В. Инновационные формы социального обслуживания ин-валидов и граждан пожилого возраста на дому // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 2-2. -С. 117-118..
11. Горбунова В. В., Иванов Н. П., Киселева И. Н. Повышение социально-экономической эффективности социального обслуживания граждан пожилого возраста в Российской Федерации // Фундаментальные исследования. 2017. № 9 2. C. 418-422.
12. Горина Е.А. Трансформация социальной поддержки населения в регионах России: направления и приоритеты.- Журнал исследований социальной политики. 2019, Том 17 (2), с. 163 - 176.
13. Губерман Р. Г. Специфика управления денежными средствами и потоками в системе финансового менеджмента некоммерческих организаций // Экономика и социум. - 2017. - № 3(34).
14. Жиляева И. А., Родионов Д. Г. Проблемы и механизмы адаптивного управления сферой услуг массового потребления в городах Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. 2016. № 10-1. C. 163-167.
15. Константинова Н.Н. Государственный фандрайзинг как инновации социальной защиты населения ж. Инновационная экономика, 2009, № 5, с.15 - 21.
16. Крайнова О. С., Ширяева И. С. Фандрайзинг как инструмент финансового менеджмента в современной России //Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 5.
17. Макарова Е. О. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в сфере услуг социальной защиты населения // 2013.
18. Малахин И. А., Чудакова Ю. В. Опыт организации социального обслуживания граждан пожилого возраста на дому // Приволжский научный вестник. 2014. № 12-4 (40).
19. Официальная статистика. Население. Демография. Федеральная служба государствен-ной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/.
20. Гамольский П. Ю. Российские негосударственные дарители, средства государственных бюджетов, активная предпринимательская деятельность, иностранные доноры — четыре ноги устойчивой НКО. Интервью порталу «НКО: законы развития». 2012. 29 декабря [Электронный ресурс]. URL: http://www.nkozakon.ru/expert/52 .
21. Degtereva , V.A., Zaborovskaia, O.V., Sharafanova, E.E. (2018). Methodology of Targeted Support for Service Sector Enterprises in Regional Economic System. Proceedings of the 31st International Business Information Management Association Conference, IBIMA 2018 - In.
22. Муравьева В.Г. Создание условий для развития некоммерческого сектора экономики [Электронный ресурс]. URL: https://civil-forum.ru/forums/2015/discuss/nekommercheskiy-sektor/.
References:
1. Tax Code of the Russian Federation.
2. Federal Law No. 442-FZ of 28.12.2013 (as amended on 07.03.2018) "On the Basics of Social Services for Citizens in the Russian Federation."
3. Law of St. Petersburg "Social Code of St. Petersburg" (as amended on July 20, 2019).
4. Law of the Kaliningrad region ofNovember 11, 2014 N 358 On the regulation of social services for citizens in the Kaliningrad region.
5. Order of the Ministry of Labor of the Russian Federation of November 24, 2014 No. 940n.
6. Order of the Ministry of Labor of the Russian Federation of November 24, 2014 No. 939n.
7. Order of the Ministry of Labor of the Russian Federation of November 24, 2014 No. 938n.
8. Order of the Ministry of Labor of the Russian Federation of November 24, 2014 No. 935n.
9. Methodical recommendations for the calculation of per capita financing standards for social services, approved. Resolution of the Government of the Russian Federation of 01.12.2014 N 1285 "On the calculation of per capita standards for financing social services."
10. Borodina O.D., Savchenko V.V. Innovative forms of social services for people with disabilities and elderly citizens at home // International Journal of Applied and Fundamental Research. - 2016. - No. 2-2. - S. 117-118 ..
11. Gorbunova V. V., Ivanov N. P., Kiseleva I. N. Increasing the social and economic efficiency of social services for elderly citizens in the Russian Federation // Fundamental research. 2017. No. 9-2. C. 418-422.
12. Gorina E.A. Transformation of social support of the population in the regions of Russia: directions and priorities. - Journal of Social Policy Research. 2019, Volume 17 (2), p. 163 - 176.
13. Guberman RG Specificity of cash and flow management in the financial management system of non-profit organizations // Economy and society. - 2017. - No. 3 (34).
14. Zhilyaeva IA, Rodionov DG Problems and mechanisms of adaptive management of the sphere of mass consumption services in the cities of the Russian Federation // Economy and entrepreneurship. 2016. No. 10-1. C. 163-167.
15. Konstantinova N.N. State Fundraising as Innovations for Social Protection of the Population h. Innovative Economy, 2009, No. 5, pp. 15 - 21.
16. Krainova OS, Shiryaeva IS Fundraising as a financial management tool in modern Russia // Scientific and methodological electronic journal "Concept". - 2018. - No. 5.
17. Makarova E.O. State regulation of investment activities in the field of social protection services // 2013.
18. Malakhin IA, Chudakova Yu. V. Experience of organizing social services for elderly citizens at home // Privolzhsky scientific bulletin. 2014. No. 12-4 (40).
19. Official statistics. Population. Demography. Federal Service of State Statistics. [Electronic resource]. URL: http://www.gks.ru/.
20. Gamolsky P. Yu. Russian non-state donors, state budget funds, active entrepreneurial activity, foreign donors - the four legs of a sustainable NGO. Interview to the portal "Non-profit organizations: laws of development". 2012. December 29 [Electronic resource]. URL: http://www.nkozakon.ru/expert/52.
21. Degtereva, V.A., Zaborovskaia, O.V., Sharafanova, E.E. (2018). Methodology of Targeted Support for Service Sector Enterprises in Regional Economic System. Proceedings of the 31st International Business Information Management Association Conference, IBIMA 2018 - In.
22. Muravyova V.G. Creation of conditions for the development of the non-commercial sector of the economy [Electronic resource]. URL: https://civil-forum.ru/forums/2015/discuss/nekommercheskiy-sektor/.
DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10702
Ю.С. Гянджиева - аспирант, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Воронежский филиал, ведущий аналитик ПАО Сбербанк, г. Воронеж, [email protected],
Y.S. Ganjieva - graduate student, Russian University of Economics. G.V. Plekhanov, Voronezh branch, Voronezh, Leading Analyst, Sberbank.
ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА НА БАЗЕ ПРОЕКТНОГО ОФИСА ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА ВЛАСТИ FORMATION OF THE INVESTMENT POLICY OF THE REGION ON THE BASIS OF THE PROJECT OFFICE
OF THE EXECUTIVE AUTHORITY
Аннотация. В статье обозначена необходимость совершенствования инвестиционной политики на основе инновационных подходов в части проектного офиса, способных дать дополнительный импульс к ускоренному развитию регионов.
Актуальность исследования обусловлена современным опытом инициации и реализации крупных межрегиональных инициатив. Практика показывает, что они безальтернативно нуждаются в реальном проектном наполнении, т. е. наличии взаимоувязанных локальных инвестиционных проектов, реализация каждого из которых в совокупности обеспечивает высокую межрегиональную (макрорегиональную) и обще региональную значимость.
В статье дана характеристика основным моделям проектного офиса исполнительного органа власти. Подчеркнуты основные моменты в части разработки модель проектного управления с учетом уникальных особенностей регионального/муниципального органа власти (сложившихся управленческих практик и опыта программно-целевого бюджетирования), в том числе единый стандарт оценки различных проектов, разрабатываемых органами государственного и муниципального управления.
В результате проведенного в статье анализа автором предложен ряд мероприятий по совершенствованию инвестиционной политики в части вопроса проектного офиса.
Abstract.The article outlines the need to improve investment policy based on innovative approaches in terms of the project office, which can give an additional impetus to the accelerated development of regions.
The relevance of the study is due to modern experience in the initiation and implementation of major interregional initiatives. Practice shows that they have no alternative in need of real project content, that is, the presence of interconnected local investment projects, the implementation of each of which in aggregate ensures high interregional (macroregional) and general regional significance.
The article describes the main models of the project office of the executive authority. The main points in terms of developing a project management model are highlighted, taking into account the unique features of the regional / municipal government (established management practices and experience of program-target budgeting), including a unified standard for evaluating various projects developed by state and municipal authorities.
As a result of the analysis carried out in the article, the author proposed a number of measures to improve the investment policy in terms of the issue of the project office.
Ключевые слова: проект, проектный подход, управление проектами, экономика региона. Key words: project, project approach, project management, regional economy.
Проектный офис регулирования развития реального сектора экономики региона - это региональная регулятивная структура, способствующая обмену ресурсами, инструментами, методологией и методами проектного управления между участниками реального сектора в процессе разработки, реализации и контроля проектов и программ развития продовольственного сектора экономики региона, оказывающая поддержку региональной экономической системе на основе введения стандартов проектного управления и формирования единой отчетности по программам/проектам финансового сектора. Формирование проектного офиса по регулированию реального сектора экономики региона может основываться на различных подходах. Большинство авторов выделяют последовательный подход (от детального обследования, через концепцию к внедрению), подход, основанный на использовании информационных систем управления проектами (как традиционных на платформе Microsoft Word, так и пол-