Научная статья на тему '«Передовые инженерные школы» как движение к технологическому суверенитету России: индивидуализация обучения и практико-ориентированный подход в реализации проекта'

«Передовые инженерные школы» как движение к технологическому суверенитету России: индивидуализация обучения и практико-ориентированный подход в реализации проекта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технологический суверенитет / индивидуальные траектории обучения / «Передовые инженерные школы» / практикоориентированный подход / современное образование / technological sovereignty / individual learning paths / “Advanced engineering schools” / practice-oriented approach / modern education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александрова Людмила Дмитриевна, Девятова Елена Васильевна

Статья посвящена актуальности индивидуализации обучения и практикоориентированного подхода в контексте реализации Федерального проекта «Передовые инженерные школы». Проект направлен на обеспечение высокотехнологичных отраслей экономики квалифицированными кадрами и повышение технологического суверенитета страны. Авторы подчеркивают важность индивидуализации обучения, и развития цифровых образовательных сервисов для повышения качества подготовки специалистов. В статье обобщаются предварительные показатели реализации проекта, свидетельствующие о его эффективности и востребованности. Целью статьи является описание подходов к индивидуализации обучения в рамках инженерной подготовки кадров, которая является весьма актуальной в связи с совершенствованием производственных процессов, усилением темпов реорганизации производства и внедрением новых информационных технологий. Делается вывод о необходимости пересмотра подходов организации образовательного процесса и специальной подготовки обучающихся за счет использования гибких аппаратных образовательных моделей и содержательной программной базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Александрова Людмила Дмитриевна, Девятова Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Advanced Engineering Schools” as a Movement o Technological Sovereignty of Russia: Individual Character of Teaching and Practice-Oriented Approach in Project Installation

The article considers the urgency of the individual character in teaching and practice-oriented approach in the context of Advanced engineering schools” Federal project installation. The project is directed at high-technological branches of economy highly-qualified workers supply and increase of technological sovereignty of Russia. The authors stress the importance of individual character of teaching and development of digital educational services for improvement of the quality of specialists training. The article captures preliminary data of the project’s installation which prove the effectiveness and demand in a corresponding branch personnel training. The purpose of the article is to describe the approaches to individual character of teaching within the framework of engineering personnel training, which is rather urgent in connection with the production processes improvement, with the industrial growth and reorganization and new information technologies installation. The authors conclude by saying about the necessity to reconsider the approaches to organize educational process and special training of students by using flexible hardware teaching and learning models and information code database

Текст научной работы на тему ««Передовые инженерные школы» как движение к технологическому суверенитету России: индивидуализация обучения и практико-ориентированный подход в реализации проекта»

УДК 378

Людмила Дмитриевна Александрова

кандидат философских наук, доцент

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

E-mail: ldaleksandrova@fa.ru

Елена Васильевна Девятова

кандидат культурологии, доцент

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Москва, Россия

E-mail: lena_0909@mail.ru

«ПЕРЕДОВЫЕ ИНЖЕНЕРНЫЕ ШКОЛЫ» КАК ДВИЖЕНИЕ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ СУВЕРЕНИТЕТУ РОССИИ: ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Статья посвящена актуальности индивидуализации обучения и практикоориентиро-ванного подхода в контексте реализации Федерального проекта «Передовые инженерные школы». Проект направлен на обеспечение высокотехнологичных отраслей экономики квалифицированными кадрами и повышение технологического суверенитета страны. Авторы подчеркивают важность индивидуализации обучения, и развития цифровых образовательных сервисов для повышения качества подготовки специалистов. В статье обобщаются предварительные показатели реализации проекта, свидетельствующие о его эффективности и востребованности.

Целью статьи является описание подходов к индивидуализации обучения в рамках инженерной подготовки кадров, которая является весьма актуальной в связи с совершенствованием производственных процессов, усилением темпов реорганизации производства и внедрением новых информационных технологий. Делается вывод о необходимости пересмотра подходов организации образовательного процесса и специальной подготовки обучающихся за счет использования гибких аппаратных образовательных моделей и содержательной программной базы.

Ключевые слова: технологический суверенитет, индивидуальные траектории обучения, «Передовые инженерные школы», практикоориентированный подход, современное образование

Для цитирования: Александрова, Л. Д. «Передовые инженерные школы» как движение к технологическому суверенитету России: индивидуализация обучения и практикоориентированный подход в реализации проекта /Л. Д. Александрова, Е. В. Девятова //Вестник культуры и искусств. - 2024. - № 3 (79). - С. 7-16.

7

Введение

Инновационное лидерство России, значимость прогрессивных векторов движения на пути к технологическому суверенитету обеспечиваются прежде всего эффективно выстроенной системой управления интеллектуальным капиталом научно-исследовательских школ и научно-образовательных центров нашей страны. Деятельность научно-образовательных центров [2] и университетов в целом [8; 9] определяются сегодня значимым фактором трансформации социально-профессиональной структуры российского общества, обеспечивающим технологический суверенитет страны. Особая роль здесь отводится инженерным кадрам, испытавшим влияние четырех промышленных революций [10].

В свете возрастающих требований государства и бизнес-сообщества к профессиональному образованию важным представляется реализация проектов, нацеленных на построение компе-тентностных систем непрерывного образования. Проектирование и внедрение таких интегрированных проектов предполагает реализацию адаптивного подхода к организации обучения и построение индивидуальных траекторий для освоения востребованных на рынке труда компетенций и навыков. Общее усложнение структуры рынка труда, появление новых стратегических и национальных проектов, а также процессы, связанные с реализацией принципов цифровой экономики, демонстрируют дефицит эффективных и гибких инструментов для получения знаний, навыков, опыта и квалификации за рамками профессии или сразу же в нескольких профессиональных областях.

Именно поэтому для сферы непрерывного профессионального образования актуальным является применение гибких стратегий проектирования образовательных программ и результатов, использование современных методов вовлечения аудитории и сервисный подход в организации образовательного процесса, а также использование передовых технологий и методов обучения. Эта тенденция прослеживается как в зарубежных, так и российских образовательных организациях, так как сегодня работодатели ценят специалистов с востребованным набором навыков, соответствующих их профессиональной направленности.

Индивидуальные образовательные

траектории: теоретический обзор

Целью статьи является описание подходов к индивидуализации обучения в рамках инженерной подготовки кадров, которая является весьма актуальной в связи с совершенствованием производственных процессов, усилением темпов реорганизации производства и внедрением новых информационных технологий. Данные тенденции требуют пересмотра подходов организации образовательного процесса и специальной подготовки обучающихся за счет использования гибких образовательных моделей и содержательной программной базы. Не вызывает сомнения необходимость индивидуализации обучения, что естественным образом сокращает сроки и повышает качество подготовки специалистов. Использование LMS, конструкторов, таких платформенных решений, как образовательные симуляторы и тренажеры, позволяют в динамике корректировать учебные планы, оцифровывать процедуры контроля и качественно структурировать учебную информацию, повышая персонализацию.

Новизна исследования индивидуальных образовательных траекторий (далее — ИОТ) и ее реализации на примере Передовых инженерных школ (далее — ПИШ) определена следующими результатами:

• уточнено терминологическое поле и проанализирована нормативно-правовая база,

• определены теоретико-методологические проблемы проектирования и реализации ИОТ;

• изучены теоретические и практические противоречия, связанные с темой индивидуализации обучения, на примере подготовки инженерных кадров нового поколения;

• подготовлены рекомендации по индивидуальной траектории обучающихся ПИШ, по выстраиванию кооперационных цепочек.

Обоснование научных методов

В статье использованы результаты применения теоретических методов: анализ научных трудов по представленной проблематике,

8

нормативных документов и программ развития образовательных организаций высшего образования, системный анализ, причинно-следственный анализ, статистические методы.

Формирование необходимых навыков обучающихся при переходе на ИОТ и проектные методы обучения — тема, вызывающая живой интерес исследователей [1; 5; 6]. Индивидуализация обучения — это формат организации учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, что позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого, включенного в образовательное пространство субъекта. При этом учет особенностей носит комплексный характер и осуществляется на каждом этапе обучения. В качестве компонентов индивидуализации обучения выделяют самоконтроль и контроль [7].

Индивидуализация в образовании обусловлена не только желанием выстроить обучение на основе индивидуальных образовательных траекторий, но и нормативной базой, которая определяет требования к учету индивидуальных особенностей обучающихся:

• ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3, ст. 26 (об индивидуализации содержания образовательных программ).

• ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3, ст. 48 (о необходимости учитывать особенности психофизического развития обучающихся, состояния их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими работниками).

• Профессиональный стандарт «Педагог» (утвержден приказом Минтруда РФ № 544н от 18.10.2013 г. с изм. от 25.12 2014) уделяется существенное внимание деятельности педагога по разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных программ развития и индивидуально-ориентированных об-

разовательных программ с учетом личностных и возрастных особенностей.

• ФГОС 3++, раздел VII «Требования к условиям реализации программы бакалавриата», п. 7.1.2. «Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации».

• Постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.2023 № 1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (п. 2 «цифровое индивидуальное порт-фолио обучающегося»).

Данная нормативная база, с одной стороны, позволяет образовательным организациям решать задачи персонализированного подхода в образовании, но в то же время многие модели индивидуальной образовательной траектории (далее — ИОТ) так и остаются теоретическими разработками, а экспериментальные модели являются дорогостоящими и не учитывают полный спектр учебного содержания и персональных диагностических данных. Таким образом, главной полезной функцией ИОТ становится внедрение персонализированных образовательных сервисов для реализации лич-ностно-ориентированного обучения, динамического цифрового портфолио и возможности непрерывного образования.

«Передовые инженерные школы»:

предварительные результаты

внедрения

Амбициозный Федеральный проект Министерства науки и высшего образования Российской Федерации «Передовые инженерные школы», направленный на обеспечение высокопроизводительных экспортно-ориентированных секторов экономики страны высококва-

9

лифицированными кадрами для достижения технологической независимости, демонстрирует внедрение командных исследовательских и индустриальных проектов в учебные планы студентов. Данный подход обеспечивает индивидуализацию обучения.

Проект охватывает широкий спектр направлений — от искусственного интеллекта до биоинженерии — и органично интегрируется в систему высшего образования, способствуя ее модернизации. Благодаря индивидуализации обучения усиливается практическая составляющая, а тесное взаимодействие с индустриальными партнерами делает ПИШ исследовательскими образовательными центрами.

Многообразие инструментов для получения персонифицированного набора необходимых компетенций и опыта реализации проектов структурируется в набор моделей выпускников: инженера по прорывным компетенциям, инженера-исследователя, инженера-управленца, инженера-предпринимателя. В основе образовательной модели лежит прак-тико-ориентированный подход.

Дефицит квалифицированных кадров в экономике возник вследствие резкого роста объема выпуска в обрабатывающих производствах в результате задействования производственного потенциала и необходимости наращивать производство оборонной продукции. Резкое увеличение спроса на рабочую силу привело к изменениям на рынке труда, усилившимся тенденцией перетекания трудовых ресурсов из малого и среднего бизнеса на крупные предприятия обрабатывающей промышленности из-за лучших условий по оплате труда.

Трансформация структуры производства изменила спрос на профессионально-квалифицированные характеристики работников и обусловила возникновение новых требований к системе образования. Индивидуализация обучения выходит на первый план. Повышение качества подготовки специалистов по инженерным специальностям является одной из первоочередных задач, от реализации которой во многом зависит достижение нашей страной технологического суверенитета.

Министр науки и высшего образования Российской Федерации В. Н. Фальков (на Со-

вете по грантам на оказание государственной поддержки создания и развития передовых инженерных школ), заслушав годовые отчеты вузов — участников первой волны проекта, отметил, что за прошлый год софинансирова-ние со стороны реального сектора составило

13.5 млрд рублей, это более чем в два раза превышает сумму вложений 2022. Увеличивается и финансирование со стороны государства, на этот год школам первой волны выделено

12.6 млрд — на 2,5 млрд больше, чем в прошлом году1. Обозначенные показатели свидетельствуют о доверии и заинтересованности государства и бизнеса. Синергия различных секторов [3], интеграция науки, бизнеса и государства [4] способствуют эффективности реализации приоритетов научно-технологической политики РФ.

Проект рассчитан до 2030 г., но уже за первый год работы были достигнуты впечатляющие результаты:

• Количество студентов 30 передовых инженерных школ превысило 6 тысяч человек.

• По программам дополнительного профессионального образования обучение прошли более 7,4 тысячи инженеров.

• Повысили квалификацию и/или прошли профессиональную переподготовку свыше 7,6 тысячи преподавателей и управленцев.

• Партнерами проекта выступают 160 высокотехнологичных компаний. Планируется, что к концу 2024 года их число увеличится до 290.

• На базе 30 школ создано более 160 специальных образовательных пространств.

• Более 22 тысяч школьников приняли участие в деятельности инженерных школ и различных профильных мероприятиях. В том числе были организованы проектные школы и экскурсии, проведены образовательные интенсивы и олимпиады — всего порядка 30 инициатив. Наставники из высокотехноло-

1 Вузы — участники федерального проекта «Передовые инженерные школы» отчитываются о результатах работы за 2023 год // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. URL: https://minobmauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/79327 (дата обращения: 15.02.2024).

10

гичных компаний и обучающиеся смогли разработать инженерные проекты, а также принять участие в научно-технических исследованиях.

Таким образом, ПИШ позволяют обучающимся осваивать специализации, наиболее востребованные крупными работодателями России. Они также способствуют взаимодействию обучающихся с компаниями и организациями.

Ключевыми участниками ПИШ являются:

1. Университеты: на их базе создаются передовые инженерные школы, которые становятся центрами инновационного образования и исследований.

2. Индустриальные партнеры: крупные компании и корпорации, заинтересованные в подготовке высококвалифицированных кадров и развитии инновационных технологий.

3. Научные организации: исследовательские институты и центры, обеспечивающие научную поддержку проекта.

4. Министерство науки и высшего образования РФ: координирует реализацию проекта на федеральном уровне.

Каждый университет представляет разнообразные направления ПИШ, так как их специфика зависит от задач системообразующих предприятий региона.

Однако, исходя из аналитических данных, распределение образовательных программ по направлениям подготовки — 83,3 % Инженерное дело, технологии и технические науки; 13,1 % — математические и естественные науки; 1,5 % — образование и педагогические науки, сельское хозяйство, сельскохозяйственные науки.

Ключевыми тематиками научных проектов являются машиностроение (75 шт.), электроника и радиотехника (31 шт.), автоматика, вычислительная техника (28 шт.).

Задачи и направления подготовки

нового поколения инженеров

Программы развития ПИШ должны включать мероприятия по обеспечению в партнерстве с высокотехнологичными компаниями условий для создания нового типа инженерной подготовки, осуществления прорывных разработок и

исследований, направленных на решение задач, соответствующих мировому уровню актуальности и значимости в приоритетных областях технологического развития Российской Федерации, в том числе следующие мероприятия:

а) создание и (или) усовершенствование условий подготовки высококвалифицированных кадров высокопроизводительного сектора экономики Российской Федерации;

б) разработка и внедрение новых образовательных программ высшего образования для опережающей подготовки инженерных кадров и дополнительных профессиональных программ по актуальным научно-технологическим направлениям и «сквозным» цифровым технологиям, обеспеченных интерактивными комплексами опережающей подготовки;

в) привлечение работающих инженеров к осуществлению преподавательской деятельности в передовых инженерных школах;

г) создание на базе передовых инженерных школ специальных образовательных пространств (лаборатории, опытные производства, интерактивные комплексы опережающей подготовки, цифровые, «умные», виртуальные (ки-бер-физические) фабрики, оснащенные современным высокотехнологичным оборудованием, высокопроизводительными вычислительными системами и специализированным прикладным программным обеспечением);

д) выполнение прорывных разработок и исследований, направленных на решение задач, соответствующих мировому уровню актуальности и значимости в приоритетной области (областях) технологического развития Российской Федерации;

е) коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности и трансфер технологий;

ж) тиражирование лучших практик передовых инженерных школ для подготовки и переподготовки инженеров;

11

з) повышение квалификации и (или) профессиональная переподготовка, в том числе в форме стажировки на базе высокотехнологичных компаний, управленческих команд и профессорско-преподавательского состава передовых инженерных школ и образовательных организаций высшего образования, реализующих образовательные программы инженерного профиля по специальностям и направлениям подготовки высшего образования для подготовки инженерных кадров;

и) прохождение практик и (или) стажировок вне рамок образовательного процесса, в том числе в формате работы с наставниками, для лучших студентов, обучающихся по программам магистратуры технологического профиля, которые реализуются на базе научно-исследовательских и опытно-конструкторских проектов по «сквозным» технологиям цифровой экономики и приоритетным направлениям развития техники и технологий при поддержке и участии высокотехнологичных компаний. Отбор таких обучающихся проводится передовыми инженерными школами ежегодно. Средства грантов в части прохождения указанных практик и (или) стажировок направляются на возмещение сопутствующих расходов обучающихся, проходящих практику и (или) стажировку. Состав конкурсной комиссии ПИШ по отбору обучающихся должен включать представителей высокотехнологичных компаний;

к) участие школьников в деятельности передовых инженерных школ в целях их ранней профессиональной ориентации2.

2 Правила предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на поддержку программ развития передовых инженерных школ, обеспечение прохождения практик и стажировок, в том числе в формате работы с наставниками, для талантливых студентов лучших магистерских программ, обеспечение повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки, в том числе в формате стажировки на базе высокотехнологичных компаний, для профессорско-преподавательского состава и управленческих команд передовых инженерных школ, а также

Ранняя профориентация школьников в технических направлениях важна, так как помогает осознать интересы и выявить способности, что является обоснованием для принятия решения о своей образовательной траектории и будущей карьере. Программы дополнительного профессионального образования в рамках ПИШ обеспечивают внедрение новых педагогических подходов и погружение в мир науки и технологий, предлагая молодежи уникальные возможности для развития и самореализации. Реализация обучения по принципам ИОТ включает перечень мероприятий и проектов молодежной политики, что обеспечивает формирование «мягких» навыков и эффективный баланс личностного и профессионального роста у обучающихся.

Необходимо внедрение эффективных подходов, которые формируются при выстраивании индивидуальной траектории обучающихся — нового поколения инженеров, готовых к вызовам современной экономики, так как основная цель проекта — обеспечить технологический суверенитет и конкурентоспособность России путем подготовки высококвалифицированных инженерных кадров.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

1. Создание сети передовых инженерных школ, интегрированных с ведущими высокотехнологичными компаниями.

2. Разработка и внедрение инновационных, индивидуальных образовательных программ, ориентированных на потребности реального сектора экономики.

3. Модернизация материально-технической базы университетов для обеспечения практико-ориентированного обучения.

4. Привлечение ведущих российских и зарубежных специалистов к преподаванию и научному руководству.

5. Развитие научно-исследовательской деятельности студентов и их вовлечение в реальные проекты индустриальных партнеров.

образовательных организаций высшего образования, реализующих образовательные программы инженерного профиля, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2022 г. № 619.

12

ПИШ предусматривают:

1. Внедрение гибких образовательных траекторий, позволяющих студентам формировать индивидуальные учебные планы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Усиление индивидуальной практической составляющей обучения через тесное взаимодействие с индустриальными партнерами.

3. Развитие междисциплинарного подхода в инженерном образовании, сочетающего технические, естественнонаучные и гуманитарные дисциплины.

4. Внедрение передовых образовательных технологий, включая цифровые платформы и симуляторы.

5. Создание индивидуальной системы непрерывного образования, позволяющей инженерам постоянно обновлять свои знания и навыки.

Заключение

Реализация проектов по подготовке современных инженерных кадров на основе компетентностного подхода направлена на апробацию методологии ИОТ и усилению образовательных и профессиональных результатов, а также на создание модели, обеспечивающей соответствие профессиональной квалификации обучающегося в динамично меняющихся условиях профессиональной деятельности.

Содержание образовательных программ ПИШ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по

соответствующим должностям, профессиям и специальностям или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также требования работодателя.

Компетенции и навыки, формируемые в размах ИОТ, в современной педагогике профессионального образования необходимо рассматривать как новый, обусловленный рыночными отношениями тип целеполагания в образовательных системах.

В чем его новизна, чем отличается этот тип целеполагания от традиционного, академического подхода к формированию целей? Главное отличие состоит в том, что «компе-тентностная» модель освобождается от диктата объекта (предмета) труда, но не игнорирует его, тем самым ставит во главу угла междисциплинарные, интегрированные требования к результату образовательного процесса. Профессия не меняется, а видоизменяется (в т. ч. в связи с новыми технологиями, подходами, инструментами решения задач). Важна широта профессиональных взглядов для умения адаптироваться к различным задачам.

Одним из лучших инструментов реализации компетентного подхода - является обучение на основе ИОТ, которая чаще всего представляет собой «конструктор», состоящий из учебных модулей, позволяющих обучающемуся формировать образовательную программу исходя из своих образовательных и профессиональных целей и с учетом запросов рынка труда.

Список литературы

1. Абсалямова, Р. А. Развитие эмпатийных навыков у студентов вузов при переходе на индивидуальные траектории / Р. А. Абсалямова, Н. В. Войтик, О. Б. Полетаева // Общество: социология, психология, педагогика. — 2021. — № 12 (92). — С. 272-277.

2. Галлямова, Д. А. Научно-образовательные центры как инновационный институциональный фактор трансформации социально-профессиональной структуры российского общества / Д. А. Галлямова, О. И. Недельченко // Социология. — 2024. — № 6. — С. 24-27.

3. Гудяева, Л. А. Передовые Инженерные школы как инструмент достижения национального технологического суверенитета в контексте региональной социально-экономической повестки / Л. А. Гудяева, М. И. Прыгунова // Бизнес. Образование. Право. — 2023. — № 1 (62). — С. 13-19.

13

4. Кочетова, О. О. Технологическое развитие промышленности на основе интеграции науки, бизнеса и государства / О. О. Кочетова // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. — 2024. — Т. 21, № 2 (134). — С. 55-64.

5. Левченко, И. В. Становление и развитие вариативного школьного образования в области информатики / И. В. Левченко, Е. М. Зверева // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. — 2018. — № 3 (45). — С. 37-45.

6. Лозовская, Л. Б. Реализация проектного метода обучения в Передовой инженерной школе классического университета / Л. Б. Лозовская, О. А. Морозов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. — 2024. — № 2. — С. 54-58.

7. Мухамедшина, А. В. Индивидуализация профессионального обучения будущих инженеров на основе модульной технологии / А. В. Мухамедшина // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 2. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 343-345.

8. Назмутдинова, Е. В. О роли университетов в обеспечении технологического суверенитета страны / Е. В. Назмутдинова // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. — 2023. — № 4. — С. 256-258.

9. Смирнова, С. Б. О трендах управленческой модели современного университета / С. Б. Смирнова, Д. М. Шабанов // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. — 2024. — Т. 10, № 2. — С. 115-122.

10. Царева, С. А. Подходы к разработке экспертной модели подготовки инженерных кадров в рамках развития Индустрии 4.0 / С. А. Царева, А. Н. Савичева, П. В. Готишан // Качество и жизнь. — 2024. — № 1-2 (41-42). — С. 9-16.

Получено 04.09.2024

14

Lyudmila D. Aleksandrova

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

E-mail: ldaleksandrova@fa.ru

Elena V. Devyatova

Candidate of Culturology, Associate Professor,

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia

E-mail: lena_0909@mail.ru

"Advanced Engineering Schools" as a Movement o Technological Sovereignty of Russia: Individual Character of Teaching and Practice-Oriented Approach in Project Installation

The article considers the urgency of the individual character in teaching and practice-oriented approach in the context of Advanced engineering schools" Federal project installation. The project is directed at high-technological branches of economy highly-qualified workers supply and increase of technological sovereignty of Russia. The authors stress the importance of individual character of teaching and development of digital educational services for improvement of the quality of specialists training. The article captures preliminary data of the project's installation which prove the effectiveness and demand in a corresponding branch personnel training.

The purpose of the article is to describe the approaches to individual character of teaching within the framework of engineering personnel training, which is rather urgent in connection with the production processes improvement, with the industrial growth and reorganization and new information technologies installation. The authors conclude by saying about the necessity to reconsider the approaches to organize educational process and special training of students by using flexible hardware teaching and learning models and information code database

Keywords: technological sovereignty, individual learning paths, "Advanced engineering schools", practice-oriented approach, modern education

For citing: Aleksandrova L. D., Devyatova E. V. 2024. "Advanced Engineering Schools" as a Movement to Technological Sovereignty of Russia: Individual Character of Teaching and Practice-Oriented Approach in Project Installation. Vestnik kul'tury i iskusstv [Culture and Arts Herald]. No 3 (79): 7-16. (In Russ.).

Reference

1. AbsaLjamova R. A., Vojtik N. V., PoLetaeva O. B. 2021. Development of empathetic skills in university students during the transition to individual Learning trajectories. Obshchestvo: sotsiologi-ya, psikhologiya, pedagogika [Society: Sociology, Psychology, Pedagogy]. No 12 (92): 272-277. (In Russ.).

2. Gallyamova D. A., Nedelchenko O. I. 2024. Scientific and educational centers as an innovative institutional factor in the transformation of the socio-professional structure of Russian society. Sotsiologiya [Sociology]. No 6: 24-27. (In Russ.).

15

3. Gudyaeva L. A., Prygunova M. I. 2023. Advanced Engineering Schools as a tool, for achieving national technological sovereignty in the context of regional socio-economic agenda. Biznes. Obra-zovanie. Pravo [Business. Education. Law]. No 1 (62): 13-19. (In Russ.).

4. Kochetova O. O. 2024. Technological development of industry based on the integration of science, business, and the state. Vestnik Rossiiskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhano-va [Bulletin of the Plekhanov Russian University of Economics]. Vol. 21, No 2 (134): 55-64. (In Russ.).

5. Levchenko I. V., Zvereva E. M. 2018. Formation and development of variable school education in the field of informatics. Vestnik MGPU. Seriya: Informatika i informatizatsiya obrazovaniya [Bulletin of Moscow State Pedagogical University. Series: Informatics and Informatization of Education]. No 3 (45): 37-45. (In Russ.).

6. Lozovskaya L. B., Morozov O. A. 2024. Implementation of the project-based learning method in the Advanced Engineering School of the Classical University. Vestnik Voronezhskogo gosudarstven-nogo universiteta. Seriya: Problemy vysshego obrazovaniya [Bulletin of Voronezh State University. Series: Problems of Higher Education]. No 2: 54-58. (In Russ.).

7. Mukhametshina A. V. 2012. Individualization of professional training of future engineers based on modular technology. Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire [Theory and Practice of Education in the Modern World]. Vol. 2. St. Petersburg: Renome. Pp. 343-345. (In Russ.).

8. Nazmutdinova E. V. 2023. On the role of universities in ensuring the technological sovereignty of the country. Konkurentosposobnost' v global'nom mire: ekonomika, nauka, tekhnologii [Competitiveness in the Global World: Economics, Science, Technology]. No 4: 256-258. (In Russ.).

9. Smirnova P. B., Shabanov D. M. 2024. Trends in the management model of the modern university. Nauchnyi rezul'tat. Tekhnologii biznesa i servisa [Scientific Result. Business and Service Technologies]. Vol. 10, No 2: 115-122. (In Russ.).

10. Tsareva P. A., Savicheva A. N., Gotishan P. V. 2024. Approaches to the development of an expert model for the training of engineering personnel within the framework of Industry 4.0 development. Kachestvo i zhizn'[Quality and Life]. No 1-2 (41-42): 9-16. (In Russ.).

Received 04.09.2024

16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.