Научная статья на тему 'Передовой опыт малого бизнеса на сельских территориях'

Передовой опыт малого бизнеса на сельских территориях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
391
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ФЕРМЕРСТВО МАЛЫЙ АГРОБИЗНЕС / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / ПЕРЕДОВОЙ ОПЫТ / AGRICULTURE / FARMING / SMALL AGRICULTURAL ENTERPRISES / RURAL AREAS / BEST PRACTICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Айдинова Анжелика Тагировна

Уровень и характер развития малого агробизнеса в современной экономике России существенно отличается в зависимости от региональной специфики. В этой связи анализ и обобщение передового опыта развития фермерства не только позволит выявить основные факторы успеха, но и даст возможность, как самим аграриям, так и государственным органам эффективнее развивать этот сектор экономики. Российский опыт развития малого агробизнеса недостаточно изучен, в этой связи анализ практики фермерства представляет как теоретический, так и практический интерес. В статье проведен анализ практики хозяйствования субъектов малого агробизнеса в регионах России. Рассмотрены различные формы сбыта фермерской продукции, в том числе с использованием агрофраншизы и с применением

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Айдинова Анжелика Тагировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IT-технологийThe level and nature of the development of small agro-business in the modern Russian economy differs substantially depending on regional specifics. In this context, analysis and compilation of best practices is the development of farming will not only allow revealing the main factors of success, but will also give an opportunity both by farmers and the state authorities to effectively develop this sector. Russian experience in the development of small agro-business has not been well understood; in this context, the analysis of the practice of farming has both theoretical and practical interest. In the article, we present the analysis of management practices of small agricultural enterprises in the regions of Russia. Various forms of marketing of farm products, including the use of agro-franchise and with the use of IT-technologies have been shown

Текст научной работы на тему «Передовой опыт малого бизнеса на сельских территориях»

Научный журнал КубГАУ, №112(08), 2015 года

1

УДК 339:63

08.00.00 Экономические науки

ПЕРЕДОВОЙ ОПЫТ МАЛОГО БИЗНЕСА НА СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ

Айдинова Анжелика Т агировна к.э.н., доцент

РИНЦ БРШ-код:6090-3454 aat-kmv@rambler.ru

Ставропольский государственный аграрный университет, 355000 Россия, Ставропольский край г. Ставрополь, пер. Зоотехнический, 12 тел.: (+7652) 356477

Уровень и характер развития малого агробизнеса в современной экономике России существенно отличается в зависимости от региональной специфики. В этой связи анализ и обобщение передового опыта развития фермерства не только позволит выявить основные факторы успеха, но и даст возможность, как самим аграриям, так и государственным органам эффективнее развивать этот сектор экономики. Российский опыт развития малого агробизнеса недостаточно изучен, в этой связи анализ практики фермерства представляет как теоретический, так и практический интерес. В статье проведен анализ практики хозяйствования субъектов малого агробизнеса в регионах России. Рассмотрены различные формы сбыта фермерской продукции, в том числе с использованием агрофраншизы и с применением IT -технологий

Ключевые слова: СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО, ФЕРМЕРСТВО МАЛЫЙ АГРОБИЗНЕС, СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ, ПЕРЕДОВОЙ ОПЫТ

UDC 339:63 Economic sciences

BEST PRACTICES FOR SMALL BUSINESS IN RURAL AREAS

Aydinova Anzhelika T agirovna

Candidate of economic sciences, associate professor

RSCI SPIN-code:6090-3454

aat-kmv@rambler.ru

Stavropol State Agricultural University

355000, Stavropol, Russia, tel.: (+7652) 356477

The level and nature of the development of small agrobusiness in the modern Russian economy differs substantially depending on regional specifics. In this context, analysis and compilation of best practices is the development of farming will not only allow revealing the main factors of success, but will also give an opportunity both by farmers and the state authorities to effectively develop this sector. Russian experience in the development of small agro-business has not been well understood; in this context, the analysis of the practice of farming has both theoretical and practical interest. In the article, we present the analysis of management practices of small agricultural enterprises in the regions of Russia. Various forms of marketing of farm products, including the use of agro-franchise and with the use of IT -technologies have been shown

Keywords: AGRICULTURE, FARMING, SMALL AGRICULTURAL ENTERPRISES, RURAL AREAS, BEST PRACTICES

Как показывает мировой опыт успешное развитие малого бизнеса не возможно без использования всех потенциальных возможностей сельской экономики, которые выходят далеко за рамки сельскохозяйственного производства. Многофункциональность сельской экономики напрямую связана с теми задачами, которые она выполняет помимо производства сельхозпродукции и обеспечения продовольственной безопасности страны или региона. В значительной степени она вытекает из функциональных особенностей сельских территорий и проявляется в реализации таких дополнительных функций как социальная, демографическая, культурологическая, природоохранная и природо-восстановительная, рекреационная, простран-

http://ej.kubagro.ru/2015/08/pdf/96.pdf

Научный журнал КубГАУ, №112(08), 2015 года

2

ственно-коммуникационная, политическая, сохранение биоразнообразия и охрана окружающей среды функция социального надзора над территорией [6, с. 106].

Признавая важность всех функций, особенно следует отметить последнюю, связанную с контролем над сельскими территориями. По прогнозам ООН численность сельского населения России к 2050 г. составит около 22,8 млн. чел., его доля в общей численности населения страны уменьшиться практически в три раза. Это заставляет задуматься об угрозе депопуляции сельских территорий, особенно с неблагоприятными условиями для ведения сельхозпроизводства [16].

В современном мире задача устойчивого развития сельских территорий решается как формирование симбиоза эффективного хозяйствования, оптимальной среды обитания и поддержание сельского образа жизни

Принятая Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, нацелена на обеспечение роста сельской экономики, снижение разрыва в качестве жизни между городским и сельским населением, выполнением селом общенациональных функций [5].

Еще один шаг в развитие сельского социума сделан в связи с принятием в феврале 2015 г. «Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года», в которой уже идет речь не просто о преодолении разрыва между городом и деревней, а о повышении качества и уровня жизни сельского населения на основе «преимуществ сельского образа жизни». Фактически ставиться задача развития сельской местности как единого территориального исторически сложившегося комплекса, выполняющего важные общественно значимые функции и вносящего значительный вклад в комплексное социально-экономическое развитие Российской Федерации [7].

http://ej.kubagro.ru/2015/08/pdf/96.pdf

Научный журнал КубГАУ, №112(08), 2015 года

3

Одной из проблем в развитии российского малого агробизнеса является проблема реализации произведенной продукции. Фермеры систематически вступают в конфликт с торговыми принципами федеральных и региональных сетей, такими как крайне жесткие требования к объемам поставок, необходимость оплаты различных бонусов, включения НДС и т.д.

Поэтому в настоящее время предпринимаются активные попытки воссоздания альтернативных сбытовых цепочек, в научной литературе их принято определять как «альтернативные продовольственные сети» или «короткие цепочки поставки продовольствия», их также именуют «новыми продовольственными сетями» или «гражданскими продовольственными сетями» [3, с. 35-36].

Основной целью развития альтернативных сбытовых цепочек является преодоление разрыва между производителем и потребителем сельхозпродукции, который в последние годы активно углублялся. Так, в Ставропольском крае доля товаров, продающихся на рынках и ярмарках за последние 14 лет снизилась почти в 3,5 раза - с 33,9 % до 9,7 %. При этом в 2014 г. продукты питания в структуре розничной торговли составляли 48,2 % от всего торгового оборота (рисунок 1).

Несмотря на то, что в крае внешне активно реализуется информационно-маркетинговый проект «Покупай ставропольское!», предпринимаются попытки проведения фермерских ярмарок и рынков, рынков выходного дня, которые должны дать возможность малому и бизнесу и населению свободно продавать выращенную сельскохозяйственную продукцию, фактически ситуация с доступностью торговых мест не меняется, а даже несколько ухудшилась.

http://ej.kubagro.ru/2015/08/pdf/96.pdf

Научный журнал КубГАУ, №112(08), 2015 года

4

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 200S 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Годы

Рисунок 1 - Удельный вес продажи товаров на рынках и ярмарках в общем объеме оборота розничной торговли в Ставропольском крае [Построено автором на основе данных 11]

Ещё одна проблема, с которой сталкиваются фермеры, - это «ножницы» цен на произведенную ими продукцию и товары, которые необходимы для ведения сельхозпроизводства. Находясь в самом начале технологической цепочки сельхозпроизводитель существенно теряет в доходности из-за диспаритета цен и не возможности оказания влияния на остальные звенья сбытовой цепочки. Решать эти проблемы регионы пытаются за счет строительства крупных оптово-розничных рынков. В Казани это так называемый «Агропарк» - кооперативный рынок - комплекс с местами, оснащенными современным торговым оборудованием, технологичными санитарно-ветеринарными лабораториями, линиями первичной и вторичной переработки продукции, включающий в себя фасовочные цеха, магазины сельхозтехники и прочее. Аналогичный центр строится в Минераловод-ском районе Ставропольского края.

Еще одним из направлений, призванным наладить канал сбыта фермерской продукции является развитие торговых сетей, специализирующихся на продаже фермерской продукцией. Например, розничная торговая сеть «Фермер» в Белгородской области, созданная в 2008 г. в настоящее

http://ej.kubagro.ru/2015/08/pdf/96.pdf

Научный журнал КубГАУ, №112(08), 2015 года

5

время насчитывает 28 магазинов, которые обеспечивают более чем 250 владельцам К(Ф)Х и ЛПХ возможность реализовывать свою продукцию без посредников. Данная торговая сеть была создана в процессе реализации областной целевой программы «Семейные фермы Белогорья». Фактически программа предусматривала создание сельских потребительских кооперативов на основе небольших хозяйств. Фактически «Семейные фермы Белогорья», выполняет функцию поставщика-логиста, который гарантирует качество продукции и берет на себя логистику по сбору продукции у фермерских хозяйств.

Вместе с тем, в торговле фермерской продукцией существуют определенные препятствия, делающие ее продажу низкорентабельной:

- во-первых, продукция фермерских хозяйств в своей основной массе носит сезонный характер, ее поставка осуществляется небольшими партиями, она не может участвовать в ценовой конкуренции;

- во-вторых, фермерские продукты не могут конкурировать по внешнему виду с яркими упаковками мировых и российских продовольственных брендов;

- в-третьих, ассортимент фермерских магазинов не может конкурировать по своей широте с супермаркетами, к которым привык городской житель.

Нередко фермерские магазины подвергаются нареканиям за отсутствие культуры обслуживания.

В последнее время получила развитие система агрофраншизы. Агрофраншиза представляет собой своего рода бизнес-план по производству определенного вида продукции сельского хозяйства. Производство должно иметь определенный срок окупаемости, высокую доходность и свободную рыночную нишу для продажи. При организации агрофраншизы базовое хозяйство выступает в качестве франчайзера. Основная цель агрофраншизы -не только передача технологии и накопленного опыта, но и организация

http://ej.kubagro.ru/2015/08/pdf/96.pdf

Научный журнал КубГАУ, №112(08), 2015 года

6

сбытовой логистики, обеспечивающая доступ фермерской продукции в крупные торговые сети. Как показывает практика, наибольшего эффекта агрофраншиза достигает в тех регионах, где имеется активная поддержка со стороны администрации. Например, успех франшизы в Пермском крае обеспечивается заинтересованностью Министерства сельского хозяйства и продовольствия в формировании продовольственной цепи - сельхозтоваропроизводитель (фермер) - продукция - ритейл - потребитель, как следствие - крупные торговые сети становятся более лояльными к фермерам.

В 2012 г. в Пермском крае начали свою работу первые 12 агрофраншиз. Среди них разведение кроликов по акселерационной технологии, создание технологичной пасеки, выращивание рассады цветов и овощей, организация производства перепелиного яйца, выращивание грибов вешенка, выращивание форели и др. Планируется, что в ближайшее время начнут функционировать не менее 80 агрофраншиз. Стоимость одной франшизы колеблется в пределах от 72 тыс. до 500 тыс. руб. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края выделяет субсидии для предпринимателей при покупке франшизы, которые составляют практически половину всех затрат на технологию. В 2012 г. для этого в бюджете Пермского края было предусмотрено 2 млн. рублей [8].

Несколько иначе внедряются технологии агрофраншизы в Московской области. Здесь на добровольной основе по инициативе «снизу» на базе небольшой фермы «Коновалово» сформировалось объединение сельхозтоваропроизводителей ООО «Экокластер».

Основная задача, которая решается данным объединением - создание национальной сети гастрономических фрешмаркетов «Экоферма», объединяющую традиционный ритейл, фермерские рынки и систему прямых продаж натуральных экологически безопасных продуктов питания отечественного производства. Франчайзинговое предложение для открытия розничного магазина «Экокластер» состоит из стоимости франчайзинг-

http://ej.kubagro.ru/2015/08/pdf/96.pdf

Научный журнал КубГАУ, №112(08), 2015 года

7

пакета 800 000 руб. (паушальный взнос) и ежемесячные отчисления в размере 3% от выручки. Для мелких сельхозпроизводителей предлагается вступить в объединение на условиях осуществления ежемесячных отчислений и соблюдения экостандартов и технологий фирм. В этом случае «Экокластер» берет на себя организацию процесса реализации. Информация о производителе размещается на сайте партнерства, его обеспечивают специальной упаковкой, оказывают рекламную поддержку, а также объединение берет на себя ветеринарный контроль, аудит, закупку кормов для животных и семян для овощей.

Российский малый агробизнес, региональные власти активно ищут новые возможности сбыта произведенной сельскохозяйственной продукции, организуя, в том числе и Интернет-торговлю, одновременно Интернет становится не только торговой площадкой, но и онлайн-сервисом по обмену опытом и консультациям в области ведения фермерского хозяйства.

В 2014 г. ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных наций) одобрило предложение о создании в 2015 г. веб-инструмента «Платформы знаний по семейным фермерским хозяйствам» Платформа будет находиться под управлением ФАО, и ее целью является создание крупнейшего в мире свода национальных законов, нормативных актов, примеров государственной политики, передовой практики, убедительных исследований, публикаций и статей, связанных с семейными фермерскими хозяйствами ФАО [9].

В апреле 2008 г. начал работу интернет-проект федерального уровня - «ФЕРМЕР.Яи - Главный фермерский портал», который создан частным лицом (руководит порталом Воложанин А.Е. г. Екатеринбург). Как утверждают авторы это крупнейший сельскохозяйственный ресурс на территории бывшего СССР с ежедневной, активной аудиторией более 70 000 человек, и более 400 000 просмотров страниц в сутки [12]. В качестве целевой аудитории портала выбраны фермеры, предприниматели, поставщики и

http://ej.kubagro.ru/2015/08/pdf/96.pdf

Научный журнал КубГАУ, №112(08), 2015 года

8

производители сельхозоборудования, специалисты и просто интересующиеся проблемами сельского хозяйства.

На портале помимо познавательной информации по разделам, посвященным технологии и экономике фермерских хозяйств, имеются и специальные сервисы для фермеров где они бесплатно публикуют объявления о продаже или покупке сельхозтоваров и продовольствия, активно работают блоги и форум фермеров, на которых посетители обмениваются актуальной информацией. Кроме того, на портале создан электронный всероссийский справочник хозяйств и органов управления АПК. К сожалению, информации о ставропольских фермерах нет [12].

По итогам 2010 г. главный фермерский портал Fermer.ru стал лауреатом высшей общественной награды РФ в сфере производства продовольствия «За изобилие и процветание России» в номинации «Эффективный аграрный проект в Интернете» [4, С. 914-918].

Одним из интернет-проектов, который направлен на создание «прозрачного» и доступного рынка сельхозпродукции является создание портала «РОСАГРОТОРГ. РФ», портал предпринял попытку соединить без посредников производителей и покупателей (как розничных, так и оптовых) сельхозпродукции на всей территории России [13]. Данный проект Фонда содействия развитию сельского хозяйства, который осуществляется по поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина, только набирает силу и если Белгородская область представлена 18 сельхозпроизводителями, из которых большинство крестьянские (фермерские) хозяйства, то Ставропольский край не представлен вовсе [1].

Премьер-министр Д.А. Медведев утвердил «Стратегию развития села до 2030 г.» [7]. Для решения задач, поставленных этим документом, Фонд содействия развитию сельского хозяйства совместно с национальным оператором связи ОАО «РТКомм.РУ» (дочернее предприятие ОАО «Ростелеком») приступил к реализации проекта по созданию федеральной «Единой

http://ej.kubagro.ru/2015/08/pdf/96.pdf

Научный журнал КубГАУ, №112(08), 2015 года

9

Телекоммуникационной Сети сельхозтоваропроизводителей России» (ЕТС) - информационно-деловой сети, которая в 2015-2018 гг. объединит все КФХ и субъекты малого бизнеса на селе [14].

В 26 регионах страны, в том числе и в Ставропольском крае, а также на сайте АККОР функционируют электронные агробиржи, которые фактически представляют собой электронные доски объявлений о продаже и покупке сельхозпродукции, оборудования и упаковки [2].

На сайте «Фермерские продукты - где купить» собраны адреса более чем 60 интернет-магазинов фермерских хозяйств, большинство из которых расположены и предлагают продукцию для Москвы и Московской области, Санкт- Петербурга и Ленинградской области, есть предложения от фермеров Тульской, Владимировской, Ивановской, Тверской, Липецкой, Ярославской и Ростовской областей, Алтайского края, Екатеринбурга, Татарстана и Нижнего Новгорода [15].

К сожалению, активность ставропольских фермеров в сети Интернет не велика, несмотря на то, что количество постоянных пользователей сети Интернет в крае составляет более 286 тыс. человек, а количество зарегистрированных пользователей мобильным Интернетом почти 2,28 млн. абонентов [10].

Таким образом, опыт ведения малого бизнеса на сельских территориях как в России, так и за рубежом при грамотном подходе и системной государственной поддержке свидетельствует о том, что фермерство является не только эффективной формой хозяйствования, но и важнейшим институтом в жизнедеятельности сельского общества.

Литература:

1. Айдинова А.Т. Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств на Ставрополье: проблемы и противоречия // Экономика сельского хозяйства России. 2014. № 11.

С. 56-61

2. Айдинова А.Т. Малый бизнес в АПК: методологический аспект исследования // Экономика сельского хозяйства России. 2014. № 12. С. 44-48

http://ej.kubagro.ru/2015/08/pdf/96.pdf

Научный журнал КубГАУ, №112(08), 2015 года

10

3. Громашева О. Производство, сбыт и потребление в Санкт-Петербурге: плодородная почва для развития коротких цепочек поставок фермерских продуктов? /

О. Громашева, Дж. Брунори // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. - 2014. - № 2. - С. 35-51.

4. «Золотая осень»: достижения в сельском хозяйстве на главной аграрной выставке России (Материалы мероприятий в рамках деловой программы 12-й Российской агропромышленной выставки, 1-11 октября 2010 г., Москва, Всероссийский выставочный центр,2010. - 1120 с.

5. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года Распоряжение Правительства РФ от 08.11.2012 № 2071-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» // СЗ РФ. - 2012. - № 46. - Ст. 6386.

6. Региональный опыт разработки программ устойчивого развития сельских территорий : информ. изд. - М. : ФГБНУ «Росинформагротех», 2012. - 112 с. с. 8-9;

7. Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2015 № 151-р «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года» // СЗ РФ. - 2015. - № 6. - Ст. 1014.

8. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края : сайт. -Пермь, 2010. - URL: http://www.agro.permkrai.ru/ (5.09.2015).

9. Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных наций

(ФАО) [Электронный ресурс] : сайт. - [Б. м., 2015]. - URL:

http://www.fao.org/home/ru/ (14.08.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Ставропольский край. Портал органов государственной власти Ставропольского

края [Электронный ресурс] : сайт. - Ставрополь, [б. г.]. - URL:

http://www.stavregion.ru (5.09.2015).

11. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю [Электронный ресурс] : [сайт]. - Ставрополь, 1999-2014. - URL: http://stavstat.gks.ru/ (05.09. 2015).

12. ФЕРМЕР.RU [Электронный ресурс] : портал о бизнесе в сельском хозяйстве. -[Б. м.], 2008. - URL: http://fermer.ru/ (5.09.2015).

13. РОСАГРОТОРГ.РФ [Электронный ресурс] // сайт. - [Б. м.], 2015. - URL: http://росагроторг.рф/ (14.08.2015).

14. Фонд содействия развитию сельского хозяйства «Единый центр развития сельского хозяйства» (ЕЦРСХ) [Электронный ресурс] // [сайт]. - СПб, 2015. - URL: http://www.ецрсх.рф (5.09.2015).

15. «Фермерские продукты - где купить» - Проект о народной культуре HNH.ruhttp://www.hnh.ru/food/Farm_products_where_to_buy#!page-1

16. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] : сайт. -[М.], 1999-2015. - URL: http://www.gks.ru/ (05.09. 2015).

References:

1. Ajdinova A.T. Razvitie krest'janskih (fermerskih) hozjajstv na Stavropol'e: problemy i

protivorechija // Jekonomika sel'skogo hozjajstva Rossii. 2014. № 11. S. 56-61

2. Ajdinova A.T. Malyj biznes v APK: metodologicheskij aspekt issledovanija //

Jekonomika sel'skogo hozjajstva Rossii. 2014. № 12. S. 44-48

3. Gromasheva O. Proizvodstvo, sbyt i potreblenie v Sankt-Peterburge: plodo-rodnaja

pochva dlja razvitija korotkih cepochek postavok fermerskih produktov? / O.

http://ej.kubagro.ru/2015/08/pdf/96.pdf

Научный журнал КубГАУ, №112(08), 2015 года

11

Gromasheva, Dzh. Brunori // Labirint. Zhurnal social'no-gumanitarnyh is-sledovanij. -2014. - № 2. - S. 35-51.

4. «Zolotaja osen'»: dostizhenija v sel'skom hozjajstve na glavnoj agrarnoj vystav-ke Rossii (Materialy meroprijatij v ramkah delovoj programmy 12-j Rossij-skoj ag-ropromyshlennoj vystavki, 1-11 oktjabrja 2010 g., Moskva, Vserossijskij vystavochnyj centr,2010. - 1120 s.

5. Koncepcija ustojchivogo razvitija sel'skih territorij Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 08.11.2012 № 2071-r «Ob utverzhdenii Koncepcii federal'noj celevoj programmy «Ustojchivoe razvitie sel'skih territorij na 20142017 gody i na period do 2020 goda» // SZ RF. - 2012. - № 46. - St. 6386.

6. Regional'nyj opyt razrabotki programm ustojchivogo razvitija sel'skih terri-torij : inform. izd. - M. : FGBNU «Rosinformagroteh», 2012. - 112 s. s. 8-9;

7. Strategija ustojchivogo razvitija sel'skih territorij Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 02.02.2015 № 151-r «Ob utverzhdenii Strategii ustojchivogo razvitija sel'skih territorij Ros-sijskoj Federacii na period do 2030 goda» // SZ RF. - 2015. - № 6. - St. 1014.

8. Ministerstvo sel'skogo hozjajstva i prodovol'stvija Permskogo kraja : sajt. - Perm',

2010. - URL: http://www.agro.permkrai.ru/ (5.09.2015).

9. Prodovol'stvennaja i sel'skohozjajstvennaja organizacija Ob#edinennyh nacij (FAO) [Jelektronnyj resurs] : sajt. - [B. m., 2015]. - URL: http://www.fao.org/home/ru/

(14.08.2015) .

10. Stavropol'skij kraj. Portal organov gosudarstvennoj vlasti Stavropol'skogo kraja [Jelektronnyj resurs] : sajt. - Stavropol', [b. g.]. - URL: http://www.stavregion.ru (5.09.2015).

11. Territorial'nyj organ Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Stavropol'skomu kraju [Jelektronnyj resurs] : [sajt]. - Stavropol', 1999-2014. - URL: http://stavstat.gks.ru/ (05.09. 2015).

12. FERMER.RU [Jelektronnyj resurs] : portal o biznese v sel'skom hozjajstve. - [B. m.], 2008. - URL: http://fermer.ru/ (5.09.2015).

13. ROSAGROTORG.RF [Jelektronnyj resurs] // sajt. - [B. m.], 2015. - URL: http ://rosagrotorg.rf/ (14.08.2015).

14. Fond sodejstvija razvitiju sel'skogo hozjajstva «Edinyj centr razvitija sel'-skogo hozjajstva» (ECRSH) [Jelektronnyj resurs] // [sajt]. - SPb, 2015. - URL: http://www.ecrsh.rf

(5.09.2015) .

15. «Fermerskie produkty - gde kupit'» - Proekt o narodnoj kul'ture HNH.ruhttp://www.hnh.ru/food/Farm_products_where_to_buy#!page-1

16. Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki [Jelektronnyj resurs] : sajt. - [M.], 1999-2015. - URL: http://www.gks.ru/ (05.09. 2015).

http://ej.kubagro.ru/2015/08/pdf/96.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.