УДК 340
Стерхова Марина Ивановна
кандидат юридических наук, доцент кафедры частного и публичного права Казанского федерального университета [email protected]
Передоверие как способ
ПЕРЕДАЧИ ПОЛНОМОЧИЯ ПО ДОВЕРЕННОСТИ
Marina I. Sterkhova
candidate of jurisprudence, associate professor of private and public law of the Kazan federal university [email protected]
Transferring as
WAY TO TRANSFER POWER OF ATTORNEY
Аннотация. В статье рассмотрен способ передачи полномочий по доверенности в порядке передоверия в соответствии с новыми изменениями, внесенными Федеральным законом № 100-ФЗ «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» от 07 мая 2013 года. Автором статьи рассматривается новое понимание последующего передоверия, комментируются условия осуществления последующего передоверия. В статье показано в каких случаях возможно выдать доверенность от нескольких лиц и на нескольких лиц в рамках нового законодательства.
Ключевые слова: доверенность, передоверие, последующее передоверие
Annotation. The article considers with the method of transferring power of attorney on the basis of transferring power of attorney in accordance with new changes brought by the Federal law No. 100-FL «About having brought changes into the 4 and the 5 section I of the first part and article of 1153 of the third section of Civil code of the Russian Federation» from May 07, 2013 . The author of article has made out a new understanding of the succeeding transferring power of attorney. The article shows in what cases it is possible to give out power of attorney from some persons and for some juridical persons within the limits of legislation.
Keywords: power of attorney, transferring power of attorney, succeeding transferring power of attorney.
Одним из спорных вопросов добровольного представительства является передоверие. «Передоверие - сложное юридическое явление, вызывающее значительные разногласия при попытках ученых установить его природу и определить понятие его. В цивилистической литературе нет не только единого, но сколько-нибудь сходного понимания передоверия» [1]. Данное высказывание В.А. Рясенцева в 1948 году в своей докторской диссертации на тему «Представительство и сделки в современном гражданском праве» является актуальным и в настоящее время.
07 мая 2013 года был принят Федеральный закон № 100-ФЗ «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 100-ФЗ), которым были внесены существенные изменения, в том числе и в главу 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (Далее по тексту ГК РФ), регулирующую представительство и доверенность.
Принятые законом изменения внесли ясность по многим вопросам, касающимся оформления удостоверений доверенности, сроков доверенности и т.д. Внесены изменения и в ст. 187 ГК РФ, регулирующую передоверие доверенности.
Тем не менее, спорные вопросы, возникающие, прежде всего, при выдаче доверенности в по-
рядке передоверия, остались. Это связано с тем, что само понятие передоверие и в новой редакции Гражданского кодекса не конкретизировано. Содержащиеся в статье 187 ГК РФ положения лишь косвенно раскрывают его сущность, а именно указывают на передачу полномочий другому лицу. Статья 976 ГК РФ также регулирует передоверие по отношению к договору поручения и называет его как «передачу исполнения поручения другому лицу».
Исходя из этого, существуют различные подходы к понятию передоверия. Одни авторы считают это «особым случаем перемены лиц в обязательстве», как Э.Г. Гайдук в статье «О передоверии» (Юрист, 2004, № 11), другие - «делегирование полномочий представителя в случаях, указанных в законе и в доверенности», как И. Косарева в статье «Удостоверение доверенностей, выдаваемых гражданами и юридическими лицами» («Российская юстиция» № 9, 2001).
Брагинский МП. считает, что Статьи 976 и 187 ГК РФ имеют в виду в равной мере передачу совершения действий другому - в первом случае это адресовано поверенному, а во втором -представителю [2].
В.А. Рясенцев в 1948 году в своей докторской диссертации на тему «Представительство и сделки в современном гражданском праве» рас-
139
крыл понятие передоверия. Он указал, что передоверие есть односторонняя сделка представителя, совершаемая им от имени представляемого и направленная на установление поддоверенному полномочия [1].
Правовые отношения сторон по доверенности сводятся к тому, что поверенный лично обязан исполнить данное ему поручение в интересах своего доверителя. При этом, выступать за пределы доверенности поверенный не имеет права. Но поверенному предоставляется право передоверять другим лицам совершение тех действий, на которые он уполномочен доверенностью, только в случаях, когда это право прямо предусмотрено самой доверенностью.
Гражданским кодексом (в ред. Закона № 100-ФЗ от 07 мая 2013 года) право на передоверие ограничивается нормой п.5 от. 187 ГК РФ, на основании которой запрещается передоверие в случаях, когда доверенность выдается на получение заработной платы и иных платежей, связанных с трудовыми отношениями, на получение вознаграждения авторов и изобретателей, пенсий, пособий и стипендий или на получение корреспонденции, за исключением ценной корреспонденции, может быть удостоверена организацией, в которой доверитель работает или учится, и администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором он находится на излечении. Передоверие осуществляется путем выдачи новой доверенности первоначальным представителем новому представителю.
В соответствии со от. 187 ГК РФ доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверена. Исключением являются доверенности, выдаваемые в порядке передоверия юридическими лицами, руководителями филиалов и представительств юридических лиц.
Много споров возникают до сих пор о необходимости нотариального удостоверения основной доверенности. Ввиду того, что выдача доверенности является односторонней сделкой, то выдача доверенности в порядке передоверия также является односторонней сделкой.
В соответствии с п. 1 от. 185.1 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 07 мая 2013 г. N° 100-ФЗ), доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом. Соответственно, доверенность, выданная с правом передоверия, должна быть нотариально удостоверена.
Передоверие не может рассматриваться как самостоятельное основание возникновения представительства. Для того, чтобы осуществить выдачу доверенности в порядке передоверия, представитель должен иметь на это полномочие. Как указывал В.А. Рясенцев, для передоверия необходимо полномочие, оно является правовым основанием передоверия [1]. О взаимозависимости основной доверенности и доверенности в порядке передоверия свидетельствует тот
факт, что в соответствии с п.3 от. 188 ГК РФ с прекращением доверенности теряет силу передоверие.
Федеральный закон от 07.05.2013 года № 100-ФЗ ввел такое понятие, как «последующее передоверие». До введения в действие Федерального закона от 07.05.2013 N 100-ФЗ, среди практикующих юристов, в научных кругах по-разному рассматривался вопрос о возможности выдачи доверенности в порядке передоверия лицами, которым самим такое право предоставлено на основании доверенности, выданной в порядке передоверия.
Одни полагали, что статья 187 ГК РФ содержит лишь понятие «передоверие», но не содержит понятия «дальнейшее передоверие» и поэтому «доверенности в порядке дальнейшего передоверия не могут выдаваться, за исключением случаев, когда лицо вынуждено к этому силой обстоятельств для охраны интересов выдавшего доверенность» [3].
Другие полагали иначе, что «Последующий представитель (представитель представителя) может осуществить передачу полномочий, если в основной доверенности предусмотрено право дальнейшего (после первичного) передоверия полномочий» [4].
При этом, в п. 7.9 Методических рекомендаций по удостоверению доверенностей, утвержденных Решением ФНП от 07-08.07.2003 года, Протокол № 03/03, указано, что удостоверение доверенностей о дальнейшем передоверии полномочий, предоставленных представителю по доверенности в порядке передоверия, не допускается.
Надо отметить, что понятие «дальнейшее передоверие» не регулировалось ни Гражданским кодексом, ни другими нормативными актами. Данное понятие можно было встретить только в локальных актах, таких, как методические рекомендации об удостоверении доверенностей, утвержденных решением Правления Федеральной нотариальной палаты (Протокол № 03/03 от 7-8 июля 2003 г.).
В дореволюционной России понятие «дальнейшее передоверие» было хорошо известно. В соответствии со ст.ст. 2291-2334 т.Х ч.1, ст.ст. 45, 246 Устава гражданского судопроизводства, 1892 года издания, право передоверия выражалось двояко: передоверие простое и передоверие дальнейшее. По простому передоверию поверенный мог выдать, передать доверенность другому лицу, но без права передоверия. По дальнейшему передоверию поверенный мог выдать доверенность также с правом передоверия, но получивший доверенность, суб-доверенный, выдать от себя передоверие уже не мог [5].
Согласно нормам действующего законодательства, а именно п. 7 статьи 187 ГК РФ в редакции Федерального закона от 07.05.2013 N 100-ФЗ, «Передача полномочий лицом, получившим эти полномочия в результате передоверия, другому лицу (последующее передоверие) не допускает-
140
ся, если иное не предусмотрено в первоначальной доверенности или не установлено законом».
Из текста указанной нормы можно сделать вывод, что на сегодняшний день право передоверия также можно выразить двояко - простое передоверие и последующее передоверие. Доверенностью, в тексте которой указано, что «доверенность выдана с правом передоверия», поверенный наделен правом передать свои полномочия другому лицу, но без права передоверия. Доверенностью, в тексте которой указано, что «доверенность выдана с правом последующего передоверия», поверенный наделен правом предать полномочия другому лицу с правом передоверия. При этом другое лицо, суб-дове-ренный, передать полномочия по доверенности уже не может.
Действующее законодательство не препятствует тому, чтобы полномочия по доверенности поверенный передал в полном объеме или частично. Это зависит от того, что указано в основной доверенности. При этом, если в доверенности не указано иное или не установлено законом, то представитель, передавший полномочия другому лицу в порядке передоверия, не утрачивает соответствующие полномочия (п. 6 ст. 187 ГК РФ). До вступления в силу Закона № 100-ФЗ от 07 мая 2013 года, одним из самых спорных вопросов являлся вопрос о возможности выдачи одной доверенности от нескольких лиц и на нескольких лиц. Соответственно, спорным был вопрос о возможности выдачи доверенности в порядке передоверия по доверенности, выданной на нескольких лиц.
Дело в том, что норма п. 1 ст. 185 ГК РФ в редакции до вступления в силу Закона № 100-ФЗ от 07 мая 2013 года указывала, что «Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами».
Г.Г. Черемных в своей статье «Некоторые вопросы нотариального удостоверения доверенностей», полагая, что «термины здесь (как и в последующих статьях ГК РФ о доверенности - ст. 187-189) употребляются в единственном числе, в отношении как представляемого, так и представителя», указывает на сомнительность законности доверенности со множественностью лиц [6].
Но ст. 59 Основ законодательства о нотариате не подвергала сомнению существование доверенности со множественностью лиц. Данная норма статьи 59 Основ законодательства о нотариате гласит: «Нотариус удостоверяет доверенности от имени одного или нескольких лиц, на имя одного или нескольких лиц».
Введение Закона № 100-ФЗ от 07 мая 2013 года разрешил все сомнения. В соответствии с внесенными изменениями в статью 185 ГК РФ, доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами. Правила настоящей статьи соответственно применяются также в случаях, если доверенность выдана несколькими лицами совместно.
В соответствии с п. 5 статьи 185 ГК РФ, в случае выдачи доверенности нескольким представителям, каждый из них обладает полномочиями, указанными в доверенности, если в доверенности не предусмотрено, что представители осуществляют их совместно. Исходя из смысла данной нормы, доверенность на нескольких лиц может быть выдана в двух вариантах:
- когда доверитель в доверенности указывает полномочия, какие даются каждому из поверенных;
- когда доверитель в доверенности не указывает круг действий каждому из поверенных, но указывает, что представители осуществляют перечисленные в доверенности полномочия совместно.
Если доверенность выдана доверителем на нескольких лиц с определением каждому конкретных полномочий, то при наличии полномочий по передоверию каждый поверенный имеет право осуществить передоверия своих полномочий другому лицу. Если же поверенные на основании доверенности действуют совместно, то передоверие поверенные обязаны осуществить также совместно.
Если доверенность выдана поверенному от нескольких лиц, то поверенный может осуществлять действия в отдельности от каждого доверителя, в т.ч. передоверие. Такая доверенность представляет собой как бы отдельное полномочие от каждого из поверенного и действующим законом не воспрещено поверенным, получившим одну доверенность от нескольких лиц, предпринимать для каждого из них отдельные действия.
Как указывалось выше, доверенность от имени граждан в порядке передоверия совершается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. При удостоверении доверенности в порядке передоверия, нотариус в соответствии с п. 7.7. Методических рекомендаций по удостоверению доверенностей, утвержденных решением Правления Федеральной нотариальной палаты (Протокол № 03/03 от 7-8 июля 2003 г.), делает отметку о передоверии на основной доверенности.
Надо отметить, что на основании действующего законодательства, наличие указанной отметки не является обязательным условием. Поэтому отсутствие на доверенности надписи нотариуса о последовавшем передоверии не делает доверенность в порядке передоверия не действительной. Выдача передоверия не прекращает первоначального полномочия поверенного по доверенности. Поверенный по основной доверенности вправе совершить новое передоверие или совершить лично те действия, на которые им выдано передоверие, не прекращая сделанного передоверия.
История знает и такие доверенности, в которых поверенный уполномочивается только на выдачу доверенности с определенными полномочиями указанному доверителем лицу, или же лицу по выбору самого поверенного. О такой доверенности упоминается и ст.2329 Свода законов, т. X, ч.1, изд. 1900 г. по Прод.1906 и 1908 гт. (7).
141
Действующее законодательство не запрещает выдачу таких доверенностей. Действие таких доверенностей прекращается выдачей доверенности.
Литература:
1. Рясенцев В.А. Представительство и сделки в современном гражданском праве, Классика Российской Цивилистики, Статут, Москва, 2006.
2. Брагинский М.И. Договор поручения и стороны в нем // «Вестник ВАС РФ», № 4,2001.
3. Статья «О количестве совершения передоверия, допускаемым законом», редакционный материал, « Российская юстиция», 1999 г., № 5.
4. Зайцева Т.И. «Нотариальная практика: ответы на вопросы», «Волтере Клувер», 2007 г., стр.49, вопрос 3.10.
5. Плохотенко АЖ. Курс нотариата, Издание книжного магазина И.К. Голубева, под фирмой «Правоведение», Москва, 1915 года.
6. Черемных ГГ. «Некоторые вопросы нотариального удостоверения доверенностей» // «Нотариус», 2009, № 1.
7. Законы гражданские с разъяснениями правительствующего сената и комментариями русских юристов, Классика Российской Цивилистики, составил И.М. Тютрюмов, книга четвертая, Статут, Москва, 2004, стр. 618.
По общим правилам, прекращение передоверия подчиняется тем же правилам, что и прекращение доверенности. С прекращением доверенности теряет силу и передоверие.
Literature:
1. Ryasentsev V.A. Predstavitelstvo and transactions in modern civil law, Classics of the Russian Civil law, the Statute, Moscow, 2006.
2. Braginsky M.I. The contract of an assignment and the party in it, «YOU Bulletin of the Russian Federation», № 4, 2001.
3. Article «About Number of Commission of Retrust, the Allowed Law», editorial material, «The Russian justice», 1999, № 5.
4. Zaytseva T.I. «Notarial practice: answers to questions», «Volters Kluver», 2007, p. 49, question 3.10.
5. Plokhotenko A.K. notariate Course, Edition of bookstore I.K. Golubeva, under Pravovedeniye firm, Moscow, 1915.
6. Cheremnykh G.G. «Some questions of the notarial certificate of powers of attorney» // «Notary», 2009, № 1.
7. Laws civil with explanations of the ruling senate and comments of the Russian lawyers, the Classic of the Russian Civil law, I.M. Tyutryumov, the book the fourth, the Statute, Moscow, 2004 made, p. 618.
142