ПЕНТАТОНИКА КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ ОРИЕНТАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ В МУЗЫКЕ КОМПОЗИТОРОВ УЗБЕКИСТАНА Мулладжанова Х.Д.
Мулладжанова Хилолахон Джамолиддин кизи - докторант.
Института искусствознания Академии наук Узбекистана, г. Ташент. Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются приёмы использования пентатоники в музыке композиторов Узбекистана. Пентатоника как один из новаторских методов сочинения является источником для многообразных вариативных изменений исходного музыкального материала и его «жизни» в произведении. Особое внимание в работе уделяется анализу пентатонных звукорядов в произведениях узбекских композиторов.
Ключевые слова: лад, выразительные средства, пентатоника, звукоряд, копмозитор.
PENTATONIC AS A MEANS OF EXPRESSING ORIENTAL IMAGES IN THE MUSIC
OF UZBEK COMPOSERS Mulladjanova H.J.
Mulladjanova Hilolaxon Jamoliddin qizi - PhD student, FINE ARTS INSTITUTE OF ACADEMY OF SCIENCES OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article discusses the methods of using the pentatonic scale in the music of Uzbek composers. The pentatonic scale, as one of the innovative methods of composing, is a source for various variative changes in the original musical material and its "life" in the work. Particular attention is paid to the analysis of pentatonic scales in the works of Uzbek composers.
Keywords: mode, expressive means, pentatonic scale, scale, composer.
Современная музыка распологает богатым арсеналом выразительных средств. Особенно многокрасочна общая картина ладовых структур, которые представлены не только новыми, но и традиционными старинными ладовыми формами. Композиторы ХХ века используют огромное количество всевозможных ладовых систем, различных по диапазону, структуре, трактовке, выразительности, а также взаимосвязанных друг с другом. Одна из старейших ладовых систем - пентатонная - область пятизвучных бесполутоновых образований народного происхождения. Она является одним из средств воплощения художественного смысла; различное интонационное строение, различная мелодическая структура могут создать совершенно разное художественное впечатление.
Следует отметить, что «пентатоника (греч. «пять» и «тон») — пятиступенчатая звуковая система в пределах октавы» [1.]. В научной и энциклопедической литературе, в учебниках теории музыки и гармонии этот тип ладовой гаммы рассматривается как форма октавной гаммы (неполной диатоники) с мажорным или минорным уклоном. Однако такой подход сводит богатство и свободу внутренних отношений, присущих этому тону, к тональной системе, безоговорочно подчиняющей все ступени основной тонике.
В композиторском творчестве пентатоника не была распространена до XIX века ( хотя свойственна музыке разных народов). Обращение к народной музыке, интерес к колоритным аспектам лада и уникальным новым чертам гармонии в период после Венской классической школы привели к появлению ярких образцов пентатоники как особого выразительного средства. Композиционная практика конца XIX века и всего XX века выявила много своеобразных выразительных черт пентатоники. Отсутствие полутонов и тритонов в динамике обеспечивает легкую и удобную связь между ступенями, свободный обмен основными тонами.
Пентатоника свойственная многим музыкальным культурам Центральной Азии, Африки, Дальнего Востока, считается одним из редких ладов узбекской музыки. По мнению теоретика Ю.Г.Кона, "пентатоника не свойственна узбекской традиционной музыке. Но в некоторых примерах узбекских песен, записанных В.В.Лейсеком, видны пентатонические тона" [2.31]. Должно быть по этой причине, что пентатоника редко наблюдается в узбекской народной музыке, относительно редко она встречается и в композиторском творчестве. Узбекские композиторы обратились к этому ладу гораздо позже, чем к другим натуральным ладам. Использование пентатоники в произведениях композиторов в основном связано с образным содержанием произведения. В некоторых из них очень уместно используется пентатоника, когда воплощаются сказочные и фантастические элементы: Р. Абдуллаев "Пять детских миниатюр", Д. Янов-Яновский "Багатели" серия фортепианных пьес для детей (Танец), Н. Гиясов "Соната в форме вариаций", М. Бафоев "5 фантазии для фортепиано" (№5 Шаманы) и так далее. В качестве примера приведем некоторые из них:
«Соната в форме вариаций» Н.Гиясов
В приведённом отрывке из сонаты прежде всего отчетливо видна своеобразная многослойность. Если в нижнем слое задано направление кластеров, создающих сонорный эффект на основе белых клавиш, то выше мы можем наблюдать полную пентатонику, двигающуюся параллельно ей вниз. Движение звуков пентатоники со структурой 2.2.3.2 (реь миь сольь ляь сиь) показано отдельно через staccato и сильное sforzando. Также в этой вариации постоянно сопоставляются пентатоника и разные кластеры. Это сравнение отражается в их противоположности, в разнообразии регистров, даже в динамических знаках.
В пьесе «Танец» из цикла «Багатели» Ф.Янова-Яновского мы можем наблюдать особую трактовку пентатоники.
Dance Ф.Янов-Яновский.
Con moto
f#1 it. t « s РШ
J Ф8 ' тР Icjigicro __£_ — —V'.» » LJuT- :JJ= 7 - -
v<b§ Г щ) _1_г_ v-] $¡*-M W «
1 . • m m —
Г1 PÍÍEíl _ LJ I N A -IT s r* -i fu
V • ■„ да sJ—J- w* 0 -V
В этом примере явно видно наслоение фактуры. В партии правой руки мы можем наблюдать нисходящее последовательное движение звуков в первых тактах секстакордов, а затем в терцовой дублировке. В партии левой руки пошаговое движение звуков пентатоники вниз предстает как уникальная мелодическая линия. Мы можем наблюдать, что это предложение представлена сначала во второй октаве, а в тактах 12-16 в первой октаве. Пентатонический тон со структурой «2 3 2 3 2» также встречается в пьесе на других высотах. В этом случае пентатоника используется в качестве октавной шкалы.
Кроме того, пентатоника весьма эффективна для раскрытия музыкальной культуры зарубежных стран и народов. В связи с этим композиторы насыщенно используют выразительные свойства этого звукоряда. В частности, М. Бафоев использовал различные формы пентатоники для отражения музыки других народов (китайской, индийской), не имеющей отношения к узбекской музыке В поэме «В саду китайского императора» из цикла «Великий шелковый путь» композитор искусно использовал движение пентатоники для создания китайских мелодий. При этом своеобразные фигурации, разнообразие тембров и регистров, непрерывное развитие мелодии и другие подобные средства служили важным фактором в достижении намеченной цели.
Композитор использовал в этой пьесе ангемитонную (без полутона) пентатонику как целостную октавную гамму, что мы можем вычесть из выше данного примера
В процессе работы звуки пентатоники интерпретируются по-разному, и на основе этих звуков строится композиция аккордов.
В заключении можно сказать, что при использовании пентатоники в произведениях композиторов Узбекистана очень важно опираться на определенный звуковой ряд и подавать его в разных формах. Поэтому композиторы ориентируются не на функциональные отношения, а на звуковую линию и ее выражение в различных фактурных формах. Не будучи репрезентирующей ладовой организацией, пентатоника занимает своё определённое положение в системе средств музыкального языка композиторов Узбекистана.
Список литературы /References
1. Музыкальная энциклопедия. Том VI. М., 1978. Ст. Ю.Н.Холопова.
2. Кон Ю.Г. «Некоторые вопросы ладового строения узбекской народной песни и её гармонизации», Т., 1979. 31-С.