К распространенным видам коррупции можно отнести взяточничество, откаты, подкуп иностранных должностных лиц, торговлю влиянием.
В настоящее время существует много способов по борьбе с коррупцией, однако ни один из них не будет действенным постоянно. Как бороться с коррупцией всегда зависит от сути проблемы. Опыт антикоррупционного программирования с 1990-х годов свидетельствует о постоянной напряженности между целостным и целевым подходами. Коррупция является результатом системы факторов, которые облегчают и стимулируют ее. Эти факторы варьируются от индивидуального отношения к международным структурам возможностей, что указывает на поддержку целостных подходов. Однако не все они осуществимы в любой ситуации, что свидетельствует в пользу целенаправленных подходов и поиска возможностей для конкретных условий.
Усилия по борьбе с коррупцией должны быть направлены не только на укрепление конкретных слабых институтов или функций. Они должны создавать и укреплять системы, которые включают ряд взаимозависимых субъектов, учреждений, законов и политики.
Список использованной литературы: 1. Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 27Э-ФЗ (последняя редакция) // Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе.
© Лысенко А. В., 2019
УДК 349.2
Р.С. Миниханов
магистр 3 курса С.А. Афанасьева
кандидат юридических наук, доцент Школа права Институт права и управления МГПУ
г. Москва, РФ
ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Аннотация
В представленной статье исследуются актуальные изменения в пенсионном законодательстве и их влияние на пенсионное обеспечение педагогических работников, выявляются проблемы правовой незащищенности педагогов в «период ожидания» назначения страховой пенсии и предлагаются пути их решения.
Ключевые слова:
Страховая пенсия, педагогические работники, срок назначения страховой пенсии, предпенсионный возраст, правовые гарантии.
Пенсионное обеспечение педагогических работников, история которого в нашей стране насчитывает уже около восьмидесяти лет, вновь подверглось существенным изменениям в процессе проведения пенсионной реформы.
Современная пенсионная реформа, коренным образом изменившая действующее пенсионное законодательство, затронула все категории граждан, которым еще не назначена страховая пенсия, на наш взгляд, существенным образом ухудшив для них общие условия возникновения права на пенсионного обеспечение и его реализацию. В этом вопросе педагогические работники не стали исключением.
Наличие противоречивой правоприменительной практики, связанной с реализацией права педагогических работников на досрочное пенсионное обеспечение, обусловленной многочисленными пробелами законодательства в этой области, а также нарушение прав граждан при внедрении изменений пенсионного законодательства игнорируют важность осуществления педагогической деятельности, в частности, и ее значимость для государства, в целом. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что интересы государства воспринимаются сугубо примитивно - исключительно в контексте экономии пенсионных средств, что умаляет роль и значение образования в жизни общества.
Не вызывает сомнений тот факт, что образование сегодня призвано гарантировать нормальное функционирование как государства в целом, так и жизнедеятельность его граждан, в частности, от уровня образованности которых во многом зависит интеллектуальный потенциал будущих поколений.
Именно поэтому педагогические работники не должны быть ущемлены в вопросах пенсионного обеспечения, а инициативы законодателя, ограничивающие и ухудшающие десятилетиями существующее право на досрочное пенсионное обеспечение этих работников, способно привести лишь к негативным последствиям. Важнейший баланс интересов государства и граждан в рассматриваемой области на протяжении многих лет давал положительные результаты, но в ходе реализации пенсионной реформы его поддержание поставлено под угрозу.
В связи с этим и возникла необходимость комплексного анализа теоретических и практических проблем института досрочного пенсионного обеспечения педагогических работников в контексте нового пенсионного законодательства. Примечательно, что в рамках реализации современной пенсионной реформы озвучивались различные позиции о дальнейшей судьбе льготного пенсионного обеспечения указанных категорий работников. Наиболее радикальные из них указывали на необходимость полной отмены права педагогических работников на досрочное пенсионное обеспечение, возникновение которого связано исключительно с наличием установленного законом педагогического стажа и привязку этого права к достижению того или иного возраста.
Высказывались и мнения о необходимости сохранить право на досрочный выход на пенсию для педагогических работников в том виде, в котором оно существовало вплоть до принятия Федерального закона от 03.10.2018 № 350-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», вступающего в законную силу с 1 января 2019 года. Однако, отечественный законодатель не стал придерживаться ни одной из указанных позиций, сохранив за педагогическими работниками право на досрочное пенсионное обеспечение на тех же основаниях, но существенно изменив условия назначения страховой пенсии.
Напомним основания назначения досрочной страховой пенсии педагогическим работникам, действующие до последних изменений пенсионного законодательства. Согласно пункту 19 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в действующей редакции (до изменений, вступающих в силу с 1 января 2019 г.) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона (пенсионного возраста), лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста [1]. При этом обязательным условием назначения пенсии для всех категорий граждан, включая педагогических работников, является наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30. Таким образом, осуществление педагогической деятельности не менее 25 лет и установленный законом минимальный индивидуальный пенсионный коэффициент являлись безусловными основаниями возникновения у педагогических работников права на страховую пенсию, реализация которого в дальнейшем состояла в обращении за указанной пенсией в территориальные подразделения Пенсионного фонда РФ.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» (в редакции от 27.06.2018) страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема
~ 91 ~
органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем [1].
С 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», который существенно изменяет действующую редакцию пункта 19 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
По новому пенсионному законодательству страховая пенсия по старости будет назначаться ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона (пенсионного возраста), лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 указанной статьи [2]. Новеллой пенсионного законодательства для педагогических работников является включение с 1 января 2019 года в статью 30 закона «О страховых пенсиях» пункта 1.1, согласно которому страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктом 19 этой статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к Федеральному закону [2].
Таким образом, Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ закон «О страховых пенсиях» будет дополнен приложением 7, устанавливающим специальные сроки назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в отношении педагогических работников. Указанное приложение устанавливает сроки назначения страховой пенсии для педагогических работников, течение которых начинается со дня возникновения соответствующего права на страховую пенсию.
Так, в 2019 году педагогическим работникам может быть назначена страховая пенсия не раньше, чем через 12 месяцев со дня возникновения права на нее; в 2020 году - не ранее, чем через 24 месяца со дня возникновения соответствующего права; в 2021 году - не ранее, чем через 36 месяцев; в 2022 году - не ранее, чем через 48 месяцев; в 2023 году и в последующие годы - не ранее, чем через 60 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости [2].
Таким образом, педагоги, наработавшие стаж не менее 25 лет, наличие которого порождает возникновение права на страховую пенсию независимо от возраста, по новому пенсионному законодательству не оформят ее сразу в день обращения, как это было возможно до внесения изменений в пенсионного законодательство. По новому законодательству момент возникновения права на страховую пенсию и момент ее назначения в отношении педагогических работников отделены установленными Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ сроками, которые варьируются от 1 года, начиная с 2019 года, с ежегодным их увеличением еще на год (12 месяцев) до достижения 5-летнего срока (60 месяцев) в 2023 и последующих годах.
Таким образом, изменения в пенсионном законодательстве предусматривают установление и поэтапное увеличение срока назначения пенсии в отношении педагогических работников, начиная с 2019 года. Несмотря на то, что согласно новому закону, право на досрочное назначение пенсии при наличии установленного стажа сохраняется за педагогическими работниками, иные условия выхода их на пенсию существенно ухудшили пенсионное обеспечение педагогов, в целом. При этом, новый закон умалчивает, должен ли педагогический работник продолжать трудовую деятельность в указанный для назначения страховой пенсии срок или нет. По логике отечественного законодателя - нет, поскольку необходимый педагогический стаж уже достигнут. Однако, здесь может возникнуть и непременно возникнет другая проблема.
Ухудшая правовое положение всех потенциальных российских пенсионеров, в целом, повысив для них возраст, с которого возможен выход на пенсию, отечественный законодатель предусмотрел дополнительные гарантии, защищающие интересы граждан предпенсионного возраста, который по новому законодательству увеличится с 2 до 5 лет на время переходного периода. В частности, для работодателей вводится административная и уголовная ответственность за увольнение работников предпенсионного
~ 92 ~
возраста, а также за отказ в приеме на работу по причине их возраста. Помимо этого, за работодателем закрепляется обязанность ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста 2 дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением заработной платы [2].
Ухудшая правовое положение потенциальных пенсионеров в лице педагогических работников, установив для них срок, по истечении которого возможно назначение страховой пенсии, законодатель не предусмотрел для педагогов никаких правовых гарантий, которые бы смогли защитить указанную категорию работников в период течения срока, установленного Приложением 7 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-Ф3 для назначения страховой пенсии.
Кроме того, результаты международного сравнительного исследования педагогического корпуса (TALIS 2013), подготовленные группой специалистов Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) при участии Московской высшей школы социальных и экономических наук (МВШСЭН) показали, что почти 40% российских педагогов старше 50 лет [3]. Теоретически эти 40 % работников уже могут получать досрочную страховую пенсию, при условии начала педагогической деятельности сразу после обучения. Однако, остальным 60 % педагогических работников, еще не выработавшим установленный законом педагогический стаж, возможно, придется столкнуться с проблемами, аналогичными тем, которые имели место у работников предпенсионного возраста до установления в отношении них дополнительных гарантий.
Отсутствие аналогичных правовых гарантий в отношении педагогических работников, у которых возникнет право на досрочное пенсионное обеспечение, но которым еще не назначена страховая пенсия, является серьезным упущением отечественного законодателя, поскольку в «период ожидания» назначения пенсии педагогические работники являются абсолютно не защищенными от возможного произвола работодателей.
Решением указанной проблемы должно быть включение в действующее пенсионное законодательство в отношении педагогических работников гарантий, аналогичных тем, которые предоставлены работникам предпенсионного возраста.
Поскольку в отношении педагогических работников нельзя применять категорию «предпенсионный возраст» по причине отсутствия привязки их выхода на пенсию с достижением определенного возраста, названные гарантии должны распространяться на весь срок, предусмотренный для назначения страховой пенсии.
Соответствующие статьи, устанавливающие административную и уголовную ответственность работодателей за увольнение или отказ в приеме на работу педагогических работников, ожидающих назначения страховой пенсии, должны появиться в новых редакциях Уголовного кодекса РФ и Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Расширенные гарантии, предоставляемые гражданам предпенсионного возраста в рамках законодательства о занятости населения, предусмотренные новой статьей 34 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», также должны распространяться на педагогических работников в указанный период.
Список использованной литературы:
1. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 27.06.2018) «О страховых пенсиях»// «Российская газета», № 296, 31.12.2013.
2. Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» // «Российская газета», № 223, 05.10.2018
3. Российские педагоги в зеркале международного сравнительного исследования педагогического корпуса (TALIS 2013) / под ред. Е. Ленской, М. Пинской; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. - С. 36.
© Миниханов Р.С., Афанасьева С.А., 2019