УДК 94(470).323
ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕСТАРЕЛЫХ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ: 1985-1991 гг.
© Татьяна Викторовна Меньшикова
Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Россия, аспирант кафедры истории и социально-культурного сервиса, e-mail: [email protected]
В статье с привлечением обширного архивного материала проанализирована социально-экономическая поддержка пенсионеров, которая имела место в Курской области в указанный период времени. Освещены вопросы пенсионного обеспечения, социально-бытового обслуживания, санаторнокурортного лечения, системы льгот для рассматриваемой категории граждан. Проанализирована деятельность отделов социального обеспечения в данной сфере.
Ключевые слова: пенсионер; пенсионное обеспечение; социальное обеспечение; органы социального обеспечения.
Пенсионное обеспечение населения является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Непростые экономические условия жизни престарелых и их социальная незащищенность обусловливают все более растущий интерес к данному вопросу. Проблема пенсионного и социального обеспечения указанной категории граждан рассматривается в работах ряда исследователей. Однако, несмотря на значительное количество публикаций по данной теме, вопрос пенсионного и социального обеспечения в перестроечный период, особенно на региональном уровне, остается недостаточно изученным.
Исследуя проблему пенсионного обеспечения населения Курской области в 1985— 1991 гг., следует остановиться на вопросах, связанных с численностью людей пенсионного возраста, государственным финансированием данной сферы и соответствующим размером пенсионных выплат. С 1985 по 1991 гг. наблюдался рост численности людей пенсионного возраста. В 1986 г. 256 072 пенсионера по возрасту состояло на учете в органах социального обеспечения [1]. К началу
1988 г. 361 587 человек получали пенсии и пособия, из них получавших государственные пенсии было 198 949 человек, колхозные -126 029 пенсионеров, единовременные и ежемесячные пособия - 7794 человек [1, д. 753, л. 9]. В 1989 г. в Курской области насчитывалось 370 тыс. пенсионеров, 50 тыс. участников Великой Отечественной войны. В целом почти треть населения области составляли люди пенсионного возраста [1, д. 839, л. 116]. На конец 1990 г. численность полу-
чателей пенсий составила 375 288 человек [1, д. 859, л. 2], к концу 1991 г. - 380,4 тыс. человек [1, д. 905, л. 1].
В связи с ростом численности людей пенсионного возраста в указанный период происходило увеличение финансирования пенсионного обеспечения. В 1985 г. на пенсии и пособия в Курской области было израсходовано 308,9 млн руб. В 1986 г. затраты на пенсионное обеспечение населения составили 335,2 млн руб. [2]. К 1990 г. данная цифра составила 331,7 млн руб. [1, д. 859, л. 2]. К концу 1991 г. расходы на выплату пенсий и пособий возросли более чем в 2 раза и достигли 748,9 млн руб. [1, д. 905, л. 1].
С 1 мая 1985 г. в связи с празднованием 40-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне и в целях улучшения материально-бытовых условий жизни указанных категорий граждан была установлена надбавка к пенсии в размере 30 руб. в месяц инвалидам I группы, 20 руб. - инвалидам II группы. Для семей погибших установленная пенсия составила не менее 45 руб. [3]. В 1987 г. средний размер пенсии составил 77,5 руб. [1, д. 756, л. 160]. Ежегодно около 30 тыс. пенсионеров получали надбавки к ранее назначенным пенсиям. В 1989 г. двадцатипроцентная надбавка была начислена к пенсиям граждан, награжденных орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны [1, д. 839, л. 2]. С 1 августа 1989 г. были увеличены размеры пенсий 220 тыс. пенсионеров, в т. ч. 18 тыс. инвалидам [1, д. 839, л. 108]. В 1990 г. средний размер пенсии по старости составил 109 руб., по инвалидности - 94 руб.
[4]. К 1991 г. минимальный размер трудовой пенсии составил 342 руб., социальной пенсии - 228 руб. [1, д. 905, л. 1].
Однако, несмотря на некоторое улучшение материального положения пожилого населения, существовали и негативные моменты в экономической обеспеченности указанной категории граждан, связанные с непростыми социально-экономическими изменениями, происходившими в стране. Одним из самых заметных явлений рассматриваемого периода явилось увеличение номинальных денежных средств, что привело к накапливанию у населения значительной денежной массы. Наряду с увеличением выплат населению, все большей проблемой становилось обеспечение населения продовольствием. В 1990 г. по сравнению с 1989 г. в целом по стране выпуск продуктов питания был увеличен менее чем на 1%, что привело к уменьшению продажи ряда продуктов питания (к примеру, продажа картофеля сократилась на 6 %, овощей - на 13 %, фруктов - на 20 %) [5]. В 1989 г. ВЦИОМ был проведен опрос граждан, касающийся политики государства и социально-экономического положения граждан. В частности там задавался следующий вопрос: «Как вы считаете, что убедит людей в том, что в СССР намечаются положительные сдвиги?». Больший процент голосов (52 %) получил ответ «прилавки, полные продуктов» [6]. Проблемой было и то, что все еще велика была очередность инвалидов и участников Великой Отечественной войны на получение жилья и установку телефонов. Не все одинокие престарелые, нуждающиеся в постоянной посторонней помощи, были взяты на надомное обслуживание [1, д. 839, л. 120].
Ухудшение экономической ситуации в стране привело к усилению внимания к престарелым членам семьи со стороны государства. В 1985 г. социальная и экономическая поддержка пенсионерам оказывалась благодаря введению дополнительных льгот: установлению 50 % скидки на лекарства, приобретаемые по рецептам врачей, для участников Великой Отечественной войны; предоставлению 50 % скидки на топливо, приобретаемое в пределах нормы, для семей погибших [1, д. 756, л. 160]. Ранее всем инвалидам войны и участникам предоставлялись льготы
по оплате жилой площади и коммунальных услуг [1, д. 839, л. 117].
В 1988 г. облисполкомом была утверждена комплексная программа «Забота», целью которой являлось улучшение жизни престарелых и инвалидов. В Курской области было открыто 28 отделений надомного обслуживания. В феврале 1989 г. был организован территориальный центр по обслуживанию одиноких и престарелых граждан. Им оказывалась социально-бытовая помощь. Некоторые трудовые коллективы были инициаторами повышений пенсий своим бывшим сотрудникам. Так, коллектив объединения «Химволокно» выступил за повышение пенсии до 75 руб. Эту идею поддержали рабочие типографии «Курская правда» и объединение «Курскрыба» и приняли решение выплачивать пенсионерам доплату к пенсии до 100 руб. [7].
В 1989 г. расходы на нужды социального обеспечения в области составили 290 млн руб. Во всех районах и городах области продолжали реализовываться комплексные программы «Забота», действовало свыше 40 отделений социальной помощи на дому. Предприятия и организации бытового обслуживания населения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, учреждения здравоохранения и социального обеспечения совместно с Комитетом Общества Красного Креста расширили оказание нетрудоспособным гражданам услуг по месту жительства. Кроме того, были повышены денежные и натуральные нормы на питание, медикаменты и приобретение мягкого инвентаря в домах-интернатах для престарелых и инвалидов. В 1989 г. более 750 инвалидам войны и семьям погибших военнослужащих были улучшены жилищные условия, 250 установлены телефоны [1, д. 839, л. 108]. Всем инвалидам Отечественной войны и участникам, имевшим группу инвалидности от общего заболевания и других причин, предоставлялись льготы по оплате жилой площади и коммунальных услуг. Все нуждающиеся инвалиды в первую очередь обеспечивались топливом со скидкой 50 %. В столовых г. Курска организовывались благотворительные обеды для малообеспеченных, в которых в 1989 г. получало питание 400 человек. 775 ветеранам войны и труда с учетом их состояния здоровья продукты доставлялись на дом [1, д. 839, л. 117].
Более 700 социальных работников и граждан, с которыми были заключены трудовые договоры, доставляли одиноким престарелым продукты питания, лекарства, осуществляли уборку жилых помещений, стирку белья, приготовление пищи. Также социальные работники принимали активные меры по восстановлению контактов пенсионеров и инвалидов с трудовыми коллективами предприятий, на которых они работали. Школа № 53 за счет учебных часов, отведенных для общественно-полезного труда, оказывала социальную помощь ветеранам в своем микрорайоне, став коллективным членом одного из отделений социальной помощи Курского территориального центра по обслуживанию одиноких престарелых граждан и инвалидов [1, д. 839, л. 118].
К началу 1991 г. численность престарелых граждан и инвалидов, нуждающихся в помощи на дому, составила 8468 человек. При отделах социального обеспечения действовало 42 отделения социальной помощи на дому [1, д. 861, л. 2]. В областном центре в указанное время функционировало 16 отделений надомного обслуживания. Курский территориальный центр социального обслуживания пенсионеров обслуживал на дому 1437 одиноких нетрудоспособных граждан. Из них 201 человек являлись участниками Великой Отечественной войны. Из числа обслуживаемых пенсионеров 57 человек имели детей в г. Курске, 93 - за пределами г. Курска. Причины постановки на надомное обслуживание пенсионеров, имевших детей в г. Курске, были следующие: дети являлись инвалидами I и II группы, были старше 60-лет-него возраста, алкоголиками, проживали очень далеко от своих родителей, утратили связь с ними. 155 пенсионеров обслуживались дополнительно патронажными сестрами Общества Красного Креста [1, д. 884, л. 7].
Ежегодно все инвалиды и участники Отечественной войны проходили диспансеризацию с привлечением узких специалистов, которые определяли нуждаемость в санаторно-курортном лечении, при необходимости больные помещались в стационар. В 1985 г. в области насчитывалось 12 санаториев и учреждений отдыха, в 1990 г. их количество возросло до 23 [8]. В 1987 г. пенсионерам были выданы 183 путевки республиканского и союзного значения и 2205 пу-
тевок местного значения [1, д. 753, л. 9]. За
1989 г. 2,5 тыс. инвалидов и участников Отечественной войны, инвалидов труда и пенсионеров отдохнули и поправили свое здоровье в санаториях и домах отдыха нашей страны [1, д. 839, л. 117]. В 1990 г. поправили свое здоровье в санаториях 153 пенсионера республиканского и союзного значения, 2610 инвалидов войны, труда и персональных пенсионеров местного значения в санаториях и домах отдыха. Было выплачено компенсаций взамен санаторных путевок пенсионерам республиканского и союзного значения на сумму 48,2 тыс. руб. Всего из областного бюджета на санаторно-курортное лечение в
1990 г. было израсходовано 306,8 тыс. руб., из республиканского - 178, 7 тыс. руб. [1, д. 859, л. 2].
Значительной поддержкой для инвалидов Отечественной войны всех групп, участников Отечественной войны и их семей было то, что они пользовались льготами по торговому обслуживанию. В 1989 г. все они были прикреплены к продовольственным магазинам по обеспечению продуктами питания по месту жительства. Только по г. Курску к специальному магазину для получения продуктов питания было прикреплено около 15 тысяч человек [1, д. 839, л. 116].
В конце 1991 г. начале 1992 г. в районах Курской области стали создаваться службы срочной социальной помощи; была начата работа по открытию специальных магазинов (отделов) по аккумуляции одежды и обуви, открыт магазин «Социальная защита». Кроме того, в указанное время действовали магазин «Милосердие» и «Забота» (бесплатная выдача одежды и обуви), организовывались бесплатные или льготные банные дни, была установлена постоянная связь по линии гуманитарной помощи с городами Шпайер (г. Курск) и Виттен (Промышленный район г. Курска) [1, д. 931, л. 19-20].
Таким образом, в рассматриваемый период времени государством велась активная работа по улучшению пенсионного и социального обеспечения престарелых граждан. Через службы социальной защиты проводилась адресная материальная и социальнобытовая помощь конкретным пенсионерам; систематически велась работа по установлению связи указанной категории лиц с пред-приятиями-шефами, изысканию дополни-
тельных средств для улучшения их положения. Система льгот уменьшала расходы пенсионеров и их семей на оплату коммунальных услуг, покупку лекарств, продуктов питания, топлива. Однако в связи с ухудшением социально-экономической ситуации в стране значительного улучшения положения рассматриваемой категории граждан не наблюдалось.
1. ГАКО (Гос. арх. Курской области). Ф. Р-5266. Оп. 7. Д. 619. С. 3.
2. Народное хозяйство Курской области в 1986 г.: статистический сборник. Курск, 1987. С. 168.
3. ГАКО. Ф. Р-770. Оп. 8. Д. 1612. Л. 20.
4. Социальная сфера: статистический сборник. Курск, 1998. С. 41.
5. Экономика СССР в 1990 г. // Экономика и жизнь. 1992. № 5. С. 9.
6. Рывкина Р.В. Между социализмом и рынком: судьба экономической культуры в России. М., 1994. С. 107.
7. Забота о ветеранах // Курская правда. 1989. № 250. С. 1.
8. Сводный статежегодник Курской области. Курск, 2001. С. 160.
Поступила в редакцию 28.09.2010 г.
UDC 94(470).323
PENSION MAINTENANCE AND SOCIAL SUPPORTING OF AGED FAMILY MEMBERS IN KURSK REGION: 1985-1991
Tatyana Viktorovna Menshikova, South West State University, Kursk, Russia, Post-graduate Student of History and Social and Cultural Service Department, e-mail: [email protected]
In the article with a lot of archive material the social welfare of pensioners in Kursk region during the mentioned period of time was analyzed. The social aspects of pension welfare, social and living facilities, hospital and resort care, privilege system for the considered category of citizens are touched upon. The activity of social welfare departments in given sphere was analyzed.
Key words: pensioner; pension maintenance; social welfare; social welfare departments.