структура в разрезе
__видов продукции__
Указанные бюджеты целесообразно разрабатывать на крупных предприятиях. Для средних целесообразно порекомендовать планирование деятельности на основе 2 бюджетов (краткосрочного бюджета и бюджета развития). Для малого предприятия разумно практиковать планирование с разработкой только квартальных бюджетов.
Существование системы бюджетов предприятия является важнейшим элементом современного предприятия. Применение бюджетирования позволяет укрепить предприятие изнутри, заинтересовать собственных сотрудников и партнеров, а также улучшить финансовое положение с помощью элементарных и доступных мер.
Использованные источники:
1. Бюджетирование в деятельности предприятия: учебное пособие / Н.В. Наумова, Л.А. Жарикова. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. - 112 с.
2. Бюджетирование и структура сводного бюджета // Повышение профессиональной квалификации: практическая система. www.elitarium.ru/bjudzhetirovanie (Дата обращения: 20.11.2018 г.)
3. Понятие и принципы системы бюджетирования // Образовательные материалы. adload.ru/page/eco (Дата обращения: 15.11.2018 г.)
УДК 33
Ишмурзина Р.Р. студент 4 курса Институт экономики, финансов и бизнеса Башкирский государственный университет
Россия, г. Уфа
ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РЫНОК ТРУДА
Аннотация: В данной работе приведены сценарии развития пенсионной реформы на рынке труда. Рассмотрены оптимистичный и пессимистичный варианты, которые окажут большое влияние на экономику страны. Также приведен пример увеличения пенсионного возраста в другой стране.
Ключевые слова: пенсионная реформа, продолжительность жизни, безработица, уровень занятости, доходы населения.
Ishmurzina R.R. 4-RE
PENSION REFORM AND ITS EFFECT ON THE LABOR MARKET
Annotation: This paper presents scenarios for the development of pension reform in the labor market. Considered optimistic and pessimistic options that will have a great impact on the economy. Also an example of increasing the retirement age in another country.
Keywords: pension reform, life expectancy, unemployment, employment, incomes.
В последние годы многие страны решили повысить пенсионный возраст. Это естественный ответ на увеличение ожидаемой продолжительности жизни и связанное с этим увеличение числа пенсионеров на одного сотрудника. Однако многие правительства очень неохотно выполняют эту меру из-за своей непопулярности среди населения. Наряду с недовольством граждан с последующим получением пенсионных прав, еще одним источником социальных проблем часто является растущая напряженность на рынке труда. Действительно, увеличение пенсионного возраста увеличивает число рабочих и, следовательно, (при прочих равных условиях) - безработицу. Характерным примером является Италия, столкнувшаяся с тем, что молодым специалистам после обучения довольно сложно найти работу, т.к. рабочие места заняты в связи с относительно высоким возрастом выхода на пенсию, а работодателям выгоднее удерживать опытных зрелых специалистов, чем привлекать молодежь, которая нуждается в адаптации и практическом обучении специальности, дополнительно к теоретическому. В то же время в некоторых случаях есть опасения, что пожилые работники столкнутся с проблемами на рынке труда, в то время как в других, наоборот, они ожидают проблем для молодежи.
Однако влияние более высокого пенсионного возраста на рынок труда неясно. Это зависит как от условий, в которых осуществляется предлагаемая реформа (начальный уровень безработицы, демографическая ситуация, экономическая активность населения старших возрастных групп, ожидаемая динамика спроса на труд), так и по параметрам реформа: в каких пределах и на какой скорости возраст выхода на пенсию меняется. В зависимости от соотношения между демографическими тенденциями и сценарием повышения пенсионного возраста возможны разные ситуации. Дополнительное предложение рабочей силы для пожилых людей может компенсировать будущий дефицит рабочей силы (тогда проблема будет устранена), превысит ее (потенциальные проблемы, связанные с увеличением пенсионного возраста, сохраняются, хотя демографические тенденции смягчают их) или будут меньше (увеличение пенсионный возраст лишь частично устраняет нехватку рабочей силы). Таким образом, анализ может привести к противоположным выводам, которые нельзя предсказать из общих соображений.
Теоретически повышение пенсионного возраста должно ускорить экономический рост: на рынке труда появляется больше труда, в производстве ВВП вовлечено больше «рабочих». На практике существует ряд трудностей, которые могут значительно ухудшить картину (более низкая заработная плата, рост безработицы, ухудшение качества жизни и т. д.).
В частности, расчеты независимых экономических экспертов показывают, что в нынешней версии реформы каждый год число людей, попавших под «отсрочку» выхода на пенсию (то есть тех, кто уйдет на пенсию позже нынешних пенсионных «порогов» - 55/60 лет для женщин / мужчин) растет в среднем на 800 000 человек в год. В то же время число пенсионеров,
с учетом новых критериев, наоборот, сокращается в среднем на 500 000 человек в год. Это расхождение в динамике связано с тем, что население стареет быстрее, чем возраст выхода на пенсию. В результате экономически активное население (занятое и безработное) в результате реформы обязательно должно увеличиться, что, тем не менее, не гарантирует рост занятости.
Можно полагать, что те, кто подпадает под «задержку» в случае увольнения, просто не смогут найти работу и, будучи лишенным возможности получить пенсию, будут вынуждены либо вступать в ряды безработных или переключаться на обеспечение своих детей.
Увеличение числа безработных действительно представляет собой серьезный риск, связанный с реформой.
Рисунок 1 - Уровень занятости в 2017 г., %
По данным Росстата, в нынешних условиях занятость людей до выхода на пенсию неуклонно снижается, а в год выхода на пенсию резко падает (большинство людей предпочитают прекратить работу и получать пенсию). Можно утверждать, что, если возраст выхода на пенсию возрастет, занятость после 55/60 лет будет снижаться с тенденцией, существующей в настоящее время к досрочному трудоустройству (то есть постепенно ускоряется).
В результате число людей, которые рассчитываются как результат уровня занятости и населения, исходя из наших расчетов, будет расти, что, однако, будет сопровождаться увеличением безработицы среди людей старше 55 лет / 60 лет, и этот рост угрожает быть значительным.
По словам экспертов, за первые три года реформы 460 000 из дополнительных 660 000 человек найдут работу ежегодно, а 200 000 человек станут безработными или покинут рынок труда (то есть более 5% от общего числа безработных, который сейчас составляет около 3,9 миллиона человек). Тогда число безработных будет расти быстрее, чем число занятых. Все более пожилые люди будут считаться трудоспособными и им будет все труднее найти работу.
Принимая во внимание, что число занятых и безработных будет расти, общий эффект реформы будет зависеть от динамики доходов населения (заработной платы и пенсий), а также от их распределения между возрастными группами. Влияние на экономический рост будет положительным, если общий доход населения в реальном выражении в результате реформы будет расти, а отрицательный, если будет обратная тенденция.
По данным Росстата, работающие пенсионеры теперь получают зарплату, сопоставимую со средним показателем по всем возрастным категориям (31 000-32 000 рублей против 38 600 рублей в месяц). Возможно, значительная часть работающих пенсионеров получает более высокую заработную плату из-за старшинства, а те, кто получил низкую зарплату, выбрали пенсию. В результате увеличения пенсионного возраста такой высокий средний уровень заработной платы вряд ли будет продолжаться, поскольку, с одной стороны, конкуренция в этой возрастной категории будет возрастать, а с другой - те работники, которые хотели бы не работать после достижения пенсионного возраста (например, из-за низкой заработной платы), сейчас это не удастся.
Рассматриваются два основных сценария (оптимистичный и пессимистический) для оценки прямого воздействия реформы на доходы. В обоих случаях мы установили нулевой рост реальной заработной платы. Сценарии различаются по предположениям о уровне заработной платы новых участников рынка труда (в группе 55/60 +) и индексируются, если пенсионеры работают пенсионерами. Таким образом, власти пообещали индексировать пенсии выше инфляции только для неработающих пенсионеров, но с учетом общего сокращения получателей пенсии в результате реформы они могут начать увеличивать реальный размер пенсий для работающих пенсионеров.
4
Беа реформы
Оптимистичным
Пессимистичный
Рисунок 2 - Эффект на реальные среднедушевые доходы населения
В оптимистичном сценарии россияне, которые вышли на рынок труда в результате реформы и нашли работу, получают такую же зарплату, что и пенсионеры, которые сейчас работают. В этом случае все пенсионеры (работающие и неработающие) пенсию индексируют выше инфляции. Такой сценарий, на наш взгляд, трудно реализовать и, скорее, является «верхним пределом» оценки эффекта.
В пессимистическом сценарии те, кто выходит на рынок труда, могут рассчитывать на зарплату, близкую к пенсии (для мужчин - 20 000 рублей, для женщин - 14 000 рублей в месяц), а пенсия индексируется выше инфляции только для неработающих пенсионеров.
В оптимистичном сценарии непосредственное влияние реформы на ВВП и доход будет в целом близким к нулю, но доходы будут перераспределены между различными группами населения. Доходы тех, кто может найти работу, будут, по крайней мере, оставаться стабильными (или даже увеличиваться). Те, кто не может найти работу, потеряют свой доход, увеличив число безработных.
Стоит отметить, что оба сценария не учитывают несколько важных моментов. Во-первых, эксперты отметили, что они не подсчитали возможного положительного / отрицательного влияния на экономику из государственных расходов, сэкономленные на пенсии.
Во-вторых, косвенное влияние на рынок труда не учитывается в расчетах (поскольку трудно оценить реакцию рынка на структурные изменения). Например, занятость среди пожилых людей может отрицательно сказаться на занятости молодых работников. Однако в первые годы реформы риски не столь значительны: количество сотрудников будет расти умеренными темпами, а потребность в рабочих местах в экономике будет достаточной для их принятия.
Стоит отметить, что ожидаемый результат (без дополнительных расходов на подавление негативных последствий реформы) - повышение конкуренции при трудоустройстве, понижение размера средней зарплаты гражданина, и как его следствие, понижение размера налоговых отчислений, переход части предпринимателей на схему «зарплаты в конверте», также как и принципиальный отказ граждан от «белой зарплаты», связанный с недовольствами населения касательно реформы, снижение эффективности труда, связанное с более частыми «больничными» у работников, в связи с большим, в сравнении с молодыми специалистами, набором хронических заболеваний.
Без вливания дополнительных средств в производства и проведения комплексных мер, понижающих процент сокращений работников, и развивающих данные производства - возможность создания новых рабочих мест для свободных молодых кадров на рынке труда маловероятна.
Сторонники реформы приводят как аргумент то, что развитые европейские страны имеют более высокий возраст выхода на пенсию, забывая указать также и совсем иные уровни жизни населения, продолжительность
жизни, средние заработные платы, и самое главное - иную систему налогообложения, в которой лицо с куда большим достатком платит и больший налог, т. н. «Налог на роскошь» (прим. в европейской модели налогообложения.
Кроме того, вполне вероятно, что государство усилит контроль над трудоустройством людей старше 50 лет, а ситуация с безработицей будет лучше, чем в сценариях, указанных в статье.
Потому регулирование и стабилизация рынка труда при подобных сценариях развития могут быть проведены только при отсутствии заимствования отдельных нюансов управления, на примере европейских стран, но никак не на копировании связанных с высокой продолжительностью жизни и уровня жизни населения. В сравнении с Российской Федерацией, а также при вливании дополнительных средств, либо ослабление налогообложения для малого бизнеса, для создания новых рабочих мест, что снизит безработицу и остальные негативные для рынка труда факторы.
Использованные источники:
1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий : федеральный закон от 03.10.2018 N° 350-Ф3 (ред. от 3 октября 2018) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158429/ (дата обращения: 30.10.2018).
2. Об обязательном пенсионном страховании в РФ: федеральный закон от 17.12.2001 №167-ФЗ (ред. от 27.06.2018) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158429/ (дата обращения: 30.10.2018).
3. О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»: федеральный закон от 18.07.2017 № 162-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158429/ (дата обращения: 30.10.2018).
4. Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ : федеральный закон от 24.07.2002 № 111 -ФЗ (с изменениями на 29 июля 2018 года) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158429/ (дата обращения: 30.10.2018).