Научная статья на тему 'Пелагианский спор в истории христианства'

Пелагианский спор в истории христианства Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2187
376
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРИСТИАНСКИЕ ЕРЕСИ / СВОБОДА ВОЛИ / БОЖЕСТВЕННАЯ БЛАГОДАТЬ / ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ / ПЕЛАГИЙ / АВГУСТИН

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Денисова Татьяна Ивановна

Данная статья посвящена пелагианству учению Пелагия, возникшему в конце IV начале V века и поднимавшему проблемы свободы воли человека в свете христианского учения о божественной благодати и первородном грехе, а также значению данного учения для христианской антропологии, религиозной и светской этики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PELAGIAN DISPUTE IN THE HISTORY OF CHRISTIANITY

The paper is devoted to Pelagianism, Pelagius's doctrine that emerged in the early IV late V centuries and raised issues of free will in the light of the Christian concepts of divine grace and original sin. Pelagius' doctrine has a tremendous impact on Christian anthropology, religious and secular ethics.

Текст научной работы на тему «Пелагианский спор в истории христианства»

УДК 2(082.1)

ДЕНИСОВА Татьяна Ивановна, аспирант кафедры философии и религиоведения Владимирского государственного университета. Автор 4 научных публикаций

ПЕЛАГИАНСКИЙ СПОР В ИСТОРИИ ХРИСТИАНСТВА

Данная статья посвящена пелагианству- учению Пелагия, возникшему в конце IV - начале V века и поднимавшему проблемы свободы воли человека в свете христианского учения о божественной благодати и первородном грехе, а также значению данного учения для христианской антропологии, религиозной и светской этики.

Христианские ереси, свобода воли, божественная благодать, первородный грех, Пелагий, Августин

В первые века своего существования христиане подвергались преследованиям и гонениям со стороны Римской империи - это было непростое время как для становления религии, так и для жизни самих верующих. Значительное влияние на становление и развитие богословия сыграли ереси, буквально окутавшие империю того времени. Так, христианский автор Епифа-ний перечисляет 60 ересей, его современник Филастрий - 128; Августин в начале V века приводит цифру 87, а Феодорит в середине V века насчитывал 56 еретических учений. Наиболее полным официальным списком ересей явился список Феодосия II, перечисляющий 22 еретических учения1. До легализации христианства, когда церковь не была едина, ереси вспыхивали в какой-то одной области, и тут же обличались поместным собором. Когда же христианство приобрело статус государственной религии, вся империя разделилась на две части: христианскую и нехристианскую. Следовательно, ереси уже приобрели масштабный характер, охватывая при этом всю христианскую часть империи, и нанесли существенный удар не только по догмату веры, но и по авторитету церкви.

Следует отметить, что появление пелагиан-ства является очень важным событием в истории христианства, возможно, не менее важным, чем появление арианства, послужившего причиной созыва первого Вселенского Собора в 325 году. Между учениями отсутствует какая-либо видимая историческая связь, но, несомненно, присутствует связь идеологическая. Пелагианство «является в существе дела лишь применением арианского христологического принципа в области антропологии: арианская христология неизбежно вела к пелагианской антропологии»2. Пелагий поднял очень важные вопросы для понимания нравственного выбора человека. Им были поставлены проблемы свободы воли человека в свете христианского учения о божественной благодати и первородном грехе. Хотя учение Пелагия имеет существенное значение для христианской антропологии и этики, важно для светской этики, однако оно остается до настоящего времени недостаточно изученным. В России научные работы, посвященные Пелагию, в основном, датируются XIX веком.

Ересь пелагианства получила свое название от имени ее основателя Пелагия. «Пелагий -

знаменитый ересиарх кельтского происхождения (собственное имя его было Морган, в греческой переделке - Пелагий)»3. Точное происхождение его не известно, т.к. сведений о нем практически не сохранилось. Принято считать, что он был родом из Британии, хотя некоторые называют его родиной Шотландию. Достоверные сведения о нем сохранились лишь с момента прибытия Пелагия в Италию в начале V века. По некоторым свидетельствам, Пелагий начал распространять свое учение, приехав в Рим, где был крайне удивлен и поражен состоянием нравственности как народа, так и клириков, ссылавшихся при этом на бессилие человеческой природы перед непреодолимою силою греха4. Своего рода толчком, катализатором к началу проповеди Пелагия послужило обращение римского монаха к Богу, процитированное из «Исповеди» Августина: «Дай, что повелишь, и повели, что хочешь». Пелагий был не согласен с первой частью высказывания. Он обращается к Августину: «О чем ты говоришь? Если Бог - справедливый, если Бог - праведный и святой, и если Бог повелевает Своему творению что-то делать, то, безусловно, у самого творения есть сила, нравственная способность сделать это, а в противном случае Бог никогда бы не стал требовать такого»5. Пелагий считал, что подобные мнения лишь снижают и без того не самый высокий уровень нравственности в империи.

Пелагий учил, что человек равно расположен как к добру, так и к злу: «Ибо волей своей Бог даровал своему разумному творению добровольный выбор и свободную волю. Наделив человека и той и другой возможностью, Он, собственно, сотворил так, что тот поступает как хочет, дабы, способный к добру и злу, имел он по природе своей две возможности и по своей воле склонялся бы к одному или же к другому. Иначе не по собственному побуждению сотворит он добро, если он не может равным образом избрать также и зло»6. Пелагий отрицал решающую роль божественной благодати в нравственном выборе человека, считая, что человек может быть нравственным, не прибегая к помощи Христа и божественной

благодати. Он утверждал, что есть люди, которые живут совершенной жизнью, не прибегая к божественной благодати. Таким образом, Пелагий совершенно логично приходит к выводу, что и первородного греха не существует. По его мнению, этот грех, совершенный Адамом и Евой, повлиял лишь на них самих, и сейчас все люди рождаются безгрешными, такими, каким был сотворен Адам, а смерть любого человека - вполне естественное явление: человек смертен не в наказание за первородный грех, а по закону природы, Адам и Ева были подвержены болезням и смертны еще до грехопадения, они бы умерли в любом случае, независимо от того, согрешили или не согрешили. Своим учением Пелагий ставит под угрозу христианскую догматику. «По сути, каждая церковь исторического Всемирного Совета Церквей в определенный момент своей истории и при составлении Символа веры сформулировала доктрину первородного греха. Из библейского откровения мы видим, что если бы мы стали отрицать первородный грех, то это стало бы отрицанием библейского учения о человечестве»7. Но сначала это были лишь частные мнения Пелагия, высказываемые небольшому кругу людей, до тех пор, пока он не познакомился с Целестием. «По своему характеру Целестий представлял совершенную противоположность Пелагию: насколько Пелагий был скрытен и осторожен, настолько Целестий откровенен и прям»8. О Целестин известно, что он получил хорошее юридическое образование, был римлянином знатного происхождения, обладал хорошими диалектическими способностями, что весьма помогло развитию и распространению учения. По некоторым свидетельствам, именно Целестий первый начал проповедовать в римском обществе то, что грех Адама повредил лишь одному Адаму9. Таким образом, он положил начало борьбе с церковью на почве вероучения. Самым первым и главным оппонентом пелагианства выступил Аврелий Августин.

Августин был очень яркой, заметной фигурой своего времени, он до сих пор является одним из самых почитаемых католических и протестантских святых, православная церковь

также чтит Августина и признает его заслуги. Но очень часто последнего обвиняют в том, что в его учении слитком большая роль уделяется личному опыту, который он принимает за общечеловеческий, и с этим нельзя не согласиться. Дело в том, что в молодости Августин вел весьма светский образ жизни, рано стал отцом и свой приход к христианству считал ни чем иным, как призывом Господа, снисхождением на него божественной благодати. И в борьбе с пелагианами это отчетливо проявилось.

Одним из спорных в учении Августина является вопрос о божественной благодати и предопределении. «Августин пришел к убеждению, что человек, представленный естественным своим силам, может быть только рабом влечений чувственной природы, каким был сам он, прежде чем коснулась его благодать Бо-жия, и что от этого рабства греху может освободить человека только сила Божия, благодать Божия»10. Постепенно Августин утверждается в том, что спастись может не каждый, а лишь тот, на кого снизошла божественная благодать, но сойти она может не на каждого, а исключительно на тех, кого выбирает сам Бог, и не потому, что предвидит их подвиги святости, к которым они были совершенно не способны до призвания, а потому, что по непостижимым для человека планам Бог решил спасти именно этих людей. Причиной или источником зла в человеке является грех, совершенный Адамом. В послании против пелагиан Августин разъясняет суть грехопадения: «Изгнанный после греха из рая, человек и род свой, зараженный грехом в нем как бы в корне, связан наказанием смерти и осуждения; так что все потомство его и осужденной вместе с ним жены рождалось от

плотской похоти (в каковой похоти воздано было соответствующее неповиновению наказание) и получало первородный грех, ведущий через различные заблуждения и скорби к тому последнему, бесконечному наказанию вместе с отпавшими ангелами, своими развратителями, властителями и сообщниками»11.

В осуждение пелагианства было собрано несколько соборов. В 418(419) году на Карфагенском соборе пелагианство осудили и против него составили 9 правил. Последнее решение по данному вопросу было вынесено на III Вселенском соборе в Эфесе в 431 году. Но, несмотря на это, пелагианское учение получило широкое распространение на Западе, оно оказало влияние не только на средневековое богословие, но и на новейшее протестантское и католическое. «Они [пелагиане] служат историческим началом всех замечательных явлений в области западной догматики»12. Как пишет П.А. Лебедев, во всех важнейших спорах, возникающих на западе, главную роль играет пелагианство: например, спор между Готшал-ком и Гинкмаром в X веке; или схоластические споры между фомистами и скотистами; между католиками и протестантами, в частности между Еразмом Роттердамским и Лютером; между доминиканцами и францисканцами по поводу сочинения Молины об отношении благодатных даров, божественного предвидения и предопределения к свободе человека; споры между иезуитами и янсенитами13; а в реформаторской церкви - между арминианами и гома-ристами. Влияние пелагианства прослеживается и в раскрытии западного богословия, в образовании католической и протестантской систем, понимание которых просто невозможно без подробного изучения пелагианского спора.

Примечания

1 См.: Казаков ММХристианская церковь и Римская империя в IV веке. URL: http:// www.christianity.shu.ru/ research/ocherki.htm.

2Кремлевский A.M. История пелагианства и пелагианская доктрина. Казань, 1898. С. 6.

3Христианство: энцикл. слов. М., 1993. Т. 2 . С. 328.

4 Там же.

5 Пелагианское пленение церкви. Что такое пелагианство. URL:: http://reformed24.org/apologetika/39-plenenie-cherkvi/ 67-chto-takoe-pelagianstvo.html.

6 Послание к Деметриаде. URL: http://abuss.narod.ru/Biblio/pelagy.htm.

7 Пелагианское пленение церкви...

8Кремлевский А.М. Указ. соч. С. 34.

9 Там же. С. 35-36.

10 Там же. С. 29.

11 Блаженный Августин епископ Иппонийский. О вере надежде и любви. М., 1997. С. 23-24.

12ЛебедевП.А. Пелагианство. М., 1866. С. 4.

13 См.: Паскаль Б. Письма к провинциалу. Киев, 1997.

Denisova Tatyana

PELAGIAN DISPUTE IN THE HISTORY OF CHRISTIANITY

The paper is devoted to Pelagianism, Pelagius’s doctrine that emerged in the early IV - late V centuries and raised issues of free will in the light of the Christian concepts of divine grace and original sin. Pelagius’ doctrine has a tremendous impact on Christian anthropology, religious and secular ethics.

Контактная информация: e-mail\ [email protected]

Рецензент - Теребихин H.M., доктор философских наук, профессор кафедры культурологии и религиоведения Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.