Научная статья на тему 'Педагогика и психология в современном архитектурно-художественном образовании'

Педагогика и психология в современном архитектурно-художественном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ARCHITECTURAL AND ARTISTIC EDUCATION / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE-BASED APPROACH / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / PROFESSIONAL CONSCIOUSNESS / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпова Галина Федоровна

Рассматривается психолого-педагогическое содержание компетенций архитектурно-художественного образования (готовность к педагогической деятельности в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях; готовность к социальному взаимодействию, терпимость к социальным и культурным различиям; стремление к саморазвитию и др.), их формирование в процессе изучения педагогики и психологии. Приведены результаты эмпирического исследования особенностей развития профессионально-личностного сознания и педагогического мышления студентов, изучавших педагогику и психологию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпова Галина Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogics and Psychology of in Modern Architectural-Artistic Education

We consider the psychological and pedagogical content of the architectural and artistic education competencies (readiness to teaching in general and professional educational institutions, readiness for social interaction, tolerance of social and cultural differences, the desire for self-development, etc.), their formation in the process of study Pedagogy and Psychology. We show the results of the empirical research of the professional and personal consciousness development and the pedagogical thinking formation of the Pedagogy and Psychology students.

Текст научной работы на тему «Педагогика и психология в современном архитектурно-художественном образовании»

8. Staroslavyanskii slovar' (po rukopisyam X-XI vv.) [Old Slavonic Dictionary (manuscripts X-XI centuries)]. Ed. by R.M. Tseitlin, R. Vecherki, E. Blagovoi. Moscow, 1999.

9. Sreznevskii I.I. Materialy dlya slovarya drevneruss-kogo yazyka [Materials for the Dictionary of Old Russian Language]. Vol. 1. Saint Petersburg, 1893. Column 882.

10. Slovar' russkogo yazyka XI-XVII vv. [Russian Language Dictionary of XI-XVII centuries]. Vol. 13. Moscow, 1987.

11. Zemnaya zhizn' Presvyatoi Bogoroditsy i opisanie svyatykh chudotvornykh Ee ikon [The Earthly Life of Our Lady and the Description of the Holy Miracle-working Icons of Her Image]. Comp. S. Snessoreva. Moscow, 2012.

12. Natsional'nyi korpus russkogo yazyka (NKRYa) [National Corpus of Russian Language].

13. Slovar' russkogo yazyka XVIII v. [Russian Language Dictionary of XVIII century]. Vol. 7. Saint Petersburg, 1992.

14. Slovar' latinskikh krylatykh slov [Dictionary of Latin Winged Words]. Ed. by Ya.M. Borovsky. Moscow, 1988.

15. Razumova N.E. Ontologiya sud'by v dramaturgii A.P. Chekhova [The Ontology of Destiny in Dramatic Art of A.P. Chekhov]. Vestn. TGU. Seriya: Filologiya, 2006, no 291.

16. Arutyunova N.D. Istina i sud'ba [Truth and Destiny]. Ponyatie sud'by v kontekste raznykh kul'tur [The Concept of Destiny in the Context of Different Cultures]. Moscow, 1994.

17. Slovar' sovremennogo russkogo literaturnogo yazyka [Dictionary of Modern Russian Literary Language]. Vol. 4. Moscow; Leningrad, 1963.

18. Gorbachevich K. S. Slovar' epitetov russkogo litera-turnogo yazyka [Dictionary of Russian Literary Language Epithets]. Saint Petersburg, 2001.

Поступила в редакцию

22 июля 2015 г.

УДК 378.141

DOI 10.18522/0321-3056-2015-4-126-128

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ В СОВРЕМЕННОМ АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

© 2015 г. Г. Ф. Карпова

Карпова Галина Федоровна -

доктор педагогических наук, профессор, кафедра

основ архитектурно-художественного проектирования,

Академия архитектуры и искусств

Южного федерального университета,

пр. Буденновский, 39, г. Ростов-на-Дону, 344082.

E-mail: karpowa.g.f@yandex.ru

Karpova Galina Fiodorovna -

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Architectural and Artistic Design Fundamentals Department, Academy of Architecture and Arts of the Southern Federal University, Budennovskii Ave, 39, Rostov-on-Don, 344082, Russia. E-mail: karpowa.g.f@yandex.ru

Рассматривается психолого-педагогическое содержание компетенций архитектурно-художественного образования (готовность к педагогической деятельности в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях; готовность к социальному взаимодействию, терпимость к социальным и культурным различиям; стремление к саморазвитию и др.), их формирование в процессе изучения педагогики и психологии. Приведены результаты эмпирического исследования особенностей развития профессионально-личностного сознания и педагогического мышления студентов, изучавших педагогику и психологию.

Ключевые слова: архитектурно-художественное образование, компетентностный подход, профессионально-личностное развитие, профессиональное самосознание.

We consider the psychological and pedagogical content of the architectural and artistic education competencies (readiness to teaching in general and professional educational institutions, readiness for social interaction, tolerance of social and cultural differences, the desire for self-development, etc.), their formation in the process of study Pedagogy and Psychology. We show the results of the empirical research of the professional and personal consciousness development and the pedagogical thinking formation of the Pedagogy and Psychology students.

Keywords: architectural and artistic education, competence-based approach, professional and personal development, professional consciousness.

Компетентностный подход в современном архитектурно-художественном образовании актуализирует проблему профессионально-личностного развития студентов как совокупности установок «на себя» в профессии, на формирование профес-

сионального самосознания, приобретение знаний и умений, в том числе непосредственно не связанных с процессом архитектурно-художественной деятельности, но обеспечивающих готовность к изменению её практического профиля.

Данная установка конкретизируется рядом компетенций общенаучных, специальных, профессиональных, предусмотренных Основными образовательными программами (ООП) по направлениям «Архитектура» и «Искусство» в Академии архитектуры и искусств Южного федерального университета. Среди них:

- иметь стремление к саморазвитию;

- уметь критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков;

- готовность принять на себя нравственные обязательства по отношению к другим людям и к самому себе;

- готовность к развитию своего интеллектуального и общекультурного уровня;

- готовность к социальному взаимодействию, терпимость к социальным и культурным различиям, к другим точкам зрения;

- готовность к популяризации архитектурно -художественного образования в обществе и к педагогической деятельности, проведению занятий по проектно - художественным дисциплинам в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях.

Формирование перечисленных компетенций непосредственно связано с изучением дисциплины «Педагогика и психология», закладывающей и развивающей представления о человеке не только как объекте, но и как о субъекте обучения и воспитания, о путях самовоспитания и самообразования; «Я-концепции» личности, её самосознании и профессиональном самосознании; социализации личности; культуре межличностного, профессионального и межнационального общения; о психолого-педагогических основах обучения, воспитания, творческого развития личности, творческой педагогической деятельности. Формирующее их психолого-педагогическое содержание в соотношении с формируемыми компетенциями описано в [1].

Проведенный нами опрос 60 студентов, изучавших педагогику и психологию по выбору, показал особенности и степень развития их профессионально - личностных представлений и педагогического мышления. Приведём отдельные вопросы и характер ответов на них.

Отвечая на вопрос «Необходимость какого условия обучения подчеркивает мысль Платона "Ни одну науку свободный человек не должен изучать как раб?"», необходимость ненасильственного обучения и личностного смысла учения отметило большинство студентов (40 и 15 чел.

соответственно). При этом незначительная часть студентов отметила в качестве условия желание порадовать своими успехами родителей (4 чел.) и любовь к учителю (1 чел.). При ответе на вопрос «Чем обеспечивается обучение, помогающее найти путь, как добывать знания, когда они нужны?» на самостоятельность в учении указало 55 чел. и 5 - на свободу от педагогического контроля.

В ответах на вопросы о культуре межнационального общения и толерантности все опрошенные высказали свою убежденность в том, что толерантность не требует мириться с тем, что противоречит моральным основаниям, разрушает саму толерантность, что она проявляется во внутренней воспитанности и во внешних отношениях, формируется в рамках отдельной личности, семьи, общества и государства. Следует отметить, что готовность к социальному взаимодействию, терпимость к социальным и культурным различиям, к другим точкам зрения формировались также в процессе изучения курса «Культура межнационального общения», дополненного внеаудиторной работой дискуссионного клуба, базирующихся как на теоретических психолого-педагогических положениях, так и на опыте межнационального взаимодействия студентов [2].

Обращает на себя внимание несколько вольное толкование студентами самовоспитания, хотя, отвечая на вопрос «В чем сущность самовоспитания?», большинство из них (45 чел.) отмечают, что в этом случае человек становится субъектом воспитания, но наряду с теоретическим ответом высказывается мнение, что человек не нуждается в педагогической поддержке (11 чел.), не заинтересован в оценке своих достижений (2 чел.), проявляет педагогический нигилизм (2 чел.).

Ответы на вопрос «Как следует рассматривать контроль и оценку обучения в условиях конкурентного общества?» показывают, что здесь сильно традиционное понимание контроля и оценки и еще не освоенное всеми понимание балльно-рейтинговой системы контроля и оценки для определения конкурентоспособности выпускника на рынке труда. Как способ определения личного рейтинга обучаемого рассматривают контроль и оценку обучения 22 чел., как способ стимулирования учебного труда - 32 чел., как дисциплинарную меру - 5 чел. и как административную меру - 1 чел.

Ответы на некоторые вопросы свидетельствуют о недостаточном умении перевести специальное профессиональное знание в плоскость педаго-

гического мышления. Так, верно отметив, что союз наук и искусств в образовании служит цели гармонического развития человека (59 чел.) и общечеловеческого образования (1 чел.), в то же время, отвечая на вопрос «Какая педагогическая идея заложена в высказывании Платона "Добро прекрасно, но нет ничего прекрасного без гармонии"?», 15 чел. дают ответ: «Красота обусловлена гармонией», хотя следует отметить, что большинству все же удается перевести своё специальное знание в педагогическую плоскость: воспитание человека должно быть гармоничным (45 чел.).

Ряд ответов на вопросы свидетельствует о доминировании в представлении студентов специальной профессионально-деятельностной составляющей. Так, 49 опрошенных считает, что совокупность всех представлений о себе, сопряженная с их оценкой, называется «Я-концепция», и что интегральное психическое образование, являющееся проекцией личностного самосознания в профессию, называется профессиональным самосознанием. Но отвечая на вопрос «Что в структуре профессионального самосознания является ведущим?», студенты в первую очередь называют представление о целях и средствах деятельности (22 чел.) и владение навыками профессиональной деятельности (21 чел.) и только 17 чел. называют «образ Я».

Завершая анализ полученных ответов, следует отметить:

- нацеленность психолого-педагогического содержания архитектурно-художественного образования на формирование предусмотренных компетенций;

- положительный образовательный результат, выражающийся в преобладании в целом верных ответов и суждений по контролируемым позициям, что позволяет оценить степень развития профессионально-личностного сознания и педагогического мышления как достаточную;

- наличие особенностей и издержек профессионально-личностных позиций, можно объяснить

сохраняющимся преобладанием как в профессиональном сообществе, так и в образовательных ориентациях специальных профессиональнозна-чимых доминант.

Последнее убеждает в необходимости дальнейшей гуманитаризации архитектурно-художественного образования, перевода его в личностный план. Все вышеизложенное свидетельствует о том, что изучение педагогики и психологии служит для этого эффективным условием.

Литература

1. Карпова Г.Ф. Дисциплины психолого-педагогического цикла в формировании компетенций в ФГОС нового поколения // Образовательная среда технического университета: проблемы, инновации, перспективы: сб. науч. ст. по проблемам высшей школы. Новочеркасск, 2012. С. 63-68.

2. Марченко А.П., Карпова Г.Ф. Развитие толерантности молодежи в образовательном пространстве Юга России // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ. науки. 2012. № 2. С. 103-107.

References

1. Karpova G.F. [The psychologist and pedagogical cycle disciplines in the formation of the Federal State Educational Standard Competences of a new generation]. Obra-zovatel'naya sreda tekhnicheskogo universiteta: problemy, innovatsii, perspektivy [Educational environment of a technical university: problems, innovations, prospects]: Collection of scientific articles on the problems of the higher school. Novocherkassk, 2012, pp. 63-68.

2. Marchenko A.P., Karpova G.F. Razvitie tolerantnosti molodezhi v obrazovatel'nom prostranstve Yuga Rossii [Development of tolerance of youth in educational space of the South of Russia]. Izv. vuzov. Sev.-Kavk. region. Obshchestv. nauki, 2012, no 2, pp. 103-107.

Поступила в редакцию 28 сентября 2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.