DOI 10.23859/1994-0637-2018-5-86-18 УДК 378.14
Громова Елена Владимировна
Кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный институт культуры (Санкт-Петербург, Россия) E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИКА ХОРЕОГРАФИИ: МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОЦЕНИВАНИИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Аннотация. В статье подчеркивается значение методического подхода в оценивании качества освоения знаний студентов творческих специальностей. Проводится анализ процесса оценивания качества освоения знаний студентов по исполнительским (танцевальным) дисциплинам на примере классического танца. Обозначается круг проблем и обосновывается актуальность применения методического подхода в сложившихся условиях. Намечаются возможности разрешения противоречий путем применения методического подхода к оцениванию качества освоения знаний - разработке системы методов оценивания, включающей в себя расширение диапазона критериев и показателей, а также приведение их в соответствие этапам освоения дисциплины.
Ключевые слова: педагогика хореографии, педагогика балета, хореографическое образование, методический подход, исполнительские дисциплины, классический танец, оценивание знаний, критерии и показатели оценки знаний
© Громова Е.В., 2018
Gromova Elena Vladimirovna
PhD in Pedagogical Sciences, Assistant Professor, Saint Petersburg State University of Culture (Saint Petersburg, Russia) E-mail: [email protected]
CHOREOGRAPHIC PEDAGOGY: THE METHODICAL APPROACH TO EVALUATING KNOWLEDGE OF STUDENTS OF CREATIVE SPECIALTIES
Abstract. The significance of the methodical approach to evaluating the quality of knowledge mastered by students of creative specialties (on the example of classical dance) is underlined. The process of evaluating how the students of creative specialties master the knowledge on the example of dance classes is analyzed. The author identifies the range of problems and justifies the relevance of the methodical approach application in current circumstances. One discusses the ways of sorting out the contradictions by applying a methodical approach to evaluating the quality of knowledge mastering, i.e. to creating the system of evaluation methods, including the expansion of the criteria and indicators' range, as well as bringing these criteria and indicators into accordance with the stages of mastering the discipline.
Keywords: methodical approach, choreographic education, ballet pedagogy, dance disciplines, classical dance, evaluation of knowledge, criteria and indicators of knowledge evaluation
Введение
На сегодняшний день, когда российское образование находится в активном поиске новых путей реализации перспектив, механизмов развития и совершенствования профессионального инструментария [7, с. 6-7], перед хореографической педагогикой стоит важная задача - опираясь на опыт, накопленный поколениями деятелей
164 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №5
балета, сохраняя проверенные веками традиции, идти в ногу с передовыми достижениями современной педагогической науки.
В связи с этим очевидно, что применение научно обоснованного методического подхода в выборе инструментов эффективного оценивания качества знаний обучающихся танцевальным дисциплинам является необходимостью и имеет огромное значение. Однако в данный момент целесообразный баланс между традициями и требованиями времени в хореографической педагогике не достигнут окончательно. Этот факт делает задачу по разработке научно обоснованного методического подхода одной из актуальных задач педагогики хореографии на сегодняшний день.
Основная часть
Методический подход в педагогической науке принято понимать как совокупность способов воздействия педагога на занимающихся, выбор которых обусловлен определенной научной концепцией, логикой организации и осуществлением процесса обучения, воспитания и развития [5, с. 23].
На данный момент в практике преподавания дисциплин, связанных с хореографическим исполнительством, налицо проблема систематизации и структурирования методов оценки в соответствии с целесообразной логикой процесса оценивания результата обучения. Это выражается в отсутствии точно сформулированных критериев и показателей, которые были бы логично связаны с компетенциями, определенными государственным стандартом для каждого из направлений подготовки, программы которых включают в себя танцевальные дисциплины. Эти проблемы снижают эффективность оценивания и делают его субъективным. Именно поэтому применение методического подхода в оценивании результата обучения имеет здесь большое значение и может стать одним из эффективных решений [5, с. 113].
Профессиональная компетентность в хореографическом исполнительстве как качественная характеристика подготовленности представляет собой единство теоретико-методического знания, исполнительского мастерства, опыта его воспроизведения и развитого чувственного восприятия танца. Основными компонентами профессиональной компетентности в хореографии являются:
- когнитивный - теоретико-методическое знание теории и методики танца, а также базовых основ сохранения здоровья в условиях исполнительской деятельности;
- технологический - владение техникой танца и исполнительским мастерством;
- эмоционально-личностный - богатство эмоционального проявления в танце, способность и готовность к его самовыражению;
- физическая и психосоматическая развитость;
- опыт исполнительского мастерства.
Уровни проявления компетентности принято определять, взяв за основу традиционные уровни исполнительской подготовки артистов балета, которые обозначают как начальный, средний и высокий уровни проявления профессиональной компетентности в классическом танце.
Критериями оценки и показателями проявления уровней профессиональной компетентности артиста балета выступают: уровень знаний (теории и методики классического танца, а также базовых основ сохранения здоровья в условиях исполнитель-
Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №5
165
ской деятельности); владение техникой (техника исполнения элементов классического танца); уровень развития физических и психосоматических кондиций (выраженность специальных физических и психосоматических кондиций).
Формирование профессиональной компетентности в классическом танце артиста балета включает в себя теоретическую и исполнительскую подготовку, а также развитие качеств, определяющих разнообразие эмоционально-личностного проявления в классическом танце. Исполнительская подготовка занимает особое место, так как в процессе ее осуществления происходит формирование других компонентов профессиональной компетентности в классическом танце артиста балета.
Исполнительская подготовка по классическому танцу артиста балета представляет собой единство содержания, методики преподавания, а также мотивированной активности обучающихся и условий обучения. Главная ее цель - формирование качественных двигательных навыков техники.
Современные принципы оценки качества освоения знаний обучающихся по исполнительским дисциплинам, в частности классическому танцу, опираются на глубокие традиции, сложившиеся в балетном образовании. Так, традиционной формой еще со времен императрицы Анны Иоановны стали испытательные вечера, в ходе которых учащиеся исполняли танцевальные элементы учебной программы [8]. Основными критериями оценки при этом служили успешность освоения техники танца и выразительность исполнения. Эти критерии и в дальнейшем определяли качество освоения знаний по танцевальным дисциплинам, что подчеркивает роль исполнительской подготовки как наиболее значимого компонента формируемой компетентности, основы хореографического образования. В трудах А.Я. Вагановой, где изложены ее методические принципы преподавания, ведущая роль исполнительской подготовки в хореографическом образовании определена однозначно [3].
Владение техникой танца и выразительность остаются главными критериями оценки качества освоения знаний обучающимися исполнительских дисциплин и сейчас [8, с. 17]. Согласно традиции, в настоящее время основной формой контроля качества освоения знаний по-прежнему является творческий показ - открытый урок классического танца в традиционном построении, исполняемый учащимися перед экспертной комиссией. Содержание творческого показа представлено танцевальными комбинациями, выполняя которые, учащиеся демонстрируют навыки техники танца, соответствующие определенному уровню сложности.
Уровни сложности в классическом танце складывались под влиянием различных социально-экономических и профессиональных факторов в течение длительного времени. Процесс их формирования начался еще во времена Ш.-Л. Дидло, а методическое оформление осуществлено в период 1928-1938 гг. А.Я. Вагановой и ее коллегами [8]. В настоящее время уровни сложности традиционно обозначаются как год обучения или класс (1-ый, 2-ой, 3-ий и т.д.) [1], [2]. Под каждым из них подразумевается конкретный объем элементов классического танца. А.В. Фомкин разъясняет специфику процедуры оценивания знаний обучающихся по танцевальным дисциплинам в балетном образовании, указывая на причинно-следственные связи и исторические традиции: «Далеко не все (учащиеся), отвечающие этим требованиям (имеются в виду критерии отбора) в 9-12 лет, в процессе развития организма и обучения сохраняли данные свойства. К концу XVIII века, с усилением профессиональных
166 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №5
требований, способом освобождения от таких детей стала особая процедура промежуточной аттестации: испытательные вечера (с 1809 г. именуются экзаменами). Они представляли собой балетное или драматическое представление, по итогам которого педагогическая комиссия исключала неспособных детей...» [8, с. 147]. Далее А.В. Фомкин указывает, что «ценой высокого профессионализма выпускников училища явилось снижение требований к их интеллектуальному развитию и, как следствие, падение их социально-адаптивных возможностей в случае прекращения обучения или профессиональной деятельности.» [8, с. 149]. Отчисление студентов в результате промежуточной аттестации сохраняется в балетном образовании до сих пор. Отчисление происходит по результатам успеваемости только по одному предмету - «Классический танец», особенно интенсивно на этапе получения общего образования (первые пять-шесть лет обучения) [8]. Социальная адаптация отчисленных студентов - серьезная юридическая, экономическая и социальная проблема балетного образования. Тем не менее, такая процедура - необходимое условие сохранения его высокого качества.
В настоящее время в балетном образовании существует целая система промежуточных аттестаций, при которой учащийся в каждый последующий класс фактически поступает заново. Определяющими факторами при этом являются успешность освоения программы по классическому танцу и физические параметры учащегося. Оценивание знаний и умений по танцевальным дисциплинам в разные периоды происходило по 5-балльной и 12-балльной системе. Обязательной и главной частью экзамена остается урок классического танца в его традиционной форме, включающий в себя программные движения, традиционно закрепленные за определенным уровнем сложности.
Оценка исполнительских навыков учащегося осуществляется художественно-педагогической комиссией, в которую могут входить преподаватели (бывшие или действующие артисты балета), артисты балета, не занятые педагогической работой, балетмейстеры театра и т.д.
Учащиеся оцениваются педагогами и деятелями балета с точки зрения:
- техники исполнения программных движений;
- стилистической точности и выразительности движений в соответствии с художественной традицией русской школы классического танца.
По нашему мнению, процесс оценивания ученика в балетном классе членами педагогической комиссии складывается под влиянием следующих основных субъективных факторов, которые имеют определенный источник формирования (см. таблицу).
Таблица
Субъективные факторы оценки результативности обучения и источники их формирования в балетном образовании
Фактор Источник формирования
1 2
личная мышечная память, связанная с регулярной специфической профессиональной нагрузкой период обучения в балетной школе, техникуме/училище, ежедневный класс в театре
Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №5 167
Продолжение табл.
1 2
личный ученический опыт освоения классического танца, опыт преодоления трудностей период обучения в балетной школе, техникуме/училище, ежедневный класс и исполнительская практика в театре
личные художественно-эстетические представления семья, балетная школа, техникум/училище, театр, концертный коллектив, нахождение в профессиональной среде со всеми ее аспектами
личные представления об особенностях техники исполнения движений и методике преподавания классического танца балетная школа, техникум/училище, вуз, педагогический опыт
личный педагогический опыт педагогическая работа в балетной школе, техникуме/училище, театре
личные представления о требованиях современного балетного театра исполнительская практика в балетном театре, концертном коллективе
личный исполнительский опыт исполнительская практика в балетном театре
другие личностные состояния и переживания жизненная среда, образ жизни, возраст и другие факторы
Как видно из таблицы, практически все приведенные факторы, влияющие на процесс оценивания ученика, источником своего формирования имеют сферу балета. В оценивании учитывается всесторонний опыт взаимодействия с этой сферой: опыт обучения профессии, исполнительский опыт, педагогический опыт, художественно-эстетический опыт работы в театре. Следовательно, такая оценка хотя и субъективна, но стремится к объективности.
Проверенная временем традиционная процедура оценивания знаний по танцевальным дисциплинам остается эффективной и в настоящее время, а критерии и показатели по-прежнему актуальны. Однако в соответствии с требованиями современного образования и науки они нуждаются в уточнения, конкретизации и систематизации. Здесь эффективным решением может стать разработка системы критериев и показателей, тесно связанных с традиционным структурированием учебного материала.
Как было сказано ранее, согласно традиции, дидактический материал классического танца структурирован по уровням сложности (классам или годам обучения). Кроме того, технические принципы классического танца - aplomb, выворотность, натянутость, координация - определяют основные направления развития двигательных навыков. К ним можно отнести владение корпусом, навыки выворотного движения от элементарных до художественных форм (прямолинейные и круговые движения ног, прыжок, вращение, пальцевая техника в женском классе, работа рук), развитие музыкальности, координации и прочее. Эти направления определены А.Я. Вагановой в книге «Основы классического танца» [3], где каждому из них посвящен целый раздел.
Основные направления развития двигательных навыков пролегают через все уровни сложности от первых элементарных pas до виртуозных художественных форм, проходя через характерные этапы освоения техники танца: освоение закон-
168 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №5
ченной формы элемента; традиционное комбинирование; общее ускорение темпа; перевод в позы; перевод на полупальцы; исполнение элементов en tournent.
Структурирование по уровням сложности и направлениям развития двигательных навыков позволяет сформулировать соответствующие им критерии оценки и показатели качества освоения знаний учащихся. Целесообразная логика структурирования может стать основой для приведения всей совокупности критериев и показателей в последовательно выстроенную систему.
Несмотря на то, что ведущую роль в оценивании качества освоения знаний по исполнительским дисциплинам по-прежнему играют традиционные критерии (техника танца и выразительность исполнения), государственные стандарты высшего образования (например, направления подготовки «Народная художественная культура») требуют формирования компетенций, связанных также с педагогикой танца. Таким образом, возникает необходимость расширить диапазон применяемых критериев оценки знаний, дополнив его теми, что характеризуют освоение методических приемов преподавания.
Нельзя отрицать тот факт, что технологии, применяемые для выявления качества освоения знаний обучаемых по исполнительским дисциплинам, ориентированы в основном на критерий «техника танца». Его доминирующая роль неоспорима, так как исполнительская подготовка является базовым компонентом подготовленности специалиста. Однако высшее образование в данной области подразумевает более широкое понимание компетентности. Государственный образовательный стандарт направления подготовки «Народная художественная культура» подразумевает исполнительскую подготовку только как часть подготовленности выпускника, хотя и наиболее значительную.
Применение методического подхода к оцениванию качества освоения знаний по исполнительским дисциплинам означает, прежде всего, ориентацию на требования государственного стандарта и отбор наиболее эффективных методов оценки. Современные научные исследования позволяют достаточно точно определять количественные и качественные показатели. Например, измерение кондиций (выворотности в градусах по Дж.С. Хавилеру [9], силовую выносливость в подходах по Ю.Ф. Курамшину [4]). П.А. Силкиным разработаны таблицы росто-весовых показателей, которые применяются в определении подготовленности студентов Академии русского балета им. А.Я. Вагановой, будущих артистов балета [6]. Но эффективны ли такие методы в условиях вуза?
Традиционный подход предлагает нам в качестве основного инструмента оценивания экспертную оценку. Этот метод проверен временем и доказал свою эффективность, хотя не лишен субъективности. Анализируя факторы, под влиянием которых складывается мнение экспертов, можно выделить несколько основных, например: личный опыт обучения профессиональным навыкам, сценическая деятельность, педагогический опыт, личные эстетические предпочтения и т.д. Большинство из них прямо или косвенно связано с профессиональной средой, поэтому такая оценка будет стремиться к точности и объективности. Следовательно, здесь методы экспертной оценки и педагогического наблюдения остаются по-прежнему наиболее актуальными. Для решения проблемы важнее предложить экспертам точные показатели, структурированные в соответствии с уровнями сложности исполнительской подготовки, определенными традицией.
Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №5
169
На наш взгляд, в соответствии с методическим подходом к оцениванию качества знаний необходимо, опираясь на традиции, разработать систему критериев и соответствующих им показателей, отражающую этапы освоения танцевальных дисциплин. При этом важно понимать, что каждый уровень сложности, определенный традицией, задает свое понимание одного и того же критерия и требует применения разных показателей. Так, например, критерий «техника танца» на начальном этапе обучения может быть определен такими показателями, как «выраженность специальных физических кондиций (выворотность, натянутость, гибкость и прочее)», «владение базовыми элементами классического танца в чистом виде», «постановка рук», «постановка прыжка» и т.д. Соответственно на последующих этапах исполнительской подготовки целесообразно применять такие показатели, как «владение приемами исполнения традиционных комбинаций элементов», «владение приемами передачи художественной окраски движений» и т.д. В конечном итоге вся система критериев и показателей оценивания качества знаний должна отражать процесс формирования компетенций, заданных государственным образовательным стандартом.
В процессе оценивания качества освоения знаний традиционно применяется технология последовательного выполнения творческих заданий, а также система комбинированных опросов. На данный момент требуется уточнение содержания технологии и приведение ее к более точному соответствию этапам освоения дисциплины, чтобы она стала технологией в полном смысле этого понятия, а не набором отдельных заданий, слабо связанных между собой по уровню сложности. Такие технологии станут тем стержнем, который структурирует фонды оценочных средств.
Выводы
Резюмируя, важно подчеркнуть, что методический подход к оцениванию качества освоения знаний по исполнительским дисциплинам, в частности классическому танцу, необходимо рассматривать как совокупность способов оценки, объективно выявляющих результат формирования компетенций на определенном этапе обучения. Данная совокупность способов должна представлять собой целостную систему оценки знаний, построенную на основе логичной целесообразности и преемственности. Такая целесообразность и преемственность в педагогике хореографии задана традициями балетного образования, сложившимися благодаря богатому эмпирическому опыту русской балетной школы. Необходимо опираться на него в поиске новых путей совершенствования педагогического процесса. Таким образом, традиционный подход к оцениванию качества освоения знаний по исполнительским дисциплинам обогатится современным педагогическим инструментарием и станет более эффективным. Это позволит в целом повысить качество процесса формирования компетентности будущего специалиста, получить более объективную и точную картину результативности обучения исполнительским дисциплинам студентов творческих специальностей.
Литература
1. Базарова Н.П. Классический танец. М.: Искусство. 1984. 230 с.
2. Базарова Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца. Л.: Искусство. 1983. 239 с.
3. Ваганова А.Я. Основы классического танца. СПб.: Лань. 2000. 192 с.
4. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. М.: Советский спорт. 2010. 320 с.
170 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №5
5. Курамшин Ю.Ф., Грец И.А., Мин Хе Джин. Профессионально-деятельностный подход к систематизации методов физического воспитания. Смоленск: СГАФК. 2010. 267 с.
6. Силкин П.А. Педагогическая диагностика детей для обучения искусству танца на примере Академии русского балета им. А.Я. Вагановой: дис. ... канд. пед. наук. СПб, 2008. 165 с.
7. Тургаев А.С. Предисловие // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2013. №4 (17). С. 6-7.
8. Фомкин А.В. Исторические традиции современного балетного образования (на материале деятельности танцовальной Ея Императорского Величества школы - Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой): дис. ... канд. пед. наук. СПб, 2009. 180 с.
9. Хавилер Д.С. Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки. М.: Новое слово. 2004. 111 с.
References
1. Bazarova N.P. Klassicheskiy tanets [Classical dance]. Moscow, 1984. 230 p.
2. Bazarova N.P., Mei V.P. Azbuka klassicheskogo tantsa [The hornbook of classical dance]. Leningrad, 1983. 239 p.
3. Vaganova A.Ya. Osnovy klassicheskogo tantsa [Fundamentals of classical dance]. St Petersburg, 2000. 192 p.
4. Kuramshin Yu.F. Teoriya i metodikaphizicheskoy cul'tury [Theory and methodology of physical culture]. Moscow, 2010. 320 p.
5. Kuramshin Yu.F., Gretz I.A., Min Hye Jin. Professional'no-deyatel'nostniy podhod k sistematizatsii metodov phizicheskogo vospitaniya [Professional approach to the systematization of methods of physical education]. Smolensk, 2010. 267 p.
6. Silkin P.A. Pedagogicheskaya diagnostika detey dlya obucheniya iskusstvu tantsa na primere Akademii russkogo ballet im. A.Ya. Vaganovoy [Pedagogical diagnostics of children for teaching the art of dance on the example of the Academy of Russian Ballet named after A.Ya. Vaganova: Dr. dis.]. St Petersburg, 2008. 165 p.
7. Turgayev A.S. Predisloviye [Preface]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury [Bulletin of the St Petersburg State University of Culture and Arts], 2013, no. 4 (17), pp. 6-7.
8. Fomkin A.V. Istoricheskiye traditsii sovremennogo baletnogo obrazovaniya (na material deyatel'nosti tantsoval'noy Eya Imperatorskogo Velichestva shkoly - Akademii russkogo ballet im. A.Ya. Vaganovoy) [Historical traditions of modern ballet education (on the basis of the activity of the dancer's Her Imperial Majesty school - the Academy of Russian Ballet named after A.Ya. Vaganova): Dr. dis.]. St Petersburg, 2009. 180 p.
9. Khaviler D. Telo tantsora. Meditsynskiy vzglyad na tantsy i trenirovki [The body of a dancer. Medical look at dancing and training]. Moscow, 2004. 111 p.
Для цитирования: Громова Е.В. Педагогика хореографии: методический подход в оценивании знаний студентов творческих специальностей // Вестник Череповецкого государственного университета. 2018. №5(86). С. 164-171. DOI: 10.23859/1994-0637-2018-5-86-18
For citation: Gromova E.V. Choreographic pedagogy: the methodical approach to evaluating knowledge of students of creative specialties. Bulletin of the Cherepovets State University, 2018, no. 5 (86), pp. 164-171. DOI: 10.23859/1994-0637-2018-5-86-18
Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №5
171