Научная статья на тему 'Педагогика: экзистенциальные основания'

Педагогика: экзистенциальные основания Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
591
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / АУТЕНТИЧНАЯ ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ниязбаева Н. Н.

Теоретики экзистенциализма считают, что особенно важно в воспитании не умственное, а эмоциональное развитие. Противопоставление интеллектуального развития эмоциональному противоречит не только данным мировой науки, но и здравому смыслу. Педагогическая задача в данном аспекте учить человека видеть себя в мире, изучать и оценивать свою жизнь, свое существование. Умение воспринимать себя и свое существование есть смысл бытия. Здесь на первый план выходят проблемы жизнетворчества и неповторимости человека, своеобразия всей его жизни. Экзистенциальная педагогика не требует переворотов и кардинальных перемен в содержании образования, а настаивает на его ценностном переосмыслении, пересмотре целей и оснований, подходов к воспитанию и обучению детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогика: экзистенциальные основания»

№ 2 - 2007 г. 09.00.00 философские науки

УДК 37.036

Педагогика: экзистенциальные основания

Н. Н. Ниязбаева

Костанайский государственный университет им. А. Байтурсынова (Казахстан, г.

Костанай)

Теоретики экзистенциализма считают, что особенно важно в воспитании не умственное, а эмоциональное развитие. Противопоставление интеллектуального развития эмоциональному противоречит не только данным мировой науки, но и здравому смыслу. Педагогическая задача в данном аспекте - учить человека видеть себя в мире, изучать и оценивать свою жизнь, свое существование. Умение воспринимать себя и свое существование есть смысл бытия. Здесь на первый план выходят проблемы жизнетворчества и неповторимости человека, своеобразия всей его жизни. Экзистенциальная педагогика не требует переворотов и кардинальных перемен в содержании образования, а настаивает на его ценностном переосмыслении, пересмотре целей и оснований, подходов к воспитанию и обучению детей.

Ключевые слова: экзистенциальная педагогика, интеллектуальное развитие, аутентичная личность

Долгое время отечественные исследователи скептически, порой, насмешливо относились к экзистенциальной философии. "Буржуазная" философия, по их мнению, не только не созвучна идеологии политической жизни людей страны Советов, но и вредит общественному сознанию. Подтверждение находим, например, в учебнике "История педагогики" (1981): "Экзистенциалистическая проповедь необходимости проявления всегда и везде своей "экзистенции", своего "я" отвлекает молодежь от общественных интересов. Экзистенциализм противопоставляет человека и общество (коллектив): Педагогика экзистенциализма, устрашая угрозой "поглощения" личности коллективом, "растворения" в нем, отражает безнадежные стремления буржуазии удержать молодежь вдали от общественного, особенно пролетарского движения. Она направлена против марксистских принципов воспитания в коллективе, считает вечными отношения между людьми, свойственные буржуазному обществу: Теоретики экзистенциализма считают, что особенно важно в воспитании не умственное, а эмоциональное развитие. Противопоставление интеллектуального развития эмоциональному противоречит не только данным мировой науки, но и здравому смыслу:> [1, с. 114-115].

Однако сегодня отечественная наука с интересом обращается к взглядам экзистенциалистов (как философов, так и психологов), понимая и принимая многие их убеждения. Обращение к некоторым экзистенциальным аспектам, по нашему мнению, позволит расширить грани педагогической науки в современном образовании.

Одна из приоритетных задач нашего исследования заключается в переводе на педагогическую основу идей экзистенциализма, ценных для решения образовательных

проблем. С учетом специфики педагогики мы пытаемся проникнуть и объяснить с той экзистенциальной позиции, которая применима для теории и практики образования, некоторые аспекты взаимодействия участников образовательного процесса, проблемы самоутверждения личности, творчества, обретения свободы и умения нести за нее ответственность, развития духовности, воспитание совести, способности любить.

Ключевое понятие экзистенциализма - понятие существования, "экзистенции". Происхождение самого слова "экзистенциализм" идет от английского "existence". В свою очередь, existence в английский язык пришло от корня ex-sistere, означавшего "проявляться", "становиться". Определяя понятие "экзистенциализм", Р. Мэй, экзистенциальный психолог, отмечает следующее: это <сосредоточение на существовании личности; это акцент на человеческом бытии в том виде, в котором оно проявляется, становится" (курсивы автора, 4, с. 13).

Существовать - значит выходить за пределы самого себя, абстрагироваться от физической, психической своей данности (В. Франкл). Мне не столь важно, из каких химических элементов я состою, благодаря каким механизмам и внешним условиям действую, -подчеркивают экзистенциалисты (хотя не исключают полностью влияние среды на человека в своих исследования). Главное заключается в том, что мне случилось существовать в данный момент, в этом времени и пространстве. И моя проблема состоит в том, как осознать этот факт и что с этим делать [3, с. 115]. Существование - область между способностью человека принять решение и поведенческой реакцией, т. е. принятием решения; область, где человек никогда не будет просто совокупностью драйвов и детерминированных форм поведения.

Экзистенция - это то, что здесь и сейчас ты должен сделать. Долженствование в данном случае есть только перед самим собой, потому что в каждый момент времени я сам выбираю, как вести себя и что делать. Человек ни на кого не может переложить свой выбор и ответственность за него. Я выбираю то, что я выбираю. Зачем мне тот или иной выбор? Почему я это делаю? Позиция не экзистенциалиста звучит: я должен кому-то, я обязан перед кем-то, мне нужно для того-то... Экзистенциалист скажет: я сделал свой выбор и несу за него ответственность перед самим собой. Д. А. Леонтьев доступно и интересно объясняет данную позицию: "Например, я читаю лекцию, и из аудитории меня спрашивают, почему я не прерву речь на середине и не уйду. Неэкзистенциалистская позиция выглядела бы так: я не могу, потому что я еще не закончил, или потому что я обещал кому-то прочесть эту лекцию, или потому что я получаю за это зарплату и т. д. С точки зрения экзистенциалиста, главное в том, что я выбрал это - быть здесь и читать лекцию и принял за это ответственность перед самим собой. Более того, каждый момент времени я подтверждаю этот выбор, отвергая возможность прервать лекцию и уйти. Точно также каждый из слушающих эту лекцию сделал свой выбор" [2, с. 48].

Основными характеристиками экзистенции являются отсутствие предзаданности и открытость (Д. А. Леонтьев). Это значит, ничто внешнее на меня не влияет, когда я делаю выбор здесь-и-сейчас. Нет никаких сил, детерминант, которые заставили бы меня поступить так, а не иначе. Идея открытости существования противостоит идее "внедрения" человека в Бытие. Реальное взаимодействие с миром первично по отношению к каким-либо характеристикам человека [2, с. 49]. Сущностные характеристики не заложены в человеке изначально, они формируются в процессе взаимодействия с миром.

У человека вообще нет никакой предзаданной сущности, сущность проявляется в открытости самым различным возможностям.

Педагогическая задача в данном аспекте - учить человека видеть себя в мире, изучать и оценивать свою жизнь, свое существование. Умение воспринимать себя и свое существование есть смысл бытия. Здесь на первый план выходят проблемы жизнетворчества и неповторимости человека, своеобразия всей его жизни. Например, интересно наблюдать за реакцией студентов (как правило, 1 -2 курсы), когда я на учебных занятиях их спрашиваю: какими особенностями вы обладаете? в чем заключается ваша индивидуальность? Ответ на этот вопрос для них пока не только затруднителен, он ставит их в тупик. Молодые люди затрудняются в определении и формулировке своих особенностей, того, что отличает их от других.

Также в этом аспекте актуальны и интересны вопросы аутентичной личности. Аутентичная личность - человек, который посредством того, кем он стал, строит новое отношение к социуму и обществу в целом. Он не только превосходит себя всяческими способами, он также превосходит культуру. Он сопротивляется окультуриванию. Он в большей степени становится членом человеческого рода и в меньшей - членом конкретного общества (А. Маслоу).

С точки зрения экзистенциального подхода каждый человек может в своей жизни стать более аутентичным и, благодаря этому, достичь более здоровых взаимоотношений со своим внутренним и внешним миром. Выстроенная система конструктивных взаимоотношений <Я-и-мир> есть основа существования, и обеспечивает психологическую свободу личности, ее независимость, аутентичность. Экзистенциальная аутентичность признает конечную свободу и ответственность человека выбрать, как ему жить в мире (Дж. Бюдженталь). Аутентичность означает автономное самотворчество. Источником аутентичности является наша субъективность, внутренний взгляд.

Таким образом, конструктивные решения проблем, поднимаемых в экзистенциальной философии и психологии, на наш взгляд, целесообразно актуализировать и в педагогическом аспекте. Экзистенциальная педагогика не требует переворотов и кардинальных перемен в содержании образования, а настаивает на его ценностном переосмыслении, пересмотре целей и оснований, подходов к воспитанию и обучению детей.

Список литературы

1. История педагогики / Под ред. М. Ф. Шабаевой. - М. : Просвещение, 1981.

2. Леонтьев, Д. А. . Что такое экзистенциальная психология? / Д. А. Леонтьев // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. - М. : СМЫСЛ, 1997. - С. 40-54.

3. Мэй, Р. Истоки экзистенциального направления в психологии и его значение / Р. Мэй // Экзистенциальная психология. Экзистенция. - М. : Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - С. 105-145.

4. Мэй, Р. Происхождение экзистенциальной психологии / Р. Мэй // Экзистенциальная психология. Экзистенция. - М. : Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - С. 9-41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.