ПСИХОЛОГИЯ
И.О. Логинова
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ БЕСЕДА КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ САМООСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Наметившаяся в последнее время тенденция к гуманизации психологии не является движением по совершенно новому и неизведанному пути, она есть движение в соответствии с общей внутренней тенденцией развития науки, где приоритетными вновь становятся исследования, выполняемые в рамках номоте-тического подхода, открывающие возможность оперировать информацией не обобщенного порядка, а информацией об индивидуальных проявлениях человека в реальных жизненных ситуациях. Важнейшей особенностью экзистенциальной парадигмы в психологии является то, что она, по сути, отказывается от объяснительных исследований в пользу описательных. Равноправность позиций психолога и клиента, взаимный риск и ответственность при наделении другого правом свободного выбора — в этом, безусловно, четко проявляется новый уровень отношения к человеку и к миру в целом [Братченко 2001]. В этой связи по-новому звучат сегодня идеи экзистенциального подхода, обнаруживаются его новые возможности, опирающиеся на понимание и принятие человека, благодаря чему психология становится наукой «с человеческим лицом» [Леонтьев 1997].
Экзистенциализм, или философия существования, — одно из самых популярных и влиятельных течений общественной мысли, поскольку центральные вопросы экзистенциализма — это существование человека, смысл его жизни и судьбы в мире — необычайно созвучны любому, задумывающемуся над своим бытием человеку. Экзистенциальные проблемы — это вопросы самого факта существования каждого человека и переживания своего способа существования. В ряде работ отмечается, что «отечественная экзистенциальная традиция до последнего времени проявлялась в весьма ослабленном виде» в «гомеопатических дозах» [Гайденко 1997]. Особенно это касается практической сферы. И это действительно так. Исследования в данной области трудны в силу того, что существование человека невыразимо в понятиях, метафорично. Существование не поддается рациональному постижению, и единственная возможность познать его заключается в том, чтобы его пережить. Ситуации, в которых может происходить переживание собственного существования, разнообразны, но не все они доступны исследователю в силу того, что жизнь человека насыщена множеством различных
событий, из которых каждый человек строит свою жизнь, свое бытие, и акт экзистенции может осуществляться в любой отрезок реальной жизнедеятельности человека вне зависимости от присутствия окружающих. Р. Мэй определил экзистенциализм как «стремление понять человека на уровне тех глубин, где уже нет раскола между субъектом и объектом, - раскола который начал преследовать западное мышление и западную науку вскоре после Реннесанса» [Братчен-ко 2001]. Экзистенциальный взгляд «схватывает» единство субъективного и объективного, идет дальше него. Поэтому интерес к тому, как человек осуществляет себя, свой способ бытия в мире — стимулирует ученых-психологов к поиску возможных приемов и методов исследования самоосуществления человека.
Одним из таких методов исследования человека в единстве с миром, в котором осуществляется его становление, является экзистенциальная беседа, благодаря которой удается понять человека как человека, в «человеческом измерении» [Хайдеггер 1993]: как именно и в какой мере он участвует в созидании своей жизни, как он «бытийствует» — переживает тот или иной момент своего существования, отвечает на фундаментальные вопросы бытия, делает жизненные выборы, осуществляет решения, принимает за них ответственность и т. д. Вот почему экзистенциальную беседу можно рассматривать как условие и средство актуализации и поддержания «жизнеизменяющих процессов» [Леонтьев 2001]. Экзистенциальная беседа может охватывать следующую проблематику: время жизни человека, свободу выбора и ответственности, поиск смысла существования [Ялом 2000]. Отметим, что данные темы беседы (или ее аспекты) позволяют обнаруживать особенности осуществления человеком себя в процессах «жизнес-троительства» [Леонтьев 2001].
На первый взгляд, данные темы беседы могут оказаться простыми и очевидными, но в процессе экзистенциальной беседы временное измерение приобретает особую значимость. Явное предпочтение (равно как и явное избегание) человеком определенного временного режима при обсуждении его проблем также может дать ценную информацию. Однако ответить на вопрос, почему человек в каждый конкретный момент выбирает тот или иной временной локус, часто очень сложно, хотя не вызывает сомнений, что выбор этот неслучаен и связан с глубинными процессами осознавания [Братченко 2001].
Основными пунктами шкалы времени могут быть следующие:
— далекое прошлое (детство);
— недавнее прошлое;
— настоящее;
— здесь-и-теперь;
— будущее.
Отношения человека со временем («чувство времени», «психологическое время»), длительность или периодичность тех или иных процессов, синхронность различных жизненных событий и т. д., определяют интенцию человеческого существования. Внимание к ним в ходе экзистенциальной беседы поможет исследователю (фасилитатору) лучше понять клиента и то, что с ним происходит. Э. Шостром в контексте исследований самоактуализационного потенциала человека отмечал, что люди, характеризующиеся высоким уровнем самоактуализации, живут настоящим, «здесь и теперь», проживая во всей полноте каждый
миг своей жизни. Думается, что эта полнота проживания свойственна тем, кто осуществляет «главное дело» жизни, проживает жизнь именно по-человечески, выбирая в каждый момент собственный, аутентичный путь [Братченко 2001].
Свобода — это второй своеобразный «ключ» к пониманию человека [Сартр 1989]. Способ бытия человека радикально зависит от того, насколько он готов признать свою свободу. Многое в жизни человека можно прояснить путем выявления «зон» наименьшей и наибольшей свободы. Уловить проявления «свободы-несвободы» часто очень непросто (хотя иногда кажется, что ситуация не вызывает сомнений), требуются особая зоркость и чувствительность. Но даже приблизительное понимание тенденций и изменений в переживании, осознании и принятии человеком своей свободы имеет для фасилитатора огромное значение. Братченко С.Л. отмечает, что отдельного внимания заслуживает проявление собеседниками свободы непосредственно в общении. Для этого он рекомендует использовать наблюдение за степенью и конкретными способами реализации коммуникативных прав личности в общении.
Еще одно ключевое и совершенно необходимое для экзистенциального взгляда «измерение» — это ответственность. В отношении любого события в собственной жизни человек принимает на себя определенную меру личной ответственности. Особенно это проявляется при возникновении на жизненном пути трудностей, проблем — тогда именно принятой ответственностью определяется степень включенности человека в их разрешение, его активность и настойчивость по их преодолению. В непосредственном общении исследователь может обнаружить «ответственность» различного уровня, для которой предлагается такая условная шкала:
— «фатализм» (капитуляция перед «неуправляемыми силами» и полное снятие ответственности с себя);
— перекладывание ответственности на других людей;
— «частичная» ответственность, согласие разделить ее с другими;
— признание первичности собственной ответственности [Братченко 2001].
Особое внимание в процессе экзистенциальной беседы следует уделять тому,
что именно и в какой мере важно, чему отдается предпочтение, какой смысл вкладывается в слова собеседниками [Ясперс 1994]. Еще ярче это проявляется в тех поступках (или отказе от определенных действий, оценке возможных или уже осуществленных поступков), которые обсуждаются в ходе разговора [Брат-ченко 2001]. Тем самым человек выражает свои жизненные ценности, смыслы и приоритеты. В качестве дополнительного показателя можно также рассматривать обобщенное отношение человека к обсуждаемому вопросу. В самом простом варианте возможно использование такой «шкалы» отношения:
— положительное;
— нейтральное;
— негативное [Братченко 2001].
Очевидно, что внимание фасилитатора к ценностно-смысловой динамике в процессе экзистенциальной беседы может дать исключительно важный материал для жизнеизменяющей работы [Коваль 1997].
Для того чтобы общение состоялось, имелась возможность обменяться представлениями о времени, свободе, ответственности, ценностях и смыслах жизни,
необходимо, по мнению Дубининой Т.В., чтобы человек обладал следующими базовыми качествами, благодаря которым особое взаимодействие с миром, с самим собой, с другими людьми стало реальностью: восприимчивостью, способностью к интимности, спонтанностью; особой степенью открытости миру, особой степенью присоединения во время взаимодействия, особой степенью контроля ситуации взаимодействия [Дубинина 2004].
При наличии данных качеств в ходе экзистенциальной беседы обнаруживаются признаки «пробуждения» духовности [Коваль 1997]:
— субъективное пространство становится более объективным. Человек живет в своем внутреннем мире, развивается через него, в результате возникает чувство наполненности жизни, насыщенности ее проявления и осознания смысла в контексте собственной жизни;
— субъективное время объективируется, т. е. возникает чувство смысловой наполненности каждой минуты жизни. Порой за короткий промежуток человек проживает и осознает столько, сколько в других ситуациях понадобилось бы осознавать и понимать годами. Существует такое мнение, что люди, которые развиваются, потенцируя время, долго не стареют, их внутреннее субъективное время, ускоряясь, как бы замедляет время объективное;
— субъективная чистота становится приоритетнее чистоты объективной. У человека обостряется чувство чистоты на физическом, физиологическом и особенно на психологическом планах: человек начинает отличать чистую пищу от грязной, чистые эмоции от грязных. Происходит переход от грубых, низменных состояний к возвышенным, утонченным и чистым. Это проявляется в выборе типа реакции в различных ситуациях, в особенностях взаимодействия с окружающими людьми [Коваль 1997].
Признаки того, что экзистенциальное взаимодействие состоялось: ... время летит незаметно; состояние, в котором находятся партнеры, начинает улучшаться и может стать возвышенным и утонченным; есть ощущение значительности, важности содержания, которое возникает в общении с этим человеком; во время расставания остро ощущается внезапно возникшее родство душ; сам факт общения рассматривается как очень ценный для дальнейшей жизни [Дубинина 2004]. У человека, находящегося в ситуации экзистенциальной беседы, возникает ощущение, что он становится лучше относительно самого себя. Следует помнить, что качество экзистенциальной беседы определяется также и теми изменениями, которые произошли «в его взаимоотношениях с миром» [Леонтьев 1997].
Данное следствие как раз и адекватно самому процессу самоосуществления, который требует постоянной готовности рисковать, ошибаться и находить разумные пути выхода из трудных ситуаций, отказываться от своих старых привычек, преодолевать страх и тревогу [Ялом 2000]. М.К. Мамардашвили отмечал, что человек есть существо, сопряженное с неизвестным, или с поиском, или с движением в сторону неизвестного, потому что человеку не задана заранее никакая мера: «Нет никакой меры, по которой бы определили бы — вот это есть человек. Человек обнаруживает себя движением в безмерном». Далее автор продолжает: «Самое красивое зрелище в человеке - когда человек идет на пределе того, на что вообще способен человек» [Мамардашвили 1997]. Подобное проявление че-
ловек может демонстрировать, по мнению автора, в различных сферах жизнедеятельности, в том числе и в ходе экзистенциальной беседы.
Опорными точками значения «самоосуществление», закрепившегося на сегодняшний момент в психологической науке являются следующие положения:
1) самоосуществление — это одновременно процесс (движение к своим сущностным, истинным началам) и результат (бытие истины и истина бытия);
2) самоосуществление подразумевает, что активность в процессе движения к сущности исходит от самого человека, то есть осуществить себя может только сам человек;
3) самоосуществление как сформулированный в качестве цели результат задает направление саморазвития человека в целом.
Другими словами, человек сам ответственен за то, кем он становится, свободно делает свой выбор среди предоставляемых ему возможностей. «Динамизм» жизни человека, изменчивость условий жизни, целей, которые он ставит себе, отражает «первый шаг по пути к конструированию экзистенциального образа человека, ...выход в «онтологию жизненного мира» [Леонтьев 1997], характеризующуюся новым психологическим мышлением. Понятие «самоосуществление» выступает не как результат жизненного пути, не как процесс, реализующий этот путь, а как «постоянное движение в сторону усложнения» [Клочко 1991], «наращивание себя» [Мамардашвили 1996], «открытие новых мерностей» [Клоч-ко 1999], позволяющих обнаруживать в мире новые возможности в соответствии с законами «взаимодействия» и «ограничения взаимодействия» [Клочко 1991]. В.Е. Клочко указывает, что в данном контексте речь может идти «о жизни как процессе самоосуществления» [Клочко 2005], потому что сама жизнь становится ежеминутным (ежесекундным) самоосуществлением, удерживающем жизненную трансспективу. По убеждению ученого, трансспектива есть характерная особенность постнеклассической науки, позволяющая обнаруживать возможные направления движения человека в пространстве возможностей. Однако многообразие этих возможностей ставит, по мнению Д.Б. Богоявленской, вопрос: какая из этих возможностей «достойна» реализации? [Богоявленская 2005] По всей видимости, они «просеиваются» человеком в процессе «свободного самоосуществления» — творческого преобразования действительности [Богоявленская 2005], отношения к жизни, событиям, самому себе, конструирования реальности сквозь призму соответствия, выступающего «причиной взаимодействия» [Клочко 1991].
Тогда самоосуществление можно рассматривать как творчество сегодня (сейчас) по реализации себя будущего с учетом опыта прошлого. Это «сквозное видение из настоящего в прошлое и будущее» [Клочко 2005] с выбором направления дальнейшего движения есть некий механизм, который обеспечивает пространство жизненного самоосуществления, т. е. пространство тех ценностных и смысловых составляющих образа мира человека, от степени реализации которых зависит широта возможностей, а значит, широта обретаемого человеком нового пространства. Последнее не менее важно, чем самоизменение человека. Конечно, в большинстве работ отмечается именно факт изменения человека в процессах взаимодействия с миром (таковы работы неклассического идеала рациональности), но не отмечается то, что и среда претерпевает изменения, обеспе-
чивая новое жизненное пространство. В постнеклассических трудах на это обращается особое внимание: «Там, где обнаруживается соответствие, взаимодействие становится неизбежным; оно выявляет отношение взаимодействующих сторон, которое существовало раньше взаимодействия, проявилось в нем и закрепилось созданным «совокупным» продуктом, изменившим как систему, так и среду» [Клочко 1999].
Последнее свидетельствует, что в процессе экзистенциальной беседы, где протекает истинное бытийствование человека, каждый переживает состояние обогащения моментом со-бытия с «другим», осуществляя при этом самого себя [Муравьева 2002].
Библиографический список
1. Богоявленская, Д.Б. Смысл жизни в контексте психологии творчества / Д.Б. Богоявленская // Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла): материалы международной конференции, 19-21 мая 2005 г. — М.: Смысл, 2005. — С. 49—53.
2. Братченко, С.Л. Экзистенциальная психология глубинного общения / С.Л. Брат-ченко. — М: Смысл, 2001. — 197 с.
3. Гайденко, П.П. Прорыв к трансцендентному: новая онтология XX века / П.П. Гайденко. — М.: Республика, 1997. — 475 с.
4. Дубинина, Т.В. Экология взаимодействия в практической психологии / Т.В. Дубинина // Сибирский психологический журнал. — Томск, 2004. — № 19. — С. 125—131.
5. Клочко, В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ) / В.Е. Клочко. — Томск: Изд-во Томского государственного университета, 2005. — 174 с.
6. Клочко, В.Е. Самореализация личности: системный взгляд / В.Е. Клочко , Э.В. Га-лажинский /под ред. Г.В. Залевского. — Томск: Изд-во Томского государственного университета, 1999. — 154 с.
7. Клочко, В.А. Инициация мыслительной деятельности: дис. ... д-ра психол. н.: 19.00.01 / В.А. Клочко . — М., 1991. — 347 с.
8. Коваль, Н.А. Духовность в системе профессионального становления специалиста: дис. ... д-ра психол. н.: 19.00.13 / Н.А. Коваль. — М., 1997. — 343 с.
9. Леонтьев, Д.А. Жизнетворчество как практика расширения жизненного мира // Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: материалы сообщений / Д.А. Леонтьев / под ред. Д.А. Леонтьева, Е.С. Мазур, А.И. Сосланда. — М.: Смысл, 2001. — С. 100—109.
10. Леонтьев, Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Д.А. Леонтьев / под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. — М.: Смысл, 1997.
11. Мамардашвили, М.К. Психологическая топология пути / М.К. Мамардашвили. — СПб.: Изд-во Русского христианского гуманитарного института, 1997. — 570 с.
12. Мамардашвили, М.К. Необходимость себя: Лекции. Статьи. Философские заметки / М.К. Мамардашвили / под общ. ред. Ю.П. Сенокосова. — М..: Изд-во «Лабиринт», 1996. — 430 с.
13. Муравьева, О.И. Проблемы осознания экзистенциального плана межличностного общения в практике индивидуального и группового психологического консультирования / О.И. Муравьева // Личность в парадигмах и метафорах: ментальность —
коммуникация — толерантность / под ред. В.И. Кабрина. — Томск: Изд-во Томского государственного университета, 2002. - С. 217-226.
14. Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм / Ж.-П. Сартр // Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1989. - С. 319-344.
15. Хайдеггер, М. Письмо о гуманизме / М. Хайдеггер // Время и бытие. - М., 1993.
16. Ялом, И. Экзистенциальная психотерапия / Ялом И. - М., 2000. - 345 с.
17. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / Ясперс К. - М., 1994. - 527 с.
18. Sartre, J.-P. The Psychology of Imagination / Sartre J.-P. - London: Methuen, 1972.