Научная статья на тему 'Педагогика экономики образования'

Педагогика экономики образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
803
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСУРСООБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогика экономики образования»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

И. И. Калина,

директор Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации

ПЕДАГОГИКА ЭКОНОМИКИ ОБРАЗОВАНИЯ

Потребности человека — безграничны, ресурсы всегда ограничены. Это одна из проблем человечества, на каком бы этапе развития оно ни находилось. Данный парадокс характерен для любой сферы жизни общества и для любой экономической системы. Поиск ресурсов для удовлетворения потребностей — главная задача общества, правительства, государства. Не стало исключением и образование. Сегодня проблемы ресурсообеспечения образования как никогда актуальны.

Неожиданно для большинства в педагогику вторглась так не свойственная ей ранее конкуренция. Конкуренция в сфере образования — это борьба за ученика, за ресурс, и она будет только увеличиваться по мере снижения демографических показателей. Школа теперь должна как можно полнее отвечать на запросы общества и вынуждена «зарабатывать» качеством предоставляемых услуг. Значит необходимо введение новых вариантов финансирования, которые были бы ориентированы на качество и результат, а не на процесс сам по себе.

«Внедрение» новых экономических механизмов в образовательную систему идет крайне тяжело. Я намеренно употребил слово «внедрение», некоторые толковые словари определяют его как «проникновение в чужеродную, активно сопротивляющуюся среду». Сообщество педагогов и родителей тяжело соглашается с необходимостью изменений принципов финансирования образования. По мнению большинства, экономика в образовании ставит перед собой единственную цель — «сэкономить на детях». И, следовательно, все кому дороги интересы детей (т. е. педагоги и родители), — для экономистов «среда чужеродная, активно сопротивляющаяся внедрению».

К сожалению, на мой взгляд, экономика пришла в образование слишком прямолинейно и по-хозяйски, а это настораживает людей. Рассматривая тот или иной экономический механизм, мы чаще говорим о его полезности в управлении системой, реже о полезности школе, еще реже о полезности учителю. И вообще не говорим о том, что главная задача в принесении пользы как можно большему количеству детей. Мы как-то стали забывать, что в систе-

ме образования конечные благоприобретатели — дети. И далеко не всегда то, что хорошо учителю, школе, органам управления образованием, хорошо и ребенку тоже. Дело в том, что уровень анализа экономических изменений должен быть более глубоким. Педагогическая оценка экономических механизмов — оценка системы влияния этих преобразований на удовлетворение образовательных потребностей как можно большего количества детей. Вот это и есть, по-моему, обязательная часть педагогики экономики образования, педагогическая экспертиза, педагогический анализ явления. Все, что антипедагогично, в системе реализовываться не может, каким бы красивым оно сначала ни казалось. Любой экономический механизм, прежде чем «внедрять», необходимо подвергать педагогической экспертизе.

В области финансов открытия случаются редко. Основная масса предлагаемых экономических изменений — опробованные, «обкатанные» в регионах, если можно так сказать, варианты, методики, схемы.

Главными экономическими способами решения проблем образования сегодня стали те механизмы, о которых так часто говорят: подушевое нормативное финансирование и новая система оплаты труда учителей.

В основе новой системы оплаты труда работников образования — зависимость размера оплаты педагогического труда от его качества. Это, по сути, повышение зарплаты, но в соответствии с конкретными результатами. При этом задействуются два основных механизма. Первый — прозрачный и адекватный прилагаемым усилиям, затрачиваемому труду, уровню возлагаемой ответственности, учет в основ-

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

ной части зарплаты не только учебной нагрузки, но и всех остальных видов деятельности учителя: методической работы, взаимодействия с родителями, классного руководства, проверки тетрадей, подготовки к олимпиадам, сопровождения учащихся при подвозе и др. Он внедрен в ходе национального проекта в массовую практику в рамках вознаграждения классным руководителям. В результате с 1 января 2006 г. почти 900 тысяч учителей ежемесячно получают вознаграждение за классное руководство, причем его размер напрямую зависит от наполняемости классов.

Второй механизм - в рамках поощрения лучших учителей, а также поддержки инновационных учреждений, премирование на основании объективной оперативной оценки качества и результатов труда потребителями. В этих мероприятиях средства на поощрение и поддержку распределяются по итогам оценки результатов деятельности учителей и учреждений гражданскими институтами. Так, в каждом образовательном учреждении создается конкурентная среда, стимулирующая учителей ориентироваться на интересы учеников. Итог — отмечена качественная работа 10 тысяч лучших учителей, размер поощрения каждого составил 100 тысяч рублей. Три тысячи школ получили по 1 миллиону рублей из федерального бюджета на осуществление инновационных образовательных программ. За счет бюджета поставлено свыше 5 тысяч комплектов для школьных кабинетов физики, химии, географии и биологии, современных интерактивных досок, более 1600 автобусов. Это делает качественное образование доступнее для всех детей.

Что же касается нормативного финансирования, то оно уже на протяжении года, благодаря приоритетному национальному проекту «Образование», «хозяйничает» в образовании. Распределение ресурсов при таком принципе финансирования осуществляется, исходя из численности учащихся, а не зависит от количества учителей и школ. Это четко определяет педагогический характер принципа — конечным адресатом ресурса являются только ученики. Государство выделяет деньги гражданину, ребенку на создание необходимых условий для обучения: на наличие квалифицированных педагогов; на использование современных средств обучения, позволяющих повысить производительность учебного труда и гораздо более продуктивно использовать поистине бесценный (увы, невосполнимый) ресурс — детское время; на обеспечение уважительных по отношению к ребенку и безопасных условий пребывания в школе; на создание полноценной, развивающей среды общения со сверст-

никами, что особенно важно для старшеклассников. Деньги в школу идут вслед за учеником, значит школы заинтересованы в привлечении большего числа учащихся, а конкуренция между школами только на пользу потребителям образовательного ресурса — детям, семье, обществу. В итоге грамотное применение подушевого финансирования способствует созданию в школе оптимальных условий для обучения детей.

К сожалению, многие педагоги рассматривают эти механизмы только негативно. Проблема в том, что в центре функционирования этих механизмов — ребенок, семья, их потребности, а не органы управления образованием, не школа, даже не учитель. Экономические механизмы становятся рычагом для обновления качества образования и четко определяют адресата финансирования, благоприобретателя услуги. Учитель и школа важнейший, но все-таки инструмент по превращению бюджетных денег в эту услугу. От того, насколько качественна услуга, насколько полно она отвечает запросам общества, зависит конкурентоспособность каждого учителя и школы. В условиях конкуренции меняется подход к образованию. Качество образования оценивают уже не только чиновники (и слава богу), не только учителя, появляется еще одна ось координат — оценка качества обществом, родителями, детьми. Развивается, а значит, меняется общество, очевидно, меняться должно и образование.

Школа и учитель должны сделать шаг навстречу таким переменам. Как «молитвой о дожде не решить проблему засухи», так жалобами, упреками, критикой нельзя решить проблем современного образования. Значит, нужны новые методы решения проблем — экономические методы регулирования качества образования.

Современная школа — открытая система, в ней взаимодействуют учителя, родители, общество, управленцы, экономисты. У нас одна общая цель — принесение пользы как можно большему количеству детей. А значит, мы действуем под «одним флагом». Девиз наших общих действий — «Все лучшее детям!» И если мы, чиновники, сумеем показать, что экономические механизмы соответствуют этому девизу, то лед взаимного недоверия будет растоплен. Родители и педагоги потеряют желание сопротивляться изменениям, станут нашими активными союзниками и помощниками. Сегодня очень важно понять, что экономика системы образования — это способ решать с помощью экономических механизмов педагогические задачи. А важнейшим условием успеха я считаю взаимодействие всех заинтересованных сторон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.