Научная статья на тему 'Педагогическое взаимодействие вожатого и детей в лагере'

Педагогическое взаимодействие вожатого и детей в лагере Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1762
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОТРУДНИЧЕСТВО / COLLABORATION / СОПЕРНИЧЕСТВО / МНОГОЛИКИЙ РЕБЁНОК / MANY-SIDED CHILD / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА / ЛЮБОВЬ К ДЕТЯМ / LOVE TO CHILDREN / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ / PEDAGOGICAL TACT / CONCURRENCE / PEDAGOGICAL ETHIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронкова Любовь Викторовна

Педагогическое взаимодействие. Сотрудничество и соперничество. Педагогический такт и педагогическая этика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическое взаимодействие вожатого и детей в лагере»

ПЕ ЦАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ вожатого и детей в лагере

Любовь Викторовна Воронкова,

доцент Орловского государственного университета, кандидат педагогических наук e-mail: pedagog57@mail.ru

Педагогические задачи воспитания отрядный вожатый решает, вступая в общение с воспитанниками. Педагогическое общение — это взаимодействие вожатого с воспитанником в совместной жизнедеятельности в отряде, создающее благоприятный психологический климат, способствующий более полному развитию воспитанников. Организация и управление педагогическим общением требуют от вожатого владения методами и приёмами педагогического взаимодействия и воздействия.

• сотрудничество • соперничество • многоликий ребёнок • педагогическая этика • любовь к детям • педагогический такт

Сотрудничество

Педагогическое взаимодействие — это личностный контакт воспитателя и воспитанника, случайный или преднамеренный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, имеющий следствием взаимное изменение поведения, деятельности, отношений, установок.

Педагогическое взаимодействие может проявляться в виде сотрудничества, когда обе стороны достигают взаимного согласия и солидарности в понимании целей совместной деятельности и путей её достижения, и в виде соперничества, когда успехи одних участников совместной деятельности стимулируют (или тормозят) более продуктивную и целенаправленную деятельность других её участников. Гуманистически ориентированный процесс воспитания предполагает педагогическое взаимодействие, где оба участника — воспитатель и воспитан-

ник — выступают как паритетные, равноправные, в меру своих знаний и возможностей, партнёры.

Взрослые и дети — участники педагогического взаимодействия, и чтобы ответить на вопрос, как строить процесс взаимодействия с воспитанниками, надо знать и понимать ребёнка как субъекта воспитательной деятельности. Вам предстоит прожить вместе 18—26 дней в одном сообществе (отряде), подружиться с детьми и стать воспитателем для них. Именно вы будете ежедневно взаимодействовать с детьми, чтобы организовать их отдых и досуг.

Зачем дети приезжают в лагерь?

Дети и подростки по-разному относятся к отдыху в лагере: одни едут с удовольствием, другие — по необходимости, а третьи — по принуждению. Многие ребята предпочитают просто отдыхать:

купаться, загорать, ходить на рыбалку, за ягодами, в походы, заниматься спортом. Другие хотели бы чему-то научиться, наряду с отдыхом не возражали бы и поработать, чтобы иметь свои деньги. Дети не любят режим, тихий час и ранний отбой. Они понимают, что режим дня — основа организации всей жизни в лагере, но считают, что он должен быть гибким.

Каждый ребёнок, приезжающий в лагерь, это человек, имеющий свою индивидуальность, свои потребности, главная среди которых — потребность в общении со сверстниками. Обо всём у ребят своё мнение, они знают, что хотят, на что способны, т.е. они имеют собственную позицию. Следовательно, ребёнка в лагере надо рассматривать не как объект воздействия, а как участника совместной деятельности. Дети и подростки в лагере должны сами выбирать, чем им заниматься, участвовать в организации жизни в отряде и лагере.

Что ждут дети от лагеря?

Дети ждут от лагеря чего-то отличного от жизни в семье и школе. Со слов сверстников дети знают, что в лагере есть воспитатели, которые всё запрещают, заставляют есть и спать, есть и вожатые — хорошие или плохие, это уж как повезёт. Информацию о лагере дети получают от родителей, которые, приводя свои аргументы, убеждают своё чадо, что в лагере ему будет хорошо: его научат играть в настольный теннис, он сможет играть в футбол целый день на свежем воздухе, найдёт новых друзей...

Поэтому дети ждут. Они уверены, что их научат многому, чего они ещё не умеют, не знают, что они приобретут дружбу сразу многих ребят (которой им действительно чаще всего не хватает), что будут жить в необычном доме, с особой мебелью и другими новыми игрушками. Так или примерно так обещают ребёнку родители, и он эту новую жизнь предощущает как будущее воспитание в лагере.

Во что выльется это предощущение, будет ли ребёнок стремиться и дальше приезжать в лагерь или захочет вернуться домой, всецело зависит от воспитателя и вожатого.

Знаете ли вы, какой ребёнок с вами?

Представьте, перед вами стоят ваши воспитанники. Вот они все перед вами. Вы видите возбуждённые, радостные или огорчённые лица. Не правда ли, они все разные, со своими привычками, характерами. Присмотримся к ним, используя широко известные литературные типы.

Начнём с Тома Сойера: подвижный, деятельный, склонный к рискованным решениям и поступкам ребёнок. Свои рискованные замыслы он стремится обязательно осуществить в соответствии с собственными, далеко не полными представлениями о том, что можно и чего нельзя. Всегда готов к чему-либо таинственному и страшному, ценит такие переживания, может быть, и не осознавая этого.

Карлсон — всегда готов позабавиться и хорошо полакомиться. Буратино, как и Карлсон, всегда лидер. Жизнерадостен, находчив, никогда не унывает (в отличии от Тома). Хочет исполнения своих желаний сразу и всех.

Знакомый типаж, не так ли? Сколько такие дети могут принести хлопот, вы хорошо представляете. И эту бьющую через край энергию, лукавое озорство, неординарные выдумки надо направить в русло творчества, приносящего ни с чем не сравнимую радость и от результата, и от самого процесса. Может быть, в этом и состоит искусство воспитателя?

Золушка — ребёнок, всегда стремящийся помочь и услужить другим: детям и взрослым. Часто это происходит ради того, чтобы приняли в игру, например, дали поиграть привлекательной игрушкой, которая принадлежит другим детям.

Обычно не жалуется, не плачет на виду у окружающих. Таких детей чаще всего ожидает вечно зависимое, подчинённое положение. В отряде им дают самые «непрестижные» поручения, но для спокойной работы взрослым такие дети удобны.

Мальчик с пальчик — обычно это маленький ростом, меньше всех в отряде ребёнок. Он очень сообразителен, придумывает интересные игры, новые забавы, становится лидером в отряде. Любим детьми и взрослыми, когда не нарушает общий распорядок, хотя ему многое прощается.

Мямлик — стеснительный, замкнутый ребёнок. Как правило, его не выбирают для выступлений на праздниках. Подразумевается, что такой ребёнок испугается, застесняется и испортит хорошо подготовленный праздничный сценарий.

Маленький Мук — ребёнок, которого дети, часто втайне от взрослых, выбирают своей жертвой. Они издеваются, насмехаются над его внешностью, одеждой, причёской, умениями и неумениями, словами и поступками. Это несчастный, «забытый» (бывает и в прямом смысле) ребёнок, отвергаемый сверстниками и не замечаемый взрослыми. Если не начинается открытая травля, то воспитатели чаще всего и не догадываются о страданиях Маленького Мука.

Мальвина — красивый, хорошо и модно одетый ребёнок, всегда выделяемый взрослыми. Чтобы быть замеченным, непохожим на всех, он действительно готов выкрасить свои волосы не только в голубой (помните, Мальвина — девочка с голубыми волосами?), но ив любой другой цвет. Зная о своём превосходстве над другими детьми, обычно поддерживаемом взрослыми, отличается назидательностью. В своих поучениях и наставлениях подражает взрослым. В отряде такой ребёнок очень часто правая рука воспитателя. На праздниках он постоянно «солирует». Отличается повадками начинающей «звезды».

И совсем другое дело: Щербатый — Гроза Арбата — драчливый ребёнок, которого поба иваются другие дети. Обычно это лидер, перед которым заискивают. Не подчиняется рас

поряжениям взрослых, любит настаивать на своём, упрям, служит для всех детей отряда отрицательным примером.

Царевна Несмеяна — плаксивый ребёнок, очень обидчивый и, как часто считают взрослые, капризный. В отличие от Золушки свой плач обычно адресует либо конкретному человеку, либо всему отряду. Своим плачем и капризами может довести взрослых до белого каления.

Итак, мы описали несколько типичных применительно к современным детям образцов поведения. В жизни их, конечно, гораздо больше. И разумеется, вы могли бы дополнить наш список. Надо учитывать, что дети при всей внешней похожести на выделенные типы могут всё же сильно отличаться от них. Например, в лагере ребёнок — Золушка, а дома — Царевна Несмеяна или с детьми в школе — Щербатый, а в отряде — Золушка. Дети очень чувствительны к отношению к ним взрослых и сверстников, и поскольку отношение может быть очень разным, соответственно этому будет меняться и тип поведения.

Может быть и другое: взрослые (воспитатели, вожатые или родители) начинают считать, что ребёнок — Том Сойер или Золушка и как бы подталкивают его к этому типу. Всем известная и не раз критикуемая система ярлыков особенно вредна в детстве.

Как дети принимают себя (Портрет в эпитетах детей)

Младший школьник: неусидчивый, любопытный, весёлый, шалун, беззащитный, неординарный, невнимательный, добрый, вредный, болтун, шумный, непосредственный, честолюбивый, грязнуля, почемучка.

Младший подросток: строптивый, угрюмый, раздражительный, восприимчивый, отзывчивый, непослушный, любопытный,

скрытный, конфликтный, лентяй, независимый, надменный, хвастун, хулиган, экспериментатор, нескладный, грубый, дерзкий, спорщик, дотошный, обидчивый, ранимый, неуверенный, преданный, бескорыстный.

Старший подросток: серьёзный, умный, снисходительный, хитрый, верный, ироничный, энергичный, спокойный, заинтересованный, нахал, интеллектуал, целеустремлённый, самовлюблённый, одержимый, сознательный, прогульщик, зануда, лицемер, романтик, прагматик, альтруист.

А если всё обобщить, можно сказать, используя основной эпитет — многоликий ребёнок. Но всё-таки, какие дети для вожатого предпочтительнее, с какими детьми вожатому хочется общаться?

Какими вы, вожатые, видите детей?

Вряд ли вы найдёте педагогов, от которых вы получите удовлетворяющий вас ответ. Анализируя ответы, вы заметите, что есть определённый стереотип. Попробуйте найти ответ сами. Составьте таблицу, где по вертикали будете отмечать качества личности ваших воспитанников (приветливый, агрессивный, инициативный, ответственный, наблюдательный, эрудированный, жадный, доверчивый, независимый, весёлый, капризный, послушный, любознательный, приветливый, замкнутый, упрямый, трудолюбивый, конфликтный, ласковый и т.д.), а по горизонтали — ваши определения: ребёнок, в котором я вижу личность, ребёнок, за которого я спокойна и т.п.). Вам нужно будет оценить выраженность этих и других качеств не у того или иного ребёнка в отдельности, а обобщённо. При заполнении таблицы ставьте плюс 3, если качество, указанное в левом столбце, представлено у ребёнка в максимальной степени, минус 3, если это качество совсем не выражено, и промежуточные баллы (от —3 до +3) — в случае меньшей и большей степени выраженности.

Задание даёт возможность понять о себе кое-что важное. Выберите для сравнения два заполненных столбца, например, второй и третий. Как вы думаете, будут они похожи? Скорее всего, нет, потому что для вас дети, за которых вы спокойны, и дети, которые вас раздражают, это «совсем разные дети».

Что надо знать и учитывать при педагогическом взаимодействии с детьми?

Лагерь готовит детей к жизни в обществе. Это значит, что вам, вожатым, предстоит проводить эти «уроки», развивать у воспитанников умение жить в обществе (лагерь — это частичка общества). А чтобы развивать, надо понимать того, у кого вы собираетесь формировать систему навыков жизни. Попробуем составить обобщённую характеристику возрастных особенностей своих будущих воспитанников. Это сделать непросто, так как в лагерь приезжают дети от 7 до 14 лет, а есть и воспитанники 15 — 16 лет.

В психолого-педагогической литературе есть обобщённые характеристики возраста детей, но одно дело знать, а совсем другое — эти знания применять. Проявите свои знания, составьте характеристику детей разных возрастных групп. Вожатый должен знать, что, несмотря на все социальные различия, возрастные особенности детей типичны.

Младшие школьники (6—10 лет)

Дети этого возраста открыты, общительны, жизнерадостны, эмоциональны, подвижны. У них быстро меняется настроение, они не помнят долго обид. Они дружелюбны, легко вступают в контакт со сверстниками и взрослыми. Любят выполнять поручения, даже если не имеют представления, как и что надо делать. Очень любознательны, проявляют интерес ко всему необычному, незнакомому и яркому. Не могут работать долго и сосредо-

точенно, с трудом выполняют работу, которая им не нравится, и бросают её при первой же возможности. К руководству со стороны взрослых относятся доброжелательно, их авторитет в глазах детей достаточно велик.

Дети этого возраста требуют заботы, ласки и ухода, с ними надо говорить на доступном и ясном для них языке, их многому надо терпеливо и настойчиво учить. Игра — основной метод работы с ними. Все дела должны быть реальны и конкретны, эмоционально окрашены. В лагере много возможностей для развития познавательных интересов детей. При этом взрослые должны обеспечить безопасность ребят: предупредить малышей, что их любопытство может привести к несчастным случаям — отравлениям, укусам, травмам.

Младшие подростки (11—12 лет)

Это возраст перемен, противоречий и контрастов, повышенного интереса к себе и изменениям в организме, в сознании. На первом плане — общение со сверстниками, их оценки и ценности. Ребята становятся импульсивными, колючими, дерзкими, болезненно реагируют на любые попытки покушения на их независимость, стараются во всём проявлять самостоятельность, не любят опеки, снисходительного тона. Со взрослыми предпочитают быть на равных, стремятся к самоутверждению. С детьми этого возраста надо проявлять максимум терпения и понимания, не дёргать их мелочными замечаниями. Всё, что возможно, пусть делают сами, чувствуют ответственность за дело, товарищей, младших ребят. Прислушивайтесь к их мнению, старайтесь вызвать у них доверие. Предлагаемые младшим подросткам дела должны быть достаточно серьёзными и общественно-значимыми. С ними надо много говорить обо всём, что их интересует, в чём они пытаются разобраться. Они любят откровенные задушевные беседы о жизни, отношениях между людьми, мужчинами и женщинами, о мировых проблемах.

Старшие подростки (13—15 лет)

В этот период не все проблемы переходного возраста решены, но подросток повзрослел, стал спокойнее и уравновешеннее. Явственно проступают черты собственного миропонимания

и его оценки, формируется своя система нравственных отношений. Подросток способен управлять собственным поведением, может дать достаточно аргументированную оценку поведения других, особенно взрослых. Углубляется интерес к окружающему, более интересуют причины явлений и поступков, чем их внешнее проявление. Дифференцируются интересы, появляется потребность определиться в выборе профессии, поиске смысла жизни.

Положение подростка этого возраста должно быть положением самого старшего в лагере: он скорее помощник вожатого, чем воспитываемый и ведомый. Не допуская панибратства с ним, отношения надо строить на паритетных началах. В отряде старших подростков позиция вожатого не столь явная. Общение следует выводить из рамок отряда, и даже лагеря: больше трудовых дел, походов, встреч, поездок, меньше нравоучений, нотаций, уважительное отношение к возникающим чувствам влюблённости между подростками, серьёзное, но спокойное и осторожное отношение, когда речь заходит о сексе, наркотиках: не уходите от этих проблем, подростку в этом возрасте нужны и советы, и помощь взрослого. Вот что пишет С.А. Шмаков, известный педагог, учёный:

Все дети — художники. Мир видится им солнечным, ярким... они впитывают окружающее цветной плёнкой своего восприятия; Все дети — поэты. Они способны в самых будничных происшествиях заметить праздничное, необычное. Дети способны сильно радоваться, сильно горевать, крепко любить; все дети — великолепные актёры. У них сотни ролей в жизни, тысяча театральных масок. Они разыгрывают пантомимы и спектакли одного актёра, комедии и трагедии. У них отличное чутьё на партнёра; все дети — философы, потому что склонны глубоко вдумываться и вглядываться в жизнь. Философские проблемы «Что есть что?», «Что

там?», «Что потом?» волнуют ребят острее и чаще, чем взрослых. Мир вещей, мир природы, мир людей они открывают как исследователи и экспериментаторы; все дети — путешественники, приключения — их естественное состояние; «Детство — самый активный период накопления опыта предыдущих поколений, в том числе опыта нравственного поведения. В самый короткий срок ребёнок схватывает то, что до него усваивали и постигали целые поколения, ибо его сознание чисто и цепко. Каждый кусочек жизни, прожитый в детстве, значителен и неповторим».

Вожатый-наставник создаёт ситуации, насыщенные приключениями и тайнами. Это входит в воспитательную работу в лагере так же органично, как соблюдение режима, питания и купания.

Любовь к детям как профессиональное качество вожатого-педагога

Профессиональный портрет отрядного вожатого включает богатый спектр положительных качеств. Среди них — любовь к детям, умение с ними сотрудничать, испытывать радость общения, быть мужественным и солидарным в отстаивании детских интересов, бескорыстным, совестливым и справедливым. Вожатый создаёт положительный межличностный фон воспитательного процесса («Ты — можешь! Ты — хороший!»); выбирает оптимальные методы развития творческих способностей детей, не разделяя их на «сильных» и «слабых» по способностям. Стиль общения оптимистический, деятельный; недопустимы эмоциональные, безапелляционные негативные выводы о способностях ребёнка, коллективное осуждение его промахов, вербальные и невербальные формы (взглядом, тоном, стилем, жестом, мимикой), унижающего осуждения неудач ребёнка.

Способы выражения любви к ребёнку не зависят от того, какого воспитательного подхода придерживается вожатый, сторонник ли

он строгих или мягких мер, или всепрощающего отношения. Можно выделить физический контакт, визуальный, психологический и педагогический способы.

Визуальный способ

Его можно назвать контактом глаз. Часто взрослые, разговаривая с ребёнком, просто его не видят. Контакт глаз предполагает умение смотреть собеседнику прямо в глаза, когда вы с ним разговариваете. Это очень важное умение воспитателя, вожатого. Ласковый взгляд снижает уровень тревожности, укрепляет чувство безопасности и уверенности в себе.

Физический контакт

Это выражение любви к ребёнку ласковым прикосновением: к руке, обнять за плечи, погладить по голове, взъерошить волосы, шутливо потолкаться. Всё определяется ситуацией, возрастом, индивидуальными особенностями детей.

Психологический способ

Он проявляется в пристальном внимании к ребёнку: при общении надо полностью сосредоточиться на его проблемах в момент разговора и не отвлекаться ни на какие свои, даже самые важные проблемы.

Педагогический способ — установление доверительных отношений

Выбор способов определяется конкретными условиями общения, возрастными и индивидуальными особенностями ребёнка и вожатого-педагога, конкретными воспитательными задачами.

Практическая педагогическая этика отмечает, что умение любить детей включает комплекс педагогических умений:

• видеть ребёнка: умение смотреть в глаза детям, видя выражение глаз и ориентируя свои действия в зависимости

от изменения внешних форм детской активности. Любящий вожатый умеет видеть детей и щадить их чувства;

• слышать детей. Часто профессиональная позиция «старшего» мешает вожатому слышать детей, учитывать их пожелания, мнения и позиции;

• понимать детей: это умение связано с развитием такого профессионального качества как эмпатия, умения сопереживать. Развивается на основе умений анализировать мотивы поступков детей. Понимание мотивов и причин поступков требует отклика на уровне сопереживания: все хотим, чтобы нас понимали и сочувствовали;

• управлять собой: профессиональная выдержанность, спокойствие, рассудительность, объективность, доброжелательность в общении

с каждым (даже «трудным») ребёнком и их родителями;

• взаимодействовать с детьми: уметь заинтересовывать, вдохновлять, подбадривать, требовать, то есть уметь общаться с детьми;

Основы педагогического такта — требовательность и уважение к ребёнку, умение его ви-

деть и слышать, сопереживать; самообладание, деловой тон в общении, внимательность и чуткость, простота и дружелюбность без панибратства, юмор без насмешки.

Педагогический такт — форма отношений педагога с детьми. Содержание и формы тактичного поведения определяются уровнем нравственной культуры, воспитания вожатого. Тактичность предполагает умение вожатого предвидеть объективные и субъективные последствия поступка. Педагогический такт базируется на развитых психолого-педагогических умениях и нравственных качествах личности: педагогической наблюдательности, интуиции, педагогической технике, педагогическом воображении, этических знаниях.

Педагогический такт проявляется в умениях вожатого:

• взаимодействовать в типичных ситуациях;

• действовать в ситуациях, в которых вожатый должен быть деликатным: детская дружба и любовь, требования признаться в поступке, общение с детьми в случаях детской мести;

• знать детские ошибки, которые взрослые должны прощать детям (проказы, насмешки, подвохи, детская ложь, неискренность);

• уметь использовать похвалу, выговор, шутку, совет, дружескую помощь, сердитый взгляд, выразительный жест;

• уметь угадывать и предупреждать детские поступки, понимать и сочувствовать. НО

Умение самопознания. Вожатый должен знать свои возможности общения с детьми, в том числе и в нестандартных ситуациях. Существуют диагностические методики, позволяющие узнать собственные реакции в возможных стрессовых ситуациях ещё до того, как человек в них попадает, и обдумать способы их преодоления. Не ленитесь, пройдите путь самопознания и самосовершенствования; ваша деятельность требует этого от вас.

Педагогический такт

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.