Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЛИЦ С ПАТОЛОГИЯМИ ВНИМАНИЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЛИЦ С ПАТОЛОГИЯМИ ВНИМАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
71
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическое управление / спортивная деятельность / квалиметрический подход / синдром дефицита внимания и гиперактивности / спортсмены / pedagogical management / sports activity / qualimetric approach / attention deficit hyperactivity disorder / athletes

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Харина Ирина Федоровна, Аминов Руслан Хаевич

Приведены результаты исследований, раскрывающие потребность детей и подростков с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в регулярных тренировочных нагрузках. Представлено педагогическое управление спортивной деятельностью лиц с патологиями внимания с опорой на квалиметрический подход. Сделан акцент на адекватный выбор методов и методик для контроля психофизиологического статуса юных спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Харина Ирина Федоровна, Аминов Руслан Хаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL MANAGEMENT OF SPORTS ACTIVITIES OF PERSONS WITH ATTENTIONAL PATHOLOGY

The results of studies revealing the need for children and adolescents with attention deficit hyperactivity disorder in regular training loads are presented. The pedagogical management of sports activities of people with attention pathologies based on a qualimetric approach is presented. Emphasis is placed on an adequate choice of methods and techniques to control the psychophysiological status of young athletes.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЛИЦ С ПАТОЛОГИЯМИ ВНИМАНИЯ»

УДК 796.015:612.821 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-3-111-118

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЛИЦ С ПАТОЛОГИЯМИ ВНИМАНИЯ

И.Ф. Харина, Р.Х. Аминов

Приведены результаты исследований, раскрывающие потребность детей и подростков с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в регулярных тренировочных нагрузках. Представлено педагогическое управление спортивной деятельностью лиц с патологиями внимания с опорой на квалиметрический подход. Сделан акцент на адекватный выбор методов и методик для контроля психофизиологического статуса юных спортсменов.

Ключевые слова: педагогическое управление, спортивная деятельность, квалиметрический подход, синдром дефицита внимания и гиперактивности, спортсмены.

PEDAGOGICAL MANAGEMENT OF SPORTS ACTIVITIES OF PERSONS WITHATTENTIONAL PATHOLOGY

Kharina I.F., candidate of pedagogical sciences, associate professor, kharina.i.f@list.ru, Russia, Chelyabinsk, Ural State University of Physical Culture,

Aminov R.Kh., candidate of pedagogical sciences, associate professor, dean of the faculty, head of the department, Master of sports of Russia, amirus@list.ru, Russia, Chelyabinsk, Ural State University of Physical Culture

The results of studies revealing the need for children and adolescents with attention deficit hyperactivity disorder in regular training loads are presented. The pedagogical management of sports activities of people with attention pathologies based on a qualimetric approach is presented. Emphasis is placed on an adequate choice of methods and techniques to control the psychophysiological status of young athletes.

Key words: pedagogical management, sports activity, qualimetric approach, attention deficit hyperactivity disorder, athletes.

Харина Ирина Федоровна, канд. пед. наук, доц., kharina.i.f@list.ru, Россия, Челябинск, Уральский государственный университет физической культуры,

Аминов Руслан Хаевич, канд. пед. наук, доц., декан факультета, зав. кафедрой, мастер спорта России, amirus@list.ru, Россия, Челябинск, Уральский государственный университет физической культуры

Синдром дефицита внимания и гиперактивности, по мнению врачей, считается распространенным психоневрологическим расстройством, проявляющимся несформированностью управляющих функций на фоне нарушения согласованного функционирования всех структур центральной нервной системы, обеспечивающих контроль внимания [3]. Термин «управляющие функции» подразумевает «сложные формы регуляции целенаправленного поведения» [4, с. 34].

В ряде зарубежных публикаций раскрыто влияние регулярных трениро-

вочных нагрузок на коррекцию поведения детей и подростков с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и, в связи с этим, на уровень социальной адаптации и спортивно-академическую успешность [8-13].

Авторы систематического обзора [11 ] на основании анализа доступных статистических данных обнаружили, что среди спортсменов распространенность СДВГ составляет от 4,2 до 14,3 %, в США - 21,47 миллиона детей с данной патологией регулярно занимаются спортом [11, с. 317]. Для спортсменов выявлен повышенный риск сотрясения мозга

и более длительное по времени восстановление, в сравнении с контрольной группой без СДВГ [11].

I. Pellow и соавторы представили исследования, раскрывающие положительное влияние аэробных упражнений на когнитивное развитие и облегчение симптомов СДВГ, объясняя это тем, что физические упражне -ния усиливают мозговую активность и модулируют системы нейротранс -миттеров, тем самым улучшая память, концентрацию внимания, обучение и эмоциональную регуляцию [10].

Б. НаИаЫ с соавторами представили практический опыт тунисских врачей и тренеров о влиянии оздоровительного плавания на когнитивные функции детей с СДВГ [12]. Эксперимент включал психофизиологические тесты, оценивающие рабочую память, концентрацию внимания, адаптацию сердечно-сосудистой системы к нагрузкам и антропометрические характе -ристики. В результате двенадцатинедельной программы удалось устано -вить положительный эффект рекреационного плавания на выполнение теста Струпа, оценивающего избирательное внимание, улучшение моторики и контроль поведения [12].

Следующий метаанализ посвящен оценке влияния физических упражнений на когнитивные функции детей и подростков с СДВГ, из которого следует, что процент детей с данной патологией внимания за последнее десятилетие вырос, и большинство заинтересованных лиц находятся в поиске альтернативы медикаментозному лечению. Представлены данные о краткосрочном и долгосрочном влиянии физической активности на качество жизни лиц с СДВГ. Впервые положительное влияние структурированных упражнений на гиперактивное поведение было предположено в 1980 году группой исследователей [9, с. 5]. Они установили, что бег трусцой перед началом академических занятий в школе «улучшает» пове -дение мальчиков в учебном классе. Кульминационный вопрос, сформулированный в данном исследовании: какой тип физической нагрузки и вид спорта наиболее предпочтителен для данной категории лиц? Как оказа-лось, единого мнения в теории и практике нет. В публикации приведен широкий диапазон видов спорта, в которых реализуются дети и подростки с СДВГ (стайерский бег, прыжки на батуте, водная гимнастика, игровые виды спорта и др.) [9].

С.О. Б1е,№тап, С. ЫеЬтап и др. [8] отмечают, что СДВГ является недооцененным нервно-психическим расстройством. Высокий процент спортсменов с данной патологией, по мнению авторов, объясняется поло -жительным влиянием регулярных тренировочных нагрузок на контроль эмоций и успешность в своих видах спорта. Причиной может являться повышенная импульсивность в отличие от академической обстановки, которая служит источником стресса. Медикаментозное лечение связано с применением стимулирующих препаратов, но они внесены в запрещенный

список ВАДА. Спортсмены, получившие положительное решение по терапевтическому исключению (ТИ), применяя данные препараты, оказываются в преимуществе, демонстрируя концентрацию внимания в игровых видах спорта (баскетбол) и единоборствах (борьба). Однако общественность озабочена употреблением стимуляторов в спорте [8].

Для построения педагогического управления спортивной деятельностью лиц с патологиями внимания особый интерес представляет иссле -дование авторов [13], акцентирующих подготовку тренеров к работе со спортсменами с диагнозом СДВГ, так как они в первую очередь могут с ними столкнуться. Деструктивное поведение детей и подростков с СДВГ затрудняет тренировочный процесс, ключевыми здесь являются такие при -чины, как отсутствие сотрудничества в команде, неспособность выполнять множества задач в связи с повышенной отвлекаемостью, сниженными ис -полнительными функциями. Учеными предложены рекомендации на примере циклических видов спорта с применением методов самооценки со -стояния соматического здоровья. Кроме этого, считаем важной мыслью, что авторы отмечают об отсутствии конкретных руководств, основанных на фактических данных для достижения успеха в спортивной тренировке [13].

Результаты проведенного нами опроса тренеров об особенностях тренировочного процесса детей и подростков с признаками СДВГ под -тверждают актуальность представленных работ и для российского спорта: из 75 тренеров 86,7 % утверждают, что регулярные тренировочные нагрузки положительно влияют на коррекцию поведения и социальную адаптацию детей с данной патологией, 24 % не знают, в какой зоне мощности они необходимы, 72 % нуждаются в дополнительной информации о психофизиологических и восстановительных особенностях спортсменов с данным диагнозом.

Таким образом, основными причинами, побудившими нас изучать проблему педагогического управления спортивной деятельностью лиц с патологиями внимания, явились следующие:

1) повышенная локомоторная активность детей и подростков с СДВГ и поиск альтернативы медикаментозному лечению, способствующих статистическому увеличению их в спорте;

2) руководство для врачей «Медицинская информация для поддержки решений комитетов по ТИ. Синдром дефицита внимания и гипе -рактивности (СДВГ) у детей и взрослых» [6];

3) результат опроса тренеров, установивший их заинтересованность в изучении особенностей тренировочного процесса детей и подростков с признаками СДВГ;

4) направленность оперативного управления ориентированная на контроль адаптации организма спортсмена к нагрузкам [1].

Цель исследования - представить педагогическое управление спортивной деятельностью лиц с патологиями внимания на примере спортсменов с признаками синдрома дефицита внимания и гиперактивно -сти.

Задачи исследования, направленные для достижения цели:

1) обоснование педагогического управления спортивной деятельностью лиц с патологиями внимания на основе квалиметрического подхода;

2) выбор методов и методик для оценки динамики нейрофизиологи -ческих параметров спортсменов с признаками СДВГ;

3) апробация опросника, разработанного на платформе «Google Forms»;

4) обсуждение результатов пилотажного исследования.

Методика и организация исследования. Феномен педагогического управления изучается с 80-х годов XX века. «Управление - это планомерный, прогнозируемый и технологически обеспеченный процесс воздействия на управляемую систему с целью ее максимально эффективного функционирования путем создания условий для перехода в качественно новое состояние, способствующее достижению поставленных целей» [7, с. 39]. Оно характеризуется в первую очередь целенаправленностью, систематичностью, прогностичностью, цикличностью.

Управление спортивной деятельностью лиц с патологиями внимания обоснуем, опираясь на квалиметрический подход. Данный подход позволил на основе полученных ранее математических данных сформулировать доминирующую задачу пилотажного этапа опытно-экспериментальной работы, а именно: обоснование выбора вида спорта и зоны тренировочной нагрузки для лиц с СДВГ. Дело в том, что ранее при оценивании функционального состояния нервной системы, интегрального параметра системы кровообращения (адаптационный потенциал) установлено, что студенты-спортсмены с признаками СДВГ демонстрируют тенденцию высокой чувствительности к стресс-факторам и, как следствие, дезадаптацию в социальной среде [5].

Гипотеза исследования также проверялась с опорой на фундаментальные положения квалиметрического подхода. Предполагалось, что регулярные тренировочные нагрузки в циклических видах спорта на начальном этапе многолетней подготовки детям и подросткам с признаками СДВГ в умеренной зоне мощности будут способствовать успешной адаптации в социум юных спортсменов.

Основу квалиметрического подхода составили методы математической статистики, интерпретация точных математических данных обеспечила взаимосвязь таких структурных компонентов управления, как планирование ^ организация ^ руководство ^ контроль [7, с. 126]. Количественная оценка результата позволит на каждом этапе исследования вносить коррективы в тренировочный процесс.

Квалиметрический подход предполагает также адекватный выбор методов и методик для научного изыскания. С 2015 года нами используется экспресс-методика Тулуз-Пьрона для выявления студентов с признаками СДВГ. Данная методика имеет много преимуществ, а именно: независимость от культурной принадлежности, уровня вербального и социаль -ного интеллекта обследуемого, отсутствие влияния речевых и слуховых дефектов на результативность выполнения, результаты тестирования взрослых людей стабильные во времени. Однако на этом этапе было принято решение использовать опросник Вандербильт для родителей (суб-шкала дефицита внимания, субшкала гиперактивности, субшкала социаль -ной адаптации) и усложненную пробу Ромберга.

Опросник Вандербильт представлен несколькими субшкалами, выявляющими разную степень тяжести изучаемого синдрома, а также уро -вень социальной адаптации. В практико-ориентированных исследованиях доказана достоверность применения данного опросника [2]. Проба Ром-берга реализуется не только в неврологических исследованиях, но и в психофизиологических характеристиках спортсменов. Интерпретация результатов позволяет выявить нарушения в нескольких отделах ЦНС, ответст -венных за координацию, в том числе и коре лобных долей, участвующих в управляющих функциях мозга. Также учитывались пожелания тренеров в оценке физиологических параметров юных спортсменов. Поэтому в опросник, составленный на платформе «Google Forms», включены такие пробы, как Штанге, Генчи, тест Руфье, антропометрические показатели и шкалы эмоционального состояния до тренировки и после, во избежание негативных эмоций и перетренированности, которые оказывают отрица-тельный эффект на восстановительные процессы.

Использование технологии «Google Forms» позволяет удаленно осуществлять сбор данных, а «совместный доступ» - контролировать психофизиологическое состояние воспитанников. Разработанный опросник не является анонимным, расширенные надстройки разрешают вносить кор -ректировки в списки участников. «Паспортичка» включает имя спортсмена и первую букву фамилии, родители совместно с детьми вносят полученные результаты по исследуемым методикам под руководством тренера. В на -стоящее время к исследованию подключились четыре тренера со своими воспитанниками по таким видам спорта, как скалолазание (n=8), плавание (n=9), футбол (n= 11) и хоккей (n=13). Всего - 41 юный спортсмен, их средний возраст составил 9±0,2 лет.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ результата опроса Вандербильт по субшкале дефицита внимания и социальной адаптации выявил в каждой группе детей с синдром дефицита внимания от лег -кой до среднетяжелой степени тяжести, а также проблемы с самоорганизацией, участием в командных играх и отношениями с ровесниками.

Оценка субшкалы дефицита внимания выявила у 12,19 % (n=5) признаки синдрома дефицита внимания, из них в скалолазании - 12,5 % (n=1), плавании - 11,11 % (n=1), хоккее - 9,09 % (n=1) и футболе - 15,38 % (n=2). При анализе результатов субшкалы социальной адаптации получены следующие данные: 24,39% (n=10) имели проблемы с социальной адаптацией, из них в скалолазании - 37,5 % (n=3), плавании - 33,33 % (n=3), хоккее -18,18 % (n=2) и футболе - 15,38 % (n=2).

Усложненную пробу Ромберга в патологических значениях выпол -нили 14,63 % (n=6) спортсменов: в плавании - 44,44 % (n=4) и футболе -15,38 % (n=2). Корреляция по Пирсону не установила вероятностную зависимость между значениями субшкалы дефицита внимания Вандербильта и усложненной пробой Ромберга (-0,290), в отличие от ранее установленной зависимости адаптационного потенциала и теста Тулуз-Пьерона [5].

Тренеры были уведомлены о полученных данных, получили рекомендации по отдельным характеристикам тренировочного процесса:

- контролю ЧСС;

- физической нагрузке энергосберегающего характера;

- ограничению по времени и количеству занятий в зависимости от возраста;

- мерам оказания помощи в социальной адаптации в тренировочной группе (выстраивание сотрудничества и дружеских отношений, регулирование деструктивного поведения).

Заключение. В исследовании дано обоснование управлению спортивной деятельностью лиц с патологиями внимания на основе квалиметрического подхода, сформулирована задача пилотажного этапа опытно -экспериментальной работы, отобраны психофизиологические методики оценки кардиореспираторной системы спортсменов, апробирован опросник, составленный на платформе «Google Forms».

Реализация управления спортивной деятельностью лиц с патологиями внимания на основе квалиметрического подхода позволяет вносить корректировки в тренировочный процесс с учетом потребностей юного спортсмена, а именно - контроль адаптации к нагрузкам и проявления признаков социальной дезадаптации. Для таких детей и подростков преимущественно рекомендуется физическая нагрузка в умеренной зоне мощности. Однако вопрос выбора вида спорта остается актуальным, по -прежнему считаем, что не следует рекомендовать единоборства и игровые виды спорта по причине повышенного требования к параметрам внимания (концентрации, устойчивости, распределения).

Во избежание спорных моментов, нами продолжается поиск методов и методик для адекватной оценки влияния регулярных тренировочных нагрузок на динамику параметров внимания и социальную адаптацию детей и подростков с признаками синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Список литературы

1. Алешин И.Н., Аминов Р.Х., Иванов Т.А. Управление в различных структурах спортивной подготовки // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-2. С. 10-16.

2. Ахметова З.А, Курбанова Р.Х., Ташмухамедова Д.Х. Взаимосвязь произвольного внимания и нарушений поведения младших школьников // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2018. Т. 18. № 1. С. 174-177.

3. Заваденко Н.Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: диагностика, патогенез, принципы лечения // Вопросы практической педиатрии. 2012. Т. 7. № 1. С. 54-62.

4. Мачинская Р.И. Управляющие системы мозга // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. 2015. Т. 65. № 1. С. 33.

5. Психофизиологические критерии социальной адаптации студентов-спортсменов / О.А. Макунина [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2021. №. 11. С. 75-76.

6. Руководство для врачей по ТИ: СДВГ [Электронный ресурс]. URL: https://rusada.ru/substances/tue/ (дата обращения: 10.06.2021).

7. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Управление качеством образования: учеб.-практ. пособие. Ч. 1. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. 147 с.

8. Attention deficit hyperactivity disorder: unique considerations in athletes / C.G. Stewman [et al.] // Sports Health. 2018. V. 10 (1). P. 40-46.

9. Effects of exercise on cognitive performance in children and adolescents with ADHD: potential mechanisms and evidence-based recommendations / L. Christiansen [et al.] // J. Clin Med. 2019. V. 8 (6) P. 841.

10. Pellow J., Solomon E.M., Barnard C.N. Complementary and alternative medical therapies for children with attention-deficit/hyperactivity disorder (ADHD) // Altern Med Rev. 2011. V. 16 (4). P. 323-337.

11. Poysophon P., Rao A.L. Neurocognitive deficits associated with ADHD in athletes: a systematic review // Sports Health. 2018. № 10 (4). P. 317326.

12. Rehabilitation of ADHD children by sport intervention: a Tunisian experience / S. Hattabi [et al.] // Tunis Med. 2019. V. 97 (7). P. 874-881.

13. Wolfe E.S., Madden K.J. Evidence-based considerations and recommendations for athletic trainers caring for patients with attention-deficit / hyperactivity disorder // J. Athl Train. 2016. V. 51 (10). P. 813-820.

References

1. Aleshin I.N., Aminov R.H., Ivanov T.A. Upravlenie v razlichnyh strukturah spor-tivnoj podgotovki [Management in various structures of sports training] // Problemy sovre-mennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education]. 2018. No. 59-2. P. 10-16.

2. Ahmetova Z.A, Kurbanova R.H., Tashmuhamedova D.H. Vzaimosvyaz' proiz-vol'nogo vnimaniya i narushenij povedeniya mladshih shkol'nikov [The relationship of voluntary attention and behavioral disorders of younger schoolchildren] // Vestnik Kyr-gyzsko-Rossijskogo Slavyanskogo universiteta [Bulletin of the Kyrgyz-Russian Slavic University]. 2018. V. 18. No. 1. P. 174-177.

3. Zavadenko N.N. Sindrom deficita vnimaniya s giperaktivnost'yu: diagnostika, pa-togenez, principy lecheniya [Attention deficit hyperactivity disorder: diagnosis, pathogenesis, treatment principles] // Voprosy prakticheskoj pediatrii [Problems of practical pediatrics]. 2012. V. 7. No. 1. P. 54-62.

4. Machinskaya R.I. Upravlyayushchie sistemy mozga [Control systems of the brain] // Zhurnal vysshej nervnoj deyatel'nosti im. I.P. Pavlova [Journal of Higher Nervous Activity]. 2015. V. 65. No. 1. P. 33.

5. Psihofiziologicheskie kriterii social'noj adaptacii studentov-sportsmenov [Psychophysiological criteria for social adaptation of student-athletes] / O.A. Makunina [et al.] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2021. No. 11. P. 75-76.

6. Rukovodstvo dlya vrachej po TI: SDVG [A guide for physicians on TI: ADHD] [Electronic resource]. URL: https://rusada.ru/substances/tue/ (date of access: 06/10/2021).

7. Yakovlev E.V., Yakovleva N.O. Upravlenie kachestvom obrazovaniya [Management of the quality of education]: studies.-pract. allowance. P. 1. Chelyabinsk: Publishing House of ChGPU, 2000. 147 p.

8. Attention deficit hyperactivity disorder: unique considerations in athletes / C G. Stewman [et al.] // Sports Health. 2018. V. 10 (1). P. 40-46.

9. Effects of exercise on cognitive performance in children and adolescents with ADHD: potential mechanisms and evidence-based recommendations / L. Christiansen [et al.] // J. Clin Med. 2019. V. 8 (6) P. 841.

10. Pellow J., Solomon E.M., Barnard C.N. Complementary and alternative medical therapies for children with attention-deficit/hyperactivity disorder (ADHD) // Altern Med Rev. 2011. V. 16 (4). P. 323-337.

11. Poysophon P., Rao A.L. Neurocognitive deficits associated with ADHD in athletes: a systematic review // Sports Health. 2018. № 10 (4). P. 317-326.

12. Rehabilitation of ADHD children by sport intervention: a Tunisian experience / S. Hattabi [et al.] // Tunis Med. 2019. V. 97 (7). P. 874-881.

13. Wolfe E.S., Madden K.J. Evidence-based considerations and recommendations for athletic trainers caring for patients with attention-deficit / hyperactivity disorder // J. Athl Train. 2016. V. 51 (10). P. 813-820.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.