Научная статья на тему 'Педагогическое сопровождение школьников, склонных к суициду'

Педагогическое сопровождение школьников, склонных к суициду Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
391
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дементьева Изабелла Фёдоровна

Проблема подросткового суицида. Гендерные особенности суицидального поведения. Основные факторы риска, выявленные мировой психолого$ педагогической практикой. Меры защиты подростков как профилактика суицидального поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogic support pupils decided to commit sucide

Teenager suicide problems. The gender features of suicidal behavior. Major risk factors detected of the world psycho pedagogical practice. The protection advices for teenagers is the preventing way of suicide behavior.

Текст научной работы на тему «Педагогическое сопровождение школьников, склонных к суициду»

Проблема подросткового суицида приобретает сегодня остро актуальный характер не только в России, но и во всём мире. В большинстве развитых стран суицид занимает первое-второе место среди причин смертности молодых людей в возрасте 15—19 лет. Об основных факторах риска суицидального поведения и тех мерах защиты, которые могут и должны предпринимать родители и педагоги, читайте в предлагаемой статье.

Педагогическое сопровождение школьников, склонных к

суициду

Изабелла Фёдоровна Дементьева,

заведующая лабораторией семейного воспитании Института семьи и воспитания РАО, доктор педагогических наук

• подростковый суицид • гендерные особенности суицидального поведения • факторы риска • меры защиты как профилактика суицидального поведения

По половому признаку склонность к суициду наблюдается чаще у мальчиков, и именно у них отмечен более высокий процент завершённых самоубийств со смертельным исходом. Однако в последние десятилетия доля девочек, прибегающих к совершению самоубийства, растёт, и в ряде стран уже опережает долю мальчиков. С точки зрения психологических особенностей, девочки, в целом, более эмоциональны, чаще испытывают отчаяние, депрессии, беспомощность. Однако именно они чаще готовы рассказать о своих проблемах в ожидании поддержки и помощи. Девочки также более склонны к демонстративному суицидальному поведению, когда действие совершается в публичных местах, с целью привлечь к себе внимание и получить помощь. Поэтому более массовые суицидальные попытки девочек реже заканчиваются смертельным исходом. Мальчики проявляют больше решимости в суицидальных поступках, выбирают более агрессивные способы ухода из жизни (повешение, огнестрельное оружие, взрывчатку и т.п.). Соответственно, суицидальные действия мальчиков чаще завершаются смертью.

В мировой психолого-педагогической практике определены основные факторы риска суицидального поведения детей и подростков:

• развод родителей;

-э-

ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

-е-

• смерть близкого человека;

• безответная любовь;

• конфликты с родителями;

• конфликты с учителями;

• проблема признания сверстниками;

• давление со стороны референтной группы;

• запугивание, виктимизация;

• частая смена места проживания и учебного заведения (потеря друзей, одноклассников, разрыв связи с референтной группой);

• жизненные разочарования и неудачи;

• завышенные ожидания родителей от ребёнка;

• отсутствие внимания и заботы со стороны родителей;

• комплекс неполноценности;

• нежелательная беременность;

• пубертатные проблемы;

• инфицирование ВИЧ или другие болезни, передаваемые половым путём;

• наркомания, алкоголизм ребёнка;

• жестокое обращение с ребёнком в семье;

• суицидальные попытки в истории семьи;

• психологическая неуравновешенность ребёнка.

Выделение приведённых выше факторов риска суицидального поведения детей и подростков позволяет разработать и противопоставить им обратно направленные факторы защиты. Своевременное использование факторов защиты в ситуации психологического кризиса ребёнка способствует предотвращению его посягательства на собственную жизнь.

В качестве наиболее значимых факторов защиты от суицидальных настроений и действий детей и подростков следует рассматривать:

• хорошие отношения между родителями;

• выполнение семьёй функции «психологического убежища» для ребёнка;

• поддержка ребёнка родителями (одобрение, внимание, демонстрация любви, интерес к его жизни, доверительность отношений, помощь в принятии решений и т.п.);

• конструктивные отношения ребёнка со сверстниками, общительность;

• интерес к новому знанию;

• высокая самооценка, самодостаточность;

• стремление к достижениям;

• взаимопонимание с педагогами;

• независимость в принятии решений;

• ответственность за свои поступки и своё будущее.

2800 детей и подростков от 15 до 19 лет ежегодно погибают от самоубийства.

33% всех самоубийств совершается молодёжью.

На 150% возросло количество суицидов среди молодёжи за последние 15 лет.

50% подростков, совершивших самоубийство, выросли в семьях, где один родитель либо умер, либо покинул семью.

62% всех самоубийств несовершеннолетних вызваны семейным неблагополучием.

90% посягательств детей на собственную жизнь — это крик о помощи, желание привлечь внимание к своей

беде.

-е-

В современных условиях большинство российских родителей заняты зарабатыванием денег и могут уделить непосредственному общению с ребёнком в среднем лишь 30 минут в день. В таких условиях действие факторов защиты ребёнка от суицидальных настроений в рамках семьи сокращается до минимального значения. Родители зачастую не имеют информации о проблемах и переживаниях своего ребёнка, не владеют возникшей критической ситуацией.

Школа — как ещё один приоритетный субъект воспитания детей — может и должна внести свой вклад в профилактику суицидального поведения несовершеннолетних. Однако такая работа школьного коллектива требует специальных знаний по выявлению возможного суицида и превентивным мерам его пресечения. Суицидальное поведение у подростков возникает не вдруг, оно имеет пролонгированную природу. Поэтому при наличии в семье ребёнка перечисленных факторов риска изменения его поведения в школе должно стать тревожным сигналом для педагогов и основанием повышенного внимания к нему.

Неграмотные действия со стороны педагогов в этой ситуации могут стать для ребёнка дополнительным толчком при осуществлении суицидального намерения. Необходимо психологическое просвещение педагогов, вооружение их специальными знаниями и навыками для работы с такими детьми.

Не следует думать, что только дети из так называемых неблагополучных семей покушаются на самоубийство. Преобладающее большинство детей с попытками самоубийства проживают во внешне вполне благополучных семьях.

Дети порой очень болезненно переживают личные неудачи, обиды, невнимание близких к своим проблемам.

Большинство попыток детей расстаться с жизнью связаны с воспитательными ошибками родителей, семейными конфликтами, неуверенностью детей в том, что родители действительно их любят.

Педагогам школы следует обращать внимание на ребёнка, который демонстрирует такие поведенческие отклонения:

• резкое снижение успеваемости;

• отсутствие интереса к окружающей жизни;

• изменение поведения в классе (агрессия, депрессия, избегание общения и т.п.);

• пропуски школьных занятий без уважительных причин;

• употребление алкоголя, наркотиков;

• противоправное поведение;

• принятие роли потенциальной жертвы и т.п.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в докладе, посвя-щённом профилактике подросткового суицида, предлагает следующие направления работы школы с учащимися группы риска.

Первое и главное средство — установление доверительных отношений педагогов с детьми. Нарушение коммуникативных связей у подростка приводит к невозможности обсуждения с кем-либо воз-

-э-

Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А

-е-

никших у него суицидальных настроений. Педагог, как правило, не подозревает о наличии у школьника таких мыслей, и только доверительное отношение выявляет острую потребность ребёнка в помощи и моральной поддержке.

При попытке установить отношения доверия педагог должен иметь в виду, что коммуникативные связи ребёнка, склонного к суициду, как правило, нарушены не только в школьной сре- _

де, но и в семье, где он не получает подтверждения любви, уважения и интереса к себе. Ребёнок испытывает повсеместно кризис доверия, «социальное одиночество», что укрепляет его суицидальные намерения.

Второе важное направление профилактической работы педагогического персонала, рекомендованное ВОЗ, — формирование у школьников положительной самооценки. Высокая самооценка защищает детей и подростков от приступов отчаяния, позволяет им адекватно реагировать на стрессы и преодолевать трудности. Формированию позитивной самооценки школьника способствует создание ситуации успеха, что следует культивировать и поощрять, уделяя внимание даже самым незначительным достижениям в деятельности ребёнка.

Высокая самооценка достигается в процессе обретения ребёнком физических, социальных и профессиональных навыков («Я это могу сделать!»). Получаемый при этом жизненный опыт формирует у ребёнка самоуважение, независимость в суждениях и поступках, обретение своего «Я».

Третье направление деятельности педагогического коллектива — предоставление школьникам информации о возможной помощи в ситуации возникших жизненных трудностей («телефон доверия подростков», номера телефонов консультационных центров для детей и т.п.). Все телефоны и адреса желательно разместить на доске объявлений в школе.

Попытке самоубийства в большинстве случаев предшествуют различные способы обратить на себя внимание родителей и окружающих. Дети используют так называемое «демонстративное поведение»: уходят из дома, начинают воровать, лгать без необходимости,прогу-ливают школьные занятия, перестают учиться, употребляют наркотики и алкоголь и т.п.

Большинство детей сначала говорят о самоубийстве с друзьями, с родителями и, лишь испробовав все возможные варианты обратить на себя внимание, решаются покончить с собой.

Четвёртое направление работы школы по профилактике детского суицида — повышение воспитательного потенциала родителей школьников. Суицидальные попытки детей чаще всего бывают полной неожиданностью для их родителей, слабо включённых в жизненные проблемы и интересы своего ребёнка. Профессионально компетентное просвещение родителей педагогами школы по вопросам детского развития, специфики пубертатного возраста и необходимости создания в семье обстановки психологического комфорта для ребёнка несомненно будет способ-

ствовать утверждению оптимистического отношения к жизни детей и подростков.

Пятое направление работы школы по пресечению попыток самоубийства у несовершеннолетних основывается на наблюдениях специалистов ВОЗ, показавших, что суицидальное поведение одного школьника провоцирует на аналогичные действия других дезадаптированных детей, т.е. суицид приобретает групповую форму проявления. Дети-последователи не обязательно учатся в том же классе или в той же школе. Их всех объединяют общие личностные проблемы, и пример первого подростка кажется остальным реальным способом решения собственных проблем.

Роль педагогического коллектива в такой ситуации — своевременно выявить возможные суицидальные настроения в школе и принять меры по предотвращению повторных проявлений суицида в детском коллективе. Необходимо отследить все обстоятельства, вызвавшие самоубийство первого школьника, и нейтрализовать их воздействие как факторов риска.

Наконец, ещё одно направление работы педагогического коллектива, предлагаемое в докладе ВОЗ, состоит в выявлении и предотвращении случаев издевательства и насилия в среде школьников. Дети и подростки, подвергающиеся агрессии со стороны сверстников, терпят постоянное психологическое давление и унижение. Они не видят другого выхода из создавшейся ситуации, как только свести счёты с собственной жизнью. Своевременное вмешательство педагогов, изоляция детей-агрессоров и защита слабых — одно из важных направлений профилактической работы школы в ситуации суицидального риска. Трудность осуществления этой работы заключается в неявном, скрытом характере таких хулиганских действий со стороны отдельных школьников.

Вместе с тем, отечественная педагогическая практика уже имеет позитивный опыт решения таких проблем. В частности, предлагается провести в первый же день учебного года классный час, на котором обсудить правила поведения детей в школьном коллективе. В процессе беседы следует обратить особое внимание детей на недопустимость агрессивного (как словесного, так и физического) поведения школьников между собой. Каждый ученик должен знать, что хулиганские поступки в школе категорически пресекаются и наказываются. Беседа должна начинаться с объяснения, что такое хулиганство, какие поступки рассматриваются, каковы проявления такого

Дети с попытками самоубийства часто говорят, что не чувствуют близости ни к одному из взрослых.

Попытка самоубийства показывает, что дети и подростки, попадая сегодня в сложную жизненную ситуацию и не имея возможности получить помощь и поддержку от близких им взрослых, не находят другого выхода для решения своих проблем.

Им не к кому обратиться за советом и поддержкой, они испытывают острое чувство одиночества, своей ненужности родителям и другим близким.

Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А

поведения и как следует поступать другим детям, ставшим свидетелями хулиганства.

При обнаружении школьника, совершающего насильственные действия в отношении сверстников, педагогу следует тщательно проверить, чем вызван такой поступок, почему действия агрессора направлены именно на эту жертву. Необходимо включить обсуждение этого поступка в общешкольную дискуссию, в ходе которой своё отношение к виновному выскажут сами школьники. Пострадавший от насилия ребёнок должен пройти консультацию у школьного психолога, а при его отсутствии — в психологическом консультативном центре помощи детям и подросткам. К психологической реабилитации ребёнка — жертвы насилия в обязательном порядке должны быть подключены его родители для совместных действий по коррекции его личностной самооценки.

Работу с семьями школьников на тему детского и подросткового суицида необходимо включать в план проведения классных родительских собраний. Хорошим просветительским приёмом является раздача родителям разработанной специалистом-психологом памятки (буклета) на тему предупреждения подросткового суицида.

Дети, замеченные в суицидальных настроениях (в том числе, причисляющие себя к «готам», «эмо» и другим подростковым неформальным объединениям с депрессивной идеологией), должны стать объектом пристального внимания классных руководителей, социальных педагогов, школьных психологов, работников детских муниципальных учреждений — всех, в чьи функции входит защита прав ребёнка.

Советы родителям

• Лучший способ уберечь ребенка от мыслей о самоубийстве — установить с ним доверительные отношения. Научитесь жить интересами своего ребенка, даже если они кажутся вам мало значимыми и наивными. Не употребляйте в общении с детьми фразы типа «У меня нет сейчас времени» или «Подожди, пока я закончу работу».

• Чаще заверяйте ребенка в своей безусловной любви к нему. Не стесняйтесь повторять эти слова, он должен чувствовать себя защищённым вашей любовью.

• Объясняйте ребенку, что нет неразрешимых проблем, всегда можно найти выход из, казалось бы, безвыходной ситуации. Предложите на такой случай свою помощь.

• Никогда не унижайте своих детей ни действием, ни словами. Старайтесь внушить детям чувство собственного достоинства, высокую самооценку.

• Если в семье произошло несчастье (неизлечимая болезнь, увечье или смерть близкого человека, развод родителей, безработица и экономические трудности семьи и т.п.), поддержите эмоционально своего ребёнка. Дети переживают стрессы гораздо тяжелее взрослых.

• Следите за изменением настроения своего ребенка. Суицидальной попытке часто предшествуют депрессия, подавленность, потеря интереса к жизни, к общению с друзьями и близкими людьми.

• Планируйте вместе с детьми их будущую жизнь: приобретение ими профессии, семейного счастья и т.п. Неуверенность в своем будущем часто приводит подростков к потере смысла жизни.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-е-

1. Дементьева И.Ф. Социализация детей в семье. М.: «Генезис», 2004.

2. О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков // Вестник образования. 2003. № 20.

3. Прудников П. Вечная проблема человечества // ОБЖ. 2002. № 12.

4. Самоубийства среди детей и подростков // Официальные документы в образовании. 2008. № 2.

5. Preventing suicide. A resource for teachers and other school staff. Geneva, World. Health Organization, 2000.

• Старайтесь создать детям условия для достижения успехов в школьной успеваемости, спорте, творческих занятиях. Поддержите их стремление к новым достижениям.

• Особенно пристальное внимание следует уделять детям в семьях, где уже случались попытки самоубийства. Специалисты рассматривают суицидальное поведение в таких семьях как генетическую предрасположенность.

-э-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.