4. Постановка подростков в ситуацию выбора общественно значимых ценностей как ориентиров в поведении и отношениях;
5. Организация личностно значимой общественно ценной туристско-краеведческой деятельности и приобретение положительного опыта жизнедеятельности, установление благоприятных коммуникаций;
6. Насыщение полезной информацией и поэтапная замена ложных ценностей социальными, коллективными;
7. Формирование установки на ценностное отношение к своим поступкам, к общественным явлениям, оценка поступков и мнений других членов клуба.
8. Стимулирование потребностей самостоятельного осмысления собственной деятельности и поведения, конструирование собственной модели поведения и отношений в ближайшем и отдаленном будущем.
При построении модели нами были выделены и учтены основные факторы, определяющие эффективность деятельности клуба туристско-краеведческой направленности:
- факторы внешней среды (социальные, экономические, политические, культурные, технологические);
- запросы социума на специфику организации работы с детьми девиантного поведения;
- возможности образовательного учреждения (материально-технические, кадровые и др.);
- личностные особенности воспитанников;
- профессиональная подготовленность и психологическая устойчивость к стрессовым ситуациям воспитателей-инструкторов.
С учетом совокупности названных факторов происходило планирование деятельности клуба, выбор туристического маршрута, отбор заданий краеведческой направленности, формирование групп, распределение обязанностей между членами группы, диагностика и коррекция деятельности и поведения.
Таким образом, на основе теоретико-методологических подходов мы выстроили модель клуба туристско-краеведческой направленности для детей девиантного поведения, реализация которой позволяет моделировать педагогические условия, способствующие адаптации ребенка к различным жизненным ситуациям, формированию коммуникативных качеств, лежащих в основе успешной социализации, повышению его самооценки и, в итоге, снижению уровня девиантности.
Литература
1. Векслер В.А. Проектирование информационной модели подготовки специалиста в системе дополнительного образования // Вестник БГУ. - 2008. - Вып. 1. - С. 4-9.
2. Выготский Л.С. История культурного развития нормального и ненормального ребенка. Психология личности-тексты. - М., 1952.
3. Газизова Ф.Г. Теория и практика воспитательной деятельности // Наука и практика дополнительного образования. 2007. - №6 - 2007. - С. 55.
4. Ушакова Н.Н. Проблема разработки воспитательных систем на основе синтеза духовных ценностей // Образование и глобализация: II Байкальская междунар. конф. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2006.
Молодеева Ирина Андреевна, руководитель туристско-краеведческого объединения, педагог детского центра «Байкал» (г. Улан-Удэ). E-mail: molodeeva @ yandex.ru
Molodeeva Irina Andreevna, head of tourist and local lore association, teacher of children center «Baikal» (Ulan-Ude).
УДК 370
Л.Ю. Нежкина, ГЦ Молонов, В.Ю. Лебединский
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В СПОРТЕ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье раскрывается процесс адаптации и самореализации спортсменов, обусловленный их личностными особенностями. Авторы предлагают систему педагогического сопровождения как одного из условий успешной адаптации и самореализации спортсменов.
Ключевые слова: спорт, адаптация, самореализация, педагогическое сопровождение, психодиагностика, поддержка, спортсмен, программа.
L.Yu Nezfikina, G Ts. Mo/onov, VYu Lebedinskiy
PEDAGOGICAL SUPPORT OF A PERSON IN SPORT AS A CONDITION OF SUCCESSFUL ADAPTATION AND SELF-REALIZATION AFTER FINISHING SPORT ACTIVITY
The article deals with the process of adaptation and self-realization of athletes, according to their personal characteristics. The authors propose a system of pedagogical support as a condition of successful adaptation and self-realization of athletes after sport career.
Keywords: sport, adaptation, self-realization, pedagogical support, psychological diagnostics, support, athlete, program.
Проблема адаптации спортсменов к жизни после завершения спортивной карьеры является злободневной, поскольку не каждый спортсмен находит себя вне спорта. Неготовность человека действовать в изменяющихся условиях снижает его способность адаптации к данным условиям среды, а также препятствует в самореализации его личностного потенциала и является барьером в осуществлении деятельности, способствующей проявить себя. Одним из важных вопросов адаптации и самореализации спортсменов к жизни после завершения спортивной карьеры выступают вопросы личностных предпосылок (Р.М. Загайнов, К.И. Константинова, Н.Б. Стамбулова, Е.Е. Хвацкая, А.Д. Черемных). Анализ научной литературы по психолого-педагогическим, социальным вопросам адаптации и самореализации спортсменов к жизни вне спорта показывает, что проблема адаптации и самореализации спортсменов изучена явно недостаточно, вопрос требует дальнейшей разработки, а также практической его реализации. При изменении социального статуса спортсмена, личность которого была сформирована, воспитана в условиях спортивной деятельности, происходит расширение уровней взаимодействия его с обществом, которое чаще имеет отличие от тех ценностей и представлений, имеющихся у спортсмена. Поэтому особое значение приобретает изучение и прогнозирование возможностей организации дальнейшей жизни спортсменов после завершения спортивной карьеры. В связи с этим возникает потребность в рассмотрении вопроса о педагогическом сопровождении спортсменов в процессе спортивной деятельности как условие развития и воспитания личности для успешной адаптации и самореализации после спорта [1].
Сопровождение в педагогике понимают как деятельность, обеспечивающую создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора [2]. М. Р. Битянова, анализируя специфику сопровождения, рассматривает его как систему создания социально-психологических условий для успешности обучения ребенка в ситуации школьного взаимодействия. Цель сопровождения, по мнению автора, - это создание «в рамках объективно данной ребенку среды условий для максимального в данной ситуации личностного развития и обучения».
И.А. Фрулин, В.И. Слободчиков рассматривают сопровождение как помощь подростку в его личностном росте, как установку на эмпатийное понимание ученика, на открытое общение. А.В. Мудрик трактует сопровождение как особую сферу деятельности педагога, ориентированную на приобщение подростка к социально-культурным и нравственным ценностям, необходимым для самореализации и саморазвития.
Говоря о педагогическом сопровождении спортсменов, необходимо отметить основные научные положения:
- сопровождать - значит следовать за развитием спортсмена на данном возрастном этапе онтогенеза; Развитие здесь - активный созидательный процесс, который спортсмен осуществляет в сотрудничестве с тренером.
- сопровождать - значит создавать условия для самостоятельного освоения спортсменом системы отношений с миром и самим собой, а также для совершенствования каждым из них личностно значимых жизненных выборов [3].
В настоящее время существует два основных подхода к пониманию сопровождения спортсменов. Первый - сугубо психологический. Его суть в том, что психолог занимается, главным образом, исследованием спортсменов и представляет тренеру необходимую информацию для решения разнообразных задач для спортивной подготовки. Второй подход - психолого-педагогический, сводящий к минимуму процесс исследования с помощью специальных психологических методик и переносящий основной акцент в сферу воздействия на спортсменов. Первый подход получил наиболее полное воплощение в формировании системы комплексного психологического контроля при управлении тре-
нировочной и соревновательной деятельностью спортсменов (Е. А. Калинин, Ю. Я. Киселев, А. В. Родионов, Н. А. Худадов и др.).
Второй - психолого-педагогический подход к построению работы педагога-психолога в спортивной команде наиболее подробно разработан Г. Д. Горбуновым. Он получил название системы психо-лого-педагогического обеспечения спортивной деятельности, которая определяется как «комплекс мероприятий, направленных на специальное развитие, совершенствование и оптимизацию систем психического регулирования функций организма и поведения спортсмена с учетом задач тренировки и соревнования». Главная идея состоит в перестановке акцентов: переходе от исследования спортсмена к воздействию на него, которое педагог-психолог либо осуществляет сам, либо организует с участием тренера [1].
На основе анализа процесса адаптации и самореализации спортсменов, как в период спортивной деятельности, так и после ее завершения, наблюдений и бесед со спортсменами, а также изучения их особенностей личности выявлено, что многие спортсмены имеют трудности социальной ориентации, применения своего опыта и знаний в других сферах жизни и деятельности. Это обусловлено их личностными особенностями, значимыми среди которых являются мотивация достижения успеха, активность личностной позиции, уверенность в себе, высокая самооценка, оптимистичность, ответственность.
Так на первом этапе исследования мы изучали две группы личностных особенностей спортсменов: 1) способствующие успешной адаптации и самореализации после спорта; 2) не способствующие данному процессу. При тестировании использовалась методика: Миннесотский многоаспектный личностный тест ММР1 (в модификации Л.Н. Собчик) [4]. Кроме того, в связи с малым объемом выборки для обработки полученных результатов использовалась непараметрическая статистика.
В методике (ММР1) изучение личностных особенностей и характеристики состояний определяются отдельными шкалами, учитывая их влияние друг на друга, можно перейти к целостной оценке профиля. Профили отражают общие характеристики типов реагирования и реакцию личности на психотравмирующую ситуацию [7].
Шкалы в целом делятся на четыре группы:
• «сильного» регистра, выявляющие стеничные свойства личности: 4, 6 и 9-я шкалы (мотивационная сфера).
• «слабого» регистра, отражающие гипостенические черты: 2, 7 и 0 шкалы (эмоциональная сфера).
• «смешанного» типа реагирования: 1, 2 и 3-я шкалы (невротическая триада).
• 5 и 8-я шкалы, из которых повышение 5-й у мужчин и понижение у женщин смягчает стеничные характеристики личности, а повышение 8-й и у тех и других усиливает индивидуалистичность.
Анализ полученных результатов производится на основании показателей данных шкал и их количественного соответствия норме, выраженности или акцентуации.
Тип реагирования соответствующий норме (от 46 баллов до 55 баллов) свидетельствует о его адекватном проявлении ситуации, уравновешенности, гармоничности. Выраженность (56 баллов - 66 баллов) типа реагирования говорит о сильном стремлении человека в достижении цели и о направленном противодействии влиянию среды. Акцентуация (67 баллов - 75 баллов) свидетельствует о нарушении адаптации по соответствующему типу реагирования и проявляется поведенческими реакциями асоциальной или антисоциальной направленности.
Результаты диагностики спортсменов, закончивших спортивную деятельность, показали, что среди них есть те, кто сумел успешно адаптироваться и реализовать свои способности в жизни вне спорта. И условно назовем «неуспешные», которые не смогли адаптироваться.
Разделение производилось на основании беседы со спортсменами и оценки их жизни (карьера, образование, семья, здоровье, общее эмоционально-психологическое состояние и др.). В процессе эмпирического исследования успешных и неуспешных спортсменов были выявлены существенные различия. Спортсмены «неуспешные»: им свойственны заниженная самооценка, неуверенность в себе, повышенная тревожность, чувство несостоятельности, неудовлетворенности жизнью, преобладание отрицательных переживаний, отстраненность от других людей, что отражает их угнетенное эмоциональное состояние. Данное состояние обусловлено неустроенностью в жизни как следствие физической и эмоциональной усталости. Спортсмены не могут найти себя вне спортивной жизни. Такие личностные особенности отражают их склонность проявлять повышенную настороженность, скрытность, эмоциональную сдержанность, то есть эмоции не выражаются, остаются в виде внутренних
переживаний. Иногда они допускают выпады по отношению к окружающим, не могут реализовать внутренние побуждения, которые в спорте удовлетворялись в тренировочном и соревновательном процессах. «Успешно» адаптированным спортсменам свойственны активность, оптимистичность, их мотивация направлена на достижение успеха, способны мобилизоваться в трудных ситуациях, терпеть и преодолевать трудности. Они уверенны в себе, умеют рисковать, общительны, ответственны, их самооценка адекватна личностным возможностям. В целом выявленные в сравнительном анализе данные спортсменов свидетельствуют о том, что успешная адаптация и самореализация спортсменов после завершения спортивной деятельности, обусловлены их личностными особенностями.
Выявленные в ходе исследования данные послужили основанием для создания системы педагогического сопровождения спортсменов.
Учитывая, что целью педагогического сопровождения спортсменов в период спортивной деятельности является содействие развитию и воспитанию значимых качеств личности, профессиональной ориентации, расширение возможности самореализации, нами была разработана специальная психо-лого-педагогическая программа. Содержание программы составлено на основе принципов и положений гуманистической педагогики и психологии, рассмотренных в работах А. Маслоу, К. Роджерса [5] и др., определяющих гуманизацию личности как становление человеческого в человеке.
Основная цель программы заключается в развитии и воспитании позитивных личностных особенностей спортсменов посредством активизации самосознания, разрешения внутриличностных проблем, усовершенствования системы самоуправления, саморегуляции, что впоследствии будет способствовать реализации скрытых резервных возможностей как в спортивной деятельности, так и после ее завершения.
Программа реализовывалась в спортивно-методическом комплексе «Вымпел» г. Иркутска, основной ее составляющей стала работа педагога-психолога.
Сущность педагогического сопровождения состоит в научении разрешать проблемные ситуации, адекватно реагировать на ситуации эмоционального дискомфорта и неудачи, организовывать и планировать жизнедеятельность, а также своевременно информировать тренера о данных мониторинга.
Рассматривая в нашей программе развитие личности как обеспечение успешной адаптации и самореализации спортсменов после завершения спортивной деятельности, мы обусловили задачи педагогического сопровождения:
- изучение личностных особенностей, влияющих на адаптацию и самореализацию личности, как в спорте, так и после ее завершения (мотивацию, уверенность в себе, оптимистичность, активность и другие), в том числе выявление негативных личностных особенностей, которые являются барьером для успешной адаптации и самореализации спортсменов (пессимистичность, тревожность, пассивность личностной позиции в преодолении препятствий, неуверенность в себе, неадекватную самооценку);
- развитие и воспитание личности на всех этапах спортивной деятельности;
- помощь в процессе адаптации и самореализации спортсменов в период спортивной деятельности посредством обучения и усовершенствования системы самоуправления, саморегуляции, а также профессионального самоопределения.
Применяемая форма занятий программы сочетает в себе элементы семинара (обсуждение) и тренинга (упражнение). Также используются методы беседы с членами группы, создание проблемных ситуаций. Внедрение программы в тренировочный процесс спортсменов было осуществлено после проведения тестирования, целью которого стало выявление негативных личностных особенностей, которые тормозят в процессе адаптации и самореализации после спорта.
Для этого сформировали группу 1 из сильнейших спортсменов по аэробике, многократных победителей первенства России, неоднократных чемпионов мира и Европы, в возрасте от 16 до 17 лет, а также группу 2 из спортсменов массовых (1-3) разрядов (15 человек), в возрасте 14-15 лет.
Аэробика была выбрана, в виду того, что спортсмены в этом виде достаточно рано завершают спортивную деятельность (от 6-7 лет до 17-18 лет). Возраст в аэробике строго не регламентирован, но девочки и мальчики растут и вместе с ростом увеличивается их масса тела. Так как в аэробике много прыжков, то многим спортсменам с каждым годом прыгать становится все тяжелее - скорость выполнения упражнений становится меньше, а эффективность соревновательной деятельности ниже.
В дальнейшем группа была разделена на тех, кто участвует в эксперименте (группа 1). и тех, кто не участвует в эксперименте (группа 2). Результаты исследования показаны в табл. 1.
Таблица 1
Показатели личностных особенностей (в баллах)
Группы спортсменов Ь Б К 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0
1 группа. Спортсмены (МС) 52 57 58 62 56 54 52 64 65 61 55 70 55
2 группа. Спортсмены начинающие 47 52 59 56 63 60 51 61 61 60 56 67 55
Их интерпретация свидетельствует об определенных различиях между группами. Ниже мы приводим фрагменты по двум шкалам, отражающие эмоциональную и невротическую сферы. Спортсменов (МС) 1 группы можно описать в характеристиках силы, высокой мотивации достижения успеха, активности, что отражают выраженные значения шкал 6 (65 баллов), 9 (70 баллов), 4 (52 балла).
Шкалы, отражающие эмоциональную сферу 2 (56 балов), 0 (55 баллов), соответствуют норме и свидетельствуют об избирательном общении, оптимистичности, высокой самооценке, но при этом повышенной тревожности, что показывает выраженное значение по шкале 7 (61 балл).
Шкалы невротической триады 2 (56 баллов), 3 (54 балла) соответствуют норме и отражают эмоциональную устойчивость, а также высокий самоконтроль, сверхответственность, сочетающуюся с тенденцией к избеганию серьезной ответственности из страха не справиться, о чем свидетельствует выраженное значение по шкале 1 (62 балла).
Показатели по шкале 5 (64 балла) соответствуют выраженности и отражают мужественность поведения.
По шкале индивидуалистичность 8 (55 баллов) значения соответствуют норме и отражают творческую направленность спортсменов.
Вторую группу (спортсмены начинающие) также можно описать в характеристиках силы, активности, мотивации достижения успеха, о чем говорят шкалы 9 (67 баллов), 6 (61 балл), 4 (51 балл), однако их значение имеет меньшую выраженность, чем в 1 группе спортсменов.
Шкалы, отражающие эмоциональную сферу 2 (63 балла), 7 (60 баллов), 0 (55 баллов), соответствуют выраженности и отражают инертность в принятии решений, выраженность глубины переживаний, пессимистичность, избирательность в общении.
Шкалы невротической триады 1 (56 баллов), 2 (63 балла), 3 (60 баллов) также выражены и проявляются в демонстративном, непринужденном поведении, неустойчивой самооценке, которая зависит от значимых людей, эмоциональной неустойчивости.
Показатели по шкале 5 (61 балл) соответствуют выраженности и отражают мужественность.
По шкале индивидуалистичность 8 (56 баллов) значения выражены, что говорит о творческой направленности спортсменов.
Таким образом, выявленные личностные особенности групп спортсменов позволяют выделить группу риска возможной дезадаптации после завершения спортивной деятельности. Для этого в индивидуальном значении были взяты шкалы пессимистичности (2) и тревоги (7), которые определяют поведение человека в стрессовых ситуациях. Анализ полученных результатов показал, что в 1 и во 2 группах 27% спортсменок имеют акцентуации по шкале пессимистичность. Акцентуации по шкале тревога в 1 группе выявлено у 33% спортсменок, во 2 группе - у 27%, что отражается в поведении нерешительностью, зависимостью, самобичеванием при малейших неудачах, появляется инертность в принятии решений, эмоциональная неустойчивость, личностная пассивность, повышенная тревожность, склонность к стоп-реакциям, т. е. к блокировке активности.
На основании проведенного тестирования спортсменки группы 1 были включены в группу для занятий по психолого-педагогической программе в связи с завершением спортивной карьеры для успешной адаптации и самореализации после спорта.
Для того чтобы увидеть целостность психолого-педагогической программы в таблице 2 представлены цели, задачи, методы формирующих психологических и педагогических занятий.
Таблица 2
Цели, задачи, методы психолого-педагогической программы, направленной на развитие личности спортсмена
____________________1 Этап. Представлений о себе и ценности другого человека_________________
Цель_________________________________________________________________________________________
Развитие представлений о себе и ценности другого_____________________________________________
Задачи_______________________________________________________________________________________
Познакомить со структурой и функцией самосознания Показать пути формирования адекватной самооценки
Обучение навыкам самоконтроля________________________________________________________________
_____________________________________Методы, технологии______________________________________
Беседа
Элементы арттерапии
Элементы телесно-ориентированной терапии
Элементы гештальттерапии_____________________________________________________________________
________________________________2 Этап. Позитивное мышление__________________________________
_____________________________________________Цель____________________________________________
Развитие позитивного мышления________________________________________________________________
_____________________________________________Задачи__________________________________________
Дать представление о позитивном мышлении
Развить навыки позитивного мышления__________________________________________________________
_____________________________________Методы, технологии______________________________________
Беседа
Дискуссия
Элементы когнитивной терапии
Элементы арттерапии__________________________________________________________________________
_____________________________________3 Этап. Саморегуляция___________________________________
_____________________________________________Цель____________________________________________
Развитие саморегуляции_______________________________________________________________________
_____________________________________________Задачи__________________________________________
Познакомить с понятиями эмоциональной сферы личности Развитие навыков идентификации эмоционального состояния
Обучение навыкам саморегуляции_______________________________________________________________
_____________________________________Методы, технологии______________________________________
Беседа
Методы саморегуляции
Элементы телесно-ориентированной терапии
Элементы арттерапии__________________________________________________________________________
________________________________4 Этап. Межличностное общение________________________________
_____________________________________________Цель____________________________________________
Развитие навыков позитивного межличностного общения__________________________________________
Задачи
Познакомить с понятием «Невербальное общение»
Развитие навыков позитивного межличностного общения
Моделирование будущего_______________________________________________________________________
_____________________________________Методы, технологии______________________________________
Беседа Дискуссия Элементы НЛП
Элементы телесно-ориентированной терапии
Элементы когнитивной терапии_________________________________________________________________
Структура занятий включала вводную, основную, заключительную части.
В программе использовались экспрессивные методики: рисование на свободную или заданную тему, а также несколько упражнений (в модифицированном виде) из учебного курса «Основы психологии для старшеклассников» Л.П. Пономаренко, Р.В. Белоусовой (2001). Остальные упражнения составлены автором самостоятельно на основе методов психокоррекции и психотерапии.
После проведения программы были проведены заключительные исследования на выявление изменений личностных особенностей спортсменок в сторону их улучшения. Данные представлены в таблице 3.
Таблица З
Личностные особенности спортсменок (1 группа)
Шкала До коррекции После коррекции Значение Gэмп.
Норма Выраженность Акцент Норма Выраженность Акцент
2 шкала Пессимистичность (депрессия) 4б% 27% 27% б0% 40% Gэмп = 1 p < 0.01
n = 14; G крит.=3, р=0.05; G крит.=2, р=0.01
7 шкала Тревожность (психастения) 40% 27% 33% бб% 34% Gэмп = 1 p < 0.01
n = 14; G крит.=3, р=0.05; G крит.=2, р=0.01
Из полученных материалов (табл. 3) видно, что до проведения программы в группе спортсменок результаты показателей по шкале пессимистичность (2), соответствующие норме, были выявлены у 46%, после проведения программы этот показатель вырос до 60%. Выраженность данных по шкале (2) до проведения программы была выявлена среди 27% спортсменок, после - у 40% , этот показатель вырос в связи с тем, что акцентуации по данной шкале до проведения программы составляли 27%, после проведения программы акцентуации были снижены до уровня выраженности. По шкале тревога (7) в группе спортсменок показатели, соответствующие норме, до проведения программы были выявлены среди 40%, после проведения - у 66%. Выраженность результатов по данной шкале до проведения программы выявлена среди 27% спортсменок, акцентуации - среди 33%, после проведения программы акцентуации были снижены до уровня выраженности показателей и составили 34%.
После проведения программы в рамках педагогического сопровождения в экспериментальной группе у испытуемых произошли значимые изменения: неуверенность в себе, повышенная тревожность, пессимистичность, заниженная самооценка были осознаны, доведены до уровня понимания причин и в процессе занятий изменены в позитивную сторону. Спортсмены стали более уверенными в себе, стали лучше понимать себя, а также более эффективно взаимодействовать с окружающими. На основании вышеизложенного программу можно назвать эффективной.
Таким образом, проблема адаптации и самореализации спортсменов после завершения спортивной деятельности обусловлена их личностными особенностями: пассивной личностной позицией, неуверенностью в себе, неадекватной самооценкой, пессимистичностью, мотивацией избегания неудачи. Решение данной проблемы мы видим в применении системы педагогического сопровождения личности в спорте, в рамках которого нами была разработана, внедрена в процесс спортивной деятельности. В итоге, специальная психолого-педагогическая программа, направленная на развитие позитивных личностных особенностей спортсменов для успешной адаптации и самореализации после спорта, показала свою эффективность.
Литература
1. Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта. - М.: ФиС, 1986. - 208 с., ил.
2. Молонов Г.Ц. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2009. - С. 40.
3. Психолого-педагогических словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждение - Ростов н/Д: Феникс, 1998. - С. 232 с.
4. Собчик Л.Н. СМИЛ. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. - СПб.: Речь, 2003. -219 с.
5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 607 с.
Нежкина Лариса Юрьевна, аспирант кафедры физического воспитания Иркутского государственного технического университета. E-mail: [email protected]
Молонов Геннадий Цыденович, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Бурятского госуниверсите-та. E-mail: [email protected]
Лебединский Владислав Юрьевич, доктор медицинских наук, профессор кафедры физического воспитания Иркутского государственного технического университета. E-mail: [email protected]
Nezhkina Larisa Yurievna, post-graduate of department of physical education, Irkutsk State Technical University.
Molonov Gennadiy Tsydenovich, doctor of pedagogical sciences, professor of department of pedagogy, Buryat State University. E-mail: [email protected].
Lebedinskiy Vladislav Yurievich, doctor of medical sciences, professor of department of physical education, Irkutsk State Technical University. E-mail: [email protected]