Научная статья на тему 'Педагогическое сопровождение дистанционного обучения студентов вуза'

Педагогическое сопровождение дистанционного обучения студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2875
356
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / DISTANCE TEACHING / PEDAGOGICAL SUPPORT OF DISTANCE TEACHING / INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Денисова Татьяна Леонидовна

Статья посвящена организации педагогического сопровождения дистанционного обучения студентов. Проанализированы проблемы, возникающие в процессе взаимодействия у субъектов процесса дистанционного обучения. Рассмотрен вопрос о необходимости организации сопровождения. Определены цель, задачи, методы и формы организации. Раскрыты особенности взаимодействия »педагог-учащийся» и организации учебного материала в процессе изучения дистанционно дисциплины «иностранный язык».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Денисова Татьяна Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical support of distance training of university students

This article is devoted to arrangement of pedagogical support of distance teaching. The problems arising in the process of subjects interaction at distance training have been analyzed. The issue of necessity of support arrangement has been considered. The aim, objectives, methods and forms of arrangement have been determined. The peculiarities of interaction between a teacher and a student and organization of teaching material in the course of distance teaching a discipline “foreign language” have been revealed.

Текст научной работы на тему «Педагогическое сопровождение дистанционного обучения студентов вуза»

УДК 378.046

© Т.Л. Денисова

Педагогическое сопровождение дистанционного обучения студентов вуза

Статья посвящена организации педагогического сопровождения дистанционного обучения студентов. Проанализированы проблемы, возникающие в процессе взаимодействия у субъектов процесса дистанционного обучения. Рассмотрен вопрос о необходимости организации сопровождения. Определены цель, задачи, методы и формы организации. Раскрыты особенности взаимодействия »педагог-учащийся» и организации учебного материала в процессе изучения дистанционно дисциплины «иностранный язык».

Ключевые слова: дистанционное обучение, педагогическое сопровождение дистанционного обучения, взаимодействие.

© T.L. Denisova

Pedagogical support of distance training of university students

This article is devoted to arrangement ofpedagogical support of distance teaching. The problems arising in the process of subjects interaction at distance training have been analyzed. The issue of necessity of support arrangement has been considered. The aim, objectives, methods and forms of arrangement have been determined. The peculiarities of interaction between a teacher and a student and organization of teaching material in the course of distance teaching a discipline “foreign language” have been revealed.

Keywords: distance teaching, pedagogical support of distance teaching, interaction.

В настоящее время дистанционное обучение с его опорой на современные информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) позволяет не только решать проблемы обеспечения широкого доступа к образовательным услугам, индивидуализации обучения, но и повышать уровень вариативности и интерактивности образовательного процесса, предоставлять адекватное обновление содержания образования в ответ на требования общества. В научно-педагогической литературе дистанционное обучение рассматривается как целенаправленный интерактивный процесс взаимодействия обучающих и обучающихся между собой средствами обучения, индеферентный к их расположению во времени и пространстве и реализуемый в специальной дидактической системе [1].

Необходимость организации педагогического сопровождения в процессе реализации дистанционного обучения связана с тем, что все субъекты дистанционного обучения: учащиеся, педагоги, разработчики учебных и методических материалов, родители, начинающие работать (взаимодействовать) в Интернет, - нередко сталкиваются с трудностями психологического порядка.

В процессе дистанционного обучения отмечается большой дефицит социально-эмоционального контакта между субъектами процесса обучения. В современных условиях новые информационные технологии способствуют увеличению количественной стороны коммуникатив-

ной активности при дистанционном обучении, но при этом страдает качественная сторона взаимодействия между учащимися и преподавателем, а также между самими учащимися внутри учебной группы. Разработка и реализация различных механизмов компенсации социальноэмоциональной неудовлетворенности процессом взаимодействия в системе преподаватель - учащийся и учащийся - учащийся могут существенно повысить результативность дистанционного обучения.

Под педагогическим сопровождением будем понимать осознанный системный процесс взаимодействия субъектов дистанционного обучения в условиях информационно-образовательной среды, направленный на оказание психологопедагогической помощи субъектам процесса дистанционного обучения (методисту, создателю учебного курса, сетевым педагогам и сетевому учащемуся) в конструировании и реализации процесса дистанционного обучения.

Педагогическое сопровождение дистанционного обучения подразумевает умение педагога быть рядом, следовать за студентом, сопутствуя в его индивидуальном образовательном маршруте, тем самым создавая необходимые условия для сохранения и укрепления здоровья будущего специалиста. Таким образом, под педагогическим сопровождением дистанционного обучения мы понимаем совокупность взаимосвязанных действий преподавателя, реализуемых в многообразных формах и приемах и обеспечивающих

квалифицированную помощь, содействие студенту на протяжении всего учебного процесса [2].

Зарубежные [2, 3] и отечественные ученые [4, 5] отмечают, что в условиях дистанционного обучения студенты сталкиваются с определенными препятствиями, которые ведут к возрастанию стрессовых и психологических нагрузок в процессе обучения, требующих от обучающихся огромных интеллектуальных усилий, высокого эмоционального напряжения, особенно в ходе контроля усвоения знаний. В целом это обусловлено спецификой самого дистанционного обучения: возросшая доля самостоятельной работы, широкое применение информационных коммуникационных технологий, особенности общения на расстоянии и др.

Анализируя процесс дистанционного обучения, можно сделать вывод о том, что среди проблем, возникающих в ходе взаимодействия у субъектов процесса обучения, можно выделить две категории: проблемы, общие для всех категорий субъектов процесса дистанционного обучения, и проблемы, характерные для отдельных категорий субъектов процесса обучения.

Основной психологической проблемой дистанционного обучения на сегодняшний день выступает отсутствие непосредственного контакта между субъектами процесса обучения: преподавателем и учащимися, а также между самими учащимися.

Традиционное общение «лицом к лицу» достаточно сильно отличается от общения, опосредованного современными информационными и коммуникационными технологиями.

К числу основных ограничений в системе дистанционного обучения относятся:

- отсутствие невербальных компонентов коммуникации;

- непривычная форма общения и скорость обмена сообщениями;

- эмоциональная обедненность контактов и некоторые другие особенности.

Опосредованное информационно-

образовательной средой общение оказывает часто негативное влияние на результаты обучения в дистанционном режиме.

Еще одной проблемой дистанционного обучения является увеличение времени между вопросом и ответом в процессе организации диалога, а также ограничением средств его организации. Диалог в системе дистанционного обучения носит пролонгированный характер: реплики диалога отстают друг от друга во времени, от-

сутствует непосредственная (мгновенная) реакция собеседников на реплики диалога. Участники общения ограничены только вербальными средствами, они лишены возможности использовать иные средства коммуникации (жесты, мимику, интонацию) и потому вынуждены прибегать к графическим символам («смайлики», знаки препинания, выделение прописными буквами и др.). Однако следует заметить, что у общения в процессе дистанционного обучения в связи с этим есть и положительная сторона: отсрочен-ность ответа дает возможность обдумать реплику, справиться с эмоциями, отредактировать стиль и т.п., а отсутствие визуального контакта дает возможность скрыть недовольство (нахмуренные брови и т.п.) и тем самым дать возможность собеседнику, неуверенному в своих силах, ответить на вопрос или выполнить задание до конца.

Особой проблемой дистанционного обучения является знание и соблюдение норм сетевого этикета, что оказывает существенное влияние на создание обстановки психологического комфорта в обучающей среде. Все участники процесса дистанционного обучения должны постоянно помнить о заповедях сетевого этикета, чтобы случайным или необдуманным словом не обидеть «собеседника». Особенно важным это становится в условиях общения сетевых преподавателя и учащихся, когда первый должен поддержать интерес к образованию даже при условии отсутствия заметного продвижения в обучении. Доброжелательные комментарии педагога к выполненному заданию, отражающие его неподдельное желание помочь учащемуся справиться с трудностями, его побуждения к корректному выражению учениками своей позиции в дискуссии в немалой степени помогут повысить мотивацию и продуктивность обучения.

Следует заметить, что для организации эффективного взаимодействия в среде дистанционного обучения любому члену виртуального коллектива надо уметь: пользоваться средствами ИКТ; общаться в виртуальной среде; находить и обрабатывать информацию; строить эффективные взаимоотношения в коллективе, что предполагает в условиях отсутствия визуального контакта сформированность умений: входить в коллектив, представляться и демонстрировать лучшие свои качества, пользуясь только вербальными средствами; демонстрировать заинтересованность в других членах коллектива; быстро выяснять стиль работы других членов команды и соответственно корректировать свой собственный; улаживать возникающие разногласия и

конфликтные ситуации; продуктивно участвовать в решении проблем.

Таким образом, анализируя деятельность субъектов дистанционного обучения, можно сделать вывод о том, что общими проблемами взаимодействия в среде дистанционного обучения являются:

- трудности с установлением межличностных контактов между участниками процесса обучения в условиях отсутствия визуального контакта;

- соблюдение норм и правил действующего в сети Интернет телекоммуникационного этикета;

- сложности, связанные с выражением собственных мыслей в условиях пролонгированного диалога и ограниченности средств его организации.

Кроме обозначенных выше проблем, характерных для всего процесса дистанционного обучения в целом, учащиеся в системе дистанционного обучения сталкиваются со следующими проблемами неспособности:

- устанавливать контакт с другими субъектами процесса обучения в отсутствие визуального контакта;

- вести себя на сетевой дискуссии (молчание, агрессивное поведение, неумение отстаивать свое мнение, лаконично и уверенно выступать и пр.);

- личного общения с преподавателем по электронной почте;

- восприятия содержания учебного курса;

- самоорганизоваться и рационально спланировать самостоятельную работу с учебными материалами и пр.

Сетевой педагог сталкивается с большим количеством сложностей, а именно в:

- организации деятельности сетевых учащихся;

- выборе стиля общения с отдельными учащимися;

- определении индивидуальных особенностей учащихся;

- формировании эффективно работающих малых учебных групп;

- повышении мотивации обучения; •

- создании благоприятного психологического климата при проведении обучения.

Для того чтобы решить описанные выше проблемы и успешно наладить контакт со всеми учениками и плодотворно сотрудничать с ними на протяжении всего срока обучения, преподавателю в системе дистанционного обучения необ-

ходима информация об индивидуальных особенностях личности обучаемых.

У авторов и разработчиков дистанционных курсов также возникают проблемы, выражающиеся в:

- необходимости учета индивидуальных возрастных и психологических особенностей учащихся;

- выборе оптимальных способов представления информации в соответствии со спецификой учебного предмета и психологическими особенностями учащихся определенного возраста;

- выборе оптимальных средств и форм контроля.

Объектом педагогического сопровождения выступает образовательный процесс. Главной целью педагогического сопровождения дистанционного обучения в системе высшего образования является оказание помощи учащимся в разработке и реализации индивидуальной образовательной траектории.

Для достижения поставленных целей при организации педагогического сопровождения учащихся в процессе дистанционного обучения необходимо решение следующих задач:

- изучение индивидуальных личностных особенностей, уровня развития, принципов межличностных отношений участников дистанционного обучения, имеющих значение для обеспечения эффективности процесса обучения;

- изучение среды (коммуникативной и среды как совокупности индивидуальных особенностей участников), реальных ресурсов (психологических) дистанционного обучения;

- создание наиболее благоприятных условий для развития необходимых качеств учащегося и преподавателя и полноценной адаптации конкретного индивида к условиям обучения;

- обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода в обучении, основывающегося на индивидуальных психологических особенностях конкретного индивида.

В связи с тем, что педагогическое сопровождение предполагает оказание комплексной помощи всем субъектам дистанционного обучения, нужно обратить внимание на особенности конструирования процесса взаимодействия в системах: преподаватель - учащийся, преподаватель -виртуальная группа, учащийся - учащийся, учащийся - виртуальная группа.

Необходимо определить наиболее эффективные формы взаимодействия субъектов процесса дистанционного обучения и условия эффектив-

ной реализации той или иной формы взаимодействия в выделенных системах.

С учетом того, что педагогическое сопровождение может рассматриваться и как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление, выделение задач данной группы. Все это обусловлено особенностями дистанционного обучения, связанными со спецификой учебно-образовательной среды, в которой осуществляется процесс обучения и, как следствие, изменением условий успешности взаимодействия в новой специфической образовательной среде.

Следует учитывать особенности протекания когнитивных процессов в дистанционном обучении и влияние этой формы образования на познавательную деятельность учащихся. Это обусловлено спецификой представления информации в условиях дистанционного обучения, ориентированного преимущественно на визуальное восприятие и, как следствие, уменьшение комфортности обучения для учащихся-аудиалов и учащихся-кинестетиков; особенностями организации деятельности учеников, носящей большей частью самостоятельный характер, либо деятельности при минимальном руководстве преподавателя.

В то же время более свободный по сравнению с традиционным очным обучением график работы студентов может способствовать выбору оптимального для них режима работы, что оказывает положительное влияние на их познавательную деятельность. Отсутствие визуального контакта между преподавателем и учащимся оказывает положительное влияние в том случае, когда обучающийся чувствует неуверенность в своих ответах и полученных результатах деятельности.

Содержание педагогического сопровождения процесса дистанционного обучения предполагает систему знаний:

- о способах и формах взаимодействия субъектов дистанционного обучения;

- о нормах сетевого этикета;

- средствах восприятия, переработки и усвоения информации, представленной в различных видах, в условиях специализированной информационно-образовательной среды;

- о способах и методах формирования положительной мотивации учащихся в условиях дистанционного обучения.

В качестве основных средств педагогического сопровождения в процессе дистанционного обучения выступают средства информационно-

образовательной среды и рекомендации для различных категорий субъектов дистанционного обучения.

Среди рекомендаций, которые являются необходимым средством в системе педагогического сопровождения, можно выделить следующие:

- по организации взаимодействия с другими субъектами процесса дистанционного обучения (выбору стиля общения, поведению во время уроков в режиме реального времени, соблюдению норм сетевого этикета и т.д.);

- по конструированию индивидуального образовательного маршрута (выбору курсов, модулей, форм контроля и т.д.), в том числе маршрута освоения содержания конкретных учебных курсов;

- по самоорганизации (выбору оптимального режима работы, распределению времени и т.д.);

- по преодолению трудностей, связанных с восприятием учебного содержания в условиях компьютерной обучающей среды;

- по выбору структуры учебного курса и способов представления информации в учебном курсе, адекватных индивидуальным особенностям учащихся, специфике учебного предмета, особенностям усвоения его содержания учащимися определенного возраста с соответствующими индивидуальными особенностями.

В качестве основных форм, используемых в системе педагогического сопровождения, целесообразно использовать как индивидуальные, так групповые формы работы:

- индивидуальные и групповые консультации, тренинги, дискуссии в режимах on-line и off-line;

- мастер-классы;

- семинары, конференции и телеконференции по обмену опытом и т.д.

Как видно из рекомендаций, педагогическое сопровождение в условиях дистанционного обучения имеет ряд отличий, в первую очередь определяемых спецификой данного вида обучения. Эти отличия обусловливают появление дополнительных трудностей в организации и реализации процесса обучения, на решение которых и должно быть направлено психологопедагогическое сопровождение. Так, среди трудностей можно выделить не только общие для всех участников процесса, но и специфичные для каждой из групп (учащихся и преподавателей в системе дистанционного обучения и т.д.).

Таким образом, основная цель педагогического сопровождения в процессе реализации

дистанционного обучения - это уверенность студентов в том, что они не остаются одни со своими вопросами и трудностями и в любой момент могут обратиться за советом к преподавателю. При помощи эффективной организации учебного материала и мастерства преподавателей, реализующих систему педагогического сопровождения в процессе обучения, решаются задачи по сохранению и укреплению здоровья студентов в условиях дистанционного обучения.

Литература

1. Андреев А.А. Определимся в понятиях //

Высшее образование в России. - 1998. - № 4. - С. 4448.

Денисова Татьяна Леонидовна, аспирант кафедры педагогики Бурятского государственного университета. Тел. 8(3012)219549.

Denisova Tatyana Leonidovna, postgraduate student, department of Pedagogy, Buryat State University. Ph: 8(3012)219549.

УДК 378.016:94

© И.А. Мишина, М.Г. Цыренова Поликультурное образование в контексте подготовки учителей истории

В статье рассматриваются проблемы подготовки учителей истории в условиях поликультурного образовательного пространства. Проведен анализ поликультурного образования и определены подходы к методике преподавания и обучения истории в изменяющихся условиях.

Ключевые слова: поликультурное образование, межкультурный и межконфессиональный диалог, мульти-культурализм, образовательная среда, подготовка учителей, образовательная политика.

© I.A. Mishina, M.G. Tsyrenova Multicultural education in the context of history teachers’ training

The article is devoted to the problems of history teachers ’ training in conditions of multicultural educational space. The multicultural education analysis and determination of approaches to methodology of teaching and teaching of history in a changing environment have been worked out.

Keywords: multicultural education, intercultural and interconfessional dialogue, multiculturalism, educational environment, teachers training, educational policy.

Современный социальный ландшафт все больше приобретает черты поликультурного общества. При этом проблема обеспечения его стабильности предстает как задача организации пространства, на котором все отчетливее проявляется спрос на безопасность, права человека, возможности устойчивого развития. Одним из важнейших факторов обеспечения устойчивости поликультурных обществ является образовательная политика.

Республика Бурятия с ее уникальным географическим трансграничным расположением,

богатейшим этнокультурным потенциалом предстает как поликультурное пространство, место, где происходит «столкновение цивилизаций», но которая является зоной активного сотрудничества более ста народов, проживающих на данной территории. В этом контексте образовательная политика должна быть адекватной культурному и этническому многообразию и служить реальному диалогу культур народов региона. Современное образование должно обладать многообразием, которое складывается из культурного и этнического разнообразия общества. Образова-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Мур М.Г., Макинтош У., Блэк Л. Информационные и коммуникационные технологии в дистанционном образовании: специализированный учеб. курс. - М.: Обучение, 2006. - C. 632.

3. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения / под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2004. - 416 с.

4. Трайнев В.А., Гуркин В.Ф., Трайнев О.В. Дистанционное обучение и его развитие. - М.: Дашков и К, 2007. - 294 с.

5. Толстова О.С. Гуманистический подход в зарубежных теориях дистанционного обучения // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). - 2010. Вып. 10 (100). - С. 34-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.