УДК 378.018.4+378.017 ББКЧ481.267
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЮ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
О.Л. Карпова
Уральский социально-экономический институт (филиал) Академии труда и социальных отношений (г. Челябинск)
PEDAGOGICAL ASSISTANCE TO THE DEVELOPMENT OF STUDENTS’ SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY ON THE BASIS OF ADVANCED TEACHING
O. Karpova Ural Socio-Economic Institute (the branch) of Labour and Social Relations Academy (the city of Chelyabinsk)
Раскрывается педагогическое содействие развитию самообразовательной деятельности обучающихся вуза на опережающей основе; приведены педагогические условия, способствующие повышению уровня готовности студентов к самообразованию.
Ключевые слова: педагогическое содействие, студенты, опережающее обучение, самообразовательная деятельность.
Pedagogical assistance to the development of university students’ self-educational activity on the advanced basis is revealed; pedagogical conditions promoting the increase of level of students’ readiness for self-education are presented.
Keywords: pedagogical assistance, students, advanced teaching, self-educational activity.
Традиционная система профессиональной подготовки кадров характеризуется излишней дифференцированностью, недостаточной мобильностью, а зачастую и дублированием содержания на разных ступенях образования. Тем самым не обеспечивается соответствие качества образования требованиям подготовки высококвалифицированных специалистов. Это предопределяет необходимость модернизации образовательного процесса в вузе и актуализирует проблему развития самообразовательной деятельности студентов на опережающей основе.
Самообразование представляет собой вид деятельности, социальной функцией которой является самореализация личности. Это по-настоящему свободный и в то же время наиболее сложный вид образовательной деятельности. Он в явной форме коррелирует с процедурами саморефлексии, самооценки, самоидентификации и выработкой умений
самостоятельно обретать значимые знания и трансформировать их в практическую деятельность.
В психолого-педагогической литературе [1-10] проблема самообразования изучается в различных аспектах:
а) как направление самовоспитания;
б) как целенаправленная познавательная деятельность;
в) как средство усвоения социального опыта и др.
В Российской педагогической энциклопедии под редакцией В.В. Давыдова самообразование рассматривается как целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п. В основе самообразования лежит непосредственный личный интерес занимающихся в органическом сочетании с самостоя-
Теория и методика профессионального образования
тельностью изучения материала. Как отмечается в энциклопедии, «самообразование -составная часть непрерывного образования -выступает как связующее звено между базовым образованием (общим и профессиональным) и периодическим повышением квалификации, переподготовки специалистов» [9, с. 307].
С.И. Гёссен полагает, что последним аккордом в образовании человека является ступень самообразования, которая начинается после окончания школы, проходит вне школы и может продолжаться всю жизнь. Ученый считает самообразование творчеством, ступенью автономии: «Переход от урока к творчеству, от подчинения авторитета к подчинению разума, от ограниченной организации школы к беспредельной текучести жизни... если урок по существу ограничен той целью, которой он определяется, и, значит, допускает свое окончательное и завершенное выполнение, то творческая работа - и в этом и состоит существенный ее признак - не знает пределов достижения... цель работы в творчестве ставится самим работающим» [1, с. 200]. Целевая функция, по мнению автора, заключается в том, что самообразование является средством профессионального роста: «В этом постепенном углублении профессии человека, вырастающей до призвания, и связанном с ним расширением окружающей среды как места приложения труда и состоит задача нравственного образования по ступени автономии» [1, с. 202].
В.И. Добреньков и В.Я. Нечаев указывают на то, что самообразование - это специфический вид занятий человека вне стационарных форм обучения, без постоянного, систематического руководства преподавателя, по собственному или кем-то разработанному плану учебы [3, с. 153].
Обобщив и проанализировав существующие исследования по изучаемой проблеме, а также опираясь на собственный опыт [4], мы рассматриваем самообразование студентов как активную, саморегулируемую, личностно и профессионально значимую, познавательную деятельность, направленную на поиск и усвоение социального опыта с целью самосовершенствования.
Развитие самообразовательной деятельности студентов в нашем исследовании базируется на принципах опережающего обучения, сформулированных в работе В.В. Горшковой [2, с. 27-28]:
1) принцип опережающей гуманизации,
направленный на человека и все сферы его жизнедеятельности, утверждающей ценности общечеловеческого, общекультурного достояния и рассматривающей в первую очередь реальную жизнь людей и их общественные отношения;
2) принцип активно-избирательной социо-логизации, заключающейся в повышенном внимании к социальным аспектам развития;
3) принцип экологизации процесса обучения, характерный для всего междисциплинарного комплекса наук, изучающих взаимодействие общества, производства, окружающей среды и Человека.
Реализация педагогического содействия самообразованию на основе данных принципов в современном образовательном процессе вуза будет осуществляться более эффективно, если педагог использует современные мультимедийные технологии.
Развитие самообразовательной деятельности студентов, как показывает практика, должно осуществляться целенаправленно и на опережающей основе. В этой связи в вузе необходимо организовать педагогическое содействие, способствующее повышению уровня готовности студентов к самообразованию.
Обращаясь к этимологии термина «содействие», можно констатировать, что в русском языке приставка «со-» используется в значении совместности, общности, что позволяет говорить о том, что в понятии «содействие» заложен внутренний глубинный смысл. Содействовать - значит вступать в совместную деятельность, «способствовать» достижению чего-либо, оказывать «помощь, поддержку в какой-нибудь деятельности». Учитывая вышеизложенные положения, мы определили смысловую конструкцию, определяющую сущность понятия «содействие», в связи с чем были выделены два аспекта: содействие как влияние на субъекта деятельности, создание условий, оказание помощи и поддержки в осуществлении деятельности и достижении поставленных целей; содействие как совместное действие по достижению поставленных целей.
Педагогическое содействие самообразованию студентов рассматривается в данном изыскании как деятельность педагога, направленная на создание в образовательном процессе педагогических условий, способствующих подготовке студентов к самообразованию с целью повышения их уровня готовности к самообразовательной деятельности.
Карпова О.Л.
Педагогическое содействие развитию самообразовательной деятельности студентов...
В нашем исследовании под педагогическими условиями, вслед за А.Я. Найном и З.М. Уметбаевым, будем понимать совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов, педагогических приемов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных в исследовании задач [6, с. 15].
В процессе выявления педагогических условий были проделаны следующие процедуры:
а) зафиксирован социальный заказ общества в аспекте исследуемой проблемы;
б) проанализирована психолого-педагоги-ческая литература по проблеме самообразования обучающихся;
в) выявлены особенности развития самообразовательной деятельности студентов вуза на опережающей основе.
В ходе исследования было установлено, что педагогическое содействие развитию самообразовательной деятельности включает в себя следующие педагогические условия:
а) развитие позитивной мотивации студентов к профессионально ориентированной самообразовательной деятельности;
б) обеспечение интеграции аудиторной и внеаудиторной деятельности;
в) использование компьютерных информационных технологий.
Реализация данных педагогических условий, как показала практика, должна быть построена на основе опережающего обучения.
Как верно отмечает В. В. Горшкова, учиться нужно непрерывно, с опережением, т. е. систематически повышать свой профессиональный и культурный уровень в некой стабильной и эффективно действующей системе, приобретать, поддерживать опережающий запас знаний, умений, навыков, чтобы не опоздать во времени [2, с. 28]. Следовательно, студента необходимо специально обучать соответствующей учебной и профессиональной самоорганизации, самообразованию и самосовершенствованию.
Заметим при этом, что идея об опережающем характере содержания и направленности образовательных программ по отношению к нуждам общественной практики как одной из главных характеристик непрерывного образования была заложена еще в Концепции непрерывного образования, одобренной Первым Всесоюзным съездом работников народного образования (декабрь, 1988 г.).
Центральной идеей Концепции являются следующие положения [5, с. 2-3]:
1) обращенность всей нормативной базы прежде всего к человеку;
2) преодоление авторитарно-технократического подхода, при котором человек рассматривается как программируемый элемент образовательной системы, не имеющий свободы выбора, реальных возможностей целе-образования и целеосуществления;
3) формирование отношения к человеку как цели, а не средству общественного прогресса;
4) развитие человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни.
Данная Концепция выполняет весьма конструктивную роль в обосновании проблемы педагогического содействия развитию самообразовательной деятельности студентов, установлении взаимоотношений его структурных элементов. Принцип опережающего обучения охватывает всю педагогическую систему, характеризует возможные способы снятия «тупиков» в образовании.
Опережающее обучение, как верно отмечает П.Н. Новиков, направлено на развитие у студентов потенциальных природных способностей к активному, деятельностному, гуманистически ориентированному мышлению и поведению, на формирование инновационного, преобразующего интеллекта, реализующегося в такой же активной, преобразующей, деятельностной практике [7, с. 18].
Основываясь на имеющемся в педагогике опыте изучения данной проблемы, в нашем исследовании опережающее обучение рассматривается как: систематизирующее существенное свойство образования, проявляющееся во взаимодействии содержания, процесса и результата передачи знаний, направленных на развитие у студентов потенциальных природных способностей к активному, деятельностному, гуманистически ориентированному мышлению и поведению; формирование инновационного, преобразующего интеллекта, реализующегося в такой же активной, преобразующей, деятельностной практике. Реализация данных задач, как показывает практика, способствует развитию готовности обучающихся к самообразовательной деятельности на опережающей основе обучения.
Самообразовательная деятельность на основе опережающего профессионального образования развивается не за счет ускоренного изучения того или иного материала, а благодаря интенсификации технологий обуче-
Теория и методика профессионального образования
ния, чему способствует педагогическое содействие.
Практика показала, что педагогическое содействие развитию самообразовательной деятельности обучающихся вуза эффективно осуществляется на опережающей основе обучения и связано с развитием: потенциала личности к активному, деятельностному, гуманистически ориентированному мышлению и поведению; умений обновлять и использовать знания в прогностическом, инновационном режиме. Именно такой подход к образованию студентов способствует качественной подготовке профессионалов в современном социуме.
Литература
1. Гёссен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию: учеб. пособие для вузов / С.И. Гёссен; отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 448 с.
2. Горшкова, В.В. Образование взрослых: формат опережения / В. В. Горшкова // Педагогика. - 2007. - № 10. - С. 25-29.
3. Добреньков, В.И. Общество и образование / В.И. Добреньков, В.Я. Нечаев. - М.: Инфра, 2003. - 381 с.
4. Карпова, О.Л. Методологические основания содействия развитию самообразовательной деятельности студентов вуза: науч.-метод. пособие / О.Л. Карпова, С.И. Кубиц-кий. - Челябинск: УрСЭИАтиСО, 2008. - 95 с.
5. Концепция непрерывного образования // Бюл. ГК СССР по нар. образованию. - 1989. -№ 8. - 150 с.
6. Найн, А.Я. Современный словарь-справочник молодого исследователя / А.Я. Найн,
З.М. Уметбаев. - Челябинск; Магнитогорск: УГУФК: МаГУ, 2007. - 116 с.
7. Новиков, П.Н. Теоретические основы опережающего профессионального образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук /П.Н. Новиков. - Екатеринбург, 1997. - 46 с.
8. О национальной доктрине образования в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ, 4 октября 2000 г. № 751 // Рос. газ. - 2000. - 11 окт. - С. 4-9.
9. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т. 2: М-Я / гл. ред. В.В. Давыдов. -М. : БРЭ, 1998. - 672 с.
10. Сериков, Г.Н. Образование и развитие человека / Г.Н. Сериков. - М.: Мнемозина, 2002. - 416 с.
Поступила в редакцию 23 января 2012 г.