Научная статья на тему 'Педагогическое содействие развитию самообразовательной деятельности студентов на основе опережающего обучения'

Педагогическое содействие развитию самообразовательной деятельности студентов на основе опережающего обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
389
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ / СТУДЕНТЫ / ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PEDAGOGICAL ASSISTANCE / STUDENTS / ADVANCED TEACHING / SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпова Ольга Леонидовна

Раскрывается педагогическое содействие развитию самообразовательной деятельности обучающихся вуза на опережающей основе; приведены педагогические условия, способствующие повышению уровня готовности студентов к самообразованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ASSISTANCE TO THE DEVELOPMENT OF STUDENTS’ SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY ON THE BASIS OF ADVANCED TEACHING

Pedagogical assistance to the development of university students’ self-educational activity on the advanced basis is revealed; pedagogical conditions promoting the increase of level of students’ readiness for self-education are presented.

Текст научной работы на тему «Педагогическое содействие развитию самообразовательной деятельности студентов на основе опережающего обучения»

УДК 378.018.4+378.017 ББКЧ481.267

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЮ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

О.Л. Карпова

Уральский социально-экономический институт (филиал) Академии труда и социальных отношений (г. Челябинск)

PEDAGOGICAL ASSISTANCE TO THE DEVELOPMENT OF STUDENTS’ SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY ON THE BASIS OF ADVANCED TEACHING

O. Karpova Ural Socio-Economic Institute (the branch) of Labour and Social Relations Academy (the city of Chelyabinsk)

Раскрывается педагогическое содействие развитию самообразовательной деятельности обучающихся вуза на опережающей основе; приведены педагогические условия, способствующие повышению уровня готовности студентов к самообразованию.

Ключевые слова: педагогическое содействие, студенты, опережающее обучение, самообразовательная деятельность.

Pedagogical assistance to the development of university students’ self-educational activity on the advanced basis is revealed; pedagogical conditions promoting the increase of level of students’ readiness for self-education are presented.

Keywords: pedagogical assistance, students, advanced teaching, self-educational activity.

Традиционная система профессиональной подготовки кадров характеризуется излишней дифференцированностью, недостаточной мобильностью, а зачастую и дублированием содержания на разных ступенях образования. Тем самым не обеспечивается соответствие качества образования требованиям подготовки высококвалифицированных специалистов. Это предопределяет необходимость модернизации образовательного процесса в вузе и актуализирует проблему развития самообразовательной деятельности студентов на опережающей основе.

Самообразование представляет собой вид деятельности, социальной функцией которой является самореализация личности. Это по-настоящему свободный и в то же время наиболее сложный вид образовательной деятельности. Он в явной форме коррелирует с процедурами саморефлексии, самооценки, самоидентификации и выработкой умений

самостоятельно обретать значимые знания и трансформировать их в практическую деятельность.

В психолого-педагогической литературе [1-10] проблема самообразования изучается в различных аспектах:

а) как направление самовоспитания;

б) как целенаправленная познавательная деятельность;

в) как средство усвоения социального опыта и др.

В Российской педагогической энциклопедии под редакцией В.В. Давыдова самообразование рассматривается как целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п. В основе самообразования лежит непосредственный личный интерес занимающихся в органическом сочетании с самостоя-

Теория и методика профессионального образования

тельностью изучения материала. Как отмечается в энциклопедии, «самообразование -составная часть непрерывного образования -выступает как связующее звено между базовым образованием (общим и профессиональным) и периодическим повышением квалификации, переподготовки специалистов» [9, с. 307].

С.И. Гёссен полагает, что последним аккордом в образовании человека является ступень самообразования, которая начинается после окончания школы, проходит вне школы и может продолжаться всю жизнь. Ученый считает самообразование творчеством, ступенью автономии: «Переход от урока к творчеству, от подчинения авторитета к подчинению разума, от ограниченной организации школы к беспредельной текучести жизни... если урок по существу ограничен той целью, которой он определяется, и, значит, допускает свое окончательное и завершенное выполнение, то творческая работа - и в этом и состоит существенный ее признак - не знает пределов достижения... цель работы в творчестве ставится самим работающим» [1, с. 200]. Целевая функция, по мнению автора, заключается в том, что самообразование является средством профессионального роста: «В этом постепенном углублении профессии человека, вырастающей до призвания, и связанном с ним расширением окружающей среды как места приложения труда и состоит задача нравственного образования по ступени автономии» [1, с. 202].

В.И. Добреньков и В.Я. Нечаев указывают на то, что самообразование - это специфический вид занятий человека вне стационарных форм обучения, без постоянного, систематического руководства преподавателя, по собственному или кем-то разработанному плану учебы [3, с. 153].

Обобщив и проанализировав существующие исследования по изучаемой проблеме, а также опираясь на собственный опыт [4], мы рассматриваем самообразование студентов как активную, саморегулируемую, личностно и профессионально значимую, познавательную деятельность, направленную на поиск и усвоение социального опыта с целью самосовершенствования.

Развитие самообразовательной деятельности студентов в нашем исследовании базируется на принципах опережающего обучения, сформулированных в работе В.В. Горшковой [2, с. 27-28]:

1) принцип опережающей гуманизации,

направленный на человека и все сферы его жизнедеятельности, утверждающей ценности общечеловеческого, общекультурного достояния и рассматривающей в первую очередь реальную жизнь людей и их общественные отношения;

2) принцип активно-избирательной социо-логизации, заключающейся в повышенном внимании к социальным аспектам развития;

3) принцип экологизации процесса обучения, характерный для всего междисциплинарного комплекса наук, изучающих взаимодействие общества, производства, окружающей среды и Человека.

Реализация педагогического содействия самообразованию на основе данных принципов в современном образовательном процессе вуза будет осуществляться более эффективно, если педагог использует современные мультимедийные технологии.

Развитие самообразовательной деятельности студентов, как показывает практика, должно осуществляться целенаправленно и на опережающей основе. В этой связи в вузе необходимо организовать педагогическое содействие, способствующее повышению уровня готовности студентов к самообразованию.

Обращаясь к этимологии термина «содействие», можно констатировать, что в русском языке приставка «со-» используется в значении совместности, общности, что позволяет говорить о том, что в понятии «содействие» заложен внутренний глубинный смысл. Содействовать - значит вступать в совместную деятельность, «способствовать» достижению чего-либо, оказывать «помощь, поддержку в какой-нибудь деятельности». Учитывая вышеизложенные положения, мы определили смысловую конструкцию, определяющую сущность понятия «содействие», в связи с чем были выделены два аспекта: содействие как влияние на субъекта деятельности, создание условий, оказание помощи и поддержки в осуществлении деятельности и достижении поставленных целей; содействие как совместное действие по достижению поставленных целей.

Педагогическое содействие самообразованию студентов рассматривается в данном изыскании как деятельность педагога, направленная на создание в образовательном процессе педагогических условий, способствующих подготовке студентов к самообразованию с целью повышения их уровня готовности к самообразовательной деятельности.

Карпова О.Л.

Педагогическое содействие развитию самообразовательной деятельности студентов...

В нашем исследовании под педагогическими условиями, вслед за А.Я. Найном и З.М. Уметбаевым, будем понимать совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов, педагогических приемов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных в исследовании задач [6, с. 15].

В процессе выявления педагогических условий были проделаны следующие процедуры:

а) зафиксирован социальный заказ общества в аспекте исследуемой проблемы;

б) проанализирована психолого-педагоги-ческая литература по проблеме самообразования обучающихся;

в) выявлены особенности развития самообразовательной деятельности студентов вуза на опережающей основе.

В ходе исследования было установлено, что педагогическое содействие развитию самообразовательной деятельности включает в себя следующие педагогические условия:

а) развитие позитивной мотивации студентов к профессионально ориентированной самообразовательной деятельности;

б) обеспечение интеграции аудиторной и внеаудиторной деятельности;

в) использование компьютерных информационных технологий.

Реализация данных педагогических условий, как показала практика, должна быть построена на основе опережающего обучения.

Как верно отмечает В. В. Горшкова, учиться нужно непрерывно, с опережением, т. е. систематически повышать свой профессиональный и культурный уровень в некой стабильной и эффективно действующей системе, приобретать, поддерживать опережающий запас знаний, умений, навыков, чтобы не опоздать во времени [2, с. 28]. Следовательно, студента необходимо специально обучать соответствующей учебной и профессиональной самоорганизации, самообразованию и самосовершенствованию.

Заметим при этом, что идея об опережающем характере содержания и направленности образовательных программ по отношению к нуждам общественной практики как одной из главных характеристик непрерывного образования была заложена еще в Концепции непрерывного образования, одобренной Первым Всесоюзным съездом работников народного образования (декабрь, 1988 г.).

Центральной идеей Концепции являются следующие положения [5, с. 2-3]:

1) обращенность всей нормативной базы прежде всего к человеку;

2) преодоление авторитарно-технократического подхода, при котором человек рассматривается как программируемый элемент образовательной системы, не имеющий свободы выбора, реальных возможностей целе-образования и целеосуществления;

3) формирование отношения к человеку как цели, а не средству общественного прогресса;

4) развитие человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни.

Данная Концепция выполняет весьма конструктивную роль в обосновании проблемы педагогического содействия развитию самообразовательной деятельности студентов, установлении взаимоотношений его структурных элементов. Принцип опережающего обучения охватывает всю педагогическую систему, характеризует возможные способы снятия «тупиков» в образовании.

Опережающее обучение, как верно отмечает П.Н. Новиков, направлено на развитие у студентов потенциальных природных способностей к активному, деятельностному, гуманистически ориентированному мышлению и поведению, на формирование инновационного, преобразующего интеллекта, реализующегося в такой же активной, преобразующей, деятельностной практике [7, с. 18].

Основываясь на имеющемся в педагогике опыте изучения данной проблемы, в нашем исследовании опережающее обучение рассматривается как: систематизирующее существенное свойство образования, проявляющееся во взаимодействии содержания, процесса и результата передачи знаний, направленных на развитие у студентов потенциальных природных способностей к активному, деятельностному, гуманистически ориентированному мышлению и поведению; формирование инновационного, преобразующего интеллекта, реализующегося в такой же активной, преобразующей, деятельностной практике. Реализация данных задач, как показывает практика, способствует развитию готовности обучающихся к самообразовательной деятельности на опережающей основе обучения.

Самообразовательная деятельность на основе опережающего профессионального образования развивается не за счет ускоренного изучения того или иного материала, а благодаря интенсификации технологий обуче-

Теория и методика профессионального образования

ния, чему способствует педагогическое содействие.

Практика показала, что педагогическое содействие развитию самообразовательной деятельности обучающихся вуза эффективно осуществляется на опережающей основе обучения и связано с развитием: потенциала личности к активному, деятельностному, гуманистически ориентированному мышлению и поведению; умений обновлять и использовать знания в прогностическом, инновационном режиме. Именно такой подход к образованию студентов способствует качественной подготовке профессионалов в современном социуме.

Литература

1. Гёссен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию: учеб. пособие для вузов / С.И. Гёссен; отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 448 с.

2. Горшкова, В.В. Образование взрослых: формат опережения / В. В. Горшкова // Педагогика. - 2007. - № 10. - С. 25-29.

3. Добреньков, В.И. Общество и образование / В.И. Добреньков, В.Я. Нечаев. - М.: Инфра, 2003. - 381 с.

4. Карпова, О.Л. Методологические основания содействия развитию самообразовательной деятельности студентов вуза: науч.-метод. пособие / О.Л. Карпова, С.И. Кубиц-кий. - Челябинск: УрСЭИАтиСО, 2008. - 95 с.

5. Концепция непрерывного образования // Бюл. ГК СССР по нар. образованию. - 1989. -№ 8. - 150 с.

6. Найн, А.Я. Современный словарь-справочник молодого исследователя / А.Я. Найн,

З.М. Уметбаев. - Челябинск; Магнитогорск: УГУФК: МаГУ, 2007. - 116 с.

7. Новиков, П.Н. Теоретические основы опережающего профессионального образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук /П.Н. Новиков. - Екатеринбург, 1997. - 46 с.

8. О национальной доктрине образования в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ, 4 октября 2000 г. № 751 // Рос. газ. - 2000. - 11 окт. - С. 4-9.

9. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т. 2: М-Я / гл. ред. В.В. Давыдов. -М. : БРЭ, 1998. - 672 с.

10. Сериков, Г.Н. Образование и развитие человека / Г.Н. Сериков. - М.: Мнемозина, 2002. - 416 с.

Поступила в редакцию 23 января 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.