Научная статья на тему 'Педагогическое содержание культуры личностной автономии'

Педагогическое содержание культуры личностной автономии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PERSONALITY / PERSONAL AUTONOMY / CULTURE OF PERSONAL AUTONOMY / SUBJECTIVITY / CONSCIOUSNESS / PEDAGOGY / EDUCATION / PERSONAL SELF-DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нагапетова А.Г., Пономарева В.В., Похилько А.Д.

Considering the problem of personal autonomy, the authors distinguish in non-cultural, philosophical and pedagogical aspects, focusing on the identification of pedagogical content in the broadest sense. The culture of personal autonomy is interpreted as the ability of a person to realize the spiritual potential of self-development. The personal meaning of self-development for a teacher is to uphold the ideas of humanism and to oppose post-human transhumanism in a person. Genuine social activity is acquired only when it is relied on such a solid foundation as the individual and personal development of the subjectivity of the Russian people. Self-development of a person is its universal definition in the aspect of self-transcendence. In self-development, a kind of immanent “assembly” of the subject takes place in such forms as freedom, creativity and responsibility.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONTENT OF PERSONAL AUTONOMY CULTURE

Considering the problem of personal autonomy, the authors distinguish in non-cultural, philosophical and pedagogical aspects, focusing on the identification of pedagogical content in the broadest sense. The culture of personal autonomy is interpreted as the ability of a person to realize the spiritual potential of self-development. The personal meaning of self-development for a teacher is to uphold the ideas of humanism and to oppose post-human transhumanism in a person. Genuine social activity is acquired only when it is relied on such a solid foundation as the individual and personal development of the subjectivity of the Russian people. Self-development of a person is its universal definition in the aspect of self-transcendence. In self-development, a kind of immanent “assembly” of the subject takes place in such forms as freedom, creativity and responsibility.

Текст научной работы на тему «Педагогическое содержание культуры личностной автономии»

DOI: 10.18522/2070-1403-2020-78-1 -233-241

ПЕДАГОГИКА

(специальность: 13.00.08)

УДК 37

А.Г. Нагапетова, В.В. Пономарева, А.Д. Похилько

Армавирский государственный педагогический университет г. Армавир, Россия nauka2007-2008@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТНОЙ АВТОНОМИИ

[Angela G. Nagapetova, Viktoriya V. Ponomareva, Aleksandr D. Pokhilko Pedagogical content of personal autonomy culture]

Considering the problem of personal autonomy, the authors distinguish in non-cultural, philosophical and pedagogical aspects, focusing on the identification of pedagogical content in the broadest sense. The culture of personal autonomy is interpreted as the ability of a person to realize the spiritual potential of self-development. The personal meaning of self-development for a teacher is to uphold the ideas of hu -manism and to oppose post-human transhumanism in a person. Genuine social activity is acquired only when it is relied on such a solid foundation as the individual and personal development of the subjectivity of the Russian people. Self-development of a person is its universal definition in the aspect of self-transcendence. In self-development, a kind of immanent "assembly" of the subject takes place in such forms as freedom, creativity and responsibility.

Key words: personality, personal autonomy, culture of personal autonomy, subjectivity, consciousness, pedagogy, education, personal self-development.

Актуальность темы заключается в необходимости развития личностного начала в российском обществе. Субъектный потенциал российского общества остается недостаточным. Новые поколения молодежи проявляют активность в основном через организации, создаваемые государством, которое с настороженностью воспринимают инициативы и попытки неформального диалога. Политическая социализации предполагает повышение социальной активности молодежи. Однако в молодежной среде различные «карманные» организации, которые контролируются сверху, далеко не всегда находят отклик в процессе общественной идентификации молодых людей. В итоге по-

лучается, что «молодежь активизируется в экстремальных и критических ситуациях» [14, с. 52]. В то же время именно молодежь требует внимания педагогов, она ожидает от них новых форм и организаций [7]. Одним из таких проектов является проект личностного саморазвития человека. Цель статьи -рассмотреть методологические предпосылки нового взгляда на педагогическое содержание культуры личностной автономии. В частности, возникает задача понимания необходимости саморазвития личности не только как внешней, социальной потребности, но и внутреннего интереса, самоцели.

Самостоятельность, личностная автономия, свобода, творчество и саморазвитие стали ключевыми понятиями современности. Однако их обобщенное педагогическое содержание, выражающее смысловые интенции развития и саморазвития самого «субъекта», т.е. личности, все еще требуют своего дальнейшего исследования. Если правы постмодернисты, и человек - это текст, то в информационном обществе этот текст теряет традиционные бытийные основания. Возникает необходимость осмысления новых (культурных) оснований автономии личности и ее сознания. Смысл такого осознания для педагога заключается в самореализации и саморазвитии педагога как творческого субъекта образовательного процесса.

В области образования проблемой становится способность к самообучению и самообразованию, основанные на внутренней активности обучающегося как автономной личности, которая обретает целостное сознание и стремится к самореализации. В традиционных обществах групповой идентичности еще было достаточно, чтобы поддерживать гомогенность индивидуальной идентичности, а поэтому и проблема автономности не стояла. Для развития личности достаточно было овладение общими знаниями и основными базовыми ценностями. Существующая рациональность полностью совпадала с «групповым базисным способом организации опыта» и формируемым конформным Я [13, с. 121]. Российское общество в настоящее время плюралистично, в нем сосуществуют и коллективизм, и индивидуализм; существует, на наш взгляд, не один такой способа организации опыта. Автономия и самостоятельность включились в основные задачи образования.

Можно предложить педагогические следствия теории автономности личностного сознания. Автономность личности и ее сознания является предпосылкой и результатом культурно-исторического процесса и образователь-

ного процесса. Остается в тени культура личностной автономии, которая является интегральным критерием образования (особенно высшего образования). На это обращают внимание известные педагоги и философы [1, с. 144154; 2; 11, с. 126-133; 12, с. 84-87].

На наш взгляд, автономия из духовной социоцентрической формы стремится трансформироваться в новую, антропоцентрическую и номиналистическую форму. Идеал традиционной духовности преобразуется в идеал творческой, свободной индивидуальности. Модальность этой индивидуальной автономии личности становится слабой в отличие от сильной социоцентрической модальности, связанной с религиозной духовностью. Анализ социальных процессов, теории и практики образования и воспитания в таком случае становится поистине головоломным, поскольку упрощенные концептуальные схемы лапласовского детерминизма и ньютоновской физики, на которые опиралось социогуманитарное знание, попросту не работают. Синергетиче-ская концептуальная схема мало разработана. Синергетика образования также возможна, и в этом направлении ведется научный поиск [8, с. 33-44].

В связи с этим в конкретный анализ личностной автономии в аспекте ее индивидуальной автономии и автономности личностно-индивидуального сознания потребовалось ввести термин «релевантности сознания» по отношению к личностной автономии и автономии индивидуальности [15]. В широком смысле термин означает его (сознания) соответствие горизонту социально-онтологических оснований и в пределе - соответствие индивидным основаниям автономности сознания. Релевантное сознание обладает игровым характером. Игровое сознание характеризуется слабыми модальностями сознания как субъективности в том или ином горизонте. Релевантность сознания обеспечивает интегральное внутреннее видение различных форм общественной и личностной автономности сознания.

В какой мере педагогика способна воспринимать современные идеи личностной автономии - вопрос непростой. Некритическая педагогика делает акцент на формирование устойчивой социальной идентичности личности. Критическая педагогика обращает внимание на саморазвитие активной и автономной личности. В отличие от догматической критическая педагогика предполагает осознание учащимся, конечно, и социальной идентичности, но с тем, чтобы определить с ней личностную собственную автономную связь.

Теоретики Франкфуртской школы отмечали, что структура взаимодействий между индивидами является подавляющей и противоречащей подлинной автономности [17]. Поэтому такое образование может породить лишь личность внутренне разделенную либо идеологически заданную. Главной задачей образования была социализация, то есть воспитание (или формирование) достаточно конформных личностей, которые легко вписываются в наличные социальные структуры. Задача новой педагогики - личностная автономия и творческая субъективность, становление личностных структур.

Подчеркнем значение и смысл обращения к философии образования в аспекте революции сознания [6]. Интересное совпадение идеи революции сознания с идеей духовной революции Н.А. Бердяева [3; 4]. Великий русский философ убежден, что освобождение от исторических сил духовного зла (в частности, ресентимента) предполагает внутреннее духовное перерождение народа, а не политический или экономический переворот. Социалистическая революция не стала таким переворотом. «Истинная духовная революция в России была бы освобождением от той лживости, которую видел в русских людях Гоголь ... Гоголю открывалось бесчестье как исконное русское свойство. Это бесчестье связано с неразвитостью и нераскрытостью личности в России, с подавленностью образа человека» [3].

Современные российские исследователи справедливо связывают возможности преодоления доминанты экономоцентризма с развитием субъектности и субъективности социального субъекта [9, с. 5-11; 10, с. 12-20]. В то же время они отмечают и ситуацию бессубъектности, когда социальные субъекты как бы заблокированы в своих действиях, направленных на благоприятное будущее, лишены активности, которую можно маркировать как «плюс-активность. Одновременно под вопросом оказывается и проект «сборки субъекта» [9, с. 18-19]. Философия образования должна искать новую онтологию личности и индивидуальности, которая выражает спонтанность индивидуального духа. Без гуманистического искусства и реалистического смирения человек будет стремиться только к власти, к обладанию, к полному контролю [6, с. 228]. Наша гордыня основана на научно-технической рациональности, духом которой, к сожалению, пронизана вся современная система образования.

Для педагогов важным является сам факт возможностей педагогического творчества и саморазвития. В педагогической деятельности слишком много

репродуктивного, рутинного, шаблонного. Суть педагогического творчества во многом заключается в нахождении, реализации и даже творчестве индивидуального личностного смысла. Концепция российского образования в идеале ориентирована на личность и ее сознание. Безусловно, существуют буквально кричащие противоречия, связанные с духом прагматизма в высшем образовании, утратой университетской автономии. Некоторые полагают, что университет как основа института образования уже разрушен [18]. Однако можно усомниться в крайнем пессимизме, в том, что «задача высшей школы состоит в формировании успешного индивида на рынке труда, а не в формировании универсальной личности с заранее заданным мировоззрением. Мировоззрение выпускника может быть любым, только бы оно соответствовало внешним рамкам законности» [5, с. 64]. Педагог - это общающийся человек, а не источник информации. Педагогическое творчество имеет свои критерии: установление взаимопонимания субъектов саморазвития и наличие диалога в процессе общения. Одна из моделей педагогического творчества состоит в том, что обучающийся может превзойти своего педагога, «обучающего», они меняются местами. Этот идеал педагогического творчества предполагает интерпретацию релевантности сознания в виде конгениальности. В этом отношении обучающий и обучающийся меняются местами постоянно, они соревнуются в саморазвитии.

В чем же заключается культура личностной автономии? На наш взгляд, она состоит в способности к саморазвитию личности на основе личностной автономии. Саморазвитие человека возможно и необходимо. Саморазвитие есть реализация автономности человека [16]. Культурно-историческая сущность личности означает автономность ее духовного саморазвития. Автономность состоит в разумности и ценностной суверенности человека, способности к сознанию и рефлексии. Личность дает сама себе закон (свободный, добровольный закон) и исполняет его как внутренний закон духовного по своей сути саморазвития. Автономия более общее, широкое понятие, чем развитие, совершенствование, и т.д. Саморазвитие человека является всеобщим определением личности в аспекте самотрансценденции. В саморазвитии происходит своего рода имманентная «сборка» субъекта в таких его ипостасях как свобода, творчество и ответственность.

В ходе саморазвития снимается самоотчуждение и в материальной сфере, достигается единство моментов духовного и материального в целостном феномене личностной автономии. Личностная автономия - это гармоничное (диалогическое) отношение личности к своей социокультурной среде и к другим людям, а вовсе не изолированность и отчужденность.

Возникает вопрос о роли и месте педагога в этом процессе личностного саморазвития и формирования культуры личностной автономии. В наше время педагог должен завоевывать свое место и сам определять свою роль в образовании, сам должен развиваться. В идеале человек человеку педагог. Автономия личности раскрывается в его диалоге с людьми. В свою очередь диалог укрепляет личностную автономию. Эти два процесса тесно взаимосвязаны.

Таким образом, педагогическое содержание культуры личностной автономии состоит в том, чтобы возрождать человеческое в человеке, сохранять его и развивать; не поддаваться гордыне научно-технического «прогресса» и иллюзиям постчеловеческого трансгуманизма. Социальные субъекты могут иметь подлинную социальную активность, если они опираются на прочную основу индивидуально-личностной субъектности. Нравственное содержание личностной автономии не знает вопроса «Почему?», оно ориентируется на вопрос «Зачем?». Если мы знаем ответ на этот вопрос, то сможем выдержать и преодолеть любое «Как?», например, испытание свободой и ответственностью, муками самотворчества, а не только бедностью и нищетой.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Андриенко Н.К., Горбов А.Л., Похилько А.Д. Автономия личности как условие адаптации выпускников вузов к рынку труда // Гуманитарные и социальные науки. 2019. № 3.

2. Ащепков В.Т. Профессиональная адаптация преподавателей высшей школы: проблемы и перспективы: Монография. Ростов-на-Дону: ИППК РГУ, 1997.

3. Бердяев Н.А. Духи русской революции. URL.: https://azbyka.ru/otechnik /6/iz-glubiny/2#sel=6:1,6:6 (дата обращения 28.01.20202)

4. Бердяев Н.А. Размышления о русской революции. URL.: http:// www.odinblago.ru/fílosofiya/berdyaev/razmyshleniya_o_russkoy_r/ (дата обращения 28.01.20202).

5. Волков В.Н. Знание, образование и университеты в мире постмодерна // Никоновские чтения: Электронный сборник научных статей: в 2-х томах. Под редакцией М. С. Уколовой, А. В. Никитиной, А. Ю. Николаевой. Чебоксары, 2016. (Том. 1. Актуальные вопросы культурологии и искусствоведения).

6. Гроф С., Ласло Э., Рассел П. Революция сознания. Трансатлантический диалог. М.: АСТ, 2004.

7. Концевич Г.Е. Анализ факторов и тенденций становления самообучающихся организаций в современной России: монография. Майкоп, 2018.

8. Курейчик В. М., Писаренко В. И. Синергетика в образовании // Открытое образование. 2010. №4.

9. Лешкевич Т.Г. Проблема субъектности и бессубъектное состояние России в контексте экономоцентричности современной эпохи // Научная мысль Кавказа. 2012. № 2 (70).

10.Лешкевич Т.Г., Зубова Д.А. Переоткрытие субъектности: точки роста новых ценностей // Научная мысль Кавказа. 2010. № 2 (62).

11.Майкова Э.Ю. Автономия как личностная диспозиция в образовательном пространстве // Философия образования. 2012. № 2.

12.Майкова Э.Ю. Автономия как личностная ценность // Власть. 2012. №11.

13.Мордвинцева Л. П. Образование и идентичность. (сводный реферат). 2001. Wardekker W. L. Identity, plurality and education // Philosophy of education. Http://X. ed. Uiuc. Edu/eps/pes- yearbook/95&sublinedocs/ wardekker. Html (8 Р.). 2001. McDonough K. Cultural recognition, cosmopolitanism and multicultural education // Philosophy of education. Http://X. ed. Uiuc. Edu/eps/ pes-yearbook/97&sublinedocs/mcdonough. Html (9 Р) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3, Философия: Реферативный журнал. 2001. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/2001-01-016-017-obrazovanie-i-identichnost-svodnyy-referat-2001-01-016-wardekker-w-l-identity-plurality-and-education-philosophy-of-education (дата обращения: 28.01.2020).

14.Новиченко О.В. Основные тенденции трансформации политических ценностей молодежи современной России // Теория и практика общественного развития. 2013. № 9.

15.Похилько А.Д. Автономия сознания: основания, формы, релевантность: монография. Армавир: АГПУ, 2003.

16.Похилько А.Д. Социокультурная автономность саморазвития человека: философский аспект : монография. Армавир: РИО АГПУ, 2019.

17..Хабермас Ю. Вовлечение другого. СПб.: Наука, 2001.

18.Readings B. The University in Ruins. Cambridge, Massachusetts, London: Harvard University Press, 1997.

R E F E R E N C E S

1. Andrienko N.K., Gorbov A.L., Pohilko A.D. Autonomy of personality as a condition for the adaptation of university graduates to the labor market // Humanities and Social Sciences. 2019. No 3.

2. Aschepkov V.T. Professional adaptation of teachers of higher education: problems and prospects: Monograph. Rostov-on-Don, 1997.

3. Berdyaev N.A. Spirits of the Russian revolution. URL.: https://azbyka.ru/ otechnik/6/iz-glubiny/2#sel=6:1,6:6 (accessed January 28, 20202)

4. Berdyaev N.A. Reflections on the Russian revolution. URL.: http://www.odinblago.ru/filosofiya/berdyaev/razmyshleniya_o_russkoy_r/ (date of treatment 01.28.20202).

5. Volkov V.N. Knowledge, education and universities in the postmodern world // Nikon readings: Electronic collection of scientific articles: in 2 volumes. Edited by M. S. Ukolova, A. V. Nikitina, A. Yu. Nikolaeva. 2016. (Volume 1. Actual issues of cultural studies and art history).

6. Grof S., Laszlo E., Russell P. Revolution of consciousness. Transatlantic dialogue. M.: AST, 2004.

7. Kontsevich G.E. Analysis of factors and trends in the formation of self-learning organizations in modern Russia: a monograph. Maykop, 2018.

8. Kureichik V. M., Pisarenko V. I. Synergetics in education // Open Education. 2010. No4.

9. Leshkevich T.G. The problem of subjectivity and the subjectless state of Russia in the context of the economocentricity of the modern era // Scientific Thought of the Caucasus. 2012. No. 2 (70).

10.Leshkevich T.G., Zubova D.A. Rediscovery of subjectivity: points of growth of new values // Scientific Thought of the Caucasus. 2010. No. 2 (62).

11..Maykova E.Yu. Autonomy as a personal disposition in the educational space // Philosophy of Education. 2012. No. 2.

12.MaykovaE.Yu. Autonomy as a personal value // Power. 2012. No. 11.

13.Mordvintseva L.P. Education and identity (summary report). 2001. Wardekker W. L. Identity, plurality and education // Philosophy of education. Http: // X. ed. Uiuc. Ed / eps / pes- yearbook / 95 & sublinedocs / wardekker. Html (8 R.). 2001. McDonough K. Cultural recognition, cosmopolitanism and multicultural education // Philosophy of education. Http: // X. ed. Uiuc. Ed / eps / pes-yearbook / 97 & sublinedocs / mc-donough. Html (9 R.) // Social and humanity sciences. Domestic and foreign literature. Ser. 3, Philosophy: Review journal. 2001. No1. URL: https://cy-berleninka.ru/article/n/2001-01-016-017-obrazovanie-i-identichnost-svod-nyy-referat-2001-01-016-wardekker-wl-identity-plurality-and-educa-tion-philosophy-of-education (accessed: 01/28/2020).

14.Novichenko O.V. The main trends in the transformation of political values of the youth of modern Russia // Theory and practice of social development. 2013. No. 9.

15.Pohilko A.D. Autonomy of consciousness: foundations, forms, relevance: monograph. Armavir: ASPU, 2003.

16.Pohilko A.D. Sociocultural autonomy of human self-development: philosophical aspect: monograph. Armavir, 2019.

17.Habermas J. Involvement of another. SPb.: Science, 2001.

18.Readings B. The University in Ruins. Cambridge, Massachusetts, London: Harvard University Press, 1997.

_28 января 2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.