9. Юревич А. Нравственное состояние современного российского общества // Социологические исследования. 2009. № 10. С. 70-79.
10. Калюгина С., Харченко Н. Проблемы административной этики госдарственных служащих в условиях переходной экономики // Сборник научных трудов СевКавГТУ Серия "Экономика". 2005. № 2. [Электронный ресурс]. URL: http://student.ncstu.ru/ Science/articles/econom/15/05.pdf/file_download.
11. Шкредов А. Отношение к государственной службе в массовом сознании россиян // Социология власти. 2011. № 3. С. 157-161.
12. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // Российская газета. 2004. 31 июля.
13. Комаровский В. Административная реформа Российской Федерации // Политические исследования. 2005. № 4. С. 172-178.
14. Дубровин Ю. Новые направления современных административных реформ в ведущих странах Европейского Союза // Власть. 2009. № 1. С. 131-134.
15. Дугенец А. Роль этических норм в противостоянии коррупции в системе исполнительной власти // Административное право и процесс. 2011. № 3. С. 18-20.
16. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 №1789-р (ред. от 28.03.2008) "О концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах" // Со-
брание Законо-дательства Российской Федерации 2005. № 46 Ст. 4720; "Приоритетные направления совершенствования государственного управления в 2011-2013 годах" // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.economy.gov.ru.
17. Осипова А. Основные направления борьбы с коррупцией в России // Власть. 2011. № 2. С. 19-21.
18. Федеральный закон № 273-ФЗ от 25.12.08 "О противодействии коррупции" // Российская газета. 2008. 30 дек.; Указ Президента Российской Федерации №815 от 19.05.08. "О мерах по противодействию коррупции" // Российская газета. 2008. 22 мая.
19. Указ Президента Российской Федерации № 460 от 13.04.2010 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы" // Российская газета. 2010. 15 апреля.
20. Сергеева Г. Законодательные аспекты повышения эффективности государственной службы // Государственная служба. 2011. № 1. С. 10-13.
21. Оболонский А. Мораль и право в политике и управлении // Общественные науки и современность. 2007. № 1. С. 66-72.
7 сентября 2011 г.
УДК 130.31
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМНОСТЬ СОЗНАНИЯ В КОНТЕКСТЕ АНАЛИЗА САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Л. Г. Минасян, А. Д. Похилько
Востребованность исследования социокультурной автономности сознания вызвана тем, что, во-первых, назрела потребность теоретического осмысления альтернативы проектов социальной и личностной автономии; необходим син-
Минасян Лаура Геворговна - аспирант, преподаватель кафедры религиоведческих и религиозно-философских дисциплин Армавирского Православно-Социального института, 352905, Краснодарский край, г. Армавир, ул. Луначарского, 185, e-mail: [email protected], 8(86137)74338;
Похилько Александр Дмитриевич - доктор философских наук, профессор кафедры философии и культурологии Армавирского государственного педагогического университета, 352901, Краснодарский край, г. Армавир, уд. Р. Люксембург, 159, e-mail: [email protected], т. 8(86137)33420.
тез идей социальной и личностной автономности сознания при исследовании основных форм духовной культуры; во-вторых, философия нуждается в новом осмыслении взаимосвязей между понятиями свободы, ответственности, творчества, которое продолжает
Laura Minasian - post-graduate student, the teacher of the Religious and Religious-Philosophical Disciplines Department at the Armavir Ortodox-Social Institute, 185 Lunacharsky Street, Krasnodar region, Armavir, 352905, e-mail: e-mail: [email protected]; ph. +7(86137)74338;
Alexander Pokhil'ko - doctor of philosophy, professor of the Philosophy and Cultural Science Department at the Armavir Stale Pedagogical University, 159 R. Ljuksemburg Street, Krasnodar region, Armavir, 352900, ph. +7(86137)33420.
классическую традицию критики отчуждения человека от общества и культуры. Отчуждение общества препятствует саморазвитию, ведет к насилию в различных его формах.
Анализ литературы [1] показывает, что, хотя в философии и гуманитарных науках накоплен обширный материал, все же затрагиваются лишь частные аспекты комплексной проблемы автономности сознания. Философия обращается к этой проблеме, поскольку требуется обобщенное понимание сущности и природы социокультурной автономности сознания [2] в наиболее важном и наименее исследованном аспекте, а именно в рассмотрении процесса трансформации социокультурной реальности со стороны ее человеческой субъективности.
Рассмотрим ведущую идею, составляющую ядро концепции социокуль-турной автономности сознания.
Идея многомерной природы и динамической, процессуальной сущности автономности сознания по принципу соответствия продолжает идею относительной самостоятельности общественного сознания [3], синтезируя общественный и индивидуальный моменты сознания на почве культуры. Вульгаризированный марксизм привел в тупик экономического материализма. Чтобы выйти из этого тупика была признана только относительная самостоятельность, автономность и активность общественного сознания. Следующий шаг состоял в том, чтобы перейти к автономности и релевантности сознания, избегая субстанциализации духовного. Рацио -нальная реконструкция проблемы автономности сознания становится возможной благодаря экзистенциально-антропологическому переосмыслению (своего рода "деконструкции") проблемы относительной самостоятельности общественного сознания, при котором тенденция соци-ологизации сознания "снимается" тенденцией антропологизации сознания. На первый взгляд, рациональная реконструкция проблемы автономности сознания состоит лишь в доведении концепции относительной самостоятельности общественного сознания до нормальной формы, включающей в себя культурные и знаково-символические основания. Однако при такой реконструкции проблемы меняется методология исследования, затрагивается проблема природы и сущности автономности.
Социокультурная автономность сознания включает социальное, культурное и антропологическое измерения, интегрирует их в виде многомерной духовной целостности, в которой органически взаимодействуют факторы нега-
тивной и позитивной свободы, творчества и самотворчества, образуя закон ответственной и творческой свободы. Автономности сознания присущи такие признаки, как единство общественного и индивидуального моментов, идеальная репрезентация в субъективной реальности автономии целостного человеческого бытия, наличие самодетерминации в динамической природе человека. В соответствии с этой идеей социокультурная автономность сознания интерпретируется в качестве процесса самораскрытия абсолютного момента человеческого бытия в относительных социальных формах, функционирующих на собственных культурных основаниях.
Автономность сознания в аспекте теории культуры - это самодетерминация идеальных форм, функционирующих на собственных внутренних основаниях. Такое понимание автономности сознания сопряжено с нахождением новых точек отсчета - собственных внутренних оснований. Можно отметить диалектический характер дефиниции автономности сознания: она является идеальным самоопределением духовного бытия человека и в этом смысле процессом.
Неканонический вариант диалектики может включать принцип обособления, который делает существенным момент различия и допускает множественность вместо монизма. Диалектический детерминизм выраженный в формуле С.Л. Рубинштейна "внешние причины действуют только через внутренние условия" [4], выражает принцип обособления, позволяет "экономить" дистанцию опосредствования, т.е. превращать опосредствованное в непосредственное, представляя сознание как самоописание системы. Такой подход есть в "Капитале", на что в свое время указывал М.К. Мамардашвили [5]. После введения принципа обособления диалектика оказывается более диалогичной в отношениях с феноменологией и герменевтикой, методами семиотики и культурологии, более самокритичной и рефлектирует на свою ограниченность, на сферу своего применения. Когда диалектика вступает в диалог с феноменологией, появляется возможность работать на определенных горизонтах, внутренних основаниях сознания, собственном бытии сознания. В таком случае сознание детерминируется изнутри, своими собственными основаниями, предпосылками, условиями. Сознание, будучи идеальным, само формирует эти основания. И это уже не детерминация, а самодетерминация и самоорганизация (свобода). "Вертикаль" в анализе
сознания совмещается с "горизонталью". В связи с этим остановимся подробнее на проблеме взаимосвязи сознания времени, которая, как показал В.И. Молчанов [6] является ключевой во втором томе "Логических исследований" Э. Гуссерля [7].
Обратимся к идеям американского философа А. Нейдела [8]. Он пытался понять схему строения и поведения интенционального сознания, "фальсифицировать", т.е. осмыслить как научную гуссерлевскую теорию интенци-ональной тождественности сознания. Согласно гуссерлевской теории сознания, реальный мир затрудняет понимание феномена, ясное осознание диалектики взаимосвязи между бытием и сознанием. Гуссерль заключает этот мир в скобки и получает чистую конструкцию бытия - онтосубстанцию вещи. Он применяет трансцендентальное "эпохе", благодаря которому мы переходим от психологического сознания (открываемого в свою очередь в факте феноменологической редукции) к трансцендентальному, что ведет к исследованию диалектического тождества бытия и мышления.
Интенциональность охватывает не только ядерную структуру сознания, но также и конституирование бытия. Она помещает сознание в онтологическую область. Для Гуссерля бытие и сознание становятся перекрещивающимися платформами человеческого существования.
Гуссерлевская теория феноменологического анализа сознания разбивается на две диалектических составляющих:
- дофеноменальное решение - генетический случай, который раскрывает поле тех потенциальных референций сознания, которые еще не стали бытием;
- феноменологическое решение, когда феномены становятся предметом ментальных процессов, генетические сегменты мышления открывают себя изнутри как существенные онтологические структуры интенциональ-ности, где как раз и возникает способность сознания быть направленным на что-то. Феномены становятся субъектами интенцио-нальной отрицательности сознания в смысле отрицания реального содержания вещей ради конституирования чисто логического восприятия феномена.
Диалектика - это учение о развитии, осознание изменения бытия во времени. Гуссерль фактически утверждает, что время есть бытие. Основная идея гуссерлевской феноменологии - субстантивация времени на основе темпоральных структур. Время для него -
онтологическая платформа бытия и сознания. Онтологическая инфраструктура времени делает возможной интроспекцию в сознании личности, благодаря которой человек способен определить сущность скрытых основ мира, а также понять самого себя и смысл своего бытия. Не случайно предельно рациональная феноменология ведет к иррационализму через экзистенциализм и фундаментальную онтологию М. Хайдеггера.
Центральным понятием феноменологической интерпретации социокультурной автономности сознания становится термин "социокультурная релевантность сознания", который обозначает абсолютный момент личностной автономии, ее персоноцентрическую установку, действие факторов внутренней независимости, мотивов и потребностей личности через внешние условия. Самораскрытие человеческой субъективности происходит через экзистенциалы "диалог" и "встреча", выражающие неотчужденную социальность.
Экзистенциально-антропологическое измерение социокультурной автономности сознания - это измерение с позиций природы и сущности человека как личности, т.е. философское рассмотрение идеального выражения человеческого бытия в аспекте единства общего, особенного и единичного, снимающего односторонности номинализма и реализма, социоцентризма и антропоцентризма. Таким образом, идея процессуальной и многомерной автономности сознания служит ядром целостной концепции социокультурной автономности сознания. Синтез эвристического потенциала идеи социокультурной автономности сознания и соответствующей концептуальной конструкции дает в качестве вывода ряд взаимосвязанных утверждений.
Перейдем непосредственно к проблеме личностной автономии в философском аспекте исследования.
В социокультурной автономности личности органично связаны факторы зависимости и независимости. Творческую сущность автономности личности можно раскрыть как процесс духовного преобразования социокультурной реальности. Социокультурная автономность личности приобретает динамический характер процесса самопреобразования и саморазвития общественно-индивидуального субъекта как субстанции культуры.
Важнейшие идеи социогуманитарных исследований XX - начала XX вв. состоят в защите свободы и критики отчуждения человека от общества и культуры, в утверж-
дении единства социального, культурного и антропологического, в многовариантности исторического развития. Все эти идеи объединяются в одно целое при исследовании социокультурной реальности в аспекте автономности личности, поскольку возникает возможность сопряжения двух векторов: социального с ориентацией на общество и антропологического - с ориентацией на человека. Более того, социальная память человечества может быть интерпретирована в качестве антропологического кода культуры [9].
Личностную автономность характеризует персоноцентрическая установка индивида на мир. Экзистенциалы "диалог" и "встреча" раскрывают личностную автономию как свободное и естественное самоопределение личностью своего жизненного пути, способность принимать решения и действовать с учетом как внутренних мотивов, так и внешних условий, преодолевая различного рода зависимости. Понятие социокультурной релевантности личностного сознания фиксирует абсолютный момент личностной автономии, раскрывающий себя в относительном моменте историчности на уровне творческой индивидуальности.
Личностная автономия - гармоничное отношение человека к миру, целостность общественно-индивидуального субъекта, сочетание в нем различных измерений и модальностей культуры, позволяющее определять вектор саморазвития, выбирать свой путь развития в единстве объективной истории и субъективной историчности; идея социокультурной автономности личности связана с классической философской традицией защиты свободы и критики отчуждения человека от общества и культуры. Социокультурная автономность личности включает социальное, культурное и антропологическое измерения, интегрирует их в виде многомерной духовной целостности, в которой органически взаимодействуют факторы негативной и позитивной свободы, творчества и самотворчества, образуя единый закон ответственной свободы. Автономности личности присущи такие признаки, как единство общественного и индивидуального моментов, идеальная репрезентация в субъективной реальности автономии целостного человеческого бытия, наличие самодетерминации в динамической природе человека.
Основные отличительные моменты нашего исследования личностной автономии в философском аспекте состоят в следующем.
Основанием философского анализа личностной автономии служит идея исследования ее в аспекте духовной автономности сознания. В данном случае выдвигается не только тезис об относительности противопоставления коллективного и индивидуального в личностной автономии для различных типов культуры и цивилизации, но и критерий различных видов общества по интегральному признаку культурной автономности личности, который концентрирует в себе различные виды свободы, творчества и ответственности. Западному типу автономности личности соответствует такая ее модель, в которой преобладает индивидуальный момент, а восточному типу цивилизации - модель, которой присуще преобладание общественного начала. Однако противопоставление индивидуального и коллективного в различных цивилизациях относительно, его нельзя преувеличивать, а инвариантность личностной автономии и автономность личности - недооценивать.
Саморазвитие человека есть самореализация его автономности в единстве материальной и духовной сторон. Культурно -историческая сущность человека означает автономность его духовного саморазвития. Суть саморазвития человека в духовной культуре состоит в том, что снимается самоотчуждение человека в материальной сфере и обеспечивается единство духовного и материального в личностной автономии. Выделим формы саморазвития человека в личностном измерении.
Специфика автономного саморазвития индивидуальности в культуре состоит в формировании ее целостности и завершенности. Нравственная форма саморазвития предполагает самостоятельные усилия по созданию сферы автономного сознания и соответствующего поведения во внутреннем мире духовной культуры индивида. Эстетическая форма духовного самотворчества индивида в экзистенциально-гуманистическом его аспекте означает проявление автономного духовного мира во внешнем созерцании и создании творческой индивидуальности универсального человека. Религиозная форма духовного воспроизводства личности в персоналистическом аспекте означает сохранение личности в условиях экзистенциальных кризисов. Личность оказывается высшей ценностью, которая устремлена к самосовершенствованию по образу и подобию Бога. Философская форма духовного саморазвития состоит в развитии автономности мышления, способного анализировать жизненные проблемы личности. Свобода становится
основанием трансцендирования личности в культуре. Научная форма саморазвития - это стремление к поиску истины, получению нового истинного знания.
Итак, саморазвитие человека есть реализация его духовной автономности. Личностная же автономия - это выражение автономности человеческого бытия, т. е. единство факторов зависимости и независимости в динамическом, саморазвивающемся темпоральном бытии-сознании человека. В феноменологическом аспекте человеческое существование определяется внутренней направленностью, интенциональностью. Личностная автономия истолковывается как критерий меры свободы и творчества человека. В аспекте своей духовной, творческой природы личностная автономия может быть рассмотрена в виде процесса самораскрытия абсолютного момента бытия человека в относительных социальных индивидуализированных формах его духовного опыта, функционирующих на собственных деятельностных основаниях в культурных контекстах. Духовное саморазвитие человека в контексте культурно-исторического процесса подчеркивает момент аксиологической суверенности личности. Духовное саморазвитие состоит в преодолении духовного самоотчуждения человека. А это преодоление начинается с рефлексии на необходимость духовной автономии, которая представляет собой гармоничное отношение личности к своему культурному миру.
ЛИТЕРАТУРА
1. См.: Dworkin G. The Theory and Practice of Autonomy. Cambridge, 1988.
2. Похилько А.Д. Социокультурная автономность сознания: экзистенциально-антропологическое измерение. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2006. 248 с.
3. Гусейнов А.А. Мораль как относительно самостоятельная форма общественного сознания // Общественное сознание и его формы. М.: Политиздат, 1986. С. 177-187.
4. Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды: Основы онтологии, логики и психологии. М.: Наука, 1997. С. 219-220, 222-223 и др.
5. Мамардашвили М.К. Анализ сознания в работах Маркса // Вопросы философии. 1968. № 6. С. 14-25.
6. Молчанов В.И. Время и сознание: Критика феноменологической философии. М.: Высшая шк., 1988. 143 с.
7. Гуссерль Эд. Логические исследования // Эд. Гуссерль. Соч. / Пер. с нем. В.И. Молчанова. Т. 2. Ч. 1. Исследования по феноменологии и теории познания. СПб: Академический проект, 2011. 566 с.; Husserl E. Logische Untersuchungen. B 2 т. T. 1. 3-te Aufl. Halle Max Niemeyer, 1922. 538 s.
8. Nedel A. Of Intentional Consciousness: Pattern, Constitution, and Behaviour: A New Approach to a Post Hoc Reading of Husserl's Ideas // Philosophy Today. Chicago, 1995. Vol. 39. № 3. P. 295-310.
9. Танатова Д.К. Антропологический подход в социологии. М.: Дашков и Ко, 2004. С. 149-166.
20 июля 2011 г.
УДК 128/342.7
ПАРАДОКСЫ ПРАВА НА ЖИЗНЬ В ФИЛОСОФИИ ЛИЧНОСТНЫХ ПРАВ
В.Ю. Садово-Румянцев
Актуальность проблемы объясняется, во-первых, ее связью с самой главной витальной ценностью -жизнью человека, во-вторых, ее недостаточной изученностью в работах учёных и философов, в-третьих, тем, что она не закреплена в за-
Садово-Румянцев Вячеслав Юрьевич - аспирант кафедры религиоведческих и религиозно-философских дисциплин Армавирского Православно-Социального института, 352905, Краснодарский край, г. Армавир, ул. Луначарского, 185, e-mail: [email protected], 8(86137)74338.
конах, государственно-правовых актах нашей страны, наконец, в-четвертых, нарушениями данного права в "горячих точках России", в частности - на Кавказе. Философские аспекты проблем самоубийства, эвтаназии, гуманного самопожертвования можно интер-
Vyacheslav Sadovo-Rumjantsev - post-graduate student of the Religious and Religious-Philosophical Disciplines Department at the Armavir Ortodox-Social Institute, 185 Lunacharsky Street, Krasnodar region, Armavir, 352905, e-mail: [email protected], ph. +7(86137)74338.