Научная статья на тему 'The socio-cultural autonomy of consciousness in the context of analyzing self-development'

The socio-cultural autonomy of consciousness in the context of analyzing self-development Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
85
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / САМОРАЗВИТИЕ / SELF-DEVELOPMENT / АВТОНОМИЯ / AUTONOMY / СОЗНАНИЕ / CONSCIOUSNESS / ФЕНОМЕНОЛОГИЯ / PHENOMENOLOGY / ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ЧЕЛОВЕК / MAN

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Minasian Laura, Pokhilko Alexander

The article is devoted to the problem of person's self-realization in the context of his spiritual autonomy and creative nature. It is revealed that the personal autonomy of the spiritual world is an expression of integral human being's autonomy. The importance of the phenomenological methodology for understanding of the social and cultural autonomy of consciousness in the quality of life-ve-time is emphasized. Consideration of individual autonomy leads to the conclusion that it serves as a criterion of persons social and cultural health, his vitality, freedom and creativity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «The socio-cultural autonomy of consciousness in the context of analyzing self-development»

9. Юревич А. Нравственное состояние современного российского общества // Социологические исследования. 2009. № 10. С. 70-79.

10. Калюгина С., Харченко Н. Проблемы административной этики госдарственных служащих в условиях переходной экономики // Сборник научных трудов СевКавГТУ Серия "Экономика". 2005. № 2. [Электронный ресурс]. URL: http://student.ncstu.ru/ Science/articles/econom/15/05.pdf/file_download.

11. Шкредов А. Отношение к государственной службе в массовом сознании россиян // Социология власти. 2011. № 3. С. 157-161.

12. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // Российская газета. 2004. 31 июля.

13. Комаровский В. Административная реформа Российской Федерации // Политические исследования. 2005. № 4. С. 172-178.

14. Дубровин Ю. Новые направления современных административных реформ в ведущих странах Европейского Союза // Власть. 2009. № 1. С. 131-134.

15. Дугенец А. Роль этических норм в противостоянии коррупции в системе исполнительной власти // Административное право и процесс. 2011. № 3. С. 18-20.

16. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 №1789-р (ред. от 28.03.2008) "О концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах" // Со-

брание Законо-дательства Российской Федерации 2005. № 46 Ст. 4720; "Приоритетные направления совершенствования государственного управления в 2011-2013 годах" // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.economy.gov.ru.

17. Осипова А. Основные направления борьбы с коррупцией в России // Власть. 2011. № 2. С. 19-21.

18. Федеральный закон № 273-ФЗ от 25.12.08 "О противодействии коррупции" // Российская газета. 2008. 30 дек.; Указ Президента Российской Федерации №815 от 19.05.08. "О мерах по противодействию коррупции" // Российская газета. 2008. 22 мая.

19. Указ Президента Российской Федерации № 460 от 13.04.2010 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы" // Российская газета. 2010. 15 апреля.

20. Сергеева Г. Законодательные аспекты повышения эффективности государственной службы // Государственная служба. 2011. № 1. С. 10-13.

21. Оболонский А. Мораль и право в политике и управлении // Общественные науки и современность. 2007. № 1. С. 66-72.

7 сентября 2011 г.

УДК 130.31

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМНОСТЬ СОЗНАНИЯ В КОНТЕКСТЕ АНАЛИЗА САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Л. Г. Минасян, А. Д. Похилько

Востребованность исследования социокультурной автономности сознания вызвана тем, что, во-первых, назрела потребность теоретического осмысления альтернативы проектов социальной и личностной автономии; необходим син-

Минасян Лаура Геворговна - аспирант, преподаватель кафедры религиоведческих и религиозно-философских дисциплин Армавирского Православно-Социального института, 352905, Краснодарский край, г. Армавир, ул. Луначарского, 185, e-mail: [email protected], 8(86137)74338;

Похилько Александр Дмитриевич - доктор философских наук, профессор кафедры философии и культурологии Армавирского государственного педагогического университета, 352901, Краснодарский край, г. Армавир, уд. Р. Люксембург, 159, e-mail: [email protected], т. 8(86137)33420.

тез идей социальной и личностной автономности сознания при исследовании основных форм духовной культуры; во-вторых, философия нуждается в новом осмыслении взаимосвязей между понятиями свободы, ответственности, творчества, которое продолжает

Laura Minasian - post-graduate student, the teacher of the Religious and Religious-Philosophical Disciplines Department at the Armavir Ortodox-Social Institute, 185 Lunacharsky Street, Krasnodar region, Armavir, 352905, e-mail: e-mail: [email protected]; ph. +7(86137)74338;

Alexander Pokhil'ko - doctor of philosophy, professor of the Philosophy and Cultural Science Department at the Armavir Stale Pedagogical University, 159 R. Ljuksemburg Street, Krasnodar region, Armavir, 352900, ph. +7(86137)33420.

классическую традицию критики отчуждения человека от общества и культуры. Отчуждение общества препятствует саморазвитию, ведет к насилию в различных его формах.

Анализ литературы [1] показывает, что, хотя в философии и гуманитарных науках накоплен обширный материал, все же затрагиваются лишь частные аспекты комплексной проблемы автономности сознания. Философия обращается к этой проблеме, поскольку требуется обобщенное понимание сущности и природы социокультурной автономности сознания [2] в наиболее важном и наименее исследованном аспекте, а именно в рассмотрении процесса трансформации социокультурной реальности со стороны ее человеческой субъективности.

Рассмотрим ведущую идею, составляющую ядро концепции социокуль-турной автономности сознания.

Идея многомерной природы и динамической, процессуальной сущности автономности сознания по принципу соответствия продолжает идею относительной самостоятельности общественного сознания [3], синтезируя общественный и индивидуальный моменты сознания на почве культуры. Вульгаризированный марксизм привел в тупик экономического материализма. Чтобы выйти из этого тупика была признана только относительная самостоятельность, автономность и активность общественного сознания. Следующий шаг состоял в том, чтобы перейти к автономности и релевантности сознания, избегая субстанциализации духовного. Рацио -нальная реконструкция проблемы автономности сознания становится возможной благодаря экзистенциально-антропологическому переосмыслению (своего рода "деконструкции") проблемы относительной самостоятельности общественного сознания, при котором тенденция соци-ологизации сознания "снимается" тенденцией антропологизации сознания. На первый взгляд, рациональная реконструкция проблемы автономности сознания состоит лишь в доведении концепции относительной самостоятельности общественного сознания до нормальной формы, включающей в себя культурные и знаково-символические основания. Однако при такой реконструкции проблемы меняется методология исследования, затрагивается проблема природы и сущности автономности.

Социокультурная автономность сознания включает социальное, культурное и антропологическое измерения, интегрирует их в виде многомерной духовной целостности, в которой органически взаимодействуют факторы нега-

тивной и позитивной свободы, творчества и самотворчества, образуя закон ответственной и творческой свободы. Автономности сознания присущи такие признаки, как единство общественного и индивидуального моментов, идеальная репрезентация в субъективной реальности автономии целостного человеческого бытия, наличие самодетерминации в динамической природе человека. В соответствии с этой идеей социокультурная автономность сознания интерпретируется в качестве процесса самораскрытия абсолютного момента человеческого бытия в относительных социальных формах, функционирующих на собственных культурных основаниях.

Автономность сознания в аспекте теории культуры - это самодетерминация идеальных форм, функционирующих на собственных внутренних основаниях. Такое понимание автономности сознания сопряжено с нахождением новых точек отсчета - собственных внутренних оснований. Можно отметить диалектический характер дефиниции автономности сознания: она является идеальным самоопределением духовного бытия человека и в этом смысле процессом.

Неканонический вариант диалектики может включать принцип обособления, который делает существенным момент различия и допускает множественность вместо монизма. Диалектический детерминизм выраженный в формуле С.Л. Рубинштейна "внешние причины действуют только через внутренние условия" [4], выражает принцип обособления, позволяет "экономить" дистанцию опосредствования, т.е. превращать опосредствованное в непосредственное, представляя сознание как самоописание системы. Такой подход есть в "Капитале", на что в свое время указывал М.К. Мамардашвили [5]. После введения принципа обособления диалектика оказывается более диалогичной в отношениях с феноменологией и герменевтикой, методами семиотики и культурологии, более самокритичной и рефлектирует на свою ограниченность, на сферу своего применения. Когда диалектика вступает в диалог с феноменологией, появляется возможность работать на определенных горизонтах, внутренних основаниях сознания, собственном бытии сознания. В таком случае сознание детерминируется изнутри, своими собственными основаниями, предпосылками, условиями. Сознание, будучи идеальным, само формирует эти основания. И это уже не детерминация, а самодетерминация и самоорганизация (свобода). "Вертикаль" в анализе

сознания совмещается с "горизонталью". В связи с этим остановимся подробнее на проблеме взаимосвязи сознания времени, которая, как показал В.И. Молчанов [6] является ключевой во втором томе "Логических исследований" Э. Гуссерля [7].

Обратимся к идеям американского философа А. Нейдела [8]. Он пытался понять схему строения и поведения интенционального сознания, "фальсифицировать", т.е. осмыслить как научную гуссерлевскую теорию интенци-ональной тождественности сознания. Согласно гуссерлевской теории сознания, реальный мир затрудняет понимание феномена, ясное осознание диалектики взаимосвязи между бытием и сознанием. Гуссерль заключает этот мир в скобки и получает чистую конструкцию бытия - онтосубстанцию вещи. Он применяет трансцендентальное "эпохе", благодаря которому мы переходим от психологического сознания (открываемого в свою очередь в факте феноменологической редукции) к трансцендентальному, что ведет к исследованию диалектического тождества бытия и мышления.

Интенциональность охватывает не только ядерную структуру сознания, но также и конституирование бытия. Она помещает сознание в онтологическую область. Для Гуссерля бытие и сознание становятся перекрещивающимися платформами человеческого существования.

Гуссерлевская теория феноменологического анализа сознания разбивается на две диалектических составляющих:

- дофеноменальное решение - генетический случай, который раскрывает поле тех потенциальных референций сознания, которые еще не стали бытием;

- феноменологическое решение, когда феномены становятся предметом ментальных процессов, генетические сегменты мышления открывают себя изнутри как существенные онтологические структуры интенциональ-ности, где как раз и возникает способность сознания быть направленным на что-то. Феномены становятся субъектами интенцио-нальной отрицательности сознания в смысле отрицания реального содержания вещей ради конституирования чисто логического восприятия феномена.

Диалектика - это учение о развитии, осознание изменения бытия во времени. Гуссерль фактически утверждает, что время есть бытие. Основная идея гуссерлевской феноменологии - субстантивация времени на основе темпоральных структур. Время для него -

онтологическая платформа бытия и сознания. Онтологическая инфраструктура времени делает возможной интроспекцию в сознании личности, благодаря которой человек способен определить сущность скрытых основ мира, а также понять самого себя и смысл своего бытия. Не случайно предельно рациональная феноменология ведет к иррационализму через экзистенциализм и фундаментальную онтологию М. Хайдеггера.

Центральным понятием феноменологической интерпретации социокультурной автономности сознания становится термин "социокультурная релевантность сознания", который обозначает абсолютный момент личностной автономии, ее персоноцентрическую установку, действие факторов внутренней независимости, мотивов и потребностей личности через внешние условия. Самораскрытие человеческой субъективности происходит через экзистенциалы "диалог" и "встреча", выражающие неотчужденную социальность.

Экзистенциально-антропологическое измерение социокультурной автономности сознания - это измерение с позиций природы и сущности человека как личности, т.е. философское рассмотрение идеального выражения человеческого бытия в аспекте единства общего, особенного и единичного, снимающего односторонности номинализма и реализма, социоцентризма и антропоцентризма. Таким образом, идея процессуальной и многомерной автономности сознания служит ядром целостной концепции социокультурной автономности сознания. Синтез эвристического потенциала идеи социокультурной автономности сознания и соответствующей концептуальной конструкции дает в качестве вывода ряд взаимосвязанных утверждений.

Перейдем непосредственно к проблеме личностной автономии в философском аспекте исследования.

В социокультурной автономности личности органично связаны факторы зависимости и независимости. Творческую сущность автономности личности можно раскрыть как процесс духовного преобразования социокультурной реальности. Социокультурная автономность личности приобретает динамический характер процесса самопреобразования и саморазвития общественно-индивидуального субъекта как субстанции культуры.

Важнейшие идеи социогуманитарных исследований XX - начала XX вв. состоят в защите свободы и критики отчуждения человека от общества и культуры, в утверж-

дении единства социального, культурного и антропологического, в многовариантности исторического развития. Все эти идеи объединяются в одно целое при исследовании социокультурной реальности в аспекте автономности личности, поскольку возникает возможность сопряжения двух векторов: социального с ориентацией на общество и антропологического - с ориентацией на человека. Более того, социальная память человечества может быть интерпретирована в качестве антропологического кода культуры [9].

Личностную автономность характеризует персоноцентрическая установка индивида на мир. Экзистенциалы "диалог" и "встреча" раскрывают личностную автономию как свободное и естественное самоопределение личностью своего жизненного пути, способность принимать решения и действовать с учетом как внутренних мотивов, так и внешних условий, преодолевая различного рода зависимости. Понятие социокультурной релевантности личностного сознания фиксирует абсолютный момент личностной автономии, раскрывающий себя в относительном моменте историчности на уровне творческой индивидуальности.

Личностная автономия - гармоничное отношение человека к миру, целостность общественно-индивидуального субъекта, сочетание в нем различных измерений и модальностей культуры, позволяющее определять вектор саморазвития, выбирать свой путь развития в единстве объективной истории и субъективной историчности; идея социокультурной автономности личности связана с классической философской традицией защиты свободы и критики отчуждения человека от общества и культуры. Социокультурная автономность личности включает социальное, культурное и антропологическое измерения, интегрирует их в виде многомерной духовной целостности, в которой органически взаимодействуют факторы негативной и позитивной свободы, творчества и самотворчества, образуя единый закон ответственной свободы. Автономности личности присущи такие признаки, как единство общественного и индивидуального моментов, идеальная репрезентация в субъективной реальности автономии целостного человеческого бытия, наличие самодетерминации в динамической природе человека.

Основные отличительные моменты нашего исследования личностной автономии в философском аспекте состоят в следующем.

Основанием философского анализа личностной автономии служит идея исследования ее в аспекте духовной автономности сознания. В данном случае выдвигается не только тезис об относительности противопоставления коллективного и индивидуального в личностной автономии для различных типов культуры и цивилизации, но и критерий различных видов общества по интегральному признаку культурной автономности личности, который концентрирует в себе различные виды свободы, творчества и ответственности. Западному типу автономности личности соответствует такая ее модель, в которой преобладает индивидуальный момент, а восточному типу цивилизации - модель, которой присуще преобладание общественного начала. Однако противопоставление индивидуального и коллективного в различных цивилизациях относительно, его нельзя преувеличивать, а инвариантность личностной автономии и автономность личности - недооценивать.

Саморазвитие человека есть самореализация его автономности в единстве материальной и духовной сторон. Культурно -историческая сущность человека означает автономность его духовного саморазвития. Суть саморазвития человека в духовной культуре состоит в том, что снимается самоотчуждение человека в материальной сфере и обеспечивается единство духовного и материального в личностной автономии. Выделим формы саморазвития человека в личностном измерении.

Специфика автономного саморазвития индивидуальности в культуре состоит в формировании ее целостности и завершенности. Нравственная форма саморазвития предполагает самостоятельные усилия по созданию сферы автономного сознания и соответствующего поведения во внутреннем мире духовной культуры индивида. Эстетическая форма духовного самотворчества индивида в экзистенциально-гуманистическом его аспекте означает проявление автономного духовного мира во внешнем созерцании и создании творческой индивидуальности универсального человека. Религиозная форма духовного воспроизводства личности в персоналистическом аспекте означает сохранение личности в условиях экзистенциальных кризисов. Личность оказывается высшей ценностью, которая устремлена к самосовершенствованию по образу и подобию Бога. Философская форма духовного саморазвития состоит в развитии автономности мышления, способного анализировать жизненные проблемы личности. Свобода становится

основанием трансцендирования личности в культуре. Научная форма саморазвития - это стремление к поиску истины, получению нового истинного знания.

Итак, саморазвитие человека есть реализация его духовной автономности. Личностная же автономия - это выражение автономности человеческого бытия, т. е. единство факторов зависимости и независимости в динамическом, саморазвивающемся темпоральном бытии-сознании человека. В феноменологическом аспекте человеческое существование определяется внутренней направленностью, интенциональностью. Личностная автономия истолковывается как критерий меры свободы и творчества человека. В аспекте своей духовной, творческой природы личностная автономия может быть рассмотрена в виде процесса самораскрытия абсолютного момента бытия человека в относительных социальных индивидуализированных формах его духовного опыта, функционирующих на собственных деятельностных основаниях в культурных контекстах. Духовное саморазвитие человека в контексте культурно-исторического процесса подчеркивает момент аксиологической суверенности личности. Духовное саморазвитие состоит в преодолении духовного самоотчуждения человека. А это преодоление начинается с рефлексии на необходимость духовной автономии, которая представляет собой гармоничное отношение личности к своему культурному миру.

ЛИТЕРАТУРА

1. См.: Dworkin G. The Theory and Practice of Autonomy. Cambridge, 1988.

2. Похилько А.Д. Социокультурная автономность сознания: экзистенциально-антропологическое измерение. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2006. 248 с.

3. Гусейнов А.А. Мораль как относительно самостоятельная форма общественного сознания // Общественное сознание и его формы. М.: Политиздат, 1986. С. 177-187.

4. Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды: Основы онтологии, логики и психологии. М.: Наука, 1997. С. 219-220, 222-223 и др.

5. Мамардашвили М.К. Анализ сознания в работах Маркса // Вопросы философии. 1968. № 6. С. 14-25.

6. Молчанов В.И. Время и сознание: Критика феноменологической философии. М.: Высшая шк., 1988. 143 с.

7. Гуссерль Эд. Логические исследования // Эд. Гуссерль. Соч. / Пер. с нем. В.И. Молчанова. Т. 2. Ч. 1. Исследования по феноменологии и теории познания. СПб: Академический проект, 2011. 566 с.; Husserl E. Logische Untersuchungen. B 2 т. T. 1. 3-te Aufl. Halle Max Niemeyer, 1922. 538 s.

8. Nedel A. Of Intentional Consciousness: Pattern, Constitution, and Behaviour: A New Approach to a Post Hoc Reading of Husserl's Ideas // Philosophy Today. Chicago, 1995. Vol. 39. № 3. P. 295-310.

9. Танатова Д.К. Антропологический подход в социологии. М.: Дашков и Ко, 2004. С. 149-166.

20 июля 2011 г.

УДК 128/342.7

ПАРАДОКСЫ ПРАВА НА ЖИЗНЬ В ФИЛОСОФИИ ЛИЧНОСТНЫХ ПРАВ

В.Ю. Садово-Румянцев

Актуальность проблемы объясняется, во-первых, ее связью с самой главной витальной ценностью -жизнью человека, во-вторых, ее недостаточной изученностью в работах учёных и философов, в-третьих, тем, что она не закреплена в за-

Садово-Румянцев Вячеслав Юрьевич - аспирант кафедры религиоведческих и религиозно-философских дисциплин Армавирского Православно-Социального института, 352905, Краснодарский край, г. Армавир, ул. Луначарского, 185, e-mail: [email protected], 8(86137)74338.

конах, государственно-правовых актах нашей страны, наконец, в-четвертых, нарушениями данного права в "горячих точках России", в частности - на Кавказе. Философские аспекты проблем самоубийства, эвтаназии, гуманного самопожертвования можно интер-

Vyacheslav Sadovo-Rumjantsev - post-graduate student of the Religious and Religious-Philosophical Disciplines Department at the Armavir Ortodox-Social Institute, 185 Lunacharsky Street, Krasnodar region, Armavir, 352905, e-mail: [email protected], ph. +7(86137)74338.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.