Научная статья на тему 'Педагогическое проектирование в условиях кризис-менеджемента и сетевого взаимодействия кластерного типа'

Педагогическое проектирование в условиях кризис-менеджемента и сетевого взаимодействия кластерного типа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРИЗИС-МЕНЕДЖМЕНТ В ПЕДАГОГИКЕ / СЕТЕВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КЛАСТЕРНОГО ТИПА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / CRISIS MANAGEMENT IN PEDAGOGY / NETWORKING EDUCATIONAL INTERACTION OF CLUSTER TYPE / PEDAGOGICAL DESIGNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова С.В., Суртаев П.Б.

В статье рассмотрена необходимость педагогического проектирования средствами сетевого взаимодействия кластерного типа в условиях кризис-менеджмента в педагогике. Показаны технология, специфика и преимущества преодоления проблем силами педагогических сообществ, участвующих в сетевом взаимодействии кластерного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова С.В., Суртаев П.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical designing in frames of crisis management and networking interaction of cluster type

The article consideres the need for pedagogical designing by means of networking intaraction of cluster type in the frames of crisis management in pedagogy. The technology, specifics and advantages of overcoming the problems by efforts of pedagogical communities participating in the networking of the cluster type are shown

Текст научной работы на тему «Педагогическое проектирование в условиях кризис-менеджемента и сетевого взаимодействия кластерного типа»

С. В. Иванова, П. Б. Суртаев

(Санкт-Петербург)

Педагогическое проектирование в условиях кризис-

менеджмента и сетевого взаимодействия кластерного типа

В статье рассмотрена необходимость педагогического проектирования средствами сетевого взаимодействия кластерного типа в условиях кризис-менеджмента в педагогике. Показаны технология, специфика и преимущества преодоления проблем силами педагогических сообществ,участвующих в сетевом взаимодействии кластерного типа.

Проблемы, которые решает педагогическое проектирование в современных условиях, вызваны дефицитом новых методик преподавания, времени для освоения нового содержания образования, адекватных представлений педагогического сообщества о внедрении образовательных стандартов с учётом специфики региона и запросов обучающихся. Педагог оказывается концептуально, психологически и методически не готов к наращиванию и реализации собственных ком-петентностей в неопределённой ситуации образования. Чаще всего это возникает не только в первые периоды внедрения новых стандартов, но и при появлении новых профессий и специализаций, необходимость которых возникает в ближайшем или в перспективном будущем.

В связи с этими вызовами времени обращение к педагогическому проектированию происходит всё чаще. В современных условиях педагогическое проектирование отличается темпами разработки и реализации, сокращением периодов апробирования и корректировки содержания, технологий, индивидуальных маршрутов обучения. Для отдельного педагога такое положение можно охарактеризовать как ситуацию кризис-менеджмента в педагогике, основные черты которого следующие:

1] перманентная сменяемость нормативно-методических требований к учебно-программной документации;

2] изменение требований к образовательным результатам, опережающее состояние готовности и обученности педагога к решению конкретных задач по конкретным предметам;

3] появление предметов интегрированного содержания (например, естествознание], или его изменение (русская литература], или отсутствие типового содержания некоторых предметов (по отдельным профессиям СПО], внедрение которых необходимо проводить «с колёс», не дав педагогу полной возможности осмысленно погрузиться в целеполагание и смыслотворчество преподаваемой области знаний;

4] запаздывание информационно-методического ресурса в откликах на потребность в такой оснащённости учебного процесса со стороны заказчиков образования;

5] обострение социально-педагогической ситуации, вызванной состояниями зависимостей обучающихся от увлечений и склонностей (к вредным привычкам, интернет-зависимость, вовлечённость в криминальные, экстремистские, религиозные структуры и др.];

6] ощущение вины и цейтнота, когда за валом отчётной документации и работы по соблюдению научно-методических требований к программной и дидактической оснащённости учебного процесса вымывается во времени психолого-педагогический ресурс учителя в отношении обучающегося.

Кризис-менеджмент рассмотрен различными авторами, мнения которых об этом процессе неоднозначны [1, 2, 3], как это отражено в таблице 1.

По мнению Е. А. Файншмидта, необходимость изучения состояния кризис-менеджмента возникла в экономике в 2008 году, и опыт этого периода и сегодня нуждается в обобщении и анализе. Для выявления специфики кризис-менеджмента в педагогике сопоставим кризисные процессы в экономике и образовании, что отражено в таблице 2.

Воззрения различных авторов на кризис-менеджмент

Основные идеи кризис-менеджмента Автор, источник

Кризис-менеджмент как переосмысление традиционной области знаний. В качестве положительного аспекта имеет место взгляд на кризис как на импульс к раскрытию потенциала саморазвития. Существует понятие кризиса как нисходящей фазы экономического цикла (волны). Заметим, что волны - не только колебания экономической активности. В образовательной сфере фазы развития инноваций также можно наблюдать как в восходящей, так и в нисходящей фазе - когда инновации затухают и становятся ретроградными (курсив наш). Файншмидт Е. А. Кризис-менеджмент. - М., 2013. - 199 с.

Кризис-менеджмент - это искусство овладения сложной ситуацией, устранение большей степени риска и неопределенности, позволяющее подчинить своей воле большинство нежелательных процессов и взять контроль над происходящим. Основные его принципы можно сформулировать так: сочувствие, открытость, правдивость, своевременность, предотвращение. Одна из ключевых идей - предсказание и профилактика кризиса. Сазонова И. Связи с общественностью в кризисных ситуациях. Что такое кризис-менеджмент? [Электрон. ресурс]. - URL: http:// polbu.ru/sazonova_crisispr/ch01_i.h tml (дата обращения: 22.04.2016)

Менеджмент - это умение достигать поставленные задачи, используя труд, интеллект и мотивы поведения людей. Русское слово «управление» не передает всех оттенков того, что подразумевает слово «менеджмент» Менеджмент - функция, вид деятельности, управление знаниями; стиль общения с людьми, власть и мастерство выстраивания отношений, особого рода умения и административные навыки. Симонов В. П. Педагогический менеджмент. 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом. - М.: Рос. педагогич. агентство, 1997. - 450 с. Ситаров В. А. Педагогический менеджмент как теория и практика управления образовательным процессом // Знание. Понимание. Умение. - 2014. - № 3. - С. 18-24 Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента : пер. с англ. - М.: Дело, 1997. - 704 с.

Педагогический менеджмент характеризуется как теория, методика и технология эффективного управления образовательным процессом. В проекции на образовательный процесс педагогический менеджмент - это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления, направленный на повышение эффективности образовательного процесса. Согласимся, что в рамках данного определения любой преподаватель является по сути менеджером учебно-познавательного процесса (как субъект управления им), а руководитель образовательного учреждения - менеджером учебно-воспитательного процесса в целом (курсив наш). Симонов В. П. Педагогический менеджмент. 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом. - М.: Российское педа-гогич. агентство, 1997. - 450 с.

Сравнение кризис-менеджмента в экономике и в педагогике

Кризис-менеджмент в экономике Кризис-менеджмент в педагогике

Структурный кризис - конфликт между старой экономикой и запросами новой технологии. Между новым объёмом знаний и потребностью в новых технологиях их усвоения.

Системный кризис во всех сферах экономической жизни. В педагогике кризис как отражение кризиса в социально-политической сфере.

По А. А. Богданову, кризис как переход от одного равновесного состояния к другому равновесного состоянию. Синергетические процессы реализации инноваций в условиях самообучающегося учреждения педагогического образования.

Таким образом, в педагогике ситуация кризис-менеджмента состоит в том, что появляются или вновь обостряются вызовы времени, с которыми педагог некоторое время находится в ситуации «один на один» и вынужден действовать в режиме полной или слабой неопределённости. Состояние кризис-менеджмента в педагогике можно представить как перманентное состояние преодолеваемой фрустрации в связи с возникающим потоком организационно-методических и контрольных мероприятий. Напомним, что фрустрация (от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание) — негативное психическое состояние, которое проявляется в переживаниях, разочарованиях, раздражительности, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно снижается, и это необходимо учитывать педагогу в роли кризис-менеджера при профилактике непродуктивных ситуаций.

Очевидно, что возможностей отдельного педагога, и даже всего одного только образовательного учреждения, для преодоления всего круга проблем явно недостаточно. Это вызвало необходимость появления совместного педагогического проектирования, которое в настоящее время преследует цель создания условий для обучения личности, способной успешно осуществлять профессиональную деятельность в актуальной образовательной ситуации. В педагогическом образовании это относится как к учреждениям высшего образования, так и к учреждениям повышения квалификации: студенческая практика подразумевает интеграцию с институтом наставничества, повышение квалификации продуктивнее происходит при методическом управлении кафедр института, ор-

ганизующих сетевое взаимодействие самообучающихся организаций. Научные учреждения, получившие право лицензионной образовательной деятельности, способны занять свою нишу в обновлённом типе образовательного взаимодействия - сетевом образовательном взаимодействии кластерного типа.

Сетевое взаимодействие кластерного типа развивает потенциал образовательного кластера как гибкой и мобильной структуры, внутри которой может быть различное сочетание маршрутов образовательного взаимодействия.

Кластер в образовании - открытая система образовательных, производственных, научных и прочих органов с формами образовательной деятельности в определённых областях. Эта совокупность осуществляет связь через сеть, что позволяет значительно увеличить образовательные ресурсы [6].

Главное отличие образовательного кластера заключается не в составе его участников (в состав образовательного кластера могут входить коммерческие организации, органы государственной власти, организации по сотрудничеству) и не в главенствующей роли вузов (они могут служить ядром и обычного кластера), а в том специфическом продукте, который является результатом деятельности такого кластера [7].

Успешное функционирование образовательного кластера представляет собой один из возможных путей развития современного образования, так как позволяет мобильно преодолевать кризисные ситуации в педагогике [8]. Тем не менее для более продуктивного решения проблем образования необходимо более гибкое, мобильное и результатив-

ное сетевое взаимодействие, которое может быть реализовано в его кластерном типе -когда к участию привлекаются наиболее конкурентоспособные и результативные на конкретный момент партнёры, которые в последующем заменяются на предпочтительно компетентных в актуальных вопросах. Взаимовыгода такого взаимодействия заключается в появлении результата (продукта], который приемлем для всех участников, может быть ими использован в собственных условиях и конкретных целях образовательного учреждения.

Исходя из представленных выше воззрений, модель сетевого образовательного взаимодействия кластерного типа может быть представлена как вариативный конструкт. В зависимости от количества кластерных плоскостей и элементов различных сред для обучающегося может быть создано абсолютно разное количество индивидуальных образовательных маршрутов. Эти маршруты включают в себя все виды образования - от формального до неформального и информально-го, очного и дистанционного. Определяющими в их формировании будут являться цель и результат такого объединения. Ядром данного кластера, как и в ряде уже существующих, является обучающийся - его интересы, потребности, возможности [9]. В то же время ядром кластера является вуз или научное учреждение, осуществляющее модерацию в сетевом взаимодействии кластерного типа. Специфика сетевого образовательного взаимодействия кластерного типа заключается в ещё большей мобильности, гибкости, в более высоком уровне и продуктивности образовательных процессов и результатов.

Охарактеризуем педагогическое проектирование в условиях кризис-менеджмента как технологию овладения содержательно-методической и дидактической ситуацией в образовательном процессе средствами сетевого образовательного взаимодействия кластерного типа. Исследования лаборатории инно-ватики СПб ИУО РАО на экспериментальных площадках Санкт-Петербурга и Сибири показывают, что наиболее продуктивной органи-зационно-андрагогической мерой преодоления кризисного состояния является обращение педагога в социально-профессиональную информационную сеть педагогического взаимодействия кластерного типа. Чтобы нивелировать кризисные состояния и процессы, пе-

дагоги объединяются в сообщества и сети, сообща помогая друг другу в реализации поставленных нормативно-методических задач. Примеры таких сетевых взаимодействий кластерного типа на базе различных учреждений педагогического образования:

- творческие рабочие группы по созданию программной документации в научно-методическом подкреплении обновляющихся стандартов профессионального образования;

- сеть педагогов-исследователей дополнительного образования при Городском центре развития дополнительного образования на базе Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных;

- сообщество экспертов качества профессиональной педагогической подготовки [10];

- ассоциация педагогов, организаторов детского оздоровительного отдыха «Взрослые и дети» [11];

- сообщество учителей редко преподаваемых иностранных языков в Санкт-Петербурге на базе школы № 303 им. Фридриха Шиллера [12];

- стажировочные площадки на базе ТОГИРРО [4] и др.

Результатом деятельности таких сообществ становятся появление адекватных инструментов оценивания качества образования, проектирование технологий обучения в условиях новых ФГОС, повышение профессиональных компетентностей педагогов.

В экономической науке уже выявлены чрезвычайный и профилактический кризис-менеджмент. В экономике кризис-менеджмент включает идентификацию кризиса, планирование и реализацию антикризисных мер. По аналогии в педагогике можно рассмотреть реперные точки кризис-менеджмента:

- объект: педагогические и образовательные процессы в целом;

- субъект: обучающийся педагог, андра-гог;

- цель: оптимизация инновационной образовательной деятельности;

- содержание: освоение нового образовательного контента и технологий обучения;

- характер обсуждения: рефлексивный, коллегиальный в малых группах и в сети;

- характер действий: оперативно-включённый, с параллельным обсуждением участниками сети;

- методы и инструменты: метод одного

Рис. Технология педагогического проектирования в условиях сетевого взаимодействия кластерного типа и кризис-менеджмента.

слайда, инкрементализм, фокус-групповое исследование, сетевой опрос о качестве печатного издания для образовательного кластера, голосование в сети и др.

Покажем на рисунке (см.) этапы технологии педагогического проектирования для разрешения проблемных полей образования в условиях кризис-менеджмента. Эта технология включает не только когнитивные и организационные ресурсы субъекта педагогического образования - непрерывно обучающегося педагога, но и коммуникативные технологии педагогического образовательного взаимодействия в условиях сетей кластерного типа. Роль научной организации в таком кластере состоит в описании и анализе проблем, обобщении и систематизации практики инновационных образовательных технологий, содействии в модерации и синергетиче-ском распределении-аккумулировании хра-нилищ-хабов (по Н. Н. Суртаевой) передового педагогического опыта.

В состав кластера в сетевом взаимодействии учреждений педагогического образова-

ния могут входить: научные учреждения, учреждения системы ВПО и ДПО педагогического образования; социальные партнёры; образовательные учреждения; научно-методические сетевые издания; сеть творческих учителей; территориальные структуры неформального педагогического образования и повышения квалификации, центры присвоения прикладных квалификаций.

Преимущества педагогического проектирования в сетевом взаимодействии кластерного типа отличаются продуктивностью и востребованностью его результатов, что подтверждается длительным существованием участвующих в таком взаимодействии многих педагогических сообществ при многократной ротации его участников. Дополнительным ресурсом и преимуществом такого взаимодействия является использование 1Т-технологий и социальных сетей как в образовательных целях, так и в целях повышения продуктивности педагогического проектирования.

Литература

1. Кризис-менеджмент // Энциклопедия менеджера : Вики-проект Executive.ru [Электронный ресурс]. - URL: http://www.e-xecutive.ru/wiki/index.php/Кризис-менеджмент/ (дата обращения 22.04.2016)

2. Сазонова И. Связи с общественностью в кризисных ситуациях. Что такое кризис-менеджмент? Понятие кризисной коммуникации // Полка букиниста : значимые статьи отеч. и зарубеж. ав-

торов [Электронный ресурс]. - URL:

http://polbu.ru/sazonova_crisispr/ch01_i.litml (дата обращения 22.04.2016)

3. Файншмидт Е. А. Кризис-менеджмент : учеб. пособие. - М., 2014. - С. 41-52. специфика, сущность и функции.

4. Ройтблат О. В. Развитие неформального образования в современном социокультурном пространстве России // Человек и образование. - 2013. - №1 (34). - С. 25-28.

5. Анисцына Н. Н. Инновационный научно-образовательный кластер как способ организации инновационной деятельности в вузе // Креативная экономика. - 2010. - № 4 (40). - С. 91-97. — То же [электронный ресурс]. - URL: http://www.creativeconomy.ru/articles/3184/

6. Растворцева С. Н., Череповская Н. А. Идентификация и оценка региональных кластеров // Экономика региона. - 2013. - № 4 (36). - С. 123-133.

7. Андреева Л, Андреев П. К. Образовательные кластеры: проблема развития // Конкурентоспособность территорий : материалы XV Всерос. форума молодых ученых с междунар. участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций - «Путь навстречу» (Екатеринбург, 17-18 мая 2012 г.) : в 9 ч. / [отв. за вып. М. В. Федоров, Э. В. Пешина]. -Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2012. - Ч. 2. - С. 5-7.

8. Мокроносов А. Г., Вершинин А. А. Согласование спроса и предложения рабочей силы на региональном и локальных рынках труда // Известия УрГЭУ. - 2014. - № 4 (54). - С. 73-78.

9. Данилов С. В., Лукьянова М. И. Кластерный подход в региональном образовании // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18896 (дата обращения: 20.04.2016).

10. Шерайзина Р. М., Мигунова Е. В., Александрова Н. В. Общественно-государственная экспертиза качества профессиональной подготовки магистров педагогики в области образовательного менеджмента: опыт и перспективы // Вектор науки Тольяттин-ского государственного университета. - 2011. - № 3. - С. 331-334. Серия: Педагогика, психология [Электронный ресурс]. - URL: http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=957778

11. Сетевое взаимодействие кластерного типа в сфере воспитания (Методические рекомендации педагогам по реализации ФГОС) / авт.-сост. С. С. Талзи ; под научн. ред. С. В. Ивановой. -СПб.: НОУ «Экспресс», 2016. - 260 с.

12. Развитие профессиональной компетентности педагогов при реализации дидактических возможностей сетевого взаимодействия (методические рекомендации) / под ред. С. В. Ивановой, М. А. Кручининой, О. Н. Кожевниковой. - СПб.: НОУ «Экспресс», 2015. - 112 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.