С. В. Иванова, П. Б. Суртаев
(Санкт-Петербург)
Педагогическое проектирование в условиях кризис-
менеджмента и сетевого взаимодействия кластерного типа
В статье рассмотрена необходимость педагогического проектирования средствами сетевого взаимодействия кластерного типа в условиях кризис-менеджмента в педагогике. Показаны технология, специфика и преимущества преодоления проблем силами педагогических сообществ,участвующих в сетевом взаимодействии кластерного типа.
Проблемы, которые решает педагогическое проектирование в современных условиях, вызваны дефицитом новых методик преподавания, времени для освоения нового содержания образования, адекватных представлений педагогического сообщества о внедрении образовательных стандартов с учётом специфики региона и запросов обучающихся. Педагог оказывается концептуально, психологически и методически не готов к наращиванию и реализации собственных ком-петентностей в неопределённой ситуации образования. Чаще всего это возникает не только в первые периоды внедрения новых стандартов, но и при появлении новых профессий и специализаций, необходимость которых возникает в ближайшем или в перспективном будущем.
В связи с этими вызовами времени обращение к педагогическому проектированию происходит всё чаще. В современных условиях педагогическое проектирование отличается темпами разработки и реализации, сокращением периодов апробирования и корректировки содержания, технологий, индивидуальных маршрутов обучения. Для отдельного педагога такое положение можно охарактеризовать как ситуацию кризис-менеджмента в педагогике, основные черты которого следующие:
1] перманентная сменяемость нормативно-методических требований к учебно-программной документации;
2] изменение требований к образовательным результатам, опережающее состояние готовности и обученности педагога к решению конкретных задач по конкретным предметам;
3] появление предметов интегрированного содержания (например, естествознание], или его изменение (русская литература], или отсутствие типового содержания некоторых предметов (по отдельным профессиям СПО], внедрение которых необходимо проводить «с колёс», не дав педагогу полной возможности осмысленно погрузиться в целеполагание и смыслотворчество преподаваемой области знаний;
4] запаздывание информационно-методического ресурса в откликах на потребность в такой оснащённости учебного процесса со стороны заказчиков образования;
5] обострение социально-педагогической ситуации, вызванной состояниями зависимостей обучающихся от увлечений и склонностей (к вредным привычкам, интернет-зависимость, вовлечённость в криминальные, экстремистские, религиозные структуры и др.];
6] ощущение вины и цейтнота, когда за валом отчётной документации и работы по соблюдению научно-методических требований к программной и дидактической оснащённости учебного процесса вымывается во времени психолого-педагогический ресурс учителя в отношении обучающегося.
Кризис-менеджмент рассмотрен различными авторами, мнения которых об этом процессе неоднозначны [1, 2, 3], как это отражено в таблице 1.
По мнению Е. А. Файншмидта, необходимость изучения состояния кризис-менеджмента возникла в экономике в 2008 году, и опыт этого периода и сегодня нуждается в обобщении и анализе. Для выявления специфики кризис-менеджмента в педагогике сопоставим кризисные процессы в экономике и образовании, что отражено в таблице 2.
Воззрения различных авторов на кризис-менеджмент
Основные идеи кризис-менеджмента Автор, источник
Кризис-менеджмент как переосмысление традиционной области знаний. В качестве положительного аспекта имеет место взгляд на кризис как на импульс к раскрытию потенциала саморазвития. Существует понятие кризиса как нисходящей фазы экономического цикла (волны). Заметим, что волны - не только колебания экономической активности. В образовательной сфере фазы развития инноваций также можно наблюдать как в восходящей, так и в нисходящей фазе - когда инновации затухают и становятся ретроградными (курсив наш). Файншмидт Е. А. Кризис-менеджмент. - М., 2013. - 199 с.
Кризис-менеджмент - это искусство овладения сложной ситуацией, устранение большей степени риска и неопределенности, позволяющее подчинить своей воле большинство нежелательных процессов и взять контроль над происходящим. Основные его принципы можно сформулировать так: сочувствие, открытость, правдивость, своевременность, предотвращение. Одна из ключевых идей - предсказание и профилактика кризиса. Сазонова И. Связи с общественностью в кризисных ситуациях. Что такое кризис-менеджмент? [Электрон. ресурс]. - URL: http:// polbu.ru/sazonova_crisispr/ch01_i.h tml (дата обращения: 22.04.2016)
Менеджмент - это умение достигать поставленные задачи, используя труд, интеллект и мотивы поведения людей. Русское слово «управление» не передает всех оттенков того, что подразумевает слово «менеджмент» Менеджмент - функция, вид деятельности, управление знаниями; стиль общения с людьми, власть и мастерство выстраивания отношений, особого рода умения и административные навыки. Симонов В. П. Педагогический менеджмент. 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом. - М.: Рос. педагогич. агентство, 1997. - 450 с. Ситаров В. А. Педагогический менеджмент как теория и практика управления образовательным процессом // Знание. Понимание. Умение. - 2014. - № 3. - С. 18-24 Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента : пер. с англ. - М.: Дело, 1997. - 704 с.
Педагогический менеджмент характеризуется как теория, методика и технология эффективного управления образовательным процессом. В проекции на образовательный процесс педагогический менеджмент - это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления, направленный на повышение эффективности образовательного процесса. Согласимся, что в рамках данного определения любой преподаватель является по сути менеджером учебно-познавательного процесса (как субъект управления им), а руководитель образовательного учреждения - менеджером учебно-воспитательного процесса в целом (курсив наш). Симонов В. П. Педагогический менеджмент. 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом. - М.: Российское педа-гогич. агентство, 1997. - 450 с.
Сравнение кризис-менеджмента в экономике и в педагогике
Кризис-менеджмент в экономике Кризис-менеджмент в педагогике
Структурный кризис - конфликт между старой экономикой и запросами новой технологии. Между новым объёмом знаний и потребностью в новых технологиях их усвоения.
Системный кризис во всех сферах экономической жизни. В педагогике кризис как отражение кризиса в социально-политической сфере.
По А. А. Богданову, кризис как переход от одного равновесного состояния к другому равновесного состоянию. Синергетические процессы реализации инноваций в условиях самообучающегося учреждения педагогического образования.
Таким образом, в педагогике ситуация кризис-менеджмента состоит в том, что появляются или вновь обостряются вызовы времени, с которыми педагог некоторое время находится в ситуации «один на один» и вынужден действовать в режиме полной или слабой неопределённости. Состояние кризис-менеджмента в педагогике можно представить как перманентное состояние преодолеваемой фрустрации в связи с возникающим потоком организационно-методических и контрольных мероприятий. Напомним, что фрустрация (от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание) — негативное психическое состояние, которое проявляется в переживаниях, разочарованиях, раздражительности, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно снижается, и это необходимо учитывать педагогу в роли кризис-менеджера при профилактике непродуктивных ситуаций.
Очевидно, что возможностей отдельного педагога, и даже всего одного только образовательного учреждения, для преодоления всего круга проблем явно недостаточно. Это вызвало необходимость появления совместного педагогического проектирования, которое в настоящее время преследует цель создания условий для обучения личности, способной успешно осуществлять профессиональную деятельность в актуальной образовательной ситуации. В педагогическом образовании это относится как к учреждениям высшего образования, так и к учреждениям повышения квалификации: студенческая практика подразумевает интеграцию с институтом наставничества, повышение квалификации продуктивнее происходит при методическом управлении кафедр института, ор-
ганизующих сетевое взаимодействие самообучающихся организаций. Научные учреждения, получившие право лицензионной образовательной деятельности, способны занять свою нишу в обновлённом типе образовательного взаимодействия - сетевом образовательном взаимодействии кластерного типа.
Сетевое взаимодействие кластерного типа развивает потенциал образовательного кластера как гибкой и мобильной структуры, внутри которой может быть различное сочетание маршрутов образовательного взаимодействия.
Кластер в образовании - открытая система образовательных, производственных, научных и прочих органов с формами образовательной деятельности в определённых областях. Эта совокупность осуществляет связь через сеть, что позволяет значительно увеличить образовательные ресурсы [6].
Главное отличие образовательного кластера заключается не в составе его участников (в состав образовательного кластера могут входить коммерческие организации, органы государственной власти, организации по сотрудничеству) и не в главенствующей роли вузов (они могут служить ядром и обычного кластера), а в том специфическом продукте, который является результатом деятельности такого кластера [7].
Успешное функционирование образовательного кластера представляет собой один из возможных путей развития современного образования, так как позволяет мобильно преодолевать кризисные ситуации в педагогике [8]. Тем не менее для более продуктивного решения проблем образования необходимо более гибкое, мобильное и результатив-
ное сетевое взаимодействие, которое может быть реализовано в его кластерном типе -когда к участию привлекаются наиболее конкурентоспособные и результативные на конкретный момент партнёры, которые в последующем заменяются на предпочтительно компетентных в актуальных вопросах. Взаимовыгода такого взаимодействия заключается в появлении результата (продукта], который приемлем для всех участников, может быть ими использован в собственных условиях и конкретных целях образовательного учреждения.
Исходя из представленных выше воззрений, модель сетевого образовательного взаимодействия кластерного типа может быть представлена как вариативный конструкт. В зависимости от количества кластерных плоскостей и элементов различных сред для обучающегося может быть создано абсолютно разное количество индивидуальных образовательных маршрутов. Эти маршруты включают в себя все виды образования - от формального до неформального и информально-го, очного и дистанционного. Определяющими в их формировании будут являться цель и результат такого объединения. Ядром данного кластера, как и в ряде уже существующих, является обучающийся - его интересы, потребности, возможности [9]. В то же время ядром кластера является вуз или научное учреждение, осуществляющее модерацию в сетевом взаимодействии кластерного типа. Специфика сетевого образовательного взаимодействия кластерного типа заключается в ещё большей мобильности, гибкости, в более высоком уровне и продуктивности образовательных процессов и результатов.
Охарактеризуем педагогическое проектирование в условиях кризис-менеджмента как технологию овладения содержательно-методической и дидактической ситуацией в образовательном процессе средствами сетевого образовательного взаимодействия кластерного типа. Исследования лаборатории инно-ватики СПб ИУО РАО на экспериментальных площадках Санкт-Петербурга и Сибири показывают, что наиболее продуктивной органи-зационно-андрагогической мерой преодоления кризисного состояния является обращение педагога в социально-профессиональную информационную сеть педагогического взаимодействия кластерного типа. Чтобы нивелировать кризисные состояния и процессы, пе-
дагоги объединяются в сообщества и сети, сообща помогая друг другу в реализации поставленных нормативно-методических задач. Примеры таких сетевых взаимодействий кластерного типа на базе различных учреждений педагогического образования:
- творческие рабочие группы по созданию программной документации в научно-методическом подкреплении обновляющихся стандартов профессионального образования;
- сеть педагогов-исследователей дополнительного образования при Городском центре развития дополнительного образования на базе Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных;
- сообщество экспертов качества профессиональной педагогической подготовки [10];
- ассоциация педагогов, организаторов детского оздоровительного отдыха «Взрослые и дети» [11];
- сообщество учителей редко преподаваемых иностранных языков в Санкт-Петербурге на базе школы № 303 им. Фридриха Шиллера [12];
- стажировочные площадки на базе ТОГИРРО [4] и др.
Результатом деятельности таких сообществ становятся появление адекватных инструментов оценивания качества образования, проектирование технологий обучения в условиях новых ФГОС, повышение профессиональных компетентностей педагогов.
В экономической науке уже выявлены чрезвычайный и профилактический кризис-менеджмент. В экономике кризис-менеджмент включает идентификацию кризиса, планирование и реализацию антикризисных мер. По аналогии в педагогике можно рассмотреть реперные точки кризис-менеджмента:
- объект: педагогические и образовательные процессы в целом;
- субъект: обучающийся педагог, андра-гог;
- цель: оптимизация инновационной образовательной деятельности;
- содержание: освоение нового образовательного контента и технологий обучения;
- характер обсуждения: рефлексивный, коллегиальный в малых группах и в сети;
- характер действий: оперативно-включённый, с параллельным обсуждением участниками сети;
- методы и инструменты: метод одного
Рис. Технология педагогического проектирования в условиях сетевого взаимодействия кластерного типа и кризис-менеджмента.
слайда, инкрементализм, фокус-групповое исследование, сетевой опрос о качестве печатного издания для образовательного кластера, голосование в сети и др.
Покажем на рисунке (см.) этапы технологии педагогического проектирования для разрешения проблемных полей образования в условиях кризис-менеджмента. Эта технология включает не только когнитивные и организационные ресурсы субъекта педагогического образования - непрерывно обучающегося педагога, но и коммуникативные технологии педагогического образовательного взаимодействия в условиях сетей кластерного типа. Роль научной организации в таком кластере состоит в описании и анализе проблем, обобщении и систематизации практики инновационных образовательных технологий, содействии в модерации и синергетиче-ском распределении-аккумулировании хра-нилищ-хабов (по Н. Н. Суртаевой) передового педагогического опыта.
В состав кластера в сетевом взаимодействии учреждений педагогического образова-
ния могут входить: научные учреждения, учреждения системы ВПО и ДПО педагогического образования; социальные партнёры; образовательные учреждения; научно-методические сетевые издания; сеть творческих учителей; территориальные структуры неформального педагогического образования и повышения квалификации, центры присвоения прикладных квалификаций.
Преимущества педагогического проектирования в сетевом взаимодействии кластерного типа отличаются продуктивностью и востребованностью его результатов, что подтверждается длительным существованием участвующих в таком взаимодействии многих педагогических сообществ при многократной ротации его участников. Дополнительным ресурсом и преимуществом такого взаимодействия является использование 1Т-технологий и социальных сетей как в образовательных целях, так и в целях повышения продуктивности педагогического проектирования.
Литература
1. Кризис-менеджмент // Энциклопедия менеджера : Вики-проект Executive.ru [Электронный ресурс]. - URL: http://www.e-xecutive.ru/wiki/index.php/Кризис-менеджмент/ (дата обращения 22.04.2016)
2. Сазонова И. Связи с общественностью в кризисных ситуациях. Что такое кризис-менеджмент? Понятие кризисной коммуникации // Полка букиниста : значимые статьи отеч. и зарубеж. ав-
торов [Электронный ресурс]. - URL:
http://polbu.ru/sazonova_crisispr/ch01_i.litml (дата обращения 22.04.2016)
3. Файншмидт Е. А. Кризис-менеджмент : учеб. пособие. - М., 2014. - С. 41-52. специфика, сущность и функции.
4. Ройтблат О. В. Развитие неформального образования в современном социокультурном пространстве России // Человек и образование. - 2013. - №1 (34). - С. 25-28.
5. Анисцына Н. Н. Инновационный научно-образовательный кластер как способ организации инновационной деятельности в вузе // Креативная экономика. - 2010. - № 4 (40). - С. 91-97. — То же [электронный ресурс]. - URL: http://www.creativeconomy.ru/articles/3184/
6. Растворцева С. Н., Череповская Н. А. Идентификация и оценка региональных кластеров // Экономика региона. - 2013. - № 4 (36). - С. 123-133.
7. Андреева Л, Андреев П. К. Образовательные кластеры: проблема развития // Конкурентоспособность территорий : материалы XV Всерос. форума молодых ученых с междунар. участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций - «Путь навстречу» (Екатеринбург, 17-18 мая 2012 г.) : в 9 ч. / [отв. за вып. М. В. Федоров, Э. В. Пешина]. -Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2012. - Ч. 2. - С. 5-7.
8. Мокроносов А. Г., Вершинин А. А. Согласование спроса и предложения рабочей силы на региональном и локальных рынках труда // Известия УрГЭУ. - 2014. - № 4 (54). - С. 73-78.
9. Данилов С. В., Лукьянова М. И. Кластерный подход в региональном образовании // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18896 (дата обращения: 20.04.2016).
10. Шерайзина Р. М., Мигунова Е. В., Александрова Н. В. Общественно-государственная экспертиза качества профессиональной подготовки магистров педагогики в области образовательного менеджмента: опыт и перспективы // Вектор науки Тольяттин-ского государственного университета. - 2011. - № 3. - С. 331-334. Серия: Педагогика, психология [Электронный ресурс]. - URL: http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=957778
11. Сетевое взаимодействие кластерного типа в сфере воспитания (Методические рекомендации педагогам по реализации ФГОС) / авт.-сост. С. С. Талзи ; под научн. ред. С. В. Ивановой. -СПб.: НОУ «Экспресс», 2016. - 260 с.
12. Развитие профессиональной компетентности педагогов при реализации дидактических возможностей сетевого взаимодействия (методические рекомендации) / под ред. С. В. Ивановой, М. А. Кручининой, О. Н. Кожевниковой. - СПб.: НОУ «Экспресс», 2015. - 112 с.