УДК 378.017+379.8 ББК 4481.352
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО В СОПРОВОЖДЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ДОСУГОВОМ ПРОЦЕССЕ УНИВЕРСИТЕТА
Л.Н. Овинова ЮУрГУ
PEDAGOGICAL PARTNERSHIP IN EDUCATIONAL AND FREE-TIME ACTIVITY SUPPORT AS AN ESSENTIAL CONDITION OF STUDENT MORALITY UPBRINGING MODEL REALIZATION IN THE UNIVERSITY EDUCATIONAL AND FREE-TIME PROCESS
L.N. Ovinova SUSU
Рассмотрено одно из педагогических условий реализации модели воспитания нравственности студентов в образовательно-досуговом процессе университета: педагогическое партнерство в сопровождении образовательнодосуговой деятельности студентов.
Ключевые слова: условие, педагогическое условие, педагогическое партнерство, межпредметная интеграция.
The complex of pedagogical conditions of student morality upbringing model realization in the university educational and free-time process is presented. One of the conditions such as pedagogical partnership in the students educational and free-time activity support is considered. Pedagogical experience in the pedagogical partnership organization problem is summarized.
Keywords: condition, pedagogical condition, pedagogical partnership, inter subject integration.
Целью нашего исследования является разработка модели воспитания нравственности студентов в образовательно-досуговом процессе университета. Результативность работы любой модели зависит в первую очередь от того, в каких условиях она функционирует.
Философская трактовка состоит в том, что условие - это то, от чего зависит предмет, комплекс предметов, характер их взаимодействия, из наличия которых следует возможность существования, функционирования и развития данного предмета [6].
«Педагогические условия» - это совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов и материально-прост-ранственной среды, направленных на решение поставленных в педагогике задач, которые сознательно создаются в образователь-
ном процессе, а их реализация обеспечивает наиболее эффективное протекание этих процессов [4].
В связи с этим мы разделяем мнение ученых о том, что педагогические условия нельзя сводить только к внешним обстоятельствам, к обстановке, к совокупности субъектов, оказывающих влияние на процесс, так как образование личности представляет собой единство субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, сущности и явления. На этом основании необходимо исследовать комплекс внешних и внутренних условий эффективного развития личности.
В каждом конкретном случае можно конкретизировать понятие «педагогическое условие». Педагогические условия воспитания нравственности студентов в образовательно-
Теория и методика профессионального образования
досуговом процессе университета мы понимаем как взаимосвязанную совокупность внешних обстоятельств и внутренних особенностей личности, от наличия которых зависит достижение студентами более высокого уровня нравственной воспитанности.
Выявляя комплекс педагогических условий эффективной реализации модели воспитания нравственности студентов в образова-тельно-досуговом процессе университета, в основе которой лежит гуманно ориентированная системно-синергетическая концепция, мы ориентировались на требования современного общества к выпускнику высшей школы; тенденции изменения содержания образования; результаты выявленной специфики развития нравственности студентов; результаты констатирующего этапа проведения опытно-экспериментальной работы; ведущие идеи гуманно ориентированной системно-синерге-тической концепции.
В результате был выявлен следующий комплекс педагогических условий:
1. Направленность образовательного процесса в университете на побуждение студентов к творчеству.
2. Педагогическое партнерство в сопровождении образовательно-досуговой деятельности студентов.
3. Педагогическое стимулирование инициативности студентов в досуговой деятельности.
Задачей нашего исследования является раскрытие сущности второго педагогического условия: педагогическое партнерство в сопровождении образовательно-досуговой деятельности студентов.
Закономерно, что образовательно-досуго-вый процесс в университете, сориентированный на воспитание нравственности студентов, осуществляется более чем одним педагогом. Педагоги, являющиеся партнерами в педагогическом сопровождении образовательнодосуговой деятельности студентов, сориентированной на воспитание их нравственности, по крайней мере, формально объединены в некую общность, которую можно назвать педагогическим партнерством [5].
Разные педагоги, как известно, наделяются различными профессиональными компетенциями в сопровождении образовательнодосуговой деятельности студентов. Другими словами, между педагогами-партнерами существует разграничение полномочий. Это зна-чит, что каждый педагог самостоятельно ис-
полняет свои полномочия, сопровождая обра-зовательно-досуговую деятельность студентов в соответствующем аспекте. Таким образом, педагоги, входящие в педагогическое партнерство, охватывают различные аспекты образовательной деятельности человека, но при этом они не охватывают ее в целом. В связи с этим в образовательно-досуговой деятельности студент оказывается предоставлен сам себе. Именно студенту приходится самостоятельно определяться с выбором ориентиров в своем нравственном развитии. Ему же приходится искать выход из противоречивых ситуаций, обусловленных, например, методическими различиями в педагогическом сопровождении образовательно-досуговой деятельности разных педагогов.
В соответствии с темой нашего исследования педагогическое партнерство в сопровождении образовательно-досуговой деятельности студентов заключается в том, что, опираясь на общие ориентиры в профессиональной деятельности, педагоги могут согласовывать содержание, методы, формы организации образовательно-досугового процесса с целью воспитания нравственности студентов.
В ходе исследования нами было выявлено, что педагогическое партнерство в образовательно-досуговом процессе, сориентированном на воспитание нравственности студентов, осуществляется многопланово. Нами выделены следующие уровни педагогического партнерства в сопровождении образовательнодосуговой деятельности студентов:
• между преподавателями кафедры иностранных языков (исследование ограничено рамками предмета «Иностранный язык») и преподавателями смежных дисциплин выпускающей кафедры;
• между преподавателями иностранного языка, ведущими занятия на одном факультете;
• между преподавателями иностранного языка, ведущими занятия в одной группе;
• партнерство с педагогами других университетов, в том числе зарубежных;
• партнерские отношения между преподавателями и студентами.
Рассмотрим подробнее реализацию рассматриваемого педагогического условия в практике образовательно-досугового процесса университета, сориентированного на воспитание нравственности студентов на различных уровнях.
Педагогическое партнерство между преподавателями кафедры иностранных языков
(исследование ограничено рамками предмета «Иностранный язык») и преподавателями смежных дисциплин выпускающей кафедры предполагает опору на выявление межпредметных связей, которые способствуют эффективному протеканию процесса воспитания нравственности студентов в образовательнодосуговом процессе университета.
Междисциплинарная интеграция рассматривается сегодня в качестве новой дидактической концепции целостного образовательного процесса вуза [1, 3].
В современной педагогической теории содержатся различные подходы к определению междисциплинарной интеграции в высшей школе. Рассмотрим основные из них (см. таблицу).
Нами был проведен анализ учебных программ дисциплин, преподаваемых в группах, участвующих в опытно-экспериментальной работе по реализации модели воспитания нравственности студентов в образовательнодосуговом процессе университета, для выяв-
ления межпредметных связей и установления педагогического партнерства на этом уровне.
В результате мы выявили содержательные связи дисциплины «Иностранный язык» с такими предметами, как: «Культорология», «Правоведение», «Философия», «Этика», «Эффективный менеджмент», «Международный деловой этикет», которые служат овладению студентами этическими знаниями. Опираясь на приобретенные этические знания при изучении различных учебных дисциплин, студенты имеют возможность комплексного видения подходов в решении сложных проблем реальной действительности.
Задачами реализации педагогического партнерства между педагогами-предметниками являются:
• выявление общих элементов содержания различных предметов для определения «возможных» межпредметных связей, обладающих потенциалом для воспитания нравственности студентов в образовательно-досуговом процессе университета;
Подходы к определению междисциплинарной интеграции в современной педагогике
Автор Определение междисциплинарной интеграции
Абдулаева П.З. Построение целостной системы структур учебных дисциплин, которая обеспечивала бы эффективное использование связей между их содержанием
Вишнякова Е.Г. Объединение знаний и практических действий на всех этапах подготовки специалиста, синтез всех форм занятий относительно каждой конкретной цели образования в вузе
Герасимович ЕЕ. Определенная система в деятельности преподавателя, направленная на решение ряда задач, а именно: повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерности за счет их многогранной интерпретации; в изменении эмоционального отношения к изучаемым проблемам и явлениям
Иванов В.Г. Взаимовлияние, взаимопроникновение и взаимосвязь содержания различных учебных дисциплин с целью направленного формирования у студентов всесторонней, комплексной, диалектически взаимосвязанной целостной системы научных представлений о тех или иных явлениях, сторонах и свойствах материального мира или общественной жизни, составляющих предмет данной учебной дисциплины
Панкратова ОЛ. Дидактически целесообразное сочетание обучения общеобразовательным и профилирующим дисциплинам, с применением компьютерных коммуникационных технологий, которые выступают как мощное средство в решении задач познавательной и профессиональной деятельности
Поршнева Е.Ф. Составление единого блока, объединенного целями, методами и средствами, исходя из общих профессионально значимых функций, формирующих у студентов качественно новую целостную систему интегративных знаний и умений
Теория и методика профессионального образования
• выявление элементов содержания, требующих предварительного изучения в другом предмете, для определения «необходимых» (предшествующих и перспективных) межпредметных связей.
Практическая реализация междисциплинарной интеграции данных предметов заключалась в выполнении следующих условий: распределение и перераспределение тем в учебных программах во взаимосвязи с выделенными дисциплинами; организация разнообразных форм образовательно-досугового процесса (интегрированные занятия, профессиональные деловые игры и т.д.); создание различных междисциплинарных проектов.
Так были перераспределены темы курса «Деловой немецкий язык». Было решено, что данный курс целесообразно изучать после дисциплин «Эффективный менеджмент», «Международное право», для того чтобы у студентов было достаточно знаний о специфике профессиональной деятельности для обсуждения нравственных проблем в пределах этой деятельности на иностранном языке. Мы уверены в том, что педагогическое партнерство преподавателей предметников, основанное на межпредметной интеграции оказывает эффективное влияние на развитие нравственности студентов.
Немаловажное значение имеет при этом существенная перестройка и совершенствование методов и форм организации образовательного процесса, в числе которых:
• интегрированные занятия;
• межпредметные экскурсии;
• межпредметные конференции;
• межпредметные конкурсы;
• межпредметные олимпиады;
• подготовка студентами докладов межпредметного характера.
Так как наше исследование проводится на материале предмета «Иностранный язык», достаточно перспективной формой педагогического партнерства в решении проблемы воспитания нравственности студентов является партнерство с преподавателями других университетов, в том числе и зарубежных. Неоценимый вклад в реализацию идеи педагогического партнерства с зарубежными педагогами вносит программа студенческого обмена Южно-Уральского государственного университета и Горной академии Фрайберга (Германия). В рамках данной программы студенты нашего университета имеют возможность ежегодно летом совершать поездку в
Германию для изучения немецкого языка и знакомства со страной изучаемого языка, со студентами немецкого вуза, с их образом жизни, традициями, особенностями.
Реализуемый в рамках данной программы уровень педагогического партнерства, а именно партнерство с преподавателями зарубежного вуза, способствует воспитанию у студентов культурной толерантности. Культурная толерантность предполагает наличие способности постигать чуждые формы культурного многообразия, уважительно относиться даже к тем проявлениям культуры другого народа, которые непонятны и вызывают при первом соприкосновении с ними резкое неприятие. Диалог культур - это основа актуальной в настоящее время народной дипломатии, востребованной в различных зонах как разразившихся, так и латентных и потенциальных конфликтов. Толерантность рассматривается нами в качестве одной из характеристик нравственности личности. В связи с этим понятна целесообразность воспитания толерантности для достижения цели нашего исследования. Воспитанию культурной толерантности способствует содержание программы студенческого обмена, которая предполагает реальное знакомство с социокультурными ценностями страны изучаемого языка.
Организация партнерства преподавателей и студентов основывается на неизменно уважительном отношении к личности воспитуе-мого как полноценного и равноправного партнера любой совместной деятельности. Идея равенства, партнерства и взаимного уважения друг к другу лежит в основе так называемой педагогики сотрудничества [2], принципы которой совершенно неоспоримы в вузовском образовании. Как утверждают многие крупные ученые и педагоги, основатели известных научных школ, наибольший учебный и воспитательный эффект достигается в таких ситуациях, когда учитель и ученик вместе решают задачу, ответ на которую не знает ни тот, ни другой. В этом случае феномен партнерства выражен максимально.
Партнерские отношения со студентами в образовательно-досуговом процессе университета, сориентированном на воспитание нравственности студентов, реализуются в подготовке и проведении учебных занятий, в подборе дополнительных материалов к занятию, в разработке замысла досуговой деятельности, подготовке и проведении мероприятий в рамках досуговой деятельности.
Таким образом, можно определенно констатировать, что, во-первых, в образовательном процессе имеют место предпосылки, необходимые для реализации такого педагогического условия, как партнерство в сопровождении образовательно-досуговой деятельности студентов. Во-вторых, претворение данных предпосылок в практику образования зависит от его участников, от того, насколько последовательно и компетентно они будут пользоваться этими предпосылками в своей деятельности и во взаимодействии с партнерами. В-третьих, организация партнерства в сопровождении образовательно-досуговой деятельности студентов обусловливает эффективность реализации модели воспитания нравственности студентов в образовательном процессе университета.
Литература
1. Абдулаева, 77.3. Реализация междисциплинарной технологии в формировании
информационной культуры юристов в прогрессе профессиональной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук / ИЗ. Абдуллаева. -Махачкала, 2005. - 27 с.
2. Амонашвили, Ш.А. Основания педагогики сотрудничества // Новое педагогическое мышление / Ш.А. Амонашвили; под ред. А.В. Петровского. -М, 1989. - С. 144-177.
3. Вишнякова, Е.Г. Междисциплинарный сетевой учебно-методический комплекс как средство повышения эффективности обучения в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.Г. Вишнякова. -М.у 2007. -22 с.
4. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Код-жаспиров. - М.: Академия, 2000. -176 с.
5. Сериков, Г.Н. Педагогика. Кн. 1: Объект исследований. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005.-440 с.
6. Философский словарь/подред. И.Т. Фролова. -М.: Политиздат, 1991. - 560 с.
Поступила в редакцию 3 февраля 2009 г.