Научная статья на тему 'Технология воспитания нравственности студентов в образовательно-досуговом процессе'

Технология воспитания нравственности студентов в образовательно-досуговом процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ДОСУГОВЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овинова Лада Николаевна

Учитывая актуальность проблемы, в статье рассматривается один из способов воспитания нравственности студентов. Автором предложена технология воспитания нравственности студентов в образовательно-досуговом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология воспитания нравственности студентов в образовательно-досуговом процессе»

5. Носкова, О. Л, Блеск и нищета экологического воспитания и образования (к механизмам достижения устойчивого развития) [Текст]/О. Л. Носкова, Г. С. Розенберг // Экологический вестник Югории, 2006. Т. 3. - С. 14-19.

6. Пивоварова, Т. П. Программа «Экологическое воспитание, и просвещение населения г. Тольятти на 1999-2005 гг.» [Текст]/Т. П. Пиаоварова-Тольятти,2006.-52 с.

7. Панов, В. И. Экологическая психология: Опыт построения методологии [Текст] / В. И. Панов М.: Наука, 2004. - 197 с,

8. Рытов, Г. Л. Актуальные вопросы экологического образования и воспитания на современном этапе [Текст] / Г. Л. Рытов // Вестник СамГУ - Естественнонаучная серия, 2004. — № 8 (58).

9. Ясвин, В. А, Психология отношения к природе [Текст] / В. А. Левин - М.: Смысл, 2000,

УДК 378 + 379.8

Овинова Лада Николаевна

Соискатель, старший преподаватель кафедры иностранных языков Южно-Уральского государственного университета, [email protected], Челябинск

ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ДОСУГОВОМ ПРОЦЕССЕ

Ovinova Lada Nikolaevna

Competitor, senior teacher of foreign languages department, South-Ural State University, [email protected], Cheljabinsk

TECHNIQUES OF STUDENT MORAL UPBRINGING IN EDU С ATI ON AL-LEI SURE PROCESS

В нормативно-правовых документах сферы образования, определяющих социальный заказ государства, предъявляются высокие требования не только к уровню профессиональных знаний и умений выпускника вуза, но и к воспи танию личностных качеств, в том числе к его нравственности.

В разработке технологии воспитания нравственности студентов в образовательно-досуговом процессе мы опирались на научные исследования Е. В. Бондаревской, Э. Ф, Зеера, И. А. Зимней, А. К. Марковой, Г. Н. Серикова, В. Д. Шадрикова.

В последние годы появились исследования, содержащие глубоко проработанные пути и средства воспитания студенческой молодежи (Д. Н. Г’угин, С. Г. Заец, Л. Н. Конягина, Т. И. Петракова, А. В. Фатов).

Рассматривая понятие «нравственность», мы взяли за основу определение Г. Н. Серикова, согласно которому нравственность - характеристика специалистов, в которой отражаются личные духовные и душевные качества, проявляющиеся в процессе осуществления ими профессиональной де-

ятельности и обусловливающие сущность самой этой деятельности, а также оказывающие влияние на ее результаты [3, с. 123].

Воспитание нравственности студентов - это целенаправленное и систематическое взаимодействие преподавателей и студентов в ходе преднамеренного создания и корректировки условий с целью повышения уровня развития нравственности студентов.

Опираясь на общее понятие «технология воспитания» [5, с. 212], в предлагаемой статье рассматривается технология воспитания нравственности студентов в образовательно-досуговом процессе с позиции гуманно ориентированной системно-синергетической методологии. В соответствии с данной методологией образовательно-досуговый процесс - это целостность, состоящая из образования и досуга, объединение которых предпринято с целью личностного развития его участников. Досуг используется в качестве «полигона» апробации студентами каких-то аспектов усвоенных в образовательном процессе знаний и умений [4, с. 212].

Соответствующая технология воспитания нравственности студентов предполагает:

- акцентирование содержания образования на аспектах применения усвоенного социального опыта в досуговой деятельности;

- вовлечение студентов в поиск вариантов досуговых мероприятий, направленных на использование усвоенных в образовательном процессе знаний и умений;

-диагностирование: содержания, усвоенного в образовательном процессе; вариантов организации досуговых мероприятий; результатов опыта в досуговом процессе.

По результатам диагностики вносятся коррективы в содержание образовательно-досугового процесса, в его организацию, в частности рассматриваются новые варианты применения содержания образования в досуговой деятельности. Таким образом, воспитание нравственности студентов в образовательно-досуговом процессе получает дальнейшее развитие, но с учетом проведенной коррекции.

Данная технология представляет собой систему мер, реализуемую в подборке дополнительного учебного материала для предметов гуманитарного цикла, который (учебный материал) может служить присвоению или расширению объема нравственных знаний и умений студентов; в спецкурсе «Уроки жизненного опыта», а также в программе досуговых мероприятий.

Система мероприятий досугового процесса связана с изучением иностранного языка и представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих форм, методов и видов деятельности, объединенных общими целями.

Особенностями воспитания в досуговом процессе являются:

- добровольное включение в досуговую деятельность;

- воспитание представляет собой организованное взаимовоспитаиие;

- воспитание носит «скрытый» характер.

Среди прочих (общественная, познавательная) именно ценностно-ориентационная деятельность в сфере досуга представляет собой процесс формирования нравственных убеждений, нравственных взглядов, усвоения нравственных норм. Для этого богатые возможности имеются при организации бесед, круглых столов, тематических и развлекательных мероприятий.

Для реализации досуговой деятельности, сориентированной на воспитание нравственности студентов, нами была апробирована клубная форма.

«Клуб любителей немецкого языка» был создан на кафедре иностранных языков Южно-Уральского государственного университета в 2005 г.

Основными направлениями деятельности «Клуба любителей немецкого языка» являются познавательная и ценностно-ориентационная.

Так как основу ценностно-ориентационной деятельности составляет общение, которое по определению X. Й. Лийметса, является «обменом ценностей», то традиционными мероприятиями «Клуба любителей немецкого языка» стали: этический театр, праздничные театрализованные вечера, вечера-портреты, вечера-встречи, литературно - музыкальные гостиные, выставки художественного перевода.

Применительно к досуговой деятельности в рамках работы «Клуба любителей немецкого языка» воспитание нравственности студентов предусматривает культуру поведения студентов во время репетиций, в процессе подготовки и проведения мероприятия; их взаимоотношения, проявление чувства дружбы, правдивости, скромности и других нравственных качеств личности.

К методам, используемым для воспитания нравственности студентов в досуговом процессе мы вслед за А. Д. Жарковым [1, с, 96] относим:

- театрализацию;

- иллюстрирование;

- игру.

При организации образовательно-досугового процесса, направленного на воспитание нравственности студентов, мы опирались на поэтапное движение процесса нравственного развития личности, обоснованного А. А. Лобановым, А. И. Шемшуриной [2; 6]. Нами выделено три этапа воспитания нравственности студентов в образовательно-досуговом процессе.

На первом этапе проводится корректировка учебных программ с учетом выявленного уровня ценностных ориентаций студентов. Цель данной корректировки в смещении акцентов при реализации образовательно-досугового процесса для осуществления ориентирования студентов в области морали и нравственности через широкий спектр насыщения студентов этическими знаниями; ознакомление студентов с социальным опытом, в котором отражена реализация норм морали в различных текстовых единицах (пословицах, афоризмах, текстах, кино- и видеоматериалах).

Достижение поставленных целей и задач на первом этапе происходило за счет специальным образом отобранного материала, использования разнообразных форм и методов образовательного процесса. На каждом занятии

студентам предлагался материал, затрагивающий вопросы нравственного характера, Как правило, это базовый текст, кино — или видеосюжет, содержащие нравственную коллизию для дальнейшего обсуждения на основе разработанных к ним заданий и вопросов.

Досуговые мероприятия на первом этапе направлены на эмоциональнообразное сосредоточение студентов на нравственных ориентирах через накопление эмоциональных реакций в ходе просмотра кинофильмов, встреч с интересными людьми, просмотра и участия в театральных постановках.

По окончании первого этапа студентам предлагается ответить на вопросы теста, выявляющего степень развития осведомленности студентов в области этики, Кроме теста ведется наблюдение, чтобы выявить: а) характер отношений студентов друг с другом, б) специфику его нравственной самооценки, в) степень удовлетворения от участия в досуговом мероприятии, г) своеобразие поведения в конфликтных ситуациях.

На втором этапе студентам предоставляется возможность проанализировать, самостоятельно дать оценку, выразить собственное мнение о различных ситуациях нравственного выбора, актуальных нравственных проблемах, содержащихся в текстах, литературных произведениях, кино- и видеосюжетах, театральных постановках. Студентам предлагаются для обсуждения моральные дилеммы из различных сфер жизнедеятельности человека на основе разработанного спецкурса «Уроки жизненного опыта».

Спецкурс «Уроки жизненного опыта» предназначен для студентов гуманитарных специальностей университета, рассчитан на 34 часа (2 часа в неделю в течение одного семестра).

Цельданногокурса-способствоватьвозникновению нравственных чувств инаих основе развитию нравственныхубежденийстудентоввходечтенияиана-лиза литературных и публицистических произведений, материалов прессы.

Используя данный спецкурс с целью воспитания нравственности студентов, мы придерживались следующих ключевых позиций:

- литературное (художественное, публицистическое) произведение в нашем случае не самоцель, а средство, поэтому изучается выборочно, уделяя главное внимание нравственным проблемам;

- на занятиях спецкурса первостепенное значение придаем человекоформирующей функции литературы,

- нравственные проблемы при анализе произведений мы не просто затрагиваем, а акцентируем на них всеобщее внимание студентов.

Остановимся на особенностях технологии проведения занятой спецкурса, направленного, прежде всего, на нравственное воспитание студентов.

Учитывая, что сформировать нравственную активность можно, только соединив самостоятельное нравственное действие с самостоятельным нравственным мышлением-анализом, оценкой явлений жизни с нравственной позицией, осуществлением морального выбора, мы выбираем проблемное преподавание. Использованиеситуаций нравственного выбора-содержательный стержень воспитания нравственности студентов в ходе данного спецкурса.

Проблемное преподавание предполагает разнообразные методические приемы создания проблемных ситуаций. Проблемные задачи активизируют интеллектуальную, исследовательскую, творческую деятельность студентов и помогают интериоризации студентами нравственных ценностей.

Кроме того, на занятиях по спецкурсу мы активно использовали игровую методику, в частности игры-ситуации. Их преимущество заключается в том, что для участия в них не требуется специальной репетиции, поэтому непредсказуемость результата способствовала заинтересованности студентов к событийной стороне игры.

На заключительном занятии по спецкурсу «Уроки жизненного опыта» проводится читательская конференция, на которой студентам предлагается выступить с подготовленным обзором художественных и публицистических произведений, не вошедших в программу спецкурса, нравственные проблемы которых особенно понятны и интересны студентам.

Досуговая деятельность второго этапа технологии воспитания нравственности студентов непосредственно связана с содержанием изучаемого в образовательном процессе спецкурса «Уроки жизненного опыта». В ходе обсуждения нравственных проблем, поднимаемых в материалах спецкурса, на практических занятиях, во внеаудиторной работе, на заседаниях «Клуба любителей немецкого языка» идет выяснение и обсуждение досуговых предпочтений студентов. На основе обсуждения выявленных досуговых предпочтений студентов рождается замысел досуговых мероприятий и затем предлагается развернутый план досуговых мероприятий.

План каждого досугового мероприятия широко обсуждается студентами при поддержке преподавателя, при этом студентам предоставляется возможность проявить инициативу в организации запланированного досугового мероприятия (написание сценария, распределение ролей, определение места и времени проведения репетиций, подбор костюмов, музыкального сопровождения, поиск помещения, приглашение гостей, фото-, видеосъемка; покупка билетов, выбор времени посещения театра, музея, кино).

Досуг для студентов на данном этапе заключается в приобщении к разработке развернутого плана его реализации, а непосредственное участие в досуговых мероприятиях для студентов необязательно и зависит от досуговых предпочтений студента.

Диагностика результатов второго этапа воспитания нравственности студентов в образовательно-досуговом процессе проводится с целью: а) выявления уровня знаний спецкурса «Уроки жизненного опыта»; б) выявления уровня инициативности студентов в досуговой деятельности; с) определения направлений деятельности со студентами, не проявившими инициативы к участию в организованном досуге; д) определения степени продвижения или изменений в ценностных ориентациях личности студента.

На основе результатов диагностики второго этапа воспитания нравственности студентов в образовательно-досуговом процессе университета разрабатывается содержание следующего этапа воспитания.

Задачи третьего этапа воспитания нравственности студентов в образовательно-досуговом процессе университета решаются в рамках досугового процесса, рассматриваемого нами в качестве компонента целостного обра-зователыю-досугового процесса, сориентированного на воспитание нравственности студентов, который служит фактором воспитания учащихся, ибо они на практике могут пользоваться ценностями, декларативно усвоенными в когнитивной деятельности [4, с. 212].

На третьем этапе акцент ставится непосредственно на досуге, осуществляется подготовка и проведение досугового мероприятия со студентами, которые проявили интерес к данному мероприятию и инициативу к участию в нем. В рамках работы «Клуба любителей немецкого языка» проводятся только те досуговые мероприятия, которые интересны студентам. Самыми популярными мероприятиями среди студентов являются литературно-музыкальные гостиные, театральные постановки по произведениям немецких писателей, театрализованные праздничные представления, поездки в страну изучаемого языка.

Одновременно проводится работа по привлечению к участию в организованном досуге тех студентов, которые не проявили к нему интереса. С этой целью проводится корректировка в организации и содержании образовательного процесса, сориентированного на воспитание нравственности и решаются конкретные задачи по организации досуга студентов.

Цель диагностики результатов третьего этапа воспитания нравственности студентов в образовательно-досуговом процессе заключается в определении уровня развития нравственности студентов; в выявлении изменений в уровне владения иностранным языком, в отношении к изучению иностранного языка.

На основании результатов третьего этапа воспитания нравственности студентов в образовательно-досуговом процессе возможно внесение корректив в образовательный процесс по иностранному языку за счет использования воспитательных технологий в образовательном процессе, дальнейшее побуждение студентов к проявлению инициативы в досуговой деятельности.

Опыт разработки и использования технологии воспитания нравственности в образовательно-досуговом процессе позволяет сделать следующие выводы:

- процесс обучения принимает воспитывающее направление, если он объединяет цели и задачи обучения с целями и задачами воспитания, для чего используются формы и методы, способствующие развитию нравственной сферы личности;

- освоению моральных ценностей, заключенных в содержании учебного материала, способствует процесс эмоционально-оценочной деятельности;

- основным видом деятельности в досуговом процессе, способствующим воспитанию нравственности студентов, является ценностно-ориентационная деятельность;

- результативность воспитания нравственности студентов достигается за счет использования потенциала целостного образовательно - досугового процесса.

Библиографический список

1. Жарков, А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности [Текст]: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. 2-е изд., перераб. И дол. / А. Д. Жарков - М.: Изд-во МГУК, ИПО «ПРОФИЗДАТ», 2002. - 288 с.

2. Лобанов, А. А. Основы профессионально-педагогического общения [Текст]: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений. / А. А. Лобанов - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с.

3. Сериков, Г. Н. Образование: аспекты системного отражения [Текст] / Г. Н. Сериков. - Курган: Зауралье, 1997. -464 с,

4. Сериков, Г. Н. Образование и развитие человека [Текст] / Г. Н. Сериков -М,: Мнемозина, 2002. - 416 с.

5. Сумина, В. Е. Концептуальные основы разработки технологий воспитания средствами иностранного языка в техническом вузе [Текст] /В. Е. Сумина //Труды 6-й международной научно-практической Интернет-конференции «Преподаватель высшей школы в XXI в.» Сборник 6. - Часть 2. — Ростов-н-Д: Рост. Гос. Ун-т путей сообщения, 2008. - 368 с.

6. Шемшурина, А. И. Основы этической культуры: книга для учителя [Текст] / А. И. Шемшурина.-М.: ВЛАДОС, 1999.-122 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.