Научная статья на тему 'Педагогическое образование: направления перемен'

Педагогическое образование: направления перемен Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
363
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONAL PEDAGOGICAL ACTIVITIES / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трубина Людмила Александровна

В статье рассматриваются проблемы подготовки педагогов к реализации федеральных государственных стандартов общего образования с учетом реальных условий системы образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трубина Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical education: directions of change

The paper discusses the issues of teacher training for realization of federal state standards of general education taking into account the real condition of the educational system

Текст научной работы на тему «Педагогическое образование: направления перемен»

Л. А. Трубина

(Москва)

Педагогическое образование: направления перемен

В статье рассматриваются проблемы подготовки педагогов к реализации федеральных государственных стандартов общего образования с учетом реальных условий системы образования

Педагогические кадры формируют основу всего кадрового корпуса страны, обеспечивая обучение, воспитание, развитие и социализацию детей, а также непрерывное образование взрослых. В современном мире актуализируется задача проведения институциональных изменений в подготовке педагогических кадров с учетом стремительных перемен, происходящих в образовании. Растет число детей дошкольного возраста, дошкольное образование законодательно выделено в отдельный уровень общего образования, развиваются его вариативные формы, в том числе негосударственные и семейные. Принят ФГОС для этого уровня образования. Обозначилась тенденция к увеличению количества первоклассников. Начальная школа перешла на новые принципы обучения в соответствии с ФГОС, в ближайшее время этот процесс будет поэтапно происходить в основной и старшей школе. Особого внимания требует кадровое обеспечение работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и обучения лиц с особыми образовательными потребностями. В центре внимания государства находится работа с одаренными детьми и система дополнительного образования детей и взрослых. Важной областью деятельности педагогов остается сельская (чаще всего малокомплектная] школа.

Поставленная в послании Президента РФ Федеральному собранию (2012 г.] задача укрепления духовно-нравственных основ общества требует переосмысления подходов к воспитанию, социализации, преодоления негативных и кризисных явлений в молодежной среде. Востребованы специалисты с педагогическим образованием в органах внутренних дел для работы с детьми и подростками с девиантным поведением; в системе социальной помощи и социальной защиты семей с детьми, детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; в органах управления образованием.

Реализация концепции «образование в течение всей жизни» требует специально обученных педагогов, которые запрашиваются корпоративными университетами, различными структурами кратковременного обучения, повышения квалификации и переподготовки.

Усложнение инфраструктуры образовательной деятельности актуализирует задачи подготовки специалистов в области образовательного менеджмента и маркетинга, образовательного права, 1Т-технологий, педагогического дизайна и др. для работы в сфере образования. Нельзя не отметить появления новых тенденций, связанных с вхождением России в мировое образовательное пространство. Все это свидетельствует о значительном расширении сфер и видов профессиональной деятельности педагогов и появлении принципиально новых требований к их профессиональным компетенциям.

В то же время в государственных документах, научных исследованиях, высказываниях ведущих экспертов констатируется разрыв между потребностями модернизируемой системы образования и ее кадровым обеспечением. Задача активных действий в этом направлении стоит уже в течение целого ряда лет. Еще в 2000 и 2001 годах были разработаны и утверждены коллегией Министерства 2 программы по модернизации системы подготовки педагогических кадров, однако они не были профинансированы и реализованы. Одна из причин этого - отсутствие на тот период четко определенных современных приоритетов государственной образовательной политики, принятой всем обществом системы ценностных ориентиров. Без такого «социального заказа» вряд ли можно говорить о серьезном реформировании подготовки педагогов. В последние годы отдельные мероприятия в области модернизации педагогического образования были выполнены в рамках приоритетного национального проекта «Образование», ФЦПРО. Однако большинство

из них касались не подготовки, а переподготовки и повышения квалификации действующих учителей.

В настоящее время ситуация изменилась. Решающее значение для проведения модернизации приобрели интенсивные меры государства по повышению социального престижа педагогической профессии, ускорению темпов роста заработной платы учителей и преподавателей вузов, поддержке молодых педагогов и ученых. Ориентиры и программа действий на ближайший период определены в Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и Распоряжении Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 2620-р (план мероприятий («дорожная карта»] «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»]. В соответствии с этими документами модернизация педагогического образования вошла в число приоритетов государства на 2013-2015 годы.

Впервые в системном виде сформулированы требования к учителю со стороны работодателя. Они представлены в проекте профессионального стандарта педагога, подготовленном коллективом под руководством Е. А. Ямбурга. Заложенные здесь ориентиры будут способствовать корректировке ФГОС ВО и основных образовательных программ подготовки педагогов, которые разработаны и введены в действие значительно раньше появления этого документа.

При Минобрнауки России создана рабочая группа по институциональным изменениям в педагогическом образовании, которой подготовлены и широко обсуждены на прошедших крупномасштабных форумах в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Красноярске соответствующие предложения. Обсуждая направления предполагаемых изменений, необходимо дать характеристику основных проблем, сгруппировав их по двум блокам: педагогическое образование (подготовка педагогов] и профессиональная деятельность педагогов.

В области педагогического образования можно констатировать медленный и далеко не всегда последовательный переход вузов на новые принципы обучения, определенные федеральными государственными образовательными стандартами, прежде всего на ком-петентностно-деятельностный подход, лич-

ностно-ориентированное обучение, интенсивные образовательные технологии, включая сетевые формы обучения. С этим связаны особые сложности в подготовке будущих учителей к реализации федеральных государственных стандартов общего образования. Заложенные в них требования не только к предметным, но также к метапредметным и личностным результатам обучения еще недостаточно учтены в образовательном процессе высшей школы, и это углубляет «зазор» между вузом и школой. Серьезные проблемы существуют в подготовке будущих педагогов к работе с различными категориями детей, с родителями. Ставшая реальностью новая информационная среда, повсеместное распространение электронных носителей требуют пересмотра содержания и технологий обучения.

Основное направление идущих дискуссий связано с поиском ответа на вопрос: как перестроить подготовку педагогов в сторону учета реальных условий системы образования? При этом необходимо отметить важность системных психолого-педагогических исследований, создающих научную основу процессов реформирования. Одно из важнейших направлений реформы, которое со всей очевидностью обозначается сегодня, - это изменение принципов обучения в высшей педагогической школе. Предстоит обеспечить подготовку не только (и не столько] в вузовской аудитории, сколько на базе образовательных учреждений (по «клиническому» принципу, пользуясь терминологией медиков]. Таким образом, школа из «младшего брата» должна превратиться в равноправного партнера по подготовке педагогов. В этой связи актуален вопрос о необходимости включения общеобразовательных организаций в структуру вузов. Для этого предстоит решить ряд проблем нормативного характера в области межбюд-жетных отношений, исчисления педагогического стажа и др.

На иных принципах предстоит построить психолого-педагогическую, в том числе исследовательскую, подготовку в вузе. Необходимо изменить организацию практики, которая должна приобрести непрерывный и системный характер, включая длительные стажировки. У Московского педагогического государственного университета (МПГУ] есть опыт проведения годичной практики студентов в период их обучения в вузе. Коллегами

обсуждается интернатура после окончания бакалавриата как элемент допуска к педагогической профессии вне зависимости от базового образования. В новых подходах нуждается предметная подготовка, составляющая фундамент профессиональной компетентности учителя. Несмотря на расширение сфер и видов деятельности, педагог - это прежде всего учитель одного, двух, в малокомплектной школе - и более предметов. Проблема качественной предметной подготовки особенно значима с учетом базового характера общего образования в системе образования в целом.

Научная фундаментальность - отличительное свойство российского образования, это наше конкурентное преимущество, которое не может и не должно быть утеряно. Данный тезис особенно важен в связи с раздающимися порой утверждениями о том, что предметная составляющая работы учителя в эпоху господства Интернета не является столь важной, как это было прежде. С таким подходом мы категорически не можем согласиться.

В то же время нельзя не видеть, что само содержание понятия «фундаментальность» существенно изменилось, в педагогическом образовании это непосредственным образом связано с меняющимся содержанием общего образования. В качестве аргумента достаточно провести анализ примерных программ школьных предметов и требований к результатам обучения по каждому из них.

Ряд важных проблем, требующих неотложных мер, касается структурно-организационных вопросов. Одна из них - отбор в вуз. Распространенной является точка зрения о «двойном негативном отборе», снижающем качество педагогических кадров в нашей стране. Речь идет о том, что, как показывают результаты ЕГЭ, на программы педагогического профиля поступают не самые сильные абитуриенты, в то же время не всегда лучшие выпускники идут на работу в школу. Здесь необходимо сделать оговорку: это утверждение во многих аспектах спорно и зависит от конкретных вузов. Но в целом очевидно, что при поступлении на педагогические программы нельзя ограничиваться только результатами ЕГЭ.

Отдельные усилия должны быть направлены на создание современной системы профориентации, отбора и мотивации абиту-

риентов, поступающих на направления подготовки педагогов. Наш университет предложил ввести, наряду с ЕГЭ, дополнительное испытание профессиональной направленности, которое позволило бы учесть мотивированность и готовность абитуриентов - будущих педагогов - к обучению и работе в соответствии с избранным педагогическим профилем. Это позволит в дальнейшем повлиять на процесс трудоустройства и закрепления молодых в системе образования.

Обеспечение входа в профессию - еще одно направление предстоящих изменений. Этот процесс активизировался в связи с ожидаемым приходом в педагогическую профессию лиц без базового образования, а значит, и необходимой психолого-педагогической подготовки. Все более четко проводится разграничение между образованием, которое дают вузы, и правом на профессиональную педагогическую деятельность, которое должен обеспечить квалификационный экзамен вне стен вуза. Все этапы этой процедуры еще только предстоит разработать.

Одна из самых острых проблем - ответ на вопрос: кто будет готовить педагогов с современными профессиональными компетенциями?

Наиболее горячо обсуждается сегодня вопрос об изменениях в сети педвузов. Эта острота «подогрета» результатами мониторинга, впервые проведенного Минобрнауки России осенью 2012 г. Необходимо подчеркнуть: задача подготовки педагогов является главной только для педвузов. В настоящее время их осталось 35 (было выше 100], в то время как подготовку педагогов по программам УГН «Образование и педагогика» ведут свыше 170 вузов - классических университетов, вузов технических, художественных и т.д. При этом все проблемы, о которых шла речь выше, в полной мере касаются всех вузов, где такая подготовка ведется, вне зависимости от их профильной принадлежности. Что же касается структурных изменений в сети педвузов, то, как свидетельствуют выступления руководителей Министерства, по каждому вузу решение должно приниматься с учетом объективных показателей деятельности и мнения субъектов. Учет потребностей и особенностей регионов - главный акцент в создании новой сети педагогических вузов.

В ситуации быстрых системных изменений важной является задача поддержки лиде-

ров педагогического образования. На ведущие федеральные педагогические университеты предлагается возложить обязанности по проведению опережающих педагогических и психолого-педагогических научных исследований, подготовке педагогических и научно-педагогических кадров для всех уровней образования, повышению их квалификации и профессиональной переподготовки, научно-методическому обеспечению реформирования образования, по координации деятельности всех учреждений, имеющих отношение к кадровому обеспечению образования. В федеральных округах целесообразно было бы определить базовые педагогические

университеты на основе уточненных критериев, учитывающих профильную специфику вузов и региональные особенности. Одно из направлений структурных реформ - присоединение, с учетом мнения регионов, слабых педагогических вузов к сильным классическим университетам. Принцип вариативности в получении педагогического образования и усиление конкуренции в подготовке педагогов могли бы способствовать повышению качества педагогического корпуса. В координации деятельности вузов важную роль должны сыграть государственно-общественные организации и профессиональные объединения педагогов.

Литература

1. Забродин Ю. М. Учитель для новой школы - психолого-педа-гогическая подготовка // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. - № 2 . - С. 14-18.

2. Засыпкин В. П., Зборовский Г. Е. Модернизация педагогического образования // Социологические исследования. - 2011. -№ 2. - С. 87-93.

3. Москвина Н. Б. Изменения в высшем образовании глазами преподавателей // Педагогическое образование и наука. - 2012. -№ 6. - С. 55-60.

4. Профессиональный стандарт педагога : проект / [Е. А. Ям-бург и др.] (Проект ПСП группы Е. Ямбурга]. - 16 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.edu.cap.ru/home/10977/documents/ prof_standarty/proekt-profstandarta_yamburg.pdf/

5. Рябов В. В., Ракитов А. И., Русецкая М. Н. Педагогическое образование и будущее России // Высшее образование в России.

- 2012. - № 6. - С. 14-21.

6. Сорокина Н. Д. Изменения в российском образовании в условиях новых вызовов // Социология образования. - 2013. - № 11. -С. 49-58.

7. Фельдштейн Д. И. Психолого-педагогические основания современного образования // Профессиональное образование. Столица. - 2011. - № 2. - С. 2-6.

8. Ямбург Е. А. Ищу учителя, или как нам модернизировать систему педагогического образования // Народное образование.

- 2013. - № 2.- С. 100-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.