Л. А. Трубина
(Москва)
Педагогическое образование: направления перемен
В статье рассматриваются проблемы подготовки педагогов к реализации федеральных государственных стандартов общего образования с учетом реальных условий системы образования
Педагогические кадры формируют основу всего кадрового корпуса страны, обеспечивая обучение, воспитание, развитие и социализацию детей, а также непрерывное образование взрослых. В современном мире актуализируется задача проведения институциональных изменений в подготовке педагогических кадров с учетом стремительных перемен, происходящих в образовании. Растет число детей дошкольного возраста, дошкольное образование законодательно выделено в отдельный уровень общего образования, развиваются его вариативные формы, в том числе негосударственные и семейные. Принят ФГОС для этого уровня образования. Обозначилась тенденция к увеличению количества первоклассников. Начальная школа перешла на новые принципы обучения в соответствии с ФГОС, в ближайшее время этот процесс будет поэтапно происходить в основной и старшей школе. Особого внимания требует кадровое обеспечение работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и обучения лиц с особыми образовательными потребностями. В центре внимания государства находится работа с одаренными детьми и система дополнительного образования детей и взрослых. Важной областью деятельности педагогов остается сельская (чаще всего малокомплектная] школа.
Поставленная в послании Президента РФ Федеральному собранию (2012 г.] задача укрепления духовно-нравственных основ общества требует переосмысления подходов к воспитанию, социализации, преодоления негативных и кризисных явлений в молодежной среде. Востребованы специалисты с педагогическим образованием в органах внутренних дел для работы с детьми и подростками с девиантным поведением; в системе социальной помощи и социальной защиты семей с детьми, детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; в органах управления образованием.
Реализация концепции «образование в течение всей жизни» требует специально обученных педагогов, которые запрашиваются корпоративными университетами, различными структурами кратковременного обучения, повышения квалификации и переподготовки.
Усложнение инфраструктуры образовательной деятельности актуализирует задачи подготовки специалистов в области образовательного менеджмента и маркетинга, образовательного права, 1Т-технологий, педагогического дизайна и др. для работы в сфере образования. Нельзя не отметить появления новых тенденций, связанных с вхождением России в мировое образовательное пространство. Все это свидетельствует о значительном расширении сфер и видов профессиональной деятельности педагогов и появлении принципиально новых требований к их профессиональным компетенциям.
В то же время в государственных документах, научных исследованиях, высказываниях ведущих экспертов констатируется разрыв между потребностями модернизируемой системы образования и ее кадровым обеспечением. Задача активных действий в этом направлении стоит уже в течение целого ряда лет. Еще в 2000 и 2001 годах были разработаны и утверждены коллегией Министерства 2 программы по модернизации системы подготовки педагогических кадров, однако они не были профинансированы и реализованы. Одна из причин этого - отсутствие на тот период четко определенных современных приоритетов государственной образовательной политики, принятой всем обществом системы ценностных ориентиров. Без такого «социального заказа» вряд ли можно говорить о серьезном реформировании подготовки педагогов. В последние годы отдельные мероприятия в области модернизации педагогического образования были выполнены в рамках приоритетного национального проекта «Образование», ФЦПРО. Однако большинство
из них касались не подготовки, а переподготовки и повышения квалификации действующих учителей.
В настоящее время ситуация изменилась. Решающее значение для проведения модернизации приобрели интенсивные меры государства по повышению социального престижа педагогической профессии, ускорению темпов роста заработной платы учителей и преподавателей вузов, поддержке молодых педагогов и ученых. Ориентиры и программа действий на ближайший период определены в Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и Распоряжении Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 2620-р (план мероприятий («дорожная карта»] «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»]. В соответствии с этими документами модернизация педагогического образования вошла в число приоритетов государства на 2013-2015 годы.
Впервые в системном виде сформулированы требования к учителю со стороны работодателя. Они представлены в проекте профессионального стандарта педагога, подготовленном коллективом под руководством Е. А. Ямбурга. Заложенные здесь ориентиры будут способствовать корректировке ФГОС ВО и основных образовательных программ подготовки педагогов, которые разработаны и введены в действие значительно раньше появления этого документа.
При Минобрнауки России создана рабочая группа по институциональным изменениям в педагогическом образовании, которой подготовлены и широко обсуждены на прошедших крупномасштабных форумах в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Красноярске соответствующие предложения. Обсуждая направления предполагаемых изменений, необходимо дать характеристику основных проблем, сгруппировав их по двум блокам: педагогическое образование (подготовка педагогов] и профессиональная деятельность педагогов.
В области педагогического образования можно констатировать медленный и далеко не всегда последовательный переход вузов на новые принципы обучения, определенные федеральными государственными образовательными стандартами, прежде всего на ком-петентностно-деятельностный подход, лич-
ностно-ориентированное обучение, интенсивные образовательные технологии, включая сетевые формы обучения. С этим связаны особые сложности в подготовке будущих учителей к реализации федеральных государственных стандартов общего образования. Заложенные в них требования не только к предметным, но также к метапредметным и личностным результатам обучения еще недостаточно учтены в образовательном процессе высшей школы, и это углубляет «зазор» между вузом и школой. Серьезные проблемы существуют в подготовке будущих педагогов к работе с различными категориями детей, с родителями. Ставшая реальностью новая информационная среда, повсеместное распространение электронных носителей требуют пересмотра содержания и технологий обучения.
Основное направление идущих дискуссий связано с поиском ответа на вопрос: как перестроить подготовку педагогов в сторону учета реальных условий системы образования? При этом необходимо отметить важность системных психолого-педагогических исследований, создающих научную основу процессов реформирования. Одно из важнейших направлений реформы, которое со всей очевидностью обозначается сегодня, - это изменение принципов обучения в высшей педагогической школе. Предстоит обеспечить подготовку не только (и не столько] в вузовской аудитории, сколько на базе образовательных учреждений (по «клиническому» принципу, пользуясь терминологией медиков]. Таким образом, школа из «младшего брата» должна превратиться в равноправного партнера по подготовке педагогов. В этой связи актуален вопрос о необходимости включения общеобразовательных организаций в структуру вузов. Для этого предстоит решить ряд проблем нормативного характера в области межбюд-жетных отношений, исчисления педагогического стажа и др.
На иных принципах предстоит построить психолого-педагогическую, в том числе исследовательскую, подготовку в вузе. Необходимо изменить организацию практики, которая должна приобрести непрерывный и системный характер, включая длительные стажировки. У Московского педагогического государственного университета (МПГУ] есть опыт проведения годичной практики студентов в период их обучения в вузе. Коллегами
обсуждается интернатура после окончания бакалавриата как элемент допуска к педагогической профессии вне зависимости от базового образования. В новых подходах нуждается предметная подготовка, составляющая фундамент профессиональной компетентности учителя. Несмотря на расширение сфер и видов деятельности, педагог - это прежде всего учитель одного, двух, в малокомплектной школе - и более предметов. Проблема качественной предметной подготовки особенно значима с учетом базового характера общего образования в системе образования в целом.
Научная фундаментальность - отличительное свойство российского образования, это наше конкурентное преимущество, которое не может и не должно быть утеряно. Данный тезис особенно важен в связи с раздающимися порой утверждениями о том, что предметная составляющая работы учителя в эпоху господства Интернета не является столь важной, как это было прежде. С таким подходом мы категорически не можем согласиться.
В то же время нельзя не видеть, что само содержание понятия «фундаментальность» существенно изменилось, в педагогическом образовании это непосредственным образом связано с меняющимся содержанием общего образования. В качестве аргумента достаточно провести анализ примерных программ школьных предметов и требований к результатам обучения по каждому из них.
Ряд важных проблем, требующих неотложных мер, касается структурно-организационных вопросов. Одна из них - отбор в вуз. Распространенной является точка зрения о «двойном негативном отборе», снижающем качество педагогических кадров в нашей стране. Речь идет о том, что, как показывают результаты ЕГЭ, на программы педагогического профиля поступают не самые сильные абитуриенты, в то же время не всегда лучшие выпускники идут на работу в школу. Здесь необходимо сделать оговорку: это утверждение во многих аспектах спорно и зависит от конкретных вузов. Но в целом очевидно, что при поступлении на педагогические программы нельзя ограничиваться только результатами ЕГЭ.
Отдельные усилия должны быть направлены на создание современной системы профориентации, отбора и мотивации абиту-
риентов, поступающих на направления подготовки педагогов. Наш университет предложил ввести, наряду с ЕГЭ, дополнительное испытание профессиональной направленности, которое позволило бы учесть мотивированность и готовность абитуриентов - будущих педагогов - к обучению и работе в соответствии с избранным педагогическим профилем. Это позволит в дальнейшем повлиять на процесс трудоустройства и закрепления молодых в системе образования.
Обеспечение входа в профессию - еще одно направление предстоящих изменений. Этот процесс активизировался в связи с ожидаемым приходом в педагогическую профессию лиц без базового образования, а значит, и необходимой психолого-педагогической подготовки. Все более четко проводится разграничение между образованием, которое дают вузы, и правом на профессиональную педагогическую деятельность, которое должен обеспечить квалификационный экзамен вне стен вуза. Все этапы этой процедуры еще только предстоит разработать.
Одна из самых острых проблем - ответ на вопрос: кто будет готовить педагогов с современными профессиональными компетенциями?
Наиболее горячо обсуждается сегодня вопрос об изменениях в сети педвузов. Эта острота «подогрета» результатами мониторинга, впервые проведенного Минобрнауки России осенью 2012 г. Необходимо подчеркнуть: задача подготовки педагогов является главной только для педвузов. В настоящее время их осталось 35 (было выше 100], в то время как подготовку педагогов по программам УГН «Образование и педагогика» ведут свыше 170 вузов - классических университетов, вузов технических, художественных и т.д. При этом все проблемы, о которых шла речь выше, в полной мере касаются всех вузов, где такая подготовка ведется, вне зависимости от их профильной принадлежности. Что же касается структурных изменений в сети педвузов, то, как свидетельствуют выступления руководителей Министерства, по каждому вузу решение должно приниматься с учетом объективных показателей деятельности и мнения субъектов. Учет потребностей и особенностей регионов - главный акцент в создании новой сети педагогических вузов.
В ситуации быстрых системных изменений важной является задача поддержки лиде-
ров педагогического образования. На ведущие федеральные педагогические университеты предлагается возложить обязанности по проведению опережающих педагогических и психолого-педагогических научных исследований, подготовке педагогических и научно-педагогических кадров для всех уровней образования, повышению их квалификации и профессиональной переподготовки, научно-методическому обеспечению реформирования образования, по координации деятельности всех учреждений, имеющих отношение к кадровому обеспечению образования. В федеральных округах целесообразно было бы определить базовые педагогические
университеты на основе уточненных критериев, учитывающих профильную специфику вузов и региональные особенности. Одно из направлений структурных реформ - присоединение, с учетом мнения регионов, слабых педагогических вузов к сильным классическим университетам. Принцип вариативности в получении педагогического образования и усиление конкуренции в подготовке педагогов могли бы способствовать повышению качества педагогического корпуса. В координации деятельности вузов важную роль должны сыграть государственно-общественные организации и профессиональные объединения педагогов.
Литература
1. Забродин Ю. М. Учитель для новой школы - психолого-педа-гогическая подготовка // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. - № 2 . - С. 14-18.
2. Засыпкин В. П., Зборовский Г. Е. Модернизация педагогического образования // Социологические исследования. - 2011. -№ 2. - С. 87-93.
3. Москвина Н. Б. Изменения в высшем образовании глазами преподавателей // Педагогическое образование и наука. - 2012. -№ 6. - С. 55-60.
4. Профессиональный стандарт педагога : проект / [Е. А. Ям-бург и др.] (Проект ПСП группы Е. Ямбурга]. - 16 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.edu.cap.ru/home/10977/documents/ prof_standarty/proekt-profstandarta_yamburg.pdf/
5. Рябов В. В., Ракитов А. И., Русецкая М. Н. Педагогическое образование и будущее России // Высшее образование в России.
- 2012. - № 6. - С. 14-21.
6. Сорокина Н. Д. Изменения в российском образовании в условиях новых вызовов // Социология образования. - 2013. - № 11. -С. 49-58.
7. Фельдштейн Д. И. Психолого-педагогические основания современного образования // Профессиональное образование. Столица. - 2011. - № 2. - С. 2-6.
8. Ямбург Е. А. Ищу учителя, или как нам модернизировать систему педагогического образования // Народное образование.
- 2013. - № 2.- С. 100-107.