Научная статья на тему 'Педагогическое обеспечение развития сетевых разновозрастных сообществ в современном образовании'

Педагогическое обеспечение развития сетевых разновозрастных сообществ в современном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / СО-БЫТИЙНЫЕ СЕТИ / РАЗНОВОЗРАСТНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКИЙ ДИАЛОГ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / NETWORKING / SOCIAL NETWORKS / CO-EXISTENTIAL NETWORKS / DIFFERENT-AGE PEOPLE COOPERATION / INTER-GENERATIONAL DIALOGUE / PEDAGOGICAL SUPPORT NETWORKING / PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якушкина Марина Сергеевна, Илакавичус Марина Римантасовна

В статье рассмотрено неформальное сетевое образование как новый объект управления. Дано понятие о педагогическом обеспечении неформального образования разновозрастных сетевых сообществ. Показано, что ресурсы среды становятся средством для развития личности участников сетевых сообществ, а они, в свою очередь, являются и средством педагогического обеспечения, и его результатом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Якушкина Марина Сергеевна, Илакавичус Марина Римантасовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors concern non-formal networking education as a new object to manage. They give the concept of pedagogical support of non-formal education of different-age network communities. It is shown that environment resources are the means of personal development of network participants, and the participants' personal features become the means of pedagogical support and its result at the same time

Текст научной работы на тему «Педагогическое обеспечение развития сетевых разновозрастных сообществ в современном образовании»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

М. С. Якушкина, М. Р. Илакавичус

(Санкт-Петербург)

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ СЕТЕВЫХ РАЗНОВОЗРАСТНЫХ СООБЩЕСТВ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье рассмотрено неформальное сетевое образование как новый объект управления. Дано понятие о педагогическом обеспечении неформального образования разновозрастных сетевых сообществ. Показано, что ресурсы среды становятся средством для развития личности участников сетевых сообществ, а они, в свою очередь, являются и средством педагогического обеспечения, и его результатом.

В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному собранию последних лет важнейшим ресурсом развития страны назван человеческий фактор. Его воспроизводство связано с такой организацией образования, при которой каждый может реализовать разнообразные образовательные потребности, включиться в освоение накопленного социального опыта, стать участником культуротворчества. Значимую роль в реализации этой цели для разных категорий населения играет дополнительное и неформальное образование. Последнее десятилетие связано с их развитием в созданных участниками образовательной деятельности сетях. Ст. 15 (п.1) закона «Об образовании в Российской Федерации» признает актуальность сетевого взаимодействия в формальной сфере образования. Вместе с тем саморазвивающиеся сети неформального образования не исчерпали себя как объект исследования. Особый интерес представляют сетевые разновозрастные сообщества, решающие многие острые социальные проблемы. Данная статья посвящена проблеме педагогического обеспечения их развития.

Дополнительное и неформальное образование - актуальные ресурсы развития как личности, так и общества в целом. Доступ к дополнительному образованию широких сло-

ев населения РФ гарантируется государством, что отражено в упомянутом выше законе об образовании. Профессиональное направление дополнительного образования позволяет совершенствовать знания и умения специалистов в разных общественно-экономических отраслях, общеобразовательное направление предоставляет условия для разностороннего личностного развития на протяжении всей жизни, решает актуальную задачу создания предпосылок для налаживания эффективного межкультурного диалога в стране, регионе, на пространстве как РФ, так и СНГ.

Одним из ключевых моментов в моделировании и реализации системы дополнительного образования в поли- и мультикультур-ном пространстве, по мнению ряда ученых (Л. М. Дробижева, В. А. Тишков, Н. М. Лебедева, М. Ю. Мартынова], является то, что оно способствует повышению межкультурной компетентности и создает условия для межкультурного общения.

Традиционно неформальное образование, в отличие от формального и дополнительного, не обязательно связано с учениками и учителями, образовательной программой и расписанием уроков, учебниками и дидактическим материалом, специальным зданием и аудиторией для занятий, государственными

стандартами, требованиями, экзаменами и документом об образовании. Оно может проходить в виде творческого диалога разных людей, совместного чтения книг, просмотра фильмов, спектаклей, музейных экспозиций. Как правило, неформальное образование рождает не обязательная, заранее продуманная программа, а неформальная ситуация или нестандартная проблема, требующая от человека обязательного решения, - она и становится толчком для выстраивания учащимся образовательного маршрута.

Признание значимости Концепции «непрерывного образования на протяжении всей жизни» изменило отношение к неформальному образованию. По мнению специалистов, сегодня 2/3 образовательной информации приходится на дополнительное и неформальное образование, доля последнего с распространением Интернет-технологий стабильно растет. Однако его воздействие на обучающихся и педагогический потенциал мало изучены.

В 90-е годы прошлого столетия американские исследователи установили, что формальное образование является основой для приобретения тех или иных компетенций, а их закрепление, фактически, адаптация в условиях динамики окружающей среды происходит посредством неформального образования [1].

По мнению Липсета [2], результатом образования являются знания, а формирование опыта, навыков, круга общения обучающегося можно считать незапланированными эффектами. К ним относятся развитие аналитических способностей человека, умение решать сложные вопросы индивидуально и в условиях групповой работы [3]. В данном контексте неформальное образование не может рассматриваться как альтернатива формальному и дополнительному, оно, скорее, идейно противостоит формализованному образованию.

Неформальные практики используют интерактивные методы взаимодействия, нацелены на формирование навыков самостоятельной деятельности, ценностных ориента-ций. Именно поэтому актуальным для них становится разновозрастное сотрудничество.

Новая социально-экономическая ситуация в странах СНГ, динамика демографической ситуации, изменение отношений, общения между субъектами в пространстве образова-

ния привели к повышению значимости разновозрастных общностей как субъектов образования. Чтобы научиться учить себя, разновозрастным участникам необходимо сформировать партнерские отношения [4], обеспечивающие не только односторонний обмен знаниями по типу «учитель-взрослый и ученик-ребенок», но и обратный обмен, направленный на формирование новой социальной компетенции взрослого человека, социализации. Разновозрастное сотрудничество предполагает межпоколенческий диалог, в рамках которого младшим поколениям предоставляется новая роль, новая деятельность в системе образовательных отношений. Инновационные коммуникативные технологии, социальные трансформации последних десятилетий преобразовали все взаимодействия, в том числе и разновозрастные. Так появился и феномен сетевых разновозрастных образовательных сообществ.

Существует множество смыслов понятия «сеть». Приведем некоторые из них. Сеть -это социально-образовательная среда и площадка для общения, где участники сети могут совместно решать ежедневные задачи, это метод стратегического менеджмента, заключающийся в формировании сети с ее узлами-связями для достижения целей соответствия с потребностями и ожиданиями партнеров и деловой конъюнктуры» (Р. Патю-рель], способ организации совместной деятельности, обеспечивающий обучающимся возможность использовать в своей деятельности ресурсы нескольких (двух и более] образовательных учреждений (Р. Патюрель], совокупность институций, выполняющих определенную функцию (И. М. Реморенко], способ «постановки в известность», выработки новой связи, достижения изменений ее субъектов (А. И. Адамский, И. М. Реморенко], сообщество социокультурных институтов не только как организаций, но как неких способов формирования образовательных культур, система связей, позволяющих разработать, апробировать и предложить профессиональному сообществу и обществу в целом инновационные модели содержания образования, экономики образования, управления системой образования и образовательной политики (А. И. Адамский], «диалогичная» гуманитарная среда, обогащающая возможности самоопределения личности; рефлексия, осмысление будущего через прошлое в настоящем (С. С. Аве-

ринцев], интернет-сеть или социальная сеть (англ. social networking service] - платформа, онлайн-сервис, веб-сайт, посредством которого выстраиваются социальные отношения.

«В сети нет центра, там есть множество узловых точек, относительно равноправных по отношению друг к другу. Сеть подразумевает разнообразие и прочность горизонтальных связей. Их плотность намного выше, чем в ие-рархичных структурах, и в целом они доминируют над вертикальными связями, определяя динамику развития сообщества. Такая плотность существования горизонтальных связей возможна только на определенном этапе развития общества, что связано с технологическими проблемами. Сейчас, в эпоху коммуникативной революции, мы приблизились к этому времени уже вплотную» (М. Ю. Кожаринов].

Прочно вошло в реальность взаимодействие педагогов и обучающихся в социальных сетях. Сети активно используются в корпоративном обучении. Крупные компании сформировали значительный опыт в данной области. Ярким примером является трехдневное (2003 г.] онлайн-образовательное мероприятие на специальном форуме collaboration jam. корпорации IBM. В 2006 г. аудитория блогеров составила 500 тысяч человек, а количество обсуждаемых инициатив - 50. В дальнейшем было реализовано множество бизнес-проектов при поддержке широкой аудитории. Подобная практика показывает: успешными являются те сетевые образовательные проекты, в которых был отработан вопрос педагогического обеспечения развития сетевых разновозрастных образовательных сообществ.

Под педагогическим обеспечением понимается совокупность ресурсов, используемых для организации образовательного процесса, то есть средств, которые могут быть использованы для достижения образовательной цели [5]. Ресурс - средство, к которому обращаются в необходимых случаях, или источник будущего действия, внутренняя зарезервированная возможность.

Такое понимание педагогического обеспечения можно обосновать рядом междисциплинарных идей. Положения концепции воспитательного (образовательного] пространства позволяют рассматривать образовательную организацию как открытое образовательное сообщество, групповой субъект или

полисубъект. Рассматривая проблему управления ресурсами в процессе создания педагогического обеспечения, необходимо отметить, что такие сообщества являются самоорганизующимися, а важнейшим фактором их существования и развития является взаимодействие педагогического сообщества и образовательного сообщества в целом с иными сообществами окружающей среды. Другим положением, важным для данного понимания сети педагогического обеспечения, является предложенная Х. Й. Лийметсом трактовка образования и воспитания как управления процессом развития личности. Мы опираемся также на исследования Ф. Е. Василюка, Б. Ф. Ломова, А. М. Матюшкина, А. В. Филиппова, В. А. Якунина, в которых как характеристика педагогического процесса определяется не педагогическая задача, а педагогическая ситуация (Д. В. Григорьев предлагает рассматривать в данном ключе педагогическое событие].

Основой структурирования ресурсов, как правило, является разделение их по принадлежности к личности или к окружающей ее среде. При этом ресурсы среды становятся средством для развития ресурсов личности, которые, в свою очередь, являются и средством педагогического обеспечения, и его результатом. К внутренним ресурсам личности относят индивидуальные свойства участника сети и уровень их развития, его физические возможности и способности. Ресурс, связанный с потребностями, может детерминировать деятельность личности, а его изменение - стать целью и средством реализации образовательного процесса. К личностным ресурсам Т. Е. Коровкина, А. Ф. Драничников относят мотивационно-потребностную сферу, социальный статус, социальные роли, личностную или жизненную позицию, жизненный (индивидуализированный, социальный] опыт, временной потенциал. Л. М. Бочкова выделяет во внутренних ресурсах уровень развития умений и навыков участников образовательной сети, социальный интеллект, направленность личности.

Часто среди ресурсов выделяют трудовые, в том числе ресурсы интеллектуальные и природные (или естественные]. В литературе описаны и групповые ресурсы, такие как содержание и характер творческой деятельности, ценностная структура сетевого сообщества, накопленный опыт какой-либо деятель-

ности, ролевая и позиционная структура сети, содержание образования, эмоциональный фон [7]. Среди ресурсов общности выделяют субкультурные: особый комплекс ценностных ориентаций, нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношений участников сети, а также статусную структуру; набор предпочитаемых дополнительных источников информации; личностные увлечения, вкусовые предпочтения, способы проведения досуга, свободного времени; фольклор, специфические символы и неформальные знаки, характеризующие ту или иную общность.

К внешним ресурсам, то есть ресурсам среды (или социальной среды], относят организационные, финансовые, кадровые, материально-технические средства индивида, группы или сообщества. С их помощью можно перевести ресурс из резерва в актуальное, действующее состояние. В специальной литературе среди средств социальной среды встречаются также присущие социальным и воспитательным организациям, общественным объединениям и организациям граждан, территориальным органам самоуправления, органам местной печати. Особо отмечают их вовлеченность в деятельность образовательной сети, то есть наличие и развитие совместных с инициаторами сети программ и направлений работы, личных взаимоотношений и деловых связей и др.

Педагогическое сообщество является частью общей структуры сети, но целесообразно выделить его как особый ресурс. Каждый из педагогов, кураторов, тьютеров обладает личностным и профессиональным потенциалом, определенными смыслами и ценностями профессиональной деятельности. Вместе с тем их объединяет выполнение общей деятельности, что требует согласования целей, принципов, оценок, отношений, ориентированность педагогов на организацию разновозрастного взаимодействия. Л. М. Бочкова к внешним ресурсам относит средства, связанные с уровнем культуры взаимоотношения участников сети и окружающей среды - культуру территории постоянного проживания обучающегося, его взаимодействия с учреждениями образования и культуры, административными органами, общественными и политическими организациями и движениями и др.

Во внешних ресурсах выделяют также институциональные, понимаемые как ресурсы

конкретного социального института, которые определяются нормами и традициями функционирования данного института (педагогическое сообщество педагогов, кураторов, тьютеров, содержание и технологии образования в сети, воспитывающую среду, ролевую структуру сообщества, структуру образовательной сети и организации сетевого образовательного процесса, материально-техническую базу, содержание образования]. Расширение деятельности института посредством сетевого взаимодействия позволяет ему влиять на обучающегося не только через институциональные средства, но и через использование возможностей окружающей среды благодаря отношениям, складывающимся между участниками образовательного процесса.

В основу содержания сетевого образования разновозрастных сообществ могут быть положены известные педагогические идеи: соответствие содержания образования закономерностям межпоколенческого диалога участников сети, их особенностям и возможностям; возможность учета личностного выбора содержания образования; направленность сетевого содержания образования на формирование у участников сети опыта какой-либо деятельности; развитие воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего присвоению участниками сети ценностей гражданского общества и демократического государства, становлению личности учащихся; усиление роли деятельности, обеспечивающей успешную социализацию участников процесса и т.д. Содержание сетевого образования разновозрастных сообществ становится ресурсом организации разновозрастного взаимодействия, если оно привлекательно для разных поколений, позволяет обмениваться накопленным социальным опытом, рефлексировать наблюдаемые жизненные позиции.

Образовательную деятельность разновозрастных групп в сети можно определить как деятельность образовательного группового сетевого субъекта (общности, социального института, этноса, нации], сущность и содержание которой составляют процессы создания, сохранения, трансляции, освоения и развития традиций, ценностей и норм культуры. Эта деятельность целе- и ценностно ориентирована. При этом в деятельности разновозрастных групп можно акцентировать внимание

на прикладных и занимательных свойствах какого-либо предмета, что становится причиной более основательного увлечения им.

Анализ процесса разновозрастного взаимодействия позволяет классифицировать ресурсы по признаку актуальности (актуальные и потенциальные]. Актуальные ресурсы могут быть применены субъектами педагогического обеспечения без какой-либо предварительной подготовки к использованию. Потенциальные ресурсы представляют собой пока еще нереализованную возможность появления нового для субъекта средства достижения цели. Ресурс должен быть актуализирован в сознании субъекта педагогического обеспечения, но может быть еще не актуализирован в педагогической практике. Его состояние меняется под влиянием субъекта педагогического обеспечения.

Трендом современных социальных процессов являются молодежные проекты. Их педагогическое обеспечение предполагает понимание дополнительного и неформального образования как инструмента формирования социальной активности молодежи, использования эффективных сетевых форм как преимущества. Именно эти формы позволяют незамедлительно применить знания на практике, создают возможности для самовыражения. В практической деятельности актуальны сегодня такие варианты сетей, как виртуальные образовательные среды (например, виртуальный экологический музей]; дистанционное обучение; е^еагш^; сторителлинг. Так, например, в проектах Санкт-Петербургского государственного университета по развитию музейного кураторства через реализацию студенческих культурно-образовательных инициатив в музейном пространстве, нацеленных на постижение мирового социокультурного наследия студенческими и школьными группами, студенты имеют возможность применять свои компетенции на Краеведческих олимпиадах в пространствах таких музеев, как Кунсткамера, Меншиков-ский Дворец, музей-ледокол «Красин».

Участники неформальных образовательных практик в сравнении с формальными более мотивированы. Наши современники «живут в сложной социально-политической среде, где полноценное развитие личности становится невозможным без умения активно участвовать в общественных процессах и адаптироваться к культурному, этническому

и языковому разнообразию. Образование в широком понимании этого процесса может помочь успешно справиться с этой задачей» [6]. Образование в социальных сетях - принципиально новый, все более популярный способ, имеющий преимущества, в том числе связанные с оптимизацией расходов. Несмотря на очевидные преимущества, в сфере неформального образования существует ряд проблем. Риски объясняются прежде всего сущностью феномена сообщества. Его участник требует от образовательной сети полного соответствия своим потребностям и пожеланиям, максимальной свободы в выборе режима взаимодействия, поэтому лучше начинать с организации небольших пилотных групп.

Неформальное сетевое образование - новый объект управления. Специалисты считают, что неформальные образовательные сети проблемно поддерживать: они формируются на основе личных отношений, плохо поддающихся влиянию. Однако продуктивным может быть изменение структуры неформальных сетей, то есть перераспределение функций участников сети, которое должно стимулировать их взаимовыгодное сотрудничество.

Сегодня мы являемся свидетелями ситуации нарастания плотности и качества изменений в той части образовательного пространства, которая либо слабо контролируется государством, либо не контролируется вообще. Сетевые разновозрастные сообщества выпадают из поля зрения аналитиков. При отсутствии изучения и анализа данной ситуации система образования может потерять актуальный ресурс развития. Эффективные практики должны быть рассмотрены как точки роста, объекты поддержки. Включение их в образовательные маршруты представителей разных возрастов позволит приблизить содержание современного образования к запросам как общества в целом, так и конкретной личности. В подавляющем большинстве описанные сообщества существуют в режиме самоорганизации. Оказание методической помощи в обнаружении и актуализации имеющихся ресурсов позволит реализовать основополагающие принципы непрерывности и саморазвития, направленного не только на освоение новой информации, новых знаний об окружающем мире, самом себе, и включение их в своё мировоззрение, но и изменение ценностей и жизненных ориентиров.

Литература

1. Moore, S.-A (1998). Time-to-Learninq.

2. Липсет С. М. Роль политической культуры // Русский журнал ГЭлектронный ресурс]. - URL: http://old.russ.ru/ (дата обращения 26.01.20121.

3. Glaeser, E. L., Laibson, D., & Sacerdote, B. (2000). The Economic Approach to Social Capital. Working Paper 7728. Cambridge, MA: National Bureau of Economic Research (NBER). Retrieved from http://www.nber.org/papers/w7728.pdf

4. Илакавичус М. Р. Разновозрастные практики неформального общекультурного образования как площадка для формирования межпоколенческого доверия // Молодой ученый. - 2014. - № 9 (68). - С. 476-478.

5. Ресурсы // Бол. сов. энцикл. ГЭлектронный ресурс]. - URL: http://bse.chemport.ru/resursy.shtml/ (дата обращения 14.03.2015)

6. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза. Общероссийская общественная организация «Общество «Знание» России» ГЭлектронный ресурс]. - URL: http://www.znanie.org/docs/memorandum.html (дата обращения 26.01.2012)

7. Холичева А. М. Социально-педагогическое обеспечение разновозрастного взаимодействия учащихся в школьных творческих объединениях : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. - Кострома, 2006. - 201 с.

8. Алексеев В. Н. Сетевое взаимодействие субъектов образовательной деятельности как условие формирования гражданской компетентности обучающихся // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 3. - С. 375 ГЭлектронный ресурс]. -URL: http://www.science-education.ru/113-11703 (дата обращения 14.03.2015)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.