Научная статья на тему 'Педагогическое обеспечение образовательной деятельности в вузе'

Педагогическое обеспечение образовательной деятельности в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / PEDAGOGICAL SUPPORT / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / TECHNOLOGICAL ASPECT / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ / INDIVIDUAL EDUCATIONAL POTENTIAL / ЭДЬЮТЕЙНМЕНТ / EDUTAINMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Набиев Валерий Шарифьянович, Дьяконова Ольга Олеговна

Рассматриваются актуальные вопросы организации педагогического обеспечения: взаимодействие, диагностика, контроль и оценка учебных достижений бакалавров. Показаны подходы к проектированию и реализации педагогической деятельности с учетом факторов, обеспечивающих целостность образовательного процесса. Приводятся критерии оценки и показатели успешности формирования компетентности бакалавров средствами традиционного и инновационного обучения в вузе.The article touches upon the topical issues of pedagogical support organization: interaction, diagnostics of the results, monitoring and evaluation of educational achievements of bachelors. Shows the particular approaches to designing and implementing educational activities considering the factors that determine the integrity of educational process. The article sets the evaluation criteria and success indicators of the formation competence of bachelors by means of traditional and innovative teaching in a university.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическое обеспечение образовательной деятельности в вузе»

УДК 378.4:[37.026+37.032]:001.891.5

В.Ш. Набиев, О.О. Дьяконова,

Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова

Педагогическое обеспечение образовательной деятельности в вузе'

Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова

Переход системы высшего образования на двухуровневую схему подготовки специалистов, основанную на компетентностном подходе, осуществляется при явной неразработанности теоретических оснований реализации идеи компетенций на практике и неопределенности требований государственных образовательных стандартов. К этому приходится добавить неэффективность традиционных дидактических инструментов и механизмов, отсутствие адекватных средств диагностики, контроля и оценки образовательных достижений. На наш взгляд, это обуславливает необходимость научного поиска приемлемых технологических реше-

ний в плане обеспечения заданных характеристик целостности образовательного процесса и качества образовательной деятельности ее непосредственных участников на основе субъект-субъектного взаимодействия.

Компетентностный подход меняет наши представления о целях, задачах и содержании образования в высшей школе. В настоящее время приходит понимание того, что вслед за кардинальным изменением общего курса развития отечественной и мировой педагогической науки необходимо осуществлять соответствующие меры на практике: предпринимать конкретные шаги по реализации инновационных идей - наполнять

содержанием и смыслом образовательную деятельность, раскрывать новые закономерности образования в процессе освоения компетенций, формирования компетентности, определять дидактические и обеспечивающие условия по критерию оптимальности достижения значимых результатов совместной деятельности обучающих и обучающихся на основе диалога, доверительных и ответственных субъект-субъектных отношений, приводящих к успеху.

Сейчас акцент в профессиональной подготовке педагога смещается в сторону ее фунда-ментализации. Это предполагает усиление ее методологической составляющей, приобщение студента к научной деятельности, формирование у него культуры системного анализа и др. [5, с. 6]. В.А. Болотов, например, обращает наше внимание на преемственность традиций общего и высшего образования, обеспечивающих динамичное развитие отечественной педагогической науки и практики. Он отмечает: «В новой концепции и новых требованиях к школьнику уже определены сложные задачи. Это не только усвоение учащимися прикладных навыков, но и формирование, выращивание у наших школьников личностных качеств, в том числе субъектности - способности самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия, умения работать в коллективе» [2, с. 33].

* Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и администрации Ульяновской области. Проект «Теория образовательного потенциала и оценка учебных достижений обучающихся в вузе (на примере подготовки бакалавров по направлению "Педагогическое образование")» №15-16-73003.

© Набиев В.Ш., Дьяконова О.О., 2016

ВАЛЕРИИ

ШАРИФЬЯНОВИЧ

НАБИЕВ

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и социальной работы Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульяно-ных интересов: дидактические дие условия образовательной вузе, педагогическая практика земенных тенденций развития тельного потенциала. Автор 75

ОЛЬГА

ОЛЕГОВНА

ДЬЯКОНОВА

ассистент кафедры английского языка Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова. Сфера научных интересов: инновации в образовании, социоигровая режиссура урока, эдьютейнмент. Автор 17 публикаций

Рассматриваются актуальные вопросы организации педагогического обеспечения: взаимодействие, диагностика, контроль и оценка учебных достижений бакалавров. Показаны подходы к проектированию и реализации педагогической деятельности с учетом факторов, обеспечивающих целостность образовательного процесса. Приводятся критерии оценки и показатели успешности формирования компетентности бакалавров средствами традиционного и инновационного обучения в вузе. Ключевые слова: педагогическое обеспечение, образовательная среда, технологический аспект, образовательный потенциал личности, эдьютейнмент.

The article touches upon the topical issues of pedagogical support organization: interaction, diagnostics of the results, monitoring and evaluation of educational achievements of bachelors. Shows the particular approaches to designing and implementing educational activities considering the factors that determine the integrity of educational process. The article sets the evaluation criteria and success indicators of the formation competence of bachelors by means of traditional and innovative teaching in a university. Key words: pedagogical support, educational environment, technological aspect, individual educational potential, edutainment.

ва. Сфера науч и обеспечиваю деятельности в в контексте сов теории образов публикаций

Актуализация личностного аспекта образовательной деятельности, повышение самостоятельности школьника и студента в общеобразовательной и высшей школе обусловлены необходимостью опережающего развития отечественной науки, становления эффективного производства и экономики, укрепления государства и общества, что предполагает усиление воспитательных акцентов педагогической деятельности посредством решения проблемы диагностики образовательных достижений, адекватного выбора инструментов контроля и оценки динамики изменения деятельност-ных и личностных качеств/характеристик обучающихся в контексте педагогического обеспечения образовательного процесса [6, 7, 8].

Для первокурсника начало обучения в вузе - это реальная возможность переосмыслить значение результатов предшествующего опыта, выстроить планы на будущее как проектировочные этапы развития в новом социальном контексте. Для преподавателя высшей школы совместная

образовательная деятельность -это базовая установка и точка отсчета в системе координат деятельности и отношений, источник необходимой информации для осуществления планирования и реализации задач обучения и воспитания, раскрытия образовательных потенциалов и др.

Следует учитывать и соотносить образовательные потенциалы обучающихся с параметрами организационно-педагогических условий, реализуемых педагогом в контексте выполнения требований компетентностного подхода. Это предполагает адекватный выбор методов обучения и воспитания, соответствующих стилю продуктивного взаимодействия, выстроенного на основе диало-гичности, смысловой определенности, системности и систематичности, последовательности и цикличности, субъектности, компромисса, индивидуальности, сплоченности и др. Необходимо отметить, что общий мотив организации деятельности и педагогического обеспечения формирования компетентности бакалавров

определяется взаимным стремлением обучающих и обучающихся к достижению успеха [9].

В образовательном процессе мы опосредованно задаем и реализуем признаки детерминированности личностных потенциалов обучающихся условиями образовательной среды и характеристиками личности самого преподавателя. Механизмы проявления образовательных потенциалов в компетентностном подходе к обучению есть трансформация сознания ученика - изменение стереотипов его мышления, актуализация образов и образцов поведения, а также результатов деятельности, опосредованных условиями выполнения учебных и производственных задач под влиянием внешних и внутренних установок к действию [6, с. 143].

Личностное становление индивидуальности следует рассматривать посредством изменения отношений к самому себе и ближайшему окружению. Проявленные студентами способности к адаптации в новых условиях среды,активное использование ими межличностной коммуникации для расширения образовательного пространства и решения учебных образовательных задач показывают успешность обеспечивающей деятельности преподавателя в вопросах формирования компетентности бакалавров средствами учебной дисциплины.

Педагогическое обеспечение - это прежде всего целенаправленное, высокоорганизованное, эффективное взаимодействие участников учебного процесса, основанное на принципах диалогичности, компромисса, приоритетного выбора взаимоприемлемых решений, смысловой определенности целей, задач, содержательного наполнения деятельности и др.

Под образовательной деятельностью в вузе мы предлагаем рассматривать любой вид активности субъекта образования, имеюще-

го выраженную целевую направленность и проявленное стремление к получению личностно значимого результата [7, с. 243]. При компетентностном подходе к обучению целеполагание образования имеет широкий спектр задач формирования, который наряду с традиционными показателями продуктивности (знания, умения) включает личностные качества и психологические характеристики [1, с. 48]. В последнее время происходит актуализация таких результатных категорий образовательного процесса, как «отношение», «активность», «интеракция», «интерес», «включенность», «креативность» и др. [10, с. 127]. Вместе с тем педагогическое обеспечение подразумевает и технологический аспект организации деятельности - диагностику, контроль и оценку учебных достижений бакалавров.

Результаты проведенного исследования подтверждают эффективность использования опосредованного и целенаправленного контроля уровней сформирован-ности профессионально-деятель-ностных характеристик и личностных качеств бакалавров по направлению подготовки «Педагогическое образование». Диагностика успешности освоения содержания основной образовательной программы осуществлялась в соответствии с расписанием занятий, на основании балльной оценки деятельности посредством включения знаний, умений и навыков - определителей таких компонентов, как профессионально-педагогические знания, умения, навыки и опыт профессионально-педагогической деятельности. Градации качественных изменений определялись на четырех уровнях возрастающего соответствия: деятельность узнавания; алгоритмическая, эвристическая, творческая деятельность. В ходе эксперимента использовались традиционные средства диагностики: опрос (письменный,

устный), работа в парах, групповая работа и др. Среди инновационных диагностических инструментов предпочтение отдавалось моделированию педагогических ситуаций, имитационной активности, тренингам взаимодействия и социально-ролевой оценки, интерпретации и др.

Обеспечивающая деятельность преподавателя высшей школы - это целостный акт, в котором реализуются следующие основные его составляющие:

- определение целей и задач совместной деятельности в пространственно-временном образовательном контенте (вуз, направление подготовки, учебная группа, семестр и др.);

- анализ исходных условий, выбор ориентиров и признаков успешности реализации планов обучения и воспитания (образовательная среда, содержание образования, образовательные потребности обучающихся и др.);

- соотнесение параметров ресурсного обеспечения деятельности и условий реализации возможностей образовательной среды в контексте соответствия запросам/ ожиданиям обучающихся;

- выбор стратегий и тактик педагогического сопровождения и педагогической поддержки в заданных условиях педагогического взаимодействия;

- прогнозирование возможных нежелательных тенденций развития объект-субъектных отношений и нивелирование вероятностей рисков - сведение их к минимальному значению;

- систематизация факторов успешности осуществления субъект-субъектных отношений и моделирование вероятностно-типовых исходов педагогических ситуаций взаимодействия;

- структурирование содержания образования бакалавров в соответствии с целями и результатами обучения/воспитания - компетенциями и дескрипторами компетентностного формата;

- выбор методов, обеспечение вариативности дидактических средств и организационных форм продуктивного взаимодействия субъектов образования на уровне личности, коммуникативной группы обучающихся и учебного коллектива в целом;

- текущее и долгосрочное планирование, содержательное наполнение образовательных задач, диагностика качества результатов учебной и обучающей деятельности субъектов;

- анализ и систематизация данных, оценка успешности решения педагогических задач обеспечения компетентности, коррекция направленности и управление процессом ее формирования.

Целостный образовательный процесс отличается признаками высокой технологичности. При этом сохраняется разностороннее и гармоничное развитие деятель-ностных и личностных качеств/характеристик обучающихся в вузе, задаются цели воспитания и обучения, определяются средства их достижения и процедуры диагностики, разрабатываются индикаторы уровневого соотнесения показателей, выбираются критерии оценки качества сформированно-сти результата [9, с. 6].

Современному педагогу необходимо опираться в своей профессиональной деятельности не столько на готовые технологии, сколько на собственные знания и профессионализм. Он должен уметь правильно оценивать, понимать ситуацию и в соответствии с этим выбирать наиболее адекватные методы, средства, приемы обучения, разрабатывать собственные, авторские технологии деятельности [5, с. 6].

Особого внимания заслуживают новейшие технологии интерактивного взаимодействия субъектов образовательного процесса, сочетающие традиционные средства обучения с игровыми приемами и технологиями обучения. Мы с интересом встречаем мно-

гообразие учебной инноватики эдьютейнмента и рассматриваем построение занятий по интерактивным «золотым правилам» дра-могерменевтической (социоигро-вой) режиссуры.

Образовательные новации меняют процесс обучения настолько, что атмосфера на занятии становится непривычно комфортно-игровой, деловито-позитивной, эмоционально насыщенной. Это позволяет педагогам-новаторам оказываться на переднем крае решения многих существующих проблем обучения [3]. Поэтому можно считать обоснованным использование ресурсов, которые позволяют обнаруживать весьма существенные, уникальные образовательные потенциалы, заложенные природой в индивидуальность каждого студента, посредством бессознательных механизмов обучения на основе свободной творческой деятельности [4, с. 50-52].

Вместе с тем мы придаем преемственности в научном знании большое значение и рассматри-

ваем необходимость сохранения педагогических традиций и подходов к решению проблем высшего образования. Речь идет о знаниевой парадигме образования, которая продолжает оставаться актуальной в отсутствие альтернативы знаниям, умениям и навыкам - определителям качества результатов образования на выходе на фоне недостаточной разработанности современных диагностических средств и инструментов контроля динамики изменения параметров, визуализации компетенций и компетентности.

Решение этих и других актуальных задач определялось исследованием проблемы несоответствия традиционного комплекса оценочных средств и методик оценивания учебных достижений обучающихся в вузе с учетом специфики результатов инновационной образовательной деятельности в плане реализации компетентност-ного подхода на примере подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование».

Экспериментальными критериями готовности обучающихся к выполнению учебных и учебно-производственных задач являлись эмоциональный настрой обучающихся и мотивационная составляющая образовательной деятельности. Учитывались умения бакалавров действовать не по шаблону, их способности находить оптимальные решения в ситуациях неопределенности, избыточности, ограниченности, недостаточности времени, ресурсов, средств и др.

Какие же особенности организации эффективного межличностного взаимодействия субъектов можно выделить и отнести к ключевым факторам педагогического обеспечения?

Очевидно, что следует иметь в виду оптимально сбалансированную образовательную среду, в которой успешно преодолеваются коммуникативные барьеры общения, повышается ответственность участников, формируется профессиональная компетентность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные вопросы современной психологии и педагогики: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Горбенко. Липецк, 2015.

2. Болотов В.А. К вопросам о реформе педагогического образования // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3.

3. Дьяконова О.О. Опыт использования эдьютейнмента в рамках учебных курсов // Альманах современной науки и образования. 2011. № 9.

4. Дьяконова О.О., Букатов В.М. Эдьютейнмент в образовании взрослых и интерактивные технологии обучения в современной школе // Педагогика. 2014. № 8.

5. Загвязинский В.И., Плотников Л.Д., Волосникова Л.М. Педагогическое образование в России и стратегия его возможного развития // Образование и наука. 2013. № 4(103).

6. Компетентностный подход в образовании: коллективная монография / под ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2016.

7. Компетентностный подход в образовании: методологический аспект: монография / под ред. С.Д. Якушевой. Новосибирск, 2016.

8. Набиев В.Ш. Военно-специальная компетентность: дидактические условия формирования личности: монография. Саарбрюкен, 2011.

9. Набиев В.Ш. Образовательный потенциал: дефиниции понятия, структура и значение в компетентностном подходе // Крымский научный вестник. 2015. Т. 2. № 5.

10. Набиев В.Ш. Педагогическое обеспечение электронного контента современных обучающих систем // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2015. Т. 2. № 1(2).

LITERATURA

1. Aktual'nye voprosy sovremennoj psikhologii i pedagogiki: sb. nauch. tr. / otv. red. A.V. Gorbenko. Lipettsk, 2015.

2. Bolotov V.A. K voprosam o reforme pedagogicheskogo obrazovaniya // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2014. T. 19. № 3.

3. D'yakonova. O.O. Opyt ispol'zovaniya ed'yuteynmenta v ramkakh uchebnykh kursov // Al'manakh sovremennoj nauki i obrazovaniya. 2011. № 9.

4. D'yakonova O.O., Bukatov V.M. Ed'yuteynment v obrazovanii vzroslykh i interaktivnye tekhnologii obucheniya v sovremennoj shkole // Pedagogika. 2014. № 8.

5. Zagvyazinskiy V.I., Plotnikov L.D., Volosnikova L.M. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii i strategiya ego vozmozhnogo razvitiya // Obrazovanie i nauka. 2013. № 4 (103).

6. Kompetentnostnyj podkhod v obrazovanii: kollektivnaya monografiya / otv. red. A.Yu. Nagornova. Ul'yanovsk, 2016.

7. Kompetentnostnyj podkhod v obrazovanii: metodologicheskiy aspekt: monografiya / pod red. S.D. Yakushevoj. Novosibirsk, 2016.

8. Nabiev V.Sh. Voenno-spetsial'naya kompetentnost': didakticheskie usloviya formirovaniya lichnosti: monografiya. Saarbryuken, 2011.

9. Nabiev V.Sh. Obrazovatel'nyj potentsial: definitsii ponyatiya, struktura i znachenie v competentnostnom podkhode // Krymsrkiy nauchnyj vestnik. 2015. T. 2. № 5.

10. Nabiev V.Sh. Pedagogicheskoe obespechenie elektronnogo kontenta sovremennykh obuchayushhikh system // Elektronnoe obuchenie v nepreryvnom obrazovanii. 2015. T. 2. № 1(2).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.