Научная статья на тему 'Педагогическое наследие профессора Т. Н. Троицкой: особенности процесса обучения в педагогическом вузе'

Педагогическое наследие профессора Т. Н. Троицкой: особенности процесса обучения в педагогическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / АРХЕОЛОГИЯ / ОБУЧЕНИЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ / PEDAGOGY / ARCHEOLOGY / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мжельская Т.В., Дураков И.А., Катионов О.Н.

Постановка задачи. Статья посвящена педагогической деятельности профессора Т. Н. Троицкой. Ее талант ученого, педагога и организатора науки ярко раскрылся в годы работы в Новосибирском государственном педагогическом университете. Цель работы проанализировать, обобщить и представить бесценный педагогический и методический опыт, накопленный Т. Н. Троицкой за годы ее преподавательской деятельности. Она преподавала историю Древнего мира (первобытность, древний Восток и античность), читала лекции по археологии, вела археологическую и педагогическую практики, курсы исторического краеведения, социальной экологии, различные спецкурсы и спецсеминары. Татьяна Николаевна подчеркивала, что самым главным курсом для нее была история Древнего мира, так как на его материале можно было проследить логику исторического развития, проиллюстрировав конкретными примерами. На семинарских занятиях прежде всего старалась научить студентов думать, анализировать прочитанный материал. С точки зрения Татьяны Николаевны, большое значение имеет наличие у преподавателя чувства аудитории. Будучи талантливым педагогом, Татьяна Николаевна разработала стройную систему преподавания различных дисциплин, в той или иной мере связанных с археологией. В разные годы ею были разработаны спецкурсы. В течение многих лет она курировала деятельность археологических школьных кружков города, разработала специальный курс по подготовке их руководителей. Заключение. Татьяна Николаевна выработала свой особенный педагогический стиль работы со студентами. Невозможно полностью его повторить, но знакомство с ним важно в рамках подготовки будущих педагогов, а также может быть интересным действующим преподавателям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мжельская Т.В., Дураков И.А., Катионов О.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prof Tatyana N. Troitskaya’s Educational Heritage: Peculiarities of Educational Process in the Graduate School of Education (Pedagogical University)

Introduction. The article is devoted to Prof Tatyana N. Troitskaya’s contribution to education. Her talent in science and research, education and research supervision revealed while she was pursuing her academic and scholarly career at Novosibirsk State Pedagogical University.The purpose of this work is to analyze, summarize and present Prof Tatyana N. Troitskaya’s remarkable teaching, academic and methodological experience. She taught Ancient History (Primitive societies, Ancient East, Ancient Rome and Greece), delivered lectures in Archeology, supervised archeological fieldwork and teaching internships, taught Local Studies, Social Ecology, and various special modules and seminars.Results and Discussion. Prof Tatyana N. Troitskaya emphasized the significance of teaching Ancient History, because this academic discipline reveals the logic of historical development, illustrated by facts and examples. According to Prof Tatyana N. Troitskaya, a so called ability to ‘feel’ the audience (build a connection with the audience) plays a significant role in teaching. Being an outstanding educator, Prof Tatyana N. Troitskaya developed an articulate system of teaching various historical and archeological disciplines, designed special modules and courses. Prof Tatyana N. Troitskaya supervised archeological school societies and created special modules and courses to prepare their leaders.Conclusion. Prof Tatyana N. Troitskaya developed her unique teaching style. Studying its peculiarities is useful not only for students of pedagogical universities, but also for teachers, lecturers and academics.

Текст научной работы на тему «Педагогическое наследие профессора Т. Н. Троицкой: особенности процесса обучения в педагогическом вузе»

DOI: 10.15293/1813-4718.1902.07 УДК 378+37.0

Мжельская Татьяна Владимировна

Кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной и всеобщей истории Института истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, mzel08@mail.ru, ORCID 0000-0002-5256-6247, Новосибирск

Дураков Игорь Альбертович

Кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной и всеобщей истории Института истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный пе-дагогическийуниверситет, Idurakov@yandex.ru, ORCID 0000-0003-3538-3366, Новосибирск

Катионов Олег Николаевич

Доктор исторических наук, директор Института истории, гуманитарного и социального образования, заведующий кафедрой отечественной истории Института истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, korolek1953@gmail.com, ORCID 0000-0002-7260-0051, Новосибирск

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОФЕССОРА Т. Н. ТРОИЦКОЙ: ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Аннотация. Постановка задачи. Статья посвящена педагогической деятельности профессора Т. Н. Троицкой. Ее талант ученого, педагога и организатора науки ярко раскрылся в годы работы в Новосибирском государственном педагогическом университете.

Цель работы - проанализировать, обобщить и представить бесценный педагогический и методический опыт, накопленный Т. Н. Троицкой за годы ее преподавательской деятельности. Она преподавала историю Древнего мира (первобытность, древний Восток и античность), читала лекции по археологии, вела археологическую и педагогическую практики, курсы исторического краеведения, социальной экологии, различные спецкурсы и спецсеминары.

Татьяна Николаевна подчеркивала, что самым главным курсом для нее была история Древнего мира, так как на его материале можно было проследить логику исторического развития, проиллюстрировав конкретными примерами. На семинарских занятиях прежде всего старалась научить студентов думать, анализировать прочитанный материал.

С точки зрения Татьяны Николаевны, большое значение имеет наличие у преподавателя чувства аудитории. Будучи талантливым педагогом, Татьяна Николаевна разработала стройную систему преподавания различных дисциплин, в той или иной мере связанных с археологией. В разные годы ею были разработаны спецкурсы. В течение многих лет она курировала деятельность археологических школьных кружков города, разработала специальный курс по подготовке их руководителей.

Заключение. Татьяна Николаевна выработала свой особенный педагогический стиль работы со студентами. Невозможно полностью его повторить, но знакомство с ним важно в рамках подготовки будущих педагогов, а также может быть интересным действующим преподавателям.

Ключевые слова: педагогика, археология, обучение в высшей школе.

Постановка задачи. В плеяде исследователей Сибири имя профессора Татьяны Николаевны Троицкой, несомненно, занимает особое место. Ее талант ученого,

педагога и организатора науки ярко раскрылся в годы работы в Новосибирском государственном педагогическом университете.

Татьяна Николаевна начала свою научную карьеру в 1945 г. в Крыму на раскопках Неаполя Скифского. В дальнейшем она принимала участие в раскопках Инкерман-ского могильника, христианского храма в Коктебеле, кургана у села Белоглинка. До настоящего времени коллеги признают ее вклад в археологическое изучение Крыма [1; 2; 9].

Татьяна Николаевна одна из первых начала систематическое археологическое изучение древней истории Западной Сибири. С тех пор прошло не так уж много времени, но сегодня даже трудно себе представить, что еще недавно не были исследованы целые периоды сибирской истории. Огромный вклад Татьяны Николаевны в изучение древней истории Сибири, ее научный подвиг отмечает большинство современных исследователей [3; 4; 6-8; 18; 17; 36].

Специальных педагогических трудов она не писала, но, создавая ее библиографию, авторы обратили внимание, что среди 253 публикаций можно выделить 46 работ, в той или иной мере связанных с педагогикой [10]. Это учебная литература (пособия для студентов и школьников), методические разработки, воспоминания о своей жизни, учениках. Сюда же следует отнести научно-популярную литературу, предназначенную для работы со школьниками и студентами в учебной и внеучебной деятельности.

Сама Татьяна Николаевна отмечала, что вопросы методики преподавания в высшей школе в целом и особенно археологии освещены намного слабее, чем аспекты преподавания в средней школе [33, с. 6].

Бесценный педагогический и методический опыт, накопленный Т. Н. Троицкой за годы ее преподавательской деятельности, требует обобщения, анализа и представления. Именно эту цель и поставили перед собой авторы статьи. Сведения о педагогическом опыте Татьяны Николаевны взяты из ее мемуаров и воспоминаний учеников,

проанализированы учебная литература и специфика дисциплин, которые она преподавала.

Педагогический процесс в высшей школе включает сопроцессы: обучение, воспитание, научную деятельность и развитие [14]. Все годы работы в НГПУ (НГПИ) профессор Т. Н. Троицкая преподавала разные дисциплины на трех кафедрах исторического факультета и его преемника ИИГСО [35]. Татьяна Николаевна проводила занятия по истории древнего мира (по первобытности, древнему Востоку и античности), читала лекции по археологии, вела археологическую и педагогическую практики, курсы исторического краеведения, социальной экологии, различные спецкурсы и спецсеминары.

Татьяна Николаевна подчеркивала, что самым главным курсом для нее была история Древнего мира. По ее мнению, именно на этом материале можно было проследить логику исторического развития, проиллюстрировав конкретными примерами. На семинарских занятиях прежде всего старалась научить студентов думать, анализировать прочитанный материал. На это она обращала внимания больше всего и на экзаменах. Ее основное кредо как преподавателя: «Я глубоко убеждена, что от количества неосмысленных знаний человек не поумнеет, а умение мыслить дает человеку путевку в жизнь. Но для того, чтобы рассуждать, надо иметь знания, иначе и рассуждать будет нельзя. Знания - это не цель, а средство» [23, с. 42, 67, 68].

Предложенная методика проведения занятий была по достоинству оценена бывшими студентами. Так, ее ученик, академик Вячеслав Иванович Молодин с глубокой признательностью пишет: «Именно она первой дала нам понять, что история -это наука, а не красивые сказки с некоторой долей реальности. На ее семинарах мы учились на основе фактов и документов находить закономерности, делать выводы» [12, с. 11; 13].

По собственному признанию, Татьяна Николаевна не любила курс археологии, но любила практику, при этом у нее было свое видение преподавания этой довольно сухой и монотонной науки. Обратим внимание, что речь идет о подготовке специалистов по государственным стандартам 80-90-х гг. прошлого века. Она считала, что студенты первого курса еще не подготовлены для восприятия такого материала, что «спущенная из Министерства программа изобилует фактическими данными, в имеющихся учебниках приводится несколько сот названий культур и географических карт». Поэтому лекции строились по определенной схеме, которая позволяет студенту усвоить археологический материал: краткая история исследования, конкретный материал и обязательные исторические выводы, построенные на его анализе при максимальной наглядности. На практических занятиях студентов знакомят с каменными орудиями, керамикой, другими изделиями, проводятся экскурсии в музее [20, с. 21; 23, с. 68].

С точки зрения Татьяны Николаевны, большое значение имеет наличие у преподавателя чувства аудитории. «Именно ощущать, так как это понятие не от разума, а от внутреннего чувства. Вот я поняла, что студенты устали, значит им надо срочно дать что-то легкое либо рассказать нечто вроде анекдота, но причем все это должно идти на тему лекции, иначе потом трудно будет вернуть слушателей к работе. Вот почувствовала, что сделанные мною выводы не уложились в их сознании, значит надо повторить или по-иному изложить свои доводы. Конечно, для этого надо не только чувствовать аудиторию, но и настолько владеть материалом, чтобы суметь перестроиться на ходу и затем не отвлечься, а вернуться к излагаемому материалу. Лично мне это легче сделать, когда я не читаю по листкам, а смотрю в глаза студентам» [23, с. 74].

Будучи талантливым педагогом, Татьяна Николаевна разработала стройную систе-

му преподавания различных дисциплин, в той или иной мере связанных с археологией. Курс «Основы археологии» читался на первом курсе для всех студентов-историков, летом они проходили полевую практику. Для тех, кто высказал свой интерес, на втором, третьем и четвертом курсах предлагались спецкурсы и спецсеминары. В разные годы ею были разработаны спецкурсы: «Природа и развитие общества докапиталистических формаций», «Археология Западно-Сибирской равнины», «Скифо-сибирский мир», «Этнография малочисленных народов севера Сибири». На спецсеминарах заслушивались доклады, которые готовились чаще всего на археологическом материале, с которым студенты познакомились во время экспедиции. В эту же систему Т. Н. Троицкая включала не только полевую практику, но и археологический кружок [20, с. 22].

Неотъемлемой частью предложенной системы является связь с археологическими кружками школ и системы дополнительного образования. Был разработан специальный курс по подготовке их руководителей, который является авторским: ни в одном из вузов Сибири он не читается, хотя такие археологические клубы и кружки функционируют в ряде городов. Курс особенно актуален для педвузов, так как позволяет получить дополнительную педагогическую профессию. Студенты слушают лекции по методике кружковой работы с учащимися, знакомятся с рядом тем, стоящих за пределами программы по археологии, готовят выступления в археологических кружках, посещают занятия подобных клубов [20, с. 23; 23, с. 71]. Вначале 2000-х в НГПУ была открыта аспирантура по археологии, которую также можно считать частью разработанной Татьяной Николаевной системы.

Татьяна Николаевна не писала учебники по основным курсам, предусмотренным Госстандартом. В то же время ею были опубликованы рецензии на учебные

пособия по археологии, подготовленные А. И. Мартыновым и рекомендованные Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов вузов по направлению и специальности «История». Когда же среди низкопробной литературы типа шпаргалок появились конспекты лекций по археологии, она не осталась равнодушной и по собственной инициативе написала рецензию, где указала на значительное количество ошибок [22; 26; 27].

Материалы спецкурсов, указанных выше, были опубликованы Т. Н. Троицкой в качестве учебных пособий, часть из них в соавторстве с А. В. Новиковым [21; 25; 28-32]. Следует обратить внимание на курс по экологии, который она самостоятельно разработала, положив в его основу процесс исторического развития и показав его связь с окружающей средой и ее изменением. Понимание этих явлений особенно важно для будущих историков [23, с. 69; 24]. Основой курса стали материалы спецкурса «Природа и развитие общества докапиталистических формаций», который был опубликован в 1998 г. Затем этот спецкурс был расширен и вошел в учебный план всех специальностей, подготовка которых велась в ИИГСО под названием «Экология». В него были добавлены основные положения общей экологии. Позже было опубликовано учебное пособие. Когда Татьяна Николаевна передала преподавание этой дисциплины Т. В. Мжельской, пособие было переиздано в виде учебно-методического комплекса [23, с. 70; 28; 29].

Несомненной заслугой Татьяны Николаевны является то, что она внедряла в учебный процесс практику общения студентов с выдающимися учеными. Например, с академиком А. П. Окладниковым [5, с. 4]. У современных студентов появилась возможность общаться с учеными и во время учебного года, и в экспедициях летом. Во время практики возникла тради-

ция читать лекции практикантам об истории исследуемого памятника, результатах работ на территории археологического микрорайона [11].

По инициативе Т. Н. Троицкой на базе НГПУ были проведены два семинара по вопросам методики работы школьных археологических кружков (1986 и 1988 гг.) и региональная конференция «Археология в вузе и школе» (1995 г.), где обсуждались проблемы преподавания археологии в вузах региона, деятельность кружков и клубов [16; 19; 20; 33, с. 43]. В 1990 г. совместно с В. И. Соболевым было опубликовано учебное пособие для школьников «Наш край в древности и средневековье» [34].

Татьяна Николаевна всегда руководствовалась несколькими правилами преподавателя, которые она сама для себя сформулировала.

1. Если студенты в чем-то критикуют преподавателя, в этом всегда есть определенное, иногда искаженное, но все-таки зерно правды. Нельзя идти на поводу у студентов, но к их мнению надо непременно прислушиваться и анализировать свои действия.

2. Если у студента и преподавателя возникла конфликтная ситуация, то в ней виноват, прежде всего, преподаватель тем, что допустил возможность этого.

3. Прежде всего, видеть в студенте человека и уважать его.

4. Не студенты существуют для меня, а я для них [23, с. 66-67].

На первый взгляд, перечисленные правила в изложении настоящего Педагога звучат очень просто и понятно, но это лишь на первый взгляд. Как же трудно они выполнимы на практике, сколько они требуют душевной щедрости, такта, доброты и ума [15, с. 41].

Заключение. Мы помним Татьяну Николаевну как организатора и руководителя археологического кружка НГПУ (НГПИ). Однако по ее мемуарам и воспоминаниям учеников можно понять, что она не мень-

ше внимания уделяла своей основной деятельности педагога педвуза. Она выработала свой особенный педагогический стиль работы со студентами. Невозможно

полностью его повторить, но знакомство с ним важно в рамках подготовки будущих педагогов, а также может заинтересовать действующих преподавателей.

1. Болтрик Ю. В., Фиалко Е. Е. Роль коня в погребальной традиции скифов // Актуальные проблемы археологии, истории и культуры. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2005. - Т. 2. -С. 13-36.

2. Вдовиченко И. И. Археолог Татьяна Троицкая. Симферопольские страницы биографии // V Научно-практическая конференция «Симферополь на перекрестках истории». -2013. - С. 35-45.

3. Демин М. А. Татьяна Николаевна Троицкая: первые годы в сибирском археологическом сообществе // Археологические изыскания в Западной Сибири и на сопредельных территориях - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. - С. 43-46.

4. Деревянко А. П., Молодин В. И., Бородовский А. П., Дураков И. А., Елагин В. С., Ефремова Н. С., Кандыба А. В., Карпеева Е. В., Марченко Ж. В., Мыльникова Л. Н., Новиков А. В., Новикова О. И., Сальникова И. В., Соловьева Е. А. Жизнь счастливого человека: к юбилею Татьяны Николаевны Троицкой // Археология, этнография и антропология Евразии. - 2015. - Т. 43, № 2. - С. 156-157.

5. Катионов О. Н. Слово редактора // Троицкая Т. Н. Мое призвание. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2010. - С. 3-4.

6. Китова Л. Ю., Ковыршина Ю. Н. Татьяна Николаевна Троицкая и Новосибирская археологическая экспедиция // Новосибирская археологическая экспедиция (1957-1995). - Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2010. - С. 5-9.

7. Ковалевский С. А. К вопросу о роли Т. Н. Троицкой в изучении ирменской культуры // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. - № 1-3 (61). - С. 183-190.

8. Мжельская Т. В. Вклад профессора Т. Н. Троицкой в изучение археологического на-

ескии список

следия Колыванского района // Освоение и развитие Западной Сибири, ХУ1-ХХ век. - Новосибирск, 2013. - С. 149-151.

9. Мжельская Т. В. К семантике изображений на бляхе из кургана Кулаковского // Археологические изыскания в Западной Сибири и на сопредельных территориях. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. - С. 93-100.

10. Мжельская Т. В., Демахина М. С. Библиография научных трудов доктора исторических наук, профессора Татьяны Николаевны Троицкой // Археологические изыскания в Западной Сибири и на сопредельных территориях. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. - С. 8-28.

11. Мжельская Т. В., Дураков И. А. Археологическая практика: взгляд в прошлое, перспективы будущего // Вестник педагогических инноваций. - 2010. - № 3. - С. 132.

12. Молодин В. И. Меч Каролингов. - Новосибирск: ИНФОЛИО, 2006. - 144 с.

13. Молодин В. И. Учитель // Актуальные проблемы археологии, истории и культуры. -Т. 1. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2005. - С. 4-16.

14. Мынбаева А. К. Педагогика высшей школы: история и теория научной деятельности в университетах // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 6. - С. 126-135.

15. Новиков А. В., Новикова О. И. Татьяна Николаевна Троицкая: предназначения жизни // Археологические изыскания в Западной Сибири и на сопредельных территориях. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. - С. 38-43.

16. Петрова Л. Н., Романцова В. Д., Троицкая Т. Н. Работа двух семинаров руководителей школьных археологических кружков // Вопросы методики работы школьных археологических кружков: метод. указания. - Новосибирск, 1990. - С. 4-9.

17. Плетнева Л. М. О Татьяне Николаев-

не Троицкой и о Тимирязевском археологическом комплексе // Археологические изыскания в Западной Сибири и на сопредельных территориях. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. -С. 150-155.

18. Татаурова Л. В. Археологическая школа Т. Н. Троицкой и ее вклад в археологию русских Сибири // Археологические изыскания в Западной Сибири и на сопредельных территориях. -Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. - С. 120-123.

19. Троицкая Т. Н. Археологический кружок и его связи с ученическими коллективами // Вопросы методики работы школьных археологических кружков: методические указания. - Новосибирск, 1990. - С. 42-43.

20. Троицкая Т. Н. Археология в системе подготовки учителя // Археология в вузе и школе. - Новосибирск, 1995. - С. 20-23.

21. Троицкая Т. Н., Новиков А. В. Археология Западно-Сибирской равнины: учебное пособие. - Новосибирск, 2004. - 136 с.

22. Троицкая Т. Н. Книга Г. В. Бабаян «Основы археологии. Конспект лекций». Рецензия // Российская археология. - 2006. - № 2. -С. 166-167.

23. Троицкая Т. Н. Мое призвание. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2010. - 88 с.

24. Троицкая Т. Н. О преподавании экологии на историческом факультете в Новосибирском государственном педагогическом университете // Экология древности и современности. -Тюмень, 1999. - С. 185-187.

25. Троицкая Т. Н. Природа и развитие общества докапиталистических формаций: учебное пособие к спецкурсу. - Новосибирск: Изд. НГПИ, 1989. - 80 с.

26. Троицкая Т. Н. Рецензии на книги А. И Мартынова «Археология», М., 2005 и Г. В. Бабаян «Основы археологии» Рецензия //

Гуманитарные науки в Сибири. - 2007. - № 3. -С. 133.

27. Троицкая Т. Н. Рецензия: Мартынов А. И. Археология СССР: учеб. пособие. М., 1973 // Изв. Сиб. отд-ния АН СССР. Сер. Обществ. наук. Вып. 1. - 1974. - № 1. - С. 124-125.

28. Троицкая Т. Н. Экология древних и современных обществ: учебное пособие. Новосибирск. - Изд. НГПУ, 2000. - 139 с.

29. Троицкая Т. Н., Мжельская Т. В. Социальная экология. Древние и современные общества: учебно-методический комплекс. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2008. - 174 с.

30. Троицкая Т. Н., Новиков А. В. Народы и культуры скифо-сибирского мира: учебное пособие. - Новосибирск: Изд-во НГУ, 2011. - 184 с.

31. Троицкая Т. Н., Новиков А. В. Скифо-си-бирский мир: учебное пособие. - Новосибирск: ГЕО, 2007. - 142 с.

32. Троицкая Т. Н., Новиков А. В. Этнография малочисленных народов севера Сибири: учебное пособие. - Новосибирск: Изд-во НГУ, 2010. - 336 с.

33. Троицкая Т. Н., Сильянова О. С. Студенческий археологический кружок НГПУ: история и методика работы: учебно-методическое пособие. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2007. - 72 с.

34. Троицкая Т. Н., Соболев В. И. Наш край в древности и средневековье: учебное пособие. - Новосибирск, 1996. - 136 с.

35. Умбрашко К. Б. Кафедра Всеобщей истории НГПУ в системе ВПО // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 2. -С. 202-208.

36. Чиндина Л. А. Культурный код кулайцев в Каменном Мысе Т. Н. Троицкой // Археологические изыскания в Западной Сибири и на сопредельных территориях. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. - С. 47-49.

Поступила в редакцию 11.01.2019

Mzhelskaya Tatiana Vladimirovna

Cand. Sci. (Hist.), Assoc. Prof., of the Department of National and Universal History, Institute of History, Humanities and Social Education, Novosibirsk State Pedagogical University, mzel08@mail.ru, ORCID 0000-0002-5256-6247, Novosibirsk.

Durakov Igor Albertovich

Cand. Sci. (Hist.), Assoc. Prof., of the Department of National and Universal History, Institute of History, Humanities and Social Education, Novosibirsk State Pedagogical University, idurakov@yandex.ru, ORCID 0000-0003-3538-3366, Novosibirsk.

Cationov Oleg Nikolaevich

Dr. Sci. (Hist.), Assoc. Prof., of the Department of National and Universal History, Institute of History, Humanities and Social Education, Novosibirsk State Pedagogical University, korolek1953@gmail.com, ORCID 0000-0002-7260-0051, Novosibirsk

PROF TATYANA N. TROITSKAYA'S EDUCATIONAL HERITAGE: PECULIARITIES OF EDUCATIONAL PROCESS IN THE GRADUATE SCHOOL OF EDUCATION (PEDAGOGICAL UNIVERSITY)

Abstract. Introduction. The article is devoted to Prof Tatyana N. Troitskaya's contribution to education. Her talent in science and research, education and research supervision revealed while she was pursuing her academic and scholarly career at Novosibirsk State Pedagogical University.

The purpose of this work is to analyze, summarize and present Prof Tatyana N. Troitskaya's remarkable teaching, academic and methodological experience. She taught Ancient History (Primitive societies, Ancient East, Ancient Rome and Greece), delivered lectures in Archeology, supervised archeological fieldwork and teaching internships, taught Local Studies, Social Ecology, and various special modules and seminars.

Results and Discussion. Prof Tatyana N. Troitskaya emphasized the significance of teaching Ancient History, because this academic discipline reveals the logic of historical development, illustrated by facts and examples.

According to Prof Tatyana N. Troitskaya, a so called ability to 'feel' the audience (build a connection with the audience) plays a significant role in teaching. Being an outstanding educator, Prof Tatyana N. Troitskaya developed an articulate system of teaching various historical and archeological disciplines, designed special modules and courses. Prof Tatyana N. Troitskaya supervised archeological school societies and created special modules and courses to prepare their leaders.

Conclusion. Prof Tatyana N. Troitskaya developed her unique teaching style. Studying its peculiarities is useful not only for students of pedagogical universities, but also for teachers, lecturers and academics.

Keywords: pedagogy, archeology, higher education.

References

1. Boltrick, Yu. V., Fialko, E. E., 2005. The role of the horse in the burial tradition of the Scythians. Actual problems of archeology, history and culture. Novosibirsk: NSPU Publ., Vol. 2, pp. 13-36. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Vdovichenko, I. I., 2013. Archaeologist Ta-tiana Troitskaya. Simferopol biography pages. V Scientific-practical conference "Simferopol at the

crossroads of history", pp. 35-45. (In Russ.)

3. Demin, M. A., 2015. Tatyana Nikolaevna Troitskaya: the first years in the Siberian archaeological community. Archaeological surveys in Western Siberia and in adjacent territories. Novosibirsk: NSPU Publ., pp. 43-46. (In Russ.)

4. Derevianko, A. P., Molodin, V. I., Boro-dovsky, A. P., Durakov, I. A., Elagin, V. S., Efremo-

va, N. S., Kandyba, A. V., Karpeyeva, E. V., March-enko, Z. V., Mylnikova, L. N., Novikov, A. V., Novikova, O. I., Salnikova, I. V., 2015. The Life of a Happy Person: for Tatiana Troitskaya at her Ninety. Archaeology, Ethnology & Anthropology of Eurasia, Vol. 43, No 2, pp. 156-157. (In Russ.)

5. Cationov, O. N., 2010. The word of the editor. In: Troitskaya T. N. My vocation. Novosibirsk: NSPU Publ., pp. 3-4. (In Russ.)

6. Kitova, L. Yu., Kovyrshina, Yu. N., 2010. Tatyana Nikolaevna Troitskaya and Novosibirsk Archeological Expedition. Novosibirsk Archaeological Expedition (1957-1995). Novosibirsk: the Institute of Archeology and Ethnography of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences Publ., pp. 5-9. (In Russ.)

7. Kovalevsky, S. A., 2015. On the question of the role of T. N. Troitskaya in the study of the Irmen culture. Bulletin of the Kemerovo State University, No 1-3 (61), pp. 183-190. (In Russ.)

8. Mzhelskaya, T. V., 2013. The contribution of Professor T. N. Troitskaya in the study of the archaeological heritage of the Kolyvan district. Development and development of Western Siberia, XVI-XX century. Novosibirsk, pp. 149-151. (In Russ.)

9. Mzhelskaya, T. V., 2015. On the semantics of images on the badge from the Kulakovsky barrow. Archaeological surveys in Western Siberia and in adjacent territories. Novosibirsk: NSPU Publ., pp. 93-100. (In Russ.)

10. Mzhelskaya, T. V., Demakhina, M. S., 2015. Bibliography of scientific works of the doctor of historical sciences, professor Tatyana Nikolaevna Troitskaya. Archaeological research in Western Siberia and in adjacent territories. Novosibirsk: NSPU Publ., pp. 8-28. (In Russ.)

11. Mzhelskaya, T. V., Durakov, I. A., 2010. Archaeological practice: a look into the past, future prospects. Bulletin of pedagogical innovations, No 3, pp. 132. (In Russ.)

12. Molodin, V. I., 2006. Sword of Carolingian. Novosibirsk: INFOLIO Publ., 144 p. (In Russ.)

13. Molodin, V. I., 2005. Teacher. Actual problems of archeology, history and culture, Vol. 1. Novosibirsk: NSPU Publ., pp. 4-16. (In Russ.)

14. Mynbayeva, A. K., 2007. Pedagogy of Higher Education: History and Theory of Research

Activities at Universities. Siberian Pedagogical Journal, No 6, pp. 126-135. (In Russ.)

15. Novikov, A. V., Novikova, O. I., 2015. Tat-yana Nikolaevna Troitskaya: the purpose of life. Archaeological surveys in Western Siberia and in adjacent territories. Novosibirsk: NSPU Publ., pp. 38-43. (In Russ.)

16. Petrova, L. N., Romantsova, V. D., Troit-skaya, T. N., 1990. The Work of Two Seminars of School Archaeological Groups Leaders. Questions of the methodology of school archaeological groups. Novosibirsk: NSPU Publ., pp. 4-9. (In Russ.)

17. Pletnev, L. M., 2015. About Tatyana Nikolaevna Troitskaya and Timiryazevsky archaeological complex. Archaeological surveys in Western Siberia and in adjacent territories. Novosibirsk: NSPU Publ., pp. 150-155. (In Russ.)

18. Tataurova, L. V., 2015. Archaeological School T. N. Troitskaya and its contribution to the archeology of Russians of Siberia. Archaeological surveys in Western Siberia and in adjacent territories. Novosibirsk: NSPU Publ., pp. 120-123. (In Russ.)

19. Troitskaya, T. N., 1990. The archaeological circle and its connections with student groups. Questions of the methodology of school archaeological circles. Guidelines. Novosibirsk: NSPU Publ., pp. 42-43. (In Russ.)

20. Troitskaya, T. N., 1995. Archeology in the system of teacher training. Archeology in high school and school. Novosibirsk: NSPU Publ., pp. 20-23. (In Russ.)

21. Troitskaya, T. N., Novikov, A. V., 2004. Archeology of the West Siberian Plain. Study Guide. Novosibirsk, 136 p. (In Russ.)

22. Troitskaya, T. N., 2006. G. V. Babayan's Book "Fundamentals of Archeology. Lecture notes". Review. Russian archeology, No 2, pp.166167. (In Russ.)

23. Troitskaya, T. N., 2010. My destiny. Novosibirsk: NSPU Publ., 88 p. (In Russ.)

24. Troitskaya, T. N., 1999. On the teaching of ecology at the history department at the Novosibirsk State Pedagogical University. Ecology of antiquity and modernity. Tyumen, pp. 185-187. (In Russ.)

25. Troitskaya, T. N., 1989. The Nature and Development of a Society of Pre-Capitalist Formations. A Manual for the Special Course. Novosibirsk: NSPI Publ., 80 p. (In Russ.)

26. Troitskaya, T. N., 2007. Reviews of A. I. Martynov's books "Archeology", M., 2005 and G. V. Babayan "Fundamentals of Archeology" Review. Humanities in Siberia, No 3, p. 133. (In Russ.)

27. Troitskaya, T. N., 1974. Review: Mar-tynov A. I. Archeology of the USSR: tutorial. M., 1973. News of the Siberian Branch of the Academy of Sciences of the USSR, Social Science Series, Iss. 1, No 1, pp. 124-125. (In Russ.)

28. Troitskaya, T. N., 2000. Ecology of ancient and modern societies. Textbook. Novosibirsk: NSPU Publ., 139 p. (In Russ.)

29. Troitskaya, T. N., Mzhelskaya, T. V., 2008. Social ecology. Ancient and modern societies. Training and metodology complex. Novosibirsk: NSPU Publ., 174 p. (In Russ.)

30. Troitskaya, T. N., Novikov, A. V., 2011. Peoples and cultures of the Scythian-Siberian world. Tutorial. Novosibirsk: NSU Publ., 184 p.

(In Russ.)

31. Troitskaya, T. N., Novikov, A. V., 2007. Scythian-Siberian world. Tutorial. Novosibirsk: GEO Publ., 142 p. (In Russ.)

32. Troitskaya, T. N., Novikov, A. V., 2010. Ethnography of small peoples of the north of Siberia. Tutorial. Novosibirsk: NSU Publ., 336 p. (In Russ.)

33. Troitskaya, T. N., Silyanova, O. S., 2007. Student archeological circle of the NSPU: History and methods of work. Teaching manual. Novosibirsk: NSPU Publ., 72 p. (In Russ.)

34. Troitskaya, T. N., Sobolev, V. I., 1996. Our land in antiquity and the Middle Ages. Textbook. Novosibirsk: Studio design Infolio Publ., 136 p. (In Russ.)

35. Umbrashko, K. B., 2014. Department of General History of the NSPU in the system of VPO. Siberian Pedagogical Journal, No 2, pp. 202-208. (In Russ.)

36. Chindina, L. A., 2015. Cultural code of Kulais in Kamenny Mys T. N. Troitskaya. Archaeological surveys in Western Siberia and adjacent territories. Novosibirsk: NSPU Publ., pp. 47-49. (In Russ.)

Submitted 11.01.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.