Научная статья на тему 'Педагогическое моделирование творческого общения педагога и детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности'

Педагогическое моделирование творческого общения педагога и детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
627
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / ДОШКОЛЬНИКИ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CREATIVE INTERACTION / PRESCHOOL CHILDREN / PROJECT WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кадола Елена Владимировна

Данная статья посвящена проблеме построения одной из возможных моделей творческого общения педагога и старших дошкольников в проектной деятельности в рамках личностноориентированногообразования. Встатьемоделируютсясущественные стороны процесса творческого общения, строится прогноз его реализации в практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кадола Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical modeling of creative interaction between a teacher and preschool children in projects

The article focuses on a problem of designing a model of creative interaction between a teacher and preschool children in projects in person-centered approach to education. The author models key elements of creative interaction, the result of its implementation.

Текст научной работы на тему «Педагогическое моделирование творческого общения педагога и детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности»

УДК 37. 015.3 Е. В. КАДОЛА

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Данная статья посвящена проблеме построения одной из возможных моделей творческого общения педагога и старших дошкольников в проектной деятельности в рамках личностно ориентированного образования. В статье моделируются существенные стороны процесса творческого общения, строится прогноз его реализации в практике. Ключевые слова: творческое общение, дошкольники, проектная деятельность.

Современная направленность образования постулирует актуализирующую тенденцию расти, развиваться, реализовывать свой потенциал. В связи с этим наибольшее значение приобретает поиск новых подходов в обучении и воспитании, которые будут развивать в ребенке осознание себя как личности, самостоятельность и компетентность (способность осмысливать опыт, делиться полученными знаниями, развивать интуицию и творческие способности).

Необходимость распространения новых педагогических технологий в систему образования ставит задачу построения теоретической модели творческого общения педагога и детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности, что является обязательным условием поиска конкретных параметров и процедур оценивания.

При различии точек зрения ученых (Г.М. Андреева,

А.А. Бодалев, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, Б.Д. Парыгин и др.) в трактовке понятия «общение» общим является рассмотрение данного феномена как процесса взаимодействия между людьми с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности. В своих исследованиях М.С. Каган,

A.М. Эткинд делают важный вывод о творческой природе общения: « ... если общение это не коммуникация, не обмен информацией, а результат взаимодействия субъектов, порождающего их общность, новую целостность — мы, совокупного субъекта, то по самой своей природе оно оказывается творческой деятельностью» [1, с. 27]. Сходная точка зрения высказана

B.А. Петровским о том, что общение — «производство индивидами их общего, что предполагает достижение взаимной идеальной представленности взаимодействующих сторон» [2, с. 10].

Российская педагогическая энциклопедия дает следующее определение понятию «творческая деятельность»: «форма деятельности человека или коллектива — создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего» [3, с. 420]. Согласно определению Словаря по социальной педагогике, сотворчество — «совместное творчество, творческие дела, поступки детей, воспитателей на равных, деятельность, направленная на создание качественно новых, необычных,

неповторимых ценностей» [4, с. 273] и далее сотрудничество — «взаимодействие на принципах взаимного уважения, на сформированном переживании свободного выбора дела и слова партнера и друга, роли и поручения. Полноправность обеих сторон в выборе путей» [4, с. 273].

Обобщая вышеизложенное, можно охарактеризовать понятие «творческое общение» через понятия «творческая деятельность», «сотворчество», «сотрудничество». Основа творческого общения-способность педагога: организовать педагогически целесообразные отношения с детьми; выдвигать и решать совместно с детьми творческие задачи; продуктивно перестраивать и расширять диапазон видов и форм не только познавательной, но и коммуникативной деятельности.

При создании модели творческого общения педагога и детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности мы опирались на следующие пси-холого-педагогические позиции: гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, Ш.А. Амонашвили, В.В. Сериков, К. Роджерс и др.), Концепция дошкольного воспитания (В.В. Давыдов, А.В. Петровский и др.), развивающее дошкольное образование (В.Т. Кудрявцев), психологические принципы творческого развития детей в дошкольном детстве (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, М.И. Лисина и др), специфика творчества детей дошкольного возраста (В.В. Давыдов,

В.Т. Кудрявцев и др.).

В.А. Петровский указывает на основные черты личностно-ориентированной дидактики: культивирование уникального опыта ребенка; признание ценности обоюдного опыта, ценности «события»; ставка на универсальность опыта [2].

Предлагаемая нами модель творческого общения педагога и детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности (табл. 1) включает в себя следующие составляющие:

— развивающая среда, предполагающая наличие таких условий, как: создание предметных условий для развития самоценных форм активности обучающихся (развивающие задания, располагающие к самостоятельному открытию, приобретение нового

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (95) 2011

Таблица I

Модель творческого общения педагога и детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности

Проект Творческое общение Результат

Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей Результат деятельности

1. Выбор темы, его типа, количества участников Предлагает тему проекта, исходя из интересов детей и тематики типовой программы Высказывают свои интересы Формулировка темы проекта

Постановка проблемы Продумывает возможные варианты проблем, которые нужно исследовать в рамках намеченной тематики (иаводящие вопросы) Выдвигают предложения о том, как можно решить проблему Гипотезы, предложения по проекту

3. Обдумывание шагов по достижению цели, постановка задач, планирование поиска информации, форм и методов работы Помогает спланировать и организовать деятельность Объединение детей в рабочие группы, распределение ролей Способы решения проблемы

^Самостоятельная деятельность участников проекта по своим задачам Практическая помощь (при необходимости), Направляет и контролирует осуществление проекта Развитие знаний, умений и навыков в самостоятельной деятельности по проекту Новые знания, умения, навыки, способы деятельности

5.Промежуточное обсуждение полученных данных Подг отовка к презентации Подготовка продукта деятельности к презентации Продукт

6. Защита проектов Презентация П редставляют продукт деятельности Презентация

7. Подведение итогов, выводов, внешняя оценка Проведение коллективного обсуждения Рефлексивная деятельность Оценка (устная, письменная)

опыта); построение коммуникативных условий поддержки самоценной активности со стороны воспитывающего взрослого; творческая личность педагога;

— организационно-педагогические условия: совместная деятельность педагога и детей; наличие в проекте социально значимой проблемы, требующей разрешения; организация проектной деятельности в рамках «специфически детских видов деятельности» и доступной для ребенка-дошкольника форме (общение, игра, театрализация, активное восприятие произведений художественной литературы, сочинительство и др.); соответствие содержания и видов проектов возрастным особенностям детей; соблюдение технологии проектной деятельности с дошкольниками; значимость результатов проектной деятельности для старших дошкольников (полезность продуктов творчества применительно к деятельности ребенка); организация проектной деятельности с учетом индивидуальных особенностей детей;

— общение старших дошкольников, выраженное в коммуникативных и организаторских умениях;

— структурные компоненты творческого потенциала детей дошкольного возраста, проявляющиеся в универсальных творческих способностях [5]: реализм воображения; умение увидеть целое раньше частей; надситуативно-преобразовательный характер твор-ческих решений; экспериментирование (табл. 1).

Данная модель предполагает не передачу «готового» знания и адаптированного опыта старших поколений, а сотрудничество взрослых и детей в решении жизненных проблем, К способам организации совместной деятельности педагога с детьми, которые обеспечивают последовательное развитие субъектно-сти ребенка, можно отнести следующие: совместно -разделительная деятельность; развитие способности ребенка к предвидению последствий собственного поведения; возложение полномочий; инструментовка триумфа личности (создание ситуации успеха); рефлексивная деятельность. Максимальная реализация возможностей ребенка предполагает обогащение содержания и форм детской деятельности, что достигается при помощи особых средств. В основе разработки таких средств лежит идея насыщения жизни ребенка яркими событиями — делами, встречами, играми, приключениями.

Метод проектов предполагает рассмотрение проблемы в ее развитии, с одной стороны, и оформление результатов ее решения в конкретном продукте — с другой. Проект выступает для ребенка как возможность проявить себя и общаться.

Гуманистический взглядна сущность воспитания связан с пониманием воспитания как совместной деятельности взрослых и детей. Эффекты и качество дошкольного воспитания определяются характером общения взрослого и ребенка. Духовные, физиче-

ские, интеллектуальные возможности детей еще слишком малы, чтобы самостоятельно справится с творческими задачами и проблемами, поэтому все начинается с педагога, с его умения организовать с детьми педагогически целесообразные отношения как основу творческого общения. Обучение должно строиться через совместный поиск решений. Взрослые должны демонстрировать тот тип взаимоотношений, к которому должны стремиться дети (демократическое участие, обучение через сотрудничество, преодоление конфликтных ситуаций). Внутригрупповые отношения - средство обучения. В проектной деятельности складывается межличностное отношение в контакте между детьми и взрослыми — отношение полноценного общения и сотрудничества. Это приводит к развитию коммуникативных и организаторский умений детей.

Условиями воспитания творчества у детей являются творческая личность педагога и совместная деятельность взрослого и детей. Функция взрослого при этом: во-первых, он демонстрирует разнообразные творческие способы деятельности, во-вторых, организует жизнь и деятельность ребенка таким образом, чтобы условия и обстоятельства требовали от него творческих решений. При построении и реализации замысла проектов развиваются творческие способности детей.

Творчество детей дошкольного возраста содержит в себе важные качества, которые создают возможность самостоятельно выходить детям за пределы знаний и умений, полученных от взрослых, создавать новый продукт: оригинальный рисунок, новую сказку и т.д. Творческий процесс проявляется в поиске другого сочетания красок и форм в изобразительной деятельности, новых способов в процессе конструирования, сюжетных линий при сочинении рассказа и сказки и др. Высокая динамичность, гибкость поисковой деятельности детей способствует получению ими оригинальных результатов при выполнении различных видов деятельности. В процессе творческой деятельности преодолевается боязнь детей ошибиться, сделать «не так, как надо», что имеет существенное значение для развития смелости и свободы детского восприятия и мышления.

Кроме того, в процессе построения и реализации замысла проектов у детей формируются умения целеполагания, выбора средств, планирования, про-

гнозирования, контролировать выполнение действия, оценивать результат. Дошкольники приобретают новые знания, умения, способы деятельности в такой системе, которая раскрывает перед ними горизонты новых знаний, новых способов деятельности, побуждает детей строить догадки, выдвигать гипотезы, активизировать потребность движения ко все новым знаниям.

На наш взгляд, разработанная нами модель творческого общения может привнести в работу дошкольных образовательных учреждений принципиально иную, по сравнению с традиционном подходом, систему взаимоотношений взрослых и детей, новый подход к познавательной деятельности детей, основанный на уважении их интеллектуальных и творческих возможностей, сотрудничестве. Ожидаемые результаты — открывающаяся перспектива разнообразных творческих достижений детей.

Библиографический список

1. Каган, М. С. Общение как ценность и как творчество // М. С. Каган, А. М. Эткинд // Вопросы психологии, — 1988. — № 4. — С. 25-34.

2. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъ-ектности : Учеб. пособ. для студ. вузов / Оформл. Т. Неклюдовой. — Ростов-на-Дону : Феникс, 1996. — 509 с.

3. Российская педагогическая энциклопедия [Текст]. В 2 т. Т. 2. М — Я / Гл. ред. В. В. Давыдов. — М. : Большая рос. энцикл., 1999. — 669 с.

4. Словарь по социальной педагогике : Учеб. пособие для вузов / Моск. гос. соц. ун-т ; авт.-сост. Л. В. Мардахаев. — М. : Академия, 2002. — 363 с.

5. Кудрявцев В. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей / В. Кудрявцев, В. Синельников // Дошкольное воспитание. — 1995. — № 9. — С. 52 — 59.

КАДОЛА Елена Владимировна, преподаватель кафедры английского языка Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, соискатель кафедры социальной работы Омского государственного педагогического университета.

Адрес для переписки: e-mail: lkro @rambler.ru

Статья поступила в редакцию 15.10.2010 г.

© Е. В. Кадола

Книжная полка

Призванные в общение: Русский дискурс в межкультурной коммуникации.-М. : УРСС, 2007. - 304 с.

Книга посвящена анализу межличностного общения представителей различных культур. Рассматриваются проблемы, связанные с поиском универсалий межкультурного взаимодействия, которые могут объединить коммуникантов не на основе отказа от национально специфического, а на основе понимания «иного». Представлена модель межличностного дискурса, построенная исходя из древнейшего принципа триединства, известного едва ли не всем народам мира. Анализируются такие прагмалингвистические особенности межличностного дискурса (с установкой на взаимность), как совокупная субъектность, семантико-прагматическое поле общения, диалогические отношения и некоторые другие. Монография адресована прежде всего лингвистам, а также широкому кругу читателей, которые интересуются межличностным взаимодействием и проблематикой, связанной с диалогом культур.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.