Научная статья на тему 'Педагогическое моделирование формирования у старших школьников представлений о здоровом образе жизни'

Педагогическое моделирование формирования у старших школьников представлений о здоровом образе жизни Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
101
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рустамов А.Ш.

В статье представлены результаты диагностики формирования у старших школьников представлений о здоровом образе жизни. Рассмотрено педагогическое моделирование представлений о здоровом образе жизни, а также рассмотрена степень разработки данного вопроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическое моделирование формирования у старших школьников представлений о здоровом образе жизни»

Выявление особенностей представлений о безопасности у подростков позволит, с одной стороны, их с наименьшими усилиями скорректировать, с другой стороны, использовать для управления поведением подростков на текущем этапе их развития.

Значимость представлений подростков о безопасности жизнедеятельности и наличие пробела в научных знаниях о них делают актуальным их эмпирическое изучение.

Литература

1. Берулава, Г. А. Диагностика и развитие мышления подростков / Г. А. Берулава. - Бийск, 1993.

2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Л.И. Божович / Под ред. Д.И. Фельдштейна. 3-е изд. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 352с.

3. Грачев, Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты / Г.В. Грачев. - М.: Изд-во РАГС, 1998. - 125с.

4. Краснянская, Т.М. Психология самообеспечения безопасности: Монография / Т.М. Краснянская. - Пятигорск: ПГЛУ, 2009. - 280с.

5. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. 8-е изд. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 624с.

Рустамов А. Ш.

Педагогическое моделирование формирования у старших школьников представлений о здоровом образе жизни

Проблема формирования у старших школьников представлений о здоровом образе жизни достаточно органично входит в предметное поле педагогической психологии, образуя одно из перспективных направлений научных исследований. Значимость разработки данного вопроса обусловлена подходами к сфере здоровья, утвердившимися в современном обществе.

В условиях нарастания во всем мире случаев нарушения экологического равновесия, кратного умножения численности природных и техногенных катастроф, непрерывного снижения социального позитива актуальной становится выработка научных подходов к формированию у россиян способности сохранять в течение максимального периода индивидуальной жизни продуктивной активности, позволяющей приносить максимальную социальную пользу.

Это возможно только при хорошем здоровье, самочувствии, позитивном жизнеощущении, которые достигаются благодаря активной направленности каждого конкретного человека на сохранение и приумножение своего здоровья,

его постоянной готовности создавать для себя среду, отвечающую требованиям здорового образа жизни. Деятельная активность на регулярном уровне в данном направлении возможна только при наличии у него сформировавшихся, четко выстроенных представлений о здоровом образе жизни.

Полноценные представления выступают результатом осознанного, целенаправленного присвоения человеком индивидуального или социального опыта построения здорового образа жизни, овладения им комплексом знаний, умений и навыков, касающихся сферы здоровья. Вместе с тем, практика показывает, что представления школьников о здоровом образе жизни носят фрагментарный, поверхностный и противоречивый характер, не способный послужить базисом для построения соответствующей активности.

Формирование представлений о здоровом образе жизни у старших школьников представляет целенаправленный процесс деятельности педагога, основанный на понимании сущности данного явления с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Этот процесс направлен на развитие у них готовности соблюдать нормы здорового образа жизни на разных этапах и в разных сферах своей жизнедеятельности.

Представления старших школьников о здоровом образе жизни охватывают понимание его сущности в трех основных ракурсах: содержание, временной контекст и целевой эффект. Содержательный ракурс характеризуется превалированием увязывания здорового образа жизни с собственной жизненной активностью человека (занятия спортом, отказ от вредных привычек, соблюдение режима дня, правильное питание). В меньшей мере представлено его рассмотрение как характеристики внешних по отношению к отдельному человеку жизненных обстоятельств (экологически чистая среда). Мы исходили также из предположения, что формирование представлений о здоровом образе жизни должно основываться не только на расширении информированности старших школьников об особенностях построения здорового образа жизни, но и на собственном осознании его важности в повседневной жизнедеятельности.

Достижение этой цели потребовало решения комплекса следующих задач: построение педагогической модели формирования представлений старших школьников о здоровом образе жизни; разработку и апробацию программы формирования представлений школьников о здоровом образе жизни; разработку рекомендаций. Изначально потребовалось отобрать и аргументировать принципы организации педагогической деятельности в данном направлении. К ним были отнесены: принцип единства обучения и воспитания, принцип научности, принцип единства теоретического и практического знания, принцип системности, принцип доступности и принцип активности.

В соответствии с обозначенными принципами была выстроена модель формирования у старших школьников представлений о здоровом образе жизни.

Разработанная нами модель включает пять основных этапов формирования у старших школьников представлений о здоровом образе жизни, компонентов модели:

1. Формирование установки на важность здорового образа жизни.

2. Обогащение знаний о здоровом образе жизни.

3. Расширение умений построения здорового образа жизни.

4. Образование навыков построения здорового образа жизни.

5. Внедрение в жизнедеятельность представлений о здоровом образе жизни.

Следовательно, модель формирования представлений о здоровом образе жизни должна включать комплексное обогащение знаний старших школьников о разных аспектах построения здорового образа жизни - содержательного, временного, ценностно-смыслового, организационного.

В соответствии с этой теоретической моделью нами была разработана практическая программа педагогической деятельности по формированию у старших школьников представлений о здоровом образе жизни «Здоровый образ жизни - это наше настоящее и будущее!».

Формирование у старшеклассников установки на здоровый образ жизни как подготовительного шага к выработке комплексных представлений о нем, в соответствии с разрабатываемой программой, предусматривается на основе:

- проведения серии бесед о популярных спортсменах, актерах, певцах, политиках, которые соблюдают нормы здорового образа жизни и достигают значительных успехов в жизни, в профессии, в обществе;

- совместного просмотра записанных на DVD передач, в которых известные люди рассказывают о том, как они следят за своим здоровьем (в силу достаточной распространенности к записи таких передач можно привлечь самих школьников);

- организации встреч с руководителями школы, с родителями, другими известными для школьников людьми с тем, чтобы они рассказали о том, как организуют свою жизнедеятельность.

После вводного или подготовительного этапа программой предусматривается целенаправленное формирование у школьников представлений о здоровом образе жизни. Данная работа проводится по четырем направлениям: режим дня, питание, отдых, саморегуляция.

Для обогащения знаний старшеклассников по обозначенным аспектам здорового образа жизни для них предлагается проведение серии лекций: «О правильном режиме дня» (4 часа); «Правильное питание» (6 часов); «Правильный отдых» (6 часов); «Психическая саморегуляция» (8 часов).

Следующим шагом программы является выработка у старших школьников умений по организации здорового образа жизни. Практические занятия предусматривали организованное осуществление старшеклассниками:

- планирования режима своего дня, недели, месяца, декады, полугодия, года, пятилетки с обсуждением обоснованности и целесообразности полученных планов (4 часа);

- разработки своего меню на завтрак, обед, полдник, ужин с учетом их энергетической ценности (4 часа);

- обсуждение целесообразности различных диет и подбор для себя наиболее подходящей с позиции построения здорового образа жизни (2 часа);

- построение планов организации свободного времени (выходных, праздничных дней, каникул) и обсуждение целесообразности выбора разных форм отдыха (2 часа);

- освоение приемов психической саморегуляции в рамках соответствующего тренинга, предусматривающего демонстрацию приемов управления эмоциями в рамках аутотренинга, медитации, различных дыхательных методик и т.д. (12 часов).

Общая продолжительность практических занятий, направленных на расширение умений старших школьников выстраивать здоровый образ жизни, составляет 24 часа.

Педагогическое управление рассматриваемым этапом программы происходило на основе регулярного анализа рефлексии старшеклассниками эффективности следования ими нормам здорового образа жизни, а также непосредственного опроса их и их родителей. Саморефлексия осуществлялась старшеклассниками в письменной форме в дневниках, которые еженедельно проверялись педагогом.

Для отслеживания особенностей формирования у них по итогам участия в программе «Здоровый образ жизни - это наше настоящее и будущее!» представлений о здоровом образе жизни были последовательно реализованы в констатирующем и контрольном срезах. В рамках данных срезов использовались следующие исследовательские методы:

1) опрос - привлекалась методика «Представления о здоровом образе жизни»; 2) экспертная оценка - привлеченные в качестве экспертов педагоги (5 человек) на основе анализа выполнения школьниками опросника оценивали по 5-ти балльной шкале сформированность у них представлений по трем параметрам: понимание целостности позитивного влияния здорового образа жизни как на психическое и физическое самочувствие человека, так и на его социальную успешность; признание значимости здорового образа жизни в разных временных контекстах - текущем настоящем, ближайшем и отдаленном будущем;

- осознание того, что здоровый образ жизни выстраивается не только на простом следовании склонностям человека, обусловленным природой, но также требует приложения определенных усилий, чтобы понять, признать и перестроить свою жизнь в соответствии с ними.

Общая оценка сформированности представлений старших школьников о здоровом образе жизни получалась на основе вычисления среднего арифметического значения суммы баллов, набранных конкретным учеником по всем трем названным параметрам.

3) самооценка - выполняла функцию контрольной оценки состояния сформированности представлений старших школьников о здоровом образе жизни; школьникам предлагалось по 5-ти балльной шкале (традиционной для школьников) оценить свою готовность следовать нормам здорового образа жизни.

Анализ полученного распределения средних значений экспертных оценок представлений старших школьников показал, что участие школьников в

формирующей программе способствовал значительному росту уровня понимания ими целостности позитивного влияния здорового образа жизни как на психическое и физическое самочувствие человека, так и на его социальную успешность (+2,2), значимости здорового образа жизни в разных временных контекстах - текущем настоящем, ближайшем и отдаленном будущем (+1,8), осознания того, что здоровый образ жизни выстраивается не только на простом следовании склонностям человека, обусловленным природой, но также требует приложения определенных усилий, чтобы понять, признать и перестроить свою жизнь в соответствии с ними (+2,0).

Использование метода самооценки старшими школьниками состояния сформированности у себя представлений о здоровом образе жизни позволило установить, что после участия в программе школьники стали более позитивно оценивать состояние своих представлений о здоровом образе жизни (рис. 1).

уровень уровень уровень

Рис. 1. Процентное распределение старшеклассников по группам с разным уровнем развития представлений о здоровом образе ^жизни на

констатирующем и контрольном срезах (по итогам самооценки)

Согласно полученным результатам, участие старшеклассников в программе способствовало появлению значимых изменений в отнесении ими себя к группам с определенным уровнем развития представлений о здоровом образе жизни. Данные изменения характеризуются следующим содержанием:

- исчезла группа старшеклассников, оценивающих свои представления о здоровом образе жизни на низком уровне (до участия в программе таких было 17 человек, т.е. 37,0 % выборки);

- несколько снизилась численность старшеклассников, относящих свои представления о здоровом образе жизни к среднеразвитым (было 19 человек, после участия в программе - 14 человек, снижение численности составило 10,9 %);

- значительно выросла численность старшеклассников, относящих себя к обладателям развитых представлений о здоровом образе жизни (было 10 человек, стало 32 человека, т.е. прирост численности составил 47,9%).

Итак, изучение результатов применения трех исследовательских методов (опросника, экспертной оценки и самооценки) показало, что проведенный педагогический эксперимент достиг поставленной перед ним цели. Разработанная нами модель и на ее основе программа формирования у старших школьников представлений о здоровом образе жизни подтвердили свою эффективность.

Целевой ракурс заключается в рассмотрении здорового образа жизни как детерминанты текущего состояния человека (физического самочувствия и настроения) или, в меньшей степени, построения его активности на социальном уровне. Временной ракурс представлений старших школьников о здоровом образе жизни характеризуется помещением его актуальности в прошлое, более или менее отдаленное будущее и нивелированием ее значимости на текущий момент.

Представления старших школьников о здоровом образе жизни на смысловом уровне дифференцируются на три группы, которые могут быть обозначены следующим образом: «Здоровый образ жизни - это естественная норма каждого благополучного дня»; «Здоровый образ жизни - это приобретаемое средство достижения успеха в социуме»; «Здоровый образ жизни - это наиболее трудный способ решения серьезных проблем». Представления о здоровом образе жизни, относимые к каждой группе, обладают своими характерными особенностями.

Содержание первой группы представлений характеризуется пониманием важности здорового образа жизни, как основы психического комфорта и хорошего физического самочувствия. В качестве основы здорового образа жизни взяты: знания, отказ от вредных привычек, соблюдение режима дня и занятия спортом, а также правильное питание

Вторая группа представлений старших школьников о здоровом образе жизни характеризуется: пониманием его значимости для построения широких социальных контактов и достижения успеха в делах. Для этого они должны осознавать необходимость следовать здоровому образу жизни изо дня в день, развивать умения и способности создавать экологически чистую среду. К такому образу жизни старшеклассники могут прийти под влиянием близких и необходимости быть успешным. Чтобы этот образ жизни стал ближайшей реальностью, они должны к нему стремиться.

Представления старшеклассников о здоровом образе жизни, относимые к третьей группе, характеризуются: восприятием здорового образа жизни как нереального, непосильного на текущий момент. Школьники этой группы откладывают соблюдение норм здорового образа жизни на время старости или при появлении проблем со здоровьем; увязыванием его достижения с недопустимыми для него сегодняшнего ограничениями, с напряженным трудом над собой и значительными материальными ресурсами.

Каждая группа представлений обладает чертами, затрудняющими обращение обладающих ими старших школьников к соблюдению норм здорового образа жизни.

Выявлено, что представления старших школьников о здоровом образе жизни связаны с наличием ряда объективных (состояние здоровья, опыт занятия спортом) и субъективных (самооценка, самопринятие, интернальность) обстоятельств.

Деятельности по формированию у старших школьников представлений о здоровом образе жизни должна предшествовать детальная работа по изучению их содержания у каждого школьника, индивидуальному выявлению их преимуществ и недостатков.

Такая деятельность должна осуществляться в рамках групповой работы, но предусматривать возможности дополнительного индивидуального взаимодействия с каждым старшеклассником, испытывающим трудности в принятии норм здорового образа жизни. Формирование представлений о здоровом образе жизни необходимо осуществлять за счет обогащения знаний старших школьников о компонентах здорового образа жизни, способах их реализации, расширения контекста значимости здорового образа жизни на всю их временную трансспективу, на все сферы жизнедеятельности.

Формирование представлений о здоровом образе жизни должно преодолевать их однобокость на основе распределения внимания педагога на комплекс компонентов - знаниевый, ценностно-смысловой и регулятивный.

Важным педагогическим условием формирования искомых представлений является интеграция усилий школы и семьи в данном направлении.

Литература

1. Ананьев, В. А. Психология здоровья - новая отрасль человекознания [ Текст] / В. А. Ананьев. - СПб., 1996.

2. Безруких, М.М. Школьные факторы риска и здоровье детей [Текст] / М.М. Безруких // Магистр. - 1999. - №3. - 30-38 с.

3. Берулава, М.Н. Гуманитаризация образования: направления и проблемы [Текст] / М.Н. Берулава // Педагогика. - 1996. - №4. - 23-27 с.

4. Васильева, О.С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки [Текст] / О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов. - М.: Академия, 2001. -462 с.

5. Дубровский, В.И. Валеология. Здоровый образ жизни [Текст] / В.И. Дубровский. - М.: ЯЕТОМКА-А, 2001. - 560 с.

6. Журавлева, И.В. Здоровье подростков: социологический анализ [ Текст] / И.В. Журавлева. - М.: Изд-во института социологии РАН, 2002. - 240 с.

7. Щербакова, Т.Н. Профессиональные установки педагога и здоровье личности [Текст] / Т.Н. Щербакова // Валеология. - 1998. - №2. - 12-13 с.

8. Юдин, Б.Г. Здоровье: факт, норма и ценность [Текст] / Б.Г. Юдин // Мир психологии. - М. - Воронеж, 2000, №1 (21). - 54-68 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.