Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЖИТИЯ СВЯТОГО АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО: СЛОВО И ОБРАЗ (НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНОГО ФИЛЬМА "ПО СТРАНИЦАМ ЖИТИЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО")'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЖИТИЯ СВЯТОГО АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО: СЛОВО И ОБРАЗ (НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНОГО ФИЛЬМА "ПО СТРАНИЦАМ ЖИТИЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО") Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
51
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЖИТИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / УЧЕБНЫЙ ФИЛЬМ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гусакова В.О.

Настоящая статья посвящена рассмотрению педагогического потенциала жития святого Александра Невского, отраженного в литературных и художественных образах, и возможностям его реализации на занятиях со школьниками. Статья адресована преподавателям основ духовно-нравственной культуры народов России, истории и литературы, которые, используя материал данной статьи, могут провести занятия по духовно-нравственному воспитанию со школьниками. В статье расставлены смысловые акценты, на которых следует сосредоточить внимание педагогу при разработке сценария и съемке учебного фильма. Приведены примеры использования житийных текстов в сценарии с целью пробуждения интереса у школьников к чтению древнерусской литературы. Представлен пример органичной и целесообразной интеграции изобразительных и литературных произведений в учебном фильме, описан его педагогический потенциал и результат его реализации на занятиях. Главная мысль статьи заключается в том, что педагогический потенциал жития святого Александра Невского заложен в его литературных и живописных образах, и его реализация наиболее эффективна при интеграции слова и образа в новый художественный образ, каким может стать учебный фильм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF THE LIFE OF SAINT ALEXANDER NEVSKY: WORD AND IMAGE (BASED ON THE EXAMPLE OF EDUCATIONAL FILM “ON THE PAGES OF THE LIFE OF ALEXANDER NEVSKY”)

The article is dedicated to the consideration of the pedagogical potential of the life of saint Alexander Nevsky, reflected in the literary and artistic images, and to the possibilities of its implementation during the lessons with the schoolchildren. The article is addressed to the teachers of the foundations of the spiritual and moral culture of the peoples of Russia, history and literature, who can teach lessons on the spiritual and moral education for the schoolchildren, using material of this article. The semantic accents, on which the teacher should be concentrated when developing a script and shooting an educational film, are highlighted in the article. The examples on using the hagiographic texts in the script for the purpose of awakening the schoolchildren’s interest to reading Old Russian literature are given. The example of the organic and expedient integration of literary (word) and artistic (image) works in the educational film is given, its pedagogical potential and result of its implementation during the lessons is described. The central idea of the article consists in the fact that the pedagogical potential of the life of saint Alexander Nevsky is placed in his literary and artistic images, and its implementation is the most effective when integrating word and image in the new artistic images, such as the educational film.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЖИТИЯ СВЯТОГО АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО: СЛОВО И ОБРАЗ (НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНОГО ФИЛЬМА "ПО СТРАНИЦАМ ЖИТИЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО")»

УДК 37.017.92 Ы^:/^.от§/10.34680/2411-7951.2022.3(42).286-289

В.О.Гусакова

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЖИТИЯ СВЯТОГО АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО: СЛОВО И

ОБРАЗ (НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНОГО ФИЛЬМА «ПО СТРАНИЦАМ ЖИТИЯ АЛЕКСАНДРА

НЕВСКОГО»)

Настоящая статья посвящена рассмотрению педагогического потенциала жития святого Александра Невского, отраженного в литературных и художественных образах, и возможностям его реализации на занятиях со школьниками. Статья адресована преподавателям основ духовно-нравственной культуры народов России, истории и литературы, которые, используя материал данной статьи, могут провести занятия по духовно-нравственному воспитанию со школьниками. В статье расставлены смысловые акценты, на которых следует сосредоточить внимание педагогу при разработке сценария и съемке учебного фильма. Приведены примеры использования житийных текстов в сценарии с целью пробуждения интереса у школьников к чтению древнерусской литературы. Представлен пример органичной и целесообразной интеграции изобразительных и литературных произведений в учебном фильме, описан его педагогический потенциал и результат его реализации на занятиях. Главная мысль статьи заключается в том, что педагогический потенциал жития святого Александра Невского заложен в его литературных и живописных образах, и его реализация наиболее эффективна при интеграции слова и образа в новый художественный образ, каким может стать учебный фильм.

Ключевые слова: Александр Невский, педагогический потенциал, житие, художественный образ, учебный фильм

Художественный образ святого Александра Невского начинает складываться с момента кончины князя.

Уже в XIII столетии люди стремились сохранить память о герое, передавая потомкам рассказы о подвигах — «храбростях» князя. Практически сразу после кончины Александра Ярославовича в 1263 году, еще задолго до официальной канонизации князя, появляется житие, известное под названием «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра».

Текст «Повести...» не укладывается в рамки жанра житийной литературы и повествует главным образом о двух «храбростях» — битвах на Неве и Чудском озере. При этом именно он, как первоисточник, в котором фактическое повествование уступает нравственной назидательности, обладает высоким педагогическим потенциалом.

Вторым по своей педагогической значимости словесным художественным образом можно назвать Житие святого благоверного князя Александра Невского в изложении святителя Димитрия Ростовского 1709). Оно отличается от предыдущего повествовательностью текста с расстановкой акцентов на всех возрастных этапах взросления Александра Ярославича, нравственной оценкой совершаемых им военных подвигов и проводимой им политики, описанием прославления.

В числе художественных образов с высоким педагогическим потенциалом можно отметить живописные (иконы, работы на религиозно-исторические темы Г.Угрюмова, П.Шамшина, Ф.Моллера, Н.Зиновьева, П.Корина, В.Серова, Ю.Пантюхина, С.Присекина, П.Рыженко, Е.Емельянова) и скульптурные произведения в разных городах России, соответствующих двум смысловым линиям и нескольким иконографическим типам.

Две таких линии — монашеская и воинская — обозначены у митрополита Иоанна (Снычева), который определил значение жизни Александра Невского как судьбоносное для Отечества. Владыка Иоанн писал: «Для спасения России он должен был одновременно явить доблесть воителя и смирение инока» [1, с. 338].

Четыре типа смыслов образа князя обозначил современный петербуржский иконописец и искусствовед Д.Мироненко. Из них — один церковный, или преподобнический, и три светских: княжеский, императорский, воинский [2, с. 21].

В духовно-нравственном воспитании каждый тип можно рассматривать как отражение разных сторон жития святого князя и его многообразной одаренности, которую он раскрыл и реализовал во всей полноте:

— церковный тип раскрывает молитвенность князя и его приверженность православию;

— княжеский тип — его талант мудрого правителя, умеющего противостоять врагу силой воли и смирением, принимать сложные решения и нести ответственность за их последствия;

— императорский тип — его прозорливость в судьбе Отечества, которому суждено будет стать империей;

— воинский — его отвагу, самоотверженность, готовность «душу свою положить за друзей своих» (Ин.

15:13).

Каждый иконографический тип и вышеуказанные тексты жития обладают высоким педагогическим потенциалом, который можно рассматривать как:

— ресурс ценностей, правил, норм и идеалов поведения, уклада жизни народа;

— средство для обнаружения верной жизненной стратегии;

— источник возможностей для антропопрактики, в ходе которой формируется жизненная позиция и стратегия жизненного пути.

Однако для того, чтобы ресурс был востребован, средство использовалось, а источник вливался в позитивное русло воспитания личности недостаточно на занятиях со школьниками изучать все образы Александра Невского по отдельности или в определенной последовательности. Необходима их интеграция в новый художественный образ, обладающий исторической достоверностью, нравственной убедительностью, эстетической выразительностью, доступностью для его восприятия подростками и затрагивающим глубины человеческих чувств и переживаний судьбы Отечества и значимости личности в ее благополучии.

Сегодня таким интегрированным художественным образом может стать учебный короткометражный фильм, сюжет которого может включить: демонстрацию лучших произведений искусства и их значимых фрагментов; съемку мест, где происходили события XIII столетия; цитаты из жития, прочитанные так, как они должны звучать, чтобы их смысл доходил до зрителя; фрагменты известных кинолент «Александр Невский» (1938 г.) и «Александр. Невская битва» (2008 г.); интервью; исторические и современные фотографии, иллюстрирующие почитание святого Александра Невского сегодня; портреты и фотографии кавалеров ордена Святого Александра Невского, учрежденного в 1725 году, и ордена Александра Невского 1942 года; музыкальное оформление, усиливающее эмоциональное воздействие наиболее значимых эпизодов.

Следует отметить, что на протяжении столетий интерес к жизнедеятельности князя и его подвигам в отечественной культуре не только не ослабевал, но, напротив, находил разное (в зависимости от историко-политических настроений) отражение в литературных, иконописных, живописных, скульптурных и кинематографических образах. При этом всегда — и в прошлом, и в настоящем — эти образы сохраняли в себе лучшие человеческие качества русского человека.

Сегодня, в виду развития информационно-коммуникационных технологий и увлечения подрастающего поколения видеороликами, они востребованы в новом интегрированном формате, и их педагогический потенциал реализуется в уяснении школьниками национального идеала и его духовно-нравственных качеств.

Непродолжительный (не более 20 минут) учебный фильм воспринимается школьниками с увлечением и интересом. Привычные к быстрому просмотру видеоматериалов, современные подростки не успевают устать и сосредотачивают внимание целиком на фильме. Оставшееся на занятии время — 20—25 минут (с учетом, что, как правило, занятие длится 40—45 минут) плодотворно используется педагогом для обсуждения фильма и рефлексии.

В качестве примера рассмотрим учебный фильм «По страницам жития Александра Невского», выполненный для школьников 6—7 классов общеобразовательных организаций по инициативе Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии. Несмотря на то, что импульс к созданию фильма задала религиозная организация, а сценарий опирался на житийные источники, фильм ориентирован на широкую аудиторию школьников и имел историко-культурно-просветительскую, а не конфессиональную направленность.

Фильм приурочен юбилейной дате — 800-летию со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского, отмечаемой в 2021 году.

С первых секунд просмотра зритель (школьник) погружается в историю: сперва не столь отдаленную — в 1941 год, декабрь которого ознаменован контрнаступлением советских войск под Москвой и ежегодно отмечаемой датой памяти святого благоверного князя Александра Невского; затем следует в 1942, когда ордена Александра Невского удостоились первые герои; а после — в 1242 год, когда войско князя Александра Ярославовича одержало победу в Ледовом побоище с рыцарями на Чудском озере.

Только потом идет знакомство с личностью героя, Александром Невский, который своим примером оставил потомкам портрет победителя.

Этот портрет представлен в «Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра»: «И красив он был, как никто другой, и голос его — как труба в народе, лицо его — как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте», включает вполне конкретные нравственные характеристики: «Сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему бог премудрость Соломона, храбрость же его — как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую» [3].

Данный портрет не конкретен. Он имеет абстрактный характер и содержит устойчивые метафоры: «сила Самсона» и «мудрость Соломона», которые усвоены поколениями как утверждение соответственно непревзойденной силы и мудрости.

«Храбрость Веспасиана» требует разъяснения, которое представлено в тексте «Повести...»: «Однажды приготовился тот к осаде города Иоатапаты, и вышли горожане, и разгромили войско его. И остался один Веспасиан, и повернул выступивших против него к городу, к городским воротам, и посмеялся над дружиною своею, и укорил ее, сказав: «Оставили меня одного» [3]. Данная метафора призвана указать на исключительные качества, присущие немногим полководцам (в частности, А.В.Суворову), готовность и способность сражаться за Отечество в одиночку или с небольшим войском, показывая тем самым пример соотечественникам и устрашая противника. В «Повести.» убедительно представлено, что победу в Невской битве Александр Ярославович одержал с «малою дружиной», то есть своим личным княжеским боевым отрядом, а не собранным многочисленным войском.

Портрет святого Александра Невского не содержит личных индивидуальных черт, позволяющих даже предположить, как выглядел князь. Это сделано для того, чтобы потомки уясняли, что нравственные качества, а не внешность, являются показателями героизма и достоинствами героя.

В фильме цитату с портретом Александра Невского читает молодой диакон так, как этот принято в храмах. Сцена не иллюстрируется живописными изображениями для того, чтобы не ограничивать воображение школьника представлениями прошлых времен.

Такое непосредственное отображение реальности и создание иллюзии сходства Александра Невского с Самсоном, Соломоном и Веспасианом в науке называют «жизнеподобием».

«Жизнеподобие» художественного образа Александра Невского связано с в больше степени воображаемым, чем реальным, бытием, но сам образ является его фактом, который в духовно-нравственном воспитании школьников становится своеобразной дидактической единицей.

Для полноты впечатления о князе Александре Невском и уяснения важности семейных традиций и ценностей в формировании личности победителя в фильме сообщается о родителях князя и их нравственных качествах. Это сообщение основано на двух источниках.

В «Повести...» о родителях благоверного князя говорится: «Сей князь Александр родился от отца милосердного и человеколюбивого, и более всего — кроткого, князя великого Ярослава и от матери Феодосии. Как сказал Исайя-пророк: "Так говорит Господь: «Князей я ставлю, священны ибо они, и я веду их»". И воистину — не без Божьего повеления было княжение его» [3].

В «Житии святого благоверного князя Александра Невского» святителя Димитрия Ростовского ХУт столетия сказано: «Отец Александра Ярославича, великий князь Ярослав Всеволодович, по отзывам его современников, был кроткий, милостивый, благочестивый, всеми любимый князь. Мать благоверного Александра, благоверная княгиня Феодосия, своим благочестием и подвижничеством еще при жизни своей приобрела и от современников имя святой княгини» [4].

В обоих источниках, и древнерусском, и петровского времени, милосердие, человеколюбие и кротость характеризуют отца, князя Ярослава. Эти качества наследует его сын Александр, и возмужав, проявляет в отношении к поверженному врагу и в политике с ордынским ханом.

Кроме диакона, который читает житийные тексты и в конце фильма отвечает на вопросы: за что почитают святого князя и зачем Петр I перенес его мощи в новую столицу, в фильме принимают участие художник Е.Ю.Емельянов, автор диорамы «Ледовое побоище» и профессор Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена, доктор исторических наук Р.А.Соколов.

Их участие востребовано в фильме необходимостью присутствия современников — непосредственных почитателей Александра Невского и участников его прославления в XXI столетии.

Рассуждения о князе и сопутствующих его жизни событиях художника Е.Ю.Емельянова ведутся на фоне созданной им диорамы и подготовительных эскизов к ней. Показ диорамы в кадре с последующей демонстрацией фрагментов, изображающих русских ратников и рыцарей в разных эмоциональных состояниях и ракурсах, фрагменты вооружения и пейзажа, способствуют этапному формированию целостного впечатления о Ледовом побоище. На первом этапе школьники воспринимают единый, монументальный, исторически достоверный, но с наличием авторской точки зрения художника, образ; на втором — уточняют его и дополняют в своей памяти деталями, на третьем — формируют свой личный образ подкрепленный озвученными и отраженными в живописи, фактами.

Объяснения профессором Р.А.Соколовым ряда исторических терминов и нюансов, связанных с житием Александра Невского, происходит в районе Невской битвы и тем самым способствует погружению школьников в историю Древней Руси.

Для показа сражений в учебном фильме использовались фрагменты киноленты С.Эйзенштейна, которые помимо функции иллюстрирования интервью с художником и историком, преследовали цель привлечения школьников к просмотру всего знаменитого фильма, снятого накануне Великой Отечественной войны.

Так же учебный фильм включал показ икон святого князя Александра Невского и произведений русских художников, посвященных его жизни и подвигам.

Учебный фильм «По страницам жития Александра Невского» прошел успешную апробацию и был внедрен в средние общеобразовательные организации.

После знакомства с учебным фильмом, который стал результатом интеграции слова и образа, школьники составляли портрет национального героя на примере святого благоверного князя Александра Невского. В нем преобладали следующие качества: «Добрый и милосердный; мудрый, молчаливый, сильный духом; красноречивый, сильный, могущественный и доблестный; красивый и мужественный человек; правдолюбец; сильный духом и телом; славный, смелый, умный, предприимчивый и смекалистый; терпеливый, смиренный, отважный и любящий свой народ; человек с добрым и храбрым сердцем».

Резюмируя вышесказанное, отметим, что жанр учебного фильма позволили интегрировать слово и образ жития святого Александра Невского и рассказать школьникам о национальном герое-победителе, чье имя стало почти синонимом победы, доступным для них языком с сохранением глубинных смыслов, заложенных в житии еще в древности.

Это обстоятельство — сохранение и передача традиционных ценностей (Отечество, родная земля, семья, культура) и смыслов, одинаково значимых для людей XIII и XXI веков — стало доминирующим условием при разработке сценария фильма «По страницам жития Александра Невского», а идея показа связи поколений защитников Отечества от дружинников Александра Невского до воинов, сражавшихся под Москвой, — вектором в проектировании сюжета. Использование текста жития в редакциях XIII столетия и святителя

Димитрия Ростовского, а также привлечение широкого круга памятников изобразительного искусства способствовало формированию у школьников ярких устойчивых впечатлений о личности святого Александра Невского, давшего пример силы воли и духа многим поколениям.

1. Иоанн (Снычев), митрополит. Русский узел. СПб.: Царское дело, 2006. 404 с.

2. Мироненко Д. Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв. СПб.: Изд-во Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, 2020. 284 с.

3. Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра [Электр. ресурс]. URL: http://www.pravoslavie.ru/put/39091.htm (дата обращения: 15.08.2021).

4. Димитрий Ростовский, святитель. Житие святого благоверного князя Александра Невского // Жития святых. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/719 (дата обращения: 22.08.2021).

References

1. Ioann (Snychev), mitropolit. Russkiy uzel [Russian unit]. St. Petersburg, 2006. 404 p.

2. Mironenko D. Obraz svyatogo Aleksandra Nevskogo v russkom iskusstve XVI — nachala XXI vv. [Image of saint Alexander Nevsky in the Russian art XVI — of the beginning XXI century]. St. Petersburg, 2020. 284 p.

3. Povest' o zhitii i o khrabrosti blagovernogo i velikogo knyazya Aleksandra [Story of Life and the Courage of the Faithful and Grand Prince Alexander]. Available at: http://www.pravoslavie.ru/put/39091.htm (accessed: 15.08.2021).

4. Dimitriy Rostovskiy, svyatitel'. Zhitie svyatogo blagovernogo knyazya Aleksandra Nevskogo [Life of the saint prince Alexander Nevskiy]. Zhitiya svyatykh [The lives of the saints]. Available at: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/719 (accessed: 22.08.2021).

Gusakova V.O. Pedagogical potential of the life of Saint Alexander Nevsky: word and image (based on the example of educational film "On the pages of the life of Alexander Nevsky"). The article is dedicated to the consideration of the pedagogical potential of the life of saint Alexander Nevsky, reflected in the literary and artistic images, and to the possibilities of its implementation during the lessons with the schoolchildren. The article is addressed to the teachers of the foundations of the spiritual and moral culture of the peoples of Russia, history and literature, who can teach lessons on the spiritual and moral education for the schoolchildren, using material of this article. The semantic accents, on which the teacher should be concentrated when developing a script and shooting an educational film, are highlighted in the article. The examples on using the hagiographic texts in the script for the purpose of awakening the schoolchildren's interest to reading Old Russian literature are given. The example of the organic and expedient integration of literary (word) and artistic (image) works in the educational film is given, its pedagogical potential and result of its implementation during the lessons is described. The central idea of the article consists in the fact that the pedagogical potential of the life of saint Alexander Nevsky is placed in his literary and artistic images, and its implementation is the most effective when integrating word and image in the new artistic images, such as the educational film.

Keywords: Alexander Nevskiy, pedagogical potential, life, artistic image, educational film.

Сведения об авторе. Виктория Олеговна Гусакова — кандидат искусствоведения; заведующая сектором методической работы Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии; ORCID: 0000-0002-2924-6886; victoryspb78@mail.ru.

Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 10.03.2022. Принята к публикации 01.04.2022.

Ссылка на эту статью: Гусакова В.О. Педагогический Потенциал Жития Святого Александра Невского: слово и образ (на примере учебного фильма «По страницам жития Александра Невского») // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2022. № 3(42). С. 286-289. DOI: 10.34680/2411-7951.2022.3(42).286-289

For citation: Gusakova V.O. Pedagogical potential of the life of Saint Alexander Nevsky: word and image (based on the example of educational film "On the pages of the life of Alexander Nevsky"). Memoirs of NovSU, 2022, no. 3(42), pp. 286-289. DOI: 10.34680/2411-7951.2022.3(42).286-289

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.