Научная статья на тему 'Педагогический потенциал музыкально-компьютерных технологий в общем образовании'

Педагогический потенциал музыкально-компьютерных технологий в общем образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкально-компьютерные технологии (МКТ) / общее образование / гуманитарно- целостный подход. / music-computer technologies (MCT) / general education / humanist holistic approach in pedagogic research.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плотников Константин Юрьевич

Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска решения проблемыиспользования образовательного потенциала и минимизации рисков при освоении музыкально-компьютерныхтехнологий (МКТ) школьниками, обучающимся в среднем звене. В связи с этим статья направлена навыявление педагогического потенциала МКТ. Гуманитарно-целостный подход, являющийся ведущим приисследовании данной проблемы, позволяет рассмотреть еѐ комплексно и с учѐтом интересов личности ученика.В статье представлена программно-аппаратная часть МКТ, раскрыты значимые для педагогики тенденции еѐразвития, выявлено основное, связанное с освоением МКТ школьниками, противоречие, обозначены основныепозиции аппарата исследования. Материалы статьи представляют практическую ценность для классныхруководителей, учителей основного (музыка, информатика) и дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL POTENTION OF MUSICAL AND COMPUTER TECHNOLOGIES FOR GENERAL EDUCATION

The article seeks to identify pedagogical potential of the MCT. This is due to an actual problem of modern education. Using the educational potential and minimize risks during the development of music and computer technology (MCT) students enrolled at the secondary level. Used Humanities and holistic approach that allows us to consider the issue comprehensively, taking into account the interests of the individual student. Presented MCT`software & hardware. Disclosure of significant trends in the development of pedagogy for the software & hardware of the MCT. The basic contradiction, it is associated with the development of MCT students. It outlined the main positions of the research unit. Article Submissions are of practical value to the student leaders, teachers of primary (music lessons, the lessons of Informatics) & additional education.

Текст научной работы на тему «Педагогический потенциал музыкально-компьютерных технологий в общем образовании»

УДК 37

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ

К.Ю. Плотников

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска решения проблемы использования образовательного потенциала и минимизации рисков при освоении музыкально-компьютерных технологий (МКТ) школьниками, обучающимся в среднем звене. В связи с этим статья направлена на выявление педагогического потенциала МКТ. Гуманитарно-целостный подход, являющийся ведущим при исследовании данной проблемы, позволяет рассмотреть её комплексно и с учётом интересов личности ученика. В статье представлена программно-аппаратная часть МКТ, раскрыты значимые для педагогики тенденции её развития, выявлено основное, связанное с освоением МКТ школьниками, противоречие, обозначены основные позиции аппарата исследования. Материалы статьи представляют практическую ценность для классных руководителей, учителей основного (музыка, информатика) и дополнительного образования.

Ключевые слова: музыкально-компьютерные технологии (МКТ), общее образование, гуманитарноцелостный подход.

PEDAGOGICAL POTENTION OF MUSICAL AND COMPUTER

TECHNOLOGIES FOR GENERAL EDUCATION

K. Plotnikov

Abstract. The article seeks to identify pedagogical potential of the MCT. This is due to an actual problem of modern education. Using the educational potential and minimize risks during the development of music and computer technology (MCT) students enrolled at the secondary level.

Used Humanities and holistic approach that allows us to consider the issue comprehensively, taking into account the interests of the individual student. Presented MCT'software & hardware. Disclosure of significant trends in the development of pedagogy for the software & hardware of the MCT. The basic contradiction, it is associated with the development of MCT students. It outlined the main positions of the research unit. Article Submissions are of practical value to the student leaders, teachers of primary (music lessons, the lessons of Informatics) & additional education.

Keywords, music-computer technologies (MCT), general education, humanist holistic approach in pedagogic

research.

Среди вызовов современности, на которые должна ответить педагогика, одним из самых неоднозначных является вопрос места информационных технологий (ИТ) в процессе обучения и воспитания. Представим актуальность такого раздела ИТ как музыкальнокомпьютерные технологии (МКТ; I) в свете значимых для педагогики тенденций потребительского рынка; вынося за рамки данной статьи описание всех других сложившихся по данному вопросу противоречий (II), обозначим проблему (Ш), объект (IV) и предмет (V) педагогического исследования, необходимого для решения проблемы -использования образовательного потенциала и минимизации рисков при освоении МКТ школьниками, обучающимся в среднем звене.

I. Одна из примет нашего времени -широчайшее распространение персональной бытовой электроники (смартфонов [15], планшетов и т.п.), всё чаще включающей в себя, кроме прочего, функции записи, редактирования и воспроизведения аудио- и видео. Данный функционал отличает то, что нами понимается под термином «музыкально-компьютерные технологии (МКТ)» [3], а именно - современные средства в составе оборудования и

программного обеспечения, предназначенные и использующиеся для записи в звуковой форме, в нотной и другой графике, для обработки и передачи информации, содержащей образцы музыки, а также - модели и методы применения этих средств (дефиниция «МКТ» - [13, с. 14 -21]).

В аппаратной части МКТ можно выделить отдельные классы: ПК ([стационарный]

персональный компьютер); планшет (т.е. мобильные устройства, в т.ч. ноутбук); смартфон (мобильный телефон с некоторыми функциями ПЭВМ [13, с. 96 - 100]).

Программное обеспечение МКТ можно подразделить на подклассы: программы-

плейеры; программы-рекордеры; программы-редакторы (видео-, аудио); программы-ЭМИ (электронные музыкальные инструменты); программы-мультимедиа (Slide Show Creator, Power point и др. [13, с. 106 - 110]).

Таким образом, становится ясно, что:

а) современные школьники получили возможность осваивать МКТ, имея личный или семейный компьютер (стационарный или переносной), мобильный телефон (версий, снабжённых программой «диктофон», версий, имеющих память, достаточную для сохранения

352

определённого количества мр3-файлов, и функцию их сохранения и воспроизведения);

б) освоение способов применения средств программно-аппаратной части МКТ - от действий по алгоритмам (включения -выключения, сохранения и др.) [8; 10; 11; 12] до творчества (музыкально-исполнительского, композиторского, слушательской фантазии, пластической импровизации под музыку и пр.) [4; 5] - оставаясь стихийным, актуально для педагогического воздействия.

Одним из подтверждений заявленного выше факта распространения персональной техники, включающей в себя возможности использования МКТ, является зафиксированная в апреле - июне 2015 г. независимым аналитическим агентством «Strategy Analytics» цифра в 339,5 млн. единиц общемировых поставок смартфонов, причём показатель повышения в 15% (!) стал

наименьшим в период 2009 - 2015 гг. Снижение динамики роста данного сектора глобального рынка директор агентства Л. Суи связывает с «насыщением спроса в ключевых регионах, таких как США, Европа и Китай» [15].

Отмечая схожие тенденции и на российском рынке, для того чтобы объективно представлять потенциальных пользователей среди

отечественных школьников, кроме того нужно отдельно рассмотреть вопрос использования аппаратов определённого класса в семьях с различным уровнем доходов.

Отметим, что в обсуждениях педагогами и родителями фактов по теме «Смартфон и школьник» преобладают тревожные и критические оценки. Так, Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии обеспокоено тем, что японские старшеклассники, проводящие более 4 ч. в день (доля таких в 2014 г. была 1/9), показывают значительно более низкие результаты, чем их сверстники, отводящие гаджетам (а они в молодёжной среде становятся всё популярнее) полчаса. Педагоги-практики, по результатам своих наблюдений использования гаджетов многими подростками за пределами урока (перемена, досуг, летний отдых и пр.), указывают цифры от 4 - 5 до 10 часов в сутки, т.е. почти всё (!) свободное время. Данную статистику, а также её качественное наполнение (чем занято время, проводимое со смартфоном, почему подросток делает подобный выбор и т.д.) предстоит отдельно изучить и проанализировать.

II. Стоит отметить две характерные (и значимые - для педагогического исследования) тенденции в проистекающем из-за конкурентной борьбы за потребителя процессе насыщении рынка моделям бытовой электронной техники

разных производителей. Одна из этих тенденций - повышение возможностей harda и softa, к примеру: увеличение диапазона частот

дискретизации, расширение списка и скорости выполняемых операций и т.д. за счёт увеличения объёма памяти носителей информации, использования облачных технологий и пр.

Другая тенденция развития рынка продукции данного класса - разнообразие предлагаемых вариантов: по цене и набору устанавливаемого функционала (и другим, не имеющим значения с точки зрения образовательной практики, качествам: цвет, гарнитура и пр.). Причём, в последние годы разными (хотя и не всеми) производителями зачастую предлагаются как платные, так и бесплатные программы-приложения; разработчиками программного обеспечения предусматриваются

многоплатформенные решения,

устанавливаются оболочки с т.н. интуитивным интерфейсом.

Тенденция, описанная в предыдущем абзаце, приводит к тому, что пользователи (напомним, что мы рассматриваем возможность приложения педагогических усилий к определённой возрастной аудитории - школьникам) от раза к разу избирают одну и ту же тактику:

а) приобретать разрекламированные гаджеты и программное обеспечение к ним;

б) использовать демо-версии программ-приложений (ограниченные функции);

в) ничего самостоятельно не устанавливать и либо просить это сделать другого, либо смириться с тем, как оно всё есть.

В результате действий по любому из трёх описанных вариантов у большинства детей и взрослых складывается такое отношение к данной технике, при котором наступает противоречие, когда:

— с одной стороны, научно-технический прогресс расширяет ряды пользователей программно-аппаратной части МКТ;

— с другой, в отечественной (и зарубежной)

школе отдельные прецеденты какой-либо планомерной образовательной работы в этом (музыкально-компьютерном) направлении

являются скорее исключением, чем правилом.

III. В стремлении организовать

педагогическую поддержку (см. п. 5 данной статьи; по Н.М. Борытко [2, с. 23]) в пику стихийному освоению МКТ (см. п. I: вывод Б), мы стремимся исправить такие минусы последнего, как:

— незнание и нарушение правил техники безопасности и авторских прав;

— выбор скудного, неадекватного возрасту и даже вредного контента;

353

— неумение превратить «частные» пользовательские навыки в компетенции, применяемые для выполнения операций на других аппаратах, операций с другой компьютерной техникой;

— необходимость учёта разработок учёных и педагогов в направлении использования в системе современного образования результатов включения математических методов в исследование музыки и подготовку педагогов-музыкантов [7; 9].

Отдельного рассмотрения в поиске путей исправления требует сложившаяся не удовлетворяющая педагогов и родителей ситуация с, так называемым, свободным контентом сети Интернет, где, несмотря на усилия государства, отдельных общественных организаций и активистов, пользователь (неопытный, не всегда способный адекватно спрогнозировать последствия своих действий и т.д.) может наткнуться на информацию экстремистского или порнографического характера, «подцепить» компьютерный вирус и другую вредоносную программу. Понятно, что особенно часто такое встречается на вебстраницах с бесплатно распространяемыми материалами, на сайтах, создаваемых на удовлетворение низменных вкусов, там, куда может зайти потенциальный реципиент соответствующей информации.

В итоге надо признать необходимость рассмотрения в педагогическом исследовании проблемы освоения школьниками МКТ.

Поиски путей решения этой проблемы, кроме прочего, потребуют (что вынесено за рамки данной статьи) нахождения критериев, по которым можно оценить эффективность принимаемых мер (с описанием конкретных методик, опросников, предложений по портфолио ученика).

IV. Предполагая в качестве объекта педагогического исследования, посвящённого МКТ, общее образование, а не

профессиональное музыкальное, мы принимаем во внимание отмеченный выше факт всеобщего (фактического или потенциального)

использования персональной техники, включающей возможности МКТ, а также признанную многими поколениями

воспитательную силу музыки (фрагментарно рассмотрено в ряде учебно-методических разработок, среди которых отметим [1; 6]).

При этом именно общее образование продолжает оставаться сектором, наименее изученным педагогической наукой с точки зрения применения МКТ.

С появлением звуко- (видео-) записи, средств

трансляции (радио, телевидения, особенно Интернета и персональных компьютеров, планшетов и облачно-ориентированных технологий) на нашего современника музыка хлынула таким потоком, с которым не сравнится никакая предыдущая эпоха. И в рамках нашего исследования обязателен (!) анализ уровня художественной ценности музыки разных направлений, её предназначения.

В то же время специалисты-практики подтверждают наличие широкого спектра возможностей в применении потенциала МКТ:

— использование конкретной материально-

технической базы (см. «МКТ в начальном музыкальном образовании. Из опыта работы музыкально-компьютерного класса

Академической гимназии № 56»; А.В. Горлова [14, с. 287 - 290], «Основы создания музыки в среде свободного программного обеспечения»; Е.И. Котина [14, с. 91 - 97] и др.);

— разные направления творчества (см. электронный клавишный инструмент [14, с. 439 — 478]; интерактивные сетевые технологии обучения музыке - программа «Soft Way to Mozart» Е. Хайнер [14, с. 117 - 161] и др.).

Рассматривая в качестве объекта данного исследования общее образование на уровне среднего звена (5 - 8 классы

общеобразовательной школы), мы учитываем преимущества особенностей подросткового возраста (развитие способности к рефлексии; становление самостоятельности и др. [13, с. 35 — 38]), особенную важность данного периода в духовном, эмоциональном, интеллектуальном развитии человека, подкрепляемую потенциалом МКТ (заключённым собственно в технологии и в музыке как материале и продукте).

Ещё одним подтверждением правильности обращения именно к этой возрастной группе являются результаты предыдущего

педагогического исследования автора, также посвящённого проблеме использования МКТ - в пропедевтическом обучении информатике на уровне основного общего образования.

V. Заявляя в качестве предмета исследования педагогическую поддержку освоения музыкально-компьютерных

технологий школьниками, обучающимися в среднем звене общеобразовательной школы, мы исходим из позиций гуманитарно-целостного подхода в педагогике и соглашаемся с тем, что «психолого-педагогическое исследование <...> призвано помочь в понимании реальной картины затруднений, их причин, перспектив саморазвития ребёнка, педагогического потенциала имеющихся условий его становления и характера требуемой помощи

354

(или содействия) педагога» (Н.М. Борытко [2, с. 24]).

Среди видов педагогического участия (среди таких, как: а) педагогическое руководство, б) педагогическая поддержка, в) педагогическое сопровождение), мы выбрали второй вариант по следующим причинам:

- совместный способ является наиболее подходящим, плодотворным по возрастным особенностям школьников среднего звена (рефлексия, первые шаги самостоятельности и

др);

- именно он более остальных помогает

педагогу и воспитаннику оперативно и адекватно учитывать индивидуальные

особенности (условия, предпочтения, способности и пр.);

- педагогическая поддержка более, чем педагогическое руководство, позволяет реализовывать образовательные планы не только через уроки, но и через внеурочную и досуговую деятельность.

По роду и направленности деятельности выбранный предмет педагогического

исследования позволяет составить

осуществимый план, включающий:

- построение модели исследуемого феномена, в нашем случае - образовательной деятельности при освоении подростками МКТ;

- построение модели системы факторов и педагогических условий как социокультурного пространства образовательной деятельности при освоении подростками МКТ;

- построение модели собственно «помогающей деятельности педагога по организации типов деятельности» школьника с учётом основных факторов.

Литература:

1. Белов Г.Г., Горбунова И.Б., Горельченко А.В. Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта): учебное пособие для 10-11 кл. общеобраз. учреждений. Победитель конкурса по созданию учебной литературы нового поколения для средней школы, проводимого НФПК - Национальным фондом подготовки кадров и Министерством образования Российской Федерации. - СПб.: СМИО Пресс, 2006. - 212 с.

2. Борытко Н.М. Гуманитарно'-целостный подход в педагогическом исследовании / Н.М. Борытко // Известия Волгогр. гос. пед. ун-та. - Сер.: Педагогические науки, 2011. - № 8(62). - С. 20-24.

3. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в подготовке педагога-музыканта // Проблемы музыкальной науки, 2014. - № 3(16). - С. 5-10.

4. Горбунова И.Б. Эра информационных технологий в музыкально-творческом пространстве / Материалы XII Санкт-Петербургской междунар. конф. «Региональная информатика - 2010». - СПб., 2010. - С. 232-233.

Т.к. целостность и динамический характер -ведущие характеристики любой системы, каждая из моделей должна быть раскрыта в двух аспектах - структурно-содержательном и динамическом, где структурно-содержательный состоит в выделении отдельных элементов, определении их взаимосвязей с выделением системообразующего компонента, а

динамический аспект представляет

закономерности становления феномена, стадии его развития, внутренние и внешние факторы его саморазвития (по Н.М. Борытко [2, с. 24]).

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:

1. Раскрытые тенденции развития представленной программно-аппаратной части МКТ (аппаратов и подклассов программного обеспечения МКТ) значимы для педагогики.

2. Основным связанным с освоением МКТ

школьниками противоречием является, с одной стороны, расширение рядов пользователей программно-аппаратной части МКТ, с другой -планомерный образовательный процесс

(включающий учебную и воспитательную деятельность) в музыкально-компьютерном направлении отсутствует.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Обозначены и другие основные позиции (объект, предмет) аппарата исследования для поиска решений данной проблемы.

4. Выявленный педагогический потенциал

МКТ в системе общего образования позволил разработать, а значит, в дальнейшем реализовывать, научно корректный и практически осуществимый план

педагогического исследования по данной проблеме.

5. Горбунова И.Б. «Эстетика: информационный подход» Ю. Рагса: актуальное значение и перспективы // Теория и практика общественного развития, 2015. - № 2. -C. 86-90.

6. Горбунова И.Б., Горельченко А.В. Музыкальный компьютер в детской музыкальной школе: учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. -68 с.

7. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Музыка,

математика, информатика: пути взаимодействия и

проблемы современного этапа // В сборнике: Субкультуры и коммуникативные стратегии информационного общества. Труды междунар. научнотеоретической конф. - СПб., 2014. - С. 81-83.

8. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Кибиткина

Э.В. Музыкальное программирование: учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. - 175 с.

9. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Товпич И.О. Комплексная модель семантического пространства музыки и перспективы взаимодействия музыкальной науки и современного музыкального образования // Научное мнение, 2014. - № 8. - С. 238-249.

355

10. Горбунова И.Б., Романенко Л.Ю., Чибирёв С.В. Моделирование процесса музыкального творчества с использованием музыкально-компьютерных технологий // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2013. - № 4(75). - С. 16-24.

11. Горбунова И.Б., Чибирёв С.В. Компьютерное

моделирование процесса музыкального творчества // Известия Российского государственного

педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2014. -№ 168. - С. 84-93.

12. Горбунова И.Б., Чибирёв С.В. Музыкальнокомпьютерные технологии: к проблеме моделирования процесса музыкального творчества: монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И Герцена, 2012. - 160 с.

13. Плотников К.Ю. Методическая система обучения информатике с использованием музыкальнокомпьютерных технологий: монография. - СПб.: Лема, 2013. - 268 с.

14. Современное музыкальное образование - 2014: Материалы XIII Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. И.Б. Горбуновой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - 572 с.

15. Global Smartphone Shipments Growth Slows to 15 Percent in Q2 2015: Press Releases [Эл. ресурс] // Сайт «Strategy Analytics» - Режим доступа: https://www.strategyanalytics.com/strategy-analytics /news/ strategy-analytics-press-releases/strategy-analytics-press-release/2015/07/30/global-smartphone-shipments-growth-slows-to-15-percent-in-q2-2015#.Ve6cytK8PGc

References:

1. Belov G.G., Gorbunova I.B., Gorel'chenko A.V. Muzykal'nyj kompjuter (novyj instrument muzykanta): uchebnoe posobie dlja 10-11 kl. obshheobraz. uchrezhdenij. Pobeditel' konkursa po sozdaniju uchebnoj literatury novogo pokolenija dlja srednej shkoly, provodimogo NFPK -Nacional'nym fondom podgotovki kadrov i Ministerstvom obrazovanija Rossijskoj Federacii. - SPb.: SMIO Press, 2006. - 212 s.

2. Borytko N.M. Gumanitarno-celostnyj podhod v pedagogicheskom issledovanii / N.M. Borytko // Izvestija Volgogr. gos. ped. un-ta. - Ser.: Pedagogicheskie nauki, 2011. - № 8(62). - S. 20-24.

3. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'juternye tehnologii v podgotovke pedagoga-muzykanta // Problemy muzykal'noj nauki, 2014. - № 3(16). - S. 5-10.

4. Gorbunova I.B. Jera informacionnyh tehnologij v muzykal'no-tvorcheskom prostranstve / Materialy HII Sankt-

Peterburgskoj mezhdunar. konf. «Regional'naja informatika -2010». - SPb., 2010. - S. 232-233.

5. Gorbunova I.B. «Jestetika: informacionnyj podhod» Ju. Ragsa: aktual'noe znachenie i perspektivy // Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija, 2015. - № 2. - C. 86-90.

6. Gorbunova I.B., Gorel'chenko A.V. Muzykal'nyj komp'juter v detskoj muzykal'noj shkole: uchebnoe posobie. -SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2003. - 68 s.

7. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Muzyka,

matematika, informatika: puti vzaimodejstvija i problemy sovremennogo jetapa // V sbornike: Subkul'tury i

kommunikativnye strategii informacionnogo obshhestva. Trudy mezhdunar. nauchno-teoreticheskoj konf. - SPb., 2014. - S. 81-83.

8. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Kibitkina Je.V. Muzykal'noe programmirovanie: uchebnoe posobie. - SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2012. - 175 s.

9. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Tovpich I.O. Kompleksnaja model' semanticheskogo prostranstva muzyki i perspektivy vzaimodejstvija muzykal'noj nauki i sovremennogo muzykal'nogo obrazovanija // Nauchnoe mnenie, 2014. - № 8. - S. 238-249.

10. Gorbunova I.B., Romanenko L.Ju., Chibirjov S.V. Modelirovanie processa muzykal'nogo tvorchestva s ispol'zovaniem muzykal'no-komp'juternyh tehnologij // Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. - 2013. - № 4(75). - S. 16-24.

11. Gorbunova I.B., Chibirjov S.V. Komp'juternoe modelirovanie processa muzykal'nogo tvorchestva // Izvestija Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. - 2014. - № 168. - S. 84-93.

12. Gorbunova I.B., Chibirjov S.V. Muzykal'no-

komp'juternye tehnologii: k probleme modelirovanija

processa muzykal'nogo tvorchestva: monografija. - SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I Gercena, 2012. - 160 s.

13. Plotnikov K.Ju. Metodicheskaja sistema obuchenija informatike s ispol'zovaniem muzykal'no-komp'juternyh tehnologij: monografija. - SPb.: Lema, 2013. - 268 s.

14. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2014: Materialy XIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / Pod obshh. red. I.B. Gorbunovoj. - SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2014. - 572 s.

15. Global Smartphone Shipments Growth Slows to 15 Percent in Q2 2015: Press Releases [Jel. resurs] // Sajt «Strategy Analytics» - Rezhim dostupa: https ://www. strategyanalytics. com/strategy-analytics/news/strategy-analytics-press-releases /strategy-analytics-press-release/2015/07/3 0/global-smartphone-shipments-growth-slows-to-15 -percent-in-q2-2015#.Ve6cytK8PGc

Сведения об авторе:

Плотников Константин Юрьевич (г. Иркутск, Россия), кандидат педагогических наук; учитель музыки МАОУ Центр образования № 47 г. Иркутска, e-mail: [email protected]

Data about the author:

K. Plotnikov (Irkutsk, Russia), candidate of pedagogic sciences; teacher of music at Center of education / secondary school № 47 of Irkutsk, e-mail: [email protected]

356

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.