Научная статья на тему 'Педагогический потенциал физической подготовки в формировании профессионализма военнослужащих'

Педагогический потенциал физической подготовки в формировании профессионализма военнослужащих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОТЕНЦИАЛ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / PEDAGOGICAL POTENTIAL OF PHYSICAL TRAINING / DEVELOPING PROFESSIONALISM / PROFESSIONALISM OF MILITARY PERSONNEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митрахович Вячеслав Александрович, Митин Дмитрий Иванович

В статье рассматривается сущность педагогического потенциала физической подготовки в формировании профессионализма военнослужащих: определение, функции, структура, критерии и уровни сформированности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Митрахович Вячеслав Александрович, Митин Дмитрий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF PHYSICAL TRAINING IN DEVELOPING PROFESSIONALISM OF MILITARY PERSONNEL

The article studies the key idea of physical training pedagogical potential in the process of military personnel professionalism development: its definition, functions, structure given, criteria and levels of formation are given

Текст научной работы на тему «Педагогический потенциал физической подготовки в формировании профессионализма военнослужащих»

В. А. Митрахович,

(Санкт-Петербург) Д. И. Митин

(Екатеринбург)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF PHYSICAL TRAINING IN DEVELOPING PROFESSIONALISM OF MILITARY PERSONNEL

В статье рассматривается сущность педагогического потенциала физической подготовки в формировании профессионализма военнослужащих: определение, функции, структура, критерии и уровни сформированности

Ключевые слова: педагогической потенциал физической подготовки, формирование профессионализма, профессионализм военнослужащих

The article studies the key idea of physical training pedagogical potential in the process of military personnel professionalism development: its definition, functions, structure given, criteria and levels of formation are given

Key words: pedagogical potential of physical training, developing professionalism, professionalism of military personnel

В современных условиях переориентация приоритетов в области национальной безопасности ставит перед Вооруженными Силами Российской Федерации (далее ВС РФ) совершенно новые задачи. Очевидно, что их эффективное решение невозможно без высокого уровня боеспособности военнослужащих и их профессионализма. Одним из действенных механизмов профессионализации личного состава воинских частей и организаций ВС выступает педагогический потенциал физической подготовки военнослужащих. Это объясняется тем, что физическая подготовка является неотъемлемой частью повседневной и учебно-боевой деятельности военнослужащих всех категорий, проводится ежедневно и в различных формах. Это позволяет предположить, что как сложно организованный социальный феномен она может выступать резервом невостребованных по различным причинам

педагогических средств, методов, приемов и условий.

Анализ научных исследований [7] позволяет утверждать, что педагогический потенциал физической подготовки представляет собой присущую ей совокупность возможностей, способностей и ресурсов, действие которых актуально или может быть направлено на формирование профессионализма военнослужащих при определенных педагогических средствах и условиях.

При этом сама физическая подготовка военнослужащих понимается нами как совокупность одновременно существующих своих качественных состояний, каждое из которых представляет собой неизменяемую в разнообразных ситуациях роль, имеет разные формы проявления, специфические механизмы реализации, с помощью которых достигается результат - высокий уровень физической готовности военнослужащих

для выполнения боевых и других задач в соответствии с их предназначением, и вместе с этим их профессионально-личностный рост.

Данное определение сообразуется с Концепцией совершенствования физической подготовки в ВС РФ до 2016 года, целью которой является обеспечение физической готовности военнослужащих эффективно выполнять обязанности военной службы, а задачей - повышение статуса физической подготовки в системе воинского обучения как базового элемента военно-профессиональной и морально-психологической готовности войск [8].

Анализ результатов научных исследований [9, 10, 11 и др.] позволяет нам определить физическую готовность как целостную интегративную характеристику физического состояния военнослужащего, обеспечивающую успешное выполнение задач по предназначению, поставленных перед ним военно-профессиональной деятельностью.

Физическую подготовку и ее педагогический потенциал мы рассматриваем в роли эффективного механизма влияния на формирование не только высокого уровня физической готовности военнослужащих к военно-профессиональной деятельности, но и их профессионализма в целом. Для того чтобы конкретизировать направленность воздействия указанного механизма и наполнить его содержанием, необходимо определить сущностные характеристики физической подготовки.

Сущностными характеристиками физической подготовки, оказывающими прямое или косвенное педагогическое влияние на формирование физической готовности в частности и профессионализма военнослужащих в целом выступают: системность (обеспечивает организованное взаимодействие между элементами системы физической подготовки, в результате чего осуществляется ее целостное функционирование), историческая преемственность (позволяет использовать в процессе физической подготовки богатую научно-методическую базу, накопленную предшествующими поколениями и на основе традиций героического прошлого воспитывать у военнослужащих

необходимые морально-боевые качества), нормативная обусловленность (наполняет содержанием и конкретизирует деятельность всех участников процесса физической подготовки военнослужащих в рамках установленных в ВС РФ нормативных требований); специальная направленность (позволяет «адресно» воздействовать на военнослужащих с учетом особенностей их военно-профессиональной деятельности).

В представленных характеристиках в самом общем виде отражается сущность физической подготовки, ее специфика. Они являются своего рода основой, опора на которую позволяет соответствующим должностным лицам в комплексе представить и использовать в своей работе весь арсенал находящихся в их распоряжении инструментов педагогического влияния на военнослужащих с целью их профессионализации средствами физической подготовки.

Следует отметить, что потенциал физической подготовки не является статичным феноменом. Постоянно обогащаясь и развиваясь, он прямо или опосредованно влияет на образование военнослужащих, тем самым обусловливая качественный переход всех участников педагогического процесса на следующий, более совершенный уровень.

Рассматривая педагогический потенциал как сложно организованную систему, развитие которой осуществляется посредством образования военнослужащих как целостного педагогического процесса, мы выделяем в его структуре три составляющих: обучающую, воспитывающую, развивающую.

Обучающая составляющая, обеспечивая военнослужащим развитие и совершенствование физических качеств, формирование военно-прикладных навыков, приобретение специальных знаний и умений, необходимых им для выполнения военно-профессиональных обязанностей, выполняет функцию нормативной самореализации военнослужащего. Данная функция заключается в получении и накоплении военнослужащими специальных знаний, формировании навыков и умений в соответствии с требованиями нормативов в целях самореализации не только в процессе физической подготовки,

но и в военно-профессиональной деятельности в целом. Проявляется функция нормативной самореализации в высоком уровне физической подготовленности военнослужащих, их стремлении к постоянному физическому развитию, обогащению знаниями и творческой реализации своего личностного потенциала в рамках нормативных актов, регламентирующих физическую подготовку.

Воспитывающая составляющая, обеспечивая военнослужащим развитие морально-психологических качеств воина-профессионала и служащая источником повышения сплоченности воинских коллективов, выполняет функцию ценностного самоутверждения в военно-профессиональной деятельности. Данная функция заключается в привитии военнослужащим нравственных ценностей, формировании у них в процессе физической подготовки определенного набора личностных качеств, необходимых для эффективного выполнения учебно-боевых задач и вследствие этого - самоутверждения в указанной деятельности. Проявляется функция ценностного самоутверждения в чувстве коллективизма и взаимопомощи, эмоциональной устойчивости, целеустремленности, смелости и решительности, настойчивости и упорстве, выдержке и самообладании военнослужащих, их волевой готовности применить все свои знания, навыки и умения в экстремальных ситуациях и условиях военной службы.

Развивающая составляющая, способствуя накоплению у военнослужащих количественно-качественных изменений, совершенствованию личностных, физических и специальных качеств, выполняет функцию смыслового самоопределения в процессе физической подготовки. Указанная функция заключается в поиске и выборе военнослужащими личностного смысла в совершенствовании физических, специальных и личностных качеств, обогащении знаниями, укреплении здоровья, то есть накоплении количественно-качественных изменений. Проявляется функция смыслового самоопределения военнослужащего в осознанном и самостоятельном построении, корректировке и реализации перспектив своего про-

фессионального развития в процессе физической подготовки. Данные составляющие при любых условиях находятся в тесной взаимной связи, а их функции своей совокупностью отражают механизм педагогического влияния физической подготовки на профессионализацию военнослужащих.

Для того чтобы детально представить указанный механизм в действии и оценить результаты его работы необходимо описать сущность профессионализма.

В научных исследованиях [12, с. 65] профессионализм военнослужащего рассматривается как «интегративное качество, свойство личности, социальное явление, определяющее продвижение военнослужащего к собственной вершине в воинском труде, формирующееся в процессе его военно-профессиональной деятельности в условиях воинского социума, и как результат целостного развития личности военнослужащего, воина-профессионала, постоянно самосовершенствующегося в своей военно-профессиональной деятельности, высокоэффективно, творчески и на высоком уровне осуществляющего свой воинский труд в любых условиях и ситуациях». Основными функциями профессионализма военнослужащего выступают: ценностно-смысловая, коммуникативная, нормативная, преобразовательная, результативная, каждая из которых решает свои специфические задачи, а их совокупность отражает процесс продвижения военнослужащего к собственной вершине в воинском труде. При этом результативная и нормативная функции позволяют обнаружить деятельностный компонент профессионализма, преобразовательная, ценностно-смысловая и коммуникативная - личностный, а коммуникативная и нормативная - коммуникативный. В данном подходе к пониманию функционально-содержательной структуры профессионализма отражена авторская концепция формирования профессионализма в условиях воинского социума, направленная на преобразование всех сторон воинского труда, всей военно-профессиональной деятельности.

Однако направленность исследования обусловливает акцентирование внимания

на таком аспекте профессионализма, который формируется в процессе физической подготовки благодаря ее педагогическому потенциалу и влияет на эффективность всей военно-профессиональной деятельности. Поэтому целесообразно рассматривать функции и компоненты профессионализма с учетом функциональных и содержательных особенностей указанного аспекта.

Так, ценностно-смысловая функция профессионализма ориентирована на осознание военнослужащими необходимости повышения уровня своей физической готовности к решению задач военной службы, обнаружение и раскрытие смысла деятельности по развитию физических, специальных и личностных качеств, формирование военно-прикладных навыков и соотнесение этого смысла со своей жизненной позицией.

Коммуникативная функция обеспечивает взаимодействие военнослужащих со всеми участниками процесса физической подготовки, в том числе друг с другом, и основана на взаимном уважении, выполнении правил воинской вежливости, соблюдении субординации, чувстве коллективизма и товарищеской взаимопомощи, взаимной ответственности за достижение общих целей.

Нормативная функция профессионализма направлена на регламентацию процесса формирования физической готовности военнослужащих к решению учебно-боевых задач на основе знания руководящих документов, регламентирующих физическую подготовку, отношения к нормативным требованиям, и их практического выполнения.

Преобразовательная функция обеспечивает сам процесс развития физических, специальных и личностных качеств, формирования военно-прикладных навыков и основывается на мотивации военнослужащих к физическому совершенствованию, их активности, умении организовать свою деятельность в соответствии с поставленными целями.

Результативная функция, характеризующая результативную сторону формирования физической готовности военнослужащих, основывается на умении прогнозировать результаты своей работы, способности

анализировать и корректировать свое физическое развитие, своё самосовершенствование, уровне развития физических и личностных качеств, двигательных навыков.

Структурными компонентами профессионализма военнослужащих выступают: дея-тельностный компонент, подразумевающий выполнение военнослужащими всех нормативных требований по физической подготовке с учетом возраста, пола, рода деятельности, способность проектировать свое физическое совершенствование; личностный компонент - набор психологических качеств (общих и специфических), убеждения, ценности, взгляды, мотивы, установка военнослужащих на физическую готовность к военно-профессиональной деятельности, совокупность специальных знаний; коммуникативный компонент, обеспечивающий взаимодействия военнослужащих с сослуживцами, с собственным «Я», командирами (начальниками) в процессе физической подготовки с учетом требований руководящих документов, норм спортивной этики и нравственности. Выделенные структурные компоненты тесно взаимосвязаны и своей совокупностью обеспечивают эффективное решение задач военной службы.

Поскольку компоненты структуры профессионализма военнослужащих характеризуют только содержательную сторону его формирования, актуализируется вопрос о выборе критериев и показателей их выраженности, а также обоснования уровней сформированности.

Учитывая, что критерий - «мерило оценки, суждения» [4, с. 263] и ориентируясь на функции профессионализма военнослужащего, мы выделили ценностно-смысловой, коммуникативный, нормативный, преобразовательный и результативный критерии профессионализма военнослужащего.

Каждый критерий включает в себя показатели, которые служат оценочным основанием для определения уровня сформи-рованности профессионализма. Например, показателями ценностно-смыслового критерия являются: осознание социальной значимости формирования своей физической готовности к решению задач военной служ-

бы и профессионализма в целом; осознание и принятие необходимости всестороннего личностного развития средствами физической подготовки.

Показателями коммуникативного критерия выступают: наличие и практическое применение умений и навыков общения в процессе физической подготовки и всей военно-профессиональной деятельности в целом. Нормативный критерий включает в себя следующие показатели: осознание и принятие нормативных требований к физической подготовленности военнослужащего; знание ведомственных руководящих документов, регулирующих физическую подготовку; практическое выполнение указанных требований и норм.

Показателями преобразовательного критерия являются: умение чётко определять перспективные и текущие цели в развитии физических и личностных качеств, формировании навыков, освоении знаний; активность в процессе формирования физической готовности и профессионализма в целом; организация своей деятельности по формированию профессионализма средствами физической подготовки.

Показатели результативного критерия: прогнозирование результатов физического и личностного совершенствования; анализ и корректировка деятельности по формированию физической готовности; сформиро-ванность знаний, физических качеств и двигательных навыков в соответствии с требованиями руководящих документов.

Объективным основанием для определения уровней сформированности профессионализма военнослужащих в нашем исследовании послужили положения четырехуровневой модели развития целостности изучаемого феномена в рамках научной школы профессора В. С. Ильина [13].

Опираясь на указанные положения, мы выделили четыре уровня сформированно-сти профессионализма военнослужащего: низкий, допустимый, стабильный, высокий. Каждый из уровней характеризует изменение функционирования профессионализма в структуре личности военнослужащего: ценностно-смысловой функции - от безразлич-

ного отношения к формированию физической готовности к решению учебно-боевых и других задач, поставленных военно-профессиональной деятельностью, на низком уровне до осознания и принятия необходимости развития физических и личностных качеств, формирования военно-прикладных навыков и получения специальных знаний в целях повышения боеспособности ВС РФ на высоком уровне; коммуникативной функции - от незнания нормативно обусловленных способов взаимодействия в процессе физической подготовки и нежелания формировать умения и навыки общения на низком уровне до их полной реализации при проведении различных форм физической подготовки на высоком уровне; нормативной функции - от отсутствия желания знать положения руководящих документов, регламентирующих физическую подготовку, на низком уровне до осознанного выполнения нормативных требований на высоком уровне; преобразовательной функции - от неумения ставить перед собой цели в формировании физической готовности к решению разнообразных задач военной службы на низком уровне до способности организовать свою активную деятельность по физическому и личностному развитию на высоком уровне; результативной функции - от неразвитых физических и личностных качеств, несформированности военно-прикладных навыков на низком уровне до их полной реализации в военно-профессиональной деятельности на высоком уровне.

Таким образом, обоснованная сущность педагогического потенциала физической подготовки позволит командирам (начальникам) воинских подразделений, а также другим должностным лицам, оказывающим им помощь в организации и проведении различных мероприятий физической подготовки, выстраивать процесс формирования профессионализма военнослужащих организованно, целенаправленно и научно обоснованно.

Литература

1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2003 [Электронный ресурс]: Мультимедиа-энциклопедия. - М., 2003. - 2 CD.

2. Крысин Л. П. Толковый словарь иностранных слов [Электронный ресурс] // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2003: Мультимедиа-энциклопедия. - М., 2003. - 2 CD.

3. Мясоедова Е. А. Подготовка студентов педвуза к исследованию педагогического потенциала среды: дис. ... канд. пед. наук. - Астрахань, 1997. - 220 с.

4. Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / под ред. Н. Ю. Шведовой. - 18-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1986. - 797 с.

5. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб.: Норинт, 2001. - 1536 с.

6. Словарь русского языка: в 4-х т. / под ред. А. П. Евгеньевой. - 4-е изд. - М.: Русский язык, Полиграфресурсы, 1999. - Т.3. - 752 с.

7. Митрахович В. А. Развитие педагогического потенциала воинского социума в формировании профессионализма у военнослужащих контрактной службы: моногр. / науч. ред. Н. М. Борытко. - СПб.: Изд-во «ЛЕМА», 2012. - 411 с.

8. Концепция совершенствования физической подготовки в Вооруженных силах Российской Федерации до 2016 года (утверждена Министром обороны Российской Федерации 6 мая 2008 года).

9. Дубровский А. В. Физическая готовность человека к деятельности (сущность, проблемы, перспективы: моногр. - ЧГИФК, 2002. - 175 с.

10. Шейченко В. А. Физическая готовность военнослужащих в структуре боевой готовности войск // Прогнозирование в системе физической подготовки и спортивной тренировки. - Л.: ВДКИФК, 1987. - С. 91.

11. Терещенко С. Г. Формирование готовности к деятельности танкистов у курсантов учебных подразделений средствами и методами физической подготовки: дис... канд. пед. наук. - Л., 1978.

12. Митрахович В. А. Структура профессионализма военнослужащего // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2015. - №9-10 (104). - С. 64-69.

13. Ильин В. С. Формирование личности школьника (целостный процесс). - М.: Педагогика, 1984. - 144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.